Научная статья на тему 'КОММУНИКАЦИИ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

КОММУНИКАЦИИ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
93
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКИ / ПЛАТЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ / КОММУНИКАЦИИ В ФИНАНСОВОМ СЕКТОРЕ / ПАНДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Румянцева А. А., Гундарин М. В.

В условиях пандемии коммуникации в финансовой сфере приобретают особое значение. Финансовые организации активно работают над тем, чтобы на онлайн-сектор приходилось как можно больше взаимодействий с клиентами. А при работе в данном режиме отлаживание системы эффективных коммуникаций становятся первоочередной задачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIONS OF THE FINANCIAL SECTOR OF THE RUSSIAN ECONOMY DURING THE PANDEMIC

During the coronavirus pandemic, communications in the financial sector are particularly important. Financial institutions are actively working to ensure that the online sector has as many customer interactions as possi- ble. Working in this mode, maintaining an effective communication system becomes a priority task.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАЦИИ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

А.А. Румянцева, М.В. Гундарин

Российский государственный социальный университет gundarinmv@rgsu. net

КОММУНИКАЦИИ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Аннотация

В условиях пандемии коммуникации в финансовой сфере приобретают особое значение. Финансовые организации активно работают над тем, чтобы на онлайн-сектор приходилось как можно больше взаимодействий с клиентами. А при работе в данном режиме отлаживание системы эффективных коммуникаций становятся первоочередной задачей.

Ключевые слова: банки, платежные системы, коммуникации в финансовом секторе, пандемия.

Финансовый сектор мировой экономики, как и экономики российской, переживает пандемию крайне непросто. Однако обрушения и краха, как предсказывали некоторые аналитики в апреле - мае 2020 года, не произошло. Сектор оказался достаточно гибким. Особое развитие получили новые коммуникационные технологии. Возможно, кризис, связанный с пандемией, даже послужил своеобразным стимулом для развития этих технологий. Собственно, это можно считать частью общего тренда — возрастающей роли цифровизации в жизни общества [см., напр., 3].

За минувший год стало окончательно очевидно, что будущее именно за так называемым «финтехом» — финансовыми институциями, тесно связанными с новейшими коммуникациями — как в банковском, так и во внебанковском сегментах.

Рассмотрим, каковы были наиболее примечательные достижения в данной области. Остановимся на отечественных примерах, так как ряд экспертов высказывает мнение, что отечественный финтех является лидером в мировом масштабе.

Как считают эксперты, «финтех стал одним из бенефициаров ограничительных мер во время борьбы с пандемией. Ускорение перевода бизнес-операций и торговли в онлайн-среду и рост числа пользо-

вателей дистанционных услуг привели к гонке капитализаций цифровых финансовых сервисов. После естественного небольшого замедления инвестиционного процесса в первой половине 2020 года сфера финтех-стартапов взорвалась новостями о новых венчурных раундах в конце 2020-го и начале 2021 года» [4].

Но речь не только о стартапах. Вполне традиционно работавшие до этого банки в период пандемии начали активно усовершенствовать экосистемы и удобство своих приложений. Ведь онлайн-каналы стали наиболее часто используемыми способами взаимодействия с клиентами в 2020 году. Наработки финтех-стартапов широко использовались лидерами отечественной банковской сферы.

Лидеров определили эксперты. «В категории «удобство приложения для ежедневных операций» победителем признан «Тинькофф». За ним следуют «Альфа-банк» и «Ак Барс Банк». В категории «качество экосистемы» за удобство и быстрый выбор услуг в мобильном приложении, наличие бонусов и комплексное решение задач рейтинг также возглавил «Тинькофф». В тройку лидеров вошли «Сбербанк» и «Сов-комбанк». Первенство в категории «цифровой офис» досталось «Альфа-банку». Второе и третье места заняли «Тинькофф» и «Хоум Кредит» [1].

Также важность коммуникаций для финтех-отрасли демонстрирует покупка Сбером 8% сервиса Watchout!AI, «который занимается анализом контента и разрешает встраивать рекламу только в благоприятный для бренда контекст. Теперь сервис интегрируется с проектами «Сбермаркетинга» в том числе для решения задач внешних клиентов» [2]. бедует обратить на это особое внимание потому, что внедрение финансовых онлайн-технологий несет новые угрозы для репутации банков. Речь идет не столько о кибермошенничестве, сколько о негативном контенте. А это уже забота для специалистов по коммуникациям. «Сервис Watchout!AI распознает текст на предмет негатива с помощью искусственного интеллекта с точностью 96%. Проект изначально разрабатывался в области нативной рекламы под брендом NativeOS, но значительного успеха так и не достиг, затем сменил фокус в сторону оценки качества контентного окружения» [2].

Таким образом, ситуация с пандемией заставляет пересмотреть основные рекомендации для коммуникаций в сфере финансов, «апгрейдить» их. Теперь они могут выглядеть так.

1. Сделать коммуникации основным инструментом достижения успеха на рынке. Помнить, что прозрачность — основа финтех-бизнеса.

2. Активно использовать такие массовые каналы, как рекламные видеоролики, запускать вирусные акции, генерировать спонсированный контент.

3. Финтех — достаточно модная тема, поэтому медиа нередко просят комментарии. Нужно занимать позицию авторитетного и популярного комментатора.

4. Нужно постоянно рассказывать о социальной миссии компании, а именно — помощи для бизнеса.

5. Следует завести блог для узких специалистов, коллег, а возможно, и конкурентов.

6. При планировании аудитории рассчитывать на самую молодую аудиторию как важную, хотя и не самую оотовную — молодежь увлечена современными трендами.

7. Нужно завязать отношения с сообществами, для которых интернет и новые технологии важнее финансов, они тоже могут продвигать идеи финтеха в народ.

8. Наконец, необходимо пересмотреть само понимание задач специалиста по коммуникациям в финансовом секторе. Теперь это должен быть специалист, глубоко владеющий онлайн-технологиями, понимающий суть коммуникационных трендов современности. Необходимо помнить: за финтехом будущее, а финтех — это коммуникации.

Иначе говоря, специалист по коммуникациям должен помнить, что если в традиционных финансах коммуникации лишь помогают привлечению клиентов, то финтех целиком и полностью строится на коммуникациях. Нет границы между «привлечением» клиентов и «работе» с ними специалиста. Имеются многочисленные образцы удачного применения коммуникационных технологий в финтехе — в том числе отечественными организациями Сбер, Тинькофф-банк, стартапами.

Литература

1. Лидером мобильного банкинга в 2020 году стал «Тинькофф» // Sostav.ru. 21.12.2020. https://www.sostav.ru/publication/liderom-

mobilnogo-bankinga-v-2020-godu-stal-tinkoff-46635.html (дата обращения: 1.11.2021).

2. Сбербанк инвестировал в рекламный стартап // Sostav.ru. 26.11.2020. URL: https://www.sostav.ru/publication/sberbank-investiroval-v-reklamnyj-startap-46258.html (дата обращения: 1.11.2021).

3.Тимофеев А. Все онлайн: как коронавирус помог цифровиза-ции // Газета.ру, 10.04.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/tech/2020/04/10_a_13044061.shtml (дата обращения: 1.11.2021).

4. Финансы 2.0: как финтех-стартапы выросли в пандемию [Электронный ресурс]. URL: https://sber.pro/publication/finansy-2-0-kak-fintekh-startapy-vyrosli-v-pandemiiu (дата обращения: 1.11.2021).

M.V. Gundarin, A.A. Rumiantseva

Russian State Social University

COMMUNICATIONS OF THE FINANCIAL SECTOR OF THE RUSSIAN ECONOMY DURING THE PANDEMIC

During the coronavirus pandemic, communications in the financial sector are particularly important. Financial institutions are actively working to ensure that the online sector has as many customer interactions as possible. Working in this mode, maintaining an effective communication system becomes a priority task.

Key words: banks, payment systems, communications in the financial sector, pandemic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.