Научная статья на тему 'Коммуникативные приемы в газетном политическом интервью'

Коммуникативные приемы в газетном политическом интервью Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
768
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗДЕЙСТВИЕ / ВОПРОС / ИНТЕРВЬЮ / ИРОНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПРИЕМ / КОНФРОНТАЦИЯ / ОЦЕНКА / INFLUENCE / QUESTION / INTERVIEW / IRONY / COMMUNICATIVE TECHNIQUE / CONFRONTATION / ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Калашаова Аза Аскеровна

Рассматривается коммуникативный аспект политического интервью, которое считается одним из самых популярных жанров современной газетной публицистики, с целью описания коммуникативных приемов, или ходов, журналиста-интервьюера, направленных не только на раскрытие личности собеседника, но и оказание прагматического воздействия на читательскую аудиторию. Отмечается, что в политическом интервью широкое распространение получили уточняющие и инициирующие ходы. Среди инициирующих приемов преобладают утвердительные высказывания, появление которых в диалогической речи вызвано персонификацией журналистской деятельности. Инициирующие приемы, которые нередко содержат оценку, могут иметь ироническую форму. Используются методы дискурс-анализа, контекстуального и сопоставительного анализа. Научная и практическая значимость определяются тем, что изучение коммуникативных приемов в интервью вносит вклад в исследование коммуникативно-прагматического аспекта современной газетной речи, который относится к числу актуальных направлений массовой коммуникации. Делается вывод о том, что использование коммуникативных приемов способствует повышению эффекта прагматического воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative techniques in newspaper political interview

The paper deals with the communicative aspect of political interview which is considered one of the most popular genres of modern newspaper journalism. The aim of this work is to describe communicative techniques, or the actions of the journalist interviewer focused not only on disclosure of the personality of the interlocutor, but also on rendering pragmatic impact on reader’s audience. In political interview, the specifying and initiating techniques are widespread. Among the initiating techniques prevalent are affirmative statements, emergence of which in the dialogical speech is caused by personification of journalistic activity. The initiating techniques, which often contain an assessment, can have an ironical form. Methods of a discourse analysis, the contextual and comparative analysis are used. A study of communicative techniques in interview is of scientific and practical importance because it makes a contribution to research of the communicative and pragmatic aspect of the modern newspaper speech which is among the relevant directions of mass communication. The conclusion is drawn that the use of communicative techniques promotes increasing effect of pragmatic influence.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные приемы в газетном политическом интервью»

УДК 8V42 : 070

ББК 81.0

К 17

Калашаова А.А.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Адыгейского государственного университета, e-mail: habekirov@yandex.ru

Коммуникативные приемы в газетном политическом интервью

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматривается коммуникативный аспект политического интервью, которое считается одним из самых популярных жанров современной газетной публицистики, с целью описания коммуникативных приемов, или ходов, журналиста-интервьюера, направленных не только на раскрытие личности собеседника, но и оказание прагматического воздействия на читательскую аудиторию. Отмечается, что в политическом интервью широкое распространение получили уточняющие и инициирующие ходы. Среди инициирующих приемов преобладают утвердительные высказывания, появление которых в диалогической речи вызвано персонификацией журналистской деятельности. Инициирующие приемы, которые нередко содержат оценку, могут иметь ироническую форму. Используются методы дискурс-анализа, контекстуального и сопоставительного анализа. Научная и практическая значимость определяются тем, что изучение коммуникативных приемов в интервью вносит вклад в исследование коммуникативно-прагматического аспекта современной газетной речи, который относится к числу актуальных направлений массовой коммуникации. Делается вывод о том, что использование коммуникативных приемов способствует повышению эффекта прагматического воздействия.

Ключевые слова:

Воздействие, вопрос, интервью, ирония, коммуникативный прием, конфронтация, оценка.

Kalashaova А.А.

Candidate of Philology, Associate Professor of Foreign Languages Department, Adyghe State University, e-mail: habekirov@yandex.ru

Communicative techniques in newspaper political interview

Abstract:

The paper deals with the communicative aspect of political interview which is considered one of the most popular genres of modern newspaper journalism. The aim of this work is to describe communicative techniques, or the actions of the journalist interviewer focused not only on disclosure of the personality of the interlocutor, but also on rendering pragmatic impact on reader's audience. In political interview, the specifying and initiating techniques are widespread. Among the initiating techniques prevalent are affirmative statements, emergence of which in the dialogical speech is caused by personification of

journalistic activity. The initiating techniques, which often contain an assessment, can have an ironical form. Methods of a discourse analysis, the contextual and comparative analysis are used. A study of communicative techniques in interview is of scientific and practical importance because it makes a contribution to research of the communicative and pragmatic aspect of the modern newspaper speech which is among the relevant directions of mass communication. The conclusion is drawn that the use of communicative techniques promotes increasing effect of pragmatic influence.

Keywords:

Influence, question, interview, irony, communicative technique, confrontation, assessment.

Благодаря смене коммуникативной парадигмы, произошедшей в начале 90-х годов прошлого столетия, в средствах массовой информации становится особенно популярным жанр интервью, демонстрирующий настроенность общества на диалог. «Диалогизация общения повысила потребность в интервью, поскольку этот жанр является диалогичным по своей природе. Вполне закономерно произошла и перемена места его «дислокации» в газетном номере: различные типы интервью сегодня являются лицом российской публицистики» [1: 98]. Интервью считается едва ли не самым продуктивным и востребованным жанром в газетной практике, поскольку беседа журналиста с той или иной публичной личностью удовлетворяет возросший интерес массовой аудитории к жизни и деятельности известных людей.

Несмотря на то, что диалогичность в СМИ в течение многих лет находится в центре внимания исследователей (Л.Р. Дускаева, И.П. Лысакова, В.И. Коньков, А.Л. Факторович и др.), коммуникативный аспект различных видов интервью остается недостаточно изученным. Между тем жанр интервью, в котором присутствуют, с одной стороны, элементы повседневного диалогического общения, а с другой - строгие правила построения коммуникации [2: 3], следует рассматривать как актуальный объект коммуникативно-ориентированной лингвистики, выдвигающей в центр научного интереса изучение коммуникативно-речевого поведения человека в разных сферах общения. Ис-

следование коммуникативных особенностей газетного интервью, которое строится по законами кодифицированной речи, также является немаловажным для теории массовой коммуникации [3: 296].

Цель нашей работы - описание коммуникативных приемов, или ходов, способствующих как раскрытию личности собеседника, так и реализации воздействующей функции в политическом интервью, которое отличается высоким прагматическим потенциалом. Интервьюер, речевая роль которого доминирует в связи с тем, что он направляет и контролирует ход беседы, ставит перед собой задачу не только получить от своего собеседника новую для читательской аудитории информацию, но и оказать на нее заданное воздействие. Прагматическое воздействие в интервью во многом обусловлено развитием диалога в нужном интервьюеру направлении. «Вопросы интервьюера имеют первостепенное значение, поскольку представляют собой форму движения его мысли и реализуют цели и задачи интервью» [4: 98].

Среди разновидностей политического интервью, выделяемых на основе целевой установки, обращают на себя внимание портретные интервью, многие из которых следует отнести к проблемно-аналитической журналистике, поскольку в процессе диалога с политиком устанавливаются причинно-следственные связи, дается оценка и т.п. Для того чтобы показать отношение интервьюируемого к той или иной актуальной проблеме, автором

используются уточняющие ходы:

- Вы назвали среди своих авторитетов советских лидеров. Но во многом именно их заслуга в том, что рухнул Советский Союз. И многие нынешние проблемы заложили именно они. Хрущев отдал Украине Крым, при Брежневе Союз перешел к сырьевой фазе развития, страна «подсела» на нефть...

- Все неидеальны. Но есть определенные качества, которым хочется подражать.< ...>

А сейчас что? Я думаю, мы стоим на переломе в развитии России. И недавнее послание - ответные санкции заставят развиваться наших аграриев.

- Вы и санкции поддерживаете?

- Если мы сможем сейчас быстро переключиться, мы не потеряем ничего, только приобретем. Мир реально давным-давно надо было сделать биполярным. Американское иго - все от него устали. < ...>Именно переломные моменты заставляют шевелиться людей, которые уже засиделись (из интервью с внуком лидера КПРФ Леонидом Зюгановым. Нов. газ. 9.08.2014).

Если в интервью с творческими людьми доминирует принцип кооперации, сближающий журналиста с собеседником, то в интервью с политиками обычно превалирует принцип конфронтации, обусловливающий дистанцирование автора от адресата. Построению конфронта-ционного диалога активно способствуют инициирующие ходы, благодаря которым текст интервью становится более острым.

Инициирующий характер нередко носят утвердительные предложения, использование которых предоставляет журналисту возможность акцентировать авторское «я»: высказать свое мнение, прокомментировать что-либо и т.д. Обращение к утвердительным высказываниям, популярность которых возникала в результате персонификации журналистики, привлекает внимание читателя, поскольку их появление в диалогическом жанре

считается отклонением от нормы:

- Вы вообще не думаете, что может появиться какая-то сильная демократическая партия?

- Они появятся. Я все время повторяю: наш успех на выборах в Госдуму был шоком для подавляющего числа. <...> У меня такое ощущение, что сам закон о политических партиях инициирован, прежде всего, чтобы попробовать раскачать и развалить «Справедливую Россию».

- Вся политическая реформа ради

вас!

Я хочу сказать: сегодня наша партия - единственная оппозиционная демократическая ста. Потому что она не управляется никем, кроме нас самих. Ни Путиным, ни Медведевым, никем (из интервью с Сергеем Мироновым. МК.3.04.2012).

В качестве инициирующего хода, создающего напряженность, выступают неожиданные вопросы, направленные на эмоциональное воздействие как самого интервьюируемого, так и читательской аудитории:

- Михаил Михайлович, а вам не обидно слышать про себя «Миша - два процента»?

- Не обидно, но, конечно, мне это не нравится, потому что это давление на мою репутацию, фактически оскорбление. Даже Путин, когда его публично спросили про это, сказал: Да, были слухи, кто-то говорил, мы проверти, ни чего не подтвердилось, и он (Касьянов) работал до конца». <.... > (из интервью с Михаилом Касьяновым. Нов. газ. 12.12.2014).

Инициирующий прием может быть заключен в ироническую форму, ибо среди современных публицистов популярна позиция ироника, оценивающего таким образом действительность и настроенного критически. Появление иронических высказываний или вопросов во многом обусловлено выдвижением принципа конфронтации, одна из причин которого - постоянная борьба за получение и рас-

пред ел ение власти [5: 154].

Функции иронии зависят не только от авторского намерения, но и от взаимоотношений между собеседниками. Судя по нашим наблюдениям, в политическом интервью журналист с помощью иронии стремится дистанцироваться от собеседника, так как прием, умаляющий авторитет политика, тонко выделяет доминирование речевой роли интервьюера, который подталкивает собеседника к доверительному разговору:

- Ну да, вы удобны для власти, вы как добрый друг для нее.

- Мы не для власти удобны, а занимаем правильную позицию, которую должна занимать любая европейская партия. Мы удобны для страны, населения, которое нас не боится. Мы никогда никого не тащили в партию (из интервью с Владимиром Жириновским. МК. 29.08.2011).

В диалоге с политиком коммуникативные приемы, относящиеся к непрямой коммуникации, сочетаются с прямыми вопросами, эффективность которых заключается в том, что они требуют от интервьюируемого четкого обозначения своей политической позиции:

- Насчет оппозиционности... Какой был ваш самый крупный компромисс с властью?

- Они напрямую никогда ни о чем не прости < ...> Мы не представляем для них угрозы. Наша позиция всегда четкая, но не вызывает озлобления. Мы такой добрый друг. Мы никогда не представляли опасности, не создавали вооруженных групп, ни одной капли крови не пролили (из интервью с Владимиром Жириновским. МК. 29.08.2011).

Установка на конфликт обычно реализуется в каверзных вопросах, направленных на то, чтобы собеседник показал свое «истинное» лицо. Конфликтогенное речевое поведение, способное повлечь за собой негативные последствия для собеседника, во многом диктуется намерением автора «разоблачить» героя интервью,

дать негативную оценку его деятельности. Поэтому один из распространенных приемов - запрос информации, которую собеседник не планировал сообщать по своей инициативе:

- Неужели вы думаете, кто-то поверит, что такой крупный бизнесмен, как вы, принял решение возглавить партию без каких-либо консультаций, скажем так, с людьми, очень близкими к власти... Или с какими-то крупными чиновниками?

- Меня никто не заставлял. Я решил, что мне это нужно, потому что я либо лишаюсь профессии бизнесмена, либо попробую что-то сделать для страны, если хотите... (из интервью с Михаилом Прохоровым. МК. 25.08.2011).

Поскольку газетное интервью относится к институциональному типу дискурса, не допускающему прямых оскорблений, а также каких бы то ни было требований в грубой форме, речевая провокация принимает завуалированные формы и эксплицируется в тактике обвинения:

- Оппозиция любит обвинять в своих бедах власть. Но вы готовы признать, что в том, как власть сегодня обращается с оппозиционерами, есть вина их самих?

- Главная наша вина - что мы не научились с должной эффективностью бороться с системой подлогов, организованных властями. Я сторонник того, чтобы мы максимально нарастили давление общественности^... > Я тут недавно Уласу, первому секретарю московского горкома, сказал: «Если бы ты вывел в Москве на очередную манифестацию сто тысяч человек, то Чурова давно бы не было» (из интервью с Михаилом Прохоровым. МК. 7.07.2013).

Безусловно, к числу важнейших коммуникативных приемов, обладающих силой прагматического воздействия, относится оценка, которая бывает как прямой, так и косвенной:

- Меня не покидает ощущение, что ваша стратегия направлена на то, чтобы никогда не прийти к власти. Или вы греете место для Лукашенко?

- Да ну, чушь это собачья. Зачем тогда партии существуют? (из интервью с Геннадием Зюгановым. Нов. газ. 19.04.2007).

Таким образом, коммуникативные

особенности политического интервью во многом обусловлены его воздействующим характером. В результате использования коммуникативных приемов, направленных на создание прагматического эффекта, читатель получает информацию, способную оказать влияние на общественное мнение о том или ином политическом деятеле и представляемой им партии.

Примечания:

1. Ляпун С.В. «Я говорю - ты говоришь»: о формировании новой коммуникативной парадигмы в СМИ // Кросс-культурное пространство художественной и массовой коммуникации: материалы Междунар. конф. Майкоп: Изд-во АГУ, 2013. С. 98-100.

2. Афанасьева И.В. Лингвориторические особенности англоязычного интервью: ав-тореф. дис.... канд. филол. наук. СПб., 2012. 23 с.

3. Bell A. The language of News Media (The language of Society). N. Y.: Wiley-Blacwell Publishers, 1994. P. 296.

4. Джандалиева Е.Ю. Портретное интервью как жанр речевого общения: некоторые особенности коммуникативного поведения участников (на материале немецкого языка) // Научный диалог. Вып. 12. Филология. 2012. С. 86-100.

5. Хабекирова З.С. Стратегия дискредитации и приемы ее реализации в политическом дискурсе демократической оппозиции // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп: Изд-во АГУ, 2011. Вып. 2. С. 154-161.

References:

1. Lyapun S.V. «I say - you say»: on the formation of a new communication paradigm in mass media // Cross-cultural space of literary and mass communication: materials of Intern, conf. Maikop: ASU publishing house, 2013. P. 98-100.

2. Afanasyev I.V. Linguistic and rhetoric features of the English-language interview: Diss, abstract for the Cand. of Philology degree. SPb., 2012. 23 pp.

3. Bell A. The language of News Media (The language of Society). N.Y.: Wiley-Blacwell Publishers, 1994. P. 296.

4. Dzhandalieva E.Yu. Portrait interview as a genre of speech communication: some features of communicative behavior of the participants (based on the German language) //The scientific dialogue. Issue 12. Philology. 2012. P. 86-100.

5. Khabekirova Z.S. Discredit strategy and ways of its realization in the political discourse of democratic opposition // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop: ASU, 2011. Issue 2, P. 154-161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.