К ОММУНИКАТИВНЫИ ПОТЕНЦИАЛ МУЛЬТИМЕДИА
И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ ВЫСТАВОЧНЫХ ПРОЕКТОВ
УДК 008:004.032.6
И. В. Малыгина, Л. В. Афанасьева
Московский государственный институт культуры
Статья посвящена феномену мультимедийного поворота в современной культуре и выявлению сущностных характеристик мультимедиа. Особое внимание в статье уделено коммуникативному потенциалу мультимедиа, который реализуется в пространстве выставочных проектов и проявляется в расширении возможностей вовлечения аудитории в реальное или виртуальное участие в выставочных проектах; в возможностях формирования специфических языков коммуникации и инклюзивной культурной среды; способствует более эффективной реализации просветительских и образовательных функций художественной коммуникации. Авторы демонстрируют актуальные примеры кураторских выставочных проектов с использованием мультимедийных технологий, приводят альтернативные точки зрения на данные явления.
Ключевые слова: мультимедиа, мультимедийный поворот, коммуникативный потенциал, выставка, музей, цифровые технологии, кураторский проект.
I. V. Malygina, L. V. Afanasyeva
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
COMMUNICATIVE POTENTIAL OF MULTIMEDIA AND ITS IMPLEMENTATION IN THE SPACE OF MODERN EXHIBITION PROJECTS
The article is devoted to the phenomenon of "multimedia turn" in modern culture and revealing the essential characteristics of multimedia. Particular attention is paid to the communicative
МАЛЫГИНА ИРИНА ВИКТОРОВНА - доктор философских наук, профессор кафедры теории, истории культуры, этики и эстетики социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры
MALYGINA IRINA VIKTOROVNA - Full Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Theory, History of Culture, Ethics and Aesthetics, Faculty of Social Sciences and Humanities, Moscow State Institute of Culture
АФАНАСЬЕВА ЛЮБОВЬ ВИКТОРОВНА - магистрант кафедры теории, истории культуры, этики и эстетики социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры
AFANASYEVA LYUBOV VIKTOROVNA - graduate student of the Department of Theory, History of Culture, Ethics and Aesthetics, Faculty of Social Sciences and Humanities, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Малыгина И. В., Афанасьева Л. В., 2017
potential of multimedia, which is realized in the space of exhibition projects and is manifested in the expansion of opportunities for involving the audience in real or virtual participation in exhibition projects; in the possibilities for the formation of specific languages of communication and an inclusive cultural environment; promotes more effective implementation of the educational and educational functions of artistic communication. The authors demonstrates actual examples of curatorial exhibition projects using multimedia technologies, leads alternative views on these phenomena.
Keywords: multimedia, multimedia turn, communicative approach, exhibition, the museum, digital technologies, curatorial project.
Для цитирования: Малыгина И. В., Афанасьева Л. В. Коммуникативный потенциал мультимедиа и его реализация в пространстве современных выставочных проектов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 6 (80). С. 93-101.
Мы живем в эпоху цифровой революции. Очевидно, что общество переходит из индустриальной цивилизации в эру компьютерных технологий, которые к сегодняшнему дню укоренились во всех сферах социальной активности людей -от профессиональных видов деятельности до пространства повседневности, от социальных и культурных коммуникаций до межличностного общения. Всё более привычными становятся такие понятия, как интерактивность и мультимедиа.
Мультимедиа играет значительную роль в формировании культуры современного постиндустриального информационного общества. Цифровые технологии стали неотъемлемой частью современной культуры, расширяя возможности медиапространства; мультимедийные проекты стали характерными для современного искусства и медиакультуры.
В связи с этим представляется закономерным рост исследовательского внимания к феномену мультимедиа. Важно отметить при этом, что данный интерес не исчерпывается вниманием к общетеоретическим проблемам, касающимся вопросов информатизации общества в целом. В фокусе научного внимания оказались и
технологические, и социально-функциональные, и коммуникативные, и гуманитарные аспекты мультимедиа, связанные с выявлением эвристического потенциала мультимедийных технологий в развитии современной культуры и культурного пространства.
При этом усиление внимания исследователей к феномену мультимедиа не столько свидетельствует о всесторонней разработанности проблемы, сколько указывает на её «открытый характер».
Множественность и альтернативность предлагаемых определений самого феномена мультимедиа ставит под сомнение возможность появления непротиворечивого научного понятия с чёткими смысловыми границами. Это обстоятельство позволяет некоторым современным исследователям идентифицировать существующие концепции мультимедиа как мифы. А. А. Деникин, сделавший подобный вывод, аргументирует его так: «Чем больше появляется книг и исследований, посвященных мультимедиа, тем более загадочным, многообещающим, но при этом расплывчатым и противоречивым становится его содержание. Это приводит к курьёзам, подменам и умножению
мифов, появлению сомнительных гипотез, часто противоречащих друг другу и даже взаимоисключающих [2]».
Сам же автор данной точки зрения трактует мультимедиа как средство «предоставления информации с помощью объединения множества воспринимаемых человеком сред (аудиальное, визуальное и кинестетическое воздействие), управляемых интерактивным программным обеспечением [2]».
Выделяя основные признаки мультимедийных ресурсов, российский исследователь О. В. Шлыкова акцентирует внимание на следующих параметрах: «Мультимедийные ресурсы отличаются от "немультимедийных" прежде всего тем, что:
1) данные (информация) хранятся и обрабатываются в цифровой форме с применением компьютера;
2) они могут содержать различные виды информации (не только текстовую, но и звуковую, графическую, анимационную, видео и т.д.);
3) их существенной особенностью является интерактивность — активное взаимодействие ресурса, программы, услуги и человека, их взаимовлияние. Пользователь может взять тот или иной интернет-продукт, например, и тут же добавить в него свои материалы, тем самым, выступая его соавтором, сотворцом [7, с. 10]».
Именно качество интерактивности, на наш взгляд, способствовало тому, что в последнее время многие музеи и выставочные центры всё чаще обращаются в своей деятельности к формату мультимедиа. Так, в Москве за несколько лет прошло немало подобных выставок. Мультимедийный подход к организации художественных выставок в его наибо-
лее радикальном виде демонстрируют Центр дизайна "Artplay" и Креативное пространство «Люмьер-холл». В частности, широкий резонанс получил проект «Ожившие полотна», в рамках которого творения художников проецируются на экраны, расположенные на стенах, колоннах, полу, и «оживают» прямо на глазах. Благодаря анимационным эффектам, размеру и специальному расположению экранов, зрители словно оказываются внутри картин. 3 000 динамических изображений, связанных с жизнью и творчеством художника, предстали перед зрителями в сопровождении произведений классической музыки [5].
В рамках данного проекта прошли мультимедийные выставки таких художников, как Винсент Ван Гог, Иероним Босх, Микеланджело Буонарроти, Фрида Кало, Сальвадор Дали, Густав Климт, Иван Константинович Айвазовский.
Также большой резонанс имели проекты под названием «Французские импрессионисты. От Моне до Сезанна» и «Великие модернисты».
Эти проекты способствовали тому, что человек, оказавшись вписанным в живописные полотна, стал полноправным субъектом художественной коммуникации.
Мультимедийные технологии создают условия для активного взаимодействия ресурса и человека посредством использования технологических средств, и не только привычных уже мультимедийных проекторов, но, например, муль-титач столов. Интерактивный сенсорный стол - оборудование, которое является полноценным мультимедийным центром с сенсорным экраном. Дисплей может выдерживать большое количество каса-
ний одновременно. Имея разрешение экрана в формате FullHD, UltraHD и 4К, такое оборудование позволяет на высоком уровне вовлекать людей в интерактивный процесс. Многие музеи и выставочные площадки используют мульти-тач столы для подключения зрителей к процессу совместного творчества в пространстве музея. Такое вовлечение посетителей и превращение их из пассивных зрителей в творцов и участников процесса свидетельствуют об усилении коммуникативной доминанты в организации современного выставочного пространства.
С приходом цифровых технологий на смену обычным выставочным витринам и традиционному размещению полотен на стенах выставочного пространства пришли мультимедийные системы, на которых отражаются картины художников. Такая демонстрация произведений не только расширяет возможности видеть все детали работ великих художников, но и усиливает эффект соприсутствия зрителя в действе полотна. Подобный эффект невольно отсылает нас к истокам этого явления, которые некоторые исследователи обнаруживают в искусстве Ренессанса.
Как известно, важной новацией ре-нессансного искусства считают возможность соучастия зрителя в событиях художественного произведения: литературного, живописного. Художники этой эпохи осуществили переход от плоскостных изображений к объёмным, что, в свою очередь, привело к нарастанию реалистичности и созданию в живописи эффекта пластического рельефа и объёма фигур. Посредством данных художественных методов человек оказывался
включённым в художественную коммуникацию, органично вписанным в «посыл (живописец) - ответ (зритель)». Подобная манера письма сделала зрителя равноправным участником художественного процесса. Это было принципиально новое явление в истории искусства. (Вспомним, например, что иконопись создавала произведения, где человек не являлся равноправным участником коммуникации, а оставался в подчинённом положении.) Ренессанс, как известно, ознаменовался провозглашением гуманизма и антропоцентризма как важнейших мировоззренческих, культурных и социальных принципов, которые со всей очевидностью проявились и в художественной культуре, и в системе коммуникаций эпохи.
Философия гуманизма породила большую часть современной культуры, и до сего момента художники ищут отклик у своей аудитории.
Это позволяет некоторым исследователям рассматривать мультимедиа как эволюционный виток художественной культуры, сложившейся в предшествующие исторические эпохи, и сделать вывод, согласно которому «современное мультимедиа-произведение по своим изначальным общеэстетическим установкам близко к традиционным видам искусства [1,с.324]».
Так, например, Е. Г. Яременко аргументирует точку зрения, согласно которой «мультимедиа - это современный вид синкретичного сверхтехнологичного экранного искусства [1]».
Однако нам представляется более обоснованной позиция тех исследователей, согласно которой «мультимедийные творческие практики порывают с классической эстетикой. Несоответствующими
реальным практикам мультимедийных работ дизайнеров и художников оказываются и некоторые традиционные выразительные средства экранных искусств (прежде всего кино и телевидения), среди которых — авторское повествование, художественный образ, кадр, ракурс, мизансцена, нарративный монтаж и пр. Им на смену приходят противоположные: экспериментальное пространство, симуляция (моделирование), база данных, перформативность, интерфейс, интерактивность, синестезия и пр.[2]».
Мультимедиа сделали диалог со зрителем ярче, четче, внятнее. Более того, новые технологии позволили включить в восприятие живописных полотен другие органы чувств, создавая условия для повышения интерактивности в ходе выставок. Во многом это обусловлено тем, что «специфика мультимедиа как нового средства коммуникации определяется интерактивностью [6]».
Например, на выставках «Ожившие полотна» добавился объёмный звук. Тщательно подобранное звуковое окружение способствовало усилению концентрации восприятия творчества художников. Такие методы, типичные для мультимедиа, безусловно, повышают качество художественной коммуникации.
Коммуникативный потенциал мультимедиа проявляется и в процессе формирования инклюзивной культурной среды современных выставочных проектов через создание соответствующего языка коммуникации.
Успешным примером подобного рода стала выставка для людей с ограниченными возможностями здоровья по зрению «Видеть невидимое». Кураторский проект О. Морозовой, заведующей Цен-
тром эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» ГМИИ имени А. С. Пушкина, был реализован в экспозиции, представленной шестью шедеврами мировой живописи: «Благовещение» (1495-1498) Сандро Боттичелли, «Мадонна с Младенцем» (около 1520) Лукаса Кранаха Старшего, «Натюрморт с атрибутами искусств» (около 17241728) Жана-Батиста Симеона Шардена, «Нападение ягуара на лошадь» (1910) Анри Руссо, «А, ты ревнуешь?» (1892) Поля Гогена, «Старый еврей с мальчиком» (1903) Пабло Пикассо.
Особенность данной экспозиции заключалась именно в создании специфического языка коммуникации: полотна были воссозданы при помощи рельефной печати. Особое внимание авторы уделили текстуре изображений и тем деталям картины, которые являлись ключевыми в понимании сюжета людьми с ограниченными возможностями по зрению.
Тактильное восприятие живописных произведений было дополнено звуковым сопровождением с помощью аудиогида: каждый экспонат был подробно описан голосом народного артиста России -Евгения Миронова.
Очевидно, что с помощью мультимедиа была не только расширена зона распространения живописи на новую, ранее не охваченную аудиторию с ограниченными возможностями здоровья, но и остальные зрители получили удивительную возможность недоступного прежде тактильного контакта с мировыми шедеврами.
Ведущие музеи и выставочные центры, в том числе московские, широко внедряют возможности мультимедиа для привлечения внимания к выставочным
проектам, для более полной реализации их просветительских и образовательных функций.
Так, Государственная Третьяковская галерея в преддверие открытия каждой новой выставки снимает видеоролик, который получает широкое распространение в сети Интернет, «приглашая» к посещению выставок или к участию в виртуальных экскурсиях по экспозиционному пространству. Виртуальные экскурсии, в которых можно принять участие как во время онлайн-трансляции, так и в записи на сайте Третьяковки, получили широкий резонанс российской аудитории, стимулировали создание тематических форумов и виртуальных дискуссионных площадок.
Широко используются кураторами выставочных проектов возможности аудиогида, причём не только как информационного ресурса, но как технологии, способной воссоздать контекст эпохи, в которую погружается посетитель выставки. Ярким примером реализации потенциала мультимедийного подхода в формировании художественной коммуникации стала выставка, посвящённая творчеству Зинаиды Серебряковой (с 5 апреля 2017 года по 30 июля 2017 года).
В реализации этого проекта были задействованы российские актёры Алика Смехова и Вениамин Смехов. С помощью аудиозаписи, которая транслировалась через аудиогид, зритель воспринимал сюжеты полотен, посредством драматургического метода погружался в культурный контекст эпохи. Описание картин сменяли стихи Марины Цветаевой, цитаты из воспоминаний самой Зинаиды Серебряковой и её близких, критиков и других выдающихся персон.
При этом один из кураторов проекта -Ирина Кочергина - писала в социальных сетях об эпохе и жизни главной героини выставки - Зинаиды Серебряковой.
При создании виртуального проекта в ГМИИ имени А. С. Пушкина «Импрессионисты Пушкинского» (с 19 апреля 2017 года и по настоящее время) был создан аудиогид, записанный известными медийными личностями страны.
Важная задача художественной коммуникации — получить эмоциональный отклик аудитории. В связи с этим следует отметить идею сотрудников музея «ГУЛАГ», создавших интерактивную книгу, в которой собраны судьбы жертв этого страшного места. Новые технологии позволяют объединять на одной странице видеоинтервью бывших узников, их родственников и сухие строки биографии, размещённые обычным типографским способом. Канцелярские строчки на фоне тяжёлых воспоминаний пожилых людей, видеоряд, заполненный скорбными сценами, лишенными всякого пафоса, вызывает глубокие эмоциональные переживания. Такая форма находит живейший отклик у зрителя, вызывает чувство глубокого сострадания к событиям, которые получмлм освщение в рамках данного проекта.
Различный опыт использования мультимедиа в организации выставочной деятельности демонстрирует его значительный коммуникативный потенциал, который проявляется в дополнительных возможностях вовлечения аудитории в реальное или виртуальное участие в выставочных проектах, в возможности формирования специфических языков коммуникации, способствуя тем самым формированию инклюзивной куль-
турной среды, более эффективной реализации просветительских и образовательных функций художественной коммуникации.
Однако будет неверно не сказать о сложностях, которые возникают у выставочных проектов с использованием новейших технологий.
Мультимедийные выставки нередко подвергаются критике со стороны не менее авторитетных представителей современной художественной культуры, в том числе кураторов выставочных проектов. Так, М. Насимова, главный куратор Еврейского музея и центра толерантности, в частности, отмечает: «Я считаю, что мультимедийные выставки - это фикция и бесполезная трата денег и времени. За одним большим исключением - это выставки, где показывается история, а не искусство. Есть такая штука, как артефакт. Если у организаторов нет достаточного количества артефактов, то мультимедиа очень помогают, но никак не заменяют сам контекст. Мультимедийные выставки рентабельнее, потому что один и тот же контент можно показывать много раз. Для выставки "живого" искусства нужно заново строить стенки, нужны ящики, нужна страховка и множество других элементов. В случае с мультимедиа главное - найти проектор [4]».
Близка к данной точке зрения позиция А. Паршикова, куратора, арт-кри-тика, руководителя научно-методического отдела МВО «Манеж», который, оценивая возможности мультимедиа, достаточно категоричен: «К музейной экспозиции это не имеет никакого отношения. Возможно, эти проекты хороши, чтобы хоть как-то привлечь аудиторию, которой вообще не интересна культура,
а нравится аттракцион (например, дети). Но как эти "мультимедийные выставки-шоу" помогут этой аудитории начать интересоваться искусством? Но пойдут ли они после этого в музей? Осознают ли необходимость опыта контакта с оригинальными произведениями? Я очень сомневаюсь, ведь это куда сложнее и не так развлекательно [4]».
Дополнительную аргументацию критического толка предлагает художница, менеджер направления «Полевые исследования» музея «Гараж», куратор подростковой программы СКВТ Политехнического музея О. Широкоступ: «Технологии должны не только создавать wow-эффект, но и доносить информацию в более интересном виде. Здесь всё наоборот: контент нужен только для того, чтобы проиллюстрировать впечатляющую технологию. Получается, что не важно, работы какого художника показывать (главное - знакомого, лучше известного и любимого). Срабатывает эффект узнавания, и одного этого достаточно: ничего нового, спорного или неожиданного человек не получает - он в полной безопасности, потребляет красивые картинки, музыку, информацию в "дружелюбном виде" [4]».
Но, тем не менее, мультимедийные и цифровые технологии дают возможность музеям расширить собственное информационное пространство, завоевать интерес к художественным проектам. Инновационные технологии как неотъемлемый компонент техносферы стремительно сближаются и взаимодействуют со сферой культуры, становясь фундаментом для современных видов искусства. Это находит подтверждение в такой особенности современной куль-
туры, как размывание традиционных границ между художественным и нехудожественным восприятием мира. Использование мультимедийных и цифровых технологий приводит к сближению и взаимному «прорастанию» виртуального мира и мира реального. Как подчёрки-
вает Н. В. Корытникова: «Коммуникационная система реальной виртуальности - это система, в которой сама реальность полностью охвачена и погружена в виртуальные образы и мир, когда они сами становятся опытом и трансляторами информации [3]».
Примечания
1. Буров А. М., Яременко Е. Г., Соколов С. М., Лукиных Н. В., Орлов А. М., Монетов В. М. Язык мультимедиа. Эволюция экрана и аудиовизуального мышления : отчет о научно-исследовательской работе. [Электронный ресурс]. URL: http://mkrf.ru/upload/mkrf/ mkdocs2012/08_11_2012_4.pdf
2. Деникин А. Мультимедиа и искусство: от мифов к реалиям // Художественная культура : Электронное периодическое рецензируемое научное издание. 2014. № 3 (12). URL: http:/ / sias. ru/publications/magazines/kultura/2014-3/yazyki/843.html
3. Корытникова Н. В. Интернет как средство производства сетевых коммуникаций в условиях виртуализации общества // Социологические исследования. 2007. № 7. С. 85-93.
4. Куратор уровня «Босх»: почему в России так популярны мультимедийные выставки [Электронный ресурс] // Афиша Daily : [веб-сайт]. Электрон. дан. 21 марта 2016 года. URL: https://daily.afisha.ru/brain/930-dizajner-urovnya-bosh-pochemu-v-rossii-tak-populyarny-multimedijnye-vystavki/
5. На Конюшенной площади открылась мультимедийная выставка полотен Ван Гога [Электронный ресурс] // SPB.AIF.RU : [веб-сайт]. Электрон. дан. 28.05.2014. URL: http:// www.spb.aif.ru/culture/event/1178247
6. Основы режиссуры мультимедиа-программ : учебное пособие для вузов, обучающихся по специальности 053600 «Режиссура мультимедиа-программ» / [Н. И. Дворко [и др.] ; под общ. ред. Н. И. Дворко], 2005. Санкт-Петербург : СПБГУП, 2005. 300 с.
7. Шлыкова О. В. Культура мультимедиа : учебное пособие для студентов / МГУКИ. Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2004. 415 с.
References
1. Burov A. M., Yaremenko E. G., Sokolov S. M., Lukinykh N. V., Orlov A. M., Monetov V. M. Yazyk multimedia. Evoliutsiia ekrana i audiovizual'nogo myshleniia: otchet o nauchno-issledovatel'skoi rabote [Multimedia language. Evolution of the screen and audiovisual thinking. Report on research work]. Available at: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2012/08_11_2012_4.pdf
2. Denikin A. Mul'timedia i iskusstvo: ot mifov k realiiam [Multimedia and art: from myths to realities]. Art & Culture Studies. 2014, no. 3 (12). Available at: http://sias.ru/publications/magazines/ kultura/2014-3/yazyki/843.html
3. Korytnikova N. V. Internet kak sredstvo proizvodstva setevykh kommunikatsii v usloviiakh virtu-alizatsii obshchestva [The Internet as means of production of network communications in the conditions of virtualization of society]. Sociological Studies. 2007, no. 7, pp. 85-93.
4. Kurator urovnia "Boskh": pochemu v Rossii tak populiarny mul'timediinye vystavki [Curator of the Bosch level: why multimedia exhibitions are so popular in Russia]. Available at: https:// daily.afisha.ru/brain/930-dizajner-urovnya-bosh-pochemu-v-rossii-tak-populyarny-multimedi-jnye-vystavki/
^ Теория культуры ■ИШг 1
5. Na Koniushennoi ploshchadi otkrylas' mul'timediinaia vystavka poloten Van Goga [At Konyushennaya Square the multimedia exhibition of cloths of Van Gogh has opened]. Available at: http://www.spb.aif.ru/culture/event/l178247
6. Dvorko N. I., etc. Osnovy rezhissury mul'timedia-programm [Bases of direction of multimedia programs]. St. Petersburg, Publishing house of Saint-Petersburg University of the humanities and social sciences, 2005. 300 p.
7. Shlykova O. V. Kul'tura mul'timedia [ Culture of multimedia]. Moscow, Publishing house "FairPress", 2004. 415 p.