Научная статья на тему 'Коммуникационная деятельность религиозных организаций в России'

Коммуникационная деятельность религиозных организаций в России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
115
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СИСТЕМА КОММУНИКАЦИЙ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ПРАВОСЛАВНЫЕ СМИ / RELIGIOUS ORGANIZATIONS / SYSTEM OF COMMUNICATIONS OF THE RELIGIOUS ORGANIZATIONS / ORTHODOX MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дремина С.С.

В данной статье описываются основные характеристики коммуникационной деятельности религиозных организаций в России. В основном делается акцент на связях с общественностью наиболее активной в освоении медийного пространства Русской Православной Церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communication of Religious Organizations in Russia

This article contains the description of the main characteristics of communication and information activities of the religious organizations in Russia. The emphasis is generally placed on public relations of Russian Orthodox Church which is the most active in development of media space.

Текст научной работы на тему «Коммуникационная деятельность религиозных организаций в России»

С.С. Дремина

Алтайский государственный университет (1_етзоиа_з@таИ ги

КОММУНИКАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ

Аннотация

В данной статье описываются основные характеристики коммуникационной деятельности религиозных организаций в России. В основном делается акцент на связях с общественностью наиболее активной в освоении медийного пространства Русской Православной Церкви.

Ключевые слова: религиозные организации, система коммуникаций религиозных организаций, православные СМИ.

Коммуникационная деятельность организации представляет собой информационное взаимодействие с внутренней и внешней средой [1]. В религиозных организациях М.Ф. Желновакова выделяет еще одну группу взаимодействий, отличающую религиозные организации от любых некоммерческих организаций, это осевая коммуникация или общение человека с абсолютом (богом). Внутренние коммуникации проявляются в форме взаимодействия прихожан между собой и священником, между священниками и руководителями церкви или союза. Внешние коммуникации отвечают за взаимодействие религиозной организации с внешним миром, они служат представлению миссии организации, освещению действий церкви или общины в средствах массовой информации, созданию имиджа организации перед лицом общественности [2].

Каждая группа коммуникаций имеет свою специфику и отвечает за достижение определенных целей. Осевая коммуникация или общение с богом (абсолютом) может быть нисходящей и восходящей, проявляться посредством получения откровения, произнесения молитв, песнопений, участия в религиозных обрядах [2].

Внутренние коммуникации призваны для обмена информацией и документацией между членами одной общины или церкви, для прове-

дения конференций и других видов взаимодействий, для успешного функционирования организации, а также для общения прихожан.

Внешние коммуникации делятся на межконфессиональные, связи с общественностью и связи с органами власти. Межконфессиональные отношения складываются не только между представителями разных религий, но и между различными течениями внутри одной религии. Ярким примером межконфессионального взаимодействия служит важнейшая встреча лидеров двух конфессий (православия и католичества) Патриарха Московского и Папы Римского, прошедшая в феврале 2016 года в Гаване. Встреча была обусловлена напряжением в отношении к христианам в мире и Европе в частности. Взаимодействие с властями является важнейшим звеном в цепи коммуникаций. Не секрет, что религиозные организации и общины стремятся участвовать в жизни государства. Многие религиозные деятели являются участниками различных комитетов и союзов, советов, созданных при правительстве России. Связи с общественностью представляют миссию организации, ведут диалог с обществом, освещают участие своей организации в различных мероприятиях, в том числе социально значимых.

Для успешного взаимодействия с внешним миром религиозным организациям необходимо иметь каналы массовой коммуникации, с помощью которых можно освещать их действия, представлять миссию и т.д. Такими каналами служат, в первую очередь, средства массовой информации, они наиболее универсальны и доступны широкому кругу лиц. Светские СМИ не только освещают те или иные события в религиозной сфере или высказываются о религиозных лидерах либо общине в целом, но и дают свою оценку, зачастую не совпадающую с видением религиозной организации. Для представления своей миссии, информационного сопровождения деятельности религиозных лидеров, комментариев по религиозным и социально значимым темам конфессиональные организации создают свои СМИ, в которых существует цензура, действующая в соответствии с догмами той или иной конфессии.

В период перестройки, когда прекратились преследования по религиозным убеждениям, появилась возможность не только беспрепятственного функционирования религиозных организаций, но и ведения ими своей издательской деятельности. Это обусловлено принятием ряда законов, а именно закона «О свободе совести и религиозных ор-

ганизациях» [3] и закона «О печати и других средствах массовой информации» [4], принятом в 1991 году. В этот период отмечается рост печатных изданий на религиозную тематику.

Как справедливо отмечает К. Лученко, наибольшую активность в освоении медийного пространства России проявляет Русская Православная Церковь. Информационная деятельность Русской Православной Церкви развивается по нескольким направлениям и контролируется специально созданными структурами. Во-первых, это распространение внутрицерковной информации самого разного характера -новостей, документов, решений священноначалия, дискуссий, рецензий на православную литературу и т.д. Эту деятельность координирует Издательский Совет русской Православной Церкви, выпускающий, в частности, «Журнал Московской Патриархии» (выходит без перерыва с 1943 года) и газету «Церковный вестник» (с 1989 года). Во-вторых, связи с обществом и СМИ, которые контролирует Отдел Внешних Церковных Связей, отвечающий за комментирование в общественно-политических СМИ церковной проблематики. В марте 2016 года Официальный сайт Московского Патриархата сообщил, что Сектор межрелигиозных контактов Отдела Внешних Церковных Связей преобразован в Секретариат по межрелигиозным отношениям. В сферу ответственности созданного подразделения входят: развитие и поддержание контактов с нехристианскими традиционными религиозными объединениями как в России, так и за рубежом, с Межрелигиозными советами России и СНГ, а также вопросы, связанные с положением христиан, подвергающихся гонениям13. В-третьих, это информационное сопровождение деятельности Патриарха и управление делами Московской патриархии, которое курирует пресс-служба Московской Патриархии. Помимо вышеназванных структур, медийной деятельностью в Церкви занимается Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». Функции этих центров разграничены нечетко и часто их деятельность пересекается. Кроме того, все эти структуры ответственны за четвертую задачу - развитие миссии и просветительства через средства массовой информации [6]. На региональном епархиальном уровне информационную деятельность осуществляют епархиальные пресс-службы и издательские отделы.

13 URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4404413.html

Реестр Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям не позволяет получить целостного представления о состоянии религиозной печати, т.к. многие зарегистрированные в нем СМИ давно прекратили свое существование. Кроме того, многие религиозные издания выходят тиражом менее 1000 экземпляров и не подлежат регистрированию, однако являются при этом значимыми в своем регионе.

В электронном каталоге православных СМИ в 2005 году было зарегистрировано 246 изданий, их них газет - 169, журналов - 51 , другое (общецерковных и изданий синодальных учреждений) - 8, радио, телевидение, интернет - 1814. В 2016 году 370 изданий, из них печатных - 334, 1 - радио, 8 - телевизионных передач, 2 - телеканала, 14 -интернет-СМИ, 5 - другие виды (информационные агенства, продю-серские центры и пресс - служба) [5]. В процентном соотношении доля печатных изданий по отношению к общему количеству изданий выросла незначительно (89,43% в 2005 году и 90,2% в 2016 г.), хотя количественный рост составил 114 изданий (220 в 2005 г. и 334 в 2016 г.). Доля радио-, теле- и интернет-изданий, при увеличении общего количества (18 в 2005 г. и 25 в 2016 г.), в процентном соотношении к общему количеству зарегистрированных изданий уменьшилась (7,32% в 2005 г. и 6,75% в 2016 г). Доля других видов изданий, при изменении наименований и уменьшении количества в 2016 году, уменьшилась соответственно (3,25% в 2005 г. и 1,35% в 2016 г.).

Появляются не свойственные для религиозных организаций формы взаимодействия с обществом: не только интернет-издания, но и мобильные приложения этих изданий для телефонов и планшетов. Наглядным примером может служить Православный телеканал «Союз», который с 3 декабря 2014 года стал доступен для просмотра на платформе мобильного телевидения SPB TV15. Также можно отметить, что «Православная газета. Екатеринбург» запустила мобильное приложение для устройств системы Android, его можно бесплатно скачать в Google play, с iOS — в App Store16. В православной социальной сети «Елицы» начал работу масштабный онлайн-проект «Помощь

14 URL: http://www.tserkov.info/cat/

15 URL: http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3862565.html

16 URL: http://eparchia.patriarchia.ru/db/print/4431449.html

православного психолога». Этот проект интересен тем, что на нем предусмотрена обратная связь (у пользователей есть возможность не только посмотреть видеоблог «Советы психолога», но и задать интересующие вопросы)17. Также Православная социальная сеть «Елицы» запустила поисковый интернет-бот (@ElitsyBot) в Telegram. Этот ак-каунт позволяет пользователям мобильного Интернета узнавать о новостях в православной жизни, о церковных праздниках, находить ближайшие храмы и т.д18.

На основе приведенных данных мы можем сделать следующие выводы:

- увеличилось общее количество зарегистрированных православных изданий;

- изменился качественный состав изданий;

- появились новые виды изданий, ранее не свойственные для конфессиональных организаций;

- доля изданий по отношению к общему количеству изданий соответствующего года изменилась не значительно.

Таким образом, коммуникационная деятельность религиозных организаций в России имеет ряд своих особенностей, обусловленных спецификой конфессий и исторически сложившимися взаимоотношениями с обществом. Коммуникационная деятельность Русской Православной Церкви имеет четкую структуру и в целом отвечает на запросы современного общества в области взаимодействия.

Литература

1. Аксенова О.Н. Российский и мировой опыт деятельности по связям с общественностью в религиозных организациях // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2016. № 14. С. 68-77.

2. Желновакова М.Ф. Система внешних религиозных коммуникаций в России // Современные проблемы науки и образования. 2013. №3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9389 (дата обращения: 13.08.2016).

17 URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4438402.html

18 URL: http://www.patriarchia.ru/db/print/4427064.html

3. Закон «О свободе совести и религиозных организациях» 1.10.1990г. №1689-1.

4. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 30.12.2015).

5. Каталог православных СМИ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ormedia.ru/list.htm?q=&mt=all (дата обращения: 13.08.2016).

6. Лученко К. Православный интернет: Справочник-путеводитель. М.: Издательский совет РПЦ, 2006. 89 с.

7. В Отделе внешних церковных связей образован Секретариат по межрелигиозным отношениям // Официальный сайт Московского Патриархата. [Электронный ресурс]. URL http://www.patriarchia.ru/db/text/4404413.html (дата обращения: 13.08.2016).

8. Православный телеканал «Союз» стал доступен для просмотра на мобильных устройствах // Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]. URL: http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3862565.html (дата обращения: 13.08.2016).

9. «Православная газета» Екатеринбурга запустила мобильное приложение для телефонов и планшетов // Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]. URL: http://eparchia.patriarchia.ru/db/print/4431449.html (дата обращения: 13.08.2016).

10.В соцсети «Елицы» начал работу масштабный онлайн-проект «Помощь православного психолога» // Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4438402.html (дата обращения: 13.08.2016).

11.Православная социальная сеть «Елицы» запустила поисковый бот в Telegram // Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/print/4427064.html (дата обращения: 13.08.2016).

12.Церковный вестник / Каталог православных СМИ [Электронный ресурс]. URL: http://www.tserkov.info/cat/ (дата обращения: 13.08.2016).

Dremina Svetlana S.

Altai State University

Communication of Religious Organizations in Russia

Abstract

This article contains the description of the main characteristics of communication and information activities of the religious organizations in Russia. The emphasis is generally placed on public relations of Russian Orthodox Church which is the most active in development of media space.

Key words: religious organizations, system of communications of the religious organizations, orthodox mass media.

Л.В. Балахонская Чжан Янь

Санкт-Петербургский государственный университет Lb234@mail■ ru

КОММУНИКАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕМЕЦКОГО АВТОКОНЦЕРНА VOLKSWAGEN В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ ОСЕНЬЮ 2015 ГОДА

Аннотация

Статья посвящена анализу коммуникационной деятельности концерна Volkswagen по преодолению кризисной ситуации, получившей название «дизельгейт». На основе мониторинга публикаций российских и зарубежных СМИ в сентябре — октябре 2015 года по данной теме, а также анализа материалов веб-сайта и групп компании в социальных сетях были выявлены основные виды коммуникационной деятельности концерна, проводимой с целью минимизации последствий кризиса. В статье также указаны основные жанры текстов кризисных коммуникаций.

Ключевые слова: кризис, кризисная ситуация, кризисные коммуникации, коммуникационная деятельность, тексты кризисных коммуникаций, Volkswagen.

В настоящее время мировая экономика переживает глубокий кризис. В периоды глобальных финансово-экономических кризисов возрастают риски локальных кризисных ситуаций, в которые вовлечены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.