■ ■ ■ Коммуникативный код миграции: анализ конфликтогенности
Качалков А.Ю.
КАЧАЛКОВ Александр Юрьевич - ассистент, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского. Брянск, Российская Федерация. E-mail: [email protected].
Аннотация: Глобальный характер миграции обозначен растущей конфликтогенно-стью, мигрантофобией и этнофобией, выраженной столкновениями различных ценностей, вероисповеданий, норм поведения и коммуникативной культурой мигрантов и принимающего общества.
Конфликтогенность мигрантов с местным населением представлена наличием критического дискурса, неоднозначной оценкой и рассогласованием ценностей со сложившейся кодификацией взаимодействия мигрантов и местного сообщества. Межкультурная коммуникация коррелирует с проявлением реальных конфликтов и конкуренцией социальных групп принимающего общества.
Коммуникативная кодификация миграционных практик, сложившаяся за последние годы в условиях регулирующей роли государства, нуждается в дискурс-анализе, характерном для гражданского общества.
Оценка российской социальной реальности в контексте критического дискурса, характерного для повседневной жизни, со свойственным коммуникативным взаимодействием субъектов медиа-пространства ориентирует критический дискурс на субъектов, обозначенных различной коммуникативной культурой. Анализ технологии критического дискурса способствует формированию социального согласия.
Ключевые слова: этнофобия, мигрантофобия, толерентность, дискурс-анализ, кодификация коммуникативного взаимодействия, медиа-пространство.
Для цитирования: Качалков А.Ю. Коммуникативный код миграции: анализ конфликтогенности // Коммуниколоия. Том 5. № 2. С. 144-152 DOI 10.21453/2311-3065-20175-2-144-152
Коммуникативная культура мигрантов в принимающем обществе
Культурные особенности презентации мигрантов в принимающем обществе обозначены, прежде всего, кодификацией коммуникации, направленной на сохранение особенностей и автономии этнического единства мигрантов. Нивелирование национальной культуры в новых условиях приводит к нарастанию стремления групп мигрантов сохранить собственные духовные ценности. Членами мигрантского сообщества остро воспринимается размывание национальной культуры и становится проблематичным сохранение культурной однородности. Диверсификация гражданской однородности в связи с распылением деловых отношений и трудовой занятостью мигрантов в ряде государств, делают
невозможной культурную однородность этноса, внося изменения в культуру общения и в идиостиль мигрантов.
Коммуникативная кодификация межкультурных форм общения групп мигрантов и принимающего общества представляются наименее исследованной частью реализации основополагающего принципа взаимоотношений между меньшинством мигрантов и большинством принимающего общества: «разные, но равные».
Рамки исследования критического дискурса и последующая оценка миграционных процессов разнообразны у отечественных и зарубежных авторов [4, 5, 7, 8, 10, 11]. Согласимся с выводами А.В. Дмитриева о том, что в большинстве опубликованных работ по проблемам миграции «... преобладает описание лишь наиболее интересных и социально важных событий, в основном конфликтных, т.е. изучаются негативные стереотипы» [7].
Одни считают, что расширение межкультурной коммуникации может рассматриваться как положительное явление, способствующее формированию культуры толерантности и утверждению интернациональных отношений [13]. Другие находят, что интенсивность межнациональных контактов предполагает расширение контроля государства как противовес возникновению критического дискурса и негативной кодификации коммуникации [12].
Вместе с тем, коммуникативное взаимодействие и идиостиль мигрантов отражают окрашенность коммуникации этническими особенностями, свойственными статусу данной социальной группы. Коммуникативное пространство формирует вербальные стереотипы мышления и стиль общения, вписывая мигрантов в культуру «своего» этноса, равно как и в повседневный быт и практику общения, принуждает включать коммуникативные коды принимающего общества. Вместе с тем целостность коммуникативного пространства социальной общности принимающего общества испытывает неудобства от внешних воздействий на свою культуру, детерминируя этническую конфликтогенность. Происходящая в таких условиях вербальная кодификация коммуникационного процесса, означает восприятие, классификацию и оценку характеристик этносубъекта на основе определенных национальных представлений и трудовых практик.
Современная социальная реальность и духовная жизнь россиян в определенной мере генерирует экстремизм и ксенофобию. Военная напряженность по периметру российских границ и внутри страны способствует нарастанию экстремистской деятельности. Детерминирует этническую напряженность существование теневого и незаконного бизнеса в экономике, ослабление регулирующей роли государства, неопределенность и неэффективность российского законодательства, межнациональная напряженность и зачастую некорректная подача информации со стороны СМИ. В результате такого состояния общественных отношений в России как взрослое, так и молодое поколение, можно сказать, подталкивается к проявлениям экстремизма и ксенофобии.
В описанном социально-культурном пространстве формируются особенности коммуникативного взаимодействия, выражающие конфликтогенность, либо
напротив, воспитывающих толерантное и уважительное отношение к нормам и ценностям различных этносов.
Условия формирования коммуникативного кода мигрантов
Коммуникативный код мигранта характеризуется упрощенными коммуникативными технологиями, которые в основном реализуются в сфере предоставления услуг кратким лексическим запасом и специфическим идиостилем, складывающимся в условиях дефицита информации, на основе обобщения личного опыта и представлений, сформированных в среде этно-мигрантов. Демпинг в сфере услуг и на рынке трудовых ресурсов снижает заработную плату местных работников; осложняет ситуацию на рынке рабочей силы. Усиление конкуренции за рабочие места, массовый приток мигрантов провоцирует рост безработицы, массовые экономические (незаконные финансовые операции, контрабанда) и уголовные правонарушения приводят к негативному отношению местных жителей к мигрантам в целом. Большие скопления мигрантов пытаются навязать свою собственную культуру, категорически отрицая взгляды принимающей страны, как это видно на примере Евросоюза. Как следствие, это приводит к межэтническим конфликтам. Проблемы миграции в аспекте «нелегалов» дополняются и тем, что приехавшие, пользуясь местной инфраструктурой, не уплачивают государству налоги, что дополнительным бременем ложится на плечи коренного населения.
Указанные факты приводят к негативному отношению различных групп населения к трудовым мигрантам (82%, [4]), фиксируют наполненность масс-медиа негативной информацией о неправомерном поведении иностранных работников.
Нейтральное и положительное отношение к мигрантам, вывод, полученный на основе анализа вторичных эмпирических данных, контент-анализа федеральной и региональной прессы, появляется лишь в публикациях, посвященных нехватке иностранной рабочей силы и изредка, в статьях, описывающих укрепление дружбы и сотрудничества. Указанные факты и авторский контент-анализ региональных СМИ по Брянской области, определяют степень побочных эффектов инновации и глобализации, конкретные проявления которых выражаются в росте ксенофобии и экстремизма, нарастании конфликтности присутствия мигрантов в российском обществе (табл. 1).
Конкретные проявления миграционных процессов на региональном уровне характеризуются стремлением власти решить эту остро стоящую перед обществом проблему изолированно от социального контекста повседневных рисков, формирующих массовую культуру. Формирование этнических стереотипов мигрантов в процессе адаптации мигрантов к специфической солидарности принимающего общества исключены из-под влияния массовой культуры принимающего общества.
Масс-медиа в значительной степени нивелируют образ мигранта. Формирует представление о миграции и образ мигранта чаще всего как «не - человека», т. е. по определению Э. Гоффмана как функционирующего в качестве живого объекта, лишенного сущностных социальных качеств: «.он не вступает в контакт с
другими людьми без специального приглашения, выполняет роль недействующего лица, статиста» [8]. Ценности и мировоззренческие установки, убеждения и стремления не заслуживают общепринятого взаимодействия, т.к. социальная дистанция между людьми принимающего общества, члены которого - личности, идентифицируемые с общественно одобряемой профессиональной деятельностью, постоянным местом работы, и «человеком - статистом» (мигрантом), существенно изменяют сферу занятости, впрочем, как и ценностно-одобряемые коммуникативные практики. Мигранты, иммигранты и беженцы образуют анклавы, внутри которых еще сохраняется этнический имидж, однако в среде принимающего социума идиостиль общения и коммуникативные коды запрограммированы на вежливо-официозное общение в профессиональном обслуживании, без продолжения коммуникации в более широком социально - информационном поле. Такое общение не связано со специфической культурной идентификацией
Таблица 1. Число и удельный вес публикациий, посвященных трудовой миграции в газетах с 01. 01.2016 по 30.05.2016 гг. на медиарынке Брянской области
Название газеты Число материалов о трудовой миграции(в %) Характер информации (в%)
Позитивная Негативная Нейтральная
Брянские факты 100 41,1 47,1 11,8
Брянский рабочий 100 0 71,2 28,8
Брянские новости 100 30 60 10
Итого 100 29,4 55,5 15,1
Коммуникативная практика «человека - статиста»
Коммуникативная практика «человека статиста» сродни практике мигранта, в поле зрения которого доминирует примитивное использование интернет - сети в ограниченном социально-медийном пространстве.
Характерные черты данной субкультуры -- повышенная тревожность, низкий уровень информированности о традиционных ценностях, превалирование ценностей материального характера над демократическими, высокий потенциальный риск трудового процесса приводят к росту теневой (нелегальной) миграции.
Сокращение нормативной определенности в коммуникативном поле мигрантов приводит к изменению социальных форм делового общения, лишенных «сущностного контента». Социальная форма общения вписывается в «нормальную аномии» (Кравченко С.А.) и приводит к дегуманизации социального взаимодействия. Вокруг мигрантов возникает ценностно-нормативный вакуум, сохранение локально-национального пространства приводит к образованию этнокода, основанного на принципах разнообразия, ценностно-культурный смысл делового общения подменяется тотальной симуляцией, культурным нивелированием, что преобразует культурный коммуникативный код мигрантов в норму социальной жизни.
Вторичный анализ данных контент-анализа СМИ [4] показал, что наибольшая доля миграционных проблем приходится на освещение в федеральной прес-
се: «Российская газета» - 25%, «Комсомольская правда» - 19,6%, региональная пресса - 21,4% (4).
Доля информационных сообщений касается в основном трудовых проблем. Аналитически представлена автором таблицей 2.
Таблица 2. Число и удельный вес публикаций, посвященных трудовой миграции в газетах с 01. 01.2013 по 30.06.2014гг1.
Название газеты Число номеров Публикации Удельный вес публикаций, посвященных трудовой миграции,%
Всего В том числе по трудовой миграции
Республика Башкортостан 357 4284 12 0,28
Молодёжная газета 75 2625 8 0,30
Российская газета 74 2664 14 0,52
Комсомольская правда 72 2520 11 0,43
Труд 72 2232 14 0,52
Вечерняя Уфа 298 3576 5 0,13
В целом объемы материалов о мигрантах незначительны и составляют менее 1% от числа публикаций. Таким образом, анализ проблемы не соответствует уровню ее актуальности, воспитание толерантного отношения к мигрантам находится не на должном уровне. Общественное мнение основано на ограниченном круге информационных материалов, в прессе недостаточно информации о национально - культурных этнических центрах, мероприятиях сотрудничества и дружбы, направленных на формирование толерантного взаимодействия, которое бы объединяло мигрантов и принимающее сообщество. Большинство статей посвящено негативному поведению мигрантов, практически не затрагивает проблем нелегального рынка труда, который является главным индикатором конфликтогенности.
Бездействие властей и отсутствие стратегий миграционной политики наталкивается на низкий потенциал ресурсов адаптации к реальному риску, имеющее место неравенство в потенциале ресурсов оставляет актуальным неудовлетворённость местного населения, и это ведёт к росту антимиграционных настроений с националистической окраской.
Необходимо отметить, что все рассматриваемые издания конструируют как положительный, вызывающий сочувствие образ беженца, с другой - зачастую формируют негативное отношение к представителям других национальностей бывшего СССР, которые, согласно материалам СМИ, негативно относятся к русским. Позиции изданий кардинально разнятся: журналистское сообщество делится на тех, кто «за» и тех, кто «против».
1 Актуальность проблем миграции автор исследует с помощью удельного веса по трудовой миграции в общем объеме публикаций СМИ методом мониторинга прессы. См.: Варганова О.Ф. «Образ трудового мигранта в федеральных и региональных СМИ» [4].
В целом, можно сказать, что в настоящее время медиа создают положительный образ миграции и отрицательный образ мигранта. Благодаря ликвидации дефицита рабочей силы смягчаются проблемы занятости; за счет спроса иностранных работников на услуги и товары стимулируется дополнительная занятость, создаются новые рабочие места и быстрее развивается инфраструктура; высококвалифицированные специалисты, которые получили образование за границей, приносят принимающим странам чистую прибыль, обеспечивая трудовые и интеллектуальные ресурсы без предварительных затрат на их создание и развитие; низкая стоимость рабочей силы приезжих в конечном результате увеличивает конкурентоспособность выпускаемой государством продукции; мигранты способствуют обогащению культуры принимающей страны новыми элементами, что приводит к развитию толерантности местного населения.
Дискурс по проблемам мигрантов имеет экономическую направленность, в то время как живые реальные люди — представители других культур и национальностей — вызывают раздражение и неприятие. Диверсификация позиций привела к тому, что радикальных антимиграционных высказываний в современных российских медиа практически нет, однако, количество текстов, в которых проявляется негативное отношение к мигрантам растет.
Коммуникативные практики мигрантов на описанном фоне представляются безликими, миграционные стереотипы не отличаются от сознательно конструируемых моделей коммуникации, которые направлены на сохранение этнической дистанции. Идиостили коммуникации в сознании россиян выделяют тип «среднеазиата», «бендеровца», «беженца» (выходцы из восточных районов Украины). На уровне коммуникативного взаимодействия данные идиостили выполняют две основных функции: конструктивно-интегративную и дезинтегративную.
Социологическое исследование этнической конфликтогенности в г. Брянске (2014 г.) «Социальное аутсайдерство молодежи в Белгородской области» (2006 г.) вскрыло причины, механизмы и социальные следствия экстремизма. Особенности этнической конфликтогенности нынешнего времени в России представляет совершенно новое молодое поколение, в среде которого имеют место максимализм и прагматизм, которые являются социальными факторами развития экстремизма и ксенофобии.
Молодежь наиболее остро реагирует на проявления социальной несправедливости. В частности, указанные социологические исследования подтвердили наличие именно этой тенденции современной российской реальности, выявили коммуникативные технологии, механизмы и социальные следствия экстремизма.
Источники
1. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года №114-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). 2002. №30. Ст. 3031.
2. О причинах возникновения в российском обществе ксенофобии и этнической нетерпимости и путях их преодоления (доклад подготовлен рабочей группой Подкомиссии Общественной
палаты по проблемам противодействия экстремизму, национализму и ксенофобии, 2007 год). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oprf.rU/structure/subcomissions/60//2421. -Системные требования: IBM PC; Internet Explorer. (дата обращения 05.05.16.)
3. См.: Стенограмма парламентских слушаний «Состояние и проблемы законодательного обеспечения противодействия экстремизму в молодежной среде». - 25 октября 2006г. Доклад председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.council.gov.ru/files/parliament_attend/54. doc. - Системные требования: IBM PC; Internet Explorer. (Дата обращения 05.05.16.).
4. Варганова О.Ф. Образ трудового мигранта в федеральных и региональных СМИ. (по результатам контент - анализа) // Социологическая наука и социальная практика. 2015. №3. С. 81- 93.
5. Гостенина В.И., Качалков А.Ю. и др. Транзитивное общество : социологическое исследование процесса управления // Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований. 2015. №1 (6), с. 149-164.
6. Гостенина В.И., Качалков А.Ю., Шилина С.А. Управленческий дискурс как технология социального взаимодействия субъекта власти и социума // Власть. 2015. №8, с128-133.
7. Дмитриев А.В. Конфликтогенность миграции: теоретические и практические проблемы. // Социологическая наука и социальная практика. 2015. №1. С. 16- 29.
8. Дмитриев А.В. Юг России: конфликтологическая экспертиза. М., 2010. 208с.
9. Кравченко С.А. «Нормальная аномия»: производство «ничто» // Социологическая наука и социальная практика. 2015. №3. С. 17-33.
10. Качалков А.Ю. Этническая конфликтогенность на экстремизма и методы урегулирования конфликтов. // Сборник научно - практических работ «Гражданское образование и воспитание: ценности и приоритеты». Брянск, 2014.
11. Кузнецов И.М. Мигранты в мегаполисе и провинции: вариативность реализации интеграционного материала. // Россия реформирующаяся. Ежегодник./ Отв. ред.М.К. Горшков. - вып. 7. - М.: Институт социологии РАН, 2008.
12. ЦЫнюш прюритети украУнськоУ реклами у ХХ1 ст. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uad.exdat.com/docs/index-751890.html?page=9#2. (Дата обращения 05.05.16.).
13. Материалы к курсу «Социология межэтнической толерантности». / Отв. Редактор Л.М. Дробижева. М., 2005, 157с.
14. Greene J. Community Policing in America: Changing The nature, Structure, and function of the police. Criminal Justice. 2000. Vol.3.
15. Erez, J.O.Finckenauer, P.R. Ibarra. Introduction: Policing a Multicultureal Societe. Police and Socitty.2003. Issue No. 7. P. 6.
16. McDonald, W. The Emerging Paradigm for Policing Multiethnic Societies: Glimpses from the American Experience. Police and Society. Israel National Police. The Community and Civil Guard Department, 2003. Issue No.7. P 237.
17. Bodriyar Zh. Society of consumption [e-resource] // Access mode: URL: http://development. placeforpeople.com/site_media/wizard/c (date of access 11.12.2016).
■ ■ ■ Communicative migration code: analysis of conflict
Kachalkov A.Yu.
KACHALKOV AleksandrYuryevich, assistant, Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky. Bryansk, Russian Federation. E-mail: [email protected].
Abstract:
The global nature of migration is indicated by growing contentious, migrantophobia and ethnophobia. It is expressed by collisions of different values, religion, norms of behavior and communicative culture of migrants and the host society.
Conflict interaction of migrants with the local population is predetermined by critical discourse, ambiguous assessment and mismatch tolerance values with the current codification of interaction of migrants and the local community. Intercultural communication correlates with the appearance of real competition and conflicts of social groups of the host society.
Communicative codification of migration practices, which developed in recent years in the conditions of the regulatory role of the state, needs to discourse analysis, characteristic of civil society.
Assessment of the Russian social reality in the context of critical discourse, typical of everyday life, with characteristic communicative interaction of the subjects of the media-space orients the critical discourse on subjects, which is identified by various communicative cultures. The analysis of critical discourse technology contributes to the formation of social cohesion.
Key words: ethnophobia, migrantophobia, tolerance, discourse analysis, the codification of communicative interaction, media space.
For citation: Kachalkov A.Yu. Communicative migration code: analysis of conflict. Communicology. Volume 5. No 2. Pp. 144-152 DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-2-144-152
References
1.Federal'nyj zakon «O protivodejstvii jekstremistskoj dejatel'nosti» ot 25 ijulja 2002 goda №114-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii (SZ RF). - 2002. - №30. - St. 3031[Federal law «On countering extremist activities» dated 25 July 2002 No. 114-FZ // collected legislation of the Russian Federation (Sz the Russian Federation). - 2002. - №30. - St. 3031] (In Russ.).
2.O prichinah vozniknovenija v rossijskom obshhestve ksenofobii i jetnicheskoj neterpimosti i putjah ih preodolenija (doklad podgotovlen rabochej gruppoj Podkomissii Obshhestvennoj palaty po problemam protivodejstvija jekstremizmu, nacionalizmu i ksenofobii, 2007 god). [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.oprf.ru/structure/subcomissions/60//2421. - Sistemnye trebovanija: IBM PC; Internet Explorer. (data obrashhenija 05.05.16.)[ On the causes in the Russian society is xenophobia and ethnic intolerance and ways to overcome them (report prepared by the working group of the sub-Commission of the Public chamber on problems of counteraction to extremism, nationalism and xenophobia, 2007). [Electronic resource]. Mode of access: http://www. oprf.ru/structure/subcomissions/60//2421. - System requirements: IBM PC; Internet Explorer. (accessed 05.05.16.)] (In Russ.).
3.Sm.: Stenogramma parlamentskih slushanij «Sostojanie i problemy zakonodatel'nogo obespechenija protivodejstvija jekstremizmu v molodezhnoj srede». - 25 oktjabrja 2006g. Doklad predsedatelja Soveta Federacii Federal'nogo Sobranija Rossijskoj Federacii. [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.council.gov.ru/files/parliament_attend/54.doc. - Sistemnye trebovanija: IBM PC; Internet Explorer. (Data obrashhenija 05.05.16.) [See: Transcript of the parliamentary hearings "State and problems of legal provision of counteraction to extremism in the youth environment". October 25, 2006. The report of the Chairman of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation. [Electronic resource]. Mode of access: http://www. council.gov.ru/files/parliament_attend/54.doc. System requirements: IBM PC; Internet Explorer. (Accessed 05.05.16.)] (In Russ.).
4.Varganova O.F. Obraz trudovogo migranta v federal'nyh i regional'nyh SMI. (po rezul'tatam kontent -analiza).// Sociologicheskaja nauka i social'naja praktika. 2015. №3. S. 81-93. [Varganova O. F. the Way of a migrant worker in Federal and regional media. (results of the content analysis).// Sociological science and social practice. 2015. No. 3. P. 81 - 93]. (In Russ.).
5.Gostenina V.I., KachalkovA.Ju. idr. Tranzitivnoe obshhestvo : sociologicheskoe issledovanie processa upravlenija // Ezhegodnik NII fundamental'nyh i prikladnyh issledovanij. - 2015. -№1 (6), s. 149-164.[ Gostenin V. I.,. Kachalkov A. Y Transitive society: a sociological study of the process of control // Yearbook of the Institute of fundamental and applied research. 2015. №1 (6), p. 149-164]. (In Russ.).
6.Gostenina V.I., Kachalkov A.Ju., Shilina S.A. Upravlencheskij diskurs kak tehnologija social'nogo vzaimodejstvija sub#ekta vlasti i sociuma. // Vlast' . - 2015. - №8, s. 128-133. [Gostenina V.I., Kachalkov A.Y, Shilina S.A. Management discourse as a technology of social interaction of authority and society. // Vlast'. 2015. No. 8. P. 128-133]. (In Russ.).
7.Dmitriev A.V. Konfliktogennost' migracii: teoreticheskie i prakticheskie problemy. // Sociologicheskaja nauka i social'naja praktika. 2015. №1. S. 16-29. [Dmitriev A. V. the conflict potential of migration: theoretical and practical problems. // Sociological science and social practice. 2015. No.1. P. 16-29]. (In Russ.).
8. Dmitriev A.V. Jug Rossii: konfliktologicheskaja jekspertiza. M.: Al'fa - M., 2010. 208 s. [Dmitriev A.V. The South of Russia: the conflictological expertise. Moscow. 2010. 208 p.]. (In Russ.).
9.Kravchenko S.A. «Normal'naja anomija»: proizvodstvo «nichto». // Sociologicheskaja nauka i social'naja praktika. - 2015. - №3. - S. 17-33. [Kravchenko S. A. the "Normal anomie": the production of "nothing"// Sociological science and social practice. 2015. No. 3. Pp. 17-33]. (In Russ.).
10. Kachalkov A.Ju. Jetnicheskaja konfliktogennost' na jekstremizma i metody uregulirovanija konfliktov. // Sbornik nauchno - prakticheskih rabot «Grazhdanskoe obrazovanie i vospitanie: cennosti i prioritety». Brjansk, 2014. [Kachalkov A. Y Ethnic conflicts to extremism and methods of conflict resolution. // Collection of scientific-practical work "Civic education: values and priorities." -Bryansk, 2014]. (In Russ.).
11.Kuznetsov I.M. Migranty v megapolise i provincii: variativnost' realizacii integracionnogo materiala. // Rossija reformirujushhajasja. Ezhegodnik./ Otv. red.M.K. Gorshkov. Vyp. 7. M., 2008. [Kuznetsov I. M. Migrants in the metropolis and the provinces: variations of implementation of integration of the material. // Russia]. Yearbook./ Ed. M. K. Gorshkov. Vol. 7. Moscow, 2008]. (In Russ.).
12.Cinnisni prioriteti ukrains'koi reklami u HHI st. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// uad.exdat.com/docs/index-751890.html?page=9#2. (Data obrashhenija 05.05.16.) [Value priorities of the Ukrainian advertising in the twenty-first century. [Electronic resource]. - Mode of access: http://uad.exdat.com/docs/index-751890.html?page=9#2. (Accessed 05.05.16.).].
13.Materialy k kursu «Sociologija mezhjetnicheskoj tolerantnosti». / Otv. Redaktor L.M. Drobizheva. M., 2005, 157s. [Materials for the course "Sociology of interethnic tolerance". / Ed. L.M. Drobizheva. Moscow. 2005, 157 p.]. (In Russ.).
14.Greene J. Community Policing in America: Changing The nature, Structure, and function of the police. Criminal Justice. 2000. Vol.3.
15.Erez, J.O.Finckenauer, P.R. Ibarra. Introduction: Policing a Multicultureal Societe. Police and Socitty.2003. Issue No. 7. P. 6.
16.McDonald, W. The Emerging Paradigm for Policing Multiethnic Societies: Glimpses from the American Experience. Police and Society. Israel National Police. The Community and Civil Guard Department, 2003. Issue No.7. P 237.
17.Bodriyar Zh. Society of consumption [e-resource] // Access mode: URL: http://development. placeforpeople.com/site_media/wizard/c (date of access 11.12.2016).