КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ. ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ
А. Резе, кандидат медицинских наук Первый МГМУ им. И.М. Сеченова E-mail: rese@mail.ru
В процессе обмена информацией между врачом и пациентом в рамках врачебного приема необходимо стимулировать пациента к более активному участию в диалоге. Приводятся рекомендации, помогающие врачу улучшить коммуникативные навыки пациентов.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, взаимоотношения в системе врач-пациент.
Пациент приглашен в кабинет. Опытный врач, хорошо владеющий навыками общения, пытается выяснить причину обращения за медицинской помощью и предлагает пациенту изложить свои жалобы. Пациент начинает перечислять их, но без соблюдения хронологической последовательности и логичного выделения приоритетов. Хорошие коммуникативные навыки позволят врачу не утонуть в этом море информации и получить нужные сведения. Но только ли от врача требуется хорошее владение навыками общения? Можно ли улучшить коммуникативную эффективность пациента? Существуют ли методики, помогающие пациенту излагать свои жалобы и данные анамнеза так, чтобы врач лучше воспринимал их?
Пациенты хотят быть понятыми и нередко страдают от своей неспособности донести до врача ценную информацию в неискаженном виде. Обращаясь за амбулаторной медицинской помощью, они в первую очередь рассчитывают на человеческое общение и партнерские отношения [1]. Если им предоставить выбор, они предпочтут лечиться у врачей, стремящихся достичь максимального участия пациентов в процессе лечения [2]. Чем больше пациент вовлечен в общение с врачом, тем больше он удовлетворен медицинской помощью [3].
Сравнение разных стилей коммуникации при сообщении пациентам трагических новостей (впервые диагностированный рак молочной железы) показало, что максимальное вовлечение пациента в диалог позволяет получить наилучшие результаты на эмоциональном, когнитивном и оценочном уровнях [4]. Кроме того, активное выяснение врачом мнения пациента о предлагаемом плане лечебных и диагностических мероприятий, определение того, насколько пациент их понимает и согласен на них, позволяет значительно уменьшить риск судебных исков в отношении врача [5].
Активное участие пациента в диалоге снижает риск неправильного понимания им сделанных врачом назначений. Во всех зарегистрированных случаях ошибочного понимания пациентом врачебных назначений пациент был слабо вовлечен в обсуждение планирующихся диагностических или лечебных мероприятий [6].
Специальными исследованиями показано, что улучшение коммуникативных навыков пациента положительно сказывается на результатах лечения. Один из эффективных
инструментов обучения пациентов — памятки, раздаваемые перед приемом врача [7—9].
Памятка может содержать минимум необходимой информации, помогающей пациенту структурировать информацию, которую он хочет донести до врача, а также сфокусировать его внимание на важных аспектах возникновения и течения заболевания. В долгосрочной перспективе использование приведенной ниже памятки позволит пациенту повысить эффективность своего участия в процессе обмена информацией и свою вовлеченность в лечебный процесс.
Получение пациентом такой памятки до врачебного приема демонстрирует открытость врача и его желание сделать процесс лечения максимально понятным для пациента, что, конечно, самым положительным образом скажется на отношении пациента к нему.
Вся информация помещается на 1 листке, для ее прочтения достаточно 1—2 мин. Можно распечатать какое-то количество памяток и разложить их на виду у ожидающих приема пациентов в доступных для них местах или разместить памятку на официальном сайте поликлиники в Интернете.
От врача требуется привлечь внимание пациента к существованию данной памятки и предложить подготовиться к консультации с ее помощью.
ПАМЯТКА ПАЦИЕНТУ
Перед консультацией:
• мысленно сформулируйте свою главную проблему со здоровьем;
• приготовьтесь подробно описать имеющиеся у Вас симптомы;
• максимально подробно вспомните предшествующий опыт наблюдения у врачей и получаемое лечение.
Во время консультации:
• запишите в заранее приготовленный блокнот или попросите врача напечатать заполненную им форму со следующей информацией:
— основные данные (температура тела, АД, частота сердечных сокращений);
— поставленный Вам диагноз;
— возможный прогноз;
— план лечения и рекомендации врача по Вашему поведению в случае резкого ухудшения самочувствия.
Если Вам назначено лечение или обследование, запишите:
• как официально называется рекомендуемый Вам лекарственный препарат или метод обследования;
• в чем заключается необходимость его назначения;
• каков риск, связанный с применением лекарства или проведением обследования;
• если лечение платное, какова его стоимость;
• существует ли альтернативное лекарство или альтернативный метод лечения;
• что может случиться, если Вы не выполните рекомендаций врача;
• как нужно принимать лекарство;
• как подготовиться к обследованию.
В заключение консультации узнайте:
• когда будут готовы результаты обследования;
• какие проявления Вашего заболевания требуют немедленного вмешательства врача;
• что еще Вы должны знать о Вашем заболевании;
• когда Вам нужно прийти на следующую консультацию.
52016 ВРАЧ 8
Литература
1. Little P., Everitt H., Williamson I. et al. Preferences of patients for patient centred approach to consultation in primary care: observational study // BMJ. -2001; 322: 1-7.
2. Stewart M. Towards a global definition of patient centred care // BMJ. -2001; 322: 444-5.
3. Bardes C. Defining «Patient-Centered Medicine» // N. Engl. J. Med. - 2012; 366: 782-3.
4. Barry M., Edgman-Levitan S. Shared Decision Making - The Pinnacle of Patient-Centered Care // N. Engl. J. Med. - 2012; 366: 780-1.
5. Levinson W., Roter D., Mullooly J. et al. Physician-patient communication. The relationship with malpractice claims among primary care physicians and surgeons // J. Am. Med. Assoc. - 1997; 277: 553-9.
6. Britten N., Stevenson F., Barry C. et al. Misunderstandings in prescribing decisions in general practice: qualitative study // BMJ. - 2000; 320: 484-8.
7. Post D., Cegala D., Miser W. The Other Half of the Whole: Teaching Patients to Communicate With Physicians // Family Medicine. - 2002; 34 (5): 344-52.
8. Jacobson T., Thomas D., Morton F. et al. Use of a low literacy patient education tool to enhance pneumococcal vaccination rates: a randomized controlled trial // JAMA. - 1999; 282: 646-50.
9. McCann S., Weinman J. Empowering the patient in the consultation: a pilot study // Patient Educ. Couns. - 1996; 27: 227-34.
COMMUNICATING SKILLS. TRAINING OF PATIENTS
A. Reze, Candidate of Medical Sciences
I.M. Sechenov First Moscow State Medical University
It is necessary to stimulate a patient to more actively participate in the dialogue during information exchange between a physician and a patient within the medical reception. Recommendations assisting the physician to improve patients' communicative skills are given.
Key words: communicating skills, physician-patient relationships.