Научная статья на тему 'Коммуникационные разрывы: причины и последствия'

Коммуникационные разрывы: причины и последствия Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1595
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ РЕПУТАЦИЕЙ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / КОММУНИКАЦИОННЫЕ РАЗРЫВЫ / КОММУНИКАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сальникова Людмила Сергеевна

Автор развивает новое научное направление управление репутацией, которое является одним из видов социального управления. В статье рассматриваются различные аспекты репутационного менеджмента в контексте современных средств массовых коммуникаций, давших толчок развитию информационного общества. Автор предлагает взглянуть на существующие социально-экономические проблемы с позиции коммуникационных разрывов, которые являются причиной серьезных репутационных рисков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION GAPS: CAUSES AND CONSEQUENCES

The author develops a new scientific direction reputation management, which is a type of social governance. The article deals with various aspects of reputation management in the context of modern means of mass communication, which gave impetus to the development of the information society. The author proposes to look at the existing socio-economic problems from the perspective of communication gaps that cause serious reputational risks.

Текст научной работы на тему «Коммуникационные разрывы: причины и последствия»

■ ■ ■ КОММУНИКАЦИОННЫЕ РАЗРЫВЫ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Автор: САЛЬНИКОВА Л.С.

САЛЬНИКОВА Людмила Сергеевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры Связей с общественностью МГИМО(У)МИД РФ, научный руководитель программы МВА Школы бизнеса и международных компетенций МГИМО(У)МИД РФ. Адрес: 119454 Москва, пр. Вернадского, д.76. E-mail: saluda@list.ru

Аннотация: Автор развивает новое научное направление - управление репутацией, которое является одним из видов социального управления. В статье рассматриваются различные аспекты репутационного менеджмента в контексте современных средств массовых коммуникаций, давших толчок развитию информационного общества. Автор предлагает взглянуть на существующие социально-экономические проблемы с позиции коммуникационных разрывов, которые являются причиной серьезных репутацион-ных рисков.

Ключевые слова: Информационное общество, массовые коммуникации, управление репутацией, конкурентные преимущества, коммуникационные разрывы, коммуникационный менеджмент, коммуникационная компетентность.

За несколько последних десятилетий социально-экономические процессы развития общества претерпели кардинальные изменения. О вступлении цивилизации в новую эру научное и экспертное сообщества начали говорить еще во второй половине прошлого века. В начале 1960-х годов известный американский экономист Ф. Махлуп в работе «Производство и применение знания в США» впервые употребил термин «информационное общество», сделав заключение, что в мировой экономике начинают стремительно развиваться отрасли, занятые производством и распространением знаний.

Спустя десятилетие эту идею поддержал Д. Белл, создав теорию постиндустриального общества, в которой главную роль играет информация [1]. Закончился процесс обеспечения людей товарами первой необходимости и начался опережающий рост потребления услуг по сравнению с ростом потребления товаров. Это привело к уменьшению доли материального производства и изменению структуры занятости. Сбылось предсказание Д. Белла о том, что в 21 веке будет наблюдаться превалирование «беловоротничковой», то есть умственной работы, над физическим трудом, что приведет к появлению интеллектуального класса,

представители которого будут выступать в качестве консультантов, экспертов или технократов, обеспечивающих поступление информации в качестве «сырья» для умственного труда.

Японский футуролог Й. Масуда, предсказывая грядущие глобальные изменения, пришел к выводу, что основой нового общества окажутся компьютерные технологии, основная функция которых - замещать либо усиливать умственный труд человека [2]. Информационная революция будет быстро превращаться в новую производительную силу и сделает возможным массовое производство систематизированной информации, технологии и знания.

Нельзя не упомянуть и концепцию А.Тоффлера, который определяет общество как систему, распределяющую свою мощь между тремя ключевыми факторами: силой, деньгами, информацией [3]. Если сила лежала в основе развития доиндустриальной эпохи, а денежные потоки и прибыль стали ключевым критерием в индустриальном обществе, то информация и знание определяют главный вектор развития современного общества. Именно знание А.Тоффлер рассматривает как самый гибкий и в то же время мощный источник власти современного общества.

Основываясь на выводах ученых, можно утверждать, что в последние десятилетия прошлого века в развитых странах произошло формирование устойчиво функционирующей экономической системы, основанной на эффективном использовании новейших достижений научно-технической революции, что стало предпосылкой к информационной революции. Сами же революционные преобразования начались с момента создания в 1969 г. Р. Нойсом первого в мире микропроцессора. Последовавшие вслед за этим разработки Билла Гейтса и Пола Аллена в области программного обеспечения для микрокомпьютеров открыли эру персональных компьютеров, которые очень скоро стали основой современных информационных технологий. В свою очередь развитие компьютерной технологии оказалось решающим фактором превращения информации в основной ресурс современной экономики. Тем самым, начало складываться саморазвивающееся информационное пространство, получившее название «всемирной паутины» WWW (World Wide Web).

Современные пользователи персональных компьютеров с гигантской по объему памятью, имеющие свободный доступ к глобальным информационным системам, стали самой яркой приметой нарождающейся «информационной экономики». Она характеризуется быстрым развитием высокотехнологичных отраслей, прежде всего электроники и информатики. Лежащие в их основе информационные технологии имеют универсальное применение и позволяют создавать высокорентабельные производства, способные удовлетворять все более индивидуализированные запросы участников рынка. В результате радикально изменилась отраслевая структура экономик ведущих стран мира. Сфе-

ра услуг заняла лидирующие позиции по динамике роста инвестиций и численности занятых в ней работников, доля которых составляет примерно 2/3 от общего объема трудовых ресурсов планеты.

Как отмечает Э. Гидденс, современный мир вступил в эпоху взаимосвязи, когда люди независимо от места жительства являются участниками единого информационного миропорядка. При этом границы между формами и каналами коммуникаций уже не столь явственны, как раньше. Благодаря Интернету современные массовые коммуникации, по которым распространяется разнообразная информация, стали неотъемлемой частью социальной деятельности и оказывают решающее влияние на общественное мнение, мировоззрение и систему ценностей любого общества [4]. Не случайно в современных условиях возрастает значение коммуникологии как нового направления в социологии массовой коммуникации. Ф. Шарков , один из главных разработчиков этого направления, подчеркивает, что социальная коммуникация является центральным понятием в современной социологии [5].

Можно утверждать, что информация сегодня превратилась в глобальную ценность, в главный национальный ресурс любого государства. Авторитет страны и уровень ее социально-экономического развития сегодня определяются уже не ее размерами или природными богатствами, а величиной и разнообразием ее информационных инструментов, тем, насколько умело и эффективно власть и бизнес умеют пользоваться информацией, основанной на новейших технологических достижениях. Расчеты компании МсКтэеу показывают, что лишь одно направление - доведение охвата мобильной широкополосной связью населения развивающихся стран до уровня развитых - обеспечит прибавку мирового ВНП в пределах 300-420 млрд. долл. и способно создать 10-14 млн. новых рабочих мест в таких областях, как производство электронного оборудования и приборов.

Не случайно Япония еще в начале 1970-х годов приняла концепцию информационного общества и выстраивает свою экономическую политику в соответствии с этой доктриной. США и страны Европейского союза тоже предпринимают шаги по интегрированию в глобальное информационное общество. Само это понятие было сформулировано в 1995 году на встрече министров в7 в Брюсселе, там же был определен перечень проектов, поддерживающих развитие информационного общества.

Россия только начинает вхождение в глобальное информационное общество. В 2002 году была принята Федеральная целевая программа «Электронная Россия», рассчитанная на 2002 -2010 г. г., в 2008 году появилась Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, цель которой была определена как « повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной

сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий» [6]. Наконец, в 2010 году была принята Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество 2011-2020 г г» [7].

Трудно переоценить важность вхождения любого государства в глобальное информационное пространство, при этом необходимо понимать основные тенденции современного глобального мира. К ним можно отнести следующие:

- стираются традиционные экономические границы между странами, на их место приходят глобальные экономические структуры, которые носят межгосударственный характер;

- новейшие технологии, капиталы, трудовые ресурсы свободно циркулируют по всему миру, что приводит к формированию и перемещению гигантских потоков информации , которые создают новые, глобальные стандарты производства и потребления товаров и услуг;

- перемещение мировых информационных потоков невозможно без помощи средств массовых коммуникаций, которые делают информацию общедоступной;

- претерпевает серьезные изменения сама природа массовых коммуникаций, поскольку сегодня они являются частью глобальной информационной деятельности, которая обслуживает информационные потребности государства, бизнеса, населения индустриально развитых стран;

- производство и распространение информации превратилось в высокодоходную отрасль экономики. Рынки информации стали дополнительным фактором производства, влияющим на развитие товарных рынков.

Рассмотрим, как проявляются перечисленные выше тенденции в сфере бизнеса. Прежде всего, необходимо отметить серьезные изменения в потребительском поведении. Современный человек стал более информированным и искушенным, воздействовать на него прямыми рекламными сообщениями становится все сложнее, поскольку он всегда может обратиться к альтернативным источникам информации, чтобы подробнее узнать о качестве рекламируемого товара , например, ознакомиться с отзывами в социальных сетях.

Следует учитывать и тот факт, что пользователь интернета, он же потребитель, уже привык к интерактивному общению во Всемирной паутине , такое же двустороннее общение он хочет иметь и с производителем для того, чтобы принять взвешенное решение о покупке его продукта. Организации, в свою очередь, важно знать потребительские предпочтения своего клиента, которые становятся все более индивидуализированными. Соответственно у организации возрастает потребность в двусторонней информационно-коммуникационной инфраструктуре,

которая превратилась в одно из важных звеньев бизнес-процесса. С ее помощью компания приобретает возможность рассказывать потребителям о своих конкурентных преимуществах и получать обратную связь, причем даже процветающим компаниям с известными брендами такой диалог жизненно необходим, чтобы удерживать лидирующие позиции в условиях обострения конкурентной борьбы.

В таких условиях организациям необходимо выстраивать эффективную коммуникационную стратегию, в основе которой лежит постоянный сбор, структурирование и трансляция позитивной информации о своей деятельности и преимуществах своего продукта с целью формирования благоприятного общественного мнения. Постоянно формировать и направлять целевым аудиториям информационные потоки, укрепляющие репутацию бизнеса, призван новый вид социального управления - управление деловой репутацией [8].

Как свидетельствует новейшая мировая практика, стабильная позитивная деловая репутация превратилась в ключевой нематериальный актив любого предприятия, поскольку успешность компании определяется уже не величиной получаемой прибыли, как раньше. В условиях стремительно меняющейся рыночной конъюнктуры и нестабильности мировой экономики только проверенная временем позитивная деловая репутация компании может обеспечить ей стабильный и долгосрочный успех в бизнесе. Не случайно рыночная стоимость современной успешной компании может быть существенно выше ее балансовой стоимости за счет нематериальных активов, важнейшим из которых является деловая репутация. Как справедливо отмечает Ф.И.Шарков, отношение общества к корпорации определяется всей совокупностью отношения к ней реальных и потенциальных клиентов, деловых партнеров, акционеров и потребителей ее товаров и услуг. А когда ее деятельность освещается в средствах массовой информации, это способствует формированию позитивного общественного мнения, что способствует росту продаж [9].

Таким образом, можно утверждать, что авторитет компании и ее продукта служат главным конкурентным преимуществом, позволяя серьезно капитализировать бизнес. Об этом красноречиво свидетельствует практика: по версии рейтинговой компании Millward Brown в рейтинге "100 самых дорогих мировых брендов 2014" лидировала компания Google, ее рыночная стоимость достигла 158 843 млн. долл., что на 40% выше показателя 2013 года. По мнению экспертов, столь внушительный прирост акционерной стоимости Google стал возможен благодаря мировому признанию и устойчивому лидерству компании в сфере цифровых технологий.

Суммируя все вышесказанное о преимуществах деловой репутации как стратегического актива, можно сделать следующие важные выводы:

- конкурентные преимущества в бизнесе являются в определяющей степени информационными. Грамотно выстроенные коммуникации между компанией и потребителями - главный ресурс капитализации бизнеса. Эти задачи решаются с помощью современных коммуникационных технологий;

- деловая репутация - важнейший канал информации о компании, поэтому современная организация может быть успешной и конкурентоспособной только в том случае, если она в постоянном режиме транслирует внешним и внутренним аудиториям позитивную информацию о своей деятельности и реагирует на обратную связь от заинтересованных социальных групп [10].

Реализовать перечисленные задачи призван коммуникационный менеджмент, нацеленный на выстраивании каналов коммуникации между различными субъектами экономической деятельности. В этом смысле его можно рассматривать как один из инструментов управления репутацией. К сожалению, отечественный бизнес только начинает осваивать технологии коммуникационного менеджмента , совершая на этом пути много ошибок. Об этом свидетельствуют многочисленные коммуникационные разрывы, возникающие в деятельности многих компаний. Они возникают в том случае, когда нарушается или вообще отсутствует двусторонняя связь между организацией и ее окружением.

Рассмотрим типичные зоны коммуникационных разрывов:

1. Компания не понимает ожиданий своих целевых аудиторий.

2. Компания ничего не делает, чтобы соответствовать этим ожиданиям или совершает неправильные действия, которые только ухудшают ситуацию.

3. Компания предпринимает правильные шаги, однако «забывает» или не считает нужным информировать об этом окружающих [11].

Если российский бизнес еще не до конца осознал серьезность последствий коммуникационных разрывов, то мировая практика знает многочисленные примеры того, как коммуникационные разрывы, которые допускает компания, приводят к потере бизнеса. Весьма показательным в этом смысле является кейс, связанный с компанией Nokia. Долгие годы эта компания являлась одним из ведущих мировых производителей мобильных телефонов. По данным известной исследовательской и консалтинговой компании Gartner, которая специализируется на исследовании рынков информационных технологий, еще в 2009 г на долю бренда Nokia приходилось 36,4% мировых продаж, то в 2013г этот показатель составил менее 1%. Сегодня, по мнению экспертов, эта компания близка к банкротству. Причина такого резкого спада связана с тем, что компания, находившаяся на пике своего бизнеса, перестала коммуницировать со своими потребителями и тем самым потеряла возможность учитывать их запросы и потребности. Образовавшийся ком-

муникационный разрыв привел к тому, что руководствуясь субъективными представлениями об ожиданиях покупателей, Nokia продолжала выстраивать ошибочную бизнес-стратегию. В то время как смартфоны уже стремительно завоевывали мировые рынки, компания не посчитала их перспективным продуктом и продолжила выпуск устаревших моделей мобильных телефонов. Иными словами, не понимая ожиданий потребителей, Nokia совершала неправильные действия, что поставило ее на грань банкротства.

Приведенный пример наглядно подтверждает вывод о том, что в условиях острой рыночной конкуренции компания, стремящаяся удерживать лидирующие позиции, должна постоянно контролировать, насколько эффективно работают у нее каналы двусторонних коммуникаций с ключевыми целевыми аудиториями и гибко реагировать на поступающие запросы. При этом важно не забывать и о том, что регулярное информирование аудиторий о своей деятельности - задача не менее важная, чем сама эта деятельность. Рассказ о любых, пусть даже небольших позитивных переменах в компании - это всегда еще один шаг к упрочению ее авторитета. Если же компания не транслирует окружающим благоприятные новости о себе, она создает очередной коммуникационный разрыв, утрачивая тем самым свой авторитет и влияние.

Важно помнить, что информационный вакуум вокруг организации быстро заполняется разнообразным информационным «мусором» - слухами, недостоверной информацией, провокационными сведениями, что не случайно: «молчаливая» компания является прекрасной мишенью для конкурентов, достаточно вспомнить высказывание Генри Форда, который отметил, что если компания не занимается своей репутацией, ей займутся конкуренты. В связи с этим уместно привести мнение Э. Гриффина, который подчеркивает, что «пока будет иметь место разрыв между тем, как управляют репутацией, и тем, как управляют бизнесом, контролировать соответствие слов делам трудно» [12].

Коммуникационные разрывы можно наблюдать и в других областях жизнедеятельности. К примеру, многие эксперты, анализируя коммуникативную ситуацию в современной России , отмечают неравенство участия различных социальных групп в массовой коммуникации, которая состоит из множества каналов общения на федеральном, региональном, локальном уровнях, общения через СМИ, личные и деловые контакты и т.п. На всех этих уровнях отмечаются коммуникационные разрывы. По мнению И.Д. Фомичевой, это выражается в следующих явлениях [13]:

- отсутствие публичной политики, а значит общенационального и регионального политического дискурса с участием общества;

- сокращение непосредственных контактов между жителями разных регионов страны;

- колоссальный экономический разрыв между слоями общества, который выражается не только в разнице доходов, но и в образе жизни;

- сокращение аудитории печатных СМИ и объема общественно-политического вещания на федеральных телеканалах, которые являются основным источником информации для населения страны, а также основной площадкой для обмена мнениями по общенациональным проблемам;

- свертывание плюрализма мнений на телевидении, без чего невозможно строительство открытого информационного общества и развитие демократии, предполагающей информированное участие широкой аудитории в общенациональном диалоге.

Повседневная реальность дает немало примеров коммуникационных разрывов между различными слоями общества и представителями власти. Одним из наиболее ярких примеров последнего времени можно считать протесты дальнобойщиков против введения дополнительных налогов на грузоперевозки. Поначалу водители, работающие в сфере большегрузных перевозок, обращались в соответствующие ведомства с предложением доработать непродуманные решения чиновников, которые ставят на грань банкротства большинство частных перевозчиков. Однако власти отказались пойти навстречу интересам дальнобойщиков и вступить с ними в конструктивный диалог, создав тем самым коммуникационный барьер, серьезно затруднивший дальнейшие переговоры. В результате экономические требования водителей начали переходить в политическую плоскость, появились требования об отставке кабинета министров, все громче стали звучать призывы к общероссийской забастовке дальнобойщиков.

Данная ситуация убедительно доказывает, сколь опасны могут быть последствия подобных коммуникационных разрывов, если представители власть не займутся построением продуманной коммуникационной стратегии. Но прежде чиновникам, принимающим решения, которые затрагивают интересы широких слоев населения, важно овладеть основами коммуникативной компетентности, без чего в современных условиях невозможно быть эффективным управленцем. Как справедливо отмечает И.И. Серегина, умение общаться входит в число ключевых профессиональных знаний и навыков менеджера, составляет основу его коммуникативной компетентности. Причем этот ключевой механизм социального взаимодействия между людьми работает на всех уровнях социокультурной организации общества [14].

Большинство экспертов сходятся во мнении, что к важнейшим коммуникативным навыкам можно отнести следующие:

- эффективное взаимодействие с различными социальными группами населения, организациями и их представителями, партнерами по бизнесу, потребителями;

- способность разрешать напряженные и конфликтные ситуации путем прояснения позиций и предложений сторон;

- способность вести обмен информацией с различными социальными группами, умение идентифицировать себя с собеседником, вставать на его позицию;

- умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми, организовывать совместную деятельность для достижения социально значимых целей.

Потребность в выстраивании каналов коммуникации между различными субъектами экономической деятельности послужила толчком к бурному развитию новой дисциплины - коммуникационного менеджмента, которая вбирает в себя весь комплекс социальных коммуникаций - как внутри организации, так и между организацией и внешней средой. Коммуникационный менеджмент - это самостоятельный вид управленческой деятельности, возникающий в связи с обменом информацией, знаниями и интеллектуальной собственностью. Не случайно этот вид деятельности стал сегодня одной из ключевых функций управления в всех областях жизнедеятельности.

К примеру, в сфере бизнеса нарастает потребность компаний в генерировании информации о своих преимуществах и ее трансляции всем заинтересованным аудиториям, что является дополнительным конкурентным преимуществом производителя.

В социальном управлении коммуникационный менеджмент выступает как инновационный механизм развития всего спектра развития общественных связей и отношений, способствует консолидации и увеличению накопленного в обществе интеллектуального капитала, созданию позитивного информационного фона.

Устранение коммуникационных разрывов - ключевое звено коммуникационного менеджмента, только научившись преодолевать эти разрывы общество сумеет избежать многочисленных рисков и угроз, порожденных информационным обществом.

Список литературы

1.Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004. С.14.

2. Масуда Е. Информационное общество как постиндустриальное общество. М., 1997.

3. Тоффлер Э. Третья волна. М.: 2004. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий.

4. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 2005. С. 396.

5. Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации. М.,2015.

6. Литвак Н^. Современные концепции информационного общества: учебное пособие. М., 2013. С.68.

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г №1815-р.

8. Сальникова Л.С. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Московский государственный институт Международных отношений. Москва, 2008.

9. Шарков Ф.И. Имидж фирмы: технологии управления: Учебное пособие для вузов. М., 2006.С.46.

10. Сальникова Л.С. Репутационный менеджмент. Современные подходы и технологии: учебник для академического бакалавриата. (2-е изд., перераб. и доп.). М.,2016. С.25.

11. Сальникова Л.С. Современные коммуникационные технологии в бизнесе. М., 2015. С.111.

12. Гриффин Э. Управление репутационными рисками: стратегический подход. М., 2009. С.31.

13. Фомичева И.Д. Российский коммуникативный кризис. 11Я_: http://www. mediascope.ru/node/401.

14. Серегина И.И. О социально значимых аспектах коммуникативной компетентности российских менеджеров(к постановке проблемы). // Мир психологии. 2000. №2. С.80

■ ■ ■ COMMUNICATION GAPS: CAUSES AND CONSEQUENCES

Author: SALNIKOVA L.S.

SALNIKOVA Ludmila Sergeevna, PhD in Sociology, Associate Professor of Public Relations, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Academic Supervisor of MBA and other educational programs.

Address: 76,Vernadskiy prospect. 119454 Moscow, Russia. E-mail: saluda@list.ru

Abstract: The author develops a new scientific direction - reputation management, which is a type of social governance. The article deals with various aspects of reputation management in the context of modern means of mass communication, which gave impetus to the development of the information society. The author proposes to look at the existing socio-economic problems from the perspective of communication gaps that cause serious reputational risks.

Keywords: Information society, mass communications, reputation management, competitive advantages, communication gaps, communication management, communicative competence.

References

1. Uebster F. Teorii informatsionogo obschestva. M., 2004. S.14. [Uebster F. Theories of the information society. M., 2004. P. 14.]

2. Massoud E.Informatsionoe obschestvo kak post-indystrialnoe obschestvo. M., 1997. [Massoud E. Information Society as a post-industrial society. M., 1997].

kommyhmkoflornq - communicology

3. Toffler E. Tretya volna. M., 2004. Electrony resurs: Tsentr gumanitarnykh tekhnologiy. M., 2004. [Toffler E. The Third Wave. M .: 2004. [Electronic resource] // Centre of Humanitarian Technologies].

4. Giddens E. Sotciologia. M.,2005.S.396. [Giddens E. Sociology. M ., 2005. P. 396].

5. SharkovF.I. Kommunicologia: osnovy teorii komunikatcii. M., 2015. [Sharkov F.I. Communicology: foundations of the theory of communication. M., 2015].

6. LitvakN.S. Sovremennye kontceptcii sovremennogo obschestva: ytcebnoe posobie. M., 2013. S.68. [Litvak N.S. Modern concept of the information society. M., 2013. P.68].

7. Rasporygenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 20 oktyabria, 2010. № 1815-p. [Order of the Government of the Russian Federation of October 20, 2010. № 1815-p.].

8. Salnikova LS. Upravlenie delovoy reputatchiey v usloviash sovremennykh rynocnykh otnosheny v Rosii. Dissertatcia na soiskanie uthenoy stepeni kandidata sotciologitheskikh nauk / Moskovsky Gosudarstvenny institut mezhdunarodnykh otnosheny. Moskva, 2008. [Salnikova LS. "Managing business reputation in a modern market economy in Russia." Thesis for a candidate degree in Sociology / Moscow State Institute of International Relations. Moscow, 2008].

9. Sharkov F.I. Imidzh firmy: technologii upravlenia. Utchebnoe posobie dlya vuzov. M. 2006. S.46. [Sharkov F.I .The image of the company: Technology Management: Textbook for universities. M. 2006. P.46].

10. SalnikovaL.S. Reputatsionny menedzhment. Sovremennye podhody i tehnologii.: utchebnik dlya akademitcheskogo bakalavriata (2 izdanie), M., 2016. S.25. [Salnikova L.S. Reputation management. Modern approaches and technologies: textbook for undergraduate students. (2nd ed., Rev. and ext.). M., 2016. P.25].

11. Salnikova L.S. Sovremennye kommunicatsionnye tehnologii v biznese. M., 2015. S.111. [Salnikova L.S. Modern communication technologies business. M., 2015. P. 111].

12. Griffin E.Upravlenie reputatsionnymi riskami: strategitchesky podhod. M., 2009.S.31. [Griffin E.Kontrol of reputational risks: strategic method. M., 2009. P.31].

13. Fomicheva I.D. Rossiysky kommynikatcionny krizis. http://www.mediascope.ru/ node/401. [Fomicheva I.D. Russian communicative crisis. http://www.mediascope.ru/ node/401].

14. Seregina I.I. O sotsialno znachimykh aspectakh kommunicativnykh kompetentsl rossiyskih menedzherov (k postanovke problemy). About socially important aspects of communicative competence of Russian managers (to the problem). // Mir psihologii. 2000. №2. S.80. [Seregina .I.I. About socially important aspects of communicative competence of Russian managers (to the problem). // Mir psihologii. 2000 №2. P.80].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.