Научная статья на тему 'Коммуникативный аспект лидерства'

Коммуникативный аспект лидерства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2226
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Печенкин Павел Анатольевич

Освещаются взгляды зарубежных исследователей лидерства относительно процессов коммуникации, как основы эффективного лидерства. Анализируются характеристики взаимодействия различных субъектов организационных процессов, обусловленных отношениями влияния и подчинения. Выделяются необходимые условия эффективного взаимодействия лидера и последователей. Особое внимание уделяется таким видам лидерской коммуникации как инновационная, ориентационная и стимулирующая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative aspect of the leadership

The article is about some features of communication process in social group, which are shown through a prism of specificity of its basic subject -the leader of the group. The article deals with the views of foreign researchers of leadership concerning processes of communication as the base of effective leadership. Characteristics of interaction of various subjects of the organizational processes caused by relation of influence and submission are analyzed. Necessary conditions of effective interaction of the leader and the followers are allocated. The special attention is given to innovative, focusing and stimulating kinds of the leader's communication.

Текст научной работы на тему «Коммуникативный аспект лидерства»

ББК; 71.05 П. А. ПечвНКиН

УДК: 008

КОММУНИКАТИВНЫМ АСПЕКТ ЛИДЕРСТВА

В самом общем смысле понятие коммуникации определяется как взаимодействие двух или нескольких субъектов, при котором между ними происходит обмен какой-либо информацией. Это определяет многогранность проявлений коммуникации во всевозможных социальных отношениях, в том числе между людьми как субъектами организационных процессов, В свою очередь, любая организация может рассматриваться не только как совокупность множества взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, таких как цели, задачи, материальные ресурсы, структура управления, но и как социальная группа, состоящая из определенного количества ее членов и имеющая своего лидера. Следовательно, процесс лидерства можно понимать как часть коммуникативного процесса в организации или группе.

Несомненно, лидерство представляет собой сложный социокультурный феномен, проявляющийся не только в организационных процессах в системе социального управления, но выбранные нами теоретические рамки данной статьи, позволяют особое внимание уделить именно этой его стороне.

Некоторые зарубежные исследователи лидерства рассматривают данный феномен как результат внутригрупповой коммуникации. Суть данного процесса заключается в том, что лидеры на основе плодотворного взаимодействия с членами группы объединяют вокруг себя людей, почувствовавших личную потребность и заинтересованность именно в данном лидере. Они придерживаются его ценностных установок, программ деятельности, предлагаемых целей и методов их достижения. К тому же эти люди (последователи) находят определенное удовлетворение от самого процесса следования таким установкам.

Э. Богардус считал, что лидерство представляет собой особенный коммуникационный процесс, будучи субъектом которого лидер способен таким образом повлиять на людей, так простимулировать их, что они сами станут стремиться идти к старой цели с новой энергией, а к новому результату с надеждой. [6]

По утверждению С. Браун сам процесс лидерства невозможен без непосредственной коммуникации лидера и последователей, ибо лидерство невозможно без учета потребностей, интересов и индивидуальных целей последователей. А определить все это возможно лишь при развитом обмене информации, налаженной коммуникации между лидером и последователями, в результате чего возможно возникновение ситуации, при которой последователи пойдут за своим лидером не просто добровольно, но воодушевленно. [6]

Как заметил П. Друкер, коммуникационные процессы в группе способствуют завоеванию лидером

доверия у других членов группы, выработке их готовности идти за ним, [6]

Р. Мертон определял лидерство как межсубьект-ное и межличностное взаимодействие, имеющее своим результатом ситуацию, при которой члены группы становятся последователями лидера и выполняют, ложащиеся на них обязанности не потому, что они должны, а потому, что хотят это делать.[б]

Обратим внимание еще на один аспект данной проблемы. Специфика коммуникации состоит в двустороннем обмене информацией, а успешность коммуникационного процесса обуславливается адекватностью интерпретации получаемой информации его субъектами. Учитывая, что одной из задач организационного лидерства, во многом определяющих его эффективность является развитие лидерских черт и способности к самостоятельному принятию решений у членов группы, особую актуальность приобретает умение лидера построить коммуникацию в группе таким образом, чтобы его действия, направленные на решение данной задачи, воспринимались последователями соответствующим образом. Речь идет о выборе лидером правильной тактики стимулирования индивидуального роста последователей, их уникальных способностей, знаний, умений. Если последователи сумеют надлежащим образом проинтерпретировать действия лидера, то и их функциональная эффективность повысится. А это очень важно для достижения организационных или групповых целей. Таким образом, очевидно, что быть эффективным последователем в процессе внутригрупповой или внутриорганизационной коммуникации так же важно, как быть эффективным лидером.

Однако коммуникативный срез лидерства предполагает не только некоторые стороны взаимодействия лидера и последователей в рамках определенной социальной группы. Особенности организационных отношений в современном мире таковы, что лидеры довольно часто сами являются если и не последователями кого-то другого, то, по крайней мере, подчиненными. И действительно, нельзя не согласиться с С. Ливайном и М. Кромом считавшими, что в сложном административном мире коммуникационные процессы таковы, что все мы либо прислушиваемся к кому-то, либо навязываем кому-то свое мнение [5]. Каждая отдельная социальная группа или организация в целом а, следовательно, и каждый лидер в частности, постоянно взаимодействуют с внешним миром, с теми субъектами социальных процессов, от которых зависит успех достижения организационных целей. Поэтому коммуникация в лвдерском процессе подразумевает и особенности взаимодействия с макросредой.

В целом, исследователи описываемой нами со-

ставляющей лидерства привлекали внимание к тому факту, что лидерство вырастает из активного коммуникационного процесса. Согласно им, лидерство существует там и тогда, где и когда особенности взаимодействия между членами группы определяют осознание ими чьей-то лидирующей позиции и дальнейшую его поддержку. В действительности так и происходит. Деятельный, эффективно работающий, грамотно взаимодействующий с остальными индивид обычно лидирует потому, что другие члены группы воспринимают его как человека, наиболее подходящего на роль лидера.

Далее рассмотрим некоторые особенности коммуникации в лидерском процессе. Настоящий лидер должен задавать далекие и перспективные горизонты развития группы, организации, должен быть поставщиком задач и инициатором идей. Иными словами, он должен осуществлять инновационную, ориентационную и стимулирующую коммуникацию, следовательно, показателем эффективности лидера является его творческая заряженность, устремленность на качественные преобразования.

Инновационная коммуникация, то есть приобщение к новой информации, обучение и развитие, есть важнейшее требования, предъявляемое к лидерам объективностью современного социокультурного контекста. Ведь, чем динамичней развивается, чем неопределенней и неподконтрольней становится мир, тем больше членов социума, а тем более субъектов управления обществом должно участвовать в процессе самосовершенствования.

Такая инновационная направленность лидерства должна быть основана на творческом отношении к действительности и, должна учитывать постоянно изменяющиеся условия развития человека и общества.

Инновационная деятельность направлена на создание нового, оригинального, не существовавшего ранее либо преобразование уже имеющегося и устаревающего. Но не всякое новое полезно для общества и человека. В нашем случае, лидерская коммуникация должна быть направлена на созидание, и иметь своим результатом обогащение информационного опыта членов группы. Инновационность как критерий лидерской коммуникации в группе дает основание рассматривать ее как деятельность поискового характера, непосредственной целью которой является создание новых материальных и духовных ценностей, ведь созидание и обогащение информативное обогащение социального опыта это не просто практическая деятельность, а деятельность с целью духовно-нравственного совершенствования [2].

Ориентационная коммуникация позволяет лидеру в процессе внутригруппового взаимодействия формировать потребности, интересы, ценностные ориентации последователей. И независимо от видов лидерства его ориентационная особенность состоит в совершенствовании человеческих отношений и

механизмов управления человеческими ресурсами, то есть в принятии решений, основанных на ценностном приоритете взаимоотношений людей в группе.

Степень ориентационной коммуникации в деятельности лидера, разумеется, может проявляться в приобщении последователей к установлению основных проблем, которые необходимо решить для достижения цели, к нахождению оптимального пути их решения, к принятию решений, к проверке эффективности принятого решения на практике.

Говоря о коммуникационной стороне лидерства, нельзя не отметить необходимость обладания лидером глубокими знаниями, методическим опытом, практическим мастерством, высокой организованностью, гибким мышлением, умением прогнозировать ход событий, способностью быстро ориентироваться в обстановке и сочетать спокойствие и выдержку, новаторство и преемственность.

Если понимать лидерскую коммуникацию как способность влиять на окружающих и мобилизовать их ресурсы для совместного решения социально значимых проблем, то можно сказать, что в данном случае речь идет о стимулирующей коммуникации. Одна из первейших ее задач заключается в выработке моделей взаимодействия, ориентированных на оптимизацию использования человеческого потенциала в развитии группы или организации. Взаимодействие, основанное на эффективных мотивационных механизмах, развивает желание и умение каждого члена той или иной группы осуществлять деятельность с максимальной отдачей. Стимулирующая коммуникация, таким образом, является условием роста эффективности деятельности организации.

Необходимой компонентой смыслового поля коммуникации лидерства является толерантность, то есть сочетание таких составляющих коммуникационного процесса как терпение, великодушие, доброжелательность, деликатность, вежливость и др. Толерантность во взаимодействии с последователями, особенно важна в ситуации неопределенности внешней и внутренней среды. Она играет роль сдерживающего механизма. Толерантность сочетает в себе сложное взаимодействие эмоциональных адаптивных механизмов и профессионально-творческих способностей, которые помогают построить общение таким образом, чтобы адаптировать ситуацию и снять деструктивный эффект неопределенности. Очень важно, чтобы в таких критических ситуациях процессы коммуникации в группе протекали на основе не эмоций, а спокойного, трезвого и всестороннего взгляда на ситуацию с оцениванием различного рода последствий и возможностей ее развития. Задача лидера обеспечить это.

В этом случае толерантность как одна из важнейших характеристик коммуникационных особенностей лидера может претендовать даже на роль критерия в определении уровня его эффективности.

Следует учитывать, что особенности коммуни-

Актуальные вопросы коммуникации

кации лидера и последователей во многом определяются их социокультурными запросы, с одной стороны и социально-психологической компетентностью, с другой.

Компетентность связана с профессиональным осознанием спектра проблем и способов их решения. Компетентное мышление формирует позиции и стратегию перспективного удовлетворения культурных запросов. Поэтому компетентность часто мыслится как критерий в оценке деятельности лидера. Она может быть разложена на закрепленные за ним системообразующие, аналитико-конструктивные, деятельностно-регулятивные и оценочно-корректиро-вочные функции. Лидер может осуществлять коммуникацию в организации в соответствии с требованиями и регламентациями, противодействовать им, а также блокировать или игнорировать их. И, соответственно, он должен отвечать требованиям общекультурного уровня. Уровень культуры как раз и определяется индикаторами внешнего и внутреннего проявления поведенческих и психологических характеристик личности.

Бесспорно, любое культурное общество заинтересовано в наращивании своего культурного потенциала. Вместе с тем, быть активными субъектами системы социального управления должны личности с глубокой специальной и гуманитарной подготовкой, хорошими организаторскими данными и, что особенно важно умеющие работать с людьми.

В этой ситуации возрастает значимость стиля лидерской коммуникации. Если описывать предполагаемую проэффективную модель такого стиля, то, очевидно, что она должна включать следующие характеристики: гибкость и адаптивность к условиям и обстоятельствам, гуманистическая ориентированность, креативность. Такое понятие как «коммуникационный стиль лидера» говорит о том, насколько лидер способен влиять на последователей в различных ситуациях и насколько он расположен к тому, чтобы поведение последователей оказывало какое-либо воздействие на него самого. Соответственно, особого внимания заслуживают волевые качества лидера, которые он способен проявлять в процессе внутригруппового взаимодействия.

Бесспорно, лидер мыслится как личность влиятельная, обладающая определенной харизмой. С данным понятием связывают обаяние, влияние, дар, силу воздействия, умение вести за собой, управлять. Информативная значимость, чувства и волевые качества следует рассматривать как триаду, неразрывно сопровождающую коммуникативный процесс. Причем, первая компонента — важность информации, — не всегда оказывается доминирующим фактором. При отсутствии волевой компоненты, при обмене информацией, даже объективно значимая ее часть может быть не донесена до другого субъекта коммуникации и значит, верное решение той или иной ситуации может быть не принято и не реализовано. В

любой социальной ситуации присутствует также и эмоционально- чувственная составляющая. Поскольку без необходимой экспрессии в подаче информации она может не восприниматься адекватно.

Коммуникационный стиль лидера во многом связан со стилем лидерства как таковым. Важнейшей чертой современного эффективного лидера, по мнению Г. С. Галиуллиной, является способность сформировать свой собственный стиль лидирования. Она придерживается точки зрения, что самым дорогим товаром нынешнего века будет стиль, в том числе стиль управления. Соответственно, личностная индивидуальность в современных условиях становится весьма ценным достоянием. Галиуллина на протяжении нескольких лет исследовала уральских лидеров бизнеса. И составленный ею их обобщенный портрет, весьма далек от безликости. Исследователь утверждает, что лидерами становятся одаренные и сильные личности, неустанно совершенствующие не только свой имидж, но и скрывающиеся за ним знания, интуицию, коммуникабельность, умение влиять на окружающих и владеть ситуацией. Данная позиция близка и нам [3].

Добавим, также, что в качестве самых важных функций лидерства в будущем, на наш взгляд, будут выступать умение вдохновлять людей, распознавать и поощрять потенциалы последователей, развивать системное мышление лидера.

Итак, коммуникативный аспект лидерства предполагает осуществление не только личностного, но и организационного развития. Особенности процесса коммуникации превращаются в критерий качества и самоуправления лидера, и управления последователями. При этом непрерывный характер инновационной, ориентационной и стимулирующей коммуникации обеспечивают наиболее продуктивную совместную деятельность лидера и последователей по достижению общих целей.

Такие необходимые качества лидера, как умение слушать и слышать советы людей, при нашем рассмотрении феномена лидерства, становятся более важными для лидера качествами, чем даже его собственная профессиональная компетентность.

Коммуникационный аспект лидерства обязательно включает в себя особенности взаимодействия членов группы или организации с лидером при выработке и принятии важнейших управленческих решений. Важнейшую роль в данном аспекте играет модель взаимодействия, при которой формируются доверительные механизмы, основанные на владении субъектами коммуникации необходимым объемом информации о решаемой проблеме и друг о друге.

Перечисленные содержательные стороны лидерства, как части коммуникационного процесса представляют собой, если и не идеальный вариант, то такую модель, при которой действия лидера будут наиболее эффективны. Однако, достигнуть ее в реальной практике очень трудно, поскольку комму ника-

ционные аспекты функционирования той или иной организации обусловлены определенными формально установленными рамками, либо сложившейся организационной культурой, которые могут не предполагать наличие указанных характеристик. Но не следует забывать и о том, что коммуникация—есть процесс динамичный и развивающийся. Поэтому, каждый конкретный случай взаимодействия в отдельной организации или группе способен совершенствовать ее систему коммуникации в целом.

Литература

1. Афанасьева О. В. Творчество как саморазвитие личности, — М.: Мастерство: Академия, 1998. —219 с.

2. Афанасьева О. В., Обухов Д. В. Творчество в социальном управлении и лидерство // Социальногуманитарные знания. — 2004. — №4. — С. 186—205.

3. Галиуллина Г. Лидерство в XXI веке: взгляд из России. —- Челябинск: Издательство «Челябинский дом печати», 2002.—432 с.

4. Гоуяман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Пер. с англ.—М.: Альпина Бизнес Букс, 2005,—301с.

5. Ливайн С., Кром М. Лидер в тебе. — М. Кром. Пер. с англ. — М.: Изд. группа «Прогресс-Литера», Издательство агентства «Яхтсмен», 1995. —240 с.

6. Управление организацией: учебное пособие / под общ. ред. А. Г. Поршнева, 3. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина—М.: ИНФРА-М, 1999.—375 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.