Научная статья на тему 'Коммуникационное обеспечение как фактор успеха научной разработки в сельском хозяйстве'

Коммуникационное обеспечение как фактор успеха научной разработки в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
90
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ / SCIENTIFIC DEVELOPMENT / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURE / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INFORMATION SUPPORT / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ / INTERNET COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Адамия Л.С.

В условиях конкуренции среды крайне важно стремиться к лидерству не только в показателях качества научного продукта, но и в технологии донесения информации до целевой аудитории. Коммуникационный эффект возможен в том случае, если будет использоваться комплекс маркетинговых коммуникаций: и организация научной конференции, и участие в профильной выставке, и публикации в научном журнале. Но основным эффективным каналом коммуникации, способным донести информацию о новинке, будет являться интернет (сообщества в социальных сетях, сайт, может быть, мобильное приложение). Сегодня каналы коммуникации, связанные с интернет-технологиями, являются наиболее дешевыми, легко управляемыми и эффективными.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n a competitive conditions, it is extremely important to strive for leadership not only in scientific product quality terms, but also in the technology of information delivering till target audience. The communication effect is possible if marketing communications complex is used: scientific conference’s organization, profile exhibition participation, and publication in a scientific journal. But the main effective communication channel, be able to convey information about the new product, will the Internet (community in social networks, website, maybe a mobile application). Today, communication channels related to Internet technologies are the cheapest, easily managed and effective.

Текст научной работы на тему «Коммуникационное обеспечение как фактор успеха научной разработки в сельском хозяйстве»

УДК 631

КОММУНИКАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК ФАКТОР УСПЕХА НАУЧНОЙ РАЗРАБОТКИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Л.С. Адамия, аспирант ФГБГУ «Росинформагротех» E-mail: ladamiya@gmail.com

Аннотация. В условиях конкуренции среды крайне важно стремиться к лидерству не только в показателях качества научного продукта, но и в технологии донесения информации до целевой аудитории. Коммуникационный эффект возможен в том случае, если будет использоваться комплекс маркетинговых коммуникаций: и организация научной конференции, и участие в профильной выставке, и публикации в научном журнале. Но основным эффективным каналом коммуникации, способным донести информацию о новинке, будет являться интернет (сообщества в социальных сетях, сайт, может быть, мобильное приложение). Сегодня каналы коммуникации, связанные с интернет-технологиями, являются наиболее дешевыми, легко управляемыми и эффективными.

Ключевые слова: научные разработки, сельское хозяйство, информационное обеспечение, интернет-коммуникации.

Практически невозможно найти в открытых источниках данные, свидетельствующие о статистике информационного обеспечения научных разработок в сельском хозяйстве России. Профессионального информационного обеспечения результатов научного труда в целом в России нет. Причин несколько: основная причина лежит в историко-эконо-мической плоскости. В плановой экономике применялась соответствующая система информационного обеспечения, основанная на использовании ограниченного количества информации.

Изменения экономического строя в 90-х годах XX века обернулись для России ситуацией ускоренного и несистемного заполнения высвобожденных пустот новыми рыночными отношениями и в области коммуникаций. Эти коммуникационные методы быстро проникли в бизнес-структуры, на открытые негосударственные рынки.

В целях обеспечения устойчивого спроса на научный продукт в сельскохозяйственной отрасли необходимо информировать специалистов о возможностях коммуникационных технологий, рекламе и иных маркетинговых коммуникаций, применяемых на агропромышленном рынке, информировать об ус-

пешных коммуникационных кампаниях, механизмах их проведения, полученных эффектах, тем самым формируя коммуникационную культуру.

Для первых десяти лет «новой России» характерно становление маркетинговых коммуникаций. В общество стали проникать новые термины, началось накопление знаний создания рекламы, формирование правил рекламирования товаров и услуг, рынок стал адаптировать потребителя к новым товарам и предложениям, наметились процессы законодательного обеспечения коммуникационной деятельности, в начале 90-х годов появился Федеральный закон «О рекламе». Второму десятилетию «новой России» характерно профессиональное развитие маркетинговых коммуникаций, его проникновение в сторону периферийных рынков (рынков регионов страны, рынков нелидирующих товаров и услуг).

Появились новые понятия, закрепился «брендинг» в качестве инструмента добавленной стоимости товаров и услуг. Однако российские рынки еще с 90-х годов представляли собой такую систему, которая не предполагала движение коммуникационной индустрии в сторону государственных

Journal of VNIIMZH №3(31)-2018

191

структур, отраслей экономики. Аграрно-промышленный комплекс России не стал исключением, коммуникационная индустрия его не задела. Вместе с тем, тренды глобализации, взаимного проникновения, информационных технологий, которым сегодня следует сельское хозяйство России, диктуют острую необходимость в осваивании информационных технологий, обеспечивающих коммуникационный эффект научному сообществу в целом, конкретным научным разработкам в частности.

В условиях высокой конкуренции научному сообществу аграрно-промышленного комплекса России следует обратиться к эффективным методам рыночного продвижения научных разработок (маркетинговым коммуникациям) - рекламе, PR (связи с общественностью), sale promotion (стимулирование покупки посредством скидок, акций и пр.), direct marketing (вид маркетинговых коммуникаций, в основе которого прямая коммуникация с получателем сообщения). Этому обращению сначала способствовал тренд глобального проникновения высоких технологий (интернета) в поле зрения конечного потребителя научной разработки - например, фермера, потом - тренд увеличения доверия к современным коммуникационным технологиям (интернету). Следовательно, конечный потребитель сначала получил возможность, а потом и поверил той информации, к которой получил доступ.

Поскольку большинство российских научных сельскохозяйственных разработок не представляют собой незаменимые уникальные технологии, то за счет продукции иностранных или негосударственных компаний само собой начал формироваться конкурентный рынок, который в ближайшее время может трансформироваться в рынок с высокой конкурентной средой.

Можно предложить целый комплекс мер, которые будут способны стимулировать оборот отечественной техники и технологий, например, комплекс мер государственной поддержки в части создания информационного ресурса, объединяющего в себе научные разработки государственных научных

учреждений, что автоматически будет решать проблему грамотного профессионального и при этом однотипного освещения этих разработок.

Однако здесь немедленно встанет проблема убеждения конечного потребителя обратиться именно к этой информационной системе, что без колоссальных агитационных ресурсов (речь идет о национальной рекламной кампании информационного сельскохозяйственного портала) маловероятно. Этот путь государственной информационной политики можно считать малоэффективным за счет непропорциональных финансовых затрат.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в кратчайшие сроки необходимо подобрать менее расходные коммуникационные инструменты.

Сегодня основными инструментами донесения информации до конечного потребителя, научного сообщества, средств массовой информации являются (в порядке убывания широты использования):

1. Регулярные научные печатные издания (журналы, научные труды, монографии и др.), где публикуются статьи, описываются научные изыскания и которые выпускают практически все научные институты АПК России.

2. Научные конференции, которые предоставляют возможность личного общения представителей научного сообщества друг с другом, однако присутствие потенциальных или реальных потребителей научного продукта, как правило, не предполагается.

3. Сельскохозяйственные ярмарки, аграр-но-промышленные выставки, например, ежегодная выставка достижений сельского хозяйства России «Золотая осень» на ВДНХ, и другие event-мероприятия, которые характерны, с одной стороны, высокими затратами на организацию, а значит, и на участие, с другой стороны, их формат, как правило, предполагает проведение подобного мероприятия один-два раза в год, что в условиях конкурентной среды не может являться коммуникационно-привлекательным форматом для контакта с потенциальным потребителем.

Таблица. Привлекательность традиционных инструментов коммуникации для создания эффекта

информационного воздействия на потенциальных представителей целевой аудитории _научных разработок АПК России_

Инструменты коммуникационного взаимодействия научной среды Плюсы использования коммуникационного инструмента Минусы использования коммуникационного инструмента

Регулярные научные печатные издания Доступность публикации научного материала (дешевизна, регулярность издания). Общий индекс цитируемости. Электронная версия. Небольшой тираж издания (как правило). Подобные издания не имеют широкого охвата; у потенциального потребителя, как правило, нет знания об этом канале коммуникации.

Научные конференции Регулярный формат мероприятий. Доступность (дешевизна проведения мероприятия). Формат мероприятия, как правило, представляет собой общение представителей узкопрофессиональной научной среды, что, в свою очередь, не предполагает присутствия потенциального потребителя. Нерегулярное мероприятие, как правило, один-два раза в год. Очное участие сопряжено с географической удаленностью

Выставки, ярмарки, event-мероприятия Формат мероприятия предполагает хороший контакт представителя научного сообщества с представителем потенциальной аудитории. Нерегулярное мероприятие, как правило, один-два раза в год. Высокая стоимость проведения мероприятия / высокая стоимость участия в мероприятии. Очное участие сопряжено с географической удаленностью.

Из представленной таблицы видно, что ни один из трех наиболее часто встречающихся инструментов донесения информации о научных разработках не является оптимальным и самодостаточным, способным удовлетворить перспективные задачи донесения информации до потенциального потребителя.

Современная теория интегрированных маркетинговых коммуникаций основана на принципе синергетического эффекта: «синергия в экономике, синергический эффект -увеличение эффективности деятельности в результате сочетания, соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему, благодаря эмерджентности (возникновение новых качеств) полученной системы» [2]. То есть коммуникационный эффект возможен в том случае, если будет использоваться комплекс маркетинговых коммуникаций: и организация научной конференции, и участие в профильной выставке, и публикации в научном журнале. Однако достаточный коммуникационный синергетический эффект может быть достигнут только в том случае, если используемые каналы коммуникации эффективны сами по себе. Но если об-

ратить внимание на представителей целевой аудитории, на потенциальных потребителей научной разработки, обратить внимание на то, где живут те люди, для которых создается техника и технологии, где они общаются, что они любят, понять их интересы и привычки, то есть изучить их, то становится очевидно, что основным эффективным каналом коммуникации, способным донести информацию о новинке, будет являться интернет (сообщества в социальных сетях, сайт, может быть, мобильное приложение). Сегодня каналы коммуникации, связанные с интернет-технологиями, являются наиболее дешевыми, легко управляемыми и эффективными.

В условиях нарастающей конкурентной среды крайне важно стремиться к лидерству не только в качестве научного продукта, но и в технологии донесения информации до целевой аудитории. Этому могут способствовать управленческие решения, выраженные в формировании в научных государственных учреждениях профильных отделов, состоящих из двух-трех сотрудников - специалистов по маркетинговым коммуникациям и рекламе.

Лоигпа! оГ VNIIMZH №3(31)-2018

193

Литература:

1. Старов С.А. Управление брендами. СПб., 2015.

2. https ://ru.wikipedia. org/wiki/Синергия_(значения)

3. Адамия Л.С. О мерах господдержки сельхозпроизводителей посредством коммуникационных технологий // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2017. №4(66). С. 6-10.

4. Адамия Л.С. Реклама в сельском хозяйстве // Вестник ВНИИМЖ. 2016. №2(22). С. 221-224.

Literatura:

1. Starov S.A. Upravlenie brendami. SPb., 2015.

2. https ://ru.wikipedia. org/wiki/Sinergiya_(znacheniya)

3. Adamiya L.S. O merah gospodderzhki sel'hozproiz-voditelej posredstvom kommunikacionnyh tekhnologij // EHkonomika i sovremennyj menedzhment: teoriya i praktika. 2017. №4(66). S. 6-10.

4. Adamiya L.S. Reklama v sel'skom hozyajstve // Vest-nik VNIIMZH. 2016. №2(22). S. 221-224.

COMMUNICATION SUPPORT AS A FACTOR OF SCIENTIFIC DEVELOPMENT'S SUCCESS

IN AGRICULTURE

L.S. Adamia, post-graduate student FGBNY «Rosinformagrotech»

Abstract. In a competitive conditions, it is extremely important to strive for leadership not only in scientific product quality terms, but also in the technology of information delivering till target audience. The communication effect is possible if marketing communications complex is used: scientific conference's organization, profile exhibition participation, and publication in a scientific journal. But the main effective communication channel, be able to convey information about the new product, will the Internet (community in social networks, website, maybe a mobile application). Today, communication channels related to Internet technologies are the cheapest, easily managed and effective.

Keywords: scientific development, agriculture, information support, internet- communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.