Научная статья на тему 'Коммуникации как фактор эффективного управления субмуниципальной образовательной системой'

Коммуникации как фактор эффективного управления субмуниципальной образовательной системой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усынин Вячеслав Васильевич

Модернизация Российского образования требует соответствующих изменений во всех компонентах системы управления, включая информационное обеспечение и коммуникативные связи между субъектами и объектами управленческой деятельности. Данные компоненты являются факторами эффективного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усынин Вячеслав Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникации как фактор эффективного управления субмуниципальной образовательной системой»

А. А. Тютин [13] и М. И. Кондаков [9] определяют управленческую информацию как совокупность достоверных фактов, новых сведений, знаний, которые отражают состояние управляемой системы и происходящие в ней изменения, и используются в целях ее развития и совершенствования. Более полное определение, отражающее основное предназначение информации в управлении социальными системами, дано в учебных пособиях Е. М. Бабо-сова [3], А. Г. Гладышева и В. Н. Иванова [6], О. Т. Лебедева и А. Р. Кань-ковской [10]: в управленческой деятельности информация истолковывается как совокупность сведений об управляющей и управляемой подсистемах, а также окружающей среды, необходимых для активного воздействия на управляемую подсистему с целью ее оптимизации. Полезность и эффективность информации в таком случае оценивается по степени ее влияния на изменение управляемого социального объекта. Анализ определений, предложенных разными авторами, дает основание для выделения наиболее существенных признаков информации, используемой в управлении.

Это, во-первых, научность информации, ее зависимость от объекта управления, от задач, которые перед ним поставлены, а также от компетенции управляющего субъекта.

Во-вторых, основной чертой информации, используемой в управлении, является ее действенный, преобразующий характер, определяемый предназначением управления. В. Г. Афанасьев [2] подчеркивает: «информацию составляет та часть знания, которая используется для ориентировки, для активного действия, для управления, т. е. в целях сохранения качественной специфики, совершенствования и развития системы».

Экстраполируя утверждение на сферу образования, отмечаем, необходимость изучения не всякой информация, а лишь той, что способствует достижению целей, стоящих перед образовательной системой. Применительно к управлению на «входе» процесса - исходная информация ос состоянии управляемого объекта (либо его компонентов), на «выходе» - управленческое решение о приведении его в должное состояние.

Большое разнообразие информации, используемой в практике управления, требует определения качественных показателей в наибольшей степени соответствующих потребностям управления. По мнению В. Г. Афанасьева [1; 2], М. X. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури [12], В. В. Година и И. К. Корнеева [7] к ним относятся:

1. Оптимальность и полнота - наличие всех необходимых сведений по всем управляемым параметрам, характеризующим управляемый объект

2. Объективность - соответствие реальному положению дел о состоянии управляемого объекта, формирование на основе объективных данных.

3. Точность - характеризует степень детализации информации, ее приближение к реальному состоянию управляемого объекта.

4. Своевременность и оперативность — поступление в сроки, достаточные для принятия своевременного решения.

5. Полезность - для принятия решения необходима определенная, конкретная информация, остальная образует информационный шум.

6. Структурированность и адекватность каждому уровню управления.

7. Прозрачность - невозможность различных толкований.

Перечисленные свойства информации позволяют определить ее основные

функции в образовательной системе:

- коммуникативную, т. к. является специфической формой взаимосвязи, взаимодействия компонентов системы, а также системы в целом с окружающим миром;

- управленческую, т. к. позволяет реализовать функции управления и принимать обоснованные управленческие решения;

- статистическую.

Термин коммуникация, происходящий от латинского communis, первоначально определялся просто как общение между людьми, позднее его значение расширилось и стало обозначать и общение людей, и обмен информацией в обществе, средства и способы распространения и приема информации.

Одной из главных целей коммуникации Д. Бодди считает «обеспечение успешной передачи адекватной информации» [4]. По мере развития теории коммуникаций как научной категории, количество определений коммуникации как основного элемента данной науки непрерывно росло. Анализ толкований коммуникации, сформулированных разными авторами [5; 7; 10; 12 и др.], показывает, что основное их отличие заключается в том, что данная категория рассматривается в контексте различных теоретических и прикладных наук.

В данной работе под коммуникацией понимается процесс обмена информацией между субъектами общения: между органом управления образованием и его внешним окружением, между различными уровнями управления, между различными подразделениями органа управления и специалистами, направленный на достижение поставленной цели; информацию-, а также средства и способы ее распространения.

Как видно из определения, коммуникация и информация различные, но связанные между собой понятия, Коммуникация включает в себя и то, что передается (информация), и то, как это «что» передается (процесс, каналы, средства) [12; 5].

Основными целями коммуникации в управлении являются:

1. Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами управления, между субъектами и объектами управления.

2. Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и подразделениями, координация их задач и действий.

3. Регулирование и рационализация информационных потоков.

Многообразие коммуникаций, характерное для большинства социальных

организаций, обуславливает необходимость их (коммуникаций) системати-

зм

зации и классификации в целях использования в управлении и повышения его эффективности. В зависимости от содержания информации различают межличностные и организационные, формальные и неформальные коммуникации; классификация по направлению движения информации выделяет коммуникации между организацией и внешней средой; внутриорганизаци-онные коммуникации. В зависимости от способа обмена информацией различают коммуникации на основе устного и письменного общения.

Среди формальных организационных коммуникаций выделяют:

~ вертикальные, когда информация перемещается с одного уровня иерархии на другой;

- горизонтальные - между различными подразделениями, предназначающиеся для координации их деятельности.

— Вертикальные коммуникации, в свою очередь, подразделяются на:

- восходящие, когда информация передается снизу вверх (с низших уровней на высшие). Этот тип коммуникаций содержит информацию необходимую субъекту управления для оценки той сферы деятельности, за которую он несет ответственность;

— нисходящие, осуществляемые сверху вниз. Этот тип коммуникаций непосредственно связан с реализацией таких функций управления как организация, руководство, координация, контроль, т. е. функций обеспечивающих целенаправленную деятельность объектов управления.

Классификация коммуникаций по каналам передачи информации выделяет устные, передаваемые через телефонные переговоры, совещания, устные распоряжения; письменные коммуникации, осуществляемые посредством различных видов документов (распорядительных, инструктивных, стратегических, регламентирующих и т. д.), служебных записок, отчетов и т. д.

Средствами передачи информации служат: телефон; почта, электронная почта; бумажные носители; голос.

Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что информация - инструмент управления, а коммуникация - связующий процесс, необходимый для реализации управленческих функций. Используя и передавая информацию, а также получая обратные сигналы, субъект управления планирует, организует, руководит, координирует и мотивирует подчиненных. Многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное ее восприятие теми, кому она предназначена. Это определяет актуальность проблемы формирования системы эффективных коммуникаций в образовательной системе, как одного из главных условий успешного управления.

В основу формирования коммуникаций в субмуниципальной образовательной системе положены отмеченные теоретические положения, а также системный, информационный и компетентностный подходы, каждый из которых предопределяет качество составляющих коммуникации и, в результате, создает предпосылки для разработки качественных управленческих решений и, в целом, развития образования в районе.

Система — базовое определение систелшого подхода — представляет собой взаимосвязанную и взаимообусловленную совокупность элементов [1].

Системообразующим фактором в системе коммуникаций является цель коммуникации. Элементами коммуникации — источники информации, информация, средства и методы получения, обработки, хранения и передачи информации, создатели и потребители информации, каналы коммуникаций, коммуникационные сети. Использование системного подхода обеспечивает коммуникациям в управлении такие качества, как целенаправленность и целостность.

Информационный подход - представляет собой способ абстрактно-обобщенного описания и изучения информационного аспекта системы управления, информационных связей и отношений на языке теории информации. Данный подход позволяет с единых позиций изучить управление, в котором существенным является процесс информационного обмена. При этом он требует абстрагирования от социальной и физической сущности объекта, выявления и изучения его информационной природы, т. е. подразумевает исследование объекта как системы, способной воспринимать, хранить, перерабатывать и передавать информацию [14], Таким образом, использование информационного подхода обеспечивает качество содержательной стороны системы коммуникации.

Учет социальных, профессиональных и личностных компонентов субъектов и объектов управления в системе коммуникаций предопределяется использованием компетентностного подхода [11]. Исходя из его базового определения, выявлены следующие положения относительно объектов управления:

1. Способствовать формированию и развитию качеств, необходимых для реализации должностных и функциональных обязанностей.

2. Ориентироваться на уровень профессиональной компетентности и личностные особенности специалиста при определении сферы деятельности и адресации информации.

Относительно собственно управленческой деятельности ориентироваться на компетенции, характеризующие интеллектуальные способности, умения и знания, относящиеся к разнообразной деятельности в педагогике, психологии, менеджменте.

От способности руководителя к работе с информацией зависит качество реализации управленческих функций. Субъект управления должен знать, какая информация ему нужна для выявления проблем, какие виды информации будут наиболее надежными, т. е. оценить потенциальную ценность различных видов информации. Точность определения потребностей в информации во многом определяет эффективность принимаемых управленческих решений [9; 10; 12].

Каждый уровень управления является и потребителем информации и субъектом информационной деятельности. Это диктует необходимость целесообразно структурировать информационные потоки, циркулирующие

как между управляющей и управляемой системами, так и внутри управляемой системы. При формировании целостной системы информационных потоков целесообразно использование прагматического, ценностного подхода, предложенного В. Г. Афанасьевым [2], предполагающего использование только той информации, которая способствует достижению цели, стоящей перед образовательной системой. В качестве источника информации может выступать как объект, отражением которого является информация, так и субъект создающий и распространяющий информацию. В основе формирования информационных потоков в соответствии с определенными подходами положены следующие принципы:

- соответствие содержания потребляемой и отражаемой информации уровню компетенции субъекта управления или субъекта информационного обеспечения;

- целостности информационного поля управления, т. е. дополняемости информации, содержащейся в одном потоке информацией другого потока при осуществлении вертикального и горизонтального взаимодействия.

- В связи с этим актуальна задача планирования информации, в ходе которой должны определяться:

- цели использования информации;

- методы сбора и обработки информации;

- система приоритетных источников информации;

- основные исполнители сбора, обработки и получения информации;

- значение основных характеристик информации для достижения требуемой эффективности управленческих решений: достоверность, оперативность и т. д.

Практическая реализация системы коммуникаций диктует необходимость выделения этапов коммуникации [4; 12; 10 и др.]:

1. Зарождение идеи. Любой обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации.

2. Кодирование и выбор канала. Превращение идеи в сообщение.

3. Передача сообщения.

4. Декодирование. Включает восприятие (что получил?) послания получателем, его интерпретацию (как понял?) и оценку (что и как принял?). Получить еще не означает понять, а понять - это еще не означает принять. Эффективная коммуникация устраняет причины для неприятия послания к исполнению.

5. Обратная связь. Данный этап особенно важен для коммуникации. Его наличие и качественное исполнение способствует повышению эффективности коммуникации. При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями в данном процессе.

Определенные подходы позволяют сформулировать следующие принципы создания и функционирования коммуникационной системы:

а) формирование коммуникационных сетей и процессов, выбор средств и каналов коммуникаций осуществляется после проектирования его организационной структуры;

б) подчинение содержания и объема коммуникаций целям управления образованием;

в) соответствие содержания, направления коммуникаций должностным инструкциям и функциональным обязанностям субъектов и объектов управления.

Рассмотренные тсоретико-методоогические и технологические положения легли в основу действий по созданию системы коммуникаций в субму-ниципальной образовательной системе.

1. Определены инвариантная и вариативная составляющая информации необходимой для осуществления управленческой деятельности в рамках субмуниципальной образовательной системы по разработанным показателям.

Инвариантная составляющая представлена статистическими данными, данными по индикативным показателям реализации программных документов вышестоящих уровней управления.

Вариативная составляющая включает данные по показателям, разработанным в субмуниципальной образовательной системе, которые в большей степени детализированы, отражают качественные аспекты функционирования и развития образовательной системы. Информация, полученная в соответствии с данными показателями, позволяет установить причинно-следственные связи при осуществлении анализа и принять адекватные управленческие решения по поводу устранения негативных явлений и поддержки развития системы.

2. Определены субъекты получения и использования информации на основе должностных инструкций и функциональных обязанностей.

3. В соответствии со структурой управления определено содержание и направление, каналы коммуникации, время и формы.

4. Сформирована материально-техническая база: приобретено компьютерное и офисное оборудование, соответствующее программное обеспечение.

5. Создана локальная сеть, обеспечивающая оперативные внешние и внутренние коммуникации. Осуществляется экспериментальная работа по теме «Сетевой город», в рамках которой определяется содержание и формы коммуникаций между заказчиками и потребителями образовательных услуг (родителями, учащимися) и субмуниципальной системой образования (образовательными учреждениями, управлением образования) на основе интернет технологий.

6. Созданы алгоритмы разработки управленческих решений на основе полученной информации.

Разработанная система коммуникаций обеспечивает качество принимаемых управленческих решений и способствует позитивным изменениям,

как в компонентах образовательной системы, так и результатах образования по большинству выделенных показателей в соответствии с поставленными целями и в намеченные сроки. С другой стоны, управленческие решения, предопределившие позитивные изменения в объекте управления, свидетельствуют о качестве системы управления в целом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что система коммуникаций, сформированная в субуниципальной образовательной системе, обеспечивает эффективное управление.

Библиографический список

1. Афанасьев, В. Г. Общество: системность, познание и управление. [Текст] / В. Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 1981. - 432 с.

2. Афанасьев, В, Г. Социальная информация и управление обществом. [Текст] / В. Г. Афанасьев. — М.: Политиздат, 1975. — 408 с.

3. Бабосов, Е. М. Социология управления. [Текст] / Е. М. Бабосов. - Минск: ТетраСистемс, 2001. ~ 217 с.

4. Бодди, Д. Основы менеджмента. [Текст] / Д. Бодди, Р. Пэйтон. — С.-Пб. : Питер. 2000. - 816с.

5. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник. [Текст] / О. С. Виханский,

A. И. Наумов. - М.: Экономистъ, 2008. - 288 с.

6. Гладышев, А. Г. Основы социального управления. [Текст] / А. Г. Гладышев,

B. Н. Иванов. - М.: Высш. шк., 2001. - 264 с.

7. Годин, В. В. Управление информационными ресурсами: Модульная программа для менеджеров. [Текст] / В. В. Годин, П. К. Корнеев. - М.: ИНФРА, 2000. -335 с.

8. Копаржевский, Ю. А. Менеджмент и внутри школьное управление. [Текст] / Ю. А, Конаржевский. - М.: Образоват. центр «Пед. поиск», 1999. - 223 с.

9. Кондаков, М. И. Теоретические основы школоведения. [Текст] / М. И. Кондаков,-М., 1982. — 192 с,

10. Лебедев, О. Т, Основы менеджмента. [Текст] / О. Т. Лебедев, А. Р. Каньков-ская - С.-Пб. : МиМ, 1998. - 252 с.

И. Львов, Л. В. Профессиональное образование: комиетентностно-контекстный подход: учеб. пособие, [Текст] / Л. В, Львов. - Челябинск: ЧГАУ, 2007. - 120с.

12.Мескон, М. X. Основы менеджмента. [Текст] / М. X. Мескон, М, Альберт, Ф. Хедоури - М.: Дело, 1993. - 702 с.

13. Тютин, А. А, Информационное обеспечение внутришкольного управления, [Текст] / А. А. Тютин // Теория и практика внутришкольного руководства: Сб. науч. тр. АПН СССР - М., 1982. - С. 31-40.

14. Яковлев, Е. В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. [Текст] / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. - М.: Владос, 2006. - 239 с.

УДК 378. 1

Ганаева Елена Аркадьевна

Доктор педагогических наук, доцент кафедры управления образованием Оренбургского государственного педагогического университета, elganaeva@mail.ru, Оренбург

Кравец Ирина Викторовна

Соискатель кафедры общей педагогики Оренбургского государственного педагогического университета, kravets-ira@mail.ru, Оренбург

ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ganaeva Elena Arkadievna

Doctor ofpedagogical sciences, docent ofdepartment ofeducation a dm inistration of Orenburg state pedagogical university, elganaeva@mail.ru, Orenburg

Kravets Irina Viktorovna

Is an applicant of the general pedagogy department of the Orenburg Teacher's Training University, kravets~ira@mail.ru, Orenburg

THE DESCRIPTION OF THE SYSTEM OF FORMATION OF MARKETING COMPETENCE OF UNIVERSITY STUDENT

В современных условиях одной из приоритетных задач высшего образования становится формирование у студентов маркетинговой компетентности как важнейшей составляющей его мобильности и востребованности на рынке труда. Маркетинговую компетентность студента вуза мы определяем как интегративное качество личности, включающее потребностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты и характеризующееся сформированностью потребности и мотивации в проведении маркетингового исследования, в выборе оптимальных маркетинговых стратегий, в осуществлении маркетинговых коммуникаций; осознанностью знаний о специфике маркетинговых исследований, о сущности маркетинговой стратегии, о методах и формах осуществления маркетинговых коммуникаций, осмысленностью маркетинговых умений [1]. Для успешной реализации данной задачи необходимо научно обосновать систему формирования маркетинговой компетентности студента вуза,

В нашем исследовании система формирования маркетинговой компетентности студента вуза построена на основе системно-деятельностного подхода, ориентированного на целостное восприятие исследуемого объекта, на уяснение механизма интеграции входящих в систему компонентов, на установление между ними устойчивых связей.

________________ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ...

Философский энциклопедический словарь [2, с. 610] трактует систему как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связанных друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.

Ведущими признаками описания системы как целостного образования выступают:

— наличие составных элементов (компонентов, частей);

— наличие структуры (определенных связей и отношений между элементами);

— наличие интегративных качеств (системность);

— наличие функциональных характеристик системы в целом и отдельных ее компонентов;

— целеустремленность системы;

— наличие коммуникативных свойств, проявляющиеся во взаимодействии с внешней средой и во взаимодействии данной системы с суб- и суперсистемами.

Обозначенные признаки явились основанием для формулирования понятия «система», под которой понимаем целеустремленную целостность взаимосвязанных компонентов, связанных с внешней средой.

В нашем исследовании выделена совокупность признаков системы формирования маркетинговой компетентности студента вуза.

Открытость, предполагающая активное взаимодействие исследуемой системы с внешней средой.

Всякая целенаправленная система определяется составом системных объектов, их свойств и связей между ними. По мнению В. С. Лазарева системные объекты - это вход, процесс, выход, обратная связь, ограничения [3, с. 195]. В системе формирования маркетинговой компетентности студента вуза элементами «входа» выступают субъекты и ресурсы (рис. 1). Процесс преобразования входа в выходы происходит при функционировании и развитии системы формирования маркетинговой компетентности студента вуза. «Выходом» системы являются студенты, обладающие маркетинговой компетентностью; реализованные нормативно-правовые, учебно-методические, материально-технические, информационные ресурсы. В системе формирования маркетиш'овой компетентности студента вуза канал обратной связи позволяет отследить положительную динамику сформированности маркетинговой компетентности студента, процесс формирования маркетинговой компетентности студента вуза ограничен рамками исследуемого качества (новообразования) студента, маркетинговой деятельностью и ее использованием в педагогической деятельности во время прохождения студентами педагогической практики.

Деятельностный характер системы, нашедший отражение в реализации маркетинговой и педагогической деятельности (педагогическая практика) студента.

Маркетинговую деятельность мы определяем как деятельность, включающую проведение маркетингового исследования, ориентированного на удовлетворение запросов потребителей на основе собранной информации; разработку

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.