ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ: УТОПИЯ ИЛИ БУДУЩЕЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 1 2 Бычков А.В. , Арсентьева В.С. Email: Bychkov646@scientifictext.ru
1Бычков Александр Владиславович - кандидат социологических наук, доцент, кафедра гуманитарных дисциплин;
2Арсентьева Валентина Сергеевна - студент, факультет таможенного дела, Российская таможенная академия, г. Люберцы
Аннотация: в работе представлены рассуждения по вопросу коммунизма и коммунистического идеала. Проводится сравнение коммунистического строя общества с капиталистическим обществом. Представлены причины и рассуждения на тему, почему общество не смогло достичь идеала коммунизма, и сможет ли сделать это в будущем. В качестве примере приводится опыт Китая, Кубы, Лаоса, Вьетнама, Северной Кореи. Все они образовались на примере и опыте первого в мире государства рабочих и крестьян - СССР, который выступает главным эталоном коммунистического строя. Приводится рассуждения по теме, возможно ли полноценное противостояние коммунистической системы капиталистической. Ключевые слова: коммунизм, коммунистический идеал, Советский союз, Китай, капитализм, общественно-экономические отношения, Ленин.
THE COMMUNIST IDEAL: UTOPIA OR THE FUTURE
OF MANKIND
12 Bychkov А-V. , Arsentyeva V.S.
1Bychkov Alexander Vladislavovich - PhD in Sociological Sciences, Associate Professor,
CHAIR OF HUMANITIES;
2Arsentyeva Valentina Sergeevna - Student, FACULTY OF CUSTOMS, RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY, LYUBERTSY
Abstract: the paper presents the arguments on the question of communism and Communist ideal. A comparison of the Communist system of society with the capitalist society is made. The reasons and considerations on why society could not achieve the ideal of communism, and whether it will be able to do so in the future, are presented. As an example, the experience of China, Cuba, Laos, Vietnam, North Korea. All of them were formed on the example and experience of the world's first state of workers and peasants - the USSR, which is the main standard of the Communist system. The author gives the arguments on the topic whether it is possible to fully-fledged confrontation of the Communist capitalist system. Keywords: communism, Communist ideal, Soviet Union, China, capitalism, social and economic relations, Lenin.
УДК 141+ 329.15
Идеология Карла Маркса имеет в своем составе важнейшую составную часть -учение об идеальном социальном строе.
Сначала эти идеи были прописаны на бумаге, а с появлением партий коммунистического толка - их начали воплощать в реальность. Однако в реальности дело шло далеко не так, как на бумаге.
Марксисты тогда заявили, что в настоящем времени реализуется лишь первый (начальный) этап коммунизма, а настоящий коммунизм ждет человечество в светлом будущем.
«Религия дает человеку идеал, - говорил вождь российского пролетариата В. И. Ленин - Человеку нужен идеал, но человеческий, соответствующий природе, а не сверхъестественный.... Пусть нашим идеалом будет не кастрированное, лишенное телесности, отвлеченное существо, а цельный, действительный, всесторонний, совершенный, образованный человек». Такой человек должен был вырасти в обществе, где полностью искоренена эксплуатация человека человеком, и где «златой телец» не только перестает быть кумиром, и даже презирается. В такой социальной среде человек все свои творческие силы может направить к действительному совершенствованию, не имея тех препятствий, которые обусловлены капиталистическими отношениями.
Именно такого человека хотели видеть гражданином новой советской России.
Опыт Советского союза в этом плане - опыт бесценный.
Можно много говорить о негативных факторах и событиях, воплотившихся в ходе существования страны Советов, но нельзя отрицать и положительную сторону происходящего.
Конечно, идеального социального строя не получилось, но некоторые важные моменты сбылись в полной мере: бесплатное образование для всех слоев населения, бесплатная медицина для всех категорий населения, возможность занять высокий государственный пост, независимо от социального статуса. Множество людей только с приходом в Россию социализма смогли получить образование и возможность выбирать работу.
Таким образом, опыт построения коммунизма состоялся. Идеал достигнут не был, но существующий в стране строй и порядок вещей претерпел кардинальные изменения.
Главный принцип коммунизма гласит «От каждого — по способностям, каждому — по потребностям». А Ленин в декабре1919 года сказал «Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу» Но почему же идеал коммунизма не осуществим? Может быть, потому что природа человека полна пороков и несовершенств? Многие считают, что нет необходимости работать на общую пользу и делать что-то для других. Человеческая сущность может меняться под действием воспитания, но дух стяжательства, эгоизм, властолюбие, похоть - невозможно полностью искоренить у населения целой страны.
Однако, понятия «моё» и «не моё», понятие собственности, в том числе и частной собственности - сформировались ещё в доисторические времена. И вся жизнь человека и человечества, всё развитие цивилизации неразрывно связано с этими понятиями. И вот именно от них предлагает отказаться коммунизм. Именно институт частной собственности, основу современной цивилизации, и предлагается уничтожить. Но, как говорил упомянутый выше Ленин, в конечном счете, победит тот строй, который обеспечит большую производительность труда.
Если вспоминать аграрную реформу Столыпина, которая была направлена на выделение крестьянина из общины, то вполне можно сказать, что человек, который работает сам на себя - всегда принесет пользы больше, чем человек работающих в коллективе. Результаты аграрной реформы характеризовались быстрым ростом аграрного производства, увеличением экспорта сельскохозяйственной продукции, а также ростом емкости внутреннего рынка, причем торговый баланс России приобретал все более активный характер. В результате удалось не только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его во флагмана экономического развития России.
То есть, можно сделать вывод - что частная собственность, свобода предпринимательства, юридическое равенство - все это приносит большую выгоду государству, нежели «работа на общую пользу». Все вышеперечисленные признаки -это чистое проявление капитализма.
Коммунистический идеал призывал к борьбе за освобождение человечества, подразумевая под освобождением, прежде всего, освобождение трудящихся из-под гнета капиталистов. Подобное противопоставление могло бы быть в какой-то степени оправдано, если согласиться с положением марксизма о том, что класс капиталистов является олицетворением низшей природы человека со свойственными низшей природе стяжательством, алчностью, корыстолюбием, низостью и подлостью, а класс пролетариев - высшую природу, поскольку не имеет самой главной предпосылки к развитию низшей природы - собственности.
Коммунистический идеал оказался нежизненным именно потому, что утратил разумность, изначально присущую ему, и стал рассудочным. Несмотря на диалектико-материалистическое основание, он оказался идеалистическим в том смысле, что общественно-экономические отношения, хотя и являются мощным фактором формирования сознания человека, но отнюдь не способствуют осознанию человеком двойственности собственной природы и необходимости борьбы сначала с самим собой, а уже потом с идеологическим противником.
США - это ведущая капиталистическая страна. Занимает 1 место по ВВП. Экономика США является крупнейшей экономикой мира в номинальном выражении. По импорту США занимает также 1 место в мире. Пример, когда капитализм себя оправдал.
История показывает, что капитализм является не закономерной, а тупиковой ветвью развития мировой цивилизации. Капитализм западного образца возможен далеко не во всех обществах, а только в достаточно теплых странах с развитой транспортной системой при условиях внешнего притока ресурсов, поскольку капитализм - очень расточительное общественное устройство.
Другие цивилизации, например, Китайская, Персидская или Русская при нормальном развитии событий будут строить не феодализм или капитализм западного типа, а другие типы общества, пусть даже и имеющие некоторые черты капитализма. Попытка построить там капитализм приведёт к созданию периферийного капитализма компрадорского типа и последующей деградации общества. Следует говорить не об одном пути, а целом «пучке» возможных путей развития общества, часть из которых может привести к тупику, деградации и даже гибели общества. Но все они со временем приходят к одному - необходимости осознанного построения планово организованного, а не стихийно сформировавшегося общества - социализма, альтернативой которому является гибель цивилизации. Один из важнейших элементов коммунистического пути развития - реальное равенство в правах и возможностях людей в обществе может быть поставлено целью любого общества на любом этапе его развития. В истории человечества было несколько обществ с элементами социализма и коммунизма, но относительно справедливое распределение сочеталось с различными видами социальных несправедливостей и существованием господствующих каст. Низкий уровень развития науки и общества не позволил им развиться далее. Мечта о создании справедливого общества и понимание его необходимости существует уже многие тысячелетия. Элементы социализма были в Древнем Египте, а также в Древнем и Средневековом Китае, что обусловило исключительно большую продолжительность существования этих цивилизаций и их колоссальный вклад в мировую культуру. Были также несколько попыток создать общества, подобные сильно развитому социалистическому или коммунистическому с равенством членов общества, идеями братства, равного распределения имущества, ликвидацией частной собственности, сильной ориентацией на соблюдение моральных законов и т.д. Например, государство хуррамитов в Северном Иране и государство даосов в Северном Китае, Уранополис в Эллинском мире, но все эти государства
были уничтожены сильными соседями через несколько десятков лет. Эти государства были противоречивыми в своем внутреннем устройстве и идеологии и не смогли оставить заметного следа в истории.
Самым удачным и цельным опытом коммунистического строительства и создание справедливого общества было существование СССР, оказавшего колоссальное влияние на развитие Человечества. Опыт СССР играет огромное, во многом решающее значение для построения нового Общества Будущего.
И по сей день существуют государства с коммунистическим строем - Китай, Куба, Лаос, Вьетнам, Северная Корея. Все они образовались на примере и опыте первого в мире государства рабочих и крестьян.
В начале XXI века Китай является первой мировой индустриальной сверхдержавой по объёмам промышленного производства, а также космической и ядерной державой. Китай занимает в настоящее время второе место в мире после США, по объёму ВВП, рассчитанному по покупательной способности валют. Один из известных китайских экономистов сказал: «В чем состоит задача для следующего поколения? Со второго места выйти на первое»
18—24 октября 2017 года в Пекине состоялся 19-й Всекитайский съезд Коммунистической Партии Китая. В первый день работы съезда генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин от имени Центрального комитета КПК 18-го созыва выступил с докладом «Добиться решающей победы в полном построении средне зажиточного общества, одержать великую победу социализма с китайской спецификой в новую эпоху». Основная тема съезда, заявил он: «Оставаясь верными нашей первоначальной цели и ни на минуту не забывая о нашей миссии, высоко неся великое знамя социализма с китайской спецификой, добиться решающей победы в полном построении средне зажиточного общества, одержать великую победу социализма с китайской спецификой в новую эпоху, неустанно бороться за реализацию китайской мечты о великом возрождении китайской нации». Съезд единогласно одобрил признание идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи руководством к действию партии наравне с марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина, важными идеями тройного представительства и научной концепцией развития. Съезд завершил свою работу под звуки «Интернационала»
Таким образом, можно сделать вывод, что коммунистическое государство в полной мере может противостоять и «быть на равных» с капиталистическим государством.
Коммунизм - не библейский рай, где люди проживают жизнь в примитивных наслаждениях. Это общество с очень высоким уровнем развития людей, высокой самодисциплиной и осознанной очень высокой общественной дисциплиной, общество напряженного труда и постоянного духовного труда личного развития. Коммунизм -это общество гармонии, которое дает человеку возможность наслаждаться отдыхом, различными видами труда и самой повседневной жизнью. Коммунизм - общество творцов, он дает всем людям возможность на получение высшего счастья - счастья деятельного творца и осмысленной жизни.
Если однажды кто-то вновь решится на попытку создания коммунистического строя, у него будет одно большое преимущество - опыт тех, кто уже пытался достичь идеала, совершил определенные ошибки и достижения.
Идеи коммунизма прекрасны в своей сущности. Но их реализация - дело сложное и практически невозможное, по крайней мере, в ближайшем обозримом будущем нашей страны, в частности и мира, в целом.
Возможно, человечество вернется к коммунистическому строю, когда невозможно будет действовать в одиночку, когда мир столкнется с глобальной проблемой, требующей всеобщего вклада. Может это будет разрушающая стихия или война.. .Время покажет.
Список литературы /References
1. Ленин В.И. «Задачи союзов молодёжи» // Речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодёжи 2 октября 1920 года. Ленин. ПСС. Том 41, стр. 317. М. 1963 г.
2. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года, часть «Коммунизм» // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е, Т. 42, с. 114, 116.
3. Фокин А.А. Глава 16. «Коммунизм не за горами»: образы «светлого будущего» в СССР на рубеже 1950-60-х годов // Образы времени и исторические представления: Россия — Восток — Запад / Под ред. Л.П. Репиной М.: Кругъ, 2010. С. 336. 960 с.
4. Асмолов К.В. Северная Корея как идеальная антиутопия или традиционные корни авторитаризма в КНДР // Путь Востока. Межкультурная коммуникация. Материалы VI Молодёжной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия «Symposium». Выпуск 30. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
5. В Пекине открылся 19-й съезд КПК, на котором от имени ЦК КПК 18-го созыва выступил Си Цзиньпин // СИНЬХУА Новости. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russian.news.cn/2017-10/18/c_136689260.htm/ (дата обращения: 11.08.2018).