Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЙ ДЕМОНСТРАТИВ: сущность и виды'

КОММУНИКАТИВНЫЙ ДЕМОНСТРАТИВ: сущность и виды Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дискурс / коммуникативный демонстратив / демонстративная тональность речи / символ / эмфаза / самопрезентация / discourse / communicative demonstrativeness / demonstrative tone of speech / symbol / emphasis / self-presentation

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тисленкова Ирина Александровна

Статья посвящена анализу коммуникативного демонстратива, структурно-функциональной единицы коммуникативной демонстративности. Научная новизна работы определяется неизученностью данного феномена и его составляющих. Целью исследования является дефинирование понятия «коммуникативный демонстратив» и выявление его видов. Материалом исследования стали высказывания литературных персонажей из произведений А. Куприна, Л. Толстого, Ч. Диккенса, В. Дудинцева XIX–XX веков и героев художественных фильмов, содержащие коммуникативные демонстративы общим объемом 645 000 лексических единиц. Используются междисциплинарный подход и метод психолингвистического анализа речевой продукции коммуникантов. В результате исследования устанавливается, что коммуникативный демонстратив представляет собой декларативно-репрезентативную единицу демонстративной коммуникативной тональности, которая реализуется средствами семиотической полимодальности, отражает вариативность личной идентичности продуцента и используется для управления впечатлением о себе. Он связан с символической репрезентацией, структуру которой образуют обозначение, денотация и коннотация. Коммуникативные демонстративы указывают на социально-психологические характеристики коммуниканта, его душевное и эмоциональное состояние и социальный статус. Коммуникативные демонстративы имеют динамический характер: может меняться их форма или интерпретация с течением времени или изменением характерологических детерминант социокультурной ситуации. Определяются основные виды коммуникативных демонстративов: демонстративное действие, демонстративный образ, демонстративный объект, демонстративная идея и языковые демонстративы (лексические, синтаксические, фразеологические, паралингвистические и просодические). Подчеркивается, что коммуникативные демонстративы, усиленные эмфазой и средствами преувеличения, акцентируют адресату важную с точки зрения говорящего информацию об уникальности его личности. Полученные результаты могут быть использованы в курсе семиотики и психолингвистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE DEMONSTRATIVENESS: The Essence and Types

The article deals with the analysis of communicative demonstrativeness, which is a structural and functional unit of communicative demonstrativeness. The scientific novelty of the work is determined by the unexplored nature of this phenomenon and its components. The purpose of the study is to define the concept of “communicative demonstrativeness” and identify its types. The material of the study are the statements of literary characters from the works of A. Kuprin, L. Tolstoy, Ch. Dickens, V. Dudintsev and characters of feature films, containing communicative demonstrativeness with a total of 645,000 lexical units. An interdisciplinary approach and the method of psycholinguistic analysis of communicants’ speech production are used. As a result of the study it is established that communicative demonstrativeness is a declarative-representative unit of demonstrative communicative tone, which is realized by means of semiotic polymodality, reflects the variability of the personal identity of the producer and is used to manage the impression of the self. It is associated with symbolic representation, the structure of which is formed by denotation, denotation and connotation. Communicative demonstrativities indicate the socio-psychological characteristics of the communicant, his mental and emotional state and social status. Communicative demonstrativities is dynamic: and can change its form or interpretation with the passage of time or the change of charactersological determinants of the sociocultural situation. The main types of communicative demonstrativeness are defined as follows: demonstrative action, demonstrative image, demonstrative object, demonstrative idea and linguistic demonstratives (lexical, syntactic, phraseological, paralinguistic and prosodic). It is emphasized that communicative demonstrativeness, enhanced by emphases and means of exaggeration, accentuate to the addressee the information about the uniqueness of his/ her personality, which is important from the speaker’s point of view. The obtained results can be used in the course of semiotics and psycholinguistics.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЙ ДЕМОНСТРАТИВ: сущность и виды»

УДК 81.22 ББК 81.1

DOI: 10.31862/2073-9613-2024-2-458-467

КОММУНИКАТИВНЫМ ДЕМОНСТРАТИВ: сущность и виды

И .А. Тисленкова

.458

Аннотация. Статья посвящена анализу коммуникативного демонстратива, структурно-функциональной единицы коммуникативной демонстративности. Научная новизна работы определяется неизученностью данного феномена и его составляющих. Целью исследования является дефинирование понятия «коммуникативный демонстратив» и выявление его видов. Материалом исследования стали высказывания литературных персонажей из произведений А. Куприна, Л. Толстого, Ч. Диккенса, В. Дудинцева Х1Х-ХХ веков и героев художественных фильмов, содержащие коммуникативные демонстративы общим объемом 645 000 лексических единиц. Используются междисциплинарный подход и метод психолингвистического анализа речевой продукции коммуникантов. В результате исследования устанавливается, что коммуникативный демонстратив представляет собой декларативно-репрезентативную единицу демонстративной коммуникативной тональности, которая реализуется средствами семиотической полимодальности, отражает вариативность личной идентичности продуцента и используется для управления впечатлением о себе. Он связан с символической репрезентацией, структуру которой образуют обозначение, денотация и коннотация. Коммуникативные демонстративы указывают на социально-психологические характеристики коммуниканта, его душевное и эмоциональное состояние и социальный статус. Коммуникативные демонстративы имеют динамический характер: может меняться их форма или интерпретация с течением времени или изменением характерологических детерминант социокультурной ситуации. Определяются основные виды коммуникативных демонстративов: демонстративное действие, демонстративный образ, демонстративный объект, демонстративная идея и языковые демонстративы (лексические, синтаксические, фразеологические, паралингвисти-ческие и просодические). Подчеркивается, что коммуникативные демонстративы, усиленные эмфазой и средствами преувеличения, акцентируют адресату важную с точки зрения говорящего информацию об уникальности его личности. Полученные результаты могут быть использованы в курсе семиотики и психолингвистики.

Ключевые слова: дискурс, коммуникативный демонстратив, демонстративная тональность речи, символ, эмфаза, самопрезентация.

Для цитирования: Тисленкова И.А. Коммуникативный демонстратив: сущность и виды // Преподаватель XXI век. 2024. № 2. Часть 2. С. 458-467. Б01: 10.31862/20739613-2024-2-458-467

© Тисленкова И. А., 2024

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

COMMUNICATIVE DEMONSTRATIVENESS: The Essence and Types ■ I.A. Tislenkova

Abstract. The article deals with the analysis of communicative demonstrativeness, which is a structural and functional unit of communicative demonstrativeness. The scientific novelty of the work is determined by the unexplored nature of this phenomenon and its components. The purpose of the study is to define the concept of "communicative demonstrativeness" and identify its types. The material of the study are the statements of literary characters from the works of A Kuprin, L. Tolstoy, Ch. Dickens, V. Dudintsev and characters of feature films, containing communicative demonstrativeness with a total of 645,000 lexical units. An interdisciplinary approach and the method of psycholinguistic analysis of communicants' speech production are used. As a result of the study it is established that communicative demonstrativeness is a declarative-representative unit of demonstrative communicative tone, which is realized by means of semiotic polymodality, reflects the variability of the personal identity of the producer and is used to manage the impression of the self. It is associated with symbolic representation, the structure of which is formed by denotation, denotation and connotation. Communicative demonstrativities indicate the socio-psychological characteristics of the communicant, his mental and emotional state and social status. Communicative demonstrativities is dynamic: and can change its form or interpretation with the passage of time or the change of charactersological determinants of the sociocultural situation. The main types of communicative demonstrativeness are defined as follows: demonstrative action, demonstrative image, demonstrative object, demonstrative idea and linguistic demonstratives (lexical, syntactic, phraseological, paralinguistic and prosodic). It is emphasized that communicative demonstrativeness, enhanced by emphases and means of exaggeration, accentuate to the addressee the information about the uniqueness of his/ her personality, which is important from the speaker's point of view. The obtained results can be used in the course of semiotics and psycholinguistics.

459

Cite as: Tislenkova I.A. Communicative Demonstrativeness: The Essence and Types. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2024, No. 2, part 2, pp. 458-467. DOI: 10.31862/2073-9613-2024-2-458-467

Человек непрерывно заявляет о своем существовании на протяжении всей жизни, что помогает ему получить признание бытия его личности и владеть вниманием окружающих. Самораскрытие во внешнем мире осуществляется участником взаимодействия для подтверждения его реального присутствия в мире [1].

Интерактант предъявляет свою самобытность посредством символически-знаковой системы коммуникативной демонстративности, единицей которой выступает коммуникативный демонстратив. Коммуникативная демонстративность служит средством се-миотизации личности продуцента речи, отражая внутреннее ощущение его ценности и оценку себя в своих разнообразных проявлениях [2].

Демонстративность пронизывает самоподачу человека, проявляясь в типичных разновидностях в зависимости от целей и ситуации взаимодействия. Исходя из концепции

Keywords: discourse, communicative demonstrativeness, demonstrative tone of speech, symbol, emphasis, self-presentation.

экзистенциального психоанализа Ж.-П. Сартра, выявляющего особенности психологии говорящего путем наблюдения за вариативностью их проявления, коммуникативные демонстративы рассматриваются как внешняя манифестация экзистенции продуцента речи в связи с тем, что они обладают корреляцией между особенностями коммуниканта и его внутренним миром [3].

Субъект социокультурной жизни в полном объеме выражается в своих словах, действиях, движениях, мимике и может реконструироваться по их анализу [4]. Актуализация экзистенции, согласно работам известного швейцарского психолога Медарда Босса, возможна непосредственно в системе отношений с другими коммуникантами или объектами, включенными в жизнь человека [5, с. 9]. К. Ясперс указывает, что любой конкретный коммуникативный демонстратив является экзи-стенциалом [6]. Образ отдельно взятого человека создается совокупностью демон-стративов, необходимыми чертами человеческого существования, раскрывающими его внутреннее наполнение [7].

Благодаря коммуникативным демонстративам, носящим устойчивый характер, говорящие понимают друг друга мгновенно [5].

Коммуникативные демонстративы, знаки феноменов психической жизни, представляют собой тексты, предполагающие их восприятие и раскодирование [8].

Научная новизна исследования определяется неизученностью феномена коммуникативной демонстративности и ее составляющих.

Целью данной статьи стало раскрытие понятия коммуникативного демонстратива и выявить его виды. В качестве методов в процессе работы использовались междисциплинарный подход и метод психолингвистического анализа речевой продукции коммуникантов. А основным материалом статьи послужили высказывания литературных персонажей из произведений А. Куприна, Л. Толстого, Ч. Диккенса, В. Дудинцева XIX-XX веков (645 000 лексических единиц), а также героев художественных фильмов 1958, 1985 и 1992 годов, содержащие коммуникативные демонстративы (230 минут).

460 Рассмотрим основные результаты исследования и их обсуждение. Основываясь на определениях коммуникативной категории, представленных в научной литературе, демонстративность дефинируется как структурно-образующая коммуникативная категория спектрального типа: тональность, определяющая процесс речевой интеракции и реализующая функции самоподачи и воздействия на эмоции и чувства адресата.

В ядро демонстративности входят самопрезентация, акцентированность и преувеличение [9-11]. Периферию составляют хвастовство, лицемерие, обман, исключительность, нарочитость, самохвальство, эгоизм, умышленность, подчеркнутость, протест, угроза, неприязнь, запугивание, ухаживание, доказательство, импульсивность, аффект [11; 12]. Перечисленные структурные элементы коммуникативной демонстративности служат ее маркерами в речи. Демонстративная тональность функционирует в вербальных и невербальных единицах личностно- и статусно-ориентированной коммуникации: суждениях, речевых стратегиях и речеповеденческих стереотипах [13].

Так как коммуникативная демонстративность служит средством объективации и трансляции смысла, она рассматривается в качестве универсальной составляющей знака [14]. В знаках объекты речемыслительной деятельности человека — явления действительности, идеи, взаимосвязи, феномены — получают свое вербальное и невербальное выражение [15].

Демонстративность бывает вербальной и невербальной (биологической, физической, химической и механической) [16].

Знаково-символическая природа коммуникативного демонстратива. Коммуникативный демонстратив является символом, т. е. знаком особого рода. Он связан с символической репрезентацией, структуру которой образуют обозначение, денотация и коннотация. Означающее связано с означаемым ассоциативной связью, благодаря чему одно в определенной форме напоминает другое. В результате субъективной интерпретации символ рождает представление о конкретном объекте или явлении. По мнению И.В. Черепанова, в символической репрезентации каждый отдельный денотат обладает своей коннотацией [17, с. 62]. Символы связываются между собой через семантическое содержание [18].

Реципиент интерпретирует символ, раскрывая его значение, единство означающего и означаемого, затем соединяет их в целостную семантическую структуру. Пересечение ассоциативных полей означающего и означаемого создает интерпретативное поле, в котором смысл символа может приобретать разные варианты оформления. Символическая репрезентация раскрывает посыл говорящего в образной форме коммуникативного демонстратива.

Понятие коммуникативного демонстратива. Коммуникативный демонстратив — это декларативно-репрезентативная единица коммуникативного акта демонстративной тональности, выражаемая средствами семиотической полимодальности, отражающая вариативность личной идентичности продуцента и используемая для управления впечатлением о себе.

Коммуникативные демонстративы указывают на социально-психологические характеристики коммуниканта, его душевное и эмоциональное состояние и социальный статус.

Коммуникативные демонстративы имеют динамический характер: может меняться их форма или интерпретация с течением времени или изменением характерологических детерминант социокультурной ситуации.

Коммуникативные демонстративы создаются отдельными личностями и имеют ^ВД уникальный характер. Несмотря на это, многие из них быстро становятся стереотипными, а затем шаблонными формами самовыражения, т. к. мышление человека основывается на общепринятых образцах поведения и типизированных эмоциональных реакциях. Некритичное использование коммуникативных демонстративов лишает человека внутренней свободы самоопределения и делает зависимым от общественных штампов и социальных ярлыков. Например, подросток может отождествить себя с образом «К-рор айдола», и тогда он будет перенимать коммуникативные демонстративы своего кумира, считая их своими, формировать свои поведенческие реакции и стиль жизни по чужому образцу [17].

Функциональная доминанта коммуникативного демонстратива заключается в актуализации ведущего механизма дискурса — знаковой координации взаимодействия коммуникантов.

Коммуникативными демонстративами могут выступать действия, явления, предметы, понятия, слова, тексты, изображения, звуки, т. к. они имеют символическое значение и используются человеком для утверждения себя в отношениях с другими, обозначения своего статуса, приверженности определенным символическим структурам [19].

На основании изложенного, мы определяем виды коммуникативных демонстрати-вов: демонстративное действие, демонстративный образ, демонстративный объект, демонстративная идея и языковые демонстративы (лексические, синтаксические, фразеологические, паралингвистические и просодические).

Рассмотрим некоторые из них на примерах.

Виды коммуникативных демонстративов. Демонстративное действие — это коммуникативный демонстратив, заключающийся в произвольном экспрессивном поступке, рассчитанном на интенсивное внимание к своему эмоциональному состоянию, внутреннему миру и важным для личности качествам. Например,

(1) На террасу из внутренних комнат выскочил как бомба, издавая пронзительные крики, мальчик лет восьми или десяти <...> ни на секунду не прекращая своего визга, с разбегу повалился животом на каменный пол, быстро перекатился на спину и с сильным ожесточением принялся дрыгать руками и ногами во все стороны. Взрослые засуетились вокруг него. <...>.

- Ах, Трилли, ах, боже мой!.. Ангел мой, я умоляю тебя. Послушай же, мама тебя умоляет. Ну, прими же, прими лекарство; увидишь, тебе сразу-сразу станет легче: и животик пройдет, и головка [20].

В примере (1) мальчик активно выражает свой протест, акцентируя внимание взрослых на собственных страданиях при помощи демонстративных действий показной истерики: крика, визга, катания по полу, дрыгания и размахивания руками и ногами.

(2) «Нет, я не дам тебе мучать себя», — подумала она, обращаясь с угрозой не к нему, не к самой себе, а к тому, кто заставлял ее мучаться, и пошла по платформе мимо станции <...> «Туда! — говорила она себе, глядя в тень вагона, на смешанный с углем песок, которым были засыпаны шпалы, — туда, на самую середину, и я накажу его и избавлюсь от всех и от себя» <.> она откинула красный мешочек и, вжав в плечи голову, упала под вагон <.> [21].

462 В ситуации (2) коммуникативный демонстратив-действие (упала под вагон) актуализирует гнев героини по отношению к предавшему ее возлюбленному, желание отомстить, предать огласке случившееся и вызвать обсуждение в обществе.

(3) Огромное количество земли перебрасывает, понимаешь, справа налево. Ну, тут я и выступил. Выступил и всех удивил. Я вообще люблю удивлять, товарищи. Я сказал: «Нельзя! Нельзя землю взрывать (наклоняется и берет горсть сухой земли). Это же земля! Она же живая! Она же пужается! Она же перестает рожать! <...> Ну, вот, товарищи, вот это вот и есть наша лаборатория (разводит руки в стороны, показывая на поле). Присаживайтесь. Не стесняйтесь (слушатели садятся на землю). Помню, в детстве на огороде встретил я старика, товарищи. Он губами вот так делал (жует): зубов не было. Я говорю: «Что ты кушаешь, дедушка?» «А землю, — говорит, — кушаю». Я говорю: «Дедушка, она же грязная, в ней же — черви!» «Сам ты червь», — озлился он. «Нет ничего чище земли. Запомни это!» «Как так?» «А вот так!» Взял он землю (академик кладет в рот пригоршню земли, жует), товарищи, и проглотил. Да-да, проглотил. И вот с тех пор, с той самой минуты и захватила меня земля, и повела к вершинам науки, товарищи! (разводит руки в стороны, окидывая взглядом землю). Вот так, господа академики. А теперь встали и пошли по матушке-Земле дальше (8.47 мин. - 10.39 мин.) [22].

В отрывке речи (3) академик Рядно проводит встречу с деятелями сельскохозяйственной науки не в аудитории вуза, а непосредственно в поле. Он воздействует на чувства слушателей через демонстративное действие (академик кладет в рот пригоршню земли, жует). Данное перформативное действие подчеркивает «народность» академика, его простоту, природную одаренность.

Демонстративный образ — это коммуникативный демонстратив, основанный на эксцентричном внешнем виде, включающем крайне необычную одежду, обувь, прическу, макияж, татуировки, украшения производящие сильное впечатление с целью интенсивной самоподачи и принуждения адресата к признанию своей значимости. Например,

(4) Я увидел, что невеста в подвенечном уборе завяла, так же как самый убор и цветы, и ярким в ней остался только блеск ввалившихся глаз. Я увидел, что платье, когда-то облегавшее стройный стан молодой женщины, теперь висит на иссохшем теле, от которого осталась кожа да кости <...> Теперь скелет и восковая фигура, казалось, обрели темные глаза, которые жили и смотрели на меня. <...>

— Ты не боишься женщины, которая за все время, что ты живешь на свете, ни разу не видала солнца? <.. .>

— Что это у меня?

— Сердце.

— Разбитое!

Она выговорила это слово горячо, настойчиво, с загадочной, точно горделивой улыбкой <...> Мисс Хэвишем сидела, глядя на нас, подобная трупу <...> [23].

В примере (4) коммуникативным демонстративом служит демонстративный образ (подвенечное платье), который мисс Хэвишем выбрала для публичной трансляции своего горя и опустошенности после того, как ее жених сбежал из-под венца, когда она была молодой. С момента несостоявшейся свадьбы богатая старая дева не выходит из дома, живет без солнечного света, подчеркнуто носит свадебный наряд. Убранство ее дома: несъеденные в тот день свадебные угощения, фата и украшения, которые она не успела надеть, лежащие на праздничном столе, и часы, остановленные на времени церемонии, — все это также рассчитано на понуждение реципиента сочувствовать ее положению, и утверждение собственной нравственной безупречности в глазах окружающих.

Демонстративная просодия — это коммуникативный демонстратив, который строится на основе подчеркнуто измененных характеристик голоса (тона, тембра, темпа речи и паузации), отражающий преувеличенные эмоции для маскировки истинных чувств говорящего. Например,

(5) - Целая история! Мой мужик-то, душа из него вон.Изменник оказался ... Жени-ился!

Есть у некоторых врачей манера говорить с больными — громкий голос, бодрый тон, шутки. Мол, ничего страшного не случилось. А тут больная, да еще сильно обиженная разговаривала со здоровым человеком таким же докторским веселым тоном, чтобы, чего доброго, не вздумали ее жалеть. — Женился, паразит! Мужичья природа [24].

В примере (5) героиня, в прошлом ведущая актриса театра, оставшаяся парализованной из-за аборта, на котором настоял ее будущий жених, рассказывает о его свадьбе средствами демонстративной просодии, реализуемой типичными для оптимистически настроенного человека свойствами речи: громким голосом, бодрым

461

тоном, шутками (мужичья природа), произнесением слов нараспев (Жени-ился!). Данный вид коммуникативного демонстратива используется для сокрытия острого чувства обиды.

Демонстративный объект — вид коммуникативного демонстратива, представляющий собой предмет, используемый в качестве невербального средства самопредъявления. Например,

(6) Барон де Кравильяк: Я подарок приготовил для прекрасной Теодоры!

(Снимает покрывало с портрета, на котором изображен мистер Икс в маске).

Теодора: Мне непонятно в чем секрет, зачем подарен мне портрет? <.>

Все: Ее жених — сам мистер Икс!

Барон де Кравильяк: Вас ждет весьма почетный брак! Я отомщен, и я горжусь! Принцессой цирка вас все назовут! Стал вашим избранником шут!

Теодора: <...> Вы не смутите меня, барон, и ваша месть мне не страшна, напротив, мне она смешна!

Барон де Кравильяк: Вы со смехом отказались от двадцати предложений барона Га-стона де Кравельяка и с восторгом приняли первое — циркового клоуна... Отныне ваш графский герб — шутовской колпак и погремушка... (1.14.00 мин. - 1.15.07 мин.) [25].

Фрагмент речи барона де Кравильяка (6) содержит коммуникативный демонстратив — демонстративный подарок, портрет своего соперника мистера Икса в цирковом костюме, который он в присутствии членов высшего общества преподносит Теодоре. Демонстративный атрибут помогает говорящему заострить внимание реципиентов на своем недосягаемо высоком социальном статусе: знатности и богатстве, одновременно унизив свою избранницу.

Лексико-синтаксические, фразеологические и паралингвистические демонстративы функционируют в речевых ситуациях положительной или отрицательной самопрезентации. Например,

(7) Я очень обаятельная и привлекательная. Я жутко нравлюсь мужчинам.

464 Они просто от меня без ума (28.56 мин. - 29.03 мин.) [26].

В примере (7) продуцент употребляет лексические демонстративы, выраженные мелиоративными гиперболизированными эпитетами (очень обаятельная и привлекательная), глаголом с положительной коннотацией (нравлюсь) и фразеологизмом (от меня без ума), усиленными наречиями (очень, жутко, просто) для выражения самопринятия и высокой оценки себя.

Таким образом, коммуникативный демонстратив представляет собой декларативно-репрезентативную единицу демонстративной коммуникативной тональности, которая реализуется средствами семиотической полимодальности, отражает вариативность личной идентичности продуцента и используется для управления впечатлением о себе.

Основными видами коммуникативных демонстративов являются демонстративное действие, демонстративный образ, демонстративный объект, демонстративная идея и языковые демонстративы (лексические, синтаксические, фразеологические, пара-лингвистические и просодические).

Коммуникативные демонстративы, усиленные эмфазой и средствами преувеличения, акцентируют адресату важную с точки зрения говорящего информацию об уникальности его личности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Harvey, J., Boynton, K. Self-Disclosure and Psychological Resilience: The Mediating Roles of Self-Esteem and Self-Compassion // Interpersona: An International Journal on Personal Relationships. 2021. Vol. 15. No. 1. P. 90-104. URL: https://doi.org/10.5964/ijpr.4533 (дата обращения: 21.08.2023).

2. Донскова, Л.А. Язык как основа самоидентификации личности (на примере англоязычного общества) // Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук: от теории к практике. Чебоксары: Среда, 2023. С. 16-17.

3. Махаматов, Т.М. Диалектика экзистенциальной сущности индивида // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 23. № 1. С. 80-90.

4. Сорокина, А.И. Коммуникативная личность: языковой, дискурсивный и коммуникативный аспекты // Вестник Калужского университета. Серия 2: Исследования по филологии. 2023. № 1. С. 44-51.

5. Гуревич, П.С. «Высвечивание» человека: экзистенциальный психоанализ Медарда Босса // Философская антропология. 2020. Т. 6. № 2. С. 6-24.

6. Лебедь, Е.С. Память и формирование личностной идентичности в экзистенциальной философии Карла Ясперса // Tempus et Memoria. 2023. Т. 4. № 1. С. 15-20.

7. Кобзарева, И.И., Прилепских, О.С., Гончаров, А.С. Проблема дазайн-анализа в экзистенциальной психологии // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-1. С. 364-367.

8. Фрейд, З. Введение в психоанализ. СПб.: Азбука, 2022. 480 с.

9. Идеографический словарь русского языка. URL: https://rus-ideographic-dict.slovaronline.com/ (дата обращения: 21.08.2023).

10. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений / под ред. Н.М. Абрамова. URL: https://synonym.slovaronline.com/ (дата обращения: 21.08.2023).

11. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. URL: https:// psychological.slovaronline.com/ (дата обращения: 21.08.2023).

12. Словарь ассоциаций. Онлайн Слово. URL: https://www.onlineslovo.ru/ (дата обращения: 21.08.2023).

13. Бычковская, А.В., Шевцова, А.К. Вербализация коммуникативной категории грубости в ан- 465 глоязычной интернет-дискуссии // Язык, культура, ментальность: проблемы и перспективы филологических исследований. Сборник IV Международной научной конференции. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. С. 29-35.

14. Зенкин, С.Н. Семиотика культуры: учебное пособие. М.: ВШЭ, 2023. 176 c.

15. Коротких, С.В. Взаимодействие вербальных и невербальных средств коммуникации в эмпатий-ных речевых актах // Иностранные языки: лингвистика и межкультурная коммуникация: материалы 59-й Международной научной студенческой конференции. Новосибирск, 2021. С. 47-48.

16. Горелов, А.А., Горелова, Т.А. Основы философии. М.: КноРус, 2022. 228 с.

17. Черепанов, И.В. Семиотическая структура символа и ее влияние на самоидентификацию личности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. Т. 2. № 4. С. 142-150.

18. Тиллаева, М.Я., Холмирзаева, Э. Язык и речь // Новости образования: исследование в XXI веке. 2023. Т. 1. № 8. С. 386-395.

19. Махсудова, У. Основные черты семантико-когнитивного подхода к языку // European Journal of Interdisciplinary Research and Development. 2022. Т. 3. С. 138-142.

20. Куприн, А.И. Белый пудель. 1903. URL: https://kartaslov.ru/русская-классика/Куприн_А_И/ Белый_пудель/3#p45 (дата обращения: 20.08.2023).

21. Толстой, Л.Н. Анна Каренина. 1877. URL: https://kartaslov.ru/русскаяклассика/Толстой_Л_Н/ Анна_Каренина/220#p7117 (дата обращения: 20.08.2023).

22. Белые одежды. Серия 1 (видеозапись фильма) / реж. Л. Белозорович. Беларусьфильм, 1992.

23. Диккенс, Ч. Большие надежды. 1860. URL: https://www.weblitera.com/book/?id=46&lng=2&ch=8&l=] (дата обращения: 20.08.2023).

24. Дудинцев, В.Д. Белые одежды. 1987. URL: https://rb.rbook.club/book/8461278/read/page/29/ (дата обращения: 20.08.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Мистер Икс (видеозапись фильма) / реж. Ю. Хмельницкий. Ленфильм, 1958.

26. Самая обаятельная и привлекательная (видеозапись фильма) / реж. Г. Бежанов. Мосфильм, 1985.

REFERENCES

1. Harvey, J., Boynton, K. Self-Disclosure and Psychological Resilience: The Mediating Roles of Self-Esteem and Self-Compassion, Interpersona: An International Journal on Personal Relationships, 2021, vol. 15, No. 1, pp. 90-104. Available at: https://doi.org/10.5964/ijpr.4533 (accessed: 20.08.2023).

2. Donskova, L.A. Yazyk kak osnova samoidentifikacii lichnosti (na primere angloyazychnogo obshchestva) [Language as the Basis of Personal Self-Identification (On the Example of an English-Speaking Society). In: Aktualnye voprosy gumanitarnyh i socialnyh nauk: ot teorii k praktike [Topical Issues of the Humanities and Social Sciences: From Theory to Practice]. Cheboksary, Sreda, 2023, pp. 16-17. (in Russ.)

3. Mahamatov, T.M. Dialektika ekzistencialnoj sushchnosti individa [Dialectics of the Existential Essence of the Individual], Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federalnogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i socialnye nauki = Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanities and Social Sciences, 2023, vol. 23, No. 1, pp. 80-90. (in Russ.)

4. Sorokina, A.I. Kommunikativnaya lichnost: yazykovoj, diskursivnyj i kommunikativnyj aspekty [Communicative Personality: Linguistic, Discursive and Communicative Aspects], Vestnik Kaluzhskogo universiteta. Seriya 2: Issledovaniya po filologii = Bulletin of the Kaluga University. Series 2: Studies in Philology, 2023, No. 1, pp. 44-51. (in Russ.)

5. Gurevich, P.S. "Vysvechivanie" cheloveka: ekzistencialnyj psihoanaliz Medarda Bossa 466 ["Highlighting" a Person: The Existential Psychoanalysis of Medard Boss], Filosofskaya

antropologiya = Philosophical Anthropology, 2020, vol. 6, No. 2, pp. 6-24. (in Russ.)

6. Lebed, E.S. Pamyat i formirovanie lichnostnoj identichnosti v ekzistencialnoj filosofii Karla Yaspersa [Memory and the Formation of Personal Identity in the Existential Philosophy of Karl Jaspers], Tempus et Memoria, 2023, vol. 4, No. 1, pp. 15-20. (in Russ.)

7. Kobzareva, I.I., Prilepskih, O.S., Goncharov, A.S. Problema dazajn-analiza v ekzistencialnoj psihologii [The Problem of Dasein Analysis in Existential Psychology], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of Modern Pedagogical Education, 2022, No. 76-1, pp. 364-367. (in Russ.)

8. Freud, Z. Vvedenie v psihoanaliz [Introduction to Psychoanalysis]. St. Petersburg, Azbuka, 2022, 480 p. (in Russ.)

9. Ideograficheskij slovar russkogo yazyka [Ideographic Dictionary of the Russian Language]. Available at: https://rus-ideographic-dict.slovaronline.com/ (accessed: 21.08.2023). (in Russ.)

10. Slovar russkih sinonimov i skhodnyh po smyslu vyrazhenij [Dictionary of Russian Synonyms and Expressions Similar in Meaning], ed. by N.M. Abramov. Available at: https://synonym.slovaronline. com/ (accessed: 21.08.2023). (in Russ.)

11. Bolshoj psihologicheskij slovar [The Great Psychological Dictionary], ed. by B.G. Meshcheiyakov, V.P. Zinchenko. Available at: https://psychological.slovaronline.com/ (accessed: 21.08.2023). (in Russ.)

12. Slovar associacij. Onlajn Slovo [Dictionary of Associations. Online Word]. Available at: https:// www.onlineslovo.ru/ (accessed: 21.08.2023). (in Russ.)

13. Bychkovskaya, A.V., Shevcova, A.K. Verbalizaciya kommunikativnoj kategorii grubosti v angloyazychnoj internet-diskussii [Verbalization of the Communicative Category of Rudeness in the English-Language Internet Discussion]. In: Yazyk, kultura, mentalnost: problemy i perspektivy filologicheskih issledovanij [Language, Culture, Mentality: Problems and Prospects of Philological Research: Collection of the IV International Scientific Conference]. Kursk, Yugo-Zapadnyj gosudarstvennyj universitet, 2022, pp. 29-35. (in Russ.)

14. Zenkin, S.N. Cemiotika kultury [Semiotics of Culture: Textbook]. Moscow, Vysshaya shkola ekonomiki, 2023, 176 p. (in Russ.)

15. Korotkih, S.V. Vzaimodejstvie verbalnyh i neverbalnyh sredstv kommunikacii v empatijnyh rechevyh aktah [Interaction of Verbal and Non-Verbal Means of Communication in Empathic Speech Acts]. In: Inostrannye yazyki: lingvistika i mezhkulturnaya kommunikaciya [Foreign Languages: Linguistics and Intercultural Communication: Materials of the 59th International Scientific Student Conference]. Novosibirsk, 2021, pp. 47-48. (in Russ.)

16. Gorelov, A.A., Gorelova, T.A. Osnovy filosofii [Fundamentals of Philosophy]. Moscow, KnoRus, 2022, 228 p. (in Russ.)

17. Cherepanov, I.V. Semioticheskaya struktura simvola i ee vliyanie na samoidentifikaciyu lichnosti [Semiotic Structure of a Symbol and Its Influence on Self-Identification of a Personality], Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina = Bulletin of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin, 2011, vol. 2, No. 4, pp. 142-150. (in Russ.)

18. Tillaeva, M.Ya., Holmirzaeva, E. Yazyk i rech [Language and Speech], Novosti obrazovaniya: issledovanie v XXI veke = News of Education: Research in the XXI Century, 2023, vol. 1, No. 8, pp. 386-395. (in Russ.)

19. Mahsudova, U. Osnovnye cherty semantiko-kognitivnogo podhoda k yazyku [The Main Features of the Semantic-Cognitive Approach to Language], European Journal of Interdisciplinary Research and Development, 2022, vol. 3, pp. 138-142. (in Russ.)

20. Kuprin, A.I. Belyj pudel [The White Poodle, 1903]. Available at: https://kartaslov.ru/russkaya-klassika/Kuprin_A_I/Belyj_pudel/3#p45 (accessed: 20.08.2023). (in Russ.)

21. Tolstoj, L.N. Anna Karenina [Anna Karenina, 1877]. Available at: https://kartaslov.ru/ russkayaklassika/Tolstoj_L_N/Anna_Karenina/220#p7117 (accessed: 20.08.2023). (in Russ.)

22. Belye odezhdy. Seriya 1 (videozapis filma) [White Clothes. Episode 1 (Video Recording of the Film)], directed by L. Belozorovich. Belarusfilm, 1992. (in Russ.)

23. Dikkens, Ch. Bolshie nadezhdy [Great Hopes, 1860]. Available at: https://www.weblitera.com/ book/?id=46&lng=2&ch=8&l=] (accessed: 20.08.2023). (in Russ.)

24. Dudintsev, V.D. Belye odezhdy [White Clothes, 1987]. Available at: https://rb.rbook.club/ book/8461278/read/page/29/ (accessed: 20.08.2023). (in Russ.)

25. Mister Iks (videozapis filma) [Mr. X (Video Recording of the Film)], directed by Y. Khmelnitsky. Lenfilm, 1958. (in Russ.)

26. Samaya obayatelnaya i privlekatelnaya (videozapis filma) [The Most Charming and Attractive (Video Recording of the Film)], directed by G. Bezhanov. Mosfilm, 1985. (in Russ.)

467_

Тисленкова Ирина Александровна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра «Иностранные языки», Волгоградский государственный технический университет, tislenkova@bk.ru

Irina A. Tislenkova, PhD in Philology, Associate Professor, Foreign Languages Department, Volgograd State Technical University, tislenkova@bk.ru

Статья поступила в редакцию 20.12.2023. Принята к публикации 26.01.2024 The paper was submitted 20.12.2023. Accepted for publication 26.01.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.