Научная статья на тему 'Коморбидная депрессия на фоне сердечно-сосудистой патологии у пожилых пациентов: эффективность стимулотона'

Коморбидная депрессия на фоне сердечно-сосудистой патологии у пожилых пациентов: эффективность стимулотона Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
248
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE / ДЕПРЕССИЯ / DEPRESSION / СТЕНОКАРДИЯ / STENOCARDIA / MIDDLE AGE

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Шангина О. А., Костин В. И.

Представлены данные об эффективности комбинированной терапии амлодипином и антидепрессантами различных поколений у лиц старше 65 лет с сердечно-сосудистой патологией и коморбидной депрессией. На фоне комбинированной терапии с антидепрессантами показатели качества жизни пожилых пациентов и тревожно-депрессивной симптоматики достоверно выше, чем на монотерапии амлодипином. Препарат стимулотон не вызывает у пожилых пациентов гипотонии, ортостатического коллапса, нарушений ритма, отличается от амитриптилина лучшей переносимостью. Его можно рекомендовать для лечения коморбидных тревожно-депрессивных расстройств в геронтологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Шангина О. А., Костин В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORMOBOID DEPRESSION ON THE BACKGROUND OF CARDIO-VASCULAR PATHOLOGY OF AGED: STIMULOTHON EFFICIENCY

We present the results of combined therapy with amlodipyn and antidepressants of different stages in patients, elder then 65. There was observed 102 patients with stable stenocardia and cormoboid depression. We have divided all the patients in 3 groups: Patients of first group (n=33) received combined therapy with amlodipyn 2.5-5 mg/day together with amitrypin 25mg/day. Patients of the second group (n=38) received combined therapy with amlodipyn 2.5-5 mg/day together with stimylothon-50 mg/day. The third control group (31 patient) received monotherapy with amlodipyn 2.5-5 mg/day. We have evaluated that on the background of combined therapy with antidepressants, quality of life indexes and symptoms of depression and anxiety are significalty lower, then in control group (with monotherapy). The studied remedy (stimulothon) does not lead to hypotonics, collapse, rhythm disturbances, sufficient side effects.Thus, stimulothon may be recommended for therapy of cormobiod depressive conditions in gerontology.

Текст научной работы на тему «Коморбидная депрессия на фоне сердечно-сосудистой патологии у пожилых пациентов: эффективность стимулотона»

УДК 616.8-008.64:616.1:615.214.2

КОМОРБИДНАЯ ДЕПРЕССИЯ НА ФОНЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ ПАТОЛОГИИ У ПОЖИЛЫХ ПАЦИЕНТОВ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ СТИМУЛОТОНА

O.A. Шангина, В.И. Костин

Кемеровская государственная медицинская академия Городская клиническая больница № 3, г. Кемерово

Представлены данные об эффективности комбинированной терапии амлодипином и антидепрессантами различных поколений у лиц старше 65 лет с сердечно-сосудистой патологией и коморбид-ной депрессией. На фоне комбинированной терапии с антидепрессантами показатели качества жизни пожилых пациентов и тревожно-депрессивной симптоматики достоверно выше, чем на монотерапии амлодипином. Препарат стимулотон не вызывает у пожилых пациентов гипотонии, ортостатического коллапса, нарушений ритма, отличается от амитриптилина лучшей переносимостью. Его можно рекомендовать для лечения коморбидных тревожно-депрессивных расстройств в геронтологии.

Ключевые слова: пожилой возраст, качество жизни, депрессия, стенокардия

Key words: middle age, quality of life, depression, stenocardia

Человек здоров тогда, когда его психическое и соматическое состояние находится в полной гармонии. Основное проявление депрессии — снижение настроения с утратой прежних интересов, энергии, с пониженной самооценкой, чувством вины или идеей самоуничижения, пессимизмом в отношении будущего, нарушением сна, снижением аппетита, потерей массы тела, суицидальными мыслями. Актуальность распознавания и лечения депрессии связана с ее высокой распространенностью и тяжелыми последствиями для общества [4].

По данным ВОЗ, депрессией страдают более 110 млн человек в мире, и ее частота находится в пределах 5—6%. Риск депрессии в течение жизни у женщин составляет 18—25%, а у мужчин — 7—12% [1]. Каждый 5-й в общей попу-

ляции испытывает депрессию хотя бы раз в жизни [9].

В 2002—2003 гг. в России проведена клини-ко-эпидемиологическая программа изучения депрессии в практике врачей общего профиля «КОМПАС». Анализ ее показал, что 45,9% общего числа пациентов страдают депрессивным расстройством, из них 22,6% — легкой, а 23,3% — умеренной или тяжелой депрессией. В 1,5 раза чаще депрессивные расстройства диагностированы у женщин, чем у мужчин. Распространенность депрессии увеличивается с возрастом, в 1,2 раза на каждые 10 лет жизни [3]. Депрессивные расстройства наблюдаются более чем у 50% пациентов с хроническими заболеваниями, от 53% у пациентов с язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки до 67% у пациентов с болезнью Паркинсона. Де-

прессия отмечается более чем у 50% пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, причем самый высокий показатель отмечен при хронической сердечной недостаточности — 61%, при инсульте — 59%, стенокардии — 57%, аритмии сердца — 55%, после инфаркта миокарда — 54%, при артериальной гипертензии — 52%. Необходимость лечения неглубокой депрессии в кардиологии обусловлена, с одной стороны, высокой распространенностью, с другой — частым упорным нежеланием пациентов обращаться в психоневрологические учреждения. Вместе с тем, по данным программы «КОМПАС», психотропную терапию в течение года до включения в исследование получали 53,4% пациентов. Чаще всего это были препараты растительного происхождения (40,9%), транквилизаторы (22,6%), и очень редко антидепрессанты (5,2%) и нейролептики (1,4%) [5].

Эти данные свидетельствуют о возможной диагностической недооценке депрессии в общесоматической сети и, в связи с преимущественным применением препаратов растительного происхождения, практическом отсутствии патогенетической антидепрессивной терапии. В настоящее время велик выбор различных антидепрессантов, и их спектр неуклонно расширяется.

Цель исследования — изучить влияние амитриптилина и сертралина (стимулотон) на психоэмоциональный статус, качество жизни и клинико-функциональные показатели пожилых пациентов с ИБС и сопутствующим депрессивным расстройством в комбинации с ам-лодипином.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Обследованы 102 пациента со стабильной стенокардией ФК I—III. Пациенты были разделены на 3 группы. Пациенты 1-й группы (n = 33) получали комбинированную терапию амлодипином в дозе 2,5—5 мг/сут. с амитриптилином в дозе 25 мг/сут., пациенты 2-й группы (n = 38) — комбинированную терапию амлодипином 2,5—5 мг/сут. с препаратом стимулотон в дозе 50 мг/сут. Контрольную группу составили 31 пациент, которые принимали амлодипин в дозе 2,5—5 мг/сут. Для первичного скрининга депрессии и тревоги и наблюдения в динамике применялась госпитальная шкала депрессии и тревоги (Hospital Anxiety end Depression Seale — HADS), опросник депрессии Бека (Bech Depression

Inventory — BDI). Уровень тревоги исследовали по шкале личностной (ЛТ) и ситуативной тревожности (СТ) Спилбергера — Ханина. Анкетирование пациентов проводили до начала терапии, на 21-й день приема препаратов, через 3 и 6 мес. от начала лечения. На каждом этапе оценивали клинико-функ-циональное состояние и психоэмоциональный статус пациентов. Для оценки сократительной функции миокарда, массы миокарда левого желудочка использовалась методика Эхо-КС. Исследование выполнялось на аппарате «Алока 1200» (Япония). Для суточного ЭКГ-мониторирования использовали аппарат «Кардиотехника — 4000» (АО «Инкарт», г. Санкт-Петербург). Качество жизни оценивали при помощи методики Nottingham Health Profile (NHP) (Wikland I., 1994). Статистическая обработка полученных данных выполнялась с помощью программы Microsoft Excel 2000 и с использованием программного пакета медицинской статистики «Biostat». Применяли стандартные методы статистической обработки, включая корреляционный анализ (коэффициент корреляции Пирсона, коэффициент ранговой корреляции Спирмена), а также вычисление парного критерия t Стьюдента для оценки достоверности различий внутри группы. Достоверность межгрупповых различий оценивали путем дисперсионного анализа и критерию множественных сравнений Даннета. Во всех случаях уровень значимости р принимали менее 0,05. Сравнение групп по клиническим признакам производили с помощью критерия %2. Значения представлены как среднее ± ошибка средней.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

На этапе включения не было выявлено достоверных различий между группами по возрасту, полу, клиническим данным.

Через 6 мес терапии во всех группах отмечено достоверное снижение количества приступов стенокардии в неделю, а также количество потребляемого сублингвального нитроглицерина в неделю. Так, в контрольной группе количество приступов стенокардии в неделю статистически значимо уменьшилось на 35%, в 1-й группе — на 38%, во 2-й — на 40%. Количество потребляемого сублингвального нитроглицерина в неделю снизилось достоверно во всех группах, на фоне как монотерапии амлодипином, так и комбинированной терапии амлодипином и антидепрессантами. В контрольной группе данный показатель статистически значимо умень-

шился на 32%, в 1-й группе — на 28%, во 2-й — на 34%.

На фоне терапии через 6 мес во всех группах по данным суточного ЭКГ-мониторирования отмечено статистически значимое урежение эпизодов депрессии сегмента БТ, уменьшение его длительности и снижения максимальной амплитуды БТ. Так, в контрольной группе достоверно уменьшилось число эпизодов депрессии сегмента БТ на 69%, а в 1-й и во 2-й — на 71%. Длительность депрессии сегмента БТ достоверно снизилась в контрольной группе и в 1-й на 62%, во 2-й — на 66%. Амплитуда максимальной депрессии сегмента БТ во всех группах достоверно уменьшилась на 56—58%. Таким образом, при комбинированной терапии амлодипином и антидепрессантами отмечена некоторая тенденция к улучшению показателей суточного ЭКГ монито-рирования относительно контрольной группы.

Во всех группах отмечено достоверное снижение систолического, диастолического и пульсового АД, в то же время частота сердечных сокращений, фракция выброса и масса миокарда левого желудочка не претерпели статистически значимых изменений. Следует отметить, что при исследовании не зарегистрировано ни одного случая артериальной гипотонии и ортостатичес-кого коллапса. В контрольной группе уровень систолического давления достоверно снизился с 158,9 ± 6,0 до131,4 ± 1,4 мм рт. ст.; в 1-й — с 155,9 ± 8,5 до 130,9 ± 1,6 мм рт. ст.; во 2-й — с 152,3 ± 4,9 до 129,3 ± 1,8 мм рт. ст. Уровень диастолического давления статистически значимо уменьшился в группе контроля с 83,2 ± 2,3 до 73,6 ± 1,6 мм рт. ст.; в 1-й — с 82,7 ± 3,3 до 76,4 ± 1,5 мм рт. ст.; во 2-й — с 81,9 ± до 74,4 ± 1,3 мм рт. ст. Пульсовое артериальное давление достоверно уменьшилось в контрольной группе с 75,8 ± 5,7 до 57,7 ± 1,7 мм рт. ст.; в 1-й — с 73,2 ± 5,1 до 54,5 ± 2,1 мм рт. ст.; во 2-й — с 82,5 ± 5,6 до 54,4 ± 1,3 мм рт. ст.

Контрольная группа И Исходно

-я группа Через 3 мес.

2-я группа О Через 6 мес.

Рис. 1. Динамика среднего балла депрессии по шкале HADS

Примечание. * — p < 0,05 по сравнению с показателями до лечения.

Исходно не выявлено достоверных различий между группами по показателям депрессии и тревоги. В контрольной группе через 21 день лечения амлодипином отмечено достоверное снижение показателей депрессии по HADS и BDI на 15,4 ± 3,4% и 13,5 ± 2,4% (p < 0,05). В 1-й и 2-й группах на фоне лечения достоверно более значимо снизился уровень депрессии. Так, средний суммарный балл депрессии HADS по сравнению с исходным уменьшился на 21-й день терапии в 1-й, 2-й группах на 40,4 ± 13,2%; 34,4 ± 11,8% соответственно (p < 0,002). Далее антидепрессивная активность препаратов нарастала, и к 6-му месяцу лечения суммарный балл депрессии по HADS составил в 1-й группе — 7,9 ± 0,5, во 2-й - 7,6 ± 0,3 (рис. 1).

Средний балл депрессии BDI на 21-й день лечения относительно исходного уменьшился в 1-й, 2-й группах на 43,3 ± 9,9%, 30,1 ± 8,5% соответственно (p < 0,001), что можно расценить как умеренный антидепрессивный эффект. К 6-му месяцу терапии средний балл депрессии в 1-й, 2-й группах значимо отличался от контрольной. При этом достоверных различий между 1-й и 2-й группами не отмечено (табл. 1).

Таблица 1

Динамика среднего балла депрессии по шкале BDI

Группы Средний балл

исходно через 21 день через 3 мес через 6 мес

Контрольная, n = 31 1-я, n = 33 2-я, n = 38 28.4 ± 1,9 29.5 ± 1,5 29,1 ± 1,5 24,4 17,0 20,3 ± 1,1* ± 1,7* ± 1,0* 24,4 ± 16,6 ± 19,6 ± 1,1* 1,6*# 0,9*# 24,4 ± 16,6 ± 19,6 ± 1,1* 1,6*# 0,9*#

Примечание. * — р < 0,05 по сравнению с показателями до лечения. # — р < 0,05 по сравнению с показателями контрольной группы.

Таблица 2

Динамика среднего балла депрессии по шкале Спилбергера—Ханина

СТ ЛТ

исходно через 21 день через 3 мес через 6 мес исходно через 21 день через 3 мес через 6 мес

Группа

Контрольная, 42,4 ± 3,1 42,3 ± 3,5 42,1 ± 3,7 41,0 ± 3,0 44,9 ± 3,2 40,9 ± 3,1 40,6 ± 3,4 40,4 ± 2,9* n = 31

1-я, n = 33 48,5 ± 4,4 47,5 ± 4,2 47,0 ± 4,8 44,9 ± 4,4 45,8 ± 4,2 45,7 ± 4,7 45,8 ± 4,1 45,9 ± 4,0

2-я, n = 38 40,7 ± 3,4 35,7 ± 3,0* 34,9 ± 3,2* 34,9 ± 3,2*# 37,4 ± 3,2 33,6 ± 2,6* 33,4 ± 2,9* 33,1 ± 2,9*#

Примечание.* — р < 0,05 по сравнению с показателями до лечения. #— р < 0,05 по сравнению с показателями контрольной и 1-й группой. СТ — ситуативная тревожность. ЛТ — личностная тревожность.

Таблица 3

Динамика тревоги по шкале HADS

Группы Средний балл

исходно через 21 день через 3 мес через 6 мес

Контрольная, n = 31 1-я, n = 33 2-я, n = 38 8.5 ± 0,7 8.6 ± 1,2 9,0 ± 0,7 8,1 ± 0,6 8,6 ± 1,0 7,4 ± 0,4* 8,1 ± 0,6 8,7 ± 0,7 7,0 ± 0,6* 8,1 ± 0,5 8,6 ± 1,3 7,1 ± 0,4*

Примечание.* — p < 0,05 по сравнению с показателями до лечения.

Во всех группах выявлено достоверное снижение уровня личностной тревожности по сравнению с исходным. Во 2-й группе произошло достоверно более значимое по сравнению с контрольной снижение уровня личностной тревожности — на 11,4 ± 2,5% (табл. 2). Статистически значимое снижение показателей ситуативной тревожности и среднего суммарного балла тревоги по НАББ отмечено только во 2-й группе на 13,3 ± 3,4% и 19,3% ± 4,5% соответственно (табл. 3). Во 2-й группе достоверно уменьшился средний балл тревоги по ИАББ (табл. 3).

Данные проведенного исследования позволяют сделать вывод о сопоставимой антидепрессивной активности классического трициклического антидепрессанта амитриптилина и современного антидепрессанта стимулотона. Аналогичные данные получены и в других исследованиях [7,8]. Авторами получена достоверная редукция симптомов депрессии начиная с 7-го дня лечения. При этом достоверных различий между группами не отмечалось [7,8]. В исследованиях I. Ригеё1 и соавт. [6] проводилось сравнение стимулотона с тианептином, при этом также получены данные о сравнимой эффективности обоих препаратов [8].

Показателем эффективности терапии пожилых пациентов является их качество жизни. На

рис. 2 показано статистически значимое улучшение качества жизни пожилых пациентов с сердечно-сосудистой патологией и коморбидной депрессией на фоне комбинированной терапии амлодипином и антидепрессантами относитель-

-100

2 3 4 5 6

Ш Группа сравнения ■ I Группа □ II Группа

Рис. 2. Динамика показателей качества жизни по NHP через 6 мес. лечения (% исходного уровня) Примечание: 1 — энергичность, 2 — боль, 3 — эмоции, 4 — сон, 5 — социальная изоляция, 6 — физическая активность. Уменьшение показателя соответствует лучшему качеству жизни.

* — статистически значимые различия по сравнению с показателями контрольной группы (p < 0,05).

но таковой пациентов контрольной группы. В таких подшкалах, как энергичность, эмоциональные реакции, сон, социальная изоляция, статистически значимое улучшение достигнуто у пожилых пациентов, принимавших амлодипин и антидепрессанты. Кроме того, прослеживается четкая тенденция к большему улучшению качества жизни пожилых пациентов на фоне применения стимулотона относительно пациентов, принимавших амитриптилин. Данный факт не вызывает удивления, поскольку применение амитриптилина довольно часто сопровождается побочными реакциями. В нашем исследовании самой частой была сухость во рту у 50% пациентов, однако она не потребовала отмены препарата. Современные антидепрессанты сравнимы с традиционными по эффективности, однако вызывают значительно меньше побочных эффектов, они более безопасны и просты в применении [2,10]. К ним относится селективный ингибитор обратного захвата серотонина — сер-тралин (стимулотон), применявшийся в исследовании. Таким образом, препарат стимулотон можно рекомендовать к применению в геронтологии.

ВЫВОДЫ

1. Комбинированная терапия пожилых пациентов с сердечно-сосудистой патологией и ко-морбидной депрессией амлодипином и анти-

депрессантами является более эффективной в плане редукции депрессивной симтоматики и улучшения качества жизни пациентов.

2. Препарат стимулотон по антидепрессивной активности сопоставим с амитриптилином при терапии коморбидных расстройств у лиц пожилого возраста.

3. Стимулотон не вызывает гипотонии, ор-тостатического коллапса, не влияет на частоту сердечных сокращений

4. Препарат стимулотон отличает достоверно лучшая переносимость по сравнению с амитрип-тилином при применении в геронтологической практике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аведисова А. С. Депрессия и тревога (диагностика и лечение). М.: 2000. 52.

2. Мосолов С.Н. Клиническое применение современных антидепрессантов в медицине. М.: 1995. 568.

3. Оганов Р.Г. Депрессия в общей практике: проблемы и решения. М.: 2004. 1-3.

4. Семке В. Я. Сиб. вестник психиатрии и наркологии. 2003; 2: 8: 9-13.

5. Смулевич А. Б. Депрессия в общей практике: проблемы и решения. М.: 2004. 3-5.

6. Furedi J. Neuropsyhopharmecologia Hungarica. 2000; II/4: 171-177.

7. Invernizzi G. Neuropsyhobiology. 1994; 30: 85-93.

8. Loo H. Neuropsyhobiology. 1988; 19: 79-85.

9. Muldoon M. Arch. Intern. Mod. 1995; 16: 615-620.

10. Ustun T. B. Amer. Heart J. 1995; 3: 483-490.

Поступила 01.06.2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.