116
психологизма Д.С. Милля и открываемых этой концепцией возможностей анализа понятия очевидности в логике. Н.А. Ходикова рассматривает возникающую на наших глазах теорию поиска вывода в историкологическом аспекте, предлагая рациональную модель ее возникновения, основывающуюся на модели развития науки Б.С. Грязнова. Л.С. Сироткина раскрывает некоторые ранее не использованные возможности системной трактовки такой традиционной темы, как логическая теория понятия. Такое развитие теории понятия открывает новые возможности формирования логической культуры учащихся.
В целом вниманию читателя предлагается ряд интересных исследований в мало представленных в российской философско-теоретической литературе областях. Хотелось бы только надеяться, что публикации работ в указанных направлениях будут продолжены и в будущем и данный сборник станет первым в серии изданий, посвященных, в первую очередь, истории логики, теории аргументации и неформальной логике.
А.Г. Пушкарский,
ассистент кафедры философии и логики РГУ им. И. Канта
КОМПАРАТИВИСТСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ:
Сб. научных статей / Балтийский межрег. ин-т общественных наук.
— Калининград: Изд-во КГУ, 2003.
В 2003 г. в Издательстве КГУ по инициативе Балтийского межрегионального института общественных наук издан сборник научных статей «Компаративистские исследования в истории философии». В нем представлены первые результаты работы философского семинара «Методология компаративистских исследований в истории философии: европейская и русская философия». Сборник состоит из трех разделов — традиционная компаративистика: Запад и Восток; русская и западная философия; научные публикации. Издание открывает статья профессора В.К. Шохина «Онтология Декартова cogito в свете философской компаративистики», в которой автор, развивая философские интуиции Вл. Соловьева, проводит параллели между декартовским принципом и наследием индийской философии, в частности, комментариями Шанкары. В работе «Современная философия права о религиозных основаниях российского, западного и мусульманского права (методологические установки и их реализация)» московский философ права, доцент Е.А. Чичнева, проследив взаимоотношения права и религии, приходит к выводу, что говорить о праве безотносительно к религии невозможно. Право может быть частью религии (ислам), религия может быть частью правосознания (русское право), наконец, право может принимать форму религии (западное право). Результаты рассмотрения правовых систем с точки зрения
Компаративистские исследования в истории философии
компаративистики позволили сформулировать два взаимодополняющих тезиса: прямые заимствования в области права невозможны и нежелательны; косвенные необходимы, кроме того, они являются эффективным средством смягчения возникающих конфликтов.
Вторая часть сборника начинается статей профессора В.К. Кантора «Достоевский, Ницше и кризис христианства в Европе конца XIX — начала XX веков». Сопоставив идеалы Достоевского и Ницше, Кантор пришел к выводу, что взгляды Достоевского дают человечеству возможность преодолеть исторические катаклизмы с опорой на христианские ценности, совпадая с основой европейской судьбы, в отличие от взглядов Ницше, который, склоняясь к Востоку, не оставил Европе шанса выйти из кризиса. Вместе с тем, поскольку проблемы, занимавшие Достоевского и Ницше, окончательно не разрешены, переплетение их тревожных прозрений и сегодня волнует европейское человечество. В работе «Вячеслав Иванов, Аристотель и Кант: мировоззрение подновленного Кантом аристотелика» один из редакторов сборника профессор Л.А. Калинников прослеживает борьбу между традиционализмом, аристократическим средневековым консерватизмом, уходящим своими корнями к Аристотелю, и основанным на науке антропологическим демократизмом, вершиной которого выступило творчество И. Канта. Вяч. Иванов, дополняя гармоничный космос Аристотеля взглядами Канта, показывающими роль и место человека в этом мире, пытается на пути всеединства синтезировать все наиболее ценное в наследии этих мыслителей, а также все лучшее, что есть в России и Европе. В статье «Русское неокантианство: компаративистский анализ философии А. Введенского и Г. Когена» саратовского кантоведа профессора В.Н. Белова кратко обозревается история немецкого и русского неокантианства. Автор ставит три задачи перед современными отечественными исследователями неокантианства: открыть русских неокантианцев и пристально их изучать; ознакомиться с немецким и другими национальными вариантами неокантианства, чтобы правильно ориентироваться в истории философии; выявить при изучении различных национальных вариантов неокантианства общие моменты развития неокантианства и одновременно прояснить специфику развития национальных философий. Вторую часть сборника завершает статья екатеринбургского ученого, доктора философских наук А.Г. Кислова «Философские основания идеи комбинированных логических систем». Исследователь различает два вида предпосылок логических систем: онтологические (они связаны с объектами рассмотрения, то есть с мирами, событиями и т. п.) и гносеологические (связаны с определениями истинностного значения суждений, логического следования и др.). Открытое, в исследовательском плане — свободное комбинирование этих оснований предполагает широкие возможности сравнения и классификации различных логик.
Раздел «Научные публикации» содержит переиздание вышедшей в 1837 г. докторской диссертации И.М. Скворцова «Критическое обозрение кантовой религии в пределах одного разума», снабженное преди-
117
словием Л.А. Калинникова. Диссертация представляет собой не только прекрасный философско-религиозный труд, но и пример компаративистского исследования.
В целом сборник «Компаративистские исследования в истории философии» содержит богатый, эвристически значимый материал для анализа, гипотетических обобщений и интересен всем, занимающимся исследованием истории философии и культуры.
А. Тапуть,
аспирант кафедры философии и логики РГУ им. И. Канта
118
ПОМЕРАНИЯ В ВЕКАХ
Pommern im Wandel der Zeiten / Mit Beitr. von Werner Buchholz, Jorg Hackmann, Alina Hutnikiewicz et al.; Hrsg. von Jan M. Piskorski.
Szczecin: Zamek ksiazat pomorskich, 1999. 458 S. [Название на польском языке: Pomorze Zachodnie poprzez wieki].
Померания, Pomorze, Pommern — это название происходит из польского и означает «земля у моря» или «земля вдоль моря». Территориальные границы, к которым оно относилось, менялись с течением времени. Померания — это зона интенсивных культурных контактов, о чем свидетельствуют археология и историческая топонимика. Кроме того, многие населенные пункты имеют свои названия по обе стороны сегодняшней польско-немецкой границы. Так, польское название Грайфсвальда звучит для нас непривычно — Грифия, а труднопроизносимый польский Szczecin легче повторить на немецком — Stettin.
Книга «Померания в веках», которую написали десять польских и немецких историков, является первым примером сотрудничества в популяризации истории Померании «с ее менявшимися границами, безотносительно к этнической или национальной принадлежности жителей». Издана книга на двух языках — польском и немецком. Как пишет ее редактор, историк, профессор Щецинского университета Ян Мария Пискорский, «я не хотел представлять ни польскую, ни немецкую историю Померании, но, скорее, взгляд изнутри, под углом зрения самой Померании — сегодняшней польской, а также и немецкой Померании, которые так мало знают друг о друге, хотя все чаще признают себя причастными к одной и той же общей традиции».
В тринадцати главах этой коллективной работы охвачен период от предыстории до 1995 года. Для калининградского читателя особенно интересна будет глава «Померания после Второй мировой войны (до 1995 года)». Первая часть этой главы — «Верхняя Померания в составе ГДР и объединенной Германии» — написана доктором Йоргом Хак-манном, историком из университета Грайфсвальда. Вторая — «Польская Померания» — написана доктором Алиной Хутникевич, сотрудницей института истории Щецинского университета.