Научная статья на тему 'КОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ АЭРОПОРТОВ: ТРЕНДЫ И ТЕНДЕНЦИИ'

КОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ АЭРОПОРТОВ: ТРЕНДЫ И ТЕНДЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
251
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ / АЭРОПОРТ / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ / DIGITAL ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гавра Дмитрий Петрович, Чернакова Екатерина Сергеевна

Изменения на рынке авиаперевозок, тренды и тенденции авиасферы влияют на коммуникационную деятельность аэропортов. В статье проведено исследование, доказывающее необходимость постоянного мониторинга трендов авиасферы и их внедрение в стратегию продвижения аэропорта. Выделены каналы, инструменты и особенности в коммуникациях аэропорта с его важнейшими стейкхолдерами: авиакомпаниями, туроператорами и пассажирами. Сформулированы выводы о необходимости развития экосистемы коммуникационного взаимодействия между субъектами рынка пассажирских перевозок. Теоритической базой исследования стали работы Нигеля Халперна, Дэвида Шаара, отчёты организаций IATA, ICAO, Eurocontrol и др. Эмпирическую базу составили медиа-ресурсы, официальные сайты и социальные сети аэропортов, материалы отраслевых изданий и организаций. В работе применены такие методы исследования, как анализ, синтез, сравнение, неформализованный анализ документов, кейс-стади, конкурентный анализ и экспертное интервью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Гавра Дмитрий Петрович, Чернакова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMOTION OF AIRPORTS: TRENDS AND TENDENCIES

Changes in the air transport market, as well as trends in the airline industry influence the communication activity of airports. The article presents a research proving the necessity of constant monitoring of air traffic trends and their implementation in the airport promotion strategy. The channels, tools and features in the airport communications with its most important stakeholders like airlines, tour operators and passengers have been identified. Conclusions were drawn on the need to develop an ecosystem of communication interaction between the subjects of the passenger transportation market. The research work of Nigel Halpern, David Shaar, reports of IATA, ICAO, Eurocontrol and others became the theoretical basis. The empirical basis was formed by media resources, official websites and social networks of airports, materials of industry publications and organizations. Such research methods as analysis, synthesis, comparison, informal document analysis, case studies, competitive analysis and expert interviews were used in this work.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ АЭРОПОРТОВ: ТРЕНДЫ И ТЕНДЕНЦИИ»

УДК 659.44 ББК 65.291.3 ГРНТИ 19.01.11 ВАК 10.01.10

Д.П. Гавра, Е.С. Чернакова Санкт-Петербург, Россия

Коммуникационное продвижение аэропортов: тренды и тенденции

Аннотация. Изменения на рынке авиаперевозок, тренды и тенденции авиасферы влияют на коммуникационную деятельность аэропортов. В статье проведено исследование, доказывающее необходимость постоянного мониторинга трендов авиасферы и их внедрение в стратегию продвижения аэропорта. Выделены каналы, инструменты и особенности в коммуникациях аэропорта с его важнейшими стейкхолдерами: авиакомпаниями, туроператорами и пассажирами. Сформулированы выводы о необходимости развития экосистемы коммуникационного взаимодействия между субъектами рынка пассажирских перевозок. Теоритической базой исследования стали работы Нигеля Халперна, Дэвида Шаара, отчёты организаций IATA, ICAO, Eurocontrol и др. Эмпирическую базу составили медиа-ресурсы, официальные сайты и социальные сети аэропортов, материалы отраслевых изданий и организаций. В работе применены такие методы исследования, как анализ, синтез, сравнение, неформализованный анализ документов, кейс-стади, конкурентный анализ и экспертное интервью.

Ключевые слова: коммуникационное продвижение, аэропорт, стейкхолдеры, коммуникационные тренды, digital технологии.

Promotion of Airports: Trends and Tendencies

Abstract. Changes in the air transport market, as well as trends in the airline industry influence the communication activity of airports. The article presents a research proving the necessity of constant monitoring of air traffic trends and their

implementation in the airport promotion strategy. The channels, tools and features in the airport communications with its most important stakeholders like airlines, tour operators and passengers have been identified. Conclusions were drawn on the need to develop an ecosystem of communication interaction between the subjects of the passenger transportation market. The research work of Nigel Halpern, David Shaar, reports of IATA, ICAO, Eurocontrol and others became the theoretical basis. The empirical basis was formed by media resources, official websites and social networks of airports, materials of industry publications and organizations. Such research methods as analysis, synthesis, comparison, informal document analysis, case studies, competitive analysis and expert interviews were used in this work.

Keywords: Promotion, airport, stakeholders, communication trends, digital.

Постановка проблемы

Изменения на рынке пассажирских перевозок непосредственно влияют на коммуникационную деятельность аэропортов. Тренды и тенденции авиасферы диктуют свои правила, коммуникаторам необходимо подстраиваться под них и использовать для адаптации существующей стратегии продвижения.

Рынок воздушных перевозок до пандемии коронавируса 2020 года имел тенденцию постоянного роста. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) сообщает, что в 2018 году воздушными перевозками воспользовались 4,4 млрд человек [Доля России на рынке воздушных авиаперевозок, 2019]. Необходимо заметить, что воздушный трафик увеличивается вдвое каждые 15 лет, несмотря на политические и экономические кризисы

По доковидным прогнозам в ближайшие 20 лет мировая экономика ежегодно будет расти на 2,9%, при этом рост пассажиропотока будет увеличиваться примерно на 3,8%. Грузовые перевозки также активно будут развиваться на 4,7% ежегодно [Aviation, growth engine for the world economy,

2019]. Безусловно, пандемия скорректирует прогнозы, однако согласно исследованиям воздушный трафик увеличивается вдвое каждые 15 лет, несмотря на кризисы [Civil aviation and its changing world of work, 2013]. По нашим оценкам, в посткризисный период динамика роста авиаперевозок, будет еще более оптимистичной.

Рост пассажиропотока и популярности воздушных перевозок приводит к развитию аэропортов. Подчеркнём, что инвестирование в развитие аэропортов — приоритетное направлений развития экономики. Международная организация гражданской авиации (ICAO) «подсчитала, что каждые 100 долл., потраченные на воздушный транспорт, приносят в итоге выгоду для экономики на 325 долл.» [Чулков (ред.), 2019].

В исследовании мы выделили проблему необходимости постоянного мониторинга авиасферы на предмет появления технологических и коммуникационных трендов и их применения в текущей деятельности воздушного порта. Аэропортам особенно в высококонкурентных локациях это нужно, чтобы оставаться привлекательными для всех групп стейкхолдеров и быть конкурентоспособной единицей на рынке пассажирских перевозок.

Обзор литературы

Обратимся к релевантным работам, посвященным маркенговым коммуникациям аэропортов. Так, норвежский исследователь Нигель Халперн подробно исследует вопросы коммуникационного продвижения аэропорта, новейшие технологии и тенденции развития рынка обозначены в докладах таких организаций, как IATA, ICAO, Eurocontrol и др.

Методы исследования

Эмпирической базой нашего исследования стали медиаресурсы, официальные сайты и социальные сети воздушных портов, материалы отраслевых изданий и организаций. На основе кейс-стади были выделены коммуникационные тренды отрасли, а с помощью конкурентного анализа европейских и российских аэропортов выявлены лучшие практики

применения новейших инстурментов продвижения воздушных портов для стейкхолдеров. В работе также были применены неформализованный анализ документов и экспертное интервью.

Результаты исследования

Воздушный порт в зависимости от рода деятельности взаимодействует с разными целевыми группами посредством разных каналов и инструментов. Для начала рассмотрим, каких стейкхолдеров аэропорта выделяют исследователи.

Существует несколько подходов к классификации стейкхолдеров аэропорта. Например, Дэвид Шаар выделяет 15 целевых групп общественности:

1) пассажиры;

2) авиаперевозчики;

3) другие пользователи воздушного пространства;

4) руководство аэропорта;

5) инвесторы и держатели облигаций;

6) концессионеры;

7) сервисные службы;

8) сотрудники;

9) федеральные органы власти;

10) местные органы власти;

11) местное сообщество, на жизнь которых влияет деятельность

аэропорта;

12) НКО, в том числе экологические организации;

13) организации по торговле, туризму, искусству, спорту и образованию;

14) наземные операторы (такси, шаттлы, автобусы);

15) подрядчики (поставщики консалтинговых услуг и оборудования) [Schaar D, Sherry L, 2010:109].

Стоит обратить внимание на то, как разделяет своих стейкхолдеров аэропорт Гонконга:

1) авиа бизнес-партнёры;

2) подрядчики и поставщики;

3) сотрудники;

4) пассажиры;

5) государственные правительства и местные власти;

6) политические группы;

7) отраслевые ассоциации и профессиональные организации;

8) НКО;

9) локальное коммьюнити;

10) медиа;

11) молодые люди [Stakeholders Engagement, 2018].

Развивая эту исследовательскую традицию, и опираясь на анализ медиатекстов и внутренних документов, отражающих функционирование аэропорта «Пулково», мы предлагаем авторскую классификацию стейкхолдеров аэропорта (см. Рисунок 1).

Рис. 1. Карта стейкхолдеров аэропорта «Пулково»

Если исходить из функционально-стоимостных критериев, наиболее значимыми для аэропорта являются следующие стейкхолдеры: авиакомпании, туроператоры и пассажиры. Рассмотрим подробнее инструменты коммуникаций аэропорта с каждой из этих групп.

Для начала подчеркнём, что аэропорт как объект и субъект продвижения не сильно отличается от других субъектов работающих одновременно в сегментах В2В и В2С. Его коммуникационная стратегия опирается на суперпозицию классических и digital-способов продвижения [Halpern N., Graham A., 2013: 23]. При этом цифровые инструменты, такие как социальные сети и уже перешедший в разряд традиционных инструментов сайт выходят на первое место в продвижении аэропорта для стейкхолдеров.

Перейдём к базовым характеристикам коммуникационного взаимодействия современного аэропорта и авиакомпании.

В научной литературе практически отсутствует информация о том, как реализуется коммуникационное взаимодействие аэропорта и авиакомпании. Для сбора информации об этом взаимодействии мы обратились к методу экспертного опроса. Благодаря экспертным интервью с заместителем начальника отдела корпоративных коммуникаций авиакомпании «Россия» Мариной Пешехоновой и директором по информационной политике и корпоративным коммуникациям авиакомпании Smartavia Виктором Аношкиным были выявлены коммуникационные инструменты, с помощью которых происходит взаимопродвижение двух субъектов рынка.

Во-первых, аэропорты и авиакомпании используют ивенты для взаимовыгодного сотрудничества. Ими могут быть мероприятия в рамках запуска новых направлений, встречах юбилейных пассажиров и новых воздушных судов. События фиксируются в совместном календаре. В этом документе также прописывается план работ: цели, задачи, ресурсы, ответственные специалисты с каждой стороны.

Авиакомпании участвуют в мероприятиях аэропортов, а также становятся партнёрами, помогают в организации. Взамен аэропорты предоставляют информационную поддержку и места для размещения рекламы, сувенирной продукции и раздаточных материалов.

Во-вторых, авиакомпании рекламируются на разных носителях на территории аэропорта, а также могут размещаться в журналах и печатных материалах воздушного порта. Такую же услугу могут оказать авиакомпании и поместить информацию об аэропорте в бортовых журналах. В-третьих, происходит активное взаимодействие двух субъектов рынка в социальных сетях. Для этого используются различные методы вовлечения пассажиров.

Конкурсы — один из видов вовлечения аудитории в социальных сетях — на данный момент является самым популярным и часто используемым инструментом во взаимодействии авиакомпании и аэропорта. Например, «Домодедово» запустил конкурс в 1ш1а§гаш совместно с авиакомпанией 8шаГ:ау1а, в котором можно было выиграть билеты из Москвы в Архангельск (см. Рисунок 2). Для участия в конкурсе необходимо было выполнить ряд условий: подписаться на 1ш1а§гаш аккаунты аэропорта и авиакомпании; поделиться записью в сториз; оставить под постом комментарий с эмодзи, который ассоциируется с северным сиянием.

Участвуй в конкурсе и открой природу^

северного сияния

V

@ЛОМШ£ЛОЯО

®с!те аего • "Открылась бездна звезд полна:

Звездам числа нет. бездне дна."

Эти строки написал Михаил Васильевич Ломоносов, когда изучал природу северного сияния

Как вы знаете, его имя дополнило название нашего аэропорта по итогам проекта "Великие имена

России «Й»

Сегодня вместе с ©ЛуБтаЛаую мы запускаем конкурс "Открой природу северного сияния". Победитель получит билет до Архангельска, где сможет собственными глазами увидеть это потрясающее

О О V Щ

Нравится ((¡пакве1еуа и другим

Добавьте комментарий

Рис. 2 .Конкурс в Instagram «Домодедово» совместно с Smartavia Запись набрала более 400 комментариев и помогла рассказать о маршрутной сети БшаГ^а.

Виктор Аношкин в интервью подчеркнул, что совместные пресс-релизы остаются выгодным инструментом коммуникационного взаимодействия.

Гонконгский аэропорт взаимодействует в коммуникационном плане с авиакомпаниями посредством специальных мероприятий (запуск новых направлений, церемония награждения лучших и др.) и e-mail рассылок [Stakeholders Engagement, 2018].

Таким образом, можно сказать, что в коммуникациях аэропорта и авиакомпании намечается тенденция продвижения в социальных сетях, при этом классические инструменты не уходят на второй план.

Туристические агентства являются следующим важным стейкхолдером аэропорта. ЮНВТО сообщает, что мировой туризм к 2030 году увеличится на 60% [Tourism and Aviation, 2014]. Исходя из этих прогнозов, аэропортам важно налаживать связи с туристическим сектором для дальнейшего сотрудничества в рамках создания международных туров, в которых люди будут отдавать предпочтение путешествию на воздушном транспорте через аэропорты.

Воздушный порт даёт региону больше возможностей для развития туризма, так как является местом приёма и отправки пассажиров. Это подтверждает исследование Австралийской Ассоциации аэропортов. По данным доклада 17 аэропортов страны принесли прибыль в 32,3 миллиона долларов в туристический сектор в 2016 году [AUSTRALIAN AIRPORTS DRIVING TOURISM GROWTH, 2018].

На основе отчёта Австралийской Ассоциации аэропортов можно выделить несколько способов укрепления коммуникационных связей с турагентами и обычными туристами:

- публичные презентации аэропортов на туристических рынках в разных странах;

- маркетинговая поддержка: разработка программ лояльности, предоставление скидок и бонусов;

- организация специальных мероприятий с ориентацией на потребности туристов из разных стран.

Приведём пример того, как австралийские аэропорты привлекли туристические агентства и туристов из Китая. Во-первых, они перевели информационные таблички на китайский и наняли китайскоговорящий персонал. Во-вторых, проводили культурные мероприятия, такие как Китайский новый год. В-третьих, разработали пакет специальных предложений для турагентств, чтобы привлечь их на новый рынок [AUSTRALIAN AIRPORTS DRIVING TOURISM GROWTH, 2018].

Важнейшим каналом продвижения аэропорта для туристического сектора являются специализированные и отраслевые конференции. Так, например, Пражский аэропорт в рамках 25 Ассамблеи ACI Europe провёл мероприятие под названием «Аэропорты и будущее туризма», на котором обсуждались вопросы сотрудничества. Участники обсуждали роль туризма в развитии аэропорта и города и взаимовыгодности отношений между субъектами рынка [Airports and the Future of Tourism, 2015].

Ещё одним вариантом сотрудничества аэропорта и туристического сектора является создание специальных карт участников клуба, которые дают скидки туроператорам или турагентам в магазинах, ресторанах и на парковках аэровокзала. Этот инструмент использует Брюссельский аэропорт, для партнёров из туристического сектора он предлагает карту BRU card с рядом преимуществ [BRUcard, 2020].

На сайтах аэропорта можно найти контакты и предложения партнёров-туроператоров, а в социальных сетях можно увидеть посты, в которых аэропорт рассказывает о турагентствах. На основе этого можно сделать вывод, что digital каналы становятся необходимым элементом для выстраивания отношений с туристическим сектором. Классические методы продвижения аэропорта через ивенты и конференции также остаются актуальны в контексте взаимодействия с туроператорами.

Теперь рассмотрим коммуникационное взаимодействие с пассажирами. Исследователи утверждают, что аэропорты рассматривают пассажиров как своих прямых клиентов, а не просто как клиентов авиакомпаний [Guidebook for Managing Small Airports, 2019]. В последние время при коммуникации с пассажиром делается упор на digital каналы: сайты, социальные сети, YouTube-канал, мессенджеры, чат-боты и подкасты.

Без сайта и аккаунтов в Facebook и Instagram невозможно сейчас представить себе функционирование системы коммуникаций любого аэропорта. Главное в этих двух каналах соблюдать общую стратегию продвижения, тональность коммуникаций и периодичность обновления контента.

Пользователи Интернета привыкли делать всё в одном месте и не совершать лишних действий, поэтому аэропорты предлагают на сайтах зарезервировать отель, машину или VIP-зал, а в социальных сетях с помощью таргетированной рекламы дают возможность забронировать парковочное место на стоянке (см. Рисунок 3).

С

Рис. 3. Таргетированная реклама парковки аэропорта Хельсинки Стоит также обратить внимание на то, как социальные сети и сайт помогли аэропортам осуществить антикризисные коммуникации во время пандемии. На сайт были добавлены дополнительные вкладки с актуальной

информацией по COVID-19 и предпринятым мерам, в аккаунтах воздушных портов стали использоваться поддерживающие хэштеги (например, #wewillgettroughthistogether) и видеофлешмобы со словами благодарности врачам/аплодисментами врачам («Хитроу»).

Перейдём к ещё одному популярному digital-инструменту — мобильному приложению. Оно помогает пассажирам ориентироваться в терминалах с помощью встроенной карты, зарегистрироваться на рейс, отсканировать посадочный талон, посмотреть расположение магазинов, ресторанов, детских комнат и др.

У парижских аэропортов Шарль-де-Голль и Орли есть своё приложение Paris Aerport, в котором доступны все вышеперечисленные функции. Также есть встроенная опция — перевод содержимого на язык смартфона, который использует владелец (см. Рисунок 4).

Рис. 4. Приложение Paris Aerport для русскоязычного пользователя Зачастую приложения дублируют информацию, содержащуюся на сайте. Большой плюс для аэропорта, применяющего в продвижении мобильное приложение, состоит в том, что можно всегда оставаться на связи

с клиентом через push-уведомления и создавать персонифицированные предложения для него.

Ещё один инструмент продвижения воздушных портов — YouTube канал. Действительно выдающихся примеров каналов аэропортов немного. Среди них можно назвать YouTube аэропорта Франкфурта, который ведётся регулярно, содержит интересный контент, имиджевые видео, беседы с пассажирами и сотрудниками. На канале можно найти креативные видео, например, новогодний ролик о том, как механики аэропорта помогли Санта Клаусу починить его «летательный аппарат» и доставить подарки. Канал ведётся на немецком и английском языках, но не у всех немецких видео есть английские субтитры, что снижает количество просмотров.

Чаще всего контент на каналах аэропортов можно разделить на имиджевый (например, ролики с пейзажами аэропорта) и развлекательный (например, интересные факты, интервью с пассажирами и сотрудниками). Главной особенностью использования технологии является создание действительно интересных видео, которые будут формировать имидж аэропорта в глазах пассажиров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интересным, но пока нечасто применяющимся аэропортами инструментом является чат-бот. На основе анализа и обобщения ботов воздушных портов Дубая, Милана, Сингапура и Стокгольма мы выявили следующие аспекты применения технологии:

- размещаются, как правило, на сайте, чаще всего в правом нижнем

углу;

- распространённый алгоритм: приветствие, имя сотрудника или героя чат-бота, вопрос «чем я могу помочь» и далее либо вы можете задать интересующий вопрос и вам ответит оператор через 10-30 секунд /сгенерирует ответ искусственный интеллект, либо чат-бот предложить набор кнопок с выбором интересующей темы (шоппинг, рейс, парковка).

- популярнее чат-боты, использующие кнопки для упрощения общения, их относят к виду Rule Based [How does a chatbot work?, 2019];

- чат-боты переводят пользователя в мессенджер Facebook или общение происходит в отдельном окне на сайте.

У Брюссельского аэропорта есть свой чат-бот, которого зовут BRUce. Мы видим, что использован интересный приём в названии виртуального ассистента. У него есть настоящее имя (Брюс), но в нём зашифрован код аэропорта (BRU). Во время общения чат-бот использует эмодзи и простую лексику, создаётся ощущение разговора с другом. Виртуальный помощник использует систему Rule Based, поэтому ответы на интересующие вопросы пассажир получает быстро.

Чат-боты — это бонус для пассажиров, позволяющий сократить время на поиск информации. На наш взгляд, если user experience сайта продуман хорошо, то этот инструмент может не понадобиться.

Для привлечения пассажиров аэропорты используют трендовый инструмент — подкасты. На 2019 год в мире было создано более 800 000 подкастов разных по тематике [2019 Podcast Stats&Facts, 2017], в том числе и на тему авиации.

Сотрудники аэропортов обычно становятся гостями у СМИ, которые выпускают аудиошоу. Например, портал International Airport Review выпускает с октября 2019 года подкасты, в которых приглашают директоров разных аэропортов мира и представителей международных организаций в сфере пассажирских перевозок [Podcasts: International Airport Review, 2020]. The Airport Experience News Podcast выпускает эпизоды о разных аэропортах мира каждую неделю [The Airport Experience News Podcast, 2020].

В коммуникационном продвижении для пассажиров воздушные порты активно применяют именно digital-технологии. Считаем, что это правильное решение, так как в целом большинство компаний переходит в онлайн. Тренд на диджитализацию сохранится в ближайшее время также и из-за пандемии коронавируса.

Выводы

Подчёркнем: перед всеми воздушными портами стоит проблема постоянного обновления методов продвижения для разных групп общественности, это важный компонент конкурентной стратегии, особенно в высококонкурентных локациях. Как показывает анализ, аэропорты стараются расширять набор инструментов, применяющихся в работе с основными стейкхолдерами, комбинируя онлайн и оффлайн инструменты. С помощью кейс-стади и конкурентного анализа мы подтвердили высказывание норвежского исследователя Нигеля Халперна об интеграции классических и digital методов продвижения аэропортов. При этом во взаимодействии с пассажирами новейшие инструменты применяются чаще, чем в коммуникациях с авиакомпаниями и туристическими агентствами.

В силу специфики такого объекта, как аэропорт, деятельность всех его, казалось бы, разрозненных стейкхолдеров тесно взаимопереплетена. Многие целевые группы заинтересованы в развитии отношений друг с другом. Авиакомпании нацелены на совместные мероприятия и создание программы путешествий с туроператорами, чтобы привлекать потенциальных клиентов воспользоваться услугами не только агентств, но и авиалиний. При взаимодействии авиакомпании и аэропорта в социальных сетях обе стороны заинтересованы в привлечении новых пассажиров и формировании их лояльности.

На наш взгляд, создание крепких связей между стейкхолдерами аэропорта для взаимовыгодного сотрудничества — это одна из приоритетных задач для отдела по связям с общественностью любого аэропорта. Чтобы создать экосистему коммуникаций между целевыми группами общественности необходимо подробно изучить форматы взаимодействия между ними. На основе масштабного исследования можно создать инновационный продукт на базе определённого воздушного порта — интернет-платформу, предполагающую удобное общение субъектов рынка пассажирских перевозок. В таком продукте сейчас заинтересован аэропорт

Санкт-Петербурга «Пулково». Авторы статьи предполагают в дальнейшем изучить не только аспекты продвижение аэропорта для основных стейкхолдеров, но и рассмотреть коммуникации между целевыми группами, такими как авиакомпании и агрегаторы билетов, местные власти и туристический сектор и др.

Библиография

Брутян М.М. Мировой рынок гражданской авиации: текущее состояние и прогноз развития // Вестник Евразийской науки. 2019. №1. https://esj.today/PDF/20ECVN119.pdf.

Доля России на рынке воздушных авиаперевозок [Электронный ресурс] // Ato.ru. URL: http://www.ato.ru/content/dolya-rossii-na-mirovom-rynke-passazhirskih-aviaperevozok-sostavila-26 (дата обращения: 31.03.2020)

2019 Podcast Stats&Facts [Электронный ресурс] // Podcast Insight. URL: https://www.podcastinsights.eom/podcast-statistics/#Where_What_When_How (дата

обращения: 26.12.2019)

AUSTRALIAN AIRPORTS DRIVING TOURISM GROWTH [Электронный ресурс] // URL: https://airports.asn.au/wp-content/uploads/2018/09/Australian-Airports-Driving-Tourism-Growth.pdf(дата обращения: 13.04.2020)

Airports and the Future of Tourism [Электронный ресурс] // Airport Business. URL: http://www.airport-business.com/2015/07/airports-future-tourism/ (дата обращения: 12.04.2020)

Aviation, growth engine for the world economy [Электронный ресурс] // Brussels Airport. URL:https://www.brusselsairport2040.be/en/vision-2040/39/trends-in-aviation (дата обращения: 23.12.2019)

BRU card [Электронный ресурс] // Brussels Airport.com URL: https://www.brucard.be/nl/hoe-werkt-het (дата обращения: 12.04.2020)

Civil aviation and its changing world of work: Issues paper for discussion at the Global Dialogue Forum on the Effects of the Global Economic Crisis on the Civil Aviation Industry, Geneva, 20-22 February 2013 / International Labour Office, Sectoral Activities Department. Geneva, ILO, 2012.

Guidebook for Managing Small Airports - Second Edition [Электронный ресурс] // NAP.edu URL: https://www.nap.edu/catalog/14275/guidebook-for-managing-small-airports-second-edition (дата обращения: 12.04.2020)

Halpern N., Graham A. Airport marketing. Routledge, 2013. С.23

How does a chatbot work? [Электронный ресурс]// Drift. URL: https://www.drift.com/learn/chatbot/how-does-a-chatbot-work/ [Дата обращения: 25.04.2020)

Podcasts [Электронный ресурс]// International Airport Review. URL: https://www.internationalairportreview.com/podcast/(дата обращения: 25.12.2019)

Schaar D., Sherry L. Analysis of airport stakeholders //2010 Integrated Communications, Navigation, and Surveillance Conference Proceedings. - IEEE, 2010. - С. J4-1-J4-17.

Stakeholders Engagement [Электронный ресурс] // URL: https://www.hongkongairport.com/iwov-

resources/html/sustainability_report/eng/SR1516/pdf/stakeholder_engagement.pdf (дата

обращения: 07.09.2020)

The Airport Experience News Podcast [Электронный ресурс]// Stitcher. URL: https://www.stitcher.com/podcast/airport-experience-news/the-airport-experience-news-podcast (дата обращения: 25.12.2019)

Tourism and Aviation [Электронный ресурс] // URL: https://www.tourismalliance.com/downloads/TA_370_396.pdf (дата обращения: 09.04.2020)

References

Brutyan M.M. (2019). World market of civil aviation: current state and forecast of development. In: The Eurasian Scientific Journal, [online] 1(11). Available at: https://esj.today/PDF/20ECVN119.pdf (in Russian)

Dolya Rossii na rynke vozdushnykh aviaperevozok [Elektronnyy resurs] // Ato.ru. URL: http://www.ato.ru/content/dolya-rossii-na-mirovom-rynke-passazhirskih-aviaperevozok-sostavila-26 (Date of access: 31.03.2020)

2019 Podcast Stats&Facts [Электронный ресурс] // Podcast Insight. URL: https://www.podcastinsights.com/podcast-statistics/#Where_What_When_How (Date of access: 26.12.2019)

AUSTRALIAN AIRPORTS DRIVING TOURISM GROWTH [Электронный ресурс] // URL: https://airports.asn.au/wp-content/uploads/2018/09/Australian-Airports-Driving-Tourism-Growth.pdf (Date of access: 13.04.2020)

Airports and the Future of Tourism [Электронный ресурс] // Airport Business. URL: http://www.airport-business.com/2015/07/airports-future-tourism/ (Date of access:: 12.04.2020)

Aviation, growth engine for the world economy // Brussels Airport. URL:https://www.brusselsairport2040.be/en/vision-2040/39/trends-in-aviation (Date of access: 23.12.2019)

BRU card // Brussels Airport.com URL: https://www.brucard.be/nl/hoe-werkt-het (Date of access: 12.04.2020)

Civil aviation and its changing world of work: Issues paper for discussion at the Global Dialogue Forum on the Effects of the Global Economic Crisis on the Civil Aviation Industry, Geneva, 20-22 February 2013 / International Labour Office, Sectoral Activities Department. Geneva, ILO, 2012.

Guidebook for Managing Small Airports - Second Edition // NAP.edu URL: https://www.nap.edu/catalog/14275/guidebook-for-managing-small-airports-second-edition (Date of access: 12.04.2020)

Halpern N., Graham A. Airport marketing. - Routledge, 2013. С.23 How does a chatbot work?// Drift. URL: https://www.drift.com/learn/chatbot/how-does-a-chatbot-work/ (Date of access: 25.04.2020)

Podcasts // International Airport Review. URL:

https://www.internationalairportreview.com/podcast/ (Date of access: 25.12.2019)

Schaar D., Sherry L. Analysis of airport stakeholders. In: 2010 Integrated Communications, Navigation, and Surveillance Conference Proceedings. - IEEE, 2010: J4-1-J4-17.

Stakeholders Engagement // URL: https://www.hongkongairport.com/iwov-resources/html/sustainability_report/eng/SR1516/pdf/stakeholder_engagement.pdf (Date of access: 07.09.2020)

The Airport Experience News Podcast // Stitcher. URL: https://www.stitcher.com/podcast/airport-experience-news/the-airport-experience-news-podcast (Date of access: 25.12.2019)

Tourism and Aviation. URL:

https://www.tourismalliance.com/downloads/TA_370_396.pdf (Date of access: 09.04.2020)

Сведения об авторах

Гавра Дмитрий Петрович - доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой связей с общественнстью в бизнесе Санкт-Петербургского государственного университета d.gavra@mail.ru

Чернакова Екатерина Сергеевна - Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. kat.chernakova@yandex.ru

Gavra Dmitri P. Ph.D. of sociology, Saint-Petersburg State University d.gavra@mail.ru

Chernakova Ekaterina Sergeevna - Saint-Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics kat. chernakova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.