КОММУНИКАЦИОННЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БИБЛИОТЕКИ
Э.О. Самитов,
ассистент кафедры медицинского права и биоэтики Казанского государственного медицинского университета Научная специальность: 05.25.03 — библиотековедение, библиографоведение и книговедение
E-mail: [email protected]
Аннотация. Внедрение новых коммуникационных и информационных технологий оказывает воздействие на общество, изменяет социальные практики, формирует новые способы коммуникативного взаимодействия, влияет на социальные группы и на индивидов.
Ключевые слова: информация, библиотека, потребитель информации.
COMMUNICATION AND INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE WORK OF LIBRARY
E.O. Samitov,
assistant professor of medical law and bioethics, Kazan state medical university
Annotation. The introduction of new communication and information technologies have an impact on society, changes social practices, creates new ways of communicative interaction, affects social groups and individuals Keywords: information, library and consumer information.
В России с каждым годом наблюдается значительный прорыв в сфере коммуникационных сетей и современных технологий, глобальность информационных процессов. Глобальные сети радикально изменили характер общественных связей, информационного обмена, а с нею качество и количество диалоговых форм, обмена информацией в повседневных контактах людей, социальных группах, структурах.
Внедрение новых коммуникационных и информационных технологий оказывает воздействие на общество, изменяет социальные практики, формирует новые способы коммуникативного взаимодействия, влияет на социальные группы и на индивидов. Проблема определения феномена информации уже не одно десятилетие волнует научное сообщество не только в нашей стране, но и всем мире. Признавая этот феномен всеобщим и универсальным, современная наука, тем не менее, не располагает в настоящее время единым, признанным всеми, его определением.
В современных библиотековедческих исследованиях наблюдается потребность в научном осмыслении всей системы коммуникаций и их сущности.
Все это актуализирует потребность в формировании новых качеств библиотечно-информационной
деятельности, совершенствовании всей коммуникационной системы современных библиотек. Особого внимания заслуживает изучение документальных коммуникаций. Изучение представлений о лидере в системе социальных коммуникаций является классической задачей для политической психологии. В психологических исследованиях данного феномена использовались как категории образа (Г.Андреева, Л.Матвеева, Е.Шестопал, Л.Гозман), имиджа (Ф.Кузин, Е.Перелыгина), прототипа (Д.Киндер, М.Розенберг, А.Миллер, Е. Егорова-Гантман), так и понятия лидерского "капитала" (Л.Стаут) и харизмы (М.Вебер). В последнее десятилетие, особенно за рубежом, все чаще для описания и объяснения природы взаимодействия различных субъектов в социальных коммуникациях используется категория репутации. В практике работа по развитию способности привлекать, влиять на общественное мнение зачастую происходит не как расширение личного потенциала, а как формирование перцептивного образа (посредством манипулирования, прежде всего, с помощью СМИ, имеющий краткосрочный эффект), слабо соответствующего не только реальной личности политика, но и общественным ожи-
268
Вестник Московского университета МВД России
№ 7 / 2014
даниям. Изменение этой ситуации невозможно без предварительного выстраивания теоретической основы соответствующих стратегий реальной политической работы. Важно осмыслить психологические категории и создать новые технологии, которые будут признаны адекватными современному цивили-зационному этапу развития российского общества.
Приоритетную позицию в формировании феноменов и стереотипов массового сознания занимает телевидение. Телевидение объединяет слово и зрительный ряд, представляя на экране как бы картину естественного общения. Незаметно телевидение создает символическую реальность, заимствующую язык представлений и символов у обыденного сознания человека. Поэтому крайне актуально психологическое исследование современного восприятия политиков, формирующееся посредством телевидения.
Особую роль играет концепция теории информационного взаимодействия, разрабатываемая В.З. Коганом, В.И.Сифоровым, Э.П. Семенюком и их последователей переживает в настоящее время период своего бурного становления и развития.
В библиотековедческих исследованиях эта проблема была вскрыта и концептуально обоснована автором при анализе сущностных основ системы документальных коммуникаций, представленной в концепции О.П.Коршунова в 1988 году, вылившаяся в концепцию психологической связи как концепцию теории информации.
Система документальных коммуникаций, представленная в концепции О.П.Коршунова, имеет фундаментальное значение в такой области человеческого знания, каким является современное отечественное библиографоведение, образуя до-кументографическую концепцию библиографии. Исходными компонентами данной системы является абстрактное отношение «документ — потребитель информации». Вместе с тем до авторских работ 80-х годов прошлого века сущностные основы данной системы не получили своего исследования и научного освещения. Понятие информационной потребности является базовым понятием таких наук и научных дисциплин как библиотековедение, библи-ографоведение и информатика. Их изучение и удовлетворение всегда являлось и является по сей день одной из самых актуальных проблем этих областей человеческой деятельности, решаемой исследователями как на теоретическом, так и на экспериментальном уровнях. За более чем сорокалетнюю историю исследование этого вопроса, сущность феномена информационной потребности прояснена не более, чем сущность самого феномена информации, связанного с ней. Тем не менее, спектр мнений, который сложился в науке в исследовании данного явления в настоящее время колеблется от их абсолютного отрицания, (точка зрения А.В.Соколова и его сторонников), до теории информационных потребностей, которая только начинает (если начинает)
складываться (точка зрения В.З.Когана и его последователей в том числе и автора настоящей работы).
Вследствие этого представилось интересным исследовать феномен информационной потребности сквозь призму концепции психологической связи как концепции теории информации. Существенный вклад в разработку проблемы формирования информационных потребностей был внесен в свое время С.Д.Коготковым в работе «Формирование информационных потребностей» (1986), в которой автором на основе деятельностного подхода были предложены или прослежены основные этапы ее формирования. Применение системно — деятельностного подхода к анализу представленных автором этапов, осуществленное нами в работе «Проблемы формирования информационной потребности субъекта» (1989), позволило вскрыть и концептуально обосновать психологическую связь, существующую между психикой человека и документальным источником информации, находящимся в области информационных фондов. Данная связь рассматривается в настоящем исследовании в отношении формирования таких производных информационной потребности, какими являются информационный интерес и информационный запрос потребителя информации.
Проблема создания и организации комфортной информационной среды в библиотеке в настоящее время является одной из актуальных проблем би-блиотечно — информационной теории и практики, с которой исследователями связывается значительное улучшение библиотечно — информационного обслуживания пользователей. Вследствие этого рассмотрение вопросов формирования комфортной информационной среды, а также проявление психологической связи в педагогической деятельности библиотеки представляет большое научное и практическое значение.
Литература
1.Брежнева В.В., Минкина В.А. Информационное поведение специалистов как основание для социальной дифференциации //Проблемы деятельности ученого и научных коллективов.- Вып. 11. СПб., 1997. — С. 209 — 214;
2.Конопкин О.А.Психологические механизмы регуляции деятельности Наука, 2010, — 144 с.
3.Моргенштерн И. М. О профессии и личности библиографа /К разработке профессиограммы // Сов. библиография. -1983. № 5. — С. 1322;
4.Медведева Е. А. Высшее библиотечное образование в СССР: Проблемы формирования профиля (История, современное состояние, перспективы): Дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук /МГИК. М., 1986. -219 с.;
5.Мясищев В.Н. О связи склонностей и способностей. Склонности и способности. М.: Наука, 2007. — С. 26
№ 7 / 2014
Вестник Московского университета МВД России
269