УДК 316
Попова Татьяна Владимировна
кандидат юридических наук, доцент, начальник отдела по исследованию проблем отраслевого управления научно-исследовательского центра Академии управления МВД России. [email protected]
Tatiana V. Popova
candidate of legal Sciences, associate Professor, head of the Department on research problems of industrial management of the research center of the Academy of management of MIA of Russia. [email protected]
Коммуникационная
система общества начала xxi века: телевидение
Communication system
companies the beginning of the xxi century: television
Аннотация. В статье отмечается, что телевидение представляет собой сложное социальное явление, которое можно изучать в различных аспектах: как социальный институт - производственную систему со специфическими функциями, деятельностью и оргструктурой; как дискурс - систему языковой и метаязыковой коммуникации; как форму социального знания -способ производства и накопления обществом знаний о самом себе; как элемент повседневной жизни человека - наряду с учебой, работой, сном, отдыхом и т.д.
Ключевые слова: телевидение, коммуникативное воздействие, социокультурная динамика общества.
Annotation. TV is a complex social phenomenon that can be studied in various aspects: as a social institution and production system with specific functions, activities and organizational structure; as a discourse - a system of linguistic and metalinguistic communication; as a form of social knowledge - a mode of production and accumulation of the knowledge society on itself; as a part of daily life along with school, work, sleep, rest, etc.
Keywords: television, communication impact, socio-cultural dynamics of society.
Важное место телевидения в современной коммуникационной системе исследователями не подвергается сомнению. Вместе с тем, в научной литературе недостаточно полно раскрыты особенности функционирования телевидения в современных условиях модернизирующегося и трансформирующегося общества.
, -
растает социальный спрос на телевизионную , -
. -
ляется то, что глобальный мир начала XXI в. немыслим без транснациональных корпораций, осваивающих информационное, коммуникационное, медийное пространство. В данных процессах центральная роль отводится телевидению, выступающего своеобразным драйвером глоба-лизационных и информатизационных изменений (наряду с Интернетом).
По мнению И.А. Климова, телевидение на сегодняшний день представляет собой сложное соци-,
аспекгах. Во-первых, как социальный институт -производственную систему со специфическими функциями, деятельностью и оргструктурой, связанную со множеством иных организаций, структур,
субъектов социального действия. Во-еторых как - -
муникации систему регулярно повторяющихся речевых действий. И если считать, что знанием ста-
новятся только те сведения, та информация, которые успешно интериоризируются, бесконфликтно вписываются в структуру представлений индивида о мире и о себе, то в этой связи телевидение предстает как форма социального знания, как способ производства и накопления обществом знаний
о самом себе. Телевидение оказывается суще, -
гнитивными механизмами восприятия и обработки дискурса, влияющим и вмешивающимся в эти процессы [1].
М.С. Осипов обращает внимание на актуальные , -
нии телевидения в российском трансформирую. , -ным вектором изменений выступает диверсификация. В результате диверсификационных процессов распалась единая система советского телевидения и оформилась новая конфигурация телевизионного пространства. Диверсификация до определенной степени обеспечивает разнообразие телевизионного наполнения; вместе с тем, логика данного процесса неизбежно предполагает выбор новыми телеканалами в качестве основного «ориентира» наиболее потребительски активного населения и игнорирование
интересов прочих групп телезрителей [2].
,
вызывает к жизни целый ряд социальных эф-
фектов - как функциональных (увеличение числа доступных альтернатив при проведении досуга у телеэкрана, обеспечение информационного
плюрализма и проч.), так и дисфункциональных (
,
идентичности и т.п.). Для нейтрализации негативных эффектов необходим конструктивный диалог между представителями институтов бизнеса, государства и культурной сферы, выработка комплексной программы развития отече-, -
экономических факторов в принятии решений [3].
Современное состояние российского телевидения явилось следствием масштабных модерни-зационных и трансформационных процессов в . , характере и направленности телевизионной
коммуникации обусловили следующие факторы: - ,
возникновение новой социально-политической и
экономической реальности; - -
, -
ности в области телевизионного вещания; - -
сти между политическими партиями, общественными движениями, финансово-промышленными
группами и отдельными «олигархами»; - ,
, -
ности, появление значительного числа програм-( ) (
числе по созданию новостных программ) и новых
;
-
;
- несовершенство правовой базы, несоблюдение общепринятых морально-этических норм
профессиональной деятельности в системе оте-
;
- « »
политического противостояния различных финансовых и политических группировок вплоть до высших эшелонов власти [4].
Стоит принимать во внимание то обстоятельство, что телевидение отнюдь не является однородным средством массовой коммуникации. История его научно-технического развития свидетельствует о последовательном прохождении
различных этапов (аналоговое и цифровое теле). - -
, ,
вывода и передачи изображения и звука аналоговый электрический сигнал. Все приёмопередающие системы доцифровой эпохи, включая механическое телевидение, использовали , -
ся как по кабелю, так и по радио [5]. Постепенно страны мира переходят на цифровое телевидение. Главное преимущество цифрового телеви-
дения перед аналоговым - более высокая устойчивость к накоплению искажений на всех этапах производства программ и их доставки до
. -
- ,
по каналам связи, а также дополнительные сервисы. На частоте одного аналогового телевизионного канала транслируется десяток цифровых (стандартной чёткости), что значительно снижает себестоимость распространения сигнала одного телеканала [6].
По мнению И.В. Алешиной, телевидение в глазах своей аудитории ближе других средств массовой информации стоит к прямому, непосредственному, личному и двустороннему общению.
,
уровень ощущения достоверности, создаётся , -
.
, -
воззренческого комплекса представлений, телевидение обладает определённой спецификой:
а) оно сочетает звук, визуальность, движение и
;
)
и истинности информации [7].
Вместе с тем, телевидение как разновидность электронной медиа системы, имеет определенные слабые места. Как полагает Т. В. Науменко, телевидению свойственны некоторые недостатки, среди которых выделяются следующие: - -
циально выделенное время, то есть полноценное потребление телевизионной информации трудно
совместимо с выполнением других дел; -
только в зоне действия передатчика; - одновременное транслирование различными телевизионными каналами разного рода информации ставит телезрителей перед необходимостью
пропускать большую часть последней; - ,
чрезмерное увлечение зрелищностью приводит
к снижению качества информации; - -
гает наличие довольно дорогостоящего аппара-- ,
для любой аудитории [8].
Телевидение в современной коммуникационной системе, а также в социуме в целом, выполняет множество важных функций. Исследователи предлагают различные версии функционального репер,
или иных аспектах телевидения. Между тем, основная проблема многих социологов как раз и заключается в том, что ракурс их анализа «выхваты-» -
левидения; при этом крайне сложной задачей оказывается формирование целостной, непротиворечивый, концептуальной картины. Условия мас-
штабных трансформаций лишь усложняют формирование адекватной картины мира.
Особую роль в телевизионном вещании реализуют новостные программы. Можно отметить ряд их функций - информационную, мобилизационную, артикуляции и интеграции мнений. Новостные передачи конструируют социальную реальность глобального характера на микро- и на мак. -граммы новостей позволяют сформировать информационную прозрачность мира, фрагмен-,
на деятельность государств. Микроуровень характеризуется формированием повестки дня, определением для зрителей приоритетных проблем, в том числе глобального характера [9].
Как полагают исследователи, информация должна быть в идеале беспристрастна и независима от того, кто ее передает. Сознавая, что абсолютная беспристрастность невозможна, журналист-информатор все же постоянно стремится к этому, и в совокупности информационные программы разных каналов (если они конкурируют по части полноты и объективности пода)
«агитационно-пропагандистских» [10].
В настоящее время очевидно, что телевизионная журналистика не может быть беспристраст-
;
оказывают субъективные характеристик журналистов, редакционных коллективов, их политические, социальные и духовные пристрастия.
,
журналистика в настоящее время - не более, чем идеальный тип, социально-мифологическая конструкция. Однако это не означает, что общество не должно стремиться к достижению идеала объективности в работе телевизионных жур-.
Важной социальной функцией телевидения выступает и организаторская. Телевидение иногда само
становится инициатором той или иной обществен, - -
ствия масс людей. Нередко телевидение выполняет функцию организатора, ставя какие-либо вопросы перед властями, побуждая их к действию. На , -
бота журналистов особенно заметна (по инициативе телевидения, к примеру, вводятся новые маршруты транспорта и т.п.) [11].
Кроме ранее перечисленных функций, телевидение также выполняет образовательную и ре. -
торами проявления подобной функции служат регулярные циклы дидактических материалов в , . Учебные передачи транслируются, как правило, по специально отведенному для этой цели каналу. Их отличает системность, периодичность, связь с учебными программами соответствую, , .
В свою очередь, рекреативная функция заключается в том, что программы телевидения зрители
просматривают, находясь на отдыхе. Большинство рекреативных телепрограмм, в сущности, лежат за . -сонифицируют определенный образ жизни и образ мыслей, становятся эталонами моральных ценностей и социального поведения. Это расширяет
привычные представления о возможностях «раз» ,
знакомы распространенные в мире жанры семей, , ,
сериалов [12].
Важной особенностью телевидения является его интимность и «домашность» восприятия. Телевидение стало искусством, «пришедшим в ком»,
квартир, ставшее частью быта. При этом, что
,
, ,
обуславливает гедонистическую задачу. Кинофильмы и ток-шоу, спортивные программы и телевизионные игры направлены на развлече-.
удовольствие доступным для большого количества людей по относительно низкой цене [13].
,
значительного влияния телевидения на сознание аудитории, обращают внимание на мировоз-.
,
, -
тель телепрограмм либо принимает (что чаще всего), либо нет [14]:
- надзор, или наблюдение, тж. корреспонденты телевидения собирают информацию, которую люди не могут добывать самостоятельно. Затем эта оперативная информация передаётся для переработки и интерпретации специалистам
телевидения, которые, в свою очередь, произво-
;
- интерпретация, тж. телевидение не просто
,
значение, причины, а также следствия, которые
могут за ней последовать, что и является её ин-
;
- соединение, связь, поскольку телевидение способно соединить вместе, различными каналами различные социальные пласты общества, не контактирующие напрямую;
- трансмиссия, или передача ценностей, тж. здесь реализуется задача по созданию норм, правил и социальных приоритетов общества. Так
телевидение создаёт «идеальные» или, как ми, (« »,
«стастливая семья», «здоровый досуг» и проч.), которые затем воспринимаются как референт-( ) [15].
В. Ворошилов указывает на диалектику эстетической и коммерческой функций телевидения. С его точки зрения, телевидение способно представлять категории эстетики в чистом «рафинированном» виде, «показывая продукт в том виде, в котором он, реально, может быть и не суще-
ствует ... так представляя мыльные оперы, разнообразные сериалы, где добро-зло, прекрас-- , -
в таком разграниченном варианте, которое в
».
, -
- . функция этого телевидения - собрать аудиторию у телевизионного экрана и продать ее рекпамо-.
наличие в отечественном телевизионном про-« ». -ный канал - это поименованный институционально организованный дистрибьютор, который заинтересован в том, чтобы телевизионные продукты на его канале смотрели (потребляли) как можно больше зрителей. Телевидение - марке.
аудитория с ее потребностями, ценностями и интересами. Однако существует, по крайней мере, два теоретических подхода к институциона-лизации зрителя.
Анализ социальных функций телевидения свидетельствует о том, что данное средство массовой
информации обладает институциональными ха-
,
важный вклад в существование российского общества. Полифункциональность телевидения, наличие не только явных, но и латентных функций, демонстрирует социальный фундамент этого медиа.
С точки зрения Е.Н. Молчановой, телевидение, являясь самым доступным и распространенным
средством массовой информации в условиях , -
ство людей сведениями из всех областей чело,
информационную и культурную ситуацию в со. -формирования информационной культуры, являющейся фактором становления информационного общества и его культуры.
Как указывает И.А. Климов, телевидение - это
, -
дочивающая системы смыслов, образов, интерпретаций. Это средство номинирования явлений, средство создания языка и систем описания мира, и одновременно - инструмент структурирования и категоризации мира для индивида, воспринимающего информационный поток. Это означает что человек, не будучи непосредственно связанным с теми или иными событиями и процессами в обществе, принимает уже готовые способы описания и объяснения данных явлений, событий и процессов.
Являясь важным элементом национальной инфраструктуры и экономики, отрасль телекоммуникаций
находится под влиянием комплекса внешних усло-
,
зрения государственных интересов: -
,
;
- -
;
-
обеспечении экономического роста региона,
-
; ,
реализацией комплекса соответствующих мероприятий.
Телевидение является специфической поли,
создающей культурные ценности, что находит
свое выражение в следующих культуроформи-
:
1) , -
нием по телевизионным каналам культурной
;
2) - , , -
ство производства новых ценностей культуры;
3) познавательно-рекреативной, состоящей в возможности повышения посредством телевизионных передач уровня культуры отдельного человека; 4) смыслообразующей, основывающейся на конструктивном принципе, который предполагает, что образ, возникающий ассоциативно под ,
в закадровом тексте, потенциально способен порождать новые смыслы в общем телевизион-. -рующих функций проявляется в репродуктивной и продуктивной (^дожественно-творческой, ре-цепционно-эстетической, духовно-культурной) деятельности телевидения.
Исследователь справедливо отмечает, что в последнее время все большее развитие получают коммуникативные свойства телевидения, заключающиеся в том, что при просмотре телевизионных передач осуществляется акт опосре-.
информационного общества телевидение не
только передает информацию, но, осваивая эс-, -
, .
В современном обществе телевидение играет
,
трансляции информационных потоков, но и в из, , ,
поведения массовой аудитории. Телевидение на сегодняшний день является самым популярным и эффективным средством воздействия на население. Телевизионные каналы обладают способностью влиять на увеличение продаж товаров и услуг путем рекламного воздействия, убеждать голосовать на выборах, платить налоги, не нарушать правила дорожного движения и т.д. Аудитория телевизионных каналов подчас насчитывает десятки и сотни миллионов человек, проживающих в различных географических регионах, имеющих различ-- -
. -они попадают в контекст воздействия телеканала, являются его аудиторией.
В этой связи одной из первоочередных задач социологической науки выступает детальный количественно-качественный анализ специфики аудитории телевидения, в том числе - того или иного телевизионного канала, передачи, тематических жанров и т.п. Подобный анализ позволяет более точно настроить передачи, тематическую
Литература:
1. URL: http://dedovkgu.narod.ru/bib/shestjorkina
2. URL: http://society.polbu.ru/novikova_sociology/ ch28_all.html
3. URL: http://www.bim-bad.ru/docs/s_n_gavrov_ modernization_ of _the_empire.pdf
4. URL: https://ru.w¡k¡ped¡a.org/w¡k¡Яeлeвидeниe
5. Ворошилов В. Правовые и этические нормы журналистики. М., 2001. С. 35.
6. Голядкин Н. Анализ аудитории. М., 2000. С. 54-56.
7. Гопядкин Н. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М., 1996. С. 25.
8. . . : -ществования // Социс. 2005. № 10. С. 93-97.
9. . .
// . Сборник программ дисциплин специализации. М., 1998. С. 78.
10. Молча нова E.H. Телевидение в культуре современного информационного общества : дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь., 2005.
11. . . : -тико-методологический анализ. М., 2003. С. 174.
12. Осипов М.С. Диверсификация отечественно-
: -
: .. . . . ., 2003.
13. Телевизионная журналистика // редкол. Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. М., 2002.
14. Теория и практика медиарекламных исследований. Выпуск 2 / Аналитический центр «Видео Интернешнл»; Под ред. Коломийца В.П., Весе-лова СБ. М. : ООО «НИПКЦ Восход-А», 2012.
15. Шалютина HB. Социологический анализ роли телевидения в условиях глобализации : дис. ... канд. соц. наук. Нижний Новгород., 2007.
направленность телевизионного канала в соответствии со вкусами, предпочтениями целевой - « » ,
наиболее преданных зрителей. В данном аспекте прикладная и эмпирическая ветви социологии играют весьма важную роль.
Literature:
1. URL: http://dedovkgu.narod.ru/bib/shestjorkina
2. URL: http://society.polbu.ru/novikova_sociology/ ch28_all.html
3. URL: http://www.bim-bad.ru/docs/s_n_gavrov_ modernization_ of _the_empire.pdf
4. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki^eneBMfleHMe
5. Voroshilov V. Legal and ethical standards of journalism. M, 2001. P. 35.
6. Golyadkin N. Analysis of audience. M., 2000. P. 54-56.
7. Golyadkin N. Short sketch of formation and development of domestic and foreign television. M., 1996. P. 25.
8. Klimov I.A. Television: existence modalities // Sotsis. 2005. № 10. P. 93-97.
9. Matveeva L.V. Visual communication in television and advertising // General psychology. Collection of programs of disciplines of specialization. M., 1998. P. 78.
10. Molchanova E.N. Television in culture of modern information society : yew. ... edging. fil. sciences. Stavropol., 2005.
11. Naumenko T.V. Mass communication: teoretiko-methodological analysis. M., 2003. P. 174.
12. Osipov M.S. Diversification of domestic television: sociological aspects of the analysis : yew. .
and. sociol. sciences. M, 2003.
13. Television journalism // peflKO/i. Kuznetsov G.V., Zwick V.L., Yurovsky A.Ya. M., 2002.
14. Theory and practice of media advertizing researches. Release 2 / Analytical center «Video International»; Under the editorship of Kolomiyts V.P., Veselova S.V. M. : LLC NIPKTs Voskhod-A, 2012.
15. Shalyutina N.V. The sociological analysis of a role of television in the conditions of globalization : yew. ... edging. social. sciences. Nizhny Novgorod., 2007.