Научная статья на тему 'Компаративная оценка инвестиционно-строительных проектов в условиях государственно-частного партнерства'

Компаративная оценка инвестиционно-строительных проектов в условиях государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
304
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / STATE AND PRIVATE PARTNERSHIP / КОМПАРАТИВНАЯ ОЦЕНКА / COMPARATIVE ASSESSMENT / ПРОЕКТ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА / ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / INVESTMENT AND DEVELOPMENT PROJECT / ФИНАСОВАЯ МОДЕЛЬ / FINANCIAL MODEL / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFECTIVENESS / PROJECT OF STATE AND PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мишланова М.Ю., Кузнецов А.А.

ЦЕЛЬ. Анализируется состояние и развитие методических основ оценки эффективности и сравнительного преимущества инвестиционно-строительных проектов в условиях государственно-частного партнерства, что позволит обеспечить обоснованный и качественный выбор наилучшего механизма реализации социальных обязательств государства. МЕТОДЫ. Выполнен критический анализ методических подходов к оценке эффективности проектов государственно-частного партнерства. Выявлены оценочные категории и специфика оценки финансовых и нефинансовых выгод. Представлена сравительная характеристика частных и интегральных показателей эффективности проектов государственно-частного партнерства. РЕЗУЛЬТАТЫ. Для достижения цели исследования классифицированы категории, критерии и методы оценки по укрупненным методическим компонентам. Обосновано использование методов «затраты выгоды» и «эффективность затрат». Выявлена возможность оценки нефинансовых выгод проектов государственно-частного партнерства. Предложен алгоритм компаративной оценки и моделирование на основе стоимости затрат жизненного цикла объекта государственно-частного партнерства. В качестве модельной базы принято последовательное создание добавленной стоимости объекта участниками на разных этапах реализации проекта, системообразующим из которых является инвестиционно-строительный этап. Разрабатываемая финансовая модель проекта детализирует компаративную оценку в отношении стоимостного вклада и ожидаемого результата каждого участника. ВЫВОДЫ. Предлагаемые методические инновации развивают компаративную оценку в ряде аспектов реализации инвестиционно-строительного проекта. Данный подход позволяет перейти от парадигмы оценки стоимости объекта строительства с точки зрения капитальных расходов на инвестиционном этапе к интегральной оценке эффективности проекта государственно-частного партнерства в виде конечной стоимости объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мишланова М.Ю., Кузнецов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A COMPARATIVE ASSESSMENT OF CONSTRUCTION PROJECTS UNDER THE CONDITIONS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

AIM. This paper analyses the current state of a methodology for the evaluation of the efficiency and comparative advantages of construction projects realized in the context of public-private partnership (PPP). This analysis can provide a basis for selecting an optimal mechanism for the realization of a state’s social obligations. METHODS. A critical analysis of existing methodological approaches to the evaluation of the effectiveness of PPP projects is carried out. Evaluation categories and criteria, as well as the specifics of financial and non-financial benefit assessment, are identified. The comparison of individual and integral indicators used in the assessment of the effectiveness of PPP projects is presented. RESULTS AND DISCUSSION. In order to achieve the objectives of the study, the categories, criteria and methods of construction project evaluation are classified in terms of broader methodological components. The use of the "cost benefits" and "cost effectiveness" methods is substantiated. The possibility of assessing the non-financial benefits of PPP projects is identified. An algorithm is proposed for the comparative estimation and modelling of a public-private partnership project on the basis of its life-cycle costs. The modelling principle is based on the stepwise creation of added value by all the participants during consecutive PPP project stages. The investment stage is seen as the core of the entire process. The developed financial model of a PPP project details the comparative assessment with respect to the value contribution and expected outcome on the part of each participant. CONCLUSIONS. The proposed methodology develops existing approaches to the comparative assessment of construction projects in terms of a number of aspects of their implementation. This approach is a shift from the paradigm of assessing the construction facility cost in terms of invested capital costs towards the integral assessment of the PPP project effectiveness in terms of its final cost.

Текст научной работы на тему «Компаративная оценка инвестиционно-строительных проектов в условиях государственно-частного партнерства»

Оригинальная статья / Original article УДК 338.01.36+69.003.13

DOI: http://dx.doi.org/10.21285/2227-2917-2018-2-42-55

КОМПАРАТИВНАЯ ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

© М.Ю. Мишланова3, А.А. Кузнецов13

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, 129337, Российская Федерация, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

РЕЗЮМЕ. ЦЕЛЬ. Анализируется состояние и развитие методических основ оценки эффективности и сравнительного преимущества инвестиционно-строительных проектов в условиях государственно-частного партнерства, что позволит обеспечить обоснованный и качественный выбор наилучшего механизма реализации социальных обязательств государства. МЕТОДЫ. Выполнен критический анализ методических подходов к оценке эффективности проектов государственно-частного партнерства. Выявлены оценочные категории и специфика оценки финансовых и нефинансовых выгод. Представлена сравительная характеристика частных и интегральных показателей эффективности проектов государственно-частного партнерства. РЕЗУЛЬТАТЫ. Для достижения цели исследования классифицированы категории, критерии и методы оценки по укрупненным методическим компонентам. Обосновано использование методов «затраты - выгоды» и «эффективность затрат». Выявлена возможность оценки нефинансовых выгод проектов государственно-частного партнерства. Предложен алгоритм компаративной оценки и моделирование на основе стоимости затрат жизненного цикла объекта государственно-частного партнерства. В качестве модельной базы принято последовательное создание добавленной стоимости объекта участниками на разных этапах реализации проекта, системообразующим из которых является инвестиционно-строительный этап. Разрабатываемая финансовая модель проекта детализирует компаративную оценку в отношении стоимостного вклада и ожидаемого результата каждого участника. ВЫВОДЫ. Предлагаемые методические инновации развивают компаративную оценку в ряде аспектов реализации инвестиционно-строительного проекта. Данный подход позволяет перейти от парадигмы оценки стоимости объекта строительства с точки зрения капитальных расходов на инвестиционном этапе к интегральной оценке эффективности проекта государственно-частного партнерства в виде конечной стоимости объекта.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, компаративная оценка, проект государственно-частного партнерства, инвестиционно-строительный проект, финасовая модель, эффективность.

Информация о статье. Дата поступления 27 февраля 2018 г.; дата принятия к печати 20 марта 2018 г.; дата онлайн-размещения 26 июня 2018 г.

Формат цитирования. Мишланова М.Ю., Кузнецов А.А. Компаративная оценка инвестиционно-строительных проектов в условиях государственно-частного партнерства // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2018. Т. 8. № 2. С. 42-55. DOI: 10.21285/2227-2917-2018-2-42-55

A COMPARATIVE ASSESSMENT OF CONSTRUCTION PROJECTS UNDER THE CONDITIONS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

M.Y. Mishlanova, A.A. Kuznetsov

National Research Moscow State University of Civil Engineering, 26, Yaroslavskoye Shosse, Moscow, 129337, Russian Federation

эМишланова Марина Юрьевна, кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и управления в строительстве, e-mail: mishlanova_m@mail.ru

Marina Yu. Mishlanova, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of Department of Economics and Management in Construction, e-mail: mishlanova_m@mail.ru Кузнецов Алексей Алексеевич, аспирант, e-mail: kuznetsov.aa@inbox.ru Alexey A. Kuznetsov, Postgraduate Student, e-mail: kuznetsov.aa@inbox.ru

ABSTRACT. AIM. This paper analyses the current state of a methodology for the evaluation of the efficiency and comparative advantages of construction projects realized in the context of public-private partnership (PPP). This analysis can provide a basis for selecting an optimal mechanism for the realization of a state's social obligations. METHODS. A critical analysis of existing methodological approaches to the evaluation of the effectiveness of PPP projects is carried out. Evaluation categories and criteria, as well as the specifics of financial and non-financial benefit assessment, are identified. The comparison of individual and integral indicators used in the assessment of the effectiveness of PPP projects is presented. RESULTS AND DISCUSSION. In order to achieve the objectives of the study, the categories, criteria and methods of construction project evaluation are classified in terms of broader methodological components. The use of the "cost - benefits" and "cost effectiveness" methods is substantiated. The possibility of assessing the non-financial benefits of PPP projects is identified. An algorithm is proposed for the comparative estimation and modelling of a public-private partnership project on the basis of its life-cycle costs. The modelling principle is based on the stepwise creation of added value by all the participants during consecutive PPP project stages. The investment stage is seen as the core of the entire process. The developed financial model of a PPP project details the comparative assessment with respect to the value contribution and expected outcome on the part of each participant. CONCLUSIONS. The proposed methodology develops existing approaches to the comparative assessment of construction projects in terms of a number of aspects of their implementation. This approach is a shift from the paradigm of assessing the construction facility cost in terms of invested capital costs towards the integral assessment of the PPP project effectiveness in terms of its final cost.

Keywords: state and private partnership, comparative assessment, project of state and private partnership, investment and development project, financial model, effectiveness

Information about the article. Received February 27, 2018; accepted for publication March 20, 2018; available online June 26, 2018.

For citation. Mishlanova M.Y., Kuznetsov A.A. A comparative assessment of construction projects under the conditions of public-private partnership. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2018, vol. 8, no. 2, pp. 42-55. (In Russian). DOI: 10.21285/2227-2917-2018-2-42-55.

Введение

Современное развитие и акцентированная потребность в расширении государственно-частного партнерства (ГЧП) в России определяют тенденцию и интерес научного сообщества к всестороннему изучению данного феномена [1-5]. Главными предпосылками к развитию этой формы взаимодействия государства и частного сектора были и остаются цели государства по экономическому росту, который по настоящее время сдерживается изношенностью основных фондов, и улучшению благосостояния населения путем предоставления ему большего числа социальных услуг высокого качества. По расчетам Всемирного Банка, увеличение инвестиций в инфраструктуру на 10% позволяет рассчитывать на прирост ВВП страны на 1%. Несмотря на большое количество научных трудов, принятие в 2015 году соответствующего Федерального закона и усилия, прилагаемые органами исполнительной власти всех уровней в этом направлении, остаются актуальными некоторые прикладные

ISSN 2227-2917 (print) ISSN 2500-154X (online)

проблемы. Выделим в качестве значимой с нашей точки зрения проблему -несовершенство методической базы оценки эффективности государственно-частного и муниципально-частного партнерства с учетом альтернативных вариантов реализации проектов.

Методы

В жизненном цикле проекта государственно-частного партнерства возможно выделить инвестиционно-строительный проект как системообразующий и формирующий стоимость этап, некий проект в проекте. Исполнение государством публичных обязательств в обеспечении различных прав прямо или косвенно базируется на основополагающей функции строительства - расширенном воспроизводстве и качественном обновлении производственных и непроизводственных основных фондов, создании материальных условий обеспечения прав. Именно в период строительства создается будущий актив, совокупная стоимость которого формирует тренд затрат жизненного цикла объекта. Настоящее иссле-

дование ставит своей целью анализ состояния и развитие методических основ оценки эффективности и сравнительного преимущества инвестиционно-строительных проектов в условиях государственно-частного партнерства, что позволило бы обеспечить обоснованный и качественный выбор наилучшего механизма реализации социальных обязательств государства.

Способам оценки эффективности проектов государственно-частного партнерства посвящен ряд нормативных документов, отечественных и зарубежных публикаций [6-12]. Общей методической базой является оценка: финансовой или коммерческой эффективности проекта для частного партнера; влияния проекта на бюджетную систему публичного партнера; воздействия результатов проекта на социальную среду. Компаративная оценка наилучшего способа реализации инвестиционно-строительного проекта для публичного партнера заключается в сравнении государственно-частного партнерства с государственным контрактом и выявлении сравнительного преимущества.

Отличительными особенностями некоторых методических подходов являются: бюджетная эффективность;

степень соответствия цели проекта задачам программ развития субъектов государства; отдельный учет экологических последствий; показатель экономической эффективности государственных расходов. Некоторые специалисты настаивают на обязательной монетизации социально-экономических эффектов от проекта государственно-частного партнерства, другие предлагают комплексный подход к оценке результативности предпринимательской деятельности1-6 Оценка эффективности инвестиционно-строительных проектов может содержать такие специфические показатели, как: вклад проекта в валовой внутренний продукт; отношение сметной стоимости объекта к фактической; оценка устойчивости финансового состояния частного партнера и другие [13-15]. Среди интегральных показателей эффективности проектов государственно-частного партнерства можно выделить: сумму дисконтированных денежных потоков бюджетной и социально-экономической эффективности; пропорциональность распределения доходов участников проекта в зависимости от стоимости внесенных вкладов; общественную эффективность проекта; среднее геометрическое дис-

1

Бердникова Н.А. Оценка эффективности инновационно-инвестиционных проектов, реализуемых на основе государственно-частного партнерства: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. М., 2011. 27 с. / Berdnik-ova N.A. Evaluation of the effectiveness of innovation and investment projects implemented on the basis of public-private partnership: synopsis dis. ... cand. econ. sciences. Moscow, 2011, 27 p. (In Russian). 2Щегорцов М.В. Государственно-частное партнерство как механизм финансового обеспечения инвестиционной деятельности: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. М., 2011. 25 с. / Shchegortsov M.V. Public-private partnership as a mechanism of financial support of investment activity: synopsis dis. ... cand. econ. sciences. Moscow, 2011, 25 p. (In Russian).

3Мильшина Ю.В. Механизмы управления проектами государственно-частного партнерства в условиях финансово-экономической нестабильности: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. М., 2013. 32 с. / Milshina Y.V. Management mechanisms of public-private partnership projects in the conditions of financial and economic instability: synopsis dis. ... cand. econ. sciences. Moscow, 2013, 32 p. (In Russian). 4Байковская А.В. Оценка стоимости объектов недвижимости на различных стадиях строительства в условиях государственно-частного партнерства: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. М., 2012. 25 с. / Bayk-ovskaya A.V. Evaluation of real estate at various stages of construction in the conditions of public-private partnership: synopsis dis. ... cand. econ. sciences. Moscow, 2012, 25 p. (In Russian). Литвяков С.С. Государственно-частное партнерство в финансировании транспортной инфраструктуры в Российской Федерации: дисс. ... канд. экон. наук. М., 2014. 199 с. / Litviakov S.S. Public-private partnership in financing of transport infrastructure in the Russian Federation: synopsis dis. ... cand. econ. sciences. Moscow, 2014, 199 p. (In Russian)

6Кузнецов И.В. Развитие государственно-частного партнерства на основе распределения постоянных и переменных издержек: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. М., 2013. 24 с. / Kuznetsov I.V. Development of public-private partnership on the basis of distribution of fixed and variable costs: synopsis dis. ... cand. econ. sciences. Moscow, 2013, 24 p. (In Russian).

контированных денежных потоков коммерческой, бюджетной и социальной эффективности, с поправкой на средний уровень риска, и другие7-9.

Федеральный Закон РФ о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве10 предполагает оценку проекта по категориям финансовой эффективности, социально-экономического эффекта от реализации проекта и анализ сравнительного преимущества, который позволяет выявить предпочтение формы государственно-частного партнерства перед традиционными формами государственных контрактов [6].

Финансово эффективным признается проект, при котором чистая текущая стоимость свободных денежных потоков, поступающая в распоряжение частного партнера, не отрицательна. Ставка дисконтирования такого денежного потока должна быть не меньше, чем доходность по облигациям федерального займа со сроком погашения, максимально близком к сроку реализации проекта, плюс 2,5 процентных пункта.

Проект признается достаточным с точки зрения социально-экономического влияния, если его цели и задачи соответствуют хотя бы одной цели или задаче государственных или муниципальных программ и если показатели проекта соответствуют значениям двух

и более целевых показателей государственных или муниципальных программ. Сравнительное преимущество проекта государственно-частного партнерства признается, если сумма чистых текущих расходов и чистых текущих обязательств публичного партнера при возникновении рисков при государственно-частном партнерстве меньше суммы чистых текущих расходов и чистых текущих обязательств публичного партнера при возникновении рисков при госконтракте. Здесь ставка дисконтирования потока расходов публичного партнера определяется как средневзвешенная ставка по доходности облигаций федерального займа, доходности облигаций займа субъекта РФ, на территории которого планируется реализация проекта, и процентной ставки по займам от финансовых организаций, привлекаемых публичным партнером для исполнения финансовых обязательств по проекту.

Результаты

На основе проведенного анализа авторы выделяют оценочные категории, приоритетные в отношении государственно-частного партнерства. Подобный методическй опыт был представлен специалистами Всемирного Банка [7] и Внешэкономбанка [11]; первая ступень обобщения приоритеных категорий оценки представлена в табл. 1.

7Наумкова К.В. Методика оценки эффективности участия в проектах транспортного строительства по схеме государственно-частного партнерства: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. М., 2013. 18 с. / Naumkova K.V. Technique of an estimation of efficiency of participation in the road building projects under the scheme of public-private partnership: synopsis dis. ... cand. econ. sciences. Moscow, 2013, 18 p. (In Russian).

8Ястребов О.А. Организационно-экономический механизм реализации инвестиционно-строительных проектов на основе государственно-частного партнерства: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. М., 2011. 37 с. / Yastrebov O.A. Organizational and economic mechanism of implementation of investment and construction projects on the basis of public-private partnership: synopsis dis. ... cand. econ. sciences. Moscow, 2011, 37 p. (In Russian).

9Сазыкина С.А. Развитие государственно-частного партнерства на основе контракта жизненного цикла: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. М., 2017. 22 с. / Sazykina S. A. Development of public-private partnership on the basis of a life cycle contract: synopsis dis. ... cand. econ. sciences Moscow, 2017, 22 p. (In

Russian).

10

О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_182660/ (20.12.2017) / On public-private partnership, municipal-private partnership in the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_182660/ (accessed on 20 February 2017).

Таблица 1

Методическое обобщение категорий оценки проектов государственно-частного

партнерства

Table 1

Methodological generalization of evaluation categories for projects of state and private

partnership

Категория оценки. Методическая специфика / Category of assessment. Methodical specifics Аналитические компоненты. Методическая база / Analytical components. Methodical base

Целесообразность и осуществимость проекта / Expediency and feasibility of the project Сопоставление концепции проекта с приоритетами в социальной политике и планами по развитию инфраструктуры / Comparison of the concept of the project with priorities in social policy and plans for development of infrastructure Техническая, юридическая, экологическая и социальная компоненты / Technical, legal, ec o l o gical and social components Качественная оценка на предмет соответствия целям и задачам социальной политики и развития инфраструктуры / Quality assessment regarding co m pl i a nce with the purposes and tasks of social pol i cy and development of infrastructure

Экономическая обоснованность / Economic validity Оценка проекта с точки зрения эффективности использования государственных средств / Project assessment from the point of view of efficiency of the use of public funds Финансовые и социальные выгоды / Financial and social benefits Метод «затраты - выгоды». Метод «эффективность затрат». Методика ЮНИДО. Метод Литтла - Миррлиса. Методы многокритериальной оценки / "Expenses-benefits" method. "Efficiency of expenses" method. UNIDO technique. Method of Little - Mirrlis. Methods of multi criteria assessment

Коммерческая жизнеспособность / Commercial viability Выявление соответствия ожиданий публичного партнера интересам и ожиданиям по отдаче от проекта со стороны частного партнера и других участников / Detection of compliance of expectations public partner to interests and to expectations on return from the project of the private partner and other participants Денежные потоки. Платежи публичного партнера. Рыночные компоненты / Cash flows. Payments of publ i c partner. Market components. Метод «затраты - выгоды». Сравнение с реализованными проектами, предварительные предложения частным партнерам / "Expenses-benefits" method. Comparison with the realized projects, preliminary offers to private partners

Оценка по критерию «цена - качество» / Assessment by "price - quality" criterion Скриннинг после одобрения проекта или после оценки «затраты - выгоды». Сравнительный анализ ожидаемых затрат и выгод до или во время проведения тендера / Screening after approval of the project or after assessment of "expense-benefit". The comparative analysis of the expected expenses and benefits to or during tender Качественные и количественные компоненты / Qualitative and quantitative components Обоснование организационной схемы. Оценка конкурентных преимуществ. «Публичный ко мпаратор». Анализ затрат и выгод всех опций, альтернативный «публичный компаратор» / J ustification of the organizational scheme. Asses s m ent of competitive advantages. "Public comparator". Analysis of expenses and benefits of all options, alternative "public comparator"

Фискальная оценка / Fiscal assessment Подтверждение выполнимости обязательств, принимаемых на себя публичным партнером, и выявление условий, при выполнении которых публичный партнер может заключить соглашение / Confirmation of feasibility the obligations assumed public partner and identification conditions, when performing the public partner can make an agreement Прямые и условные обязательства / Direct and conditional obligations О ценка капитальных субсидий. Оценка платы за доступность. Оценка платежей в зависимости от конечного результата. Оценка гарантий на определенный риск. Оценка компенсационных усл о вий. Оценка долговых гарантий / Assessment of capital subsidies. Payment assessment for availability. Assessment of payments depending on the end result. Assessment of guarantees on a certain risk. Assessment of a production sharing. Assessment of debt guarantees

Данные табл. 1 позволяют классифицировать критерии и методы оценки эффективности проектов государственно-частного партнерства по трем группам, укрупнив и логически объединив методические компоненты, имеющие общие признаки:

- оценка финансовой эффективности для публичного и частного партнеров, включая также бюджетную эффективность, по методикам ЮНИДО, Литтла - Миррлиса, «затраты - выгоды», «эффективность затрат»;

- оценка социальных нефинансовых выгод с применением различных методов количественно-качественных оценок и «многокритериальных оценок»;

- оценка сравнительного преимущества проектов на основании «публичного компаратора» или метода «затраты - выгоды».

Оценка инвестиционно-

строительного проекта по приоритетным категориям должна быть методически обеспечена, что требует специальной научной разработки. Несмотря на широкое распространение методик ЮНИДО и их адаптацию в РФ, они имеют ряд существенных недостатков: недостаточное внимание к учету рисков, недостаточно глубокое внимание к проблемам учета налогообложения, трудности определения и обоснования величины ставки дисконтирования и др. Альтернативой методике ЮНИДО и довольно рас-пространным является метод Литтла

о 9

- Миррлиса09, который, однако, также имеет свои ограничения и изъя-ны10: отбор инвестиционного проекта основан на концепции плановой экономики, где предложение трудовых ресурсов является неограниченным; мировые цены на продукцию могут быть подвержены влиянию спекуляции, что способно привести к ошибочным результатам оценки эффективности проектов; этот метод требует значительного количества вспомогательных вычислений в процессе

реализации инвестиционного проекта по причине вероятных изменений мировых цен и др. Следует подчеркнуть, что перечисленные выше недостатки имеют как общий характер, так и проецируются на проекты государственно-частного партнертва.

Методики ЮНИДО и метод Литтла - Миррлиса не получили большого распространения при анализе эффективности проектов государственно-частного партнерства, поскольку они не могли решить две основные проблемы, отличающие данные проекты от коммерческих инициатив, а именно: стоимостное измерение социальных эффектов от проекта и вычисление ставки дисконтирования, называемой применительно к государственно-частному партнерству «социальной» ставкой. В то же время методы «затраты - выгоды» и «эффективности затрат», напротив, получили широкое распространение при оценке финансовой эффективности проектов государственно-частного партнерства, хотя каждый из них обладает как очевидными преимуществами, так и явными недостатками.

Метод «затраты - выгоды» дает возможность найти выгоды и затраты в различные периоды времени для принятия оптимального решения об инвестировании в проект на базе расчета чистой текущей стоимости. Данный метод является одним из самых популярных при оценке проектов государственно-частного партнерства - его особенностью является стоимостная оценка как материальных, так и нематериальных выгод от проекта и последующий расчет чистой текущей стоимости и прочих показателей эффективности на их основе. Ограничениями этого метода служат проблемы практической стоимостной оценки нефинансовых выгод, относительно низкая точность учета выгод в долгосрочном периоде и присутствие некоторой доли субъективности при его использовании. Метод «эффективно-

сти затрат» применяется для выбора одной из альтернатив для достижения конкретной поставленной цели.

Ряд нефинансовых выгод, оценка которых требует специального методического подхода, заложен в сущности механизма государственно-частного партнерства: это своевременное начало предоставления услуг надлежащего качества, более ранняя реализация инвестиционно-социальной программы публичного партнера.

В качестве примера фрагментарной оценки данного эффекта можно привести методику центра развития государственно-частного партнерства Франции, основанную на измерении стоимости нефинансовых выгод от ускоренной реализации проекта. Она сводится к тому, что стоимость затрат публичного партнера при государственном контракте приравнивается к минимальному значению чистой текущей стоимости всех выгод проекта. Ускорение внедрения проекта на один год увеличивает чистую текущую стоимость выгод проекта на величину ставки дисконтирования публичного партнера. Таким образом рассчитывается увеличение чистой текущей стоимости выгод проекта за любой срок ускорения его внедрения, и полученный результат сравнивается со стоимостью затрат на создание объекта государственно-частного партнерства.

Аналогичный подход возможно использовать в прогнозе выгод от повышения качества, предумотренного в договоре государственно-частного партнерства и позволяющего рассчитывать на высокий стандарт при проектировании, строительстве и использовании объекта [16, 17].

Нефинансовые выгоды на основе рекомендаций экспертов европейского центра экспертизы государственно-частного партнерства ЕРЕС [10] можно разделить на три категории: те, которые возможно оценить в денежном выражении; те, которые можно оценить количественно, но

проблематично оценить в денежном выражении; и те, которые возможно выявить, но трудно подвергнуть количественной и денежной оценке. Возможность количественной оценки и оценки в денежном выражении различных нефинансовых выгод зависит от проекта, наличия поддерживающей информации и компетенции экспертов. Там, где это возможно, выгоды должны быть оценены с помощью реальных или расчетных рыночных цен, связанных с этими выгодами. В тех случаях, когда рыночных цен для выгод нет, специалисты применяют различные альтернативные методики для оценки выгод в денежном выражении. В частности, в Великобритании разработаны и внедрены подробные рекомендации по монетарным оценкам нефинансовых выгод, так называемая «Зеленая книга» [9].

Общие рекомендации, которые возможно использовать для оценки нефинансовых выгод, представлены в табл. 2. Техника получения многокритериальной оценки социально-экономических выгод позволяет сравнивать и ранжировать способы реализации инвестиционно-строительного проекта для определения их сравнительных преимуществ. Для принятия решений в отношении социально-экономических процессов и факторов государственно-частного партнерства предлагаем использовать методы SAW, TOPSIS, ELECTRA,

PROMETHEE, VIKOR с учетом специфики инвестиционно-строительного этапа [19].

Очевидно, что все существующие подходы оценки эффективности и сравнительного преимущества инвестиционно-строительных проектов в условиях государственно-частного партнерства имеют свои достоинства и недостатки, последние из которых бесспорно требуют разработки, осо-беннно на инвестиционно-строительном этапе формирования стоимости и качества объекта ГЧП.

Позитивные и негативные стороны критериев эффективности инвестиционно-строительного проекта и, в частности, особенности их использо-

вания в условиях государственно-частного партнерства представлены не вполне определенно.

Таблица2

Возможность оценки нефинансовых выгод проектов государственно-частного

партнерства

Table 2

The possibility to assess the non-financial benefits of projects of state and private partnership

Социальные нефинансовые выгоды / Social non-financial benefits Возможность количественной оценки в денежном выражении / Possibility of quantitative assessment in terms of money Возможный способ оценки / Possible way of assessment

Своевременное начало предоставление услуг надлежащего качества / Timely beginning of services rendering of appropriate quality есть / есть / exist / exist Анализ «цена - качество», методика МАРР / Analysis "price - quality", method of МАРР

Ранняя реализации социальной программы публичного партнера / Early realization of social programs of the public partner есть / есть / exist / exist Анализ «цена - качество», методика МАРР / Analysis "price - quality", method of МАРР

Обязательства частного партнера поддерживать объект на постинвестиционной стадии, соблючение высоких требований к качеству / Obligations of the private partner to support an object at a post-investment stage, meeting high requirements of quality частично / частично / partially / partially Оценка стоимости объекта в конце срока проекта. Опросы пользователей о дополнительных затратах / Estimation of cost of an object at the end of project term. Interviews of users about additional expenses

Высокий стандарт при проектировании, строительстве и эксплуатации объекта / High standard at design, construction and operation of an object есть/затруднительно/ exist / difficult Опрос удовлетворенности пользователей, статистические данные / Interviews of satisfaction of users, statistical data

Оптимальная структура управления на всех этапах проекта / Optimal structure of management at all stages of the project есть / частично / exist / partially Опросы по качеству и времени решения проблем / Interviews on quality and time of the decision problems

Влияние на государственный сектор за пределами проекта / Influence on public sector outside the project затруднительно / затруднительно / difficult / difficult Многоаспектные социологические исследования / Multidimensional sociological researches

Макроэкономические выгоды / Macroeconomic benefits частично / частично / partially / partially Статистические данные / Statistical data

Кроме того, не учитывается специфика различных механизмов финансирования и отдельных типов проектов. Среди ограничений применения существующих методик для проектов государственно-частного партнерства можно выделить недостаточный учет специфики формирования денежных потоков публичного партнера и отсутствие взаимосвязи

между инвестициями на разных этапах реализации проекта государственно-частного партнерства, что особенно важно для строительства.

Первый шаг компаративной оценки инвестиционно-строительного проекта в условиях государственно-частного партнерства предполагает обоснованный выбор конкретного объекта на основании це-

лей и задач государственных или муниципальных программ, первичное структурирование, выбор потенциальных форм взаимодействия между публичным и частным партнерами. Уже на данном этапе необходима копаративная оценка для определения приоритетных объектов государственно-частного партнерства и оптимизации проектной структуры. Перспективное формирование системы проектного взаимодействия имеет особое значение на сложноорганизованном этапе строительства - начальном этапе жизненного цикла объекта государственно-частного партнерства. Далее необходима оценка потенциальной заинтересованности частного партнера и финансовых организаций в участии в инвестиционно-строительном проекте при различном сочетании источников финансирования и их доходности, что позволит перейти к построению финансовой модели.

На следующем этапе проводится анализ показателей эффективности на соответствие целевым уровням и принимается решение о целесообразности реализации проекта в целом и в условиях выбранных форм взаимодействия, о корректировке параметров проекта либо о переходе к этапу оценки сравнительного преимущества. Далее необходимо определить источники, стоимость финансирования обязательств и рисков публичной стороны. Финансовое моделирование «публичного компаратора» позволит рассчитать базовый критерий сравнительного преимущества. Здесь существенную роль играет сравнение стоимости участия в проекте частного и публичного партнера с учетом рисков на разных этапах реализации проекта и других факторов. Заключительный этап включает оценку бюджетной нагрузки, корректировку параметров моделирования проекта государственно-частного партнерства и принятие окончатель-

ного решения о механизме реализации проекта либо отказе от реализации проекта.

Методической базой компаративной оценки инвестиционно-строительных проектов полагаем финансовую модель проекта государственно-частного партнерства во взимосвязи этапов строительства и эксплуатации. Общая архитектура финансовой модели позволяет провести расчет показателей эффективности проекта на основе денежных потоков как для проекта в целом, так и для каждого его участника в отдельности. Примеры типовых финансовых моделей для оценки эффективности проектов государственно-частного партнерства, реализованные в табличном редакторе, опубликованы Центром Развития ГЧП и дирекций ГЧП Внешэкономбанка. В основе этих и аналогичных им моделей лежат методы количественных оценок «эффективности проектов» и «затраты - выгоды». С разной степенью детализации результатом финансового моделирования является чистый денежный поток проекта, на базе которого рассчитываются показатели чистой текущей стоимости, внутренней нормы доходности, индекса прибыльности, простого или дисконтированного срока окупаемости.

На основе проведенного обзора информационных источников и проектного опыта для компаративной оценки возможно предложить моделирование на основе расчета стоимости затрат жизненного цикла объекта, последовательную оценку создания добавленной стоимости объекта участниками на разных этапах реализации проекта, системообразующим из которых полагаем инвестиционно-строительный этап. При этом стоит отметить, что универсальной методики расчета совокупной стоимости владения не существует, поскольку в зависимости от вида объекта и характеристик

владения структура затрат и принципы их определения могут в значительной степени различаться. Предлагаемая модельная концепция компаративной оценки проекта настроена на определение финансового эффекта для публичного партнера, который включает все бюджетные, налоговые и прочие поступления от участников цепочки образования добавленной стоимости. Финансовая модель проекта визуализирует создание конечной стоимости объекта капитального строительства, позволяет детализировать компаративную оценку проекта государственно-частного партнерства в отношении вклада в конечную стоимость и прибыльности каждого участника проекта, степень влияния стоимости собственных и заемных средств на конечную стоимость объекта и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бюджетная эффективность определяется на основе эффекта роста бюджетных доходов и экономии расходов бюджета соответствующего уровня в зависимости от формы реализации проекта. Коэффициент участия государства может быть определен как отношение дисконтированной величины финансовых ресурсов бюджета, передаваемых в процессе реализации проекта за расчетный период, к дисконтированной сумме всех затрат из различных источников финансирования за этот же срок. Общая оценка социально-экономических результатов инвестиционно-строительного проекта должна проводиться с использованием следующих составляющих: комплексного подхода к учету всех элементов и их состояний, формирующих территориальную социально-экономическую систему; выявления элементов, потенциально подпадающих под прямые, косвенные и дополнительные эффекты при реализации проекта; прогнозирования изменений основных условий и состояний территориальной

социально-экономической среды при реализации проекта.

В отношении эффективности проекта в целом список показателей расширенного публичного компаратора может базироваться на существующих методах оценки социального эффекта инвестиционного проекта. На стадии технико-экономического обоснования реализации инвестиционно-строительного проекта проводится прогнозирование прямого социально-экономического эффекта, выраженного в создании новых производств, жилого фонда, сети предприятий торговли и сферы услуг, новых учреждений здравоохранения, культуры, спорта и образования и др. К косвенным социально-экономическим результатам можно отнести: общее повышение уровня жизни; улучшение состояния окружающей среды; повышение доступности и качества услуг населению в сфере транспорта, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и др.

При расчете публичного компаратора базой сравнения служит оценка капитальных вложений, затрат на эксплуатацию и обслуживание объекта инвестиционно-строительной деятельности на основе финансовой модели. Метод публичного компаратора может быть использован на разных этапах жизненного цикла проекта и позволяет проводить корректировку на передачу рисков в различных формах взаимоотношений партнеров и корректировку на «конкурентную нейтральность», которая учитывает разный характер издержек публичного и частного партнеров. Это положение логично может быть распространено на ресурсы различного характера, которыми обладает государство в сравнении с частным экономическим агентом. Уровень издержек для государства на проектное управление

и администрирование может значительно отличаться для моделей государственно-частного партнерства и государственного заказа. Для расширения категории «публичный компаратор» возможно использовать данный подход в сравнении доли государственного участия, в анализе динамики исполнения публичных обязательств до и после реализации проекта, в выборе организационно-экономического механизма (ВОТ, BOOT, ВТО, BOO, ВОМТ, DBOOT, DBFO). С упомянутых ранее позиций логично развитие комплексной оценки и целесообразность разработки системы сбалансированных показателей проекта.

Первичная апробация представленного методического подхода проведена на основе данных инвестиционных меморандумов государственной компании «Автодор» по пяти проектам, инициированным в период 2013-2016 гг. Применение методики позволило в явном виде оценить конечную стоимость объектов строительства на протяжении всего жизненного цикла проектов, определить степень влияния стоимости финансирования на конечную стоимость объектов, рассчитать бюджетную эффективность реализации инвестиционно-строительных проектов в случае реализации через механизм госуддарственно-частного партнерства и традиционный государственный контракт.

Выводы

Представленный подход позволяет перейти от парадигмы оцен-

1. Simic N., Vratonjic V., Вепс I. Methodologies for the evaluation of public sector in vestment projects. Megatrend Review. 2011, vol. 1, no. 8, pp.113-129.

2. Ткаченко М.В. Основные положения концепции (стратегии) развития государственно-частного партнерства в РФ до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://pppcenter.ru/assets/docs/conception_2020 _16.10.2014.pdf (20.12.2017).

ки стоимости объекта строительства или реконструкции только с точки зрения капитальных расходов на инвестиционном этапе, которая является характерной для механизма государственных заказов, к интегральной оценке эффективности проекта государственно-частного партнерства в виде стоимости объекта. Развитие предложенной концепции моделирования для обеспечения сравнительного анализа проектов государственно-частного партнерства и государственных контрактов позволит оценить критерий «цена - качество» и провести анализ критических параметров на его основе. Значимость и перспективность данного направления исследований подтверждают последние аналитические публикации Национального центра государственно-частного партнерства, где отмечается, что оценка сравнительной эффективности проектов различных форм реализации является значимой компонентой развития государственно-частного партнерства. Однако существующие в настоящее время подходы к регламентации такой оценки требуют доработки [20].

Интеграция процедуры обоснования сравнительного преимущества в национальную практику государственно-частного партнерства является актуальной и в обязательном порядке должна осуществляться в результате планомерного совершенствования методической базы и формирования первичной практики применения.

КИЙ СПИСОК

3. Lukmanova I.G., Mishlanova M.Y. Determinant analysis of public-private partner ship in Russia. International Journal of Economics and Financial issues. 2015, vol. 5, pp. 208216.

4. Развитие государственно-частного партнерства в России в 2016-2017 годах. Текущее состояние и тренды, рейтинг регионов. М.: Центр развития ГЧП, 2017. 32 с.

5. Владимирова И.Л., Моторина М.А., Вьюнов С.С. Методы финансирования инве-

стиционно-строительных проектов государственно-частного партнерства // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Современные проблемы управления проектами в инвестиционно-строительной сфере и природопользовании». М.: МГСУ, 2016. С.18-23.

6. Об утверждении Методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципаль-но-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/docu ment/cons_doc_LAW_92148/ (20.12.2017).

7. Public-Private Partnerships. Reference Guide. Version 2.0. International Bank for Reconstruction and Development. TheWorld Bank, Asian Development Bank, and Inter-American Development Bank, 2014, 232 р.

8. Мишланова М.Ю. Расширенная категория «публичный компаратор» в оценке инвестиционно-строительных проектов // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 5 (100). С. 248-252.

9. The Green Book. Appaisal and Evaluation in Central Government: HM Treasury, 2011, 118 p.

10. Public Private Partnership Handbook. Version 2, 2012, 74 p.

11. Шарипова Е. Оценка проектов ГЧП: применение критерия «цена - качество» и оценка public sector comparator. М.: Внешэкономбанк, 2013. 21 с.

12. Методика расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_790951/ (20.12.2017).

13. Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассиг-

нований Инвестиционного фонда Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_75345/ (20.12.2017).

14. Методика оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_87435/ (20.12.2017).

15. О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_79369/ (20.12.2017).

16. Stulginskis A., Alekneviciene V. Valuation of Public Projects for Regional Development: Critical Approch. Economics and Rural Development. Aleksandras Stulginskis University, 2014, vol. 10, no. 2.

17. Качиновская М. Методы анализа данных: анализ «издержки - выгоды», анализ «издержки - эффективность» // Коллоквиум «Оценивание программ и политик: методология и применение»: сб. м-лов. Вып. I. М.: ГУВШЭ. 2006. С.99-109.

18. The Non-Financial Benefits of PPPs. A Review of Concepts and Methodology, EPEC, 2011. 30 p.

19. Князев Д.В. Обоснование состава экономико-математической модели прогнозирования и оценки социально-экономической эффективности инвестиционно-строительных проектов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 1 (73). С. 7.

20. Оценка эффективности проектов ГЧП по сравнению с иными формами реализации инфраструктурных проектов в странах-участницах ЕАЭС. М.: Национальный центр государственно-частного партнерства, 2018. 17 с.

REFERENCES

1. Simic N., Vratonjic V., Beric I. Methodologies for the evaluation of public sectorin vestment projects. Megatrend Review. 2011, vol. 1, no. 8, pp.113-129.

2. Tkachenko M.V. Osnovnye poloz-heniya koncepcii (strategii) razvitiya gosu-darstvenno-chastnogo partnerstva v RF do 2020 goda [The main provisions of the concept (strategy) of the development of the state and private partnership in the Russian Federation until 2020]. Available at: http://pppcenter.ru/assets/docs/conception_2020 _16.10.2014.pdf (accessed on 20 February 2017).

3. Lukmanova I.G., Mishlanova M.Y. Determinant analysis of public-private partnership in Russia. International Journal of Economics and Financial issues. 2015, vol. 5, pp. 208-216.

4. Razvitie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossii v 2016-2017 godah. Teku-shchee sostoyanie i trendy, rejting regionov [Development of the state and private partnership in Russia in 2016-2017. Current state and trends, rating of regions]. Moscow, Development Center Publ., 2017, 32 p. (In Russian).

5. Vladimirova I.L., Motorina M.A., Vyunov S.S. Metody finansirovaniya investi-cionno-stroitel'nyh proektov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Methods of financing in-

vestment-building projects of state and private partnership]. Materialy VI Mezhdunarodnoi n-auchno-prakticheskoi konferentsii «Sovremennye problem upravleniya proektami v investitsionno-stroitel'noi sfere i prirodopol'zovanii» [Proceedings of the VI International Scientific and Practical Conference "Modern Problems of Project Management in the Investment and Construction Sphere and Natural Management"]. 2016, Moscow, MGSU Publ., pp. 18-23. (In Russian).

6. Ob utverzhdenii Metodiki ocenki ehffektivnosti proekta gosudarstvenno-chastnogo partnerstva, proekta municipal'no-chastnogo partnerstva i opredeleniya ih sravnitel'nogo pre-imushchestva [About approval of the Methodology to evaluate the effectiveness of the public-private partnership project, the project of municipal-private partnership and determining their comparative advantage]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_192148/ (accessed on 20 February 2017).

7. Public-Private Partnerships. Reference Guide. Version 2.0. International Bank for Reconstruction and Development. The World Bank, Asian Development Bank, and Inter-American Development Bank, 2014, 232 p.

8. Mishlanova M.Y. Rasshirennaya kategoriya «publichnyj komparator» v ocenke investicionno-stroitel'nyh proektov [Extended category "public comparator" in the evaluation of investment and construction projects]. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Proceedings of Irkutsk State Technical University]. 2015, vol. 100, no. 5, pp. 248252. (In Russian).

9. The Green Book. Appaisal and Evaluation in Central Government: HM Treasury, 2011, 118 p.

10. Public Private Partnership Handbook. Version 2, 2012, 74 p.

11. Sharipova E. Ocenka proektov GCHP: primenenie kriteriya «cena - kachestvo» i ocenka public sector comparator [Evaluation of PPP projects: application of the "price - quality" criteria and evaluation of the public sector comparator]. Moscow, Vnesheconombank Publ., 2013, 21 p.

12. Metodika rascheta pokazatelej i pri-meneniya kriteriev ehffektivnosti regional'nyh in-vesticionnyh proektov, pretenduyushchih na po-luchenie gosudarstvennoj podderzhki za schet byudzhetnyh assignovanij Investicionnogo fonda Rossijskoj Federacii [Methodology to calculate indicators and apply the criteria for the effectiveness of regional investment projects that claim to receive state support from the budgetary appropriations of the Investment Fund of the Russian Federation]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_ 790951/ (accessed on 20 February 2017).

13. Ob utverzhdenii Pravil formirovaniya i ispol'zovaniya byudzhetnyh assignovanij In-

vesticionnogo fonda Rossijskoj Federacii [On approval of the Rules for the Formation and Use of Budgetary Appropriations of the Investment Fund of the Russian Federation]. Available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_75345/ (accessed on 20 February 2017).

14. Metodika ocenki ehffektivnosti is-pol'zovaniya sredstv federal'nogo byudzheta, napravlyaemyh na kapital'nye vlozheniya [Methodology to assess the effectiveness of the use of Federal budget funds allocated for capital investments]. Available at: http://www.consultant. ru/d ocument/cons_d oc_LAW_87435/ (accessed on 20 February 2017).

15.0 poryadke provedeniya proverki in-vesticionnyh proektov na predmet ehffektivnosti ispol'zovaniya sredstv federal'nogo byudzheta, napravlyaemyh na kapital'nye vlozheniya [About the procedure to inspect investment projects for the effectiveness of the use of Federal budget funds allocated for capital investments]. Available at: http://www.consultant.ru/document/

cons_doc_LAW_79369/ (accessed on 20 February 2017).

16. Stulginskis A., Alekneviciene V. Valuation of Public Projects for Regional Development: Critical Approch. Economics and Rural Development. Aleksandras Stulginskis University,

2014, vol. 10, no. 2.

17. Kachinovskaya M. Metody analiza dannyh: analiz «izderzhki - vygody», analiz «iz-derzhki - ehffektivnost'» [Methods of data analysis: analysis of "cost - benefit", analysis of "cost -effectiveness"] / Colloquium "evaluation of programs and policies: methodology and application": collection of publications. Vol. I. Moscow, SU-HSE Publ., 2006, pp. 99-109. (In Russian).

18. The Non-Financial Benefits of PPPs. A Review of Concepts and Methodology. EPEC, 2011, 30 p.

19. Knyazev D.V. Obosnovanie sostava ehkonomiko-matematicheskoj modeli prognoziro-vaniya i ocenki social'no-ehkonomicheskoj ehffektivnosti investicionno-stroitel'nyh proektov [Proof of the content economic and mathematical model to forecast and evaluate social and economic efficiency of investment and construction projects]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyi nauchnyi zhurnal [Management of economic systems: electronic scientific journal].

2015, vol. 73, no. 1, p. 7. (In Russian).

20. Ocenka ehffektivnosti proektov GCHP po sravneniyu s inymi formami realizacii infra-strukturnyh proektov v stranah-uchastnicah EAEHS [Evaluation of the effectiveness of PPP projects in comparison with other forms of implementation of infrastructure projects in the EEA member countries]. Moscow, National center of state-private partnership Publ., 2018, 17 p. (In Russian).

Критерии авторства

Мишланова М.Ю., Кузнецов А.А. имеют равные авторские права. Мишланова М.Ю. несет ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution

Mishlanova M.Yu., Kuznetsov A.A. have equal author's rights. Mishlanova M.Yu bears the responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.