Научная статья на тему 'Коммуникативный потенциал мемо-техники в цифровом мире'

Коммуникативный потенциал мемо-техники в цифровом мире Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
40
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мемо-техника / коммуникативный потенциал / медиасреда / интерактивные технологии / невербальная коммуникация / трансляция смысла / имплицитные структуры / прайминг / memo technique / communicative potential / media environment / interactive technologies / non-verbal communication / translation of meaning / implicit structures / priming

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шипунова Ольга Дмитриевна, Танова Анна Гераклитовна, Поздеева Елена Геннадиевна, Евсеева Лидия Ивановна

Статья посвящена актуальной проблеме социальной коммуникации в условиях интенсивного развития интерактивных технологий. Авторы выделяют актуальность постановки вопроса о границах определения коммуникативного потенциала мемо-техники в цифровой культуре. Цель статьи – выявить отношение людей к распространению новых интерактивных форм на основе мемо-техники. Методология исследования опирается на системный подход в анализе коммуникативного потенциала мемов как невербальной формы интеракций в цифровом мире. Подчёркивается междисциплинарный характер потенциала мемо-техники в социальных взаимодействиях. Рассмотрена связь функций мемо-техники в контексте культурной и технологической эволюции. В качестве основания коммуникативного потенциала мемов выделена способность меметического контента стимулировать имплицитную память, вызывать в интеракции прайминг-эффекты. В социологическом исследовании отношения молодежи к использованию мемов в коммуникации применялся метод онлайн-опроса на платформе Telegram с основным контентом в виде различных мемов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMMUNICATIVE POTENTIAL OF MEMO TECHNOLOGY IN THE DIGITAL WORLD

The article is devoted to the topical problem of social communication in the context of the intensive development of interactive technologies. The authors highlight the relevance of raising the question of the boundaries of determining the communicative potential of memo technology in digital culture. The purpose of the article is to identify people’s attitudes to the spread of new interactive forms based on memo technology. The research methodology is based on a systematic approach to the analysis of the basis of the communicative potential of memes as a non-verbal form of interaction in the digital world. The interdisciplinary nature of the potential of memo technology in social interactions is emphasized. The relationship between the functions of memotechnology in the context of cultural and technological evolution is considered. As the basis for the communicative potential of memes, the ability of memetic content to stimulate implicit memory and cause priming effects in interaction is highlighted. In a sociological study of the propensity of young people to use memes in communication, the method of an online survey was used on the Telegram platform with the main content in the form of various memes.

Текст научной работы на тему «Коммуникативный потенциал мемо-техники в цифровом мире»

Коммуникативный потенциал мемо-техники в цифровом мире

Шипунова Ольга Дмитриевна,

доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

E-mail: o_shipunova@mail.ru Танова Анна Гераклитовна,

кандидат социологических наук, доцент Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

E-mail: tanova_ag@spbstu.ru Поздеева Елена Геннадиевна,

кандидат социологических наук, доцент Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

E-mail: pozdeeva_eg@spbstu.ru Евсеева Лидия Ивановна,

кандидат философских наук, доцент Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

E-mail: evseeva_li@spbstu.ru

Статья посвящена актуальной проблеме социальной коммуникации в условиях интенсивного развития интерактивных технологий. Авторы выделяют актуальность постановки вопроса о границах определения коммуникативного потенциала мемо-техники в цифровой культуре. Цель статьи - выявить отношение людей к распространению новых интерактивных форм на основе мемо-техники. Методология исследования опирается на системный подход в анализе коммуникативного потенциала мемов как невербальной формы интеракций в цифровом мире. Подчёркивается междисциплинарный характер потенциала мемо-техники в социальных взаимодействиях. Рассмотрена связь функций мемо-техники в контексте культурной и технологической эволюции. В качестве основания коммуникативного потенциала мемов выделена способность меметического контента стимулировать имплицитную память, вызывать в интеракции прайминг-эффекты. В социологическом исследовании отношения молодежи к использованию мемов в коммуникации применялся метод онлайн-опроса на платформе Telegram с основным контентом в виде различных мемов.

Ключевые слова: мемо-техника, коммуникативный потенциал, медиасреда, интерактивные технологии, невербальная коммуникация, трансляция смысла, имплицитные структуры, прайминг.

Введение

В современной науке коммуникации отводится центральная роль в формировании и функционировании социальных систем. В повседневной жизни социальная коммуникация представлена процессом передачи информации, идей, мыслей и эмоций между людьми. С коммуникативной рациональностью [1]связывают базовый механизм, с помощью которого общество и его члены взаимодействуют, передают информацию, создают и поддерживают социальные связи и конструируют смысловые структуры. При этом выделяют вербальную и невербальную форму взаимосвязи в процессах передачи информации и смысла сообщений.

Невербальные формы коммуникации в виде жестов, мимики, интонации голоса, взгляда, телодвижений опираются на скрытые неосознаваемые структуры инстинктивного поведения, воздействующие на эмоциональную подсистему личности. С другой стороны, основанием коммуникативного потенциала невербальных форм общения служат механизмы и технологии социальной памяти в виде структур знания и деятельности человека.

Задачи данной статьи включают междисциплинарный анализ оснований коммуникативного потенциала мемо-техники в контексте культурной и технологической эволюции. Цель эмпирического исследования - выявить отношение молодежи к потенциалу мемов как невербальной формы интеракций в цифровом мире, объектом выступает молодежь 18-35 лет.

Междисциплинарный характер мемо-техники

С позиций социологии мемы рассматриваются как инструменты культурного самовыражения участников коммуникационного процесса, связанные с формированием социальных норм, ценно-

71

стей и убеждений. Мемы анализируются как инструмент для понимания того, как люди создают смысл внутри общества и делятся им, а также как культурные и социальные модели передаются от одного поколения к другому с помощью вербальных и невербальных форм коммуникации. Характеристики коммуникативного потенциала мемов определяются потребностями совместной деятельности. С этой точки зрения, существуют ограничения, вызванные спецификой менталитета, поведенческих шаблонов и социальных действий определенной группы [2].

Границы коммуникации в XXI веке значительно расширились за счет мультимедийных форматов интеракций. В цифровую эпоху динамичное развитие получили визуальные инструменты коммуникации, использование изображений, графики, диаграмм, рисунков для передачи сообщений.

В психологическом аспекте мемо-техника в невербальной коммуникации опирается на структуры имплицитной памяти, позволяющие на неосознаваемом уровне ориентироваться в ситуации. Этот уровень системного влияния социума на личностное самоопределение образует скрытое основание коммуникативного потенциала личности, с одной стороны, и коммуникативного потенциала мемо-техники как психосоциального механизма невербальной коммуникации и выражения групповой, коллективной идентичности, - с другой стороны.

Представление о мемах в контексте культурной и технологической эволюции

В социобиологических концепциях представление о мемах вводится по аналогии с единицей биогенетического механизма памяти. В своей книге «Машина мемов» (1999 г.) С. Блэкмор [3] утверждает, что мемы, как и гены, являются основными строительными блоками культурной эволюции, ответственными за формирование человеческого мышления и поведения. Механизмы передачи и тиражирования мемов, а также способы, с помощью которых мемы развиваются и адаптиру-

ются с течением времени, составляют содержание технологической эволюции средств общения, обусловливающих разнообразие социального взаимодействия.

Р. Докинз определяет мем, аналогично термину «ген», как «единицу культурной информации, передачи культурного наследия, способной к самокопированию (идеи, песни, стихи и т.д.)» [4]. Мем, так же, как и ген, утверждает Р. Докинз, способен к самовоспроизведению, т.е. репликации. В медиасфере, утверждает Д. Рашкофф, мем имеет характер сложного вируса, который воздействует на индивидуальное и массовое сознание [5]. Согласно Л. Шифман, мем предстапвляет «блоки цифрового контента с общими характеристиками, создаваемые с учётом друг друга, которые распространяются, имитируются, и/ или трансформируются пользователями в Интернете» [2, с. 7-8].

Значительный вклад в изучение роли мемов в цифровой культуре внес Лев Манович, анализируя «язык новых медиа» [6]. Развитие цифровых медиа создало новый визуальный язык, который характеризуется использованием алгоритмов, баз данных и сетей. Он утверждает, что этот визуальный язык является основой для большей части контента, создаваемого и распространяемого онлайн, включая мемы. Это определяет важность понимания взаимосвязи технологического и культурного контекста, в котором создаются и распространяются мемы, а также цифровые медиасре-ды, трансформирующие пространство общения и границы понимания мира.

В цифровом обществе потенциал ме-мо-техники в социальной коммуникации определен совмещением процессов кодирования и движения смысла на уровне перцептивного восприятия мема, вызывающего настрой или эмоциональный отклик, и на рефлексивном уровне восприятия определенного содержания, скрытого в речевой форме, знаке, изображении, а также всплывающих или возникающих формах компьютерно-опосредованной коммуникации [7].

Параметры коммуникативного потенциала мемов определяются внутренни-

72

ми резервами социума, которые можно рассматривать с точки зрения трансляции смысла, генерации смысла, а также с точки зрения психоэмоционального воздействия, формирования стереотипа восприятия ситуаций, манипулирования общественным мнением, навязывания или формирования установок массового сознания. В цифровой культуре коммуникативный потенциал мема представляет матрицу условий, которая соединяет в единую функциональную систему психофизиологические структуры восприятия и памяти, а также когнитивные и семантические структуры социальной памяти с интерактивными средами и технологиями.

На фоне компьютерно-опосредованной коммуникации и смарт технологий характеристикой коммуникативного потенциала мемо-техники выступает расширение прайминг-эффектов в восприятии мема, в частности, достраивание смысла, ситуации, образа, запуск психо-комплекса, мотивирующего эмоциональный ответ и неосознаваемую реакцию.

В общем определении содержание прайминга1 соотносится с «процессом активации и актуализации уже существовавшей установки, которая может привести к искаженной интерпретации воспринимаемой ситуации» [8]. В основе прайминг-эффектов, с точки зрения психологов, лежит явление имплицитной памяти, которое может быть отчасти отнесено к неосознаваемой установке в иерархической теории установки [9]. В качестве специфической черты прайминга как проявления имплицитной памяти выступает снижение «порога опознания» повторно появляющегося объекта. К эффектам прайминга относят изменение скорости или точности решения задачи (перцептивной, мыслительной или мнемической) после предъявления информации, связанной с содержанием или с контекстом этой задачи, но не соотносящейся прямо с ее целью и требованиями, а также повышение вероятности спонтанного воспроизведения этой

информации в подходящих условиях [10, с. 89].

Неосознаваемую основу прайминга предположительно составляет функционирование перцептивной системы, осуществляющей обработку информации до того, как будет оценен ее смысл. Выявлено два типа прайминга - перцептивный и концептуальный. Перцептивный прайминг проявляется в том, что испытуемые превращают трехбуквенные сочетания в слова, связанные со словами предыдущего задания внешними признаками, обнаруживаемыми в сходстве акустическом или зрительном, тогда как концептуальный прайминг связан с пониманием смысла, т.е. слова могут звучать и выглядеть непохожими на прежние, но выражать одно и то же содержание [11].

Использование инструментов мемо-техники российской молодежью

В социологическом исследовании, проведенном в 2023 г. методом онлайн-опроса и случайной выборки, приняло участие 726 человек. Анкетирование проводилось в Те1едгат-канале и содержало контент в виде различных мемов. В выборке было представлено почти равное распределение участников опроса по половому признаку: 44,6% - мужчины, 55,4% - женщины. Возрастной состав респондентов от 14 до 36 лет представлен в Табл. 1.

Таблица 1. Распределение респондентов по возрасту

Возраст Количество (% от общего числа участников)

14-18 12

19-25 49

26-36 38

1 Англ. to prime - инструктировать заранее, натаскивать, давать установку.

Большинство участников опроса -это лица, имеющие высшее образование, самая многочисленная категория представлена молодежью, имеющей степень бакалавра (38%), наряду с другими участниками, обучающимися в аспирантуре, имеющими степень магистра, квалификацию специалиста,

73

а также людей со средне-специальным и средним образованием.

Среди опрошенных оказалось, что 88,2% смотрят мемы каждый день, раз в несколько дней мемы просматривают 8,6% респондентов, и раз в неделю ме-мами интересуется 0,03% опрошенных. Это свидетельствует о достаточно высокой популярности мемов в повседневной жизни молодежи.

Опрос показал, что социальные сети и видеохостинги играют важную роль в распространении мемов. Ответы на вопрос с множественным выбором вариантов показали следующее распределение наиболее востребованных площадок: Telegram - 87% Instagram2 - 38% Вконтакте - 27% YouTube - 30% TikTok - 27% Pinterest- 6%.

Также единичные выборы были сделаны в отношении Reddit, Twitter, Discord, 2ch.

Вопрос о форматах, в которых чаще всего респонденты просматривают мемы, выявил преимущество изображения - 95% и видеоформата - 83%. Наименее востребованным оказался аудио-формат - только 10% респондентов выбрали его. Это подтверждает практику обращения молодежи к визуальным инструментам общения (рис. 1).

В видеоформате

В виде изображения

Рис. 1. Выбор респондентами формата представления мема.

Более половины респондентов (54,5%) считают, что используют мемы в коммуникации достаточно часто.

Несмотря на популярность мемов, иногда их использование затрудняет коммуникацию. Респондентам был предложен вопрос «Сталкивались ли вы с ситуацией, когда использованный

2 Признана экстремистской организацией на территории РФ

вами мем был неправильно истолкован получателем?», на который положительно ответили 66% участников анкетирования. Ответы молодых людей на уточняющий вопрос «Если использование мемов отрицательно повлияло на ваше социальное взаимодействие, в чем это проявляется?» выявили, что они попадали в ситуации, в которых общение было затруднительно из-за неправильной трактовки смысла предложенного мема. 33% респондентов ответили, что им «трудно найти собеседников, понимающих их шутки», 28% указали, что «иногда не понимают, о чем говорят другие люди», а 6% «чувствуют себя исключенными из группы» (рис. 2).

Трудно найти собеседников, понимающих мои шутки

Иногда я не понимаю, о чём говорят другие люди

Чувствую себя исключенным из группы

Рис. 2. Отрицательное влияние использования мемов на коммуникацию

В сравнении с исследованием [12], проводившимся с помощью фокусированного интервью среди молодежи, нельзя не отметить, что молодежь использует мемы в общении в основном для получения эмоций. В практиках общения мем как коммуникативная единица осуществляет связь слов в предложении. Для молодежи обращение к мемо-технике важно с точки зрения выявления «своих» и «чужих», при этом так называемые «локальные» мемы, применяемые в малых группах, придают общению большую эмоциональную окрашенность, при этом обращение к популярным (общераспространенным) мемам может вызвать раздражение, негативные эмоции [12, с. 421-422].

Согласно опросу, проведенному PR-агентством Mediacom.Expert [13], сегодня больше половины россиян (71%) используют мемы в общении, а 19% имеют собственный опыт их создания. Положительное отношение к мемам продемонстрировали как раз представители молодежи (18-30 лет), доля которых среди

74

33%

В аудиоформате

позитивно настроенных составила подавляющее большинство (70%) участников опроса. В числе важных позитивных характеристик мемов респонденты отметили, что мемы делают информацию более привлекательной и интересной, обладают глубоким смыслом, являются перспективным способом передачи информации, могут использоваться при общении в компаниях. К недостаткам мемов были отнесены их провокаци-онность, подчас жестокость, надоедливость, несоответствие контента и смысла, доносящегося с помощью мема [13].

Популярность мемов поддерживается доступом к интерактивными технологиями, позволяющим совершать операции органичного включения образов, шуток, символов и текстовых элементов, которые обычно заимствуются и изменяются в рамках определенных сообществ или онлайн-культур. В системе компьютерно опосредованной коммуникации мемы являются результатом коллективного творчества, где участники вносят свой вклад в создание и распространение определенного контента. Под меметическим контентом мы предлагаем понимать любой контент, который способен быстро распространяться и приобретать популярность. Это могут быть изображения, фотографии, видеоролики, аудиозаписи, тексты или комбинации этих элементов.

В целом, результаты исследования указывают на разнообразие мнений относительно потенциала мемов как новой формы языка общения среди молодежи. Но большинство респондентов или склоняются к поддержке этой идеи, или не исключают возможности развития меметического контента в процессе интеракции.

Заключение

Коммуникативный потенциал мемо-техники в молодежных сообществах и социальной сети определен возможностью оперативного создания контента, содержащего информацию в компактной и узнаваемой форме, вызывающей эмоциональную реакцию широкой аудитории.

Междисциплинарный подход к исследованию коммуникативного потен-

циала мемо-техники в современной интерактивной среде выводит на первый план роль неявного знания и прайминг-эффектов в формировании горизонта медиа контента и функционировании социальных сетей.

Литература

1. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Пер. с нем. / Юрген Хабермас; под ред. Д.В. Скляднева. - Санкт-Петербург: Наука, 2000. - 377 с. С. 163, 197.

2. Shifman L. Memes in digital culture / Limor Shifman. - Cambridge, MA: MIT Press, 2014. - 200 p.

3. Blackmore, S. The Meme machine / Susan Blackmore; [With a forew. by Richard Dawkins]. - Oxford [etc.]: Oxford univ. press, 1999. - XX, 264, [2] с.; ISBN0-19-850365-2

4. Докинз Р. Эгоистичный ген. Москва: АСТ: CORPUS, 2013. - 509 с.

5. Рашкофф Д. Медиа Вирус! = Media virus!: Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание / Пер. с англ. Д. Борисов]. Москва: Ультракультура, 2003. - С. 363.

6. Манович Л. Язык новых медиа. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2018. -399 с.

7. Ягодкина М.В. Мем как коммуникативная единица // Пушкинские чте-ния-2022: материалы XXVII международной научной конференции 6-7 июня 2022 г., СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2022. - С. 2014-2019.

8. Большой психологический словарь. Под ред. Б. Мещерякова, В. Зин-ченко. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-Пресс, 2003. - С. 404.

9. Узнадзе Д.Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е.Ш. Чомахидзе; под ред. И.В. Имедадзе. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. 413 с.

10. Фаликман М.В., Койфман А.Я. Виды прайминга в исследованиях восприятия и перцептивного внимания. Часть I. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2005. - № 3. - С. 86-97.

11. Schacter D.L. & Buckner, R.L. Priming and the brain. Neuron, 1998. -

75

Feb;20(2):185-95. doi: 10.1016/s0896-6273(00)80448-1.

12. Лысенко Е.Н. Интернет-мемы в коммуникации молодежи // Вестник СПбГУ. Социология. 2017. Т. 10. Вып. 4. С. 410-424.

13. Россияне рассказали, какие мемы им нравятся больше всего. URL: https://www.gazeta.ru/social/ news/2023/08/15/21072620.shtml (дата обращения 7.11.2023)

THE COMMUNICATIVE POTENTIAL OF MEMO TECHNOLOGY IN THE DIGITAL WORLD

Shipunova O.D., Tanova A.G., Pozdeeva E.G., Evseeva L.I.

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

The article is devoted to the topical problem of social communication in the context of the intensive development of interactive technologies. The authors highlight the relevance of raising the question of the boundaries of determining the communicative potential of memo technology in digital culture. The purpose of the article is to identify people's attitudes to the spread of new interactive forms based on memo technology. The research methodology is based on a systematic approach to the analysis of the basis of the communicative potential of memes as a non-verbal form of interaction in the digital world. The interdisciplinary nature of the potential of memo technology in social interactions is emphasized. The relationship between the functions of memotechnology in the context of cultural and technological evolution is considered. As the basis for the communicative potential of memes, the ability of memetic content to stimulate implicit memory and cause priming effects in interaction is highlighted. In a sociological study of the propensity of young people to use memes in communication, the method of an online survey was used on the Telegram platform with the main content in the form of various memes.

Keywords: memo technique, communicative potential, media environment, interactive technologies, non-verbal communication, translation of meaning, implicit structures, priming.

References

1. Habermas Ju. Moral'noe soznanie i kom-munikativnoe dejstvie. [Moral consciousness and communicative action]. Per. from German. Yurgen Habermas; pod red. D.V. Sklyadneva. St. Petersburg, "Science", 2000. 377p. P. 163, 197.

2. Shifman L. Memes in digital culture / Limor Shifman. - Cambridge, MA: MIT Press, 2014. - 200 p.

3. Blackmore S. The Meme machine / Susan Blackmore; [With a forew. by Richard Dawkins]. - Oxford [etc.]: Oxford univ. press, 1999. - XX, 264, [2] c.; IS-BN0-19-850365-2

4. Dawkins R. Egoistichnyj gen. [The Selfish Gene]. Moscow: AST: CORPUS, 2013. 509p.

5. Rashkoff D. Media Virus! = Media virus!: Kak pop-kul'tura tajno vozdejstvuet na vashe soznanie. [Media Virus! = Media virus!: How pop culture secretly influences your consciousness] / Per. from English. D. Borisov. Moscow: Ultra-culture, 2003. P. 363

6. Manovich L. Yazyk novyh media. [The Language of New Media]. Moscow: Ad Mar-ginem Press, 2018. 399p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Yagodkina M.V. Mem kak kommunika-tivnaya edinica. [Meme as a communicative unit] // Pushkin readings-2022: Proceedings of XXVII International Scientific Conference 6-7 of June 2022., St. Petersburg: Pushkin Leningrad State University, 2022. -C. 2014-2019

8. Bol'shoj psihologicheskij slovar'. [Large Psychological Dictionary]. Ed. by B. Meshch-eryakov, V. Zinchenko. St. Petersburg: Prime-EUROSIGN; M.: OLMA-Press, 2003. P. 404

9. Uznadze D.N. Obshchaya psihologiya. [General Psychology]. / Per. from Georgian E. Sh. Chomachidze; ed. By I.V. Imedafze. Moscow.: Sense; St. Petersburg.: Piter, 2004. 413 p.

10. Falikman M.V., Koyfman A. Ya. Vidy pra-jminga v issledovaniyah vospriyatiya i per-ceptivnogo vnimaniya. [Types of priming in perception and perceptual attention research]. Part I. Lomonosov Psychology Journal. Ser. 14. Psychology. - 2005. -No 3. - P. 86-97

11. Schacter D.L., Buckner, R.L. Priming and the brain. Neuron, 1998. - Feb;20(2):185-95. doi: 10.1016/s0896-6273(00)80448-1.

12. Lysenko E.N. Internet-memy v kommu-nikacii molodezhi [Internet memes in the communication of youth]. // Vestnik of Saint Petersburg University. Sociology. - 2017. -Vol. 10. No. 4. - P. 410-424

13. Rossiyane rasskazali, kakie memy im nravyatsya bol'she vsego. [Russians told which memes they like the most]. URL: https://www.gazeta.ru/social/ news/2023/08/15/21072620.shtml (accessed 7.11. 2023)

76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.