Научная статья на тему 'КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ И ОБЩЕСТВОМ'

КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ И ОБЩЕСТВОМ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
245
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусственный интеллект / коммуникации / цифровая коммуникация / artificial intelligence / communications / digital communication

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Попов Д.Е.

В статье рассматривается роль искусственного интеллекта в различных коммуникационных ситуациях. Рассматриваются основные характеристики проблемы и перспективы искусственного интеллекта в межличностных коммуникациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Попов Д.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION BETWEEN ARTIFICIAL INTELLIGENCE AND SOCIETY

The article discusses the role of artificial intelligence in various communication situations. The main characteristics of the problem and prospects of artificial intelligence in interpersonal communications are considered.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ И ОБЩЕСТВОМ»

УДК 316.77

Попов Д.Е.

студент 1 курса кафедры Социальных коммуникаций и медиа Череповецкий государственный университет (г. Череповец, Россия)

КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ И ОБЩЕСТВОМ

Аннотация: в статье рассматривается роль искусственного интеллекта в различных коммуникационных ситуациях. Рассматриваются основные характеристики проблемы и перспективы искусственного интеллекта в межличностных коммуникациях.ЕЕ

Ключевые слова: искусственный интеллект, коммуникации, цифровая коммуникация.

Актуальность данного исследования заключается в том, что нейросети активно вошли в нашу жизнь в качестве участников процесса коммуникации.

С появлением искусственного интеллекта, люди различного возраста все чаще используют умные устройства не только в качестве исполнителей какой-либо задачи, но и в качестве собеседников или посредников в общении. Умные технологии, значительно упростили процесс объяснения материала и уменьшили количество межличностного контакта между людьми.

Искусственный интеллект - это свойства интеллектуальных систем, которые обладают важными способностями человеческого разума, такими как понимание языка, способность общаться, рассуждать, учиться, решать проблемы, действовать, делать выводы и прочее [1]. Ключевой особенностью искусственного интеллекта является его способность решать проблемы с помощью алгоритма, аналогичного алгоритму человеческого мозга [6].

Основная цель ИИ - научиться понимать человека и давать различные советы на основе анализа полученных данных, сравнения их с результатами

других людей и выявления закономерностей, затем воспринимать обратную связь и учиться на основе своих результатов. Разработки в области искусственного интеллекта также используются для анализа больших данных, построения прогнозных моделей и других моделей.

По социологическим данным, исследования ВЦИОМ о технологии ИИ в той или иной степени знают 87 % россиян, а доверяют примерно 55 % [2].

Топ 3 мотивов доверия:

1. Возможность передать опасные виды работ для человека ИИ технологиям (35% среди доверяющих).

2. Объективность искусственного интеллекта (34% среди доверяющих).

3. Упрощение жизни человека (32% среди доверяющих).

Стоит отметить, что максимальный уровень доверия зафиксирован в группе молодых людей 18-24 лет (75%) [5]. Показатель также выше среди мужчин (60%) и материально обеспеченных граждан (65%).

С точки зрения коммуникационного процесса нас интересуют 5 основных технологий искусственного интеллекта:

1. Создание ИИ текстов для изменения сознания целевой аудитории.

С одной стороны ИИ способен значительно помочь малому бизнесу, создав мощный рекламный текст, что значительно уменьшит затраты на копирайтеров или SSM менеджеров, но есть и обратная сторона этой технологии

[4].

В новом мире - мире фейков и информационного шума, технология создания текстов используется для онлайн дезинформации пользователей сети интернет. Данную технологию стали использовать для генерации плохих отзывов на продукцию конкурирующей фирмы, что изменяет позиции товара в поисковой строке.

Еще более беспокойно по поводу рисков использования умных генераторов текста для вводящих в заблуждение «фейковых» публикаций для подрыва выборов или распространения ложной информации о конкурентах.

Как отметил Павел Дуров: «Самый опасный яд - информационный» и пользователю сети интернет нужно внимательно следить за тем, какую информацию он транслирует обществу, чтобы не «отравить» своего собеседника.

2. Создание «Deepfake».

Deepfake — конкатенация слов «глубинное обучение» (англ. deep learning) и «подделка» (англ. fake), методика синтеза изображения и звука, основанная на искусственном интеллекте (ИИ).

Изначально, технология использовалась в развлекательных целях. Однако сегодня растет количество злонамеренного использования дипфейков в разных индустриях [7]. Мошенники часто используют технологию с целью вымогания денег у жертвы, множество известных личностей пострадали от использования, данной технологии в откровенных видео, а в политической сфере появились подделки мировых лидеров.

Эксперты в этой области утверждают, что подделки могут быть достаточно реалистичными, чтобы манипулировать СМИ и глобальной политикой - это делает данную технологию потенциально опаснейшим оружием мирового масштаба.

3. Технологии «фальшивых людей» и целенаправленного изменения изображений.

Компания NVIDIA разрабатывает программу сети (GAN), обученной генерировать изображения людей. За основу технологии взят бесконечный массив из изображений людей, нейросеть распознает и применяет множество мелких деталей. Она может нарисовать тысячи лиц учитывая этнические, возрастные, культурные и эмоциональные признаки. Технология целенаправленного изменения работает по похожему принципу, но направлена не на создание «фальшивого человека», а на внесении изменений в существующее фото.

Данная технология полезна в игровой индустрии для удешевления создания персонажей, но существует множество негативных рисков применения

технологии. Троллинг в социальных сетях, посредством изменения лица, скрытое мошенничество в интернете и даже подделка паспортов - это пугающие риски нового применения ИИ.

4. Анализ настроений.

Это класс анализа контента в компьютерной лингвистике, направленный на выявления эмоциональной окраски лексики в текстах. Программа позволяет составлять прогнозы социальных волнений, результаты выборов, протестов, опираясь на сбор обширных данных, машинного обучения и прогнозной аналитики предсказывать различные события.

Можно предположить, что в будущем программа активно будет использоваться социологами, представителями власти и маркетологами для принятия правильных профессиональных решений, научных исследований, разработке стратегий.

5. Технология распознавания жестов.

В данный момент технология находиться в активной разработке, искусственный интеллект на базе машинного обучения, способен распознавать жесты и преобразовывать их в речь для помощи инвалидам по слуху в онлайн общении.

Технология преобразования речи «Чарли», разработанная компанией «Сенсор-Тех» при поддержке фонда «Сколково», разработали функцию дистанционного общения для глухих. Технология позволит студентам с проблемами по слуху понимать выступления лектора в вузе и участвовать в различных конференциях онлайн.

На основании проанализированных данных мне удалось выделить и разработать три основных модели коммуникации между людьми и искусственным интеллектом:

1. Циклическая модель (рис. 1).

Циклическая модель - это модель межличностного общения, где посредником в передаче или изменении информации, является ИИ.

Адресант

Адресант

Рис. 1. Циклическая модель

Такую модель часто используют для объяснения информации собеседнику или обработки сообщения для сфер, требующих владения особыми терминами.

Например, внучка пытается объяснить бабушке значения слова хайп, но внучке не хватает словарного запаса и лексикона для формирования точного понятия и тогда она использует средства для создания и изменения текстов ИИ, который находит нужные слова для объяснения нового слова старому поколению.

2. Линейно-циклическая модель (рис. 2).

Линейно-циклическая модель - это модель общения, между адресатом и устройством или программой, содержащей ИИ.

Адресант

ПО для ИИ

^^Сообщения^)

Технологии ИИ

Рис. 2. Линейно-циклическая модель

Данную модель нельзя приобщить к межличностному общению, поскольку отсутствует прямой контакт, между разработчиком программного обеспечения на базе искусственного интеллекта и адресатом.

Например, общение между умной колонкой и мужчиной. Мужчина просит искусственный интеллект на базе программного обеспечения колонки включить подборку музыки из 80-х

3. Линейная модель (рис. 3).

Линейная модель - это модель общения, направленная на донесение информации до адресата, обработанной искусственным интеллектом посредством сети интернет.

с-

Адресат

Ф

С-

Технология ИИ

Ф

/-

Интернет

Ф

С-

Адресант

Рис. 3. Линейная модель

Данную модель используется для влияния на всеобщее сознание людей в сети интернет и направлена на донесения информации для адресата, который в последствие может, доносить ее в межличностном общении.

Например, человек увидел в интернете увидел фальшивую новость о своем городе, созданную ИИ на сайте в сети интернет и распространил ее среди коллег на работе.

Исходя из представленной информации можно заключить, что сочетание цифровых сервисов с ИИ приводит к появлению новых перспектив в развитии коммуникативных процессов. Одновременно с этим, многочисленные действия, осуществляемые в области общения, все больше подчиняются алгоритмам и контролируются ими.

Таким образом, современные алгоритмы не только помогают миллионам людей в различных ситуациях, но и целенаправленно подсказывают и осуществляют определенные действия с целью обеспечения выгоды для их

владельцев. При использовании таких стабильных алгоритмов среднестатистический пользователь не имеет возможности узнать, чьи интересы он при этом поддерживает и подчиняется ли принятым им решениям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дзялошинский И. М., Коммуникационные сервисы в эпоху цифровой цивилизации : конвергенция с искусственным интеллектом [Электронный ресурс]. URL: https://cmd-journal.hse.ru/article/view/13409/13223 (дата обращения 06.11.2023).

2. Искусственный интеллект: угроза или светлое будущее? [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/iskusstvennyi-intellekt-ugroza-ili-svetloe-budushchee (дата обращения 06.11.2023).

3. Наступление общества искусственного интеллекта, фрагмент из новой книги Рональда Инглхарта о культурной эволюции [Электронный ресурс]. URL: https://iq.hse.ru/news/214111576.html (дата обращения 06.11.2023).

4. Резаев А. В., Трегубова Н. Д. Готовы ли социологи к анализу «искусственной социальности»? Проблемы и перспективы исследований искусственного интеллекта в социальных науках //Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2018. No 5. С. 91—108.

5. Резаев А. В., Трегубова Н. Д. Искусственный интеллект и искусственная социальность: новые явления, проблемы и задачи для социальных наук // Мо ни то ринг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. No 1. С. 4—19.

6. Седых Н.В., Фоканов И.П. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИСКУСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА // ЕГИ. 2022. №44 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-tehnologii-iskustvennogo-intellekta (дата обращения: 07.11.2023).

7. Фиговский О.Л., Пенский О.Г. ФЕЙКИ И ДИПФЕЙКИ В ИНТЕРНЕТЕ: БОРЬБА ПО ПРИНЦИПУ АЙКИДО [Электронный ресурс]. URL: http://figovsky.iri-as.org/Фейки0/o20и0/o20дисфейки.pdf (дата обращения 06.11.2023).

Popov D.E.

Cherepovets State University (Cherepovets, Russia)

COMMUNICATION BETWEEN ARTIFICIAL INTELLIGENCE AND SOCIETY

Abstract: the article discusses the role of artificial intelligence in various communication situations. The main characteristics of the problem and prospects of artificial intelligence in interpersonal communications are considered.

Keywords: artificial intelligence, communications, digital communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.