В статье представлены результаты анализа международной законодательной базы, регламентирующей права граждан в области охраны здоровья, а также контент-анализ нормативно-правовых актов и правоприменительной практики по обеспечению прав пациентов в развитых странах мира. Проанализировано 28 русскоязычных и 47 англоязычных литературных источников. Выявлено, что проблемы реализации прав пациентов при получении ими медицинской помощи становятся актуальными по мере развития систем здравоохранения и роста требований граждан к государству и медицинским учреждениям в области охраны здоровья и предоставления медицинских услуг. При этом степень гражданской активности по обеспечению прав потребителей медицинских услуг прямо коррелирует с уровнем социального благополучия и относительно неплохим решением проблемы бедности в стране.
Ключевые слова: права пациентов; международное законодательство; компаративный анализ.
УДК 614.253.83:34
КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ ПАЦИЕНТОВ НА ПОЛУЧЕНИЕ ДОСТУПНОЙ И КАЧЕСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
© 2011 г. Т. Г. Светличная, О. А. Цыганова,
*В. К. Зинькевич
Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск *Мурманский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, г. Мурманск
Осознание необходимости законодательного закрепления прав пациентов, а также разработки и совершенствования способов защиты этих прав возникло в далеком прошлом. Самые первые упоминания
о них мы находим уже в своде законов Хаммурапи (1980—1952 г. до н. э.), защищавших население от недобросовестных лекарей и людей, выдававших себя за медиков, не имея для этого необходимых знаний и навыков [19, 32]. Определенная система компенсации за причинение пациентам врачами телесного ущерба существовала в Древнем Риме. При этом римское право разграничивало санкции, налагавшиеся на врача при намеренном и случайном причинении ущерба пациенту [1]. Однако вплоть до середины XX века в законодательствах всех стран мира отсутствовало упоминание о праве человека на охрану здоровья.
Важным вкладом в создание системы обеспечения и защиты прав граждан на охрану здоровья явилось принятие Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека, в которой ст. 25 посвящалась правам человека на охрану здоровья и качественное медицинское обслуживание [4]. Декларация положила начало появлению целого ряда правовых документов международного уровня: Конвенции основных прав и свобод человека (1950) [15], Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966) [18], Хартии по правам больничных пациентов, разработанной комитетом Европейского экономического сообщества (1979), Резолюции Ассамблеи ВОЗ «О задаче достижения здоровья для всех к 2000 г.» (№ 30.43 от 19.05.1977), Алма-Атинской декларации ВОЗ (12.09.1978), Лиссабонской декларации по правам пациентов (документ № 17Н, сентябрь 1981 г.), Амстердамской декларации о политике в области обеспечения прав пациента в Европе (ВОЗ, 28—30.03.1994), Копенгагенской декларации ЕвроВОЗ (30—31.05.1994), Конвенции «О защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины» Совета Европы (1996), Люблянской хартии по реформированию здравоохранения в Европе (ВОЗ, 1996), стратегии ВОЗ «Здоровье для всех в 21 веке» (1998) и др. [2, 3, 6, 7, 20, 28].
Дальнейшее развитие эта проблема получила в «Основах концепции прав пациента в Европе: общие положения», принятых Европейским консультативным совещанием ВОЗ по правам пациента, проходившим в Амстердаме 28—30 марта 1994 года. Этот документ стал сводом основных принципов, направленных на поддержку и осуществление прав пациента на территории европейских государств — членов ВОЗ. Провозглашенная в Амстердамской декларации социальная политика опирается на многоступенчатую стратегию, включающую [21, 25]:
• принятие законодательных и подзаконных актов, определяющих права и обязанности пациентов, медицинских работников и учреждений здравоохранения;
• периодический пересмотр медицинских и других профессиональных кодексов, хартий прав пациентов и аналогичных документов, созданных на основе согласия и взаимопонимания между представителями граждан, пациентов, медицинских работников и политиков;
• развитие сотрудничества между потребителями и производителями медицинских услуг, учитывающего различие взглядов здоровых и больных граждан;
• оказание поддержки со стороны правительства в создании и работе неправительственных общественных организаций, деятельность которых связана с отстаиванием прав пациентов;
• привлечение средств массовой информации к информированию населения по правам потребителей медицинских услуг;
• обеспечение условий для проведения исследований по оценке и документированию эффективности законодательных и других мер и инициатив, предпринимаемых различными странами в области соблюдения прав пациентов.
Амстердамская декларация впервые утвердила права пациентов на получение качественной медицинской помощи (п. 5.1.), информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (п. 5.3.), отказ от медицинского вмешательства (п. 3.1.), выбор врача (п. 3.2.), консультации других специалистов (п. 2.7.), получение информации о состоянии своего здоровья и своих правах (п. 2.2., п. 6.5.), конфиденциальность информации о пациенте и его здоровье (п. 4.1.—4.3.), уважение к личности пациента и гуманное обращение с ним (п. 1.1.), облегчение боли, страданий (п. 5.10.), пастырскую помощь, отправление религиозных обрядов (п. 5.9.), информированное согласие на участие в научных исследованиях (п. 3.10.), представительство своих интересов на всех уровнях системы здравоохранения (п. 5.2.), защиту прав пациента в судебных инстанциях (п. 6.5.), гарантированную защиту от любых форм дискриминации, включая связанные с наличием у них каких-либо заболеваний (п. 1.1.—1.6.) [7].
В 1999 году на 45-й сессии Европейского Комитета по здравоохранению (European Health Committee) были приняты Рекомендации странам-членам ЕС по обеспечению активного участия граждан в процессе принятия решений по вопросам здравоохранения. В апреле 1999 года на проходившем в Копенгагене совещании, организованном ВОЗ, Советом министров Северных стран Европы и Школой общественного здравоохранения Северных стран, была выдвинута идея о создании Европейской сети по правам пациентов (Patients Rights network), в дальнейшем переименованной в Европейское партнерство по защите прав пациентов и гражданских полномочий (European Partnership for Patients Rights and Citizen Empowerment, EPPRCE). Основная задача EPPRCE заключалась в организации площадки для постоянных дебатов всех заинтересованных в деле
охраны здоровья населения сторон: национальных правительств, международных организаций, некоммерческих организаций пациентов, медицинских и юридических академических организаций, средств массовой информации и др. Важное значение в развитии этого направления деятельности имело принятие на европейском уровне Рекомендаций по развитию организационных структур участия граждан и пациентов в процессе принятия решений, относящихся к системе здравоохранения (The Recommendation on the Development of Structures for Citizen and Patient Participation in the Decision — Making Process affecting Health Care), принятых Комитетом министров Совета Европы в феврале 2000 года [62].
Спустя 6 лет, 24 мая 2006 года, Комитетом министров Совета Европы приняты Рекомендации по контролю за безопасностью пациентов и предотвращению нежелательных эффектов в области здравоохранения (Recommendation Rec (2006) 7 of the Committee of Ministers to member states on management of patient safety and prevention of adverse events in health care) [63].
Мировая практика обеспечения и защиты прав пациентов основана на правовых нормах конвенций и директив, резолюций и рекомендаций, принятых международными организациями. Современные системы медицинского права большинства стран мира своей основой имеют перечисленные международные документы. Однако законодательства разных стран отличаются между собой вследствие экономических, идеологических, исторических, политических, культурных особенностей их развития [27].
Все права пациентов, отраженные в международных документах, могут быть объединены в пять групп: права человека и человеческие ценности в области здравоохранения; информация и согласие на медицинское вмешательство; конфиденциальность и приватность; лечение и организация медицинской помощи; применение прав. Права пациентов, касающиеся организации медицинской помощи, включают:
• коллективное право пациентов на представительство своих интересов на всех уровнях системы здравоохранения в области планирования и оценки медицинских услуг;
• право на качественную медицинскую помощь, соответствующую высоким технологическим стандартам и принципам гуманизма в отношениях между пациентами и медицинскими работниками;
• право на справедливый отбор пациентов по медицинским показаниям, без дискриминации по любым причинам;
• право на перевод в другое медицинское учреждение с согласия пациента.
Обязательными условиями реализации этих прав являются: наличие действенных механизмов осуществления прав пациентов с ограничением процедурой, предусмотренной законом; обеспечение доступа к необходимой информации и возможностей пользоваться
советами, способствующими осуществлению прав; наличие независимых механизмов для обращения пациентов с жалобами для рассмотрения и вынесения решений в дополнение к процедуре обращения в суд; внимательное, справедливое, эффективное и незамедлительное рассмотрение жалоб и предоставление информации о результатах их рассмотрения [24, 28, 48, 60].
В 80—90-е годы ХХ века в отдельных европейских странах происходит активный процесс развития национальных законодательств по правам пациентов. Их цели, отраженные в норвежском законе о правах пациентов, заключаются в обеспечении населению равного доступа к медицинской помощи высокого качества посредством соблюдения прав пациентов в их взаимоотношениях со службами здравоохранения. Этот закон стал способом укрепления «основанных на доверии отношений между пациентом и службами здравоохранения, уважающими личную жизнь пациента, его неприкосновенность и человеческое достоинство» [32].
Формы, используемые развитыми странами для законодательного закрепления прав пациентов, весьма разнообразны. Они представлены нормами, закрепленными в Конституциях государств; законами, посвященными правам пациентов; кодексами профессиональной этики медицинских работников; соглашениями между органами власти и работниками здравоохранения; хартиями прав пациента и прочими нормативными актами.
Впервые в мире Закон о статусе пациента и его правах был принят в Финляндии в 1992 году. Он закрепил права пациентов на получение качественной медицинской помощи, информирование о состоянии здоровья, самостоятельное принятие решений о медицинском вмешательстве, а также определил статус несовершеннолетних, установив равенство их прав с совершеннолетними пациентами. Принципиальным нововведением явилось появление в штатах учреждений здравоохранения должности «омбудсмена», к которому пациенты могут обращаться в случаях возникновения проблем во взаимоотношениях с медицинским персоналом [30].
Спустя 2 года, в 1994 году, закон о правах пациентов (закон о медицинском договоре) принят Нидерландами. Он определил права на информированное согласие пациента, доступ к медицинской документации, сроки сохранения медицинских данных, конфиденциальность личной информации, правовое положение несовершеннолетних и недееспособных пациентов, юридическую ответственность медицинских работников [29].
Несколько позднее подобные законы ввели Израиль (1996) [59], Литва (1996), Исландия (1997), Дания (1998), Норвегия (1999), Грузия (2000), Франция (2002). Особенностью датского законодательства является сосредоточение внимания на соблюдении прав личности и принятие человеком самостоятельного решения по поводу собственного здоровья [5]. Закон
Франции о правах пациента наиболее полно отражает современную тенденцию широкого интегративного подхода к решению проблемы организации системы здравоохранения. Им определены не только права и ответственность пациентов, порядок формирования и функции их объединений, характер и условия их участия в деятельности системы здравоохранения, но и порядок разработки политики здравоохранения на общегосударственном и региональном уровнях, включая профессиональную ответственность, компетентность и непрерывность подготовки персонала здравоохранения, а также страхование по поводу риска, связанного с медицинским вмешательством, компенсации ущерба, наносимого здоровью пациента, и др. [7, 11, 23].
В ряде европейских стран положения о правах пациентов существуют не в виде самостоятельных законов, а представляют собой раздел основного закона в сфере здравоохранения [7, 11, 22]. Например, в Испании они являются составной частью федерального закона о здравоохранении (1986), в Португалии — закона об основных принципах здравоохранения (1990), в Греции — закона о модернизации и организации системы здравоохранения (1992), в Киргизстане — закона об охране здоровья нации (1992), в Словении — закона о деятельности по здравоохранению (1992), в Австрии — федерального закона о больницах (1993), в Белоруссии — закона об общественном здравоохранении (1993), в Словакии — закона о медицинском обслуживании (1994), в Грузии — закона о медицинской помощи (1997), в Люксембурге — закона о больничных учреждениях (1998), в Италии — закона о реализации национальной системы здравоохранения (1999). Некоторые положения о правах пациентов включаются также в национальные законы, посвященные охране здоровья отдельных групп населения (детей, пожилых, инвалидов), проведению научных исследований, переливанию крови и др.
Национальные нормативные правовые акты по правам пациентов дополняются положениями профессиональных кодексов, разрабатываемых при тесном сотрудничестве производителей и потребителей медицинских услуг. Примерами этому являются норвежский кодекс врачебной этики, принятый в 1997 году, французский кодекс медицинской этики (1995), положения относительно обязанностей врачей, разработанные Медицинским советом Великобритании в 1995 году [13].
Существенное значение в деле обеспечения и защиты прав пациентов принадлежат хартиям прав пациентов, принятым в отдельных странах. Они являются официальными документами, отражающими национальную политику в этой области, часто входят в состав пакета документов, регламентирующих распорядок работы медицинских учреждений [41]. Так, в Португалии закон, устанавливающий основные принципы национальной системы здравоохранения (1990), включает хартию пользователей. В Велико-
британии хартия пациентов (1991), посвященная их правам, содержит также положения о национальных и местных стандартах оказания медицинской помощи.
В настоящее время, по мнению иностранных ученых (Драгонец Я., Холлендер П. [8], Saltman R. [65], Collier J. [44], Cassels A. [43], Berman A. [34], основными проблемами в реализации прав пациентов являются: трудности в обеспечении доступности медицинской помощи, реализации права выбора врача / лечебного учреждения, привлечении к участию в обсуждении вопросов, связанных с обследованием и лечением.
Исследователи (Appeleby J. [33], Saltman R. [65], Oreskovic S. [58]) обращают внимание на тот факт, что полноценная реализация права на выбор врача и лечебного учреждения позволяет в целом изучить отношение потребителей медицинских услуг к системе здравоохранения и выявить удовлетворенность населения качеством медицинской помощи. В развитых странах по-разному предоставлены возможности пациентам выбрать лечащего врача [66]. В большинстве государств выбор врача или лечебного учреждения для планового медицинского вмешательства является недостаточно урегулированным законодательно. Так, в Дании, Испании, Италии, Нидерландах, Англии, Финляндии врач системы первичной медико-санитарной помощи обладает абсолютной компетенцией в решении вопроса о том, к кому направить пациента на обследование или стационарное лечение [67, 69]; в Австрии, Бельгии, Германии, Франции, Швеции пациенты имеют право прямо обращаться к врачам-специалистам без направления врача общей практики. В Бельгии, Люксембурге и Швейцарии пациенты имеют право свободно выбирать врача общей практики, врачей-специалистов и лечебное учреждение [68].
Дальнейшее развитие законодательства по правам пациентов в европейских странах заключается в совершенствовании и детализации провозглашенных ранее общих положений. Так, например, уточняются объем и форма предоставляемой пациенту информации о состоянии здоровья, необходимые меры соблюдения конфиденциальности этой информации, а также права пациентов отдельных возрастных групп, страдающих определенными видами заболеваний. Все большее внимание уделяется в законодательстве правам и обязанностям пациентов, а также обязанностям медицинских работников согласно требованиям профессиональной этики. На раскрытие этих положений в основном направлены дополнения и изменения, вносимые странами Европы в последнее десятилетие в нормативные акты по правам пациентов [26, 44, 72].
Для создания эффективной системы обеспечения и защиты прав пациентов существенное значение имеют не только юридические основы, но и используемые на практике формы и методы работы. В разных странах они значительно отличаются. Как правило, защита прав пациентов возложена на органы
государственной власти, которые согласно законодательству станы отвечают за обеспечение населения медицинской помощью. Пациенты могут обращаться с жалобами на недостатки медицинского обслуживания в правительственные органы и/или орган управления здравоохранением. Так, например, в Министерстве здравоохранения Израиля создано специальное бюро по рассмотрению претензий граждан к персоналу государственных медицинских учреждений. Бюро может рекомендовать Генеральному директору министерства вынести предупреждение врачу, на которого поступила жалоба, внести изменения в какие-либо административные процедуры или передать дело в суд [8, 16]. В Дании пациенты могут подавать жалобы на медицинское обслуживание в Национальный совет здравоохранения, Министерство здравоохранения и социальных дел, Государственный совет, а также парламентскому чиновнику, занимающемуся исключительно рассмотрением претензий граждан и даже самому президенту страны [47]. В Швеции с 1980 года действует Комитет доверия по здравоохранению и медицинским службам. В его функции входит содействие нормализации контактов между пациентами и работниками здравоохранения и оказание пациентам помощи в случае возникновения конфликтов при получении медицинской помощи. [9, 10]. При органах власти в провинциях Австрии организованы комитеты по информации и жалобам населения, в которые пациенты могут обращаться за защитой своих прав. В обязанности властных структур и официальных лиц, отвечающих за работу больниц, входит предоставление объяснений по жалобам пациентов [22].
Во Франции урегулирование конфликтов между пациентами и медицинскими работниками осуществляется на внутриведомственном уровне Комитетом по этике. В крупных государственных лечебнопрофилактических учреждениях Комитет по этике подчиняется заместителю директора больницы по лечебной работе, который занимается рассмотрением жалоб граждан на неудовлетворительное оказание медицинской помощи. Этический комитет осуществляет сбор жалоб (через специальный «почтовый» ящик) и ведет переписку с больными по существу жалобы. Деятельность комитета направлена на примирение сторон, контроль качества медицинской помощи и предотвращение судебных процессов по искам пациентов. После рассмотрения жалобы пациенту направляется письменный ответ со ссылкой на нормативные акты (Кодекс общественного здоровья Франции, Кодекс медицинской деонтологии французского врача и др.) с квалификацией конфликтной ситуации как правомерной или неправомерной. Одновременно пациенту приносятся извинения с уведомлением об ответственности, к которой привлекается врач. Штатный персонал такого комитета состоит из волонтеров из числа работников данного учреждения, которые в свободное время безвозмездно участвуют в его работе. Комитет располагает действенным механизмом влияния на медицинский персонал.
Так, в кодексах медицинской деонтологии (врачей, челюстно-лицевых хирургов, акушеров-гинекологов, медицинских сестер) предусматривается возможность приостановления лицензии или ее прекращения в случаях нарушения статей кодекса, что влечет за собой невозможность продолжения врачебной или сестринской практики [35].
Система обеспечения и защиты прав пациентов в европейских странах находится на разных стадиях развития. В большинстве государств она переживает период становления [12, 53]. Одной из наиболее налаженных, устоявшихся, эффективно охраняющих права пациентов является английская система. Она получила широкое распространение в странах Северной Европы, Новой Зеландии, Австралии и США.
В настоящее время в странах Европы отмечается активное развитие различных организационных структур, осуществляющих деятельность по защите прав и интересов пациентов. Так, в Финляндии граждане начинают оказывать все большее влияние на деятельность системы здравоохранения через выборные муниципальные комитеты здравоохранения. В Великобритании действуют выборные советы здравоохранения местных общин, защищающих права и интересы пациентов, а также два правовых института защиты прав пациентов. Один из них — государственный, представленный Парламентским уполномоченным по делам здравоохранения (Health Service Ombudsmen), другой — негосударственный (общественный), представленный Движением в защиту жертв медицинских ошибок (AVMA) [23, 31,
35, 42, 45, 54, 71, 74].
Несмотря на динамичное развитие системы обеспечения прав пациентов, в мире нет ни одной страны, где проблема обеспечения прав пациентов была бы полностью решена и которую можно было бы взять за образец. Во всех странах, даже там, где эта система достаточно развита, она находится в процессе непрерывного реформирования.
Наиболее общей тенденцией, проявляющейся в этой области в последнее время, является стремление использовать средства внесудебной защиты прав пациентов и находить пути для достижения компромиссов в конфликтах между пациентами и медицинскими учреждениями. Пациенты и их близкие, решившие обратиться в суд для отстаивания своих прав, испытывают существенные трудности. Они связаны с отсутствием у пациентов специальных медицинских знаний, возможностей самостоятельно определить конкретного виновника в ненадлежащей медицинской помощи, а также с наличием сложностей по формированию доказательной базы (истребование медицинской документации и т. д.). Кроме того, судебные разбирательства влекут за собой значительные финансовые затраты (оплата медицинских экспертиз), а сроки их проведения могут затягиваться до 4 — 6, а иногда 10 лет [17, 73].
В большинстве развитых стран степень риска для пациентов и врачей оценивается на основании
весьма ограниченного круга показателей: количества поступивших жалоб, числа и размеров проведенных страховых выплат (по данным Committee on ways and means US house of representatives, 1990) [23]. К сожалению, в доступной нам литературе отсутствуют сведения о результатах сравнительных исследований, посвященных эффективности различных способов обеспечения прав пациентов. Вполне вероятно, что таких исследований до сих пор не проводилось, так как учет нарушений прав пациентов ведется не во всех странах точно и в полном объеме. За рубежом информация об ответственности медицинских работников [38, 46, 51, 61] и защите прав пациентов [31,
52, 57, 64] регистрируется в банках данных начиная с 1986 года [40, 56, 75]. Однако из-за разобщенности существующих информационных баз она является весьма неполной [25]. Точность и достоверность данных о распространенности ненадлежащего оказания медицинских услуг зависит от выбора методологических и методических подходов к организации исследования. Это оказывает прямое влияние на возможность проведения межгосударственных сравнений систем организации оказания правовой помощи.
В последние годы проблеме ненадлежащего оказания медицинских услуг посвящаются многочисленные исследования ученых США, Канады, Польши, Германии, Великобритании и других стран. Наиболее известные результаты этих исследований представлены в работах Brazier M. (Канада) [39], Rozovsky Z. (Польша) [64], Yessian M. (Великобритания) [75]. По мнению M. Yessian, основное значение этих исследований заключается в определении количества пациентов, которым оказаны медицинские услуги ненадлежащего качества, а также факторов, влияющих на уровень распространенности некачественных медицинских услуг (возраст, пол, эмоционально-личностные расстройства и др.). По имеющимся данным, уровень распространенности ненадлежащего оказания медицинских услуг, повлекших неблагоприятные последствия для здоровья пациентов, колеблется в разных странах от 3 до
15 % от общего числа случаев оказания медицинских услуг [14]. По данным одних авторов [45, 49], распространенность ненадлежащего оказания медицинских услуг достигает максимального (до 70 %) уровня у пациентов пожилого возраста. Другие [50] доказывают, что распространенность ненадлежащего оказания медицинских услуг является максимальной в трудоспособном периоде, уменьшаясь с возрастом. Большинство исследователей [36, 37, 39] единодушны во мнении относительно значимо большей частоты случаев ненадлежащего оказания медицинских услуг женщинам по сравнению с мужчинами. При этом наибольшие гендерные различия отмечаются в возрасте 41—50 лет [41].
Согласно данным канадских исследователей [39], изучивших нарушения прав 415 пациентов, уровень распространенности ненадлежащего оказания медицинской помощи составил 9,1 %. Немецкий
исследователь D. Taylor [70] по банку данных из 200 пациентов долю ненадлежащей медицинской помощи определил 3,0 %. Американский ученый A. Duguent [49] приводит в 5 раз более высокий показатель (15,0 %), полученный на основе изучения прав 1 120 пациентов.
Таким образом, мировой опыт развития систем обеспечения прав пациентов показывает, что проблемы реализации прав пациентов при получении ими медицинской помощи становятся актуальными по мере развития систем здравоохранения и роста требований граждан к государству и медицинским учреждениям в области охраны здоровья и предоставления медицинских услуг. Степень гражданской а к ти вности по обеспечению прав пот реби те лей медицинских услуг прямо коррелирует с уровнем социального благополучия и относительно неплохим решением проблемы бедности в стране. Удовлетворенность граждан соблюдением прав в области охраны здоровья отличается в разных странах. При этом прямая зависимость между обеспечением прав пациентов, качеством (инновационность и эффективность) и стоимостью медицинской помощи отсутствует.
Список литературы [References]
1. Azarov A. V. Obespechenie i zashchita prav grazhdan pri okazanii meditsinskoi pomoshchi [Securing and protection of human rights in delivery of healthcare]. M.: GEOTAR-Media, 2006. 192 s. [in Russian]
2. Analiticheskii obzor po zashchite prav patsientov v promyshlenno-razvitykh stranakh [Analytical review on patient rights protection in industrially advanced countries] / pod red. V V. Grishina. M.: FFOMS, 1997. 1 11 s. [in Russian]
3. Baklushina E. K., Nuzhenkova M. V. Sistema mediko-organizatsionnogo obespecheniya prav nesovershennoletnikh patsientov [System of medical-organizational securing of junior patients rights] // Nauchnye trudy III Vserossiiskogo s"ezda (Natsional'nogo kongressa) po meditsinskomu pravu. M.: NAMP, 2007. S. 301-304. [in Russian]
4. Vseobshchaya deklaratsiya prav cheloveka prinyata rezolyutsiei 217 A (III) General'noi Assamblei OON ot 10 dekabrya 1948 goda [General Declaration of Human Rights. Adopted in Resolution 217 А (III) of the General Assembly of the UN of 10 Dcember 1948] [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ declhr.shtml [in Russian]
5. Glukhovskii V. V. Standarty i mekhanizmy obespecheniya prav patsientov v sistemakh zdravookhraneniya [Standards and mechanisms of patient rights securing in health care systems]. M.: TOV «Dizain i poligrafiya», 2008. 146 s. [in Russian]
6. Deklaratsiya Evropeiskogo konsul'tativnogo soveshchaniya VOZ po pravam patsienta. Osnovy kontseptsii prav patsienta v Evrope: obshchie polozheniya (Principles of the Rights in Europe: A Common Framework) [Declaration of WHO European Consultative Conference on Patient Rights. Principles of the Rights in Europe: A Common Framework]. 1994. [Elektronnyi resurs]. URL: http:// www.privacy.hro.org/ docs/laws/world/patient.php (data obrashcenia: 20.05.2011). [in Russian]
7. Deklaratsiya o politike v oblasti obespecheniya prav patsientov v Evrope [Declaration on Policy in the Field of
Patient Rights Securing in Europe] // Kachestvo meditsinskoi pomoshchi. 1996. N 2. S. 64—71. [in Russian]
8. Dragonets Ya., Khollender P. Sovremennaya meditsina i pravo [Modern medicine and law]: per. so slovats. M.: Yuridicheskaya literatura, 1991. 332 s. [in Russian]
9. Zhilinskaya E. V., Zhilyaeva E. P. Problema strakhovaniya otvetstvennosti v zdravookhranenii zarubezhnykh stran [Problem of insurance of liability in healthcare of foreign countries] // Problemy sotsial'noi gigieny i istorii meditsiny. 1997. N 3. S. 23—34. [in Russian]
10. Zhilyaeva E. P. Protsess reformirovaniya zdravookhraneniya v Shvetsii [Process of healthcare reforming in Sweden] // Problema sotsial'noi gigieny i istorii meditsiny.
1994. N 5. S. 41—44. [in Russian]
11. Zhilyaeva E. P. Formy zakrepleniya prav patsientov v zakonodatel'stve stran Evropy [Forms of patient rights consolidation in legislation of European countries] // Problemy sotsial'noi gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2003. N 6. S. 40—42. [in Russian]
12. Indeikin E. N. Prava khirurgicheskikh bol'nykh (literaturnyi obzor po opytu meditsinskikh uchrezhdenii SShA) [Rights of surgical patients (Literary review of competence of USA medical institutions)] // Meditsinskoe pravo i etika. 2001. N 2. S. 27—33. [in Russian]
13. Istoriya i tekushchaya praktika zashchity prav patsientov v vedushchikh stranakh mira: analiticheskii obzor zarubezhnogo opyta zashchity prav patsientov [History and current practice of patient rights protection in leading countries og the World: analytical review of foreign experience of patient rights protection]. M.: Fond sodeistviya razvitiyu nauki, obrazovaniya i meditsiny, 2009. 80 s. [in Russian]
14. Kannunikova L. V. Obosnovanie modeli okazaniya pravovoi pomoshchi meditsinskim rabotnikam, uchrezhdeniyam i organizatsiyam v sub"ekte Rossiiskoi Federatsii [Reasoning of model of delivery of legal aid to medical employees, institutions and organizations in regions of Russian Federation]: avtoref. dis. ... d-ra med. nauk. Novosibirsk, 2006. 35 s. [in Russian]
15. Konventsiya o zashchite prav cheloveka i osnovnykh svobod (Rim, 4 noyabrya 1950 g.) (s izmeneniyami ot 21 sentyabrya 1970 g., 20 dekabrya 1971 g., 1 yanvarya, 6 noyabrya 1990 g., 11 maya 1994 g.) [Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms (Rome, 4 November 1950) (with amendmends of 21 September 1970, 20 December 1971, 1 January, 6 November 1990, 1 1 May 1994)] [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.echr.ru/documents/doc/2440800/2440800-001. htm (data obrashcenia: 21.05.2011). [in Russian]
16. Kosareva V. Yu. Pravo i meditsina: problemy vzaimodeistviya. K itogam Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Law and medicine;: problemsof interaction. Results of All-Russian Science and Practice Conference] // Zhurnal rossiiskogo prava. 2003. N 7. S. 154—158. [in Russian]
17. Kungurov N. V. Dosudebnoe uregulirovanie konfliktnykh situatsii v meditsinskoi praktike [Prejudicial resolution of conflicts in medicinal practice] // Glavvrach. 2005. N 3.
S. 100—103. [in Russian]
18. Mezhdunarodnyi pakt ob ekonomicheskikh, sotsial'nykh
i kul'turnykh pravakh. Prinyat rezolyutsiei 2200 A (XXI) General'noi Assamblei ot 16 dekabrya 1966 goda [International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights. Adopted in Resolution 2200 A (XXI) of the UN Feneral Assembly of
16 December 1966] [Elektronnyi resurs]. URL: http://www. un.org/ ru/documents/ decl_conv/ conventions/pactecon.shtml (data obrashcenia: 25.05.201 1). [in Russian]
19. Novoselov V. P. Otvetstvennost' rabotnikov zdravookhraneniya za professional'nye pravonarusheniya [Liability of healthcare employees for professional offences of law]. Novosibirsk, 1998. 231 s. [in Russian]
20. Obespechenie i zashchita prav grazhdan v sisteme obyazatel'nogo meditsinskogo strakhovaniya [Securing and protection of human rights in compulsory health insurance system]. M.: Federal'nyi fond OMS, 2001. 1 12 s. [in Russian]
21. Rekomendatsii dlya grazhdan i nekommercheskikh organizatsii po zashchite prav i interesov naseleniya v oblasti zdorov'ya: doklad po politike v oblasti zdorov'ya N 5 [Recommendations to citizens and non-profit organizations on protection of population rights and perspectives in the field of health: Report on policy in the field of health N 5] / pod red, A. K. Demina / Rossiiskaya Assotsiatsiya obshchestvennogo zdorov'ya. Fond “Zdorov'e i okruzhayushchaya sreda”. M., 1997. 174 s. [in Russian]
22. Rotko S. V. Treteiskoe razbiratel'stvo kak al'ternativnaya forma razresheniya meditsinskikh sporov: sravnitel'nyi analiz rossiiskogo i germanskogo opyta [Arbitration proceedings as alternative form of medical dispute solution: comparative analysis of Russian and German experience] // Nauchnye trudy III Vserossiiskogo s"ezda (Natsional'nogo kongressa) po meditsinskomu pravu. M.: NAMP, 2007. S. 215—218. [in Russian]
23. Saltman R. B., Figeras Dzh. Reformy sistemy zdravookhraneniya v Evrope. Analiz sovremennykh strategii [Reforms of healthcare systems in Europe. Analysis of modern strategies]: per. s angl. M.: Goetar Meditsina, 2000. 432 s. [in Russian]
24. Sergeev Yu. D. Rekomendatsii dlya grazhdan i nekommercheskikh organizatsii po zashchite prav i interesov naseleniya v oblasti zdorov'ya [Recommendations to citizens and non-profit organizations on protection of population rights and perspectives in the field of health]. M., 1997, 113 s. [in Russian]
25. Sergeev Yu. D., Bisyuk Yu. V. Nenadlezhashchee okazanie ekstrennoi meditsinskoi pomoshchi (ekspertno-pravovye aspekty) [Improper delivery of emergency medical care (expert-legal aspects)]: nauchno-prakticheskoe rukovodstvo, M.: Avtorskaya akademiya; Tovarishchestvo nauchnykh izdanii KMK, 2008. 399 s. [in Russian]
26. Svod pravil pri zashchite prav patsienta (Natsional'naya sistema zdravookhraneniya, Shotlandiya) [Code of rules for protection of patients rights (National Healthcare System, Scotland)]. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.show.scot, nhs.uk/confidentiality/ publications/ 6074NHSCode.pdf (data obrashcenia: 25.05.2011). [in Russian]
27. Starchenko A. A. Rukovodstvo po zashchite prav patsientov (zastrakhovannykh lits) [Guide to protection of patients (insured persons) rights]. SPb.: Dialog, 2002. 239 s. [in Russian]
28. Cherkesov G. N., Aldarov A. T., Polyakov I. V. Problema zashchity prav patsientov v usloviyakh reformirovaniya zdravookhraneniya [Problem of protection of patients rights in conditions of healthcare reforming] // Byul. SPIMS. 1996, Vyp. 2. S. 108—125. [in Russian]
29. Act of 17 November 1994 amending the Civil Code and ather legislation in connection with the incorporation of provisions concerning the contract to provide medical treatment. [Electronic resource]. URL: http://www.healthlaw. nl/wgboeng.html,
30. Act on the Status and Rights of Patients. Issued in Helsinki on 17th August 1992 [Electronic resource]. URL: http://www.thewaml.com/97918/Finland5,
31. Annas G. The rights of patients: The Basic ACLU Guide to Patients Rights. 2nd Td. Humana Press, Totowa, New Jersey, 1992. 314 p.
32. Appelbaum P. S., Lidz Ch. W. Informed consent: Legal theory and clinical practice. N. Y., Oxford, 1987. 165 p.
33. Appeleby J. Finansing Health Care in the 1990s. Buckingham: Open University Press,1992
34. Berman P. Health sector reform: making health development sustainable // Health Policy. 1995. Vol. 32. P. 3-13.
35. Berntsen K. J. The patients guide to preventing medical errors. Westport, Conn.: Praeger, 2004. 262 p.
36. Brahams D. No fault compensation Finnish style // Lancet. 1988. Vol. 2, N 8613. P.733-736.
37. Braton A. Legal Aid improverishes the health system // World Health Forum. 1996. Vol. 12. P. 18-26.
38. Brazier M. Patient autonomy and consent to treatment: the role of the law? Legal Studie, 1987. Vol. 7, Issue 2. P. 169-193.
39. BrazierM. Medicine, Patients and Law. Harmjndsworth, Penduine. 1997. XIII. 375 p.
40. Brennan T. A., Leape L. L., Laird N. M., et al. Incidence of adverse events and negligence in hospitalized patients. Results of the Harvard Medical Practice Study // Engl. J. Med. 1991. Vol. 324(6). P. 370-376.
41. Bruce C. V. From the Health Care Financing Administration // JAMA. 1995. Vol. 273, N 10. P. 766.
42. Carlsen F. Hospital Financing in Norway // Health Policy. 1994. Vol. 28, N 2. P. 234- 245.
43. Cassels F. Health sector reform: Key Issues in Less Developed Countries. Geneva: World Health Organization,
1995. Vol. 7(3). P. 329-347.
44. Collier J. The patients right to know // World Health. 1994. N 5. P. 18-19.
45. De Villie K. Disclourse of riscs proposed medicale treatment // Tehnology assessment. Heath Care. 1998. Vol. 14. P. 197-211.
46. Desmonts J. M. Accidents during anesthesia. Their frequency still may be reduced // Rev Prat. 1993. Vol. 43(9). P. 1117-1119.
47. Diskens B. Medicine and the Law. Dartmouth Publishing Company, Aldershot, 1993. 308 p.
48. Does the European Patient’s Forum represent patient or industry interests? A case study in the need for mandatory financial discourse. 14 July 2005 [Electronic resource]. Health Action International Europe. URL: hppt//: www.haiweb.org.
49. Duguet A. Mise en banqe de tissus, droits du patient et confidetiale. 1995. P. 98-101.
50. Evans D., Evans M. A decent proposal: Ethical rev. of clinical research. Chichiester etc.: Wiley, 1996. XII. 218 p.
51. Giesen D. International medical malpractice law: A comparative law study of civil liability arising from medical care. Kluwer Law International, 1988. 923 p.
52. Fallberg L. H. Patients Rights in the Nordic Countries // European J. of Health Law. 2000. N 7. P. 123-143.
53. Hsieh P. Mandatory Health Insurance [Electronic resource]: Wrong for Massachusetts, Wrong for America // TOS. Vol. 3, N 3. URL: http://www.theobjectivestandard.com/ issues/2008-fall/mandatory-health-insuace.asp. Supporting Patients’ Rights and Empowering Citizens: Emerging system in Europe. Biennial report “Legislation and Patients’ Rights - Health System Policies.
54. Human Rights and Bioethics [Electronic resource]: The Universal Declaration of Human Rights and UNESCO Universal Declaration of Bioethics and Human Rights” J. Contemp. Health L & Pol’y Vol. 25, 309, 2009. URL: http:// unesdoc.unesco.org/images/0014/001461/146180E.pdf.
55. Iris van Bennekom-Stompedissel. Patient organizations and prevention in the Netherlands [Electronic resource] // The European Journal of Public Health. 2007. Vol. 17(6). P. 545. URL: http://www.eurpub.oxfordjornals.org/cgi/ content/full/17/6/545.
56. Leape L. L. Error in medicine // JAMA. 1994. Vol. 272(23). P. 1851-1857.
57. Leenen H., Gevers J. K. M., Pinet G. The rights of patients in Europe: A comparative study. Deventer and Boston, 1993. 189 p.
58. Oreskovic S. The Miracle of centralization // Eurohealth. 1995. Vol. 1, N 1. P. 25-26.
59. Patient’s Rights Act. [Electronic resource]. URL: http://waml.haifa.ac.il/index/reference/legislation/israel/ israel1.htm.
60. Patients’ rights in Europe today’ [Electronic resource]. Speech by the European Ombudsman, Proffesor P. Nikifors Diamandouros, to the Second Hygeia-Harvard Medical Internacional Conference «Preventive Medicine in the 21st Century», Greece 3 June 2005. URL: http://www. ombudsman.europa.eu/activities/speech.faces/en/334/html. bookmark.
61. Pluekhahn V. D., Breen K. J., Cordner S. M. Law and ethics in medicine for doctors in Victoria. Geelong. Vic, 1994. 187 p.
62. Recommendation No. R (2000) 5 of the Committee of Ministers to member states on the development of structures for citizen and patient participation in the decision-making process affecting health care [Electronic resource] / (Adopted by the Committee of Ministers on 24 February 2000 at the 699th meeting of the Ministers' Deputies). URL: https://wcd. coe.int/wcd/ViewDoc.jsp?id=340437&Site=CM.
63. Recommendation Rec (2006)7 of the Committee of Ministers to member states on management of patient safety and prevention of adverse events in health care [Electronic resource] / Adopted by the Committee of Ministers on 24 May 2006at the 965th meeting of the Ministers’ Deputies.. URL: https://wcd.coe.int/wcd/ViewDoc. jsp?id=1005439&Site=CM.
64. Rozovsky L. E. The Canadian patient's book of rights: A consumer's guide to Canadian health law. Doubleday Canada (Toronto). 1994. 242 p.
65. Saltman R. Patient choice and patient empowerment in northern European health system: a conceptual framework // Int. J. Health Serv. 1994. Vol. 24, N 2. P. 201-229.
66. Saltman R. The context for Health reform in the United Kingdom, Sweden, Germany and the United States // Health Policy. 2000. P. 234-236.
67. Staehr Johansen A. Primary care in Denmark // The Nordic Lights: New Initiatives in Health Care Systems / eds. A. Alban,T. Christiansen. Odense: Odense University Press, 1995. P. 81-105.
68. Starfield B. The influence of patient-practitioner agreement on the outcome of cfre // Am. J. Public Yealth. 1991. Vol. 71. P. 117-123.
69. Tarimo E. Primary Health Care: Concepts and Challenges in a Changing World. Alma-Ata Revisited. Geneva: World Health Organization, 1994. P. 344-356.
70. Taylor D. H. One states response to the malpractice insurance crisis // Public Health Reports. 1992. Vol. 107, N 5. Р. 523-529.
71. The Canadian Patients Book of Rights: A Consumers Guide to Canadian Health Law. 2nd Ed. Doubleday Canada Limited Toronto, 1994. 242 p.
72. The Commonwealth Fund Survey of Public Views of the U.S. [Electronic resource]. Health Care System, 2008. URL: http://www.commonwealthfund.org/Content/Surveys/2008/ The-Commonwealth-Fund-Survey-of-Public-Views-of-the-U-S--Health-Care-System--2008.aspx.
73. The future of healthcare in Europe [Electronic resource]. HSN news International the news of health and social campaigners worldwide. URL: http://www.patient-view. com/ news07.htm.
74. The President’s Commitment to a Bipartisan Patients’ Bill of Rights [Electronic resource]. URL: http://www.cbsnews. com/stories/2001/06/18/national/main297179.shtml.
75. Yessian M. R. Putting the Controversy Aside, How is the Data Bank doing // Public Ytalth Rep. 1995. Vol. 110(4). P. 381-382.
COMPARATIVE ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF INTERNATIOINAL LEGISLATION FOR ENFORCEMENT OF PATIENT RIGHTS FOR ACCESSIBLE AND HIGH-QUALITY MEDICAL CARE
Т. G. Svetlichnaya, О. А. Tsyganova, *V. K. Zinkevitch
Northern State Medical University, Arkhangelsk *Murmansk Regional Center for Prevention and Fight against AIDS and Communicable Diseases, Murmansk
In the article, there have been presented the results of the analysis of the international legislative framework regulating citizens’ rights in the sphere of health protection, as well as the content analysis of regulatory legal acts and law practice for enforcement of patients’ rights in developed countries of the world. 28 Russian-language and 47 English-language literary sources have been analyzed. It has been detected that problems of patient rights enforcement in rendering of medical care became urgent as healthcare systems develop and citizens make more demands on the state and medical institutions in the sphere of health protection and rendering of medical services. The level of civil activity for enforcement of rights of medical services consumers correlates directly with the level of social welfare and relatively good solution of the problem of poverty in the country.
Keywords: patient rights; international legislation; comparative analysis
Контактная информация:
Цыганова Ольга Альбертовна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Северного государственного медицинского университета
Адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51
E-mail: [email protected]