Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕТЕВОГО МЕДИЦИНСКОГО ДИСКУРСА'

КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕТЕВОГО МЕДИЦИНСКОГО ДИСКУРСА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
72
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сетевой медицинский дискурс / медицинская коммуникация / онлайн-коммуникация / коммуникативные стратегии и тактики / online medical discourse / doctor-patient communication / online communication / communicative strategies and tactics

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Богатикова Евгения Павловна, Каменева Алина Дмитриевна

статья посвящена изучению сетевого медицинского дискурса и коммуникации между врачом и пациентом, протекающей в интернет-опосредованном пространстве. В данном исследовании были выделены коммуникативные особенности онлайн-коммуникации, а также коммуникативные стратегии и тактики, которые врач актуализирует в своей письменной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE FEATURES OF ONLINE MEDICAL DISCOURSE

this article is devoted to the study of online medical discourse and communication between a practitioner and a patient, which takes place in the Internet-mediated space. In this study the communicative features of online communication were highlighted, as well as communicative strategies and tactics that the doctor uses in his written speech.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕТЕВОГО МЕДИЦИНСКОГО ДИСКУРСА»

КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕТЕВОГО МЕДИЦИНСКОГО ДИСКУРСА

Богатикова Евгения Павловна

преподаватель кафедры лингводидактики, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь

E-mail: bogatikova.eugene@gmail.com

Каменева Алина Дмитриевна

студентка группы ЯЛ/О-1-2017 факультета современных иностранных языков и литератур, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь

E-mail: alinakmnva@gmail.com

COMMUNICATIVE FEATURES OF ONLINE MEDICAL DISCOURSE

Eugenia Bogatikova

Lecturer, department of linguodidactics Perm State National Research University, Perm E-mail: bogatikova.eugene@gmail.com

Alina Kameneva

Student of the Faculty of Modern Foreign Languages and Literatures Perm State National Research University, Perm E-mail: alinakmnva@gmail.com

Аннотация: статья посвящена изучению сетевого медицинского дискурса и коммуникации между врачом и пациентом, протекающей в интернет-опосредованном пространстве. В данном исследовании были выделены коммуникативные особенности онлайн-коммуникации, а также коммуникативные стратегии и тактики, которые врач актуализирует в своей письменной речи.

Ключевые слова: сетевой медицинский дискурс, медицинская коммуникация, онлайн-коммуникация, коммуникативные стратегии и тактики.

Abstract: this article is devoted to the study of online medical discourse and communication between a practitioner and a patient, which takes place in the Internet-mediated space. In this study the communicative features of online communication were highlighted, as well as communicative strategies and tactics that the doctor uses in his written speech.

Key words: online medical discourse, doctor-patient communication, online communication, communicative strategies and tactics.

Медицинский дискурс можно назвать одним из старейших видов дискурса, который претерпевает постоянные изменения в соответствии с реалиями того или иного времени.

На сегодняшний день одной из самых актуальных особенностей любого дискурса является его переход в онлаин-режим. Интернет-коммуникация стала одним из ведущих способов коммуникации. Особенно популярным общение

14

с врачами в Интернете стало в эпоху коронавируса, когда полностью пропала возможность посетить врача амбулаторно, а необходимость данных посещении" возросла в разы.

Сетевой медицинский дискурс (СМД) - это формат взаимодействия между субъектами медицинского дискурса в сети Интернет, как между врачом и пациентом, так и между врачами-специалистами. СМД - понятие широкое и многогранное, в нем раскрывается коммуникация, целью которой является сохранение высокого уровня здоровья человека, характеризующаяся синтезом медицинских знании, экспертного мнения, а также виртуальностью общения, его глобальностью и скоростью [3, с. 48]. Влияние сети Интернет распространяется на все уровни языка. Лексический уровень затрагивается наибольшим образом в данном случае, поскольку мы наблюдаем явные изменения в языковых единицах, используемых в случае онлаин-коммуникации. Часто используется профессиональный и компьютерный жаргон.

В настоящее время существует проблема организации эффективной коммуникации в сфере медицины в связи со скептическим отношением общества к современной медицине, а также общим недоверием пациентов к врачу и поиску подвоха во всей медицине. Отсутствие доверия приводит к ряду конфликтов, которые необходимо искоренять [8, с. 466].

Особенно прослеживается важность качественного осуществления общения именно в диалоге «врач - пациент», поскольку каждое действие, слово или манера поведения влияют на отношение пациента к врачу, на формирование тесных доверительных связей и эффективное лечение того или иного заболевания, в случае когда это необходимо. Коммуникация врача с пациентом характеризуется этическими ограничениями, дозированностью и конфиденциальностью. Врач в данном случае старается использовать наиболее щадящий стиль общения с пациентом, чтобы заранее не травмировать его и не перегрузить информацией о заболевании [9, с. 424].

К каждому пациенту врачу необходимо наити свои индивидуальный подход. Коммуникация «врач - пациент» основана на взаимосвязанных элементах профессионального общения: отношения взаимного доверия, возникающие между врачом и пациентом, и отношения в рамках оказания необходимых медицинских услуг. Врач в рамках взаимодействия с пациентом может использовать различные виды тактик. Основные рабочие тактики в рамках данной курсовой работы - это: тактика убеждения, поощрения, утешения, эмоционально-настраивающая практика, мифологизация и метафоризация.

Тактика инструктажа - используются такие выражения, как «Необходимо», «Вы должны» и т. д., в рамках данной тактики врач объясняет, что следует делать или не делать пациенту для лечения заболевания. В рамках тактики аргументации врач разъясняет, что может произойти в том или ином случае и почему необходимо использовать конкретный метод лечения проблемы, используя такие выражения как «Если вы не будете следовать моим инструкциям, то...». Тактика сознательного умолчания используется для того,

чтобы не травмировать и не напугать пациента возможными осложнениями или другими побочными эффектами вследствие лечения, как правило, не следует раскрывать пациенту самые наихудшие последствия, поскольку это вызовет отвержение лечения и недоверие к врачу. Тактика поощрения также присутствует в арсенале тактик врача, и носит наиболее позитивный характер, поскольку в рамках нее врач сообщает пациенту, в чем он, например, улучшил свои показатели в рамках лечения [7, с. 68].

Часто врач использует тактику формирования хода мыслей пациента, когда предпринимает действия для того, чтобы «дистанцировать» от пациента весь негатив, который он мог получить от общения с другими врачами до этого. Врач может заранее говорить то, что пациент хочет произнести, вследствие чего фраза приобретает нейтральный, а не негативный оттенок [4, с. 6]. Врач может применять различные тактики и стратегии одновременно для оказания наибольшего эффекта на ход лечения и на отношения с пациентом.

В рамках проведенного исследования диалогов между врачами и их пациентами в социальной сети был выявлен ряд особенностей. Исследование было проведено с учетом коммуникативных тактик: основной - когнитивной, и вспомогательных - прагматической, диалоговой и риторической.

Когнитивная тактика выступает в данном случае в качестве основной и представляется на примере стратегии" внушения и убеждения. Данная тактика позволяет реализовать профессиональные цели врача, поскольку в процессе общения с пациентами его деиствия напрямую направлены на концентрацию внимания больного на своем выздоровлении и на соблюдение схемы лечения.

Убеждение - один из видов когнитивной тактики, означающий некоторое воздействие на сознание пациента, привлечение его внимания к ходу лечения. При использовании данного вида тактики часто употребляются такие слова как «обусловлено», «необходимо», «грозит», «меняется» и другие слова, направленные на объяснение хода лечения и заболевания. Также присутствуют слова «нельзя», «запрещено» с целью предупредить и проинструктировать пациента [2, с. 10].

В качестве примера убеждения как популярной тактики, обратимся к материалу:

1) @haashirtalal: I wear two masks instead of one, is it more effective?

@doctor.mike: @haashirtalal not recommended (нерекомендуется)

2) @crazybetelgeize: А вот как быть беременной? Что делать, если, к примеру, у ребенка в классе выявили ковид? Какие меры принимать?

@doctor.gorbunova: @crazybetelgeize не надо переживать прежде всего. Беременные имеют риски не выше других. Соблюдаите стандартные меры профилактики пожалуйста, иных рекомендации, к сожалению, нет

3) @mindymullen718: So pregnant women need to wait until the 2nd trimester?

@mamadoctorjones: @mindymullen718 nope, no need to wait.

4) @anna190919: Это интересно конечно только какие профилактические меры можно предпринять? А если еще человек мнительный, ипохондрик - все, хана, вся жизнь будет посвящена поиску.

@doctor_marusenyka: @anna190919: например, таким людям надо чаще делать скрининги и вести более здоровый образ жизни

5) @kz.rs88: Is there any way to reduce the risk of clots post partum is when pregnant? Had no idea this was even a thing! @drjenniferlincoln: @kz.rs88 avoiding estrogen containing BC, if you've had a csection making sure you are up and walking, don't smoke!

Также в рамках когнитивной стратегии часто используется тактика поощрения пациента, посредством использования речевых оборотов «Молодец», «уже лучше», и другими словами, которые дают положительную оценку ситуации.

@cookingforboards: Omg seriously??? That's outrageous. Paps are one of my favorite screening tools as a FMdoc. I actually did two already this morning!!

@dr.staci.t: @cookingforboards keep it up!

Далее следует отметить, что в рамках медицинского дискурса присутствуют не только когнитивные стратегии, но и прагматические и риторические. Рассмотрим поподробнее прагматические стратегии на примере наших диалогов [1].

Прагматическая стратегия включает в себя тактику самопрезентации и эмоционально-настраивающую тактику.

Эмоционально-настраивающая тактика заключается в том, чтобы настроить пациента на позитивный настрои" в ходе его лечения и создать наиболее комфортную и благоприятную атмосферу между врачом и пациентом, что достигается словами утешения, а также созданием психологического комфорта.

В процессе утешения задача врача опровергнуть мнение пациента относительно заболевания и утешить его, используя различные лексические маркеры со значением нормы (все в порядке, нормально, и т. д.) [5, с. 16].

1) @amira 1306: Дарья, здравствуите! Ответьте, пожалуиста, на мои" вопрос, как гидроксихлорохин может влиять на ребенка? У меня ковид, я на ГВ, реб 7 месяцев, на смешанном питании, но смесь он не есть вообще. Мне назначили плаквенил, на мои вопрос ответили переходить на искусственное

@ infodoc : @amira 1306 Эффективность гидроксихлорохина поставлена под большие сомнения в испытаниях. С другой стороны, он не противопоказан кормящим, так как в молоко практически не проникает. @amira 1306: @ infodoc Спасибо вам огромноe как гора с плеч @_infodoc_: @amira_1306 Скореишего выздоровления

2) @allie_petschke: Is there any data on recurrence rates with subsequent pregnancies? I had poly with my son and it was super stressful it ended up being idiopathic @dralrahmani: @allie _petschke generally no increased risk of recurrence in this setting!

Как было ранее отмечено, кроме утешения также используется тактика создания психологического комфорта, которая подразумевает некоторый юмор и иронию, с целью поддержания позитивной обстановки между врачом и пациентом.

@о1е^Ип ^иМот: Мария Евгеньевна, может, они не знают, что оно с недоказанной эффективностью? Ведь из каждого утюга нас убеждают, что изобрели панацею @doctor_marusenyka: @о1е^Ип ^иМот ну если они не знают, как надо проводить клинические исследования, то я тут даже не нахожу, что сказать

Мы уже рассмотрели прагматическую и когнитивную стратегию, переидем к риторической. Данный вид стратегии необходимо использовать, чтобы прояснить ситуацию, выбрав наиболее оптимальный способ донесения до пациента информации о лечении в зависимости от уровня его образованности, а также языкового кода. В данном случае чаще всего используется две тактики: мифологизация (как правило, в общении с пациентами-детьми) и метофоризация (в общении со взрослыми пациентами) [6, с. 13].

Поскольку выбранные нами диалоги происходят между взрослыми пациентами и врачами в интернет-пространстве, то представляется логичным наиболее подробно рассмотреть тактику метафоризации.

Метафоризация часто используется как элемент воздействия на сознание пациента, поскольку метафоры позволяют не только дать оценку ситуации, но и в некотором роде управлять поведением пациентов. Как правило, при использовании данной тактики врач старается подобрать то слово, определение, которое поимет его пациент в соответствии с его осведомленностью в сфере медицины, возрастом и другими признаками. Здесь можно наблюдать достаточно примеров, связанных с коронавирусом, поскольку врачи довольно часто заменяют его официальное название СОУГО-19 на более простые его названия (ковид, корона, коронавирус).

Рассмотрим пример диалога: 1) @bakytgulkasymbaeva: Возможно ли повторное заболевание вирусом? @Дг аНуа.уегИпЬау: @bakytgulkasymbaeva возможно! Если вы перенесли корону в бессимптомной и легкой форме форме.

Безусловно, в рамках рассмотрения медицинского дискурса в сети Интернет вместе с перечисленными выше стратегиями возникают свои трудности, поскольку стратегии в большей степени рассчитаны на живой диалог между врачом и пациентом, чем на микродиалог в сети Интернет, поскольку некоторые моменты могут значительно отличаться в силу особенностей сетевого дискурса как такового, например, ограниченное количество символом для одного сообщения приводит к тому, что отсутствуют примеры использования некоторых стратегии" или же их мало, поскольку врач старается уместить свои" ответ в точное количество символов.

Несмотря на профессиональный ответ врача, который должен быть обусловлен медицинской терминологией, терминами они пользуются немного, разъясняют все более простым языком или используют сокращения:

@doctor_marusenyka: @annaiva831 вирусная пневмония будет долго разрешаться, ваш пример как раз показателен. Нет препаратов для ускорения процесса.

В заключение следует отметить, что исследование медицинского дискурса очень важно, поскольку он присутствует в жизни каждого человека, будь он пациентом или врачом. Повышенное внимание к сетевому медицинскому дискурсу объясняется активной цифровизацией институтов и ситуацией пандемии, которая вынудила общество учиться, работать и получать привычные услуги дистанционно. Так, привычная медицинская консультация стала интернет-опосредованной, а этот факт обусловил потребность описания ее особенностей с языковой точки зрения.

Список литературы

1. Акаева Э.В. Коммуникативные стратегии профессионального медицинского дискурса / Омск. гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского. - Омск, 2007. - 249 с.

2. Алексеева А.А. Лингвистические методы изучения медицинского интернет-дискурса в плоскостях «врач - пациент» и «пациент - пациент» // Современные проблемы клинической психологии и психологии личности / Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск, 2017. - С. 9-12.

3. Ахнина К.В., Макарова М.А., Юрманова С.А. Сетевой медицинский дискурс: лексические и стилистические особенности / ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов». - 2018. - Т. 2 (6). - С. 48-53.

4. Барсукова М.И. Тактики диагностирующей стратегии медицинского дискурса // Саратовский научно-медицинскии журнал. - 2006. - № 2.

5. Безменова Н.А., Герасимов В.И. Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики: сб. обзоров. - М., 1984. - С. 16-18.

6. Коммуникативные стратегии медицинского дискурса // Материалы Международной конференции по функциональной лингвистике. - Ялта, 2004. -С. 13.

7. Маиборода С.В. Коммуникативные стратегии и тактики в речевой партии врача в диалоге о самолечении // Вестник Томского государственного университета. - 2019. - № 448. - С. 65-74.

8. Медицинский дискурс: специфика профессиональной коммуникации врача / Т.В. Кочеткова, М.И. Барсукова, Е.А. Ремпель, А.Я. Рамазанова // Мир науки, образования и культуры. - 2018. - № 3 (70). - С. 466-468.

9. Никитина М.С., Мамутова Э.Н. Речевые стратегии и тактики в коммуникации «врач - пациент» // Иностранная филология. Социальная и национальная вариативность языка и литературы. - 2018. - С. 423-426.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.