КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕТЕВОГО МЕДИЦИНСКОГО ДИСКУРСА
Богатикова Евгения Павловна
преподаватель кафедры лингводидактики, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь
E-mail: bogatikova.eugene@gmail.com
Каменева Алина Дмитриевна
студентка группы ЯЛ/О-1-2017 факультета современных иностранных языков и литератур, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь
E-mail: alinakmnva@gmail.com
COMMUNICATIVE FEATURES OF ONLINE MEDICAL DISCOURSE
Eugenia Bogatikova
Lecturer, department of linguodidactics Perm State National Research University, Perm E-mail: bogatikova.eugene@gmail.com
Alina Kameneva
Student of the Faculty of Modern Foreign Languages and Literatures Perm State National Research University, Perm E-mail: alinakmnva@gmail.com
Аннотация: статья посвящена изучению сетевого медицинского дискурса и коммуникации между врачом и пациентом, протекающей в интернет-опосредованном пространстве. В данном исследовании были выделены коммуникативные особенности онлайн-коммуникации, а также коммуникативные стратегии и тактики, которые врач актуализирует в своей письменной речи.
Ключевые слова: сетевой медицинский дискурс, медицинская коммуникация, онлайн-коммуникация, коммуникативные стратегии и тактики.
Abstract: this article is devoted to the study of online medical discourse and communication between a practitioner and a patient, which takes place in the Internet-mediated space. In this study the communicative features of online communication were highlighted, as well as communicative strategies and tactics that the doctor uses in his written speech.
Key words: online medical discourse, doctor-patient communication, online communication, communicative strategies and tactics.
Медицинский дискурс можно назвать одним из старейших видов дискурса, который претерпевает постоянные изменения в соответствии с реалиями того или иного времени.
На сегодняшний день одной из самых актуальных особенностей любого дискурса является его переход в онлаин-режим. Интернет-коммуникация стала одним из ведущих способов коммуникации. Особенно популярным общение
14
с врачами в Интернете стало в эпоху коронавируса, когда полностью пропала возможность посетить врача амбулаторно, а необходимость данных посещении" возросла в разы.
Сетевой медицинский дискурс (СМД) - это формат взаимодействия между субъектами медицинского дискурса в сети Интернет, как между врачом и пациентом, так и между врачами-специалистами. СМД - понятие широкое и многогранное, в нем раскрывается коммуникация, целью которой является сохранение высокого уровня здоровья человека, характеризующаяся синтезом медицинских знании, экспертного мнения, а также виртуальностью общения, его глобальностью и скоростью [3, с. 48]. Влияние сети Интернет распространяется на все уровни языка. Лексический уровень затрагивается наибольшим образом в данном случае, поскольку мы наблюдаем явные изменения в языковых единицах, используемых в случае онлаин-коммуникации. Часто используется профессиональный и компьютерный жаргон.
В настоящее время существует проблема организации эффективной коммуникации в сфере медицины в связи со скептическим отношением общества к современной медицине, а также общим недоверием пациентов к врачу и поиску подвоха во всей медицине. Отсутствие доверия приводит к ряду конфликтов, которые необходимо искоренять [8, с. 466].
Особенно прослеживается важность качественного осуществления общения именно в диалоге «врач - пациент», поскольку каждое действие, слово или манера поведения влияют на отношение пациента к врачу, на формирование тесных доверительных связей и эффективное лечение того или иного заболевания, в случае когда это необходимо. Коммуникация врача с пациентом характеризуется этическими ограничениями, дозированностью и конфиденциальностью. Врач в данном случае старается использовать наиболее щадящий стиль общения с пациентом, чтобы заранее не травмировать его и не перегрузить информацией о заболевании [9, с. 424].
К каждому пациенту врачу необходимо наити свои индивидуальный подход. Коммуникация «врач - пациент» основана на взаимосвязанных элементах профессионального общения: отношения взаимного доверия, возникающие между врачом и пациентом, и отношения в рамках оказания необходимых медицинских услуг. Врач в рамках взаимодействия с пациентом может использовать различные виды тактик. Основные рабочие тактики в рамках данной курсовой работы - это: тактика убеждения, поощрения, утешения, эмоционально-настраивающая практика, мифологизация и метафоризация.
Тактика инструктажа - используются такие выражения, как «Необходимо», «Вы должны» и т. д., в рамках данной тактики врач объясняет, что следует делать или не делать пациенту для лечения заболевания. В рамках тактики аргументации врач разъясняет, что может произойти в том или ином случае и почему необходимо использовать конкретный метод лечения проблемы, используя такие выражения как «Если вы не будете следовать моим инструкциям, то...». Тактика сознательного умолчания используется для того,
чтобы не травмировать и не напугать пациента возможными осложнениями или другими побочными эффектами вследствие лечения, как правило, не следует раскрывать пациенту самые наихудшие последствия, поскольку это вызовет отвержение лечения и недоверие к врачу. Тактика поощрения также присутствует в арсенале тактик врача, и носит наиболее позитивный характер, поскольку в рамках нее врач сообщает пациенту, в чем он, например, улучшил свои показатели в рамках лечения [7, с. 68].
Часто врач использует тактику формирования хода мыслей пациента, когда предпринимает действия для того, чтобы «дистанцировать» от пациента весь негатив, который он мог получить от общения с другими врачами до этого. Врач может заранее говорить то, что пациент хочет произнести, вследствие чего фраза приобретает нейтральный, а не негативный оттенок [4, с. 6]. Врач может применять различные тактики и стратегии одновременно для оказания наибольшего эффекта на ход лечения и на отношения с пациентом.
В рамках проведенного исследования диалогов между врачами и их пациентами в социальной сети был выявлен ряд особенностей. Исследование было проведено с учетом коммуникативных тактик: основной - когнитивной, и вспомогательных - прагматической, диалоговой и риторической.
Когнитивная тактика выступает в данном случае в качестве основной и представляется на примере стратегии" внушения и убеждения. Данная тактика позволяет реализовать профессиональные цели врача, поскольку в процессе общения с пациентами его деиствия напрямую направлены на концентрацию внимания больного на своем выздоровлении и на соблюдение схемы лечения.
Убеждение - один из видов когнитивной тактики, означающий некоторое воздействие на сознание пациента, привлечение его внимания к ходу лечения. При использовании данного вида тактики часто употребляются такие слова как «обусловлено», «необходимо», «грозит», «меняется» и другие слова, направленные на объяснение хода лечения и заболевания. Также присутствуют слова «нельзя», «запрещено» с целью предупредить и проинструктировать пациента [2, с. 10].
В качестве примера убеждения как популярной тактики, обратимся к материалу:
1) @haashirtalal: I wear two masks instead of one, is it more effective?
@doctor.mike: @haashirtalal not recommended (нерекомендуется)
2) @crazybetelgeize: А вот как быть беременной? Что делать, если, к примеру, у ребенка в классе выявили ковид? Какие меры принимать?
@doctor.gorbunova: @crazybetelgeize не надо переживать прежде всего. Беременные имеют риски не выше других. Соблюдаите стандартные меры профилактики пожалуйста, иных рекомендации, к сожалению, нет
3) @mindymullen718: So pregnant women need to wait until the 2nd trimester?
@mamadoctorjones: @mindymullen718 nope, no need to wait.
4) @anna190919: Это интересно конечно только какие профилактические меры можно предпринять? А если еще человек мнительный, ипохондрик - все, хана, вся жизнь будет посвящена поиску.
@doctor_marusenyka: @anna190919: например, таким людям надо чаще делать скрининги и вести более здоровый образ жизни
5) @kz.rs88: Is there any way to reduce the risk of clots post partum is when pregnant? Had no idea this was even a thing! @drjenniferlincoln: @kz.rs88 avoiding estrogen containing BC, if you've had a csection making sure you are up and walking, don't smoke!
Также в рамках когнитивной стратегии часто используется тактика поощрения пациента, посредством использования речевых оборотов «Молодец», «уже лучше», и другими словами, которые дают положительную оценку ситуации.
@cookingforboards: Omg seriously??? That's outrageous. Paps are one of my favorite screening tools as a FMdoc. I actually did two already this morning!!
@dr.staci.t: @cookingforboards keep it up!
Далее следует отметить, что в рамках медицинского дискурса присутствуют не только когнитивные стратегии, но и прагматические и риторические. Рассмотрим поподробнее прагматические стратегии на примере наших диалогов [1].
Прагматическая стратегия включает в себя тактику самопрезентации и эмоционально-настраивающую тактику.
Эмоционально-настраивающая тактика заключается в том, чтобы настроить пациента на позитивный настрои" в ходе его лечения и создать наиболее комфортную и благоприятную атмосферу между врачом и пациентом, что достигается словами утешения, а также созданием психологического комфорта.
В процессе утешения задача врача опровергнуть мнение пациента относительно заболевания и утешить его, используя различные лексические маркеры со значением нормы (все в порядке, нормально, и т. д.) [5, с. 16].
1) @amira 1306: Дарья, здравствуите! Ответьте, пожалуиста, на мои" вопрос, как гидроксихлорохин может влиять на ребенка? У меня ковид, я на ГВ, реб 7 месяцев, на смешанном питании, но смесь он не есть вообще. Мне назначили плаквенил, на мои вопрос ответили переходить на искусственное
@ infodoc : @amira 1306 Эффективность гидроксихлорохина поставлена под большие сомнения в испытаниях. С другой стороны, он не противопоказан кормящим, так как в молоко практически не проникает. @amira 1306: @ infodoc Спасибо вам огромноe как гора с плеч @_infodoc_: @amira_1306 Скореишего выздоровления
2) @allie_petschke: Is there any data on recurrence rates with subsequent pregnancies? I had poly with my son and it was super stressful it ended up being idiopathic @dralrahmani: @allie _petschke generally no increased risk of recurrence in this setting!
Как было ранее отмечено, кроме утешения также используется тактика создания психологического комфорта, которая подразумевает некоторый юмор и иронию, с целью поддержания позитивной обстановки между врачом и пациентом.
@о1е^Ип ^иМот: Мария Евгеньевна, может, они не знают, что оно с недоказанной эффективностью? Ведь из каждого утюга нас убеждают, что изобрели панацею @doctor_marusenyka: @о1е^Ип ^иМот ну если они не знают, как надо проводить клинические исследования, то я тут даже не нахожу, что сказать
Мы уже рассмотрели прагматическую и когнитивную стратегию, переидем к риторической. Данный вид стратегии необходимо использовать, чтобы прояснить ситуацию, выбрав наиболее оптимальный способ донесения до пациента информации о лечении в зависимости от уровня его образованности, а также языкового кода. В данном случае чаще всего используется две тактики: мифологизация (как правило, в общении с пациентами-детьми) и метофоризация (в общении со взрослыми пациентами) [6, с. 13].
Поскольку выбранные нами диалоги происходят между взрослыми пациентами и врачами в интернет-пространстве, то представляется логичным наиболее подробно рассмотреть тактику метафоризации.
Метафоризация часто используется как элемент воздействия на сознание пациента, поскольку метафоры позволяют не только дать оценку ситуации, но и в некотором роде управлять поведением пациентов. Как правило, при использовании данной тактики врач старается подобрать то слово, определение, которое поимет его пациент в соответствии с его осведомленностью в сфере медицины, возрастом и другими признаками. Здесь можно наблюдать достаточно примеров, связанных с коронавирусом, поскольку врачи довольно часто заменяют его официальное название СОУГО-19 на более простые его названия (ковид, корона, коронавирус).
Рассмотрим пример диалога: 1) @bakytgulkasymbaeva: Возможно ли повторное заболевание вирусом? @Дг аНуа.уегИпЬау: @bakytgulkasymbaeva возможно! Если вы перенесли корону в бессимптомной и легкой форме форме.
Безусловно, в рамках рассмотрения медицинского дискурса в сети Интернет вместе с перечисленными выше стратегиями возникают свои трудности, поскольку стратегии в большей степени рассчитаны на живой диалог между врачом и пациентом, чем на микродиалог в сети Интернет, поскольку некоторые моменты могут значительно отличаться в силу особенностей сетевого дискурса как такового, например, ограниченное количество символом для одного сообщения приводит к тому, что отсутствуют примеры использования некоторых стратегии" или же их мало, поскольку врач старается уместить свои" ответ в точное количество символов.
Несмотря на профессиональный ответ врача, который должен быть обусловлен медицинской терминологией, терминами они пользуются немного, разъясняют все более простым языком или используют сокращения:
@doctor_marusenyka: @annaiva831 вирусная пневмония будет долго разрешаться, ваш пример как раз показателен. Нет препаратов для ускорения процесса.
В заключение следует отметить, что исследование медицинского дискурса очень важно, поскольку он присутствует в жизни каждого человека, будь он пациентом или врачом. Повышенное внимание к сетевому медицинскому дискурсу объясняется активной цифровизацией институтов и ситуацией пандемии, которая вынудила общество учиться, работать и получать привычные услуги дистанционно. Так, привычная медицинская консультация стала интернет-опосредованной, а этот факт обусловил потребность описания ее особенностей с языковой точки зрения.
Список литературы
1. Акаева Э.В. Коммуникативные стратегии профессионального медицинского дискурса / Омск. гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского. - Омск, 2007. - 249 с.
2. Алексеева А.А. Лингвистические методы изучения медицинского интернет-дискурса в плоскостях «врач - пациент» и «пациент - пациент» // Современные проблемы клинической психологии и психологии личности / Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск, 2017. - С. 9-12.
3. Ахнина К.В., Макарова М.А., Юрманова С.А. Сетевой медицинский дискурс: лексические и стилистические особенности / ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов». - 2018. - Т. 2 (6). - С. 48-53.
4. Барсукова М.И. Тактики диагностирующей стратегии медицинского дискурса // Саратовский научно-медицинскии журнал. - 2006. - № 2.
5. Безменова Н.А., Герасимов В.И. Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики: сб. обзоров. - М., 1984. - С. 16-18.
6. Коммуникативные стратегии медицинского дискурса // Материалы Международной конференции по функциональной лингвистике. - Ялта, 2004. -С. 13.
7. Маиборода С.В. Коммуникативные стратегии и тактики в речевой партии врача в диалоге о самолечении // Вестник Томского государственного университета. - 2019. - № 448. - С. 65-74.
8. Медицинский дискурс: специфика профессиональной коммуникации врача / Т.В. Кочеткова, М.И. Барсукова, Е.А. Ремпель, А.Я. Рамазанова // Мир науки, образования и культуры. - 2018. - № 3 (70). - С. 466-468.
9. Никитина М.С., Мамутова Э.Н. Речевые стратегии и тактики в коммуникации «врач - пациент» // Иностранная филология. Социальная и национальная вариативность языка и литературы. - 2018. - С. 423-426.