Научная статья на тему 'Коммуникативный типаж 'правдолюб'

Коммуникативный типаж 'правдолюб Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
837
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТИНА / КОММУНИКАТИВНЫЙ ТИПАЖ / КОНЦЕПТ / ПРАВДА / ПРАВДОЛЮБ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Панченко Надежда Николаевна

В статье дается определение понятию «коммуникативный типаж», на материале российской прессы, художественной литературы и результатов анкетирования описывается коммуникативный типаж правдолюб, рассматривается и уточняется содержательный минимум соответствующего понятия, выявляются образная и ценностная составляющие исследуемого концепта, анализируются особенности коммуникативного поведения типажа правдолюб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативный типаж 'правдолюб»

6. Игнатьев, Р. Г. Сказания, сказки и песни, сохранившиеся в рукописях татарской письменности и в устных пересказах у инородцев-магометан Оренбургского края / Р. Г. Игнатьев // Зап. Оренбург. отд-ния Император. рус. геогр. общества. -Оренбург, 1875. - Вып. 3. - С. 183-236.

7. Муслими, Х. Булгариевы истории и воспоминание о нашем господине хазрете Аксак Тимере и разрушении города Булгара / Х. Муслими. - Казань, 1902 (на ста-ротюрк. яз.).

8. Назаров, П. К этнографии башкир / П. Назаров // Этногр. обозрение. - 1890. -№ 1. - С. 164-192.

9. Научный архив Уфимского научного центра РАН. Ф. 3, Оп. 12. Ед. хр. 36. Л. 64-64 об.

10. Салимов, С. Мелодия Буягым-хана и ее история / С. Салимов //Башкирский род. - 1927. - № 7. - С. 91-95 (на башк. яз.).

11. Усманов, М. А. Татарские исторические источники ХУІІ-ХУІІІ вв. / М. А. Усманов. - Казань, 1972.

12. Хусаинов, Г. Б. Эпоха. Литература. Писатель / Г. Б. Хусаинов. - Уфа, 1978 (на башк. яз.).

13. Хусаинов, Г. Б. Башкирская литература ХІ-ХУІІІ вв. / Г. Б. Хусаинов. - Уфа, 1996.

Н. Н. Панченко КОММУНИКАТИВНЫЙ ТИПАЖ ‘ПРАВДОЛЮБ’

В статье дается определение понятию «коммуникативный типаж», на материале российской прессы, художественной литературы и результатов анкетирования описывается коммуникативный типаж ‘правдолюб ’, рассматривается и уточняется содержательный минимум соответствующего понятия, выявляются образная и ценностная составляющие исследуемого концепта, анализируются особенности коммуникативного поведения типажа ‘правдолюб ’.

Ключевые слова: истина, коммуникативный типаж, концепт, правда, правдолюб, языковая личность.

В последние годы акцентирование внимания лингвистов на изучении языковой личности, повышенный интерес к человеку, всестороннее изучение различных модусов человека говорящего приводит к появлению новой интегративной парадигмы - лингвоперсонологии, в фокусе исследовательского интереса которой носитель языка во всем многообразии его социальных ролей и особенностей коммуникативного поведения. Термин «языковая личность» уточняется и дополняется в работах отечественных лингвистов: субъект, включенный в коммуникацию, воплощается в разнообразных «личностных» феноменах - личность мыслительная (мыслящая), личность языковая (проявляющая себя в речевой деятельности, обладающая определенной совокупностью знаний и представлений), личность речевая (реализующая себя в коммуникации и осуществляющая ту или иную стратегию и тактику общения), личность коммуникативная (реально действующая в реальной ситуации)1, личность дискурсивная (порождающая определенный дискурс в виде непрерывно возобновляемого или законченного, фрагментарного или цельного, устного или письменного сообщения)2.

В рамках исследования коммуникативного поведения человека, его образа жизни, ценностных предпочтений становится возможным выделение на социокультурной или этнокультурной основе типажей - «обобщённых представителей соответствующего общества, которые выступают не как ориентир для подражания, но как стабильный типаж, постоянно фигурирующий в концептосфере»3. Подвергаются лингвистическому анализу такие типажи, как пижон, русский интеллигент, английский рыцарь, американский ковбой и др. На примере лингвокультурного типажа ‘русский казак’ разрабатывается модель типажа в виде паспорта, включающего такие характеристики, как внешность, гендер, происхождение, место жительства, сфера деятельности, досуг, семейное положение, окружение, образ жизни, коммуникативные особенности, прецедентное имя и ситуация4.

Поясним, что мы разграничиваем понятия «лингвокультурный», «социокультурный» и «коммуникативный типаж». Для целей нашего исследования не являются релевантными социальные и этнические признаки дискурсивной личности - коммуникативного типажа, поскольку последний понимается нами «как типичный представитель группы коммуникативных личностей, объединенных общими признаками коммуникативного поведения»5. Данное определение представляется удовлетворительным для нашей работы, поскольку в нашем понимании, правдолюб - тип коммуникативной личности, выделяемый исключительно по особенностям его речевого / коммуникативного поведения. В соответствии с этим, моделирование постоянных характеристик коммуникативного поведения правдолюба опирается преимущественно на рассмотрение параметра речевой деятельности (цель, стратегия, способ реализации речевых действий, особенности коммуникативного поведения), нежели на характеристику внешности, статуса, особенности образа жизни.

Коммуникативный типаж ‘правдолюб’, таким образом, характеризует дискурсивную личность сквозь призму ее коммуникативного поведения, выделяется в соответствии с его особенностями и проявляется исключительно в его специфике. Методика изучения коммуникативного типажа, на наш взгляд, сходна с исследованием типажа лингвокультурного, который, согласно В. И. Карасику, «представляет собой в исследовательском отношении разновидность концепта»6. Другими словами, коммуникативный типаж есть разновидность концепта, содержанием которого являются обобщенные представления о типичных характеристиках той или иной коммуникативной личности.

В настоящей работе коммуникативный типаж ‘правдолюб’ рассматривается как абстрактное ментальное образование, его анализ проводится в аспекте описания понятийной, образной и ценностной сторон соответствующего концепта и средств его объективации.

Внутренняя форма имени рассматриваемого концепта прозрачна и словообразовательно мотивирована: правдолюб = любит правду, что обуславливает упрощенность дефиниционного толкования. Большинство лексикографических источников, не отличаясь разнообразием, предлагают следующие дефиниции: правдолюб - любитель правды7; тот, кто любит правду, ищет справедливость8; человек, любящий правду, истину, справедливость; правдоискатель - человек, добивающийся правды, справедливости, ищущий истину9.

В связи с минимальной дефиниционностью русскоязычных лексикографических изданий, ограниченной представленностью семантических признаков в дефинициях рассматриваемой лексической единицы целесообразным является обращение к опросу информантов, что позволит смоделировать понятийный кар-

кас изучаемого коммуникативного типажа. Проведенный опрос 132 информантов (возраст - от 18 до 69 лет; соотношение служащих, студентов/аспирантов и рабочих - 84:32:16; соотношение мужчин и женщин - 8:124), которым было предложено сформулировать свое определение правдолюба, показал, что в 45 % дефиниций правдолюб - человек, который любит правду/правдивых людей (приветствует правду, большой любитель правды, не уважает ложь, не переносит ложь, честный, открытый, не терпящий лицемерия), что в целом коррелирует с определениями толковых словарей. 34 % информантов акцентируют внимание на коммуникативной деятельности правдолюба: говорит правду, никогда не врет, не кривит душой, старается быть правдивым, говорит то, что думает и т. д. 33 % опрошенных отмечают активную жизненную позицию правдолюба как борца за правду (добивающийся правды, ищущий правду, защищающий ее, отстаивает свою точку зрения, принципиальный, соблюдающий законы, серьезно относится к жизни, не идет на сделку с совестью, обостренное чувство справедливости и др.). Однако, помимо прогнозируемых результатов восприятия правдолюба как человека 1) любящего 2) говорящего и 3) борющегося за правду, обнаружено, что правдолюб предпочитает не только говорить правду, но и слышать ее (требует правды от окружающих) - 12 %; старается добиваться правды всегда, везде, в любых ситуациях (несмотря ни на какие обстоятельства, даже когда не надо, не всегда к месту) - 21 %. Кроме того, информанты обращают внимание, что правда зачастую предстает как нечто неприятное, нежелательное для окружающих -12 %; у правдолюба имеется свое понимание правды (добивающийся правды, зачастую являющейся таковой только для него; любит то, что считает правдой) - 9 %; правдолюб любит правду, но это не означает, что он говорит ее, не всегда искренен и честен, но требует этого от других - 6 %. Идея индивидуальности правды, прослеживаемая в ответах респондентов, коррелирует с традицией различения множественности, субъективности правды и единичности, объективности истины: У всякого Павла своя правда.

Таким образом, детализируя содержательный минимум понятия ‘правдолюб’, можно предложить следующую дефиницию: правдолюб - человек, который любит говорить и слышать правду, настойчиво и в любых ситуациях добивается правды, не думая о последствиях для себя и окружающих. Характеристика типажа ‘правдолюб’, его коммуникативного поведения, отношение к нему социума уточняется в средствах номинации и дескрипции соответствующего концепта: правдо-руб, правдолюб, правдолюбец, правдоискатель, борец за правду, резать/рубить правду-матку, говорить все, что думаешь в лицо, лепить правду, выбрить всю правду в глаза и т. д. Анализ сочетаемости исследуемых номинаций коммуникативного типажа ‘правдолюб’ проводился на публицистическом, художественном материале российских авторов. В результате обобщения контекстуальных употреблений имен рассматриваемого концепта выявлены следующие идентификационные характеристики коммуникативного поведения правдолюба.

1. Интенциональность. Правдолюб строит свое поведение не столько с внешними предписаниями и этическими нормами быть честным и правдивым, сколько с внутренней убежденностью и приверженностью к говорению, поиску и борьбе за правду. Правдолюб - не ситуативное проявление любви к правде, а постоянная характеристика определенного типа личности: индивидуум из породы вечных искателей правды (В. Пикуль. Каторга); была прирожденным борцом за правду; Взявшая себе за правило не скрывать мыслей и говорить правду, Таня улыбнулась на четверть дюйма шире, чем обычно... (Л. Улицкая. Путешест-

вие. . .); У него сызмальства дурная привычка правду начальству в глаза лепить... (Н. Леонов. Козырные валеты); Мэр американского города Маунт Стерлинг так сильно любит правду, что готов пойти крестовым походом на каждого человека, осмелившегося произнести ложь (М. Веслоухова. ¥Ш¥).

2. Адресатность. Восприятие правдолюба как борца за правду обусловлено его нелояльным поведением по отношению к власти, оппозицией и открытой конфронтацией по отношению к вышестоящим в ситуации статусно-неравного общения, что сближает его с типажом ‘ шут’: ... публичные выступления советника Илларионова сродни известным из средневековой истории выступлениям шутов, резавшим кристальную правду в глаза страшным властителям... (К. Харатьян, 2005); ...позволяет себе «рубить правду-матку» в, мягко говоря, неуважительной по отношению к руководителю государства манере (А. Денисов, 2002); Начальство недолюбливало Петренко, называло его анархистом и демагогом. Это означало, что держался он независимо, чинов и рангов не признавал, позволял дерзкие шуточки, любил «резать правду-матку» (Д. Корецкий. Флешь-атака).

3. Хронотоп. Как уже упоминалось, диагностирующим признаком коммуникативного поведения правдолюба является говорение правды в любое время и в любых ситуациях, что в определенных случаях способствует синонимизации правдолюба с доносчиком: Следователь, молоденький парнишка с тонкой шеей, допрашивал соседок и краснел. Все молчали. Но доносчица, как всегда, нашлась. Ближайшая зудинская соседка, Настя-Грабля, за стенкой, не стерпела, потому что была прирожденным борцом за правду. - Чего не знаю, не скажу. Про Лизку сама не видела, а другим она вставляет, очень даже помогает, - прошептала следователю прямо в ухо (Л. Улицкая. Путешествие в седьмую сторону света).

Любопытно, что в ассоциативных реакциях представителей русской лингво-культуры эксплицируется указание на пол правдолюба (18 %): скорее мужчина, мужчина скорее, чем женщина; возраст (15 %): средних лет и старше, лет 45, лет пятидесяти, лет 60; статус (3 %): мелкий чиновник; физиогномические особенности (9 %): прищуренные глаза, острый нос, открытые черты лица, открытый взгляд, с седой бородой; невербальные характеристики поведения (12 %): активно жестикулирует, эмоциональный, переходит на крик, в резкой форме говорит (неслучайно - резать/рубить правду).

Жизненное кредо правдолюба - говорение правды всегда и всем, независимо от обстоятельств и статуса участников коммуникации, ассоциативно воспринимается как отсутствие у него сдерживающего фактора, что свойственно человеку в нетрезвом состоянии: Усмирить его в моменты алкогольного правдоискательства, продолжал свой рассказ Горынин, могла только официантка Надюха (Ю. Поляков. Козленок в молоке). Нетрезвого человека и правдолюба роднит идея открытости и «распахнутости» души, присутствующая в паремиях: Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Правдолюб: душа нагишом! Правдолюб: ворот нараспашку, язык на плечо! Неслучайно в контексте фиксируется негативное отношение к правдолюбу благодаря сочетанию с лексемами, имеющими отрицательную коннотацию: Публичное правдолюбие Гольдберга, неприличное, как заплата на заднице, молчало, может быть, впервые в жизни; Были у Козы стальные руки, нежная душа и бешеный нрав правдолюбца (Л. Улицкая. Путешествие в седьмую сторону света). Умаление значимости, присутствующая в контекстах семантика уничижительности: Тоже мне правдолюбец, иронический подтекст: Правдолюбец наш Андрей Караулов со своим «Моментом истины», употребление

отрицательно-маркированной лексики: Это был известный правдолюбец (всегда такой негодяй водится в любом коллективе) также свидетельствуют о негативной маркированности данного типажа.

Правдолюб, по сути своей, - разоблачитель. Его коммуникативное поведение может совпадать с коммуникативным поведением человека критикующего, обличающего пороки, обвиняющего в неблаговидных поступках и в большинстве случаев характеризуется открытой демонстрацией своей позиции, резкой, эмоционально несдержанной тональностью, свободой выражения критического отношения к оппоненту, категоричностью высказываемых оценок, наличием сниженной, нередко инвективной лексики:

Почему же никто не скажет, на какие шиши наш подполковник построил себе особняк за полтора миллиона баксов, ездит на «Мерседесе», который мы, даже если скинемся всем горотделом, никогда не сможем купить <...> Кому хватит смелости заявить, что наши следователи и оперативники добиваются роста раскрытия преступлений не тем, что ловят настоящих бандитов и убийц, а тем, что выбивают нужные признания из случайных людей или мелких жуликов? («Красноярский рабочий», 2006).

И еще я считаю, что Путин, как питерец, ни хрена не понимает в нашем русском юге, в казачьем юге, чеченском, кавказском (И. Рыбкин. Грани.Ру).

Скажи мне, Леша, скажи честно: против чего ты борешься? Чего ты хочешь? Елина защитить или всех «стариков» как класс уничтожить? - Я хочу справедливости! <... > На словах у нас одна справедливость, а в жизни - совсем другая! Ты думаешь, люди на «стариков» и «салаг» только в армии делятся? Ошибаешься. Разуй глаза: эти на работу пехом шлепают, а те в черных бугрово-зах ездят, эти в очередях давятся, а те в спецсекциях отовариваются, эти... Или вот пример: меня из института, дело прошлое, за прогулы поперли - заигрался в любовь с одной лялькой. А сынок председателя горисполкома даже на сессиях не показывался, однако окончил институт с красным дипломчиком и за границу стажироваться поехал... (Ю. Поляков. 100 дней до приказа).

Согласно анализу контекстов употребления имен рассматриваемого концепта и результатов анкетирования, отношение к правдолюбу оказывается эмоционально маркированным и вариативным. В целом ориентиры поведения правдолюба, его активная жизненная позиция гражданина, предающего гласности наблюдаемые или предполагаемые факты нарушения закона, являются общественно значимыми, что обуславливает позитивную оценку правдолюба, одобрение его поведения со стороны окружающих: Дерзкий правдолюбец и талантливый, он всегда имел массу поклонников и друзей («Российская газета», 2006); стойкий, мужественный, смелый, надежный, мудрый, умный, справедливый, можно положиться, целеустремленный, ответственный, хороший человек, честный, образованный - 30,5 % опрошенных. С другой стороны, в индивидуальном сознании современных носителей русской лингвокультуры правдолюб воспринимается как непредсказуемый, нетактичный, трудный в общении, конфликтующий, критичный, назойливый, зануден, говорит в резкой форме, наносит вред окружающим, не умеет строить отношения с другими людьми, с таким человеком трудно найти общий язык, считает, что всегда прав, неадекватно оценивает ситуацию, имеет невысокие материальные запросы, не стремится сделать карьеру, нередко преследует корыстные цели, защищая правду - сам лжет, что стимулирует негативную оценку - 24 % информантов.

Лишь 15 % информантов нейтрально относятся к правдолюбу/его поведению. Амбивалентное отношение к исследуемому типажу прослеживается в тех

ответах информантов, которые ратуют за дозирование правды. 30,5 % опрошенных, оценивая правдолюба положительно, делают акцент на вреде коммуникативного поведения правдолюба для межличностных отношений, отмечают, что «иногда свое мнение лучше оставлять при себе», «умение молчать, оставлять свое мнение при себе и проявлять гибкость несколько важнее поиска правды», «в жизни это не всегда помогает», «правда может убить».

Безусловно, амбивалентный характер оценки деятельности правдолюба обусловлен осознаваемой наблюдателями разнонаправленной интенцией борцов за правду. В одном случае, правдолюб - истинный приверженец правды, его мотивы искренни и прозрачны, что, как отмечали информанты, не способствует его материальному благополучию или карьерному росту: Ему уже за сорок, а всё - лейтенант. Вот за то самое, за правдоискательство («Красноярский рабочий», 2006). С другой стороны, правда может служить средством манипуляции, правдоискательство - маской, РЯ-стратегией чиновника-руководителя, якобы проявляющего заботу о подчиненных/гражданах: ...главный «правдолюбец» горсовета Алексей Казаков в своем запросе обвинил руководство города в том, что часть новых квартир оказалась «непригодной для заселения» <...> в газете под названием «На Смоленских холмах» была опубликована статья еще одного «правдолюбца» Александра Королева, в которой он еще в больших красках и уничижительных для администрации эпитетах живописал допущенное ею вышеуказанное «бесстыдство». Достоверность коммуникативного поведения подобного правдолюба, искренность его высказываний сомнительна, поскольку диссонирует с реальным положением дел: В 1999 году Александр Королев, будучи тогда руководителем пресс-центра администрации Смоленской области, получил на улице Кловской на троих членов семьи (вместе с собой) двухкомнатную служебную квартиру. При этом на тот момент он, как и его сын Максим, вписанный в ордер, имел долевую собственность на квартиру в г. Демидове. В июне 2002 года, то есть всего через 3 с небольшим года после въезда Александра Королева в служебную квартиру, с нее сняли статус служебной и он стал ее полновластным хозяином. При этом прописанным в этой смоленской уже не служебной квартире остался и его сын - на то время владелец уже 2-х квартир в городе Демидове (В. Григорьев, «Вечерний Смоленск», 2007).

Резюмируем. Правдолюб - индивид, отличающийся избранной линией поведения: поиском правды, справедливости; особым отношением к действительности: говорением правды, критикой нарушений; отношением к окружающим: требованием говорить правду. Аксиологическая характеристика правдолюба варьируется от признания его носителем добродетели и воплощением нравственности до негативного восприятия его как конфликтного, деструктивного типа личности, не учитывающего реакцию адресата и причиняющего вред межличностным отношениям. Коммуникативный типаж ‘правдолюб’ пересекается с другими коммуникативными личностями. Интегральными признаками, сближающими правдолюба и нетрезвого человека является чрезмерная открытость, правдивость - «что думаю, то говорю», правдолюба и шута - вышестоящий на социальной лестнице адресат, правдолюба и доносчика - конфликтность поведения, влияющая на структуру межличностных отношений. В дальнейшем представляется перспективным рассмотреть более пристально коммуникативные типажи ‘правдолюб’ и ‘доносчик’, выявить их интегральные и дифференциальные признаки.

Примечания

1 См.: Пузырев, А. В. Опыты целостно-системных подходов к языковой и неязыковой реальности : сб. ст. / А. В. Пузырев. - Пенза : ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2002; Красных, В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникации / В. В. Красных. - М., 2001.

См.: Плотникова, С. Н. Языковая, коммуникативная и дискурсивная личность : к проблеме разграничения понятий / С. Н. Плотникова // Вестн. Иркут. гос. лингвист. ун-та. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». - Иркутск , 2005 - № 4. - С. 5- 6.

3 См.: Карасик, В. И. Чудак как типаж английской лингвокультуры /

В. И. Карасик, Е. А. Ярмахова // Аксиологическая лингвистика : проблемы коммуникативного поведения. - Волгоград, 2003. - С. 53.

4 См.: Дмитриева, О. А. Паспорт лингвокультурного типажа «казак» /

О. А. Дмитриева // Антропологическая лингвистика : сб. науч. тр. / под ред. проф. Н. А. Красавского. - Волгоград : Колледж, 2007. - Вып. 7. - С. 133-139.

5 См.: Мироненко, М. В. Шутник как коммуникативная личность : дис. ... канд. фи-лол. наук : 10.02.19 / Марина Валерьевна Мироненко. - Волгоград, 2005. - С. 39.

6 См.: Карасик, В. И. Языковые ключи / В. И. Карасик. - Волгоград : Парадигма, 2007. - С. 228.

7 См.: Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В. Даль. -М. : Рус. яз., 1989.

8 См.: Новый толково-словообразовательный словарь русского языка / под ред. Т. Ф. Ефремовой. - М., 2000.

9 См.: Ожегов, С. М. Толковый словарь русского языка / С. М. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; РАН, Рос. фонд культуры. - 2-е изд. - М. : АЗЪ, 1994.

М. В. Резунова

К ПРОБЛЕМЕ ПЕРЕХОДНОСТИ В ЯЗЫКАХ

В статье ставится вопрос о недостаточной разработанности проблемы переходности в языках: понятие переходности не имеет однозначного истолкования, в большей мере переходные явления описаны в области морфологии и синтаксиса. Наиболее слабо представлена семантическая переходность: отсутствует системное описание ее условий, предпосылок и следствий, особенностей семантических преобразований.

Ключевые слова: семантическая переходность, проблема преходности, язык.

Проблеме переходности в языках посвящено большое количество работ. Ученые рассматривают переходность языковых явлений в диахронном и синхронном плане в морфологии, синтаксисе, фразеологии, стилистике. Однако разработанность проблемы переходности характерна скорее для области частей речи. Несмотря на это, до сих пор понятие переходности не получило однозначного истолкования.

Переходные процессы называют транспозицией (Ш. Балли, Е. С. Кубрякова, О. Лешка), подразумевая перевод знака из одной категории в другую1, средство перекатегоризации исходных слов и, сообразно этому, редистрибуции мотиви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.