Научная статья на тему 'Компаративистский анализ функциональных полномочий прокурора в уголовном процессе некоторых зарубежных государств'

Компаративистский анализ функциональных полномочий прокурора в уголовном процессе некоторых зарубежных государств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
395
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
прокурор в уголовном процессе / полномочия прокурора в уголовном процессе некоторых зарубежных государств / компаративистский анализ полномочий прокурора в зарубежном уголовном процессе. / the prosecutor in the criminal process / powers of the prosecutor in criminal proceedings of some foreign states / comparative analysis of the prosecutor's powers in foreign criminal proceedings

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитрий Владимирович Грызлов

Статья посвящена компаративистскому анализу функциональных полномочий прокурора в уголовном процессе некоторых зарубежных государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of the functional powers of the prosecutor in the criminal process of some foreign states

This article is devoted to the comparative analysis of the functional powers of the prosecutor in the criminal process of some foreign states

Текст научной работы на тему «Компаративистский анализ функциональных полномочий прокурора в уголовном процессе некоторых зарубежных государств»

УДК 343.1 ББК 67.410.2

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10023

КОМПАРАТИВИСТСКИЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ

Дмитрий Владимирович ГРЫЗЛОВ, аспирант кафедры уголовного процесса Кубанского государственного университета E-mail: DmGr1@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс

Аннотация. Статья посвящена компаративистскому анализу функциональных полномочий прокурора в уголовном процессе некоторых зарубежных государств.

Ключевые слова: прокурор в уголовном процессе, полномочия прокурора в уголовном процессе некоторых зарубежных государств, компаративистский анализ полномочий прокурора в зарубежном уголовном процессе.

Annotation. This article is devoted to the comparative analysis of the functional powers of the prosecutor in the criminal process of some foreign states.

Keyword: the prosecutor in the criminal process, powers of the prosecutor in criminal proceedings of some foreign states, comparative analysis of the prosecutor's powers in foreign criminal proceedings.

Интересным и достаточно важным представляется обращение к опыту зарубежных государств при рассмотрении вопроса о функциональных полномочиях прокурора в уголовном процессе. Функции прокуроров в разных странах различны, они во многом определяются исторически сложившимися условиями.

«В государствах европейского содружества нет единой модели организации и деятельности прокуратуры. Так, в одних государствах — членах Совета Европы прокуратура является органом, осуществляющим уголовное преследование и контрольные (надзорные) функции, связанные с проведением уголовного преследования. К этим странам относятся Албания, Андорра, Германия, Греция, Голландия, Испания, Италия, Кипр, Македония, Португалия, Швеция и другие, причем в Италии и Кипре органы прокуратуры в досудебном производстве занимаются исключительно уголовным преследованием. В других государствах органы прокуратуры, кроме уголовного преследования, осуществляют широкий круг иных функций. К примеру, во Франции, в Андорре, Венгрии, Португалии, Испании, Словении прокуратура является не толь-

ко органом уголовного преследования, но и органом, осуществляющим функции за рамками уголовного судопроизводства»1.

Во Франции процессуальные отношения прокурора со следственными судьями определяется общими принципами взаимоотношения прокуроров с судебной властью: «к судебной власти можно лишь обращаться с просьбами (ходатайствами), но нельзя давать ей указания»2. Дознание, являясь полицейской деятельностью, представляет собой иной вид взаимоотношений прокуроров и дознавателей и определяется надзорной деятельностью прокуратуры над полицией.

В Германии после реформы 1974 г. произошел полный отказ от предварительного следствия французского образца.

По утверждению Л. В. Головко, «немецкий «следователь» сегодня — это полицейский, проводящий дознание под надзором прокурора, своего рода «инструмент» собирания доказательств для принятия прокурором юридически значимых решений в ходе «прокурорского дознания» и принятия общего решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела (публичного обвинения) и передаче его в суд в случае возбуждения»3.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019

В такой ситуации природа взаимоотношений прокурора и «следователя полиции» (дознавателя) определяется тем, что в руках прокурора находится полная процессуальная власть над уголовным делом, выраженная в руководстве расследованием и надзоре за всеми действиями органов полицейского дознания.

В Италии расследование производится судебной полицией, следственными судьями, но, в отличие от Франции, следствие проводится также и республиканскими прокурорами4.

В США в ходе полицейского расследования (дознания) полиция полностью отделена от прокурора и действует автономно. Прокурор выступает лишь обвинителем перед судом, к которому дело поступает из полиции5.

Таким образом, в странах западного мира уголовно-процессуальная деятельность прокурора определяется многофункциональностью его правового статуса. При этом довольно отчетливо прослеживается разница в подходах в зависимости от правовой системы, в рамках которой осуществляет свою уголовно-процессуальную деятельность прокурор.

На наш взгляд, права в этом отношении А.Ю. Чурикова, которая разграничивает, с одной стороны, нормативное регулирование деятельности прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса романо-германской правовой семьи, а, с другой стороны, отмечает особенности англо-саксонской концепции процессуального положения прокурора в досудебном производстве по уголовным делам6.

В уголовно-процессуальном законодательстве постсоветских государств также представлены самые разные функциональные полномочия прокурора.

Согласно ст. 36 уголовно-процессуального закона Латвии прокурор в уголовном процессе реализует функции надзора за следствием, следствия, уголовного преследования, поддержания государственного обвинения и другие установленные этим законом функции7.

УПК Эстонии определяет, что прокуратура руководит осуществлением досудебного производства, обеспечивая его законность и результативность, а также представляет в суде государственное обвинение. Полномочия прокуратуры в уголовном производстве прокурор осуществляет от имени прокуратуры независимо, подчиняясь только закону (ст. 30 УПК Эстонии)8.

По УПК Грузии, прокуратура является органом уголовного преследования. Для обеспечения выполнения этой функции прокуратура осуществляет процессуальное руководство следствием. Про-

куратура в случаях, предусмотренных Кодексом, и в установленном порядке в полном объеме ведет расследование преступления, поддерживает государственное обвинение в суде (ст. 32 УПК Грузии)9.

В соответствии со ст. 7 УПК Азербайджана, прокурор — лицо, которое в пределах своих полномочии. в порядке, предусмотренном Кодексом, осуществляет процессуальное руководство предварительным расследованием уголовного дела либо поддерживает в суде в качестве государственного обвинителя общественное или общественно-частное обвинение10.

В уголовном процессе Армении прокурор осуществляет уголовное преследование, надзор за законностью дознания и предварительного следствия, поддерживает обвинение в суде, опротестовывает приговоры и другие окончательные решения суда (ст. 52 УПК Армении)11.

В УПК Казахстана прокурор помещен в главу 8 «Государственные органы и должностные лица, осуществляющие функции уголовного преследования». Однако ст. 58 «Прокурор» УПК Казахстана гласит, что прокурор — должностное лицо, осуществляющее в пределах своей компетенции надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания, следствия и судебных решении., уголовного преследования на всех стадиях уголовного процесса, а также полномочия в соответствии со ст. 83 Конституции Республики Казахстан и данным Кодексом12.

По сути, аналогичным образом поступает уголовно-процессуальный закон Туркменистана, в котором прокурор отнесен к должностным лицам, осуществляющим функции уголовного преследования13. При этом, согласно ст. 71 УПК Туркменистана, прокурор в пределах своей компетенции обеспечивает законность возбуждения уголовных дел и является должностным лицом, осуществляющим надзор за исполнением законов при производстве процессуальных действий органами оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия.

Основной акцент делается на прокурорском надзоре в досудебном производстве по уголовному делу (ст. 72 УПК Туркменистана).

Уголовно-процессуальный закон Узбекистана не формулирует конкретные полномочия прокурора, однако разделяет их в зависимости от стадий процесса (ст. 34 УПК Узбекистана)14. В то же время, исходя из содержания ст. 33 УПК Узбекистана, можно заключить, что прокурор является носителем функции надзора за точным и единообразным исполнением законов Республики Узбекистан в стадиях дознания и предварительного следствия.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019

В соответствии со ст. 33 нового УПК Кыргызстана, который вступил в силу с 1 января 2019 г., полномочиями прокурора в уголовном процессе являются:

1) надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими досудебное производство по уголовным делам и делам о проступках;

2) поддержание государственного обвинения в суде;

3) уголовное преследование должностных лиц государственных органов;

4) представительство интересов гражданина или государства в суде15.

В УПК Республики Беларусь функции прокурора закреплены в разных статьях16.

Так, надзорная функция возведена в ранг принципа уголовного процесса, поскольку закреплена в ст. 25 «Прокурорский надзор в уголовном процессе», которая, в свою очередь, расположена в главе 2 «Задачи и принципы уголовного процесса».

В соответствии со ст. 25 УПК Республики Беларусь прокурор осуществляет надзор за исполнением законов при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, в ходе предварительного расследования, за соответствием закону судебных решений по уголовным делам и их исполнением.

Прокурор обязан на всех стадиях уголовного процесса своевременно принимать предусмотренные законом меры по устранению нарушений закона, от кого бы эти нарушения не исходили.

В то же время ч. 1 ст. 34 УПК Республики Беларусь, определяющая процессуальный статус прокурора, гласит: «Прокурор является должностным лицом, в пределах своей компетенции осуществляющим от имени государства уголовное преследование и поддерживающим государственное обвинение в суде».

Несмотря на то что надзорная функция не указана в ч. 1 ст. 34 УПК Республики Беларусь, последующие части исследуемой статьи закрепляют формы реализации надзорной функции.

УПК Молдовы провозглашает, что прокурор является лицом, осуществляющим в пределах своей компетенции от имени государства уголовное преследование или, по обстоятельствам, руководящим им, представляющим обвинение в суде и выполняющим другие обязанности, предусмотренные данным Кодексом. Прокурор, участвующий в уголовном судопроизводстве, выполняет функции государственного обвинителя (ст. 51 УПК Молдовы)17.

УПК Украины в ст. 36 «Прокурор» связывает полномочия прокурора с осуществлением им надзора за соблюдением законов при проведении до-

судебного расследования в форме процессуального руководства предварительным расследованием18.

Подводя итог компаративистскому анализу уголовно -процессуального законодательства постсоветских государств в части определения функциональных полномочий прокурора, необходимо привести утверждение о том, что «постсоветским законодателям в силу неопределенности правовой природы прокурора, следователя и дознавателя не удается найти взвешенный подход к соотношению их процессуального положения. Основой прокурорского господства над досудебным производством считается не судебная природа прокурора, а его роль как стража законности. В связи с этим полномочия по расследованию ему не предоставляются либо рассматриваются как экстраординарные»19.

1 Поторыкина Е.Ю. Уголовно-процессуальный статус прокурора в судопроизводстве европейских государств // Социально-экономические явления и процессы. 2015. № 12. Т.10.С. 133.

2 Головко Л.В. Архетипы досудебного производства, возможные перспективы развития отечественного предварительного следствия // Уголовное судопроизводство. 2014. № 2. С. 13.

3 Там же. С. 14.

4 Поторыкина Е.Ю. Указ соч. С. 135.

5 Бахмайер Винтер Л. Основные черты этапа предварительного расследования в уголовном процессе США // Schroeder F.-C., Kudratov M. (Hrsg.) Das strafprozessuale Vorverfahren in Zentralasien zwischen inquisitorischem und adversatorischem Modell / Предварительное расследование в уголовном процессе стран Центральной Азии: между инквизиционной и состязательной моделью / Под ред. Ф.-К. Шредера, М. Кудратова. Frankfurt am Main. Peter Lang. 2012. С. 72.

6 Чурикова А.Ю. Правовая модель деятельности прокурора в досудебном производстве (Российский опыт и международная практика): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2010. С. 19—24.

7 URL: http://www.pravo.lv/likumi/29_upz.html

8 URL: http://yurotdel.com/zakony/ugolovno-processualnyi-kodeks-estonii.html

9 URL: https://matsne.gov.ge/ru/document/download/ 90034/84/ru/pdf

10 URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30420280

11 URL: http://yurotdel.com/zakony/ugolovno-processualnyi-kodeks-armenii.html

12 URL: http://online.zakon.kz/m/document/?doc_id=31575852

13 URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31344376

14 URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30421101

15 URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36313326

16 URL: http://online.zakon.kz/document/?doc_id=30414958

17 URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30397729

18 URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31197178

19 Коновалов С.Г. Элементы германской модели досудебного производства в уголовном процессе постсоветских государств: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018. С. 11.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.