8 Рабочая встреча с полномочным представителем Президента в Приволжском федеральном округе Григорием Рапотой // Официальный сайт Президента России. URL: http://news.kremlin.ru/news/836 (дата обращения: 03.05.2011).
9 Рабочая встреча с Первым заместителем Председателя Правительства Игорем Шуваловым // Официальный сайт Президента России. URL: http://news.kremlin.ru/news/2271 (дата обращения: 12.04.2011).
10 См.: Совещание по вопросам финансирования государственного оборонного заказа // Официальный сайт Президента России. URL: http://news.kremlin.ru/transcripts/4406 (дата обращения: 14.04.2011).
11 Разговор с Дмитрием Медведевым. Ответы на вопросы руководителя дирекции информационных программ Первого канала Кирилла Клейменова // Официальный сайт Президента России. URL: http:// www.kremlin.ru/news/5708 (дата обращения: 14.04.2011).
12 См.: Россия и Бразилия проведут альтернативный саммит по выходу из кризиса (интервью Д.А. Медведева газете New York Times) // New York Times. 2011. № 9. P. 33.
13 Выступление Д.А. Медведева на Конференции по вопросам мировой политики (World Policy Conference) // Официальный сайт Президента России. URL: http://news.kremlin.ru/transcripts/1659 (дата обращения: 15.04.2011).
14 Там же.
15 Интервью Д.А. Медведева ведущим российским телеканалам // Официальный сайт Президента России. URL: http://news.kremlin.ru/news/2602 (дата обращения: 13.04.2011).
И.О. Кузнецова
КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТА «ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО» В ЗАПАДНОЙ ШКОЛЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ*
Статья посвящена компаративному анализу моделей политического лидерства представленных в западных школах политической науки. Исследуются природа и функциональность политического лидерства, специфика его интерпретации в научных дискурсах США, Германии и других европейских стран.
Ключевые слова: политическое лидерство, политический лидер, демократическое лидерство, модели лидерства, функциональность политического лидерства, традиции исследования политического лидерства.
I.O. Kuznetcova
COMPARATIVE ANALYSIS CONCEPT
OF "POLITICAL LEADERSHIP"
IN THE WESTERN SCHOOL OF POLITICAL SCIENCE
The article is devoted to comparative analysis of models of political leadership represented in Western schools of political science. Examines the nature of political leadership, the functionality of the political leadership, the specifics of its interpretation in the scientific discourse of the United States, Germany and other European countries.
Key words: political leadership, political leader, the democratic leadership, leadership model, the functionality of the political leadership, the tradition of the study of political leadership.
Феномен политического лидерства занимает особое место в современной политической науке, что обусловливает актуальность его изучения. Прежде всего, это объясняется глобализацией политических процессов и возрастаю-
© Кузнецова Ирина Олеговна, 2012
Кандидат социологических наук, доцент кафедры истории и социологии политики (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: tss@sgap.ru
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 6.3474.2011 «Образ политического лидера в региональном пространстве современной России» в соответствии с Государственным заданием на оказание услуг (выполнения работ) Министерства образования и науки Российской Федерации. 215
щей ролью политики в жизни государства, общества и личности. К концепту «политическое лидерство», заключающему в себе ценности и идеи, апеллируют исследователи, а также политики в своих программах, речах и обращениях. Изучение концепта «политическое лидерство» позволяет исследовать специфику изменений, происходящих в современном обществе, т. к. здесь концентрируются властные интересы граждан, механизмы сотрудничества или противоборства политических лидеров, качественные и количественные характеристики дискурса политического лидерства. Во многих современных государствах политическое лидерство является существенным элементом в панораме общественной жизни.
В западной политической науке при наличии общности исходных позиций понятия «лидерство» и «лидер» характеризуются неоднозначно. Это можно доказать, выделив следующие подходы к их трактовке. В американской школе политической науки «классической» трактовкой лидерства является следующий концепт: лидерство — это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц, т. е. это «власть, это процедура лидерства, осуществляемая одним или несколькими индивидами, с тем, чтобы побудить членов нации к действиям»1. Данный концепт является наиболее общим способом интерпретации феномена лидерства. Он основан на принципе господства-подчинения, который присущ любому социально-политическому институту.
Еще один общий подход к концепту «политическое лидерство» также пред-2 ставлен в американской школе политической науки. Его автор — О. Тид. Согласно ? его теории лидер должен обладать идеальными качествами, среди которых на-8 зывались острый ум, твердая воля, целеустремленность, энергия, незаурядные | организаторские способности, готовность брать на себя ответственность, ком-
1 петентность, умение внушать людям доверие2. Сущность этой теории состоит | в объяснении феномена лидерства выдающимися характеристиками человека,
го
| которые при определенном сочетании делают возможным его политическое
§ лидерство в социуме.
| Более конкретизированный характер присущ структурно-функциональному
2 подходу к политическому лидерству. В его основе лежит положение, выдвинутое ° немецкими политологами, согласно которому лидерство — это, прежде всего, « управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, | руководящая должность. Такая трактовка лидерства вытекает из структурно-I функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как 1 сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей.
0
° Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих
(Го
¿3 функций (ролей), и дает человеку статус лидера. Иными словами, лидерство —
1 это «положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего | его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или
всех его членов»3.
Органическим дополнением к структурно-функциональному подходу исследования политического лидерства служит «теория влияния» разработанная американскими и немецкими политологами (В. Кац, Л. Эдингер). Ученые полагают, что лидерство — это влияние на других людей. Однако это не любое
216
влияние, а то, которому присущи следующие особенности: необходимо, чтобы
влияние было постоянным; к политическим лидерам нельзя причислять людей, оказавших, хотя и большое, но разовое воздействие на политический процесс, историю страны4. Обозначенная модель политического лидерства тесно связана с другим подходом, интерпретирующим сущность данного феномена с точки зрения концепции менеджмента. В его контексте политическое лидерство — это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности (при этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого «товара» как общего блага).
Такая интерпретация политического лидерства, по оценкам большинства специалистов, применима к большинству современных институтов. Однако ее наибольшая эффективность может быть достигнута только в демократических организациях: государстве, партии, регионе и т. п. В политических же системах, где лидер представляет собой системообразующий институт, указанная модель лидерства будет неэффективна. В обозначенной ситуации лидер будет символом общности и образцом политического поведения группы. Он будет выдвигаться снизу, преимущественно стихийно, и приниматься последователями. Такая модель политического лидерства получила название в европейской школе политической науки «теория замещения»5.
Еще в одной концептуальной модели объяснения политического лидерства делается акцент на отличиях лидерства от руководства. Так, израильский по- ш литолог И. Идизес считает, что политическое лидерство отличается от полити- н ческого руководства, которое, «в отличие от лидерства, предполагает достаточно С
а
жесткую и формализованную систему отношений»6. В данном контексте поли- т
о
тическое лидерство представляет собой постоянное приоритетное и легитимное к
о
влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все о' общество, организацию или группу. Сам же феномен лидерства — это, прежде | всего человек, который наиболее полно отражает и защищает интересы народа в
или определенной социальной группы, обладает совокупностью качеств, не- нн
о
обходимых политическому деятелю, стремится и способен консолидировать Ю усилия окружающих и активно воздействовать на этот процесс для достижения и обозначенных и выдвинутых им целей7. с
к
Одной из современных теорий политического лидерства является концепция а
немецких политологов, в частности Ц. Ритси и С. Шкаал. Они считают, что про- Л
е
блема политического лидерства возникает лишь при наличии определенных | политических свобод, т. е. в условиях демократии. Явлению демократического • лидерства, немецкие ученые уделяют наиболее пристальное внимание, т. к. 68 считают, что лидерство как особый институт наиболее эффективен при условии, ^ что политические желания, предпочтения, интересы граждан находят свое § отражение в политических решениях лидера, что возможно только в демократических условиях8. Указанное утверждение можно обосновать следующими положениями.
Во-первых, феномен «политическое лидерство», по мнению современных немецких ученых, выступает гарантом реализации политических решений, а также является атрибутом представительной демократии9. Ученые дают 217
нормативную оценку феномену лидерства, которая заключается в его противоречивости, т. к. сильное, единоличное руководство представляет опасность для демократического государства. Во-вторых, особое внимание уделяется тендерному подходу, которому посвящено большое количество теоретических работ. Для современной Германии проблема «женского» политического лидерства наиболее актуальна в связи с пребыванием на посту канцлера Федеративной Республики Германия на современном этапе самой влиятельной женщины в Европе А. Меркель и наряду с этим немалого количества женщин-министров, которые пользуются поддержкой со стороны немецких граждан10, что отражает зависимость образа политической жизни социума с моделями политического лидерства существующими в нем.
Одной из вариаций демократической модели лидерства является теория «групповой культуры», в соответствии с которой лидерство понимается через феномен групповой культуры. Одним из авторов этого подхода выступает канадский ученый Э. Берн. С его точки зрения, существует три компонента, формирующих единую лидерскую модель. К ним относятся: ответственный лидер, выполняющий роль лидера в политической структуре; эффективный лидер, принимающий решения, могущий играть или не играть свою роль в политической структуре, но при этом являющийся самой значимой личностью в индивидуальной структуре; психологический лидер, оказывающий наибольшее влияние на частную структуру политической организации и занимающий нишу лидерства в своей институциональной группе. По мнению ученого, все три компонента лидерства должны быть сосредоточены в одном индивиде, считает11. 2 Противоположностью указанных подходов к объяснению политического
? лидерства является его ситуационная модель. В ее рамках политическое ли-8 дерство рассматривается исключительно как функция определенной ситуации. | Как отмечал Р. Стогдилл, «лидерство есть связь, которая существует между
1 людьми в какой-то социальной ситуации, и люди, являющиеся лидерами в | одной ситуации, не обязательно будут ими в других ситуациях»12. При этом
го
J общество, в котором происходит «смена ситуаций», может быть как демокра-
| тическим, так и недемократическим. Главное не внешние факторы лидерства,
| а то, как он способен к ним адаптироваться13. То есть, чтобы точно оценить ситуацию, лидер должен хорошо представлять способности подчиненных и
° свои собственные, природу задачи, потребности, полномочия и качество ин-
« формационного поля.
| В рамках личностно-ситуативной концепции лидерства ряд европейских
2 исследователей, в частности Е. Холландер, вводит понятие «кредит доверия» 1 (Idiosyncrasy Credit), или право лидера на нестандартность поведения в опреде-
0
° ленных рамках14. Согласно указанному принципу, лояльность и доверие к дей-
(Го
§ ствиям лидера общество проявляет при условии соответствия поведения лидера
1 нормам, принятым в обществе и его компетентности. В зависимости от правиль-| ности или ошибочности своих действий лидер может полностью соответствовать
ожиданиям общества или потерять его уважение и быть им смещен. Данная теория политического лидерства в западной школе политической науки, в частности в европейской, относится к инструментальным теориям менеджмента.
В американской же школе наметилась тенденция различать понятия «менеджер» и «лидер» в публичном поле политики. Различие идет по линии, с одной 218 стороны, формального и неформального лидерства, а с другой — стандартизи-
рованного, шаблонного и инновационного, творческого поведения. По мнению американского политолога П. Коттера, менеджер-лидер должен заботиться о том, чтобы общество эффективно выполняло порученные им задачи. Лидер-политик, напротив, призван своевременно понимать вызовы и требования времени, развивать инновационные идеи, необходимые для успешного решения важнейших проблем будущего15.
Ряд американских исследователей проводят различие между менеджером-политиком и лидером-политиком по линии формального и неформального лидерства соответственно. Как отмечает известный американский практик Л. Дженсон, для современной политической системы США «характерна тенденция искать не столько менеджеров, сколько политических лидеров. Менеджеры делают дело так, как нужно; лидеры делают то, что нужно. Менеджеры заставляют людей делать то, что нужно; лидеры вызывают у людей желание сделать то, что нужно. Лидеры — это люди, которые выявляют все лучшее в других»16.
Общие направления интерпретации феномена «политическое лидерство» в американской и европейской школах политической науки следующие: во-первых, политическое лидерство понимаемся как часть политического процесса, связанного с политическими институтами, т.е. абстрактные модели объяснения лидерства практически отсутствуют; во-вторых, политический лидер — это одновременно и менеджер, и политик, т.е. и «технологический» субъект политического процессе, и «творческий»; в-третьих, феномен политического лидерства в большинстве концептов представляет собой сложное, многосоставное явление, которое имеет ряд взаимозависимых друг от друга и от «окружающей среды» е
о
параметров; в-четвертых, в значительной части проанализированных концептов и на первом плане выступают личностные качества политических лидеров, а затем а
а
их общественные, социальные характеристики. о
в
Отличительные особенности интерпретации феномена «политическое лидер- О
ство» в американской и европейской школах политической науки заключаются о
в следующем: во-первых, европейские концепты «политическое лидерство» в р
большинстве случаев связывают данное явление с демократическими процес- ¡»
сами, протекающими в социуме. Проблематика лидерства в недемократиче- о
ском социальном пространстве рассматривается как «негативное отклонение» ЮР
и
от нормы. В американской школе политической науке, напротив, «внешней Ч среде» уделяется не такое пристальное внимание. Важный акцент делается на О
прикладных аспектах функциональности системы «лидер-социум». Во-вторых, К
а
в европейской школе политического лидерства к поведению политика выдвига- |
ются определенные требования и нормы (отклонение от них означает «кризис •
доверия» к лидеру), которые имеют достаточно формальный, свободный для 6
интерпретаций характер. В-третьих, несмотря на все попытки провести раз- )
личия между менеджером-лидером и менеджером-политиком, американская 1
школа политического лидерства, по сравнению с европейской, характеризуется м отождествлением этих явлений.
1 Цит. по: Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации. СПб., 2001. С. 55.
2 Schüttemeyer S.S. Politische Führung im Parlament // Aus Politik und Zeitgeschichte. 2010. № 2/3. S. 18.
3 Ibid.
4 Edinger L. Erinnerungen eines Frankfurter Arztes und Hirnforschers. Bonn, 2005. S. 24.
5 Gruhl J. Understanding American Government. Belmont, 2006. P. 12. ¿1У
6 Adizes I.K. Leading The Leaders: How To Enrich Your Style of Management and Handle People Whose Style Is Different From Yours. Moscow.: Alpina, 2008. P. 56.
7 Adizes I.K. Leading Management/Mismanagement Styles: How to Identify a Style and What to Do about It. М., 2010. P. 132.
8 Ritzi C., Schaal S. Politische Führung in der "Postdemokratie" // Aus Politik und Zeitgeschichte. 2010. № 2-3. S. 3.
9 Ibid. S. 4.
10 Covey R.S. Principle Centered Leadership. М., 2009. C. 254.
11 Bern E. Structure and Dynamics of Organizations and Groups. N.Y., 1984. P. 43.
12 Stogdill R.M. Stogdill's Handbook of Leadership. N.Y., 1974. P. 47.
13 Hersey P., Blanchard K.H. Life cycle theory of leadership // Training and Development Journal, 1969. № 23 (5). P. 26-27.
14 Hollander E., Willis R. Some current issues in the psychology of conformity and Nonconformity // Psychol. Bull. 1967. Vol. 68. P. 54.
15 Kotter P.A. Force for Change: How Leadership Differs From Management. N.Y., 1990. P. 14.
16 Цит. по: Шелдрейк Дж. Указ. соч. С. 303.