Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ ВРАЧЕЙ: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ'

КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ ВРАЧЕЙ: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1351
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ ВРАЧЕЙ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВРАЧА И ПАЦИЕНТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Симкова К.С., Харькова О.А.

Целью работы явилось теоретическое изучение коммуникативных навыков врачей. Для поиска литературы использовались электронные научные библиотеки e-library и Киберленинка. Специалисты сходятся на том, что коммуникативные навыки являются одной из важнейших составляющих успешной деятельности врача любой специальности, обеспечивая ему эффективное и качественное взаимодействие в модели «врач - пациент». Существует подробно описанная модель коммуникации в медицинской среде - это Калгари - Кембриджская модель. Тем не менее, эмпирических исследований в России, доказывающих ее эффективность, нет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Симкова К.С., Харькова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ ВРАЧЕЙ: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ»

УДК 159.9

Симкова К.С.

Магистрант 1 курса Психология здоровья, Северный государственный медицинский университет (СГМУ)

г. Архангельск, РФ Харькова О.А.

кандидат психологических наук, PhD, доцент кафедры педагогики и психологии, СГМУ,

г. Архангельск, РФ

КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ ВРАЧЕЙ: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация

Целью работы явилось теоретическое изучение коммуникативных навыков врачей. Для поиска литературы использовались электронные научные библиотеки e-library и Киберленинка. Специалисты сходятся на том, что коммуникативные навыки являются одной из важнейших составляющих успешной деятельности врача любой специальности, обеспечивая ему эффективное и качественное взаимодействие в модели «врач - пациент». Существует подробно описанная модель коммуникации в медицинской среде - это Калгари - Кембриджская модель. Тем не менее, эмпирических исследований в России, доказывающих ее эффективность, нет.

Ключевые слова:

коммуникативные навыки врачей, коммуникативная компетентность, взаимоотношения врача и пациента

Введение: Профессиональная деятельность врача состоит из высокого числа межличностных контактов при общении с пациентами и их родственниками, поэтому коммуникативная компетентность очень значима для этой профессии [1]. Такие специалисты как Ю.М.Жуков [3], Л.А.Петровская [10] под коммуникативной компетентностью предлагают понимать способность человека устанавливать и поддерживать необходимые контакты с партнерами. Хорошо развитая коммуникативная компетентность дает человеку возможность стать более успешным и востребованным в социальной взаимодействии и профессии. Коммуникативная компетентность может быть определена как интегральная характеристика личности врача, включающая целостную совокупность знаний, умений и личностных качеств субъекта, позволяющих осуществлять общение и способствующих достижению взаимопонимания и эффективному решению задач общения.

Таким образом, целью работы явилось теоретическое изучение коммуникативных навыков врачей.

Материал и методы. Для поиска литературы использовались электронные научные библиотеки e-library и Киберленинка. В результате по ключевым словам было отобрано 36 статьей, однако соответствовали тематике - 11.

Результат исследования. Теоретическая анализ научных источников позволил выделить специфические коммуникативные навыки в профессии врача [4, 5, 9]: уверенность при коммуникации; умения брать ответственность за свои слова; умение взаимодействовать в конфликтной ситуации; мотивировать медицинский персонал; навык уважительного отношения в коммуникации с коллегами. К коммуникативному навыку также относится умение создавать положительное впечатление у пациентов о своем профессионализме, об результативности процесса лечения; навыки выстраивания доверительных отношений и эффективного сотрудничества с пациентом; уметь контролировать свои эмоциональные реакции на разных ситуации и разных людей; эмпатия; умение легко устанавливать контакт, умение слушать человека, строить беседу, уметь правильно донести до человека информацию [6].

На сегодняшний день широко применяется Калгари - Кембриджская модель общения в медицинской среде. Она включает в себя такие навыки как [11]: сотрудничество (выстраивание отношений); слушание

~ 178 ~

и наблюдение за пациентом: паузы, фасилитация, сигналы пациента; техника задавания вопросов; структурирование опроса пациента; дозирование разъяснений; обобщение (в том числе промежуточное), скрининг и озвучивание списка проблем, «повестка» консультации; уточнение; принимающее реагирование врача, поддержка пациента; «вовлечение» пациента, разрешение (пациент врачу), предложение своих мыслей (врач пациенту); эмпатия. Эти навыки хорошо отражают пациент -центрированный подход. Данный подход сконцентрирован на понимание пациента и соответствующем реагирование на него при коммуникации [7].

Врач должен уметь взаимодействовать с пациентом вне зависимости от состояния больного: испытывает ли он гнев или боль, тревогу или отчаяние, беспокойство и т.д. Поэтому для врача навыки межличностных отношений в рамках врач - пациент является главными навыками, позволяющими создавать эффективные партнерские взаимоотношения [4]. К таким навыкам межличностных отношений относится правильно выбранная стратегия общения с пациентом и навыки ведения интервью (беседы) с пациентом.

Оптимальной моделью межличностных отношений в рамках «врач- пациент» является также совещательная модель взаимоотношений врача и пациента [8]. В основе этой модели идея о том, что взрослый человек может синтезировать информацию и выделять для себя приоритеты, а врач обладает достаточными коммуникативными навыками для оказания помощи в принятии решение пациенту. Считается, что врач в состоянии увидеть разницу между предпочтениями пациента и рекомендациями, которые он ему дает. Эта модель помогает больному в понимании таких важных вещей как профилактика здоровья, здоровый образ жизни и правильное лечение. Совещательная модель позволяет в процессе диагностики и лечения пациента вывести на активную позицию и сделать его тем, кто несет ответственность за свое здоровье. В рамках этой модели произошло развитие в отношение информированного согласия пациента на проведение лечебной манипуляции или диагностики.

Заключение. Таким образом, можно сказать, что большинство научных источников дают общее представление о коммуникативных навыках в профессии врача. Специалисты сходятся на том, что коммуникативные навыки являются одной из важнейших составляющих успешной деятельности врача любой специальности, обеспечивая ему эффективное и качественное взаимодействие в модели «врач -пациент». Существует подробно описанная модель коммуникации в медицинской среде - это Калгари -Кембриджская модель. Тем не менее, эмпирических исследований в России, доказывающих ее эффективность, нет. Хотя такие исследования и проработка вопросов эффективного обмена информацией между пациентом и врачом дают специалистам, практическим врачам и преподавателям огромный потенциал для существенного прогресса в области развития коммуникативной компетентности будущих и настоящих врачей.

Список использованной литературы:

1. Васильева Л.Н. О коммуникативной компетентности будущих врачей / Л.Н. Васильева // Медицинская психология в России. - 2013. - T. 5, № 5. - C. 16.

2. Емельянова И. А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Емельянова Ирина Алексеевна; Ур. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - 122 с.

3. Жуков, Ю.М. Введение в практическую и социальную психологию. / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, О.В. Соловьёва. - М.: Смысл, 1996. - 373с.

4. Ицкович М.М. Методическое пособие для врачей акушеров-гинекологов по работе с женщинами в ситуации репродуктивного выбора (СРВ) / М.М. Ицкович, Е.Н. Костарева, Е.А. Токарева. - Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2017. - 94 с.

5. Колягин В.В. Коммуникация в медицине. Основы трансакционного анализа: пособие для врачей / В.В. Колягин. - Иркутск.: РИО ГБОУ ДПО ИГМАП0,2012. - 60с.

6. Ледванова, Т.Ю. Формирование коммуникативной компетентности врача// Т.Ю. Ледванова, А.В. Коломейчук // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. - 2015. - Том 5. - № 2 - С.115 - 121

7. Лесняк О.М. О роли пациента в современном диагностическом и лечебном процессе. / О.М. Лесняк. // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2010. - С.45-48.

8. Манулик, В.А. Проблема коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности врача. / В.А. Манулик, Ю.Ю. Михайлюк // Инновационные образовательные технологии. - 2013. - № 1 (33). -С.19-23.

9. Мадалиева С.Х. Формирование и развитие коммуникативной компетенции врача/ С.Х. Мадалиева, М.А. Асимов, С.Т. Ерназарова // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2016. - № 2. - С. 66-73

10.Петровская Л.А. Компетентность в общении. / Л.А. Петровская- М.: Изд-во МГУ,1989. - 216с.

11. Сонькина А.А. Навыки профессионального общения в работе врача./ А.А.Сонькина // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. - 2015. - № 1. - С.101 - 106

© Симкова К.С., Харькова О.А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.