Научная статья на тему 'Коммуникативные практики как теоретический конструкт изучения общества'

Коммуникативные практики как теоретический конструкт изучения общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
8340
849
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATIVE PRACTICES / SOCIAL COMMUNICATIONS / THE THEORY OF SOCIAL COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зотов Виталий Владимирович, Лысенко Владимир Александрович

В статье дается определение понятию «коммуникативные практики», которое, по мнению авторов, позволяет соединить существующие на сегодня диалогический, деятельностный и семиотический подходы к исследованию коммуникативных основ современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative practices as theoretical konstrukt of society studyng

T allows to connect existing for today dialogical, activitive and semiotics ahe concept «communicative practice» is given in article. According to authors, this conceptpproaches to research of communicative bases of a modern society.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные практики как теоретический конструкт изучения общества»

УДК 316.77

З-88

Л-88

Зотов Виталий Владимирович

доктор социологических наук, профессор кафедры философии и социологии Юго-Западного государственного университета om_zotova@mail.ru

Лысенко Владимир Александрович

соискатель кафедры философии Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики vadic321@rambler.ru

Коммуникативные практики как теоретический конструкт изучения общества

Аннотация:

В статье дается определение понятию «коммуникативные практики», которое, по мнению авторов, позволяет соединить существующие на сегодня диалогический, деятельностный и семиотический подходы к исследованию коммуникативных основ современного общества.

Ключевые слова: коммуникативные практики, социальные коммуникации, теория социальной коммуникации.

Современный компьютеризованный мир с мультимедийными глобальными коммуникационными каналами ведет к изменению базовых принципов организации жизнедеятельности в современном обществе, к трансформации человеческого поведения, поскольку освоение информационно-телекоммуникационных технологий - это освоение новой коммуникативной среды со специфическими средствами деятельности в ней. Это, в свою очередь, требует от индивида усвоения «новых» систем знаний, норм, ценностей и образцов поведения, а также умения естественно и непринужденно реализовать их в современной коммуникативной среде.

Сегодня вопросу социологического исследования коммуникаций уделяется серьезное внимание в научной литературе. Неслучайно в концептуальных моделях теория социальных коммуникаций становится основной методологической базой для изучения социальных явлений и процессов. Общество при этом представляется самовоспроизводящейся структурой, носящей целостный, системный характер в силу коммуникативных связей своих членов. Вместе с тем следует отметить, что теория социальных коммуникаций - это область, переживающая стремительное развитие, а потому ряд определений, понятий и концепций постоянно нуждаются в уточнении и тщательном критическом анализе. В первую очередь, это касается такого новомодного понятия, как «коммуникативные практики».

В публикациях последних лет ширится понимание коммуникации не только как процесса передачи информации от одного социального субъекта к другому, но и как процесса конструирования новых смыслов, интерпретаций, а также механизма создания новых норм и правил жизнедеятельности. Трактовка коммуникации как интерсубъективного социального отношения способствует развитию тенденции к более многостороннему рассмотрению отношений между людьми, более глубокому пониманию личности в контексте широко понятых социальных связей. В настоящем исследовании мы исходим из идеи единства и взаимосвязи трех основных аспектов исследования коммуникаций: диалогичной, деятельностной и семиотический. Это, в свою очередь, дает возможность сгруппировать все существующие в современной литературе модели коммуникации в три четко выраженные направления.

Исходные принципы диалогичной модели коммуникации сформировались в ходе полемики с феноменологической теорией интерсубъективности и различными концепциями отчуждения. Именно особым образом понятая коммуникация (как общение и диалог) рассматривается в качестве альтернативы отчужденному миру. Осмысление современных проблем коммуникации в работах К. Ясперса, М. Бубера, М.М. Бахтина и Ю. Хабермаса привело к тому, что именно коммуникация, а не институты, структуры или системы, была впервые положена в основание теории социума.

53

Коммуникация в рамках семиотического подхода понимается в основном как движение смыслов в социальном пространстве и времени. Особое внимание в связи с таким пониманием природы коммуникации уделяется средствам сообщения. Мир коммуникации, мир человеческой культуры неразрывно связан с областью знаков и символов как явлений объективного, «вещного» мира, правда, явлений особого рода, так как им присущи значение, смысл, ценность. Этот аспект коммуникативной культуры как средства сообщения, как носителя смыслов и значений и выступает главным предметом исследования. Смысл и содержание семиотической модели коммуникации наиболее полно раскрывается через проблему анализа пространства непрерывного смыслопорождения в процессе взаимодействия различных языков и текстов, в котором исходным является понимание культуры как «семиосферы» (Ю.М. Лотман).

Построение современной деятельностной модели коммуникации было осуществлено на основе системной теории общества, выступавшей в формах структурного функционализма, теории взаимодействия, теории социального обмена и т.д. Здесь коммуникация - это обмен между субъектами информацией различного рода. Главная цель этого подхода - определить место коммуникации в структуре общества, понимая ее как вид и уровень социального действия. При этом следует отличать деятельностный подход к коммуникации от механистического. В последнем случае под коммуникацией понимается однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения. В деятельностном подходе коммуникация понимается как совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними. Так, Н. Луман уделяет особое внимание процессам протекания коммуникации на уровне общества в целом, а в качестве основного информационного направления коммуникации в них рассматривается информация, помогающая человеку ориентироваться в структурированном социальном пространстве.

На наш взгляд, соединить три существующие подхода можно, опираясь на понятие «коммуникативные практики», которое является видовым по отношению к понятию «социальные практики». Социальные практики - это различные упорядоченные совокупности образцов рациональной деятельности, которые в то же время раскрывают человеку возможности состояться в том или ином социальном качестве, иметь определенную статусно-ролевую позицию (например, врач, политик, отец, предприниматель). Социальные практики «раскрывают» основные способы деятельности, познания, общения, возможные в данной культуре и в данный момент времени. В основе социальных практик лежит тезаурус как типичное восприятие и отображение окружающего мира и габитус как совокупность предрасположенностей поступать определенным образом. Тезаурус и габитус открывают перед индивидом возможность свободно производить практики, но в тоже время это жесткий каркас, ограничивающий эту производительную способность определенными институциональными нормами. Они порождают социальные практики на основе двуединого процесса интериоризации/экстериоризации социальных структур и культурных смыслов.

Отсюда коммуникативные практики - это упорядоченные совокупности образцов рациональной деятельности, направленной на передачу/прием социально-значимой информации. Коммуникативные практики - это также постоянное воспроизводство систем коммуникаций различного уровня.

Неслучайно в методологическом подходе Н. Лумана на первый план выходит свойство коммуникаций способствовать самовоспроизводству общества (принципы самореферентности и аутопоэзиса). Коммуникация представляет собой смысловое воссоздание общества. Семантическое структурирование социальной системы обеспечивает необходимую связность, а через нее и целостность общества. В данном случае под социальной системой понимается смысловая связь социальных действий, которые соотносятся друг с другом и могут быть отграничены от среды, состоящей из действий, не относящихся к ним. Личность же в данном случае понимается как носитель смыслов, ради которого воспроизводится система коммуникаций.

Н. Луманом дается понимание коммуникации через определение социального: общество есть сеть коммуникаций с «перекрестками», на которых коммуникации накладываются друг на друга и откуда они перераспределяются. Н. Луман, в частности, намеренно различает коммуникацию и систему действий, считая, что коммуникация является элементарной социальной операцией, конституирующей общество как систему.

Коммуникация сама по себе не видна. Видно лишь действие. Коммуникация наблюдается как действие. Общество как самовоспроизводящаяся, аутопойэтическая система образуется и отграничивается от внешней среды путем отбора определенных способов действования. Данный отбор совершается в результате взаимодействия между социальными субъектами различного уровня.

В этом случае именно совместное использование одного тезауруса позволяет получить больше смысловых значений в процессе коммуникации, а совпадение габитусов позволяет эко-

54

номить усилия и достигать большей эффективности коммуникации. Когда акторы участвуют в различной деятельности, естественно им приходится размышлять и говорить об этом. Язык в этом случае выступает в качестве инструмента познания, средства формулирования результатов познания и их сообщения партнерам по коммуникации.

Общие культурные знания необходимы для того, чтобы вступать во взаимодействие, поскольку последнее основано на том, что известно действующим лицам и позволяет интерпретировать действия друг друга. Состояние взаимодействия означает, что есть некоторое фоновое знание между действующими лицами в виде тезауруса. Тезаурус - это символическое отражение в сознании людей, принадлежащих к определенной культуре, определенным действиям, фактам, событиям, поступкам. Все эти явления приобретают в сознании определенный символический смысл, характерный и единый для всего данного социума или для какой-то определенной социальной группы.

Существующий тезаурус зачастую не замечается членами социума, хотя довольно строго «соблюдается», то есть используется, интерпретируется в межличностных отношениях. Символический смысл того или иного явления может быть совершенно не воспринят в другой культуре, не понят, а может и получить там самую неожиданную интерпретацию. Когда знание коммуникантов не является общим, могут возникнуть трудности, например, непонимания в результате неправильной оценкой коммуникативных намерений друг друга.

Неслучайно социологический опрос фиксирует, что главной трудностью при коммуникации респонденты называют существенное различие словарного запаса (25 %) и расхождение в понимании предмета коммуникации (25 %). В то время как на коммуникативные барьеры, связанные с внешними условиями (дискомфорт физической среды, в условиях которой воспринимается сообщение), указали 18 %, неприятие имиджа коммуниканта - 12 % (Курск, 2009, N=467 среди населения).

Именно реализуя коммуникативные практики, индивид, по нашему мнению, осуществляет выбор действия, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации, а также репрезентует систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в конкретной коммуникативной среде. В повседневной коммуникации рождаются будущие социальные практики, которые могут стать основой общественных трансформаций.

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.