KOMMYHMKOJlOrMSl - COMMUNICOLOGY
6. SharkovF.I. Integrirovannye PR-kommunikacii. M., 2004. [Sharkov, F.l. (2004) Integrated PR communications, Moscow]
7. Economica kachestva. Osnovnye principy I ikh primenenie/ Edited by Kampanella J. M., 2005. [Kampanella, J. M. (ed.) (2005) Economics of quality. Main principles in practice, Moscow]
8. Berwick, D.M., Jain, S.H. and Porter, M.E. (2011) "Clinical registries: The opportunity for the nation." Health Affairs Blogs, May.
9. Kim, J. Y., Rhatigan, J., Jain, S. H., Weintraub, R. and Porter, M. E. (2010) "From a declaration of values to the creation of value in global health: a report from Harvard University's Global Health Delivery Project". Global Public Health. Mar; 5(2): 181 -8.
10. Porter, M. E., Teisberg, E. O. (2006) "Redefining Health Care: Creating Value-Based Competition On Results", Harvard Business School Press.
■ ■ ■ КОММУНИКАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ В ОТНОШЕНИЯХ ГОСУДАРСТВА И РОССИЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ПО ВОПРОСУ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Автор: ШАТЬКОВАМ.С.
ШАТЬКОВА Маргарита Сергеевна - магистрант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС).
Адрес: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 84.
Тел.: (495)933-80-30. E-mail: [email protected].
Аннотация: в статье раскрыты различные способы регулирования отношений в фармацевтической области. Обозначаются основные проблемы налаживания коммуникаций у всех заинтересованных сторон: потребителей, фармкомпаний, государства, розничной сети аптек.
Ключевые слова: маркетинговые коммуникации, лекарственное обеспечение, фармацевтическая отрасль, каналы коммуникации, государственное регулирование, жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.
В последние годы, укрепляя свои международные позиции, Россия становится полноправным игроком на международной экономической арене. Тенденции развития глобальной экономики способствуют устранению излишних барьеров в науке, торговле, гармонизации стандартов, внедрению инноваций, механизмов обеспечения качества медицинской помощи [1].Российский рынок имеет очень большие возможности для фармкомпаний.
В России нужно правильно выстраивать работу с дистрибьюторами, обговаривать условия доставки в разные регионы, доступность препаратов для населения. Основными принципами, которые лежат в основе ведения бизнеса, являются честность, постоянное повышение квалификации и совершенствование сотрудников [2].
Фармацевтический бизнес - огромный пласт медицинского рынка, успех которого зависит напрямую от грамотной стратегической, маркетинговой, финансовой политики компании и неукоснительного следования нормативно-правовым нормам.
Несоблюдение правовых норм неизбежно приводит к тому, что многим раскрученным компаниям регулярно предъявляются потребительские иски и государственные штрафы, что иногда наносит имиджу фирмы урон, а иногда и вовсе навсегда топит ее, разрушив репутацию и лишив доверия покупателей.
Именно поэтому в фармбизнесе стратегическим решением является правильный выбор консалтингового агентства, способного выработать верный правовой и этический концепт кампании, и лишь затем приступать его реализации.
Очевидным преимуществом является выбор маркетингового рекламного агенства полного цикла именно в медицинской и фармацевтической отрасли, которое с самого начала будет полностью вовлечено в специфику бизнеса конкретной фармкомпании, будет досконально знать выводимый на рынок продукт и сможет оптимизировать проект в целом и рекламный бюджет в частности [3].
С воплощением рекламного концепта все также непросто и дело не только в необходимости формирования солидного рекламного бюджета. Специфика маркетинговых коммуникаций фармацевтической продукции состоит, в особенности, в используемых средствах продвижения товаров. Это связано с тем, что потребители относятся к выбору даже самых простых лекарств гораздо серьезнее, чем в случае большинствадру-гих товаров, ведь на кону самое ценное - здоровье, в том числе и маленьких детей, в отношении которых очевидна тенденция увеличения предложения на фармацевтическом рынке.
Как правило, в выборе той или иной марки препарата весьма значительную роль играют «референтные группы» - специалисты-медики или знакомые, имеющие опытупо-требления данного лекарства[4]. В силу этого, например, роль такого средства маркетинговых коммуникаций как стимулирование спроса в его классических вариантах, таких как дегустации, раздача бесплатных образцов, лотереи - очевидно, проигрышный вариант: мало кто осмелится взять лекарство предлагаемое бесплатно. Играют свою роль и этические соображения, резко ограничивающие, например, использование спонсорства. Не менее важной задачей остается грамотное позиционирование продукта, ведь именно это ключ к верному выбору каналов воздействия на целевую аудиторию препарата.
Особого внимания достойна возможность одного агентства установить оптимальный канал коммуникации сразу по нескольким стратегическим для фармбизнеса направлениям «фармкомпания - конечный покупатель», «фармкомпания - доктора».
Согласно Указу Президента Российской Федерации № 598 от 7 мая 2012 года «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» и Закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года №323-Ф3, Правительством Российской Федерации была одобрена Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года. Программа направлена на формирование рациональной и финансово сбалансированной системы лекарственного обеспечения населения и удовлетворение потребностей граждан в доступных, качественных и эффективных лекарственных препаратах.
Столь масштабный проект привлек ксебе пристальное внимание как федеральных, так и региональных властей еще на стадии обсуждения программы. Министерство здравоохранения Российской Федерации призвало общественность принять участие
50“
45
40
2013 Рис. 1. Количество воспоминаний специалистов здравоохранения о различных видах промоции лекарственных средств по итогам октября 2011-2013 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом пре-
| 350 | 300 | 250 £ 200 £ 150
100
50
дыдущего года [5].
в выработке рекомендаций, направленных на наиболее эффективную реализацию Стратегии лекарственного обеспечения до 2025 года. С этой целью проведены меры по обеспечению соответствующей информацией органов регионального самоуправления. Так, входе VII конгресса по вопросу развития фармакоэкономики в Российской Федерации, проходившего с 4 по 5 марта 2013 года, Заместитель Министра здравоохранения Ставропольского края Ольга Дроздецкая в докладе на тему «Концепция лекарственного страхования: перспективы развития отрасли» представила свое видение развития отрасли в ближайшей перспективе. Она отметила, что на первом этапе в 2013-2014 годах предстоит гармонизировать ряд действующих законодательных актов, а также ввести референтное ценообразование на препараты из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).
Одновременно несколько субъектов России выразили желание стать реализаторами пилотного проекта в рамках Стратегии. Как отмечают кураторы проекта, существенным барьером при разработке идеи была сложность в обозначении рамок предстоящей работы, определении приоритетных направлений. Директор Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Министерства здравоохранения Российской Федерации Сергей Разумов входе дискуссии отметил: «На этапе обсуждения Стратегии было очень трудно определиться с первоочередными задачами, документ мог получиться необъятным, совершенно нестилизованным и бесполезным в использовании». Он пояснил, что на старте проработки проекта было представлено три варианта - направления работы. По словам С. Разумова, главной стратегической задачей было утверждение плана Стратегии. В настоящее время акцент необходимо сделать на разработку концепции по реализации проекта.
С. Разумов подчеркнул, что, несмотря на уже принятую к исполнению Стратегию, существует ряд моментов, требующих доработки. «В настоящий моменту нас есть приказ Министерства здравоохранения РФ, утвержденный Правительством РФ. С моей точки зрения, недостает только одного фрагмента в этой мозаике - механизма возмещения для реализаторов пилотного проекта, поясняющего, что и в какой форме будет возмещаться. В наличии имеется целый ряд предложений от регионов, которые готовы за свои средства провести пилотные проекты. Причем, не только в том формате, который указан в Стратегии, но и с учетом интересов всех групп населения, в том числе детей и пенсионеров», - прокомментировал он. Кроме того, следует обратить внимание на необходимость проведения тщательного анализа объемов финансирования, прогноза развития фармацевтического рынка и проработки возможных рисков. Выбор модели лекарственного обеспечения будет сделан в результате осуществления в 2013 - 2015 годах пилотных проектов.
В целях максимальной эффективности работы необходимо будет провести реформы внутри министерств, участвующих в реализации Стратегии. Так, для обеспечения безопасности и качества лекарственных средств следует применять не только административный ресурс, но и привлекать бизнес-сообщества, средства и опыт коммерческого сектора, сосредоточиться на совершенствовании государственного регулирования на лекарственные препараты и повышении квалификации медицинских фармацевтических кадров. Параллельно необходимо повышать эффективность лекарственной терапии при одновременном понижении стоимости, внедряя этот процесс в действующую нормативную базу. Эксперты отмечают, что среди приоритетных задач стоит формирование ответственного отношения кздоровью самих пациентов и созда-
ние механизмов стимулирования рационального использования лекарственных препаратов, то есть помимо насыщения рынка лекарственными препаратами важно прогнозировать их применение.
Департамент государственного регулирования обращения лекарственных средств (ЛС) Министерства здравоохранения РФ занимается регистрацией лекарственных препаратов, внесением изменений в документы регистрационного досье, регистрацией цен на препараты списка ЖНВЛП. Кроме того, Департамент курирует несколько проектов - оказание государственных и муниципальных услуг (ведение государственного реестра ЛС, предельных отпускных цен, административный регламент на ввоз лекарственных препаратов) и мероприятия по развитию конкурентной среды в РФ.
Одним из основных направлений здравоохранения является обеспечение населения качественной и доступной лекарственной помощью. Лекарственная помощь предоставляется на всех этапах оказания медицинской помощи: амбулаторной, госпитальной, скорой медицинской и высокотехнологичной помощи [6].
Подготовка любого нормативного документа должна быть взвешенной и ответственной. В России документы готовятся в достаточно сжатые сроки, что иногда не позволяет гарантировать их качество. Это не сравнимое международным опытом, когда документ могут «вынашивать» годы, а иногда и десятилетия, для того чтобы не нужно было периодически вносить туда изменения. Причиной недоработанное™ документов в России становится необходимость двигаться достаточно быстро.
Фармацевтический рынок ввиду своей социальной направленности нуждается в государственном регулировании. Государство должно создать условия, при которых лекарственные средства для населения будут доступны, безопасны и эффективны, а для производства, дистрибуции и аптек должно быть выгодно производить и реализовывать ЛС. Переход к новым экономическим условиям, когда наряду с государственной такие же права получает частная и муниципальная собственность, привел ктому, что большая доля предприятий (особенно аптечных, оптовых) стала частной. Естественно, что они являются экономически самостоятельными субъектами. Долгое время шли дебаты о том, что является главным вдеятельности субъектов фармрынка- прибыль или социальная роль. Конечно, не все согласны с тем, что предприятия фармацевтического рынка по сути являются только экономическими субъектами и должны быть заточены на прибыль. Все государства мира, исповедующие другую философию, уверены в том, что данные предприятия относятся к сфере здравоохранения, поэтому там должны работатьлюди, настроенные на оказание надлежащей фармацевтической помощи на всех этапах. Это особый бизнес, и, естественно, все фармацевтические рынки мира являются квазиконкурентными. Должны быть созданы условия, при которых предприниматель будет думать не о том, каквыжитьс экономической точки зрения, а о том, как оказать наиболее качественную лекарственную помощь, которая должна обеспечиваться при поддержке государства.
Значительная доля ЛС, обращающихся на фармацевтическом рынке РФ, - это продукция зарубежных производителей. Естественно, что зарубежные производители заинтересованы в присутствии на рынке РФ, который является очень привлекательным по объемам. Нормативы и законодательные акты очень часто пытаются корректировать ассоциации зарубежных производителей, а также ассоциации организаций по клиническим исследованиям.
Программу по поддержке отечественной фармацевтической промышленности необходимо развивать. Департамент со своей стороны оказывает содействие и консуль-
тативную помощь отечественным предприятиям, которые прилагают все усилия для того, чтобы создаваемая ими продукция была надлежащего качества, носила инновационный характер или была приближена по уровню к воспроизведению дженериков последних поколений.
Все понимают, что лекарственные препараты - это товар с замедленной оборачиваемостью, который востребуется только в том случае, если на него выписан рецепт. Кроме того, множество препаратов имеют затратные технологии хранения и продажи. Во всем мире государство, борясь за качество фармацевтической помощи при ее оказании, регулирует конкурентную среду. Очень важно понимать, что регулирование количества жителей на одно аптечное предприятие имеет огромное влияние на рентабельность деятельности. Объем продаж напрямую зависит от количества покупок и от цены. Пока не будет регулироваться конкурентная среда, проблема с ценами никуда не уйдет. Пока на нем не будет регулироваться число субъектов, ни о какой доступности лекарственных препаратов речи быть не может.
На сегодняшний день большинство структур проводит диверсификацию бизнеса. Диверсификацию как в рамках единого рынка (производство, дистрибуция, розничные сети), так и помещение части капитала в другие сферы бизнеса. И это не является положительной тенденцией, т.к. бизнесмен, имеющий про запас другой бизнес, может в любое время его покинуть. Регулятор заинтересован в стабильных субъектах.
Еще одна негативная тенденция - это сетизация аптек. Она перекрывает доступ в сети для многих производителей, и не секрет, что существует плата за вход в сеть. Когда аптеки были единичными, такой тенденции не наблюдалось. Как будут попадать в сети отечественные препараты, не имеющие средств на маркетинговое продвижение, остается загадкой.
Даже в недалеком прошлом фармацевтические компании избегали упоминания цены при продвижении лекарственных препаратов.
Атаракс [тб. 23 мг] Протаргол (капли • мое 2% 10 мл] Микролакс (р-р для ректального опадения 5 мл) Клоиамлам [тв. 2 мг] Детралекс (тв. 500 мг] Ааодарт [кале. 0,3 мг] Варфарин Никомед (тб. 2.5 мг] Линакс (кале] Паксил (тв. 20 мг] Мамииил (тв. 3.5 мг] Ахтомгми (тв. 200 мг] Эссаициале форта Н (капе. 300 мг] Мексидол (тв. 125 мг] Танакам (тв. 40 мг] Афовазол (тв. 10 мг]
Рис. 2. Препараты - лидеры спроса по итогам III квартала 2013 г.
Количасио обращай**
Поэтому фармацевтические компании с целью продвижения своей продукции начали использовать данные фармакоэкономических исследований.
Наибольший спрос на лекарственные средства изучался поданным AptekaMos.ru -количество обращений составило 4 339 203.
Анализ потребительского спроса в III кв. 2013 г. показал, что лидерами являются следующие препараты - рис. 2.
На рис. 3 показан наибольший спрос на лекарственные средства по фармакологическим группам.
Можно отметить что, как и во II кв. 2013 г., лидируют средства, стимулирующие регенерацию (16%). Второе место за ноотропными средствами (13%), на третьей позиции - противогрибковые средства, производные имидазола и триазола (13%).
Непосредственно на лекарственное обеспечение новый закон влияния не окажет. Там много вопросов по тексту: что-то можно трактовать как введение бесплатного амбулаторного лекарственного обеспечения, что-то не позволяет сделать столь однозначного вывода. Не ясно, что будет с особо дорогостоящими лекарствами для редких заболеваний, не вошедшими в программу «7 нозологий»: или программу расширят, добавив туда еще четыре болезни (это федеральный уровень финансирования), либо передадут это финансирование регионам, которые и сегодня не могут изыскать такие суммы на лечение редких (орфанных) болезней орфанными препаратами . Кроме того, закон декларирует лечение по стандартам, в том числе - бесплатность лекарств. Однако за последние годы Минздравсоцразвития не только не создало новых стандартов, но и недопустимо мало внимания уделяло системе стандартизации.
Средства, стимулирующие процессы иммунитета 11% Средства. регенерацию 16%
Рис. 3. Препараты - лидеры по итогам III квартала 2013 г.
Впервые в истории страны многие лекарства стали доступными для пациентов! Взять больных гемофилией - в 20 раз скачком увеличилось их обеспечение, почти сразу достигнув уровня европейских стран. Это был прекрасный пример (хотя и в нем были ошибки) внедрения современной системы возмещения затрат на лекарства, пусть и для относительно небольшой части населения. Отсюда родилась и программа «7 нозологий», которая учла ошибки программы ДЛО [7].
Разрекламированная программа «Фарма 2020», по свидетельству специалистов, не работает. Важнейшим условием развития фармпромышленности является устойчивый спрос, гарантированный государством, и понятные правила включения в программы государственного возмещения затрат на лекарства. Тогда не надо тратить государственные средства на НИРы и НИОКРы, иначе говоря - выбрасывать в трубу. Это априори неэффективные вложения. В исследования вкладывают деньги производители - они добьются инноваций, и тогда государство покроет эти затраты, покупая лекарства. Так делается во всем мире.
Показателен пример программы «7 нозологий»: когда программа начала действовать практически все включенные в нее препараты были импортного производства, отечественного закупили лишь на 1% от общих затрат. Но сразу были обозначены суммы - большие - государственных закупок препаратов и было понятно, что закупки продолжатся еще много лет. Сейчас заметная доля лекарств в программе - лекарства отечественного производства: факторы свертывания, гормон роста, еще несколько лекарств «на подходе». Отечественные компании разработали и выпустили эти препараты в кратчайшие сроки, как только увидели перспективу возврата вложений.
Среднестатистический россиянин не является «льготной категорией граждан», значит, лекарства приобретает за свой счет. Пока он не станет инвалидом, получить лекарства бесплатно он не может. В нескольких регионах есть программы лекарственного обеспечения онкологических больных, то есть при той патологии, где время не ждет. При всех других серьезных болезнях пациенту придется затратить много времени и сил, чтобы получить лекарства. Но даже если он, по счастью, попадает в группу льготников, то начинаются многомесячные перебои, отложенные рецепты, очереди, оформления бумаг, повторные выписки рецептов. Увы, система настолько плоха, что подавляющее большинство льготников вышло из этой программы, и в ней осталось лишь 4,5 млн. граждан - меньше 4% населения.
Разработка каждого нового препарата стоит дорого. Это некая суммах, которая мало зависит от того, орфанное это лекарство, или используемое в большой популяции. Потраченные деньги надо вернуть. Простая арифметика: X деленное на сто человек - получаем одну стоимость лекарства, X деленное на миллион - другую. Поэтому во всем развитом мире орфанные лекарства оплачиваются государством. А в России по одной такой позиции цена на препарат оказалась в три раза выше, чем во Франции.
В мире считают затраты на единицу эффекта, который выражают в показателе добавленных лет жизни при применении лекарства, умноженном на показатель полученного качества жизни ОА1_У. При этом высокоэффективное, но очень дорогое лекарство имеет более низкий показатель затрат, чем популярное, но гораздо менее эффективное. Вот и думайте, куда вкладывать деньги.
Пока ситуация в России пестрая: есть больные с редкими болезнями, попавшими в список «7 нозологий», которые могут получить нужные лекарства, и есть те несчастные, которые в этот список не попали [8].
В мире цены на лекарства регулируют, устанавливая референтные показатели, которые компенсируются государством (реимберсмент), существуют правила регуляций, комитеты по ценам. У нас пошли по другому пути: по части препаратов регулируют цены, по которым покупают лекарства больные. Иначе говоря, гарантированного спроса нет, а гарантированные неприятности - есть. А на другие препараты, и их большинство, цены вообще не регулируются [9].
Цены на отечественные и зарубежные лекарства регулируют по принципиально разным методикам, таким, что отечественные препараты прекращают производить - цена продаж получается ниже себестоимости.
Система обеспечения населения необходимыми лекарственными препаратами является эффективным инструментом в реализации успешной политики в сфере здравоохранения, направленной на сохранение и продление жизни человека, сохранении ее качества. Ожидаемый эффект в продлении жизни и сохранении ее здорового периода возможен только в случае рационального употребления лекарственных средств,
КОММУНИКОЛОГИЯ - COMMUNICOLOGY
а также в условиях гарантированного доступа к основным лекарственным средствам всего населения страны.
Помимо финансовых сложностей, возникающих при покупке медикаментов за счет средств граждан, довольно часто решение о том, чем и каклечить принимает сам больной [9]. Самолечение часто приводит к осложнениям и необратимым проявлениям со стороны состояния организма человека.
Адекватное лекарственное обеспечение политически важно для достижения необходимых целей системы здравоохранения, сохранения и укрепления здоровья населения.
Список литературы
1. Юргель Н. В. Система надзора и контроля в сфере обращения лекарственных средств в Российской федерации // Вестник Росздравнадзора. 2008. N96.
2. Захарова О. Мы уделяем большое внимание коммуникациям // Фармацевтический вестник. 2007. №36.
3. Доклад Здравоохранение в России 2010. Авторский коллектив: Воробьев П. А., Власов В. В., БунятянА.А. М.: НЬЮДИАМЕД, 2011.
4. Маркетинг в фармбизнесе. Интернет ресурс: Медфармконсалтинг: http://www.med7.ru/marketing/ тагкейпд-у^агтЫгпеэе.
5. Бриф-анализфармрынка: итоги октября 2013 г. №9. (46).2013.
6. Богданов В. В., Малаховская М. В. Моделирование доступности лекарственной помощи населению муниципальных образований // Вестник Томского государственного университета. 2012. N94.
7.ЛинА.А., Соколова С.В. Фармацевтический рынок: фундаментальные особенности //Проблемы современной экономики. 2012. №3.
8. Доклад Здравоохранение в России 2010. Авторский коллектив: Воробьев П.А., Власов В. В., БунятянА.А. М.: НЬЮДИАМЕД, 2011.
9. Тельнова Е.А., Румянцев А.С., Петроченков Г.А. Система ценообразования на лекарственные средства: вчера, сегодня, завтра // Вестник Росздравнадзора. 2008. N94.
10. Большой справочник лекарственных средств, / под ред. Л. Е. Зиганшиной [и др.]; АСМОК. М.: ГЭО-ТАР- Медиа, 2011.
■ ■ ■ COMMUNICATION ASPECTS IN RELATIONS OF THE STATE AND THE RUSSIAN POPULATION ON DRUG SUPPLY
Author: SHATKOVA M.S.
SHATKOVA Margaret Sergeevna, Candidate for a Master’s Degree, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (RANEPA).
Адрес: 119571 , Moscow, Vernadsky Prospekt ,84.
Tel.: (495) 933-80-30. E -mail: [email protected]
Annotation. The article reveals the different ways of regulating relations in the pharmaceutical field. The major problems of establishing communications among all stakeholders are discussed: consumers, pharmaceutical companies, state retail network pharmacies.
Keywords: marketing communications, provision of medicines, pharmaceutical industry, communication channels, government regulation, vital and essential drugs.
References
1. JurgelN.V. Sistema nadzora i kontrolja v sfere obrashhenija lekarstvennyh sredstvvRossijskoj federacii // Vestnik Roszdravnadzora. 2008. no.6. [.Yurhel, N. (2008) Sistem of supervision and control in the field of medicines in the Russian Federation. Herald Roszdravnadzor. No.6],
2.Zaharova 0. My udeljaem bolshoevnimanie kommunikacijam. Farmacevticheskij vestnik. 2007. no.36. [Zakharova, Olga (2007) We pay great attention to communications //Pharmaceutical Bulletin. No.36],
3. Doklad Zdravoohranenie v Rossii 2010. Avtorskij kollektiv: Vorob'ev P.A., Vlasov V.V., Bunjatjan A.A. M.: N"JuDIAMED, 2011. [Report: Health in Russia in 2010. Authors: Vorobiev P.A., Vlasov V.V. , AA Bunyatyan M. NYU DI AM ED 2011].
4. Marketing v farmbiznese [Jelektronnyj resurs] Medfarmkonsalting. Rezhim dostupa: http://www.med7.ru/marketing/marketing-v-farmbiznese. [Marketing pharmaceutical business. Available: Medfarmkonsalting: http://www.med7.ru/marketing/marketing-v-farmbiznese].
5. Brif-analizfarmrynka: itogi oktjabrja 2013 g. no.9. 2013. [Brief analysis of the pharmaceutical market: re-sultsofthe October2013. no.9.2013].
6. Bogdanov V. V., Malahovskaja M. V. Modelirovanie dostupnosti lekarstvennoj pomoshhi naseleniju munic-ipal'nyh obrazovanij //Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. no.4. [BogdanovV.V., Malahovskaja M.V.(2012) Modeling drug availability to the population of municipalities. Vestnik of Tomsk State University. No.4],
7. Lin A.A., Sokolova S. V. Farmacevticheskij rynok: fundamental'nye osobennosti.Problemy sovremennoj jekonomiki. 2012. no. 3 (43). [Lin, A. (2012), Sokolov S.(2012) Pharmaceutical market: fundamental features. Problems of the modern economy. No. 3 (43)].
8. Doklad Zdravoohranenie v Rossii 2010. Avtorskij kollektiv: Vorobev P.A., Vlasov V.V., Bunjatjan A.A. M.: N"JuDIAMED, 2011. [Report: Health in Russia in 2010. Authors: Vorobiev P.A., Vlasov V.V., Bunyatyan A.A. Moscow. NYUDIAMED 2011].
9. Telnova E.A., RumjancevA.S., PetrochenkovG.A. Sistema cenoobrazovaniya na lekarstvennyye sredstva: vchera, segodnya, zavtra. Vestnik Roszdravnadzora. 2008. no.4. [Telnova E., Rumyantsev A, Petrochenkov G. Pricing system for medicines: yesterday, today and tomorrow. Herald Roszdravnadzor.2008. no.4.]
10. Bolshoj spravochniklekarstvennyh sredstv [Tekst], pod red. L. E. Ziganshinoj [i dr.]; ASMOK. M.: GJeO-TAR Media, 2011. [Great Compendium of pharmaceuticals / LE Ziganshina L.E. et al eds. ASMOK. M.: GEOTAR Media, 2011].