Научная статья на тему 'Компаративный анализ русского и западного рока'

Компаративный анализ русского и западного рока Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1627
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рок / рок-поэзия / рок-музыканты / социокультурная ситуация / словесно-звуковой образ / Россия / Запад / сравнительное исследование. / fate / rock poetry / rock musicians / sociocultural situation / verbal and sound image / Russia / the West / comparative research.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ма Вэйхун

В статье представлен сравнительный анализ русского и западного рока, представленный в различных аспектах: исторические условия возникновения и развития, социокультурный статус, идейно-художественное содержание, индивидуальность рок-музыканта. На формирование и развитие российского рока, возникшего намного позже, чем западный, в различной степени оказывали влияние социальные, политические, культурные и другие факторы, отличающиеся от аналогичных условий в западных капиталистических странах. Именно это и обусловило уникальность и неповторимость феномена русского рока. В статье делается вывод, что русский рок сочетает в себе различные формы искусства (поэзия, музыка и сценическое искусство), представляет богатое и разнообразное сочетание западных рок-элементов и элементов этнической музыкальной культуры (например, русской народной музыкальной культуры, городских песен, народных песен и т. д.), его отличительной особенностью является формирование целостного словесно-звукового художественного образа, а также формирование и обогащение этого образа в процессе непосредственного исполнения, творцы русских рок-текстов не только продолжают и развивают реалистические традиции, но и интегрируют принципы романтизма и даже авангарда, используют модернистские и постмодернистские техники, поэтому русские рок-тексты являются в большей текстуально сложными, чем западные, а рок-поэзия постепенно становится независимым поэтическим жанром в истории русской литературы. В качестве прекрасного примера музыкальной поэзии русский рок стал «золотым фондом» культуры, который выдержал испытание временем и стал сокровищем русской национальной культуры. Глубокие эмоции, содержащиеся в русском роке, понятный музыкальный язык, дух свободы и идеалов, которые не будут уничтожены ни в одну эпоху – все это способствовало органичной интеграции рока в русской культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of Russian and Western rock

The article provides a comparative analysis of Russian and Western rock, presented in various aspects: historical conditions of emergence and development, sociocultural status, ideological and artistic content, individuality of rock musician. The formation and development of Russian rock, which arose much later than the Western rock, were influenced to varying degrees by social, political, cultural and other factors different from similar conditions in Western capitalist countries. This is what led to the uniqueness and singularity of the phenomenon of Russian rock. The article concludes that Russian rock combines different forms of art (poetry, music and stage art), presents a rich and diverse mix of western rock elements and elements of ethnic music culture (e.g. Russian folk music culture, urban songs, folk songs, etc.), its distinctive feature is the formation of a holistic verbalsound artistic image, and forming and enriching the image during direct execution, creators of Russian rock texts not only continue and develop realistic traditions but also integrate the principles of romanticism and even vanguard, use modernist and postmodern techniques, therefore, Russian rock texts are more textually complex than Western ones, and rock poetry gradually becomes an independent poetry genre in the history of Russian literature. As a beautiful example of musical poetry, Russian rock became «a golden fund» of culture, which stood up against the test of time and became treasure of Russian national culture. The deep emotions contained in Russian rock, the clear musical language, the spirit of freedom and ideals that would not be destroyed in any era – all this contributed to the organic integration of rock in Russian culture.

Текст научной работы на тему «Компаративный анализ русского и западного рока»

DOI 10.24411/2658-7866-2019-10016 УДК 82.0

Ма Вэйхун https://orcid.org/0000-0003-1302-5509

Компаративный анализ русского и западного рока

В статье представлен сравнительный анализ русского и западного рока, представленный в различных аспектах: исторические условия возникновения и развития, социокультурный статус, идейно-художественное содержание, индивидуальность рок-музыканта. На формирование и развитие российского рока, возникшего намного позже, чем западный, в различной степени оказывали влияние социальные, политические, культурные и другие факторы, отличающиеся от аналогичных условий в западных капиталистических странах. Именно это и обусловило уникальность и неповторимость феномена русского рока. В статье делается вывод, что русский рок сочетает в себе различные формы искусства (поэзия, музыка и сценическое искусство), представляет богатое и разнообразное сочетание западных рок-элементов и элементов этнической музыкальной культуры (например, русской народной музыкальной культуры, городских песен, народных песен и т. д.), его отличительной особенностью является формирование целостного словесно-звукового художественного образа, а также формирование и обогащение этого образа в процессе непосредственного исполнения, творцы русских рок-текстов не только продолжают и развивают реалистические традиции, но и интегрируют принципы романтизма и даже авангарда, используют модернистские и постмодернистские техники, поэтому русские рок-тексты являются в большей текстуально сложными, чем западные, а рок-поэзия постепенно становится независимым поэтическим жанром в истории русской литературы. В качестве прекрасного примера музыкальной поэзии русский рок стал «золотым фондом» культуры, который выдержал испытание временем и стал сокровищем русской национальной культуры. Глубокие эмоции, содержащиеся в русском роке, понятный музыкальный язык, дух свободы и идеалов, которые не будут уничтожены ни в одну эпоху - все это способствовало органичной интеграции рока в русской культуре.

Ключевые слова: рок, рок-поэзия, рок-музыканты, социокультурная ситуация, словесно-звуковой образ, Россия, Запад, сравнительное исследование.

Ma Weihong

Comparative analysis of Russian and Western rock

The article provides a comparative analysis of Russian and Western rock, presented in various aspects: historical conditions of emergence and development, sociocultural status, ideological and artistic content, individuality of rock musician. The formation and development of Russian rock, which arose much later than the Western rock, were influenced to varying degrees by social, political, cultural and other factors different from similar conditions in Western capitalist countries. This is what led to the uniqueness and singularity of the phenomenon of Russian rock. The article concludes that Russian rock combines different forms of art (poetry, music and stage art), presents a rich and diverse mix of western rock elements and elements of ethnic music culture (e.g. Russian folk music culture, urban songs, folk songs, etc.), its distinctive feature is the formation of a holistic verbalsound artistic image, and forming and enriching the image during direct execution, creators of Russian rock texts not only continue and develop realistic traditions but also integrate the principles of romanticism and even vanguard, use modernist and postmodern techniques, therefore, Russian rock texts are more textually complex than Western ones, and rock poetry gradually becomes an independent poetry genre in the history of Russian literature. As a beautiful example of musical poetry, Russian rock became «a golden fund» of culture, which stood up against the test of time and became treasure of Russian national culture. The deep emotions contained in Russian rock, the clear musical language, the spirit of freedom and ideals that would not be destroyed in any era - all this contributed to the organic integration of rock in Russian culture.

Key words: fate, rock poetry, rock musicians, sociocultural situation, verbal and sound image, Russia, the West, comparative research.

Рок как музыкальный феномен возник в Соединенных Штатах Америки в 50-е годы XX века, после чего началось его распространение по всему миру. По сравнению с запад-

ным роком, путь русского рока начался достаточно поздно. На формирование и развитие российского рока в различной степени оказывали влияние социальные, политические,

© Ма Вэйхун, 2019

культурные и другие факторы, отличающиеся от аналогичных условий в западных капиталистических странах. Именно это и обусловило уникальность и неповторимость феномена русского рока. Известный российский музыкальный критик и историк Илья Смирнов назвал русский рок новой эстетикой, возникшей под влиянием западных веяний, но трансформированной в русской культуре, следствием чего стало появление принципиально иного «национального рока» [4, с. 9]. Несмотря на то что российские ученые уже осуществили множество исследований русской рок-культуры в различных аспектах и с разных точек зрения, в настоящее время различие между русским роком и западным роком, характеристики русского рока и процесса его формирования, а также культурные атрибуты русского рока исследованы недостаточно, поскольку данный феномен требует комплексного, систематического анализа и данные вопросы являются ключевыми проблемами изучения российской рок-культуры. В данной статье мы рассмотрим проблему соотношения русского и западного рока и попытаемся дать их сравнительный анализ.

Исторический фон возникновения

и развития русского и западного рока

В середине 50-х годов XX века, после Второй мировой войны Соединенные Штаты вступили в период относительной стабильности и процветания, а после восстановления и преобразования страны экономика перешла в фазу бурного развития, что обеспечивало социальную стабильность. В силу разного воспитания и разных условий формирования личности между старым и новым поколениями возникли существенные различия в мышлении, восприятии мира, целевых установках, хобби и образе жизни. Новое поколение желает независимости, личной свободы, а уникальный энтузиазм рока как нельзя лучше отвечает потребностям мятежного менталитета молодежи и ее стремлением к самовыражению.

В отличие от другой стороны планеты, в Советском Союзе, в то время была совершенно другая картина. После смерти Сталина, с наступлением периода «оттепели», требования партийного духа, идеологических принципов и гласности стали более гибкими. Контроль партии над культурным полем также

оказался ослаблен. Возникло разнообразие литературного и художественного творчества, допускающая даже элементы «девиантного» поведения [11, с. 582]. Однако начиная с середины 1960-х годов период «оттепели» закончился, и недавно ожившая советская экономика становится в высшей степени нестабильной: массовые военные расходы, огромные поставки энергии, увеличение инфляции привели социально-культурное развитие Советского Союза в период «застоя».

Музыкальная культура Советского Союза в основном развивалась по принципу «рациональности и порядка». Еще в 1920-е годы «Российская ассоциация пролетарских музыкантов» (РАПМ) была определена как «яростно антисовременная, антизападная, анти-джазовая и часто антиклассическая» [10, с. 76-77]. Остаточные явления этой музыкальной тенденции наносили серьезный ущерб здоровому развитию советской музыки и искусства. После 50-х годов провозглашенный «широкий выбор форм искусства» [11, с. 585-586] привел к незначительному расширению диапазона поисков в советской музыке, но главную роль в ней по-прежнему играли советская музыка, классическая музыка, песни о революции, воспевающие славные традиции и советские профессиональные музыкальные произведения на «серьезные темы». В 1960-х годах, когда в Советском Союзе стал происходить активный обмен с иностранными культурами, западная современная музыка начала проникать в Советский Союз. Когда рок попал в Советский Союз, это вызвало протест у многих людей: как долго эта странная музыка может существовать в Советском Союзе? Большинство людей считали, что эта «экзотическая музыка» не сможет акклиматизироваться на советской территории и скоро умрет. Однако неожиданно жизнеспособность рока в Советском Союзе оказалась настолько велика, что с течением времени данный музыкальный феномен не только не умер, но и начал укореняться в почве русской культуры: после слияния с ней возник русский рок, оказавший мощное влияние на последующие поколения.

В России слово «рок» как музыкальный термин оказалось омонимом традиционному русскому слову «рок»: рок как иностранное слово - это форма музыки; обобщающее название ряда направлений популярной музыки, характеризующееся ритмом и большой

плотностью звука, с другой стороны, рок - это русское слово «судьба», преимущественно несчастливая, невезение и обреченность, вызывающее закономерные ассоциации со словами «пророк» и «пророчество». Возможно, это совпадение не случайно, оно как бы мистически предопределило судьбу рока в России: после рождения на западе «биография рока» дошла до Советского Союза, она пережила необычную встречу, которая оказалась судьбоносной для многих российских рок-музыкантов, рок предопределил уникальную судьбу разных людей, выбравших рок и сознательно действующих как рупор поколения молодых людей, отдавая этому занятию много сил и даже рискуя личной репутацией.

Социально-культурный статус рока

После Второй мировой войны рок в Соединенных Штатах, ставший своего рода слиянием «черной музыки» и «белой музыки», сразу получил стремительное развитие как новый стиль музыки. Критики сравнивали стремительность распространения рока с пожаром в прерии: как только рок появляется, он быстро распространяется в другие страны мира, а затем образует мощный музыкальный поток, который оказывает влияние на современную музыку. Существует две основные причины быстрого развития рока в западном мире. Во-первых, рок представляет собой стремление к свободе, равенству и говорит не только голосом молодого поколения, но и способствует консолидации всех людей. Социальная и культурная значимость рока заключается в том, что он не только способствует устранению этнических и культурных барьеров, но также сильно влияет на состояние американской музыки. Кроме того, рок сам по себе имеет и потенциальную коммерческую ценность, которая была своевременно и максимально использована, и рок очень быстро заполонил американский музыкальный рынок: в США, Великобритании и других странах появились яркие рок-звезды, представляющие явный коммерческий интерес для музыкальной индустрии. Таким образом, рок в западных странах получил практически «законный статус», и хотя он периодически подвергается критике, это не влияет на процветание и развитие рок-культуры.

В 60-80-е г. процесс выживания рока в Советском Союзе трудно называть благополучным. Честно говоря, первое появление рока вызвало горячий интерес рок молодых людей в Советском Союзе не потому, что он передает какое-то важное идейное содержание, но из-за новизны музыкального стиля и специфики сценических выступлений. Несмотря на это, поскольку рок - это музыка, которая распространилась из западных капиталистических стран, ему неизбежно придавались некоторые политические и идеологические оттенки в социалистическом Советском Союзе, и он считался «нездоровой музыкой» и даже «представителем империалистической культуры». Не случайно люди обычно получали музыкальные записи рока через секретный канал из-за границы и были в основном из тех богатых семьей, члены которых имели возможность поехать за границу. Полученные музыкальные записи рока также распространялись «секретными» способами (через черный рынок) и зачастую предназначались исключительно для домашнего прослушивания. Способ исполнения и распространения рок-песен в Советском Союзе также был очень ограничен: рок-певцы (группы) в основном распространяли свои собственные песни в форме «живых концертов» и на студенческих литературных вечерах. Чтобы обеспечить безопасность рок-певцов, количество зрителей на «живом концерте» было очень незначительно (обычно всего несколько человек), и только человек, которому рок-певец мог доверять, имел право присутствовать на мероприятии. Это вызывало недовольство многих рок-музыкантов, которые находились на «периферии» социальной и политической жизни, принадлежащих к маргинальной группе общества и вынужденных работать только на низкооплачиваемых работах (санитары в домах престарелых, работники лифтов и котельных и другие, не требующие особых профессиональных навыков рабочие специальности). В то время официальное освещение в СМИ информации о роке было крайне ограниченным, особенно в отношении информации о западном роке, которую можно увидеть только в подпольных рок-публикациях. Однако из-за таких проблем, как официальное давление и нехватка средств, эти подпольные издания имели очень короткий «период жизни» и не-

большой объем тиражей. И только в середине 1980-х годов рок наконец вышел из «подполья», постепенно приобрел законный статус, с этого времени стали даваться открытые рок-концерты для большой аудитории на официальных аренах, в клубах, концертных залах, на стадионах, рок-музыканты получили возможность записывать альбомы, книги, антологии рок-поэзии и т. д. Советские рок-группы могли даже выехать за границу, чтобы проводить концерты или соревноваться с зарубежными рок-музыкантами.

Различное содержание русского и западного рока

В целом, западный рок ценит форму, а русский рок-слова песни. С точки зрения самовыражения, западные рок-песни изначально отражали жизненный опыт молодых людей. Американский музыкант Пол Фридландер отметил, что первое поколение американских рок-певцов создало «игровую» лирику, которая в основном представляла жизненный опыт поколения молодых людей после войны: романтические переживания, любовь, карнавальные танцы, намеки на либидо и сама рок-музыка. Второе поколение певцов, представленное Элвисом Пресли, в то время было восторженно встречено молодежью, потому что его представители выражали в своем творчестве романтическую любовь молодых людей, что не могло не привлекать молодежную аудиторию [9 , с. 14]. С непрерывным развитием рок-музыки, связь между социальными движениями стала более близкой, творческие темы стали более разнообразными, они отражали стремления и мечты молодых людей, освобождение личности, выбор жизненного пути, стремление к свободе и любви, кроме того, рок затрагивал и социальные темы, актуальные для молодых людей: антивоенный пафос, гражданские права, стремление к миру и справедливости. Западные рок-песни создавались по принципу: «Конфликт «религия -секс» - мотор всего западного рока: попробуйте «открыть» его, и погаснут почти все ярчайшие звезды» [7, с. 6].

В Советском Союзе рок издал «освободить» совершенно другой голос и в совершенно другом контексте. С одной стороны, в Советском Союзе не было религиозных конфликтов, расизма, эксплуататоров и других

«раздражителей» для западной молодежи; с другой стороны, социальная среда Советского Союза в то время была относительно закрытой, и молодежь могла открыто признавать и принимать рок. Быстрое расширение рока превратило его в мощную социальную силу, воздействующую на огромную подростковую и молодежную аудиторию. Рок является выражением духовного освобождения, которое играет важную роль в просвещении молодых людей, в их стремлении к самосознанию и формированию критического мышления. «Если эстетический стержень западного рока, его основной инструмент - это ритм, то у нас таковым стало слово» [7, с. 7].

Евгений Мочулов, генеральный директор «Театра ДДТ» так охарактеризовал своеобразие русского рока: «Помню на гастролях в Израиле у нас допытывались: «Чем отличается рок-н-ролл по-русски от общемирового?» Мы отвечали, что рок-н-ролл по-русски - это, прежде всего, честность, искренность, особое внимание к слову. И с этих позиций отец рок-н-ролла, конечно же, Владимир Семенович Высоцкий. С этим и Юрий Юлианович, и Костя Кинчев согласны. Не громкие барабаны, не традиционные рок гитары, а именно слово. Вначале в русском рок-н-ролле было слово» [5]. Одним словом, «русский рок - это ставка на слово» [3, с. 224].

Что касается рока, советские рок-музыканты пишут и поют совершенно по-другому, как отмечает музыкальный критик и культуролог С. Волков: «Рокеры пели об отчуждении молодых от советского общества, воспринимавшегося ими как лицемерное и враждебное, об их недоверии к официальной системе ценностей и о смутных поисках альтернативных путей самовыражения» [1, с. 617]. Т. Чередниченко отмечает, что русский рок «вначале был пророком поневоле (противостоя эстрадному официозу), затем превратился в добровольного проповедника» [8, с. 224], он расширяет «границы духовного мира и открывающему путь к внутреннему самопознанию человека» [6]. Тем не менее, мы считаем, что эта последняя особенность свойственна не только русскому року, но и является характерной чертой лучших произведений западного классического рока. Кроме того, из-за различия социальной и политической систем популярные в западном рок-

движении темы сексуальной революция и образа жизни наркоманов в социалистическом Советском Союзе были отвергнуты и подвергнуты критике, и, естественно, они не были приняты советскими рок-музыкантами.

Личность рок-музыканта

Рок-группа советских времен рождалась в университетском городке, а основателем рок-группы обычно был студент. По сравнению с западными рок-певцами, советские рок-музыканты обладают высоким литературным и культурным уровнем. Русский народ с любовью относится к национальной литературе и поэзии, и советское правительство всегда обращало большое внимание на качество культурного образования студентов. Поэтому творцы рок-текстов имеют высокий уровень литературных учебных и письменных навыков, они не только продолжают и развивают реалистические традиции при создании своих текстов, но и интегрируют принципы романтизма и даже авангарда, используют модернистские и постмодернистские техники. Все это придает русским рок-текстам лирический и поэтический характер, по сравнению с Западом, русские рок-тексты являются в большей степени литературными и текстуально сложными. С этой точки зрения, текст рок-песни по сути становится поэзией, и рок-поэзия постепенно становится независимым поэтическим жанром в истории русской литературы.

В то же время следует признать, что в целом в стиле музыки советский рок всегда шел по стопам западного рока, всегда находясь в состоянии подражания, изучения и обучения. Советский рок-музыкант провел ряд экспериментов музыкально-стилистических экспериментов, интегрировал в рок-текст ряд фольклорных элементов и тональностей, но все же не создал уникальную, оригинальную, принадлежащую исключительно России культуру, не создал новый жанр рок-музыки или новую музыкальную концепцию. Поэтому некоторые ученые даже утверждали, что «если говорить о музыкальном новаторстве в чисто техническом смысле, русский рок не нес в себе ничего принципиального нового» [2], не говоря уже о том, что в определенной степени инновации российского рока в музыкальных технологиях сильно отстают от западного рока. Такой ре-

зультат получился отчасти потому, что для советского рок-музыканта был затруднен личный профессиональный рост в силу недостаточно совершенного технического оборудования и долгого отсутствия официальной поддержки со стороны культурной власти.

В целом русский рок сочетает в себе различные формы искусства (поэзия, музыка и сценическое искусство), представляет богатое и разнообразное сочетание западных рок-элементов и элементов этнической музыкальной культуры (например, русской народной музыкальной культуры, городских песен, народных песен и т. д.), его выдающейся особенностью является формирование целостного словесно-звукового художественного образа, а также формирование и обогащение этого образа в процессе непосредственного исполнения. В качестве прекрасного примера музыкальной поэзии русский рок стал «золотым фондом» культуры, который выдержал испытание временем и стал сокровищем русской национальной культуры. Глубокие эмоции, содержащиеся в русском роке, понятный музыкальный язык, дух свободы и идеалов, которые не будут уничтожены ни в одну эпоху -все это мы называем русским роком. Именно это способствовало его органичной интеграции в русской культуре.

Библиографический список

1. Волков, С. История культуры Санкт-Петербурга [Текст] / С. Волков. - М. : Эксмо, 2007. - 608 с.

2. Данилов, Д. А. Споры о русском роке [Электронный ресурс] / Д. А. Данилов. - Режим доступа: //http://artrecords.ucoz.com/ риЬ1/3-1-0-52. - (Дата обращения: 03.10.2019).

3. Дидуров, А. А. Четверть века в роке. Записки из андеграунда [Текст] / А. А. Дидуров. - М. : Эксмо, 2005. - 349 с.

4. Смирнов, И. Время колокольчиков. Жизнь и смерть русского рока [Текст] / И. Смирнов. - М. : Инто, 1994. - 264 с.

5. Снигирева, Т. А., Снигирев, А. В. О некоторых чертах рок-поэзии как культурного феномена [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fedy-diary.ru/Go1d/books-r/poeza2.htm. -(Дата обращения: 23.06.2019).

6. Сыров, В. Н. Об одной антиномии рок-культуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www/peop1e.nnov.ru/syrov/Rus/Anti.htm. - (Дата обращения: 23.06.2019).

7. Троицкий, А. К. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е [Текст] / А. К. Троицкий. - М. : Искусство, 1991. - 215 с.

8. Чередниченко, Т. В. Между «Брежневым» и «Пугачевой». Типология советской массовой культуры [Текст] / Т. В. Чередниченко. - М. : РИК «Культура», 1993. - 215 с.

9. и^-тшш^ш : ШШ : , 2013^.

10. ШШт-ШЖЖ:

(1919-1970)»(±), ЖШ±±, 1979^.

11. тяш-тштятш. ц&тшш:

2013^.

12. KMÜ : «^ЯЖМШЩ-

2008

^Ш4т,Ш44Ж.

Reference List

1. Volkov, S. Istorija kul'tury Sankt-Peterburga=History of culture in St. Petersburg [Tekst] / S. Volkov. - M. : Jeksmo, 2007. - 608 s.

2. Danilov, D. A. Spory o russkom roke=Disputes about Russian rock [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: //http://artrecords.ucoz.eom/publ/3 1 0 52. - (Data obrashhenija: 03.10.2019).

3. Didurov, A. A. Chetvert' veka v roke. Zapiski iz andegraunda=A quarter of a century in rock. Notes from underground [Tekst] / A. A. Didurov. - M. : Jeksmo, 2005. - 349 s.

4. Smirnov, I. Vremja kolokol'chikov. Zhizn' i smert' russkogo roka=Bell time. Life and death of

Russian rock [Tekst] / I. Smirnov. - M. : Into, 1994. -264 s.

5. Snigireva, T. A., Snigirev, A. V. O nekotoryh chertah rok-pojezii kak kul'turnogo fenomena=About some features of rock poetry as a cultural phenomenon [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.fedy-diary.ru/Gold/books-r/poeza2.htm. - (Data obrashhenija: 23.06.2019).

6. Syrov, V. N. Ob odnoj antinomii rok-kul'tury=About one antonomy of rock culture [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// www/people.nnov.ru/syrov/Rus/Anti.htm. - (Data obrashhenija: 23.06.2019).

7. Troickij, A. K. Rok v Sojuze: 60-e, 70-e, 80-e=Rock in the Union: 60-s, 70-s, 80-s [Tekst] / A. K. Troickij. - M. : Iskusstvo, 1991. - 215 s.

8. Cherednichenko, T. V. Mezhdu «Brezhnevym» i «Pugachevoj». Tipologija sovetskoj massovoj kul'tury=Between "Brezhnev" and "Pugachiova." Typology of Soviet mass culture [Tekst] / T. V. Cherednichenko. - M. : RIK «Kul'tura», 1993. - 215 s.

9. <mm-.

itiffitt, 2013¥.

10.

( 19191970 itiffitt, 1979¥.

11. ^%-mrn.m: mms»» (mm.), m n^s,

±)S : , 2013¥.

12. KMH:

2008^4$,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.