Научная статья на тему 'Коммуникационный потенциал дизайнерских решений трендсеттеров офисного пространства'

Коммуникационный потенциал дизайнерских решений трендсеттеров офисного пространства Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
573
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / DESIGN / ОФИС / OFFICE / КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / COMMUNICATIVE SPACE / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / ДРУЖЕЛЮБНАЯ ОФИСНАЯ СРЕДА / FRIENDLY OFFICE ENVIRONMENT / РАБОЧЕЕ МЕСТО / WORKPLACE / БЛАГОПОЛУЧИЕ РАБОТНИКА / THE WELLBEING OF A WORKER

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Богатырева Татьяна Георгиевна

Рассматривается эволюция дизайнерских подходов к формированию пространства современного офиса. Сделан вывод о том, что дизайн, создавая вдохновляющие интерьеры и отражая современные визуальные тенденции, формирует коммуникативное пространство офиса как пространство для вдохновения, творчества и рефлексии, которое порождает творческие и когнитивные паттерны работы. Это создает благополучие сотрудников и усиливает не только эмоциональные стороны их деятельности, но и финансовые и конкурентные преимущества организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMMUNICATIONS POTENTIAL OF OFFICE SPACE TRENDSETTERS DESIGN

The article discusses the evolution of design approaches to shaping the space of the modern office. It is concluded that modern design, creating inspiring interiors and reflecting modern visual trends forms the communicative space of the office as a space for inspiration, creativity and reflection, which gives rise to creative and cognitive patterns of work. It creates employee wellbeing and enhances not only the emotional side of their activities, but also financial and competitive advantages of the organization.

Текст научной работы на тему «Коммуникационный потенциал дизайнерских решений трендсеттеров офисного пространства»

■ ■ ■ КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИЗАЙНЕРСКИХ РЕШЕНИЙ ТРЕНДСЕТТЕРОВ ОФИСНОГО ПРОСТРАНСТВА

Автор: БОГАТЫРЕВА Т.Г.

БОГАТЫРЕВА Татьяна Георгиевна - доктор культурологии, профессор, эксперт Института «Высшая школа государственного управления». Адрес: 119571, Россия, г. Москва, просп. Вернадского, 84. E-mail: [email protected]

Аннотация: Рассматривается эволюция дизайнерских подходов к формированию пространства современного офиса. Сделан вывод о том, что дизайн, создавая вдохновляющие интерьеры и отражая современные визуальные тенденции, формирует коммуникативное пространство офиса как пространство для вдохновения, творчества и рефлексии, которое порождает творческие и когнитивные паттерны работы. Это создает благополучие сотрудников и усиливает не только эмоциональные стороны их деятельности, но и финансовые и конкурентные преимущества организации.

Ключевые слова: дизайн, офис, коммуникативное пространство, инновации, креативность, дружелюбная офисная среда, рабочее место, благополучие работника.

Введение

В продвинутых экономиках офисная работа основывается не столько на следовании индивидуальным четким инструкциям внутри контролируемых иерархических процессов, сколько на разделяемых коммуникативных практиках взаимодействия и инициативы, в которые включены знания. Ключевой детерминантой деятельности работников экономики знаний становится потребность в эффективных и инновационных пространствах для работы. Однако и сегодня не всегда ясно, как среда влияет на деятельность и что нужно сделать, чтобы работа в офисах стала эффективной.

Офис является сегодня и будет оставаться в будущем одним из стратегических инструментов привлечения и удержания талантливых сотрудников и завоевания организацией конкурентных преимуществ.

Известно, что за счет эффективного планирования рабочих мест, повышения физического и эмоционального комфорта сотрудников офиса можно повысить на треть производительность их труда. Дизайн помещения, где работают люди, должен удовлетворять культурным запросам, демографическим характеристикам рабочей силы, требованиям различных поколений, а также способствовать продуктивному сотрудничеству.

При работе над созданием эффективного рабочего пространства ключевыми факторами становятся его оптимизация и использование как инструмента для коммуникации, что в совокупности с заботой о здоровье и комфорте сотрудников существенно повышает производительность их труда и лояльность к компании.

Сегодня офисы стали более открытыми. Под влиянием информационных технологий происходит преобразование офисных пространств, приобретение ими виртуальных характеристик. В дальнейшем характер рабочего места в офисе приобретет еще большую зависимость от инновационных технологий, изменяющих коммуникативные свойства среды, а задачей организации рабочего пространства все в большей степени станет совершенствование сотрудничества.

Если 10 лет назад работа в офисе на 20% состояла из взаимодействия с другими людьми и на 80% - из индивидуального выполнения заданий, то вскоре это соотношение будет обратным, поэтому перемены необходимы. Какие качества определят следующее поколение рабочих мест? Как создать рабочее пространство, которое будет поддерживать хорошее самочувствие сотрудников, повышать их продуктивность и укреплять лояльность компании?

Трансформация рабочего пространства - веяние времени

В современном мире наблюдается тенденция перехода от «общества дефицита», где экономическая необходимость определяет довольно узкие рамки поведения человека, к миру, в котором человеческий фактор будет играть все более и более заметную роль. С развитием человеческого фактора открывается расширенный спектр возможностей для индивидуального выбора, увеличивается «спрос» на выработку инноваций, актуализируются стратегии взаимодействия индивидуумов и коллективов. Все больше внимания уделяется высококвалифицированным, способным контролировать множество процессов специалистам, созданию для них благоприятных условий работы, включая комфортную, дружественную среду, поддерживающую здоровое физическое и эмоциональное состояние человека.

Проблема трансформации рабочего места находится на ранней стадии разработки, и многие только начинают понимать, каким образом изменения в проектировании и использовании современных технологий в этой области могут привести к повышению показателей эффективности деятельности сотрудников.

Компании, которые имеют отношение к созданию дружественной человеку среды офиса, проводят исследования, оценивая факторы, обусловливающие высокую продуктивность работника.

Компания Cushman & Wakefield, проведя исследование, трансформации рабочего места, сделала вывод о том, что только 27,5% респон-

дентов указали на управление затратами как на первичные драйверы трансформации рабочих мест, в то же время более 37% респондентов отметили в качестве таких драйверов укрепление связей и сотрудничества, достижение высокого уровня творчества, повышение гибкости деятельности [10].

По мнению Steelcase, мирового лидера индустрии мебельных решений, продуктивность работы сотрудников в офисе зависит от рабочей среды, которая позитивно влияет на здоровое физическое и эмоциональное состояние человека, поскольку является для него комфортной и дружественной. Рабочее пространство оптимально, когда дает человеку возможность работать в соответствии со своими особенностями, легко изменяется в зависимости от потребностей людей, когда в нем легко экспериментировать, давать волю воображению и творчеству, переходить от индивидуальной работы к сотрудничеству, для которого существует целая палитра мест и специальных зон.

Компанией Steelcase и исследовательской фирмой Ipsos было проведено исследование 12480 офисных работников в 17 странах на четырех континентах в течение 2014 года. На основании опроса, были получены показатели удовлетворенности рабочим местом и благополучия работника. Данные были сопоставлены с результатами текущих исследований. Они показывают, что работники, которые в высшей степени удовлетворены различными аспектами своей работы, демонстрируют более высокие уровни занятости. Однако только 13% работников демонстрируют удовлетворенность рабочим местом, 11% сотрудников весьма недовольны своими офисами. Те работники, которые довольны своей работой, поддерживают коммуникацию в режиме реального времени, имеют информацию о компании и могут свободно выражать свое мнение. Это влияет на ключевой принцип организации рабочего места, а именно: важность создания разнообразных условий работы для групп и отдельных лиц, позволяющих сотрудникам принимать решения о лучших способах организации своей работы [1].

Steelcase определила, что возможность выбора на рабочем месте и контроля над тем, где и как работают люди, помогает им чувствовать себя более уверенно и не подвергаться стрессу. На уровень выбора и контроля воздействуют: наличие системы взаимосвязанных зон и параметров, которые обеспечивают возможность поддерживать различные режимы работы; разнообразие решений для того, чтобы было удобно сидеть, стоять, двигаться, используя различные технологии работы; наличие условий для взаимодействия с коллегами. По мнению Steelcase все это закладывает фундамент для так называемого рабочего благополучия.

Steelcase исследовала особенности пространств и их влияние на продуктивность работы в офисе и сделала выводы о том, что хорошей работе способствуют гибкое рабочее пространство, которое легко изме-

няется в зависимости от потребностей людей, в котором легко давать волю воображению и творчеству, а также создание рабочей среды, которая поощряет подвижность сотрудников в течение дня [9]. При этом, утверждает Steelcase, новые идеи рождаются в процессе коммуникации, как правило, в процессе работы в небольших группах, и организация офисного пространства не может не учитывать этого факта.

Метод планирования пространства, который внедряет Steelcase носит название Inspiration Office («Вдохновляющий Офис»). Данный метод научно доказывает связь между мотивацией сотрудников и обустройством помещения. Рабочее место может стать стратегическим бизнес инструментом, но только в том случае, если оно соответствует стилю работы людей и организаций.

Компания HOK, глобальная компания, занимающаяся дизайном, архитектурой, фирменным планированием и проектированием, в своем исследовании показывает, как изменяется характер работы в индустрии финансовых услуг и что необходимо сделать, чтобы адаптироваться к этим изменениям. В краткосрочной перспективе конвергенция технологий и финансовых услуг может привести к тому, что в финансовых компаниях будет принята культура и практика проектирования рабочих мест в индустрии высоких технологий. Это включает повышение удобства офисного пространства для людей, гибкость в организации работы, создание креативной офисной среды и использование мобильных стратегий [3].

Значительное внимание исследованиям специфики работы в современном мире и трансформациям рабочего пространства уделяет Cisco - мировой лидер в области сетевых технологий, меняющих способы человеческого общения, связи и совместной работы. Наибольший интерес компания проявляет к оптимизации затрат на оборудование рабочих мест и обеспечение их соответствия новым потребностям организаций. В 2010 г. Cisco провела международное исследование, которое показало, что 60% процентов респондентов не считают пребывание в офисе обязательным условием продуктивной работы. Популярной становится мобильность рабочего места, а беспроводной доступ приобретает важнейшее значение для производительности труда, как внутри, так и вовне офиса [8]. Все больше людей хотят иметь больше свободы в передвижении и выборе места работы. Для компаний это тоже может быть выигрышным, так как люди, получая больше времени и широкое поле для творчества, «возвращают» идеи, которые у них формируются вне работы, на рабочее место.

Если креативность и процветает в неформализованном пространстве, где легче контактировать и взаимодействовать, это не является симптомом ненужности офиса, ведь людям важно чувствовать связь друг

с другом. Ключевое значение приобретает создание рабочего места с дизайном, поддерживающим одновременно индивидуальную и коллективную работу. Преодоление стереотипного представления о том, что каждый должен иметь закрепленное за ним место работы, предполагает возможность выбора работы в разных пространствах, которые лучше поддерживают то, чем заняты люди.

Таким образом, когда меняется работа людей, требуется трансформация рабочего пространства, чтобы оно могло поддерживать изменения. Инновации, креативность и гибкость в работе зависят от открытости новым идеям и создания новых связей. Это невозможно сделать, если на рабочем месте не поддерживается благополучие людей, если люди находятся в стрессе или не могут сосредоточиться. Напротив, когда работники попадают в среду, которая поддерживает их позитивные эмоции, они свободны и продуктивны.

Креативные агентства, считают специалисты в области дизайна, должны превратить безжизненную среду офисов в «бастионы» креативности, а вдохновляющие интерьеры и современные визуальные тенденции должны определить ширину и глубину мыслительного процесса каждого учреждения [4].

Взаимодействие, адаптивность и динамизм определят следующее поколение рабочих мест

Изучая, как должен быть организован современный офис, Д.Майерсон и Ф.Росс в книге «The Creative Office» [6]. говорят о том, что «стерильные» послания среды офиса не могут поддерживать стили деятельности, которые основаны на командном подходе, а также производство знаний, высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг. В облике офисов проявляется реакция против административно-контрольного стиля, установившегося в ХХ веке, который игнорирует общность сотрудников, а эстетику работы видит в монотонной деятельности. Несмотря на то, что разделение труда изолирует людей, нужно обеспечить сотрудничество людей, их приобщение к потоку идей. Д.Майерсон и Ф.Росс показывают, что архитектура, дизайн и технологии стали неразрывно связаны, и это предсказывает беспрецедентные изменения офисных пространств в ближайшие годы. Современный менеджмент - это сдвиг в сторону более свободных способов деятельности, он заставил архитекторов и дизайнеров сосредоточиться на пространствах, которые порождают творческие и когнитивные паттерны работы. Креативный офис переносит акценты на работу в команде, виртуальные и мобильные технологии, на самые последние концепции планирования пространства.

Д.Майерсон и Ф.Росс исследовали примеры организации офисов в самых разных сферах и показали, как разнообразные организации

адресованы к нуждам работников и дали обзор развитию тенденций, которые формируют рабочее место в экономике знаний. В книге «The 21st century office» («Офис 21 века») приведено более 40 компаний, демонстрирующих наиболее важные тенденции развития офисных пространств. В том числе Sony (Великобритания), Toyota (Великобритания), Egg (Великобритания), Reebok (США), PricewaterhouseCoopers (США), Filipp and Keuntje (Германия), Gallery-S (Япония), Mercaders Building (Испания), Fuskas (Италия), Cathay Pacific (Китай) и др. [5]

Рассуждения авторов идут далеко за представления о значительном изменении устройства офиса. Они продвигают концепцию повышения креативности на этапах планирования и проектирования офиса путем изучения новых моделей рабочих мест, которые развиваются в ответ на быстрое организационные, социальные и технологические изменения. Авторы показывают, как из механистической модели современного офиса 20 века начинают пронизывать ростки новых пространственных, организационных и материальных явлений, стили, продвигаемые знанием, ориентированные на совместную работу, как и на требование повышения мобильности рабочей силы в современных условиях [5].

21 век готов принести много изменений в то, как офисное пространство используется и для чего предназначено. При этом степень успеха в интеллектуальной сфере, а также производительность и эффективность труда персонала зависят в большей степени от эргономических и дизайнерских факторов, нежели от технических [5].

Д.Майерсон и Ф.Росс выделили признаки четырех современных базовых офисов. Новый офис, по мнению исследователей:

- «рассказывает» историю своей компании через визуальную информативность своего внутреннего пространства и описание опыта;

- отвечая на вызовы цифровых технологий, приобретает черты рабочего пространства для обмена знаниями, создания сетей, коучинга и обучения мобильных работников общества знания 21 века и соответствует формам гибкой занятости и эффективному использованию помещений;

- стремится к организации своего пространства как привлекательного и дружественного человеку, к максимизации социального взаимодействия, - акцент делается на комфорт, общительность, коммуникабельность, создание чувства общности путем поощрения социальной активности и взаимодействия;

- предлагает реальный выбор в балансе между работой и остальной жизнью, - популярными становятся офисы, где работа происходит вне традиционного рабочего места и рабочего дня. Человек, работающий в таком офисе, может располагаться, где угодно [5].

Если офис правильно спроектирован в соответствии с принципами эргодизайна, то он обеспечивает формирование у людей оптимального эмоционального состояния, способствует продуктивной деятельности,

создает условия для отдыха и релаксации, поддерживает хорошее настроение. Все это в совокупности не только вызывает состояние функционального комфорта, но является поистине стратегическим ресурсом работы с персоналом.

Для самореализации человека также необходимо чувство вовлеченности в работу и осознанности происходящего, «присутствия в моменте», несмотря на высокий темп жизни и ее хаотическое течение. Для этого необходимо физическое пространство, непосредственные контакты людей и особая стратегия, связанная с тщательной проработкой организационных сторон деятельности работника. Об этом, как уже упоминалось, сегодня стали говорить как о создании для работника благополучия - способа преодоления стресса и выгорания, вызванного быстрыми изменениями в деятельности людей, а также изменениями в инструментах и технологиях их применения [7].

К.Грувз в книге «Хотел бы я там работать» («I wish I Worked There»), ставшую результатом года поездок по лучшим в мире офисам, включая штаб-квартиры таких компаний, как Virgin, Lego, Nike, DreamWorks и P&G, подчеркивает, что изменения сами по себе не имеют никакой ценности, если не достигается синергетический эффект от взаимодействия в организации таких компонентов как культура, характер работы, особенности пространства офиса. Исследователь ссылается на известный факт - на достижение целей деятельности организации влияют дизайн рабочего места и окружающая среда, соответствующая запросам людей [2].

Показывая, как физическая и культурная среда воздействует на людей и творчество, исследователь подчеркивает, что сегодня, как никогда раньше, важно помогать людям и компаниям создавать пространства, чтобы стимулировать творчество и увеличивать эффективность работы, и как никогда прежде рабочая среда связана с достижением бизнес-результатов. К.Грувз называет факторы, позволяющие людям хорошо чувствовать себя на работе: рефлексия, сотрудничество, стимулирование и игра (Reflection, Collaboration, Stimulation, and Play).

В книге приведены результаты исследования, которое показало, что оптимизация затрат на оборудование рабочих мест, которые, как правило, входят в тройку самых крупных статей расходов, и обеспечение их соответствия потребностям бизнеса имеют важное значение. Однако, считает К.Грувз, прежде всего речь должна идти о заботе о развитии человеческого капитала, именно это определяет решения о повышении эффективности рабочего пространства офиса. Удовлетворение потребностей сотрудников в особых характеристиках пространства, в котором они работают и объектов, через которые взаимодействуют, является залогом эффективности компании в целом.

Функциональный комфорт как качество дружелюбного человеку офиса

При рассмотрении процесса превращения унифицированных офисных помещений в лаборатории творчества, проблематика традиционного офисного устройства, офисной мебели и даже офисной культуры отходят на задний план. Тем не менее, для целостных решений важно, чтобы архитектура, меблировка и технологии гармонично взаимодействовали друг с другом. Благополучие многогранно, оно пронизывает культуру, стратегии управления персоналом и окружающую среду. Офисные дизайнерские решения могут повышать настроение, даже интриговать, делать людей менее подверженными стрессу, более мотивированными.

Разработка дизайн-технологий сегодня проводится по нескольким направлениям. Для создания функционально адекватных и технически оснащенных помещений учитываются такие факторы, как грамотная архитектура пространства, акустика, кондиционирование воздуха, освещение и цвет, который можно использовать для поддержки внимания, уровня энергии и спокойствия.

Современный офис, с его технологиями, высоким уровнем совместной работы, проектными группами из сотрудников уже трудно представить разделенным непроницаемыми стенами. Новый стиль работы требует прозрачности, возможности быстрых изменений и гибкости пространства. Однако, по-прежнему нужны такие зоны как кабинеты, приемные, переговорные, места для релаксации. В то же время ряд структурных элементов, например, стены, нефункциональные коридоры стремительно исчезают.

Выбор в пользу открытого или закрытого пространства зависит от вида деятельности компании, и наиболее оптимален условно «открытый» офис, в котором предусмотрено зонирование пространства при помощи стеклянных или комбинированных офисных перегородок, которые позволяют разделять или объединять различные части офиса, а также офисной мебели или визуальных методов разделения пространства на рабочие зоны (свет, цвет и пр.). Используются передвижные стены для увеличения или уменьшения пространства внутри помещений. Одной из проблем создания интерьеров офисов крупных компаний является достижение баланса между внутренней активностью и внешней умиротворенностью при проектировании интерьера приемных и холлов.

В современном офисе должны поддерживаться возможности изменения уровня освещения, контроль уровня шума. В ряде случаев применяется оригинальное решение освещения офисов, например, точечное освещение, когда используется метод комбинированного цветового освещения. Суть его заключается в том, что в различных частях интерьера используются различные цветовые лучи, что создает своеобраз-

ный театральный эффект. На стенах в подобных случаях может быть использовано специальное покрытие, способное отражать цветовые лучи и направлять их в зону, предназначенную для приема посетителей. Большое внимание уделяется влиянию света на формирование атмосферы интерьера. Часто офисы крупных зарубежных компаний выполняются из «тяжелых» и «холодных» материалов, таких как сталь, гранит, стекло. Однако большие - во всю стену - оконные проемы, обеспечивающие доступ дневного света и открывающие приятный вид на улицу, создают атмосферу творчества и оптимизма. Наличие дневного света и окон, а также возможности для активного и пассивного контакта с природой всегда позитивно влияют на самочувствие людей.

Отдельной задачей, решаемой дизайнерами, является акустический дизайн. Актуальность этого направления дизайнерской мысли обусловлена прежде всего необходимостью проблемы утечки информации. В этой связи становится важным правильное проектирование стеновых перекрытий, выбор шумопоглощающих материалов, создание определенного рельефа стен, колонн и т.п.

Важно наличие множества рабочих зон. Индивидуальная работа остается нормой и в соответствии с этим создается внутренняя пространственная организация офиса. Индивидуальные рабочие места могут быть защищены перегородками, что обеспечивает изолированное пространство для работы, но в то же время не возникает затруднений в общении с коллегами. При этом архитектура современного офисного пространства должна обеспечивать различным людям выбор рабочей зоны при меняющихся видах деятельности для наиболее продуктивного решения задач.

При проектировании мебели на первом плане находится ее функциональная адекватность и эргономическое совершенство. Современная офисная мебель отличается значительным разнообразием по сравнению с предыдущими десятилетиями. Многие компании сегодня заказывают мебель с конкретными требованиями, которая соответствует специфике их деятельности и рабочей этике. Изготовление различных предметов офисной мебели имеет свои особенности. Рабочие зоны могут быть «гибкими», например, оборудованы столами на колесах, что помогает изменить организацию пространства в зависимости от выполняемой работы - будь то семинар, групповые проекты или мозговые штурмы. Ощутимо проявляется тяга дизайнеров конторского оборудования к пластической простоте. Это явление обусловлено двумя причинами. Во-первых, дизайнеры стремятся к рациональности конструкций мебели и оборудования, предназначенных для современного офиса, насыщенного электронной техникой, а она немыслима без сложной развернутой разводки силовых кабелей и слаботочных линий. Во-вторых, простота форм представляется закономерной реакцией на господствующую

в течение десятка лет в проектировании конторской мебели, в частности, стульев и кресел, тенденции к подчеркнутой анатомичности, пластической усложненности, что вступало в противоречие с геометрической простотой другого оборудования рабочего места.

Офис сегодня становится важнейшим ресурсом в обеспечении инноваций и сотрудничества. Часто гармоничный офис практически «вынуждает» коллег по работе пообщаться. В результате, рабочее место превращается в центр, сочетающий в себе высокую производительность, зоны социального взаимодействия и пространство для вдохновения, творчества и рефлексии. Исследования процесса работы ведущих корпораций мира показывают, что инновационные идеи рождаются именно во время совместной работы с коллегами. Новые идеи чаще генерируются при работе в парах, а работа в небольших группах гораздо эффективнее, чем в больших коллективах. Именно поэтому, работая с офисным пространством, необходимо уделить особое внимание решениям, которые поддерживают сотрудничество между двумя людьми и в небольших группах.

В современных офисах гораздо меньше времени тратится на работу за столом или в старообразных помещениях для проведения деловых встреч. Больше времени - в помещениях для работы команд, которые имеют встроенные технологии для совместной работы. Общее пространство способно поддержать работу небольших проектных групп медиа-решениями, поощрением обмена информацией и генерации идей. Так, в проектной студии все участники мероприятия имеют доступ к информации, благодаря гибкой мебели, IT решениям, оснащенности мультимедийными досками или поверхностью для рисования. Быстрая циркуляция информации способствует нахождению инновационных решений.

Пространство между рабочими зонами также может стать пространством для спонтанных неформальных коммуникаций с помощью существующих мебельных и IT-решений. Для обмена идеями в современном офисе можно собраться не только в конференц-зале или зоне отдыха, но и за игрой в настольный футбол, пинг-понг или расположится на широкой лестнице. Для неформальных встреч можно использовать фитнес-центр, закусочные. Общие пространства (мягкие зоны, рабочие кафе) становятся необходимым компонентом офиса, так как в них возможно поддерживать в различные формы работы, в том числе за счет увеличивающих мобильность сотрудников ноутбуков и Wi-Fi сетей.

В ведущих компаниях мира офисы соблюдается обязательное требование - учет специфики деятельности. Дизайнерские решения могут быть весьма разнообразными. Тем не менее, когда в таких компаниях как Google, IBM, Lego, Nike нужно было определить наиболее важные именно сегодня лидерские качества, ответ сотрудников был ошеломляющий: взаимодействие, коммуникация, творчество и гибкость.

В том числе это может порождать такие дизайнерские решения, как например, отсутствие стационарных мест, чтобы сотрудники не проводили весь день за столом; применение новой концепции рабочего пространства, связанной с обеспечением возможности эффективного взаимодействия консультантов и клиентов компании, что помогает снизить вероятность ошибки и обеспечить консультанту компании и ее клиенту возможность принять совместно правильное решение, в том числе с использованием мультимедиа технологий; создание дружественной человеку атмосферы с использованием простых геометрических форм по принципу городского дизайна; своеобразные форматы освещения в соответствии с внешними условиями и др.

Рабочие помещения фирмы обычно содержат большое количество оригинальных полезных атрибутов, облегчающих работу сотрудников. Так, практикуется создание в офисах телевизионных экранов, высвечивающих полезную информацию. Компьютеры встраиваются в столы сотрудников с учетом определенных эргономических требований, что делает работу более производительной. В ряде офисов предусмотрена установка приборов, автоматически регулирующих условия окружающей среды (влажность, температура, подача воздуха, освещение и др.). Установлено, что в результате использования в интерьере подобного оборудования производительность труда может увеличиться на 15%.

Цвет в интерьере зарубежные дизайнеры используют для различных целей. Например, для формирования успокаивающей атмосферы. Для этого, как правило, применяются мягкие цветовые тона (розовый, светло-зеленый, голубой и др.). Использование цвета, основанное на психологических реакциях, а не личных предпочтениях, зависящих от культурной принадлежности человека, необходимо для того, чтобы достичь желаемого поведения людей и их самочувствия. Необходимо варьировать использование цвета на рабочем месте и использовать его в качестве метода проектирования для изменения характера пространства.

Важно, чтобы в интерьере офиса были живые системы, компоненты природы, которая дает бесконечные источники изменчивости и сенсорные ощущения. Чтобы в течение дня не притуплялись чувства работника и не терялась способность к восприятию, в офисе предусматривается визуальная стимуляция и умеренный уровень визуальной сложности окружающей середы, наличие материалов, оживляющих в сознании людей их чувственный опыт через прикосновение, визуальное изменение, цвет, приятные звуки и запахи.

Тренажерные залы, зоны для отдыха и оригинальный дизайн помогут вызвать состояние функционального комфорта и удержать ценных сотрудников.

Заключение

Как правило, в 20 веке характеристики офисного помещения включали визуальную одинаковость, оперативную негибкость, зависимость рабочего места от того, где происходит работа, а также отсутствие взаимодействия людей.

Современные «умные» организации понимают, что их основной целью является повышение эффективности работы сотрудников. В экономике знаний именно они являются двигателями, определяющими рост компании, адаптацию к внешним условиям и улучшение ее деятельности.

Основные элементы дизайна офисного пространства оказывают огромное влияние на рабочую обстановку и должны быть использованы для поддержки эффективной работы людей в офисе. Сегодняшние ключевые дизайнерские решения по оптимизации офисного пространства, его адаптации к потребностям пользователей и налаживанию коммуникаций, являются драйверами рабочего процесса в офисе.

Их роль учтена в проектах современных трендсеттеров офисного пространства, которые отличаются своей масштабностью, разнообразием дизайнерских решений, исключающих суету, стесненность, ограниченность коммуникаций и демонстрирующих размах и креативность.

Предметно-пространственная среда, создающая в офисе эмоциональный подъем и интенсифицирующая коммуникации, становится одним из факторов мобилизации творческого процесса и принятия смелых решений, определяющих конкурентоспособность фирмы.

Список литературы

1. Engagement and the Global Workplace. Key findings to amplify the performance of people, teams and organizations. Steelcase Global Report. 2016.

2. Groves K., Knight W. I. Wish I Worked There!: A Look Inside the Most Creative Spaces in Business Wiley, 2010.

3. HOK benchmarking report. Volume 1.0. Financial services. 2014.

4. McCallam I. Where We Work: Creative Office Spaces. Harper Collins, 2010.

5. Myerson J., Ross Ph. The 21st century office/ Architecture for the new millennium. N.-Y,2003.

6. Myerson J., Ross Ph. The Сreative Office. London : Laurence King, 1999.

7. Six Dimensions of Wellbeing in the Workplace // Steelcase. 360 Magazine. Febrary 15. Issue 8. https://www.steelcase.com/eu-en/insights/articles/six-dimensions-of-wellbeing-in-the-workplace-2/

8. The Cisco Connected World Report Employee Expectations, Demands, and Behavior -Accessing Networks, Applications, and Information Anywhere, Anytime, and with Any Device October, 2010 http://newsroom.cisco.com/dlls/2010/ekits/ccwr_final.pdf

9. Wellbeing: A Bottom Line Issue //Steelcase. 360 Magazine. 2015. February15. Issue 8. / https://www.steelcase.com/eu-en/insights/articles/wellbeing-a-bottom-line-issue/

10. Workplace transformation survey. A global view of workplace change. A Corporate Occupier & Investor Services Publication. Cushman & Wakefield.2013-2014.

11. Шарков Ф.И. Офисные коммуникации//Коммуникология: основы теории коммуникации.3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. С. 225-257.

■ ■ ■ THE COMMUNICATIONS POTENTIAL OF OFFICE SPACE TRENDSETTERS DESIGN

Author: BOGATYREVA T.G.

BOGATYREVA Tatiana Georgievna - Doctor of Culturology, Professor, Expert of

High School of Public Administration of the Russian Academy of National Economy

and Public Administration (RANEPA).

Address: 84, Vernadskogo prospect, 119571,Moscow, Russia.

E-mail: [email protected]

Abstract. The article discusses the evolution of design approaches to shaping the space of the modern office. It is concluded that modern design, creating inspiring interiors and reflecting modern visual trends forms the communicative space of the office as a space for inspiration, creativity and reflection, which gives rise to creative and cognitive patterns of work. It creates employee wellbeing and enhances not only the emotional side of their activities, but also financial and competitive advantages of the organization.

Keywords: design, office, communicative space, innovations, creativity, friendly office environment, workplace, the wellbeing of a worker.

References

1. Engagement and the Global Workplace. Key findings to amplify the performance of people, teams and organizations. Steelcase Global Report. 2016.

2. Groves K., Knight W. I. Wish I Worked There!: A Look Inside the Most Creative Spaces in Business Wiley, 2010.

3. HOK benchmarking report. Volume 1.0. Financial services. 2014.

4. McCallam I. Where We Work: Creative Office Spaces. Harper Collins, 2010.

5. Myerson J., Ross Ph. The 21st century office/ Architecture for the new millennium. N.-Y,2003.

6. Myerson J., Ross Ph. The Creative Office. London : Laurence King, 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Six Dimensions of Wellbeing in the Workplace // Steelcase. 360 Magazine. Febrary 15. Issue 8. https://www.steelcase.com/eu-en/insights/articles/six-dimensions-of-wellbeing-in-the-workplace-2/

8. The Cisco Connected World Report Employee Expectations, Demands, and Behavior -Accessing Networks, Applications, and Information Anywhere, Anytime, and with Any Device October, 2010 http://newsroom.cisco.com/dlls/2010/ekits/ccwr_final.pdf

9. Wellbeing: A Bottom Line Issue //Steelcase. 360 Magazine. 2015. February 15. Issue 8. /https://www.steelcase.com/eu-en/insights/articles/wellbeing-a-bottom-line-issue/

10. Workplace transformation survey. A global view of workplace change. A Corporate Occupier & Investor Services Publication. Cushman & Wakefield.2013-2014.

11. Sharkov F.I. Office communication // Communicology: basic theory of communication. 3d ed. - M.: Publishing and trading Corporation "Dashkov and Co". P. 225-257.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.