Н. А. Ягодинцева
КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В связи с ускорением процессов социокультурных трансформаций и лавинообразным нарастанием множественности культурных форм в процессе развития общества обостряется и проблема упорядочивания этих форм во внутреннем и внешнем мире личности. Становятся всё более актуальными и острыми вопросы сохранения её внутреннего единства, восприятия окружающего мира как взаимосвязанного целого и осознания места и роли личности в целостном мире. Недостаточное использование имеющихся средств организации и упорядочивания культурных форм становится причиной формирования фрагментарного, «клипового» сознания, что, в свою очередь, порождает целый комплекс проблем социокультурного плана—как в масштабе самой личности, так и в масштабе общества. Утрата гармонии порождает хаос во внутренних и внешних отношениях и связях личности и усиливает хаотические тенденции не только в культуре, но и в самом укладе общественной жизни. При этом усиливается элемент случайности во всех сферах жизнедеятельности человека, а рациональных средств упорядочивания культурных форм становится явно недостаточно.
Именно «клиповость» сегодня является определяющей характеристикой массовой культуры. Фрагментарная информация активно используется в рекламных и политических технологиях, является отличительной особенностью так называемого «актуального искусства», пронизывает молодёжную субкультуру общества. Тиражированию и внедрению в сознание раздробленной, не связанной между собой информации о событиях окружающего мира способствуют средства массовой информации. Фрагментарность сознания приводит к раздроблению единой картины мира, утрате его гармоничного образа, следствием чего является потеря ценностных ориентиров, разрушение жизненно важных связей личности и существенное снижение нравственных критериев общества в целом.
Скорость и глубина социокультурных трансформаций, характерные для современного «информационного» этапа развития русского общества, затрагивают фундаментальные основы личности, вызывая необходимость сохранения и воссоздания её внутренней структуры и ценностных ориентиров в новых, постоянно изменяющихся условиях.
Всё это резко актуализирует проблему сохранения целостности личности в процессе развития и освоения ею всего богатства и разнообразия культурных форм — в первую очередь в сферах образования, закладывающего основы культуры личности, и искусства, формирующего в сознании человека тот
или иной образ реальности, а также ставит перед культурой глобальную задачу разработки способов упорядочивания информации в структуре целостного мировосприятия.
Сохранение целостности личности напрямую зависит от наличия в её культурном поле некоего предельного неизменного образца, идеала, «эталона», обладающего двумя важнейшими характеристиками: свойством целостности и структурой, аналогичной структуре личности. В связи с этим особую значимость в современных условиях приобретают те формы культуры, в которых осуществляется отношение целостной личности к миру как целому, где наиболее полно реализуется связь конструктов «личность» и «мир как целое» и осуществляется онтологическое единство личности и Универсума, В этих формах культуры преобладает целостное мировосприятие, и в процессе социокультурного развития проблема сохранения целостности постоянно актуализируется как в масштабе внутреннего мира личности человека, так и в масштабе воссоздаваемой им общей картины мира. На осуществление онтологического единства личности и Универсума нацелены такие формы культуры, как религия, философия, наука и искусство. Они имеют как общие атрибутивные характеристики, так и свою специфику.
Важную роль в сохранении целостности личности человека выполняет поэтическая культура, которая воспроизводит эту целостность непосредственно — особым, только ей присущим способом. Поэтическая культура является важнейшим элементом русской культуры в целом и играет значительную роль в воспитании, образовании личности и формировании её социокультурных коммуникаций. Периоды социокультурных трансформаций в России, как правило, сопровождаются спонтанным всплеском поэтического творчества, возникновением и развитием множества литературных сообществ, повышением внимания к социальной роли поэта и общественным задачам поэзии. В гораздо меньшей степени вышесказанное можно отнести к другим формам литературы, в частности, к прозе и драматургии: очевидно, что особое положение поэзии среди других видов искусства и особая роль поэта в обществе обусловлены особенностями русской культуры в целом и спецификой культурных задач поэзии. Определяющее значение для доминирования поэзии и формирования феномена поэтической культуры имеет особое качество поэтического слова, объединяющее в единое неразрывное целое три компонента: значение, звучание и действие.
Поэтическая культура актуализирует проблему целостности личности человека, обеспечивает сохра-
нение и воспроизведение этой целостности, воссоздавая и активно реализуя свою модель личности и выступает своеобразным регулятором, обеспечивающим её устойчивость. Системообразующим признаком и онтологическим основанием поэтической культуры является онтологическая ось «личность— Универсум», а её атрибутивными характеристиками
— имманентно присущие ей непосредственность связи «личность—Универсум» и целостность.
Поэтическая культура реализуется как результат спонтанных творческих процессов, выполняя свою функцию как в сугубо индивидуальных творческих интенциях, так и в явлениях массового порядка. Следовательно, данное явление требует исследования в двух взаимосвязанных аспектах: как в формах индивидуальной поэтической культуры, характерной для профессионального литературного труда, так и в формах самодеятельного поэтического творчества, носящего массовый характер.
Для того чтобы определить роль поэтической культуры как особой формы воспроизведения целостности личности, необходимо проследить её генетическое и сущностное родство с мифологической традицией.
Миф (от греческого туЛоэ — предание, сказание) является основным способом целостного бытия человека в первобытном обществе, это первая форма образно-символического воспроизведения мира. В точном смысле слова миф есть повествование, совокупность рассказов о мире (его существенной характеристикой является «изустность»: миф в первую очередь—слово звучащее), но одновременно он является и определённым представлением о мире. Принимая за основу мифогенную концепцию происхождения религии, науки и искусства, из множества характеристик мифологической культуры для данного исследования следует выделить те, которые позиционируют её как общий генетический источник родственных форм культуры, своими специфическими средствами осуществляющих целостную связь конструктов «личность» и «Универсум».
Миф антропоморфно интерпретирует Универсум и ориентируется на преодоление своими средствами фундаментальных антиномий человеческого существования. В пространстве мифа онтология человека определяется взаимоотношением между единственностью наличного бытия и целым бытия, формированием устойчивой и постоянно напряжённой онтологической оси «человек—мир как целое». Характерными чертами мифологической культуры являются:
1) всеобщая персонификация;
2) нерасчленённость, тождественность;
а) субъекта и объекта;
б) предмета и знака;
в) существа и его имени.
Благодаря этим свойствам миф превращает хаос в космос и создаёт возможность постижения
мира как некоего организованного целого. Одной из важных специфических функцией мифа является моделирование, так как всё происходящее в мифе имеет значение образца для последующего воспроизведения.
В первобытной культуре мифология является цельной системой, своеобразным эквивалентом науки, в терминах которой воспринимается и описывается мир. Миф формирует особые надличностные коллективные ценности, образы и идеалы, которые выходят за рамки наличного существования людей. Мифологическое сознание стремится к установлению связей между различными явлениями и в этом смысле содержит в себе ранние элементы религии, философии, науки и искусства.
Характерными для мифологической традиции являются особые способы осмысления действительности:
1) одушевление и олицетворение явлений и сил природы, то есть осознание и приближение их к человеческому миру посредством выявления неких общих свойств;
2) объекты в мифе сближаются по различным характеристикам:
а) по смежности в пространстве и времени,
б) по вторичным чувственным качествам;
3) конкретное и персональное в пространстве мифа приобретает качество знака, и одни предметы могут выступать в качестве знаков других предметов;
4) события, описываемые в мифах, воплощают собой особое время первотворения, первопредме-тов и перводействий.
Истоки мифа следует искать в первую очередь в практической деятельности человека, в его непосредственном переживании общения с природой. Есть несколько точек зрения по вопросу о происхождении мифа. В частности, Э. Б. Тайлор считает, что сравнение предмета с предметом, действия с действием коренится глубоко в доязыковой практике первобытных людей, и опирается по преимуществу на реальную и осязательную аналогию. А. Н. Афанасьев в вопросе формирования мифологического представления первостепенное значение придаёт языку. Мифологическая традиция является целостной формой культуры, поскольку человек и Природа в ней осознаются как неразрывно связанные и определяются друг через друга. Миф как представление о мире неотделим от практики, а звучание слова от его значения и действия. Эта целостность слова в мифе, единство его звучания, значения и действия характеризуется как особое мифопоэтическое качество, придающее связи «человек — мир как целое» особый, непосредственный характер. Из мифологии выделяются и развиваются самостоятельно такие формы культуры, как религия, искусство, философия, естественные науки, идеология, при всём своём разнообразии удерживающие, однако, ряд переосмысленных мифологических моделей. Все эти формы существенно отличаются качеством связи «личность — Универсум».
Актуальные вопросы коммуникации
Понятие «личность» в разных сферах культуры имеет различное содержание. Формирование содержания данного понятия в западно-европейской и русской культурах шло различными путями, что можно проследить уже на примере этимологии. Европейское понимание личности выстраивается от латинского слова persona—в классической латыни оно обозначало прежде всего слепок с лица предка, ритуальную и театральную маску. В русском языке это сопоставимо с понятием «личина», однако здесь существует и понятие «лик» в смысле, противополагаемом маске: истинное лицо.
Онтология человека определяется взаимоотношением между единственностью наличного бытия и целым бытия. Именно человек становится средоточием, собирающим фокусом тварного бытия, не просто субъектом наличного бытия, но личностью
— лицом, представляющим в этом бытии Универсум. Онтологическая ось «Универсум — личность» формирует особую, целокупную реальность, которая разворачивается в первую очередь в духовнодушевном мире человека. Сама возможность возникновения онтологической оси означает изначальное тождество структур целокупного Универсума и человека как целостности. Универсум и личность являются со-образными друг другу, идентифицируются друг через друга.
Благодаря наличию структурного тождества субъектов отношения «Универсум—личность» становится возможным осуществление духовной и экзистенциальной связи человека с Универсумом. Особый характер отношения порождает особый тип целостной связи между ними. Эта связь может быть реализована во всей полноте только при условии сохранения целостности составляющих её структур и имеет особый, также целостный характер. О характере связи в системе «Универсум — личность» необходимо сказать особо. «Информационной единицей» в системе целостных отношений является образ.
Это понятие — неотъемлемый момент различного рода дискурсов: философского, психологического, социологического и эстетического. В любом случае он является результатом реконструкции объекта в сознании человека. Поскольку Универсум сам является Образом по отношению к сформированной им личности, постольку и освоение личностью своего «единственно наличного бытия» в стремлении к «бытию целому» (по онтологической оси в направлении «личность—Универсум») во всех сферах культуры—религии, философии, науке и искусстве требует от человека способности формирования целостных смысловых единиц, структура которых тождественна структуре обеих относящихся сторон. Каждая из перечисленных сфер культуры формирует особую систему образных представлений, воссоздавая специфическими средствами целостность своей картины мира. Однако глубоко в основе этих систем лежат общие архетипы (от греческого
arche — начало и typos — модель) — первообразы, модели.
Универсальность архетипов выводится антропологической (эволюционной) культурологической школой из единства человеческой психики на глубинном уровне «коллективного бессознательного» — первобытной памяти человечества. Данные исследователи видят проявления воздействия архетипов преимущественно в сфере переживания религиозного опыта и в искусстве. Однако понимание архетипов как формальной характеристики напрямую восходит к выше указанному структурному тождеству субъектов целостной связи (Универсума и личности). Из этого следует, что архетип является универсальной основой и структурной матрицей целостного мышления.
Существуют различные типы образов: мифологический, религиозный, философский, научный. Искусство как духовная практика реализует единство человека и Универсума посредством художественного образа, который является особой эстетической категорией. Эта категория характеризует присущий только искусству способ и форму освоения и преображения действительности. В широком, общем понимании художественный образ выступает в качестве первоначала искусства, способа бытия и воспроизведения особой, художественной реальности. В узком и более конкретном смысле это элемент, часть художественного произведения — персонаж или предмет изображения. Платон и Аристотель рассматривали вопрос образной природы искусства в плоскости взаимоотношения реальных явлений, предметов —и их идеальных «копий». Плотин обосновал понятие «внутреннего эйдоса», образа-смысла, который сопричастен самой сущности предметов. Немецкая классическая эстетика, выдвигая на первый план продуктивный аспект вопроса, закрепляет понятие художественного образа в качестве способа и результата разрешения противоречий между духовным и чувственным, идеальным и реальным началами. Важнейшими философскими характеристиками образа являются идеальность и конкретность, между которыми также возникает онтологическая ось.
Однако в философии непосредственное переживание онтологической связи «личность — Универсум» является лишь «первоисточником», толчком, импульсом многослойной философской рефлексии по поводу данного переживания, стимулом переосмысления действительности в свете этого переживания
В сфере искусства единство личности и Универсума является базовым, априорным знанием и лежит в основе непосредственного эстетического переживания художника-творца. Имея двойственную природу (будучи по сути как духовной практикой переживания этого единства, так и рефлексией по поводу практики), искусство своими средствами стремится воссоздать идеальное состояние со-раз-
мерности, гармонию целостного мира и целостной личности. Гармония является основополагающей характеристикой прекрасного. Поэтическая культура, бу?учи связана с мифом не только генетически, но прежде всего сущностно, способна реализовывать эту связь непосредственно, при помощи поэтического слова.
Слово является одновременно средством обыденного общения, обслуживая повседневные коммуникативные потребности личности. Однако в рамках поэтического дискурса оно возобновляет свой мифопоэтический потенциал и реализует его в современной поэтической форме. Как и миф, поэзия в первую очередь есть повествование, совокупность рассказов о мире и человеке, даже будучи зафиксирована в письменной форме, она сохраняет, как и миф, свою «изустность»: стихи остаются словом звучащим. В то же время поэзия выражает и определённое представление о мире.
Поэтическая культура наследует от мифологии антропоморфную интерпретацию Универсума и так же, как миф, ориентирована на преодоление фундаментальных антиномий человеческого существования своими специфическими средствами. В поэтической культуре, как и в мифе, онтология человека определяется взаимоотношением между единственностью наличного бытия и целым бытия, вследствие чего формируется устойчивая и постоянно напряжённая онтологическая ось «поэт — Универсум». Для поэтической культуры характерными являются всеобщая персонификация, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени.
Поэзия обладает присущей ей особой способностью превращения хаоса в космос и создаёт возможность постижения мира как некоего организованного целого. В силу этого возможно говорить об особом поэтическом моделировании реальности, «высвечивании» и возведении в гармоническое сочетание с другими элементами жизни тех сторон бытия личности в цельном и целостном мире, которые недостаточно осмыслены и освоены общей культурой.
Поэзия, наследуя мифу, также формирует особые надличностные коллективные ценности, образы и идеалы, которые выходят за рамки наличного существования людей и смыкаются с вечностью. Поэтическое сознание стремится к установлению связей между различными явлениями и по особому осмысливает действительность, одушевляя и олицетворяя явления и силы природы, выявляя их общие свойства сближая различные объекты по принципам смежности в пространстве и времени и по вторичным чувственным качествам. В пространстве поэзии конкретное и персональное приобретает качество знака, и одни предметы могут выступать в качестве знаков других предметов. Вышеназванные общие характеристики поэзии осно-
вываются на особом качестве поэтического (словесного) образа, наследующего качества мифопоэтического слова.
Поэтический образ является словесным, точнее —условным, то есть менее наглядным, чем пластический. Благодаря своей знаковости он воссоздаёт не столько зримый облик предмета, сколько его ассоциативные связи, а потому состоит из разнокачественных элементов: физических, психических, соматических, ландшафтных, зооморфных, флористических и др. В его основе также лежит архетип, структурная матрица целостности.
Поэтический образ несводим в зрительно представимое единство. В нём элементы преломляются друг через друга и взаимно друг друга пронизывают. Будучи условным, поэтический образ не превращается в знак, но снимает и преодолевает знаковость самого слова, придаёт ему бытийную полновесность и полновестностъ, цельность и самозначимость вещи. В поэтическом образе преодолевается онтологическая ущербность знака, образованная разрывом между материей и смыслом; по ту сторону условности обнаруживается безусловность. Поэтический образ вызывает в сознании взрыв разнородных ассоциаций, структурно образующих цельное и целостное впечатление. Сущностной особенностью поэтического образа является свойство фиксировать и устойчиво воспроизводить непосредственную связь «личность —Универсум» не только в личности поэта, но и в личности читателя. В этом состоит существенное отличие поэтической культуры от других целостных форм культуры, для которых непосредственная связь является лишь отправной точкой, импульсом дискурса— научного, философского, религиозного.
Образованию целостности впечатления способствует особая ритмическая организация поэтической речи. В. Г. Белинский в статье «Разделение поэзии на роды и виды» говорит о поэзии как о высшем виде искусства. В статье «Идея искусства» Белинский характеризует творчество как непосредственную деятельность, противостоящую ремеслу и имманентно присущую человеческому духу, а поэзию — как непосредственное переживание.
Исходя из вышесказанного, возможно сделать вывод, что поэзия является одним из наиболее характерных феноменов целостного бытия, и связь по онтологической оси «Универсум—личность» при помощи поэтических образов осуществляется наиболее полно и органично: в ней становится возможным преодоление онтологической дистанции между реальным и идеальным, условным и безусловным, Творцом и тварным миром. Таким образом, поэзия в системе социокультурных коммуникаций выполняет роль «первоисточника» особого рода сведений, обеспечивающих целостность личности и её неразрывную связь с Универсумом.
Актуальные вопросы коммуникации
Литература
1. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов [Текст]: в 3 т. — М.: Современный писатель, 1995.
2. Базаров Е. Ю. Многообразие жанров философского дискурса [Текст]: Коллектив. Монография: учеб. пособие/Под общ. ред. В. И. Плотникова; Российское философское общество, Межвузовский центр проблем непрерывного гуманитарного образования при Уральском гос. университете им. А. М. Горького; Екатеринбург: Банк культурной информации, 2001. — 276 с.
3. Белинский В. Г. Собрание сочинений в трёх томах. [Текст] / [под общ. ред. Ф. М. Головенченко]. — М.: ОГИЗ, 1948.
4. Гумилёв Н. С. Стихи. Письма о русской поэзии [Текст]. — М.: Художественная литература, 1990.
— 447 с.
5. Казарин Ю. В. Поэтическое состояние языка (попытка осмысления) [Текст монографии]. — Екатеринбург: изд-во Екатеринбургского университета, 2002,—448 с.
6. Кедров К. А. Поэтический космос [Текст]. — М.: Советский писатель, 1989.—480с.
7. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. —М.: Сов. энциклопедия, 1987.—752 с.
8. Лихачёв Д. С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы [Текст]. — СПб.: Алетейя, 1999. — 592 с.