Научная статья на тему 'КОМПАРАТИВИСТСКИЙ ПОДХОД И СРАВНИТЕЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ВВЕДЕНИЕ К ТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗДЕЛУ'

КОМПАРАТИВИСТСКИЙ ПОДХОД И СРАВНИТЕЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ВВЕДЕНИЕ К ТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗДЕЛУ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПАРАТИВИСТСКИЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ / СРАВНИТЕЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПОСТСОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ядова Майя Андреевна

В работе изучаются особенности компаративистских исследований в социальных науках и социологии в частности. Показано, что выделение общего и особенного в социальных процессах и явлениях того или иного региона / страны способствует лучшему пониманию глобальных тенденций общественного развития в эпоху поздней современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPARATIVE APPROACH AND COMPARATIVE SOCIOLOGICAL RESEARCH: INTRODUCTION TO THE THEMATIC SECTION

The paper examines the peculiarities of comparative studies in the social sciences and sociology in particular. It is shown that highlighting the common and special in social processes and phenomena of a particular region / country contributes to a better understanding of global trends in social development in the Postmodern era.

Текст научной работы на тему «КОМПАРАТИВИСТСКИЙ ПОДХОД И СРАВНИТЕЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ВВЕДЕНИЕ К ТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗДЕЛУ»

КОМПАРАТИВИСТСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИОЛОГИИ

УДК 316 DOI: 10.31249/гесс/2023.01.01

ЯДОВА М.А. * КОМПАРАТИВИСТСКИЙ ПОДХОД И СРАВНИТЕЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: введение к тематическому разделу

Аннотация. В работе изучаются особенности компаративистских исследований в социальных науках и социологии в частности. Показано, что выделение общего и особенного в социальных процессах и явлениях того или иного региона / страны способствует лучшему пониманию глобальных тенденций общественного развития в эпоху поздней современности.

Ключевые слова: компаративистский подход; социальные науки; сравнительные социологические исследования; постсовременность.

Для цитирования: Ядова М.А. Компаративистский подход и сравнительные социологические исследования : введение к тематическому разделу // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11: Социология. - 2023. - № 1. - С. 9-14. DOI: 10.3Ш9/геое/2023.01.01

Статья поступила: 30.01.2023.

Принята к публикации: 06.02.2023.

* Ядова Майя Андреевна - кандидат социологических наук, заведующая отделом социологии и социальной психологии Института научной информации по общественным наукам РАН. E-mail: m.yadova@mail.ru

YADOVA M.A. ** The comparative approach and comparative sociological research: introduction to the thematic section

Abstract. The paper examines the peculiarities of comparative studies in the social sciences and sociology in particular. It is shown that highlighting the common and special in social processes and phenomena of a particular region / country contributes to a better understanding of global trends in social development in the Postmodern era.

Keywords: comparative approach; social sciences; comparative sociological research; Postmodernity.

For citation: Yadova M.A. The comparative approach and comparative sociological research : introduction to the thematic section. Social'nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Seriya 11: Sociologiya [Social sciences and humanities. Domestic and foreign literature. Series 11: Sociology]. - 2023. - N 1. - P. 9-14. DOI: 10.31249/rsoc/2023.01.01

Received: 30.01.2023.

Accepted: 06.02.2023.

Сравнительный подход - известная в социогуманитарных науках исследовательская стратегия, нацеленная на выявление общих и специфических свойств однородных или разнородных социальных феноменов. На основе сравнительного подхода изучают различные этапы становления и развития одного и того же социального явления или разных явлений, существующих в одно и то же время. По словам специалистов, сравнение в социальных науках возможно при соблюдении нескольких исследовательских принципов: обнаружение общих свойств сравниваемых объектов; выделение ключевых критериев и выбор необходимого теоретико-методологического инструментария для запланированного сопоставления; конструирование адекватной выборки, позволяющей выделить из генеральной совокупности изучаемых объектов необходимое количество элементов, которые будут представлять все

** Yadova Maiya Andreevna - Candidate of Sociological Sciences, Head of the Department of Sociology and Social Psychology, Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences. E-mail: m.yadova@mail.ru

множество объектов соответствующего типа [Иванов, 2019, с. 392].

Компаративистские исследования различаются по своему типу. С точки зрения временного континуума выделяют лонги-тюдные / панельные (многократное изучение одного и того же социального объекта с определенными временными интервалами по одной и той же программе), когортные (в течение длительного периода исследуется группа людей определенного возраста), трендо-вые (фиксируются социальные изменения, происходящие в течение конкретных промежутков времени в стране, регионе и пр.) исследования. В зависимости от территориального признака выделяют межнациональные, межстрановые и межрегиональные исследования, предметом изучения которых становится сопоставление отдельных наций, стран, регионов и их социокультурных особенностей.

Межнациональные и межстрановые исследования получили развитие во второй половине XX в., значительный вклад в поддержку подобных исследований внес Международный совет социальных наук при ЮНЕСКО. Одним из первых крупнейших межнациональных сравнительных исследований в мире стал проект «Какими нации видят друг друга» (1948-1949), посвященный представлениям о других странах и нациях жителей бывших стран-союзников и противников во Второй мировой войне - Австралии, Великобритании, Франции, ФРГ, Италии, Нидерландов, Норвегии, Мексики и США. Многое сделал для становления меж-страновых исследований известный американский социолог А. Инкелес, команда которого на протяжении нескольких десятилетий проводила социологические исследования, посвященные процессам модернизации, проблемам формирования национального характера, развития демократических политических систем в разных странах мира [Inkeles, Smith, 1974; Comparing nations ..., 1995; Inkeles, Levinson, 1997]. В 1970-1980-х годах в США и ряде европейских стран сложилась и институционализировалась система межнациональных социальных исследований: была сформирована соответствующая научная инфраструктура, появились организации, ответственные за выработку единых подходов для сбора, обобщения, хранения результатов межстрановых исследований. С начала 1990-х годов ЮНЕСКО приступила к реализации первой

межправительственной программы в области социальных наук -Программы управления социальными преобразованиями (Management of Social Transformations - MOST) [Иванов, 2019, с. 394].

Что касается нашей страны, то в 1950-1960-е годы СССР не очень активно был вовлечен в проведение сравнительных исследований, сопоставляющих те или иные аспекты жизни советских людей и их современников за рубежом. В 1970-1980-е годы компаративистские проекты стали популярны и в СССР, как правило, в рамках исследований стран социалистического лагеря. Например, в это время получили широкую известность исследования, связанные с изучением образовательных, профессиональных и жизненных траекторий молодежи социалистических стран (проекты Ф.Р. Филиппова [Молодежь и высшее образование ..., 1984], В.Н. Шубкина [Опыт сравнительного международного социологического исследования, 1980; Трудящаяся молодежь ..., 1984] и др.). После распада СССР российские социальные исследователи активно включились в международные компаративистские проекты, нередко выступая их организаторами.

Отечественный социолог А.В. Андреенкова отмечает ряд тенденций, в русле которых развиваются сегодня сравнительные социальные исследования: дебюрократизация и демократизация в организации исследований (возможность получения финансирования из разных источников, отсутствие прессинга со стороны идеологических учреждений); ориентация на междисциплинарность и интернациональность; новые подходы к созданию инструментария; усложнение методов сбора данных; применение мультимо-дальных подходов (например, перевод анкеты и работа над формулировками становятся отдельными этапами исследования); внимание к качеству данных и большая их открытость [Андреенкова, 2014].

Тематика работ, открывающих главный раздел настоящего номера журнала, достаточно разнообразна. Статья В.Г. Немиров-ского посвящена современным компаративистским социологическим исследованиям внутри одной страны, а именно - проблеме изучения социокультурной модернизации российских регионов. В работах А.Ю. Долгова и А.А. Раренко уделяется внимание различным технико-методологическим аспектам сравнительного подхода в социальных науках. В рецензии, подготовленной

А.Ю. Долговым на книгу британских политологов Дж. Босуэлла, Дж. Корбетта и Р.А.У. Родса «Искусство и мастерство сравнения», рассматриваются специфические черты предлагаемой авторами книги модели сравнительного социального анализа. Предметом интереса А.А. Раренко являются разрабатываемые в рамках кросс-культурного менеджмента модели управления, учитывающие культурные особенности сотрудников тех или иных организаций.

Яркие примеры актуальных межстрановых исследований представлены в завершающих тематическую подборку материалах. Обзор Е.В. Якимовой посвящен такому достаточно новому и деликатному социальному феномену, как суррогатное материнство, и ряду связанных с ним социоструктурных (экономических, расовых, гендерных, классовых) проблем в контексте глобального транснационального рынка репродуктивных услуг. В свою очередь, А.Ю. Казакова предпринимает попытку на основе сравнения результатов национальных баз патентного поиска исследовать формы включения социологической деятельности в процесс патентования и практический вклад социологии в социально-экономическое развитие разных стран.

Надеемся, что представленные в тематическом разделе номера публикации дадут возможность читателям оценить состояние отечественных и зарубежных сравнительных социальных (в том числе социологических) исследований, снабдят их полезной информацией о социальных процессах и тенденциях в разных странах, а также будут способствовать более глубокому междисциплинарному сотрудничеству представителей общественных наук.

Список литературы

Андреенкова А.В. Сравнительные межстрановые исследования в социальных науках : теория, методология, практика. - Москва : Новый хронограф, 2014. -517 с.

Иванов О.И. Гл. 16. Методология социального познания // Социология: теория, история, методология : учебник / под ред. Д.В. Иванова. - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. - С. 383-412.

Молодежь и высшее образование в социалистических странах / отв. ред. Ф.Р. Филиппов, П.Э. Митев. - Москва : Наука, 1984. - 142 с.

Опыт сравнительного международного социологического исследования / под ред. Ф. Гажо, В. Шубкина. - Будапешт : ИОН, 1980. - 595 с.

Трудящаяся молодежь : образование, профессия, мобильность / под ред. В.Н. Шубкина. - Москва : Наука, 1984. - 255 с.

Comparing nations and cultures / ed. by A. Inkeles, M. Sasaki. - Englewood Cliffs : Prentice Hall, 1995. - 626 p.

Inkeles A., Levinson D. National character : a psycho-social perspective. - New Brunswick : Transaction publications, 1997. - 392 p.

Inkeles A., Smith D. Becoming modern : individual change in six developing countries. - Cambridge : Harvard univ. press, 1974. - 437 p.

References

Andreenkova A.V. Sravnitel'nye mezhstranovye issledovanija v social'nyh naukah : teorija, metodologija, praktika [Comparative cross-country research in social sciences: theory, methodology, practice]. - Moscow : New Chronograph, 2014. -517 p. (In Russian)

Comparing nations and cultures. Ed. by A. Inkeles, M. Sasaki. - Englewood Cliffs : Prentice Hall, 1995. - 626 p.

Inkeles A., Levinson D. National character : a psycho-social perspective. - New Brunswick : Transaction publications, 1997. - 392 p.

Inkeles A., Smith D. Becoming modern : individual change in six developing countries. - Cambridge : Harvard univ. press, 1974. - 437 p.

Ivanov O.I. Gl. 16. Metodologija social'nogo poznanija [Ch. 16. Methodology of social knowledge]. Sociologija: teorija, istorija, metodologija : uchebnik. Pod red. D.V. Ivanova [Sociology : theory, history, methodology : textbook. Ed. by D.V. Ivanov]. - St. Petersburg : St. Petersburg univ. publishing house, 2019. - P. 383412. (In Russian)

Opyt sravnitel'nogo mezhdunarodnogo sociologicheskogo issledovanija. Pod red. F. Gazho, V. Shubkina [Experience of comparative international sociological research. Ed. by F. Gajo, V. Shubkin]. - Budapest: ION, 1980. - 595 p. (In Russian)

Trudjashhajasja molodezh' : obrazovanie, professija, mobil'nost'. Pod red. V.N. Shubkina [Working youth : education, profession, mobility. Ed. by V.N. Shub-kin]. - Moscow : Nauka, 1984. - 255 p. (In Russian)

Youth and higher education in socialist countries. Ed. by F.R. Filippov and P.E. Mitev. - Moscow : Nauka, 1984. - 142 p. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.