Научная статья на тему 'Коммуникации в системе управления'

Коммуникации в системе управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
656
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гребенщикова В. Л.

В работе рассматриваются особенности коммуникаций в системе управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникации в системе управления»

КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ © Гребенщикова В.Л.*

Воронежский институт высоких технологий, г. Воронеж

В работе рассматриваются особенности коммуникаций в системе управления.

В настоящее время, коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятий и представляют одну из сложных проблем менеджмента. Если провести аналогию, то коммуникации можно сравнить с кровеносной системой организма. Анализ показывает, что эффективно работающими руководителями считают тех, кто эффективен в коммуникациях. И практика показывает, что в большинстве случаев это так. Менеджеры должны в совершенстве владеть искусством коммуникации, так как, образно говоря, они выполняют работу «чужими руками».

Причем, роль коммуникаций очевидна как на малых фирмах, так и в мощных компаниях и корпорациях. От эффективности коммуникационных связей и взаимодействий зависит будущее не только предприятия, как хозяйствующего субъекта на рынке, но также и благополучие людей, работающих на данном предприятии, а на глобальном уровне и благополучие всей страны в целом.

Проведя анализ опыта как Российских, так и зарубежных компаний можно убедиться, что эффективность коммуникаций зависит, прежде всего, от психологического настроя коллектива. Там где руководитель использует метод «кнута и пряника» наблюдается нервозность и разрозненность коллектива, а следствием этого - плохая производительность труда, высокая текучесть кадров, отсутствие инициативности, постоянные сплетни, зависть и т.п. Все эти факты не могут привести ни к чему другому кроме затухания предприятия и в конечном итоге даже банкротству.

Поэтому необходимо, чтобы руководитель проводил собрания в коллективе, где обсуждаются те или иные проблемы развития, применял методы поощрения за инициативу, труд и т.п., создавал условия для свободного выражения своего мнения, пусть даже не совпадающего с мнением руководства, то в этом случае персоналу легко работать на данном предприятии. В таких условиях люди осознают свою значимость и стараются использовать весь свой потенциал и интеллект, что, в конечном счете, приводит к усилиям для достижения благополучия организации. На таком предприятии сотрудники уверены в своем будущем, в том, что их проблемы можно открыто обсудить на собрании, внести какие-то идеи, за которые они будут морально и материально вознаграждены. Таким предприятиям легче вынести эконо-

* Студент.

мические и политические кризисы в стране, т.к. в сплоченном коллективе сотрудники будут помогать друг другу пережить трудности.

Эти требования наблюдаются как за рубежом, так и в России в течение ряда лет.

Однако необходимо выработать стратегию достижения эффективных коммуникаций. Необходимо приобрести навыки и умение управлять коммуникативными процессами. Над этим должны работать современные российские руководители.

В рамках выше сказанного важность развития исследований по коммуникациям подчеркивается опытом зарубежных и отечественных руководителей, их заинтересованностью в изучении коммуникационных связей и их эффективному развитию.

Поскольку в нашей стране появление и становление коммуникаций (как и всего менеджмента) произошло не так давно (10 лет - это небольшой период), то огромную роль в дальнейшем их развитии играет правильный подход к изучению опыта компаний зарубежных стран и современных российских предпринимателей. Вообще происходит внедрение некоторых западных технологий менеджмента в российское управление.

К настоящему времени в России коммуникации претерпели коренное изменение. От административно-командной системы страна резко перешла к рыночным отношениям. Если раньше управление предприятием в основном заключалось в том, что от руководства к подчиненным поступали приказы, которые нельзя было не уточнить, не обсудить, инициативность наказывалась, а сообразительные работники не могли продвинуться по службе, то сегодня руководители предпочитают другой подход к организа-ции работы с подчиненными. Инициативность теперь приветствуется, проводятся общие коллективные собрания, на которых обсуждаются проблемы развития фирмы, выслушиваются просьбы, предложения подчиненных, применяются не только моральные, но и материальные поощрения.

Однако в различных ситуациях есть и исключения. Например, при командно-административной системе были предприятия с налаженными коммуникациями, но преобладали в основном с разрозненными коммуникативными потоками, без обратной связи и т.д. Так и сейчас существуют фирмы, где организация руководства находится на низком уровне, ошибочно построены коммуникации.

Необходимо исследовать как хорошие, так и плохие коммуникации с целью выработки стратегии правильного управления современным предприятием.

Согласно определению, коммуникация (лат. соттишсайо), буквально означающее «общее» или «разделяемое всеми». В практическом плане -это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию.

Цели коммуникаций следующие:

- обеспечение эффективного обмена информацией ме^ду субъектами и объектами управления;

- совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией;

- создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий;

- регулирование и рационализация информационных потоков.

Коммуникации подразделяются на следующие виды:

- межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения;

- коммуникации на основе письменного обмена информацией.

В сою очередь, межличностные коммуникации делятся на:

- формальные или официальные. Данные Коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями определенной организации и осуществляются по формальным каналам;

- неформальные коммуникации, которые не следуют общим правилам определенной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации.

Типичная информация, передаваемая по каналам неформальных коммуникаций:

- предстоящие сокращения производственных рабочих, новые меры по наказаниям;

- за опоздание, изменение в структуре организации, грядущие перемещения и повышения, подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании по сбыту, кто кому назначает свидание после работы и т.д.

Среди формальных организационных коммуникаций выделяют:

- вертикальные, когда информация перемещается с одного уровня иерархии на другой;

- горизонтальны ме^ду различными подразделениями, предназначающиеся для координации деятельности различных подразделений.

В свою очередь, вертикальные коммуникации подразделяются на:

- восходящие, когда информация передается снизу вверх (с низших уровней на высшие). Этот тип коммуникаций содержит информацию, необходимую для менеджеров для оценки той сферы деятельности, за которую они несут ответственность;

- нисходящие, осуществляемые сверху вниз. Этот тип коммуникаций непосредственно связан с руководством и контролем за работниками.

Межличностные коммуникации делят также на:

- вербальные (словесные);

- невербальные, призванные осуществить обмен информацией без применения слов, например с помощью жестов, интонаций голоса, мимики и т.д.

Вербальные и не вербальные формы коммуникаций не всегда и не обязательно исключают друг друга. Как правило, интерпретация получателем послания строится не только на словах, но и на таких элементах, как жесты И выражения лица. которые сопровождают слова передающей стороны.

Коммуникационный процесс - это процесс обмена информацией между двумя или более людьми. Его цель - обеспечить передачу и понимание информации, являющейся предметом обмена. Если взаимное понимание не достигается, то коммуникация не состоялась, из чего следует, что обе стороны играют в ней активную роль.

Коммуникационный процесс - это взаимодействие совокупности элементов. Можно выделить четыре базовых элемента коммуникационного процесса:

1. отправитель - лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее ее;

2. сообщение - непосредственно информация;

3. канал - средство передачи информации (устная передача, совещания, телефонные переговоры, письменная передача, служебные записки, отчеты, электронная почта, компьютерные сети);

4. получатель (адресат) - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует её.

Коммуникационный процесс обмена информацией включает взаимосвязанные этапы:

1. зарождение идеи или отбор информации;

2. выбор канала передачи информации;

3. передача сообщения;

4. интерпретация сообщения.

Например, генеральный директор торговой фирмы решил обсудить с менеджерами магазинов вопрос о состоянии и улучшении качества торгового обслуживания населения на совещании. В данном случае генеральный директор - отправитель, у которого зародилась идея; информация о состоянии и улучшении качества торговли - сообщения; совещание - это канал информации; получатели - менеджеры магазинов, которые интерпретируют сообщение и при помощи этого же совещания дают обратную связь генеральному директору.

При организации коммуникационных сетей на предприятии необходимо учитывать специфику различных типов и каналов коммуникаций на каждом из этапов коммуникационного процесса.

Список литературы:

1. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. - М.: «Юнити», 1999.

2. СпивакВ.А. Современные бизнес-коммуникации / В.А. Спивак. - СПб.: Питер, 2002. - 447 с.

3. Блинов А. О. Коммуникации в управлении корпоративными структурами / А.О. Блинов // Консультант директора. - 2003. - № 24. - С. 20-23.

4. Петров Л.В. Массовая коммуникация и культура. Введение в теорию и историю: учеб. пособие. - СПб.: СПбГАК, 1999. - 211 с.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

© Кизилова Ю.С.*, Сизов А.С.*

Юго-Западный государственный университет, г. Курск

В статье анализируются и струкгуризируются существующие системы информационной поддержки принятия решений при управлении инновационными проектами. Классификация осуществляется по стадиям жизненного цикла инновационного проекта.

Цель работы - анализ существующих информационных автоматизированных систем поддержки принятия решений в сфере управления инновационными проектами. Каждый этап и стадия жизненного цикла инновационного проекта отличается своей спецификой и требует применения соответствующих инструментальных средств, компьютерных технологий и систем для эффективного управления всеми видами ресурсов. В настоящее время существует ряд информационных технологий и систем, применение которых на каждой фазе жизненного цикла проекта позволяет повысить уровень решения проблемы в целом.

Наиболее сложной для формализации и плохо поддающейся автоматизации является стадия разработки концепции проекта. Как правило, идея инновационного проекта появляется в результате анализа и обобщения информации по тематике будущего проекта. Формируется субъективное представление о перспективности направлений разработки.

Бурное развитие информационных технологий привело к возникновению направления «data mining - получение знаний из данных», которое позволяет создавать инструментальные средства, стимулирующие процесс возникновения идеи инновационного проекта. В настоящее время эти мето-

* Аспирант кафедры Информационных систем и технологий.

* Профессор кафедры Информационных систем и технологий, доктор технических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.