Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ. ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ'

КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ. ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
424
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Врач
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / COMMUNICATING SKILLS / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВРАЧ-ПАЦИЕНТ / PHYSICIAN-PATIENT RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Резе А.

В процессе обмена информацией между врачом и пациентом в рамках врачебного приема необходимо стимулировать пациента к более активному участию в диалоге. Приводятся рекомендации, помогающие врачу улучшить коммуникативные навыки пациентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATING SKILLS. TRAINING OF PATIENTS

It is necessary to stimulate a patient to more actively participate in the dialogue during information exchange between a physician and a patient within the medical reception. Recommendations assisting the physician to improve patients’ communicative skills are given.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ. ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ»

КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ. ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ

А. Резе, кандидат медицинских наук Первый МГМУ им. И.М. Сеченова E-mail: rese@mail.ru

В процессе обмена информацией между врачом и пациентом в рамках врачебного приема необходимо стимулировать пациента к более активному участию в диалоге. Приводятся рекомендации, помогающие врачу улучшить коммуникативные навыки пациентов.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, взаимоотношения в системе врач-пациент.

Пациент приглашен в кабинет. Опытный врач, хорошо владеющий навыками общения, пытается выяснить причину обращения за медицинской помощью и предлагает пациенту изложить свои жалобы. Пациент начинает перечислять их, но без соблюдения хронологической последовательности и логичного выделения приоритетов. Хорошие коммуникативные навыки позволят врачу не утонуть в этом море информации и получить нужные сведения. Но только ли от врача требуется хорошее владение навыками общения? Можно ли улучшить коммуникативную эффективность пациента? Существуют ли методики, помогающие пациенту излагать свои жалобы и данные анамнеза так, чтобы врач лучше воспринимал их?

Пациенты хотят быть понятыми и нередко страдают от своей неспособности донести до врача ценную информацию в неискаженном виде. Обращаясь за амбулаторной медицинской помощью, они в первую очередь рассчитывают на человеческое общение и партнерские отношения [1]. Если им предоставить выбор, они предпочтут лечиться у врачей, стремящихся достичь максимального участия пациентов в процессе лечения [2]. Чем больше пациент вовлечен в общение с врачом, тем больше он удовлетворен медицинской помощью [3].

Сравнение разных стилей коммуникации при сообщении пациентам трагических новостей (впервые диагностированный рак молочной железы) показало, что максимальное вовлечение пациента в диалог позволяет получить наилучшие результаты на эмоциональном, когнитивном и оценочном уровнях [4]. Кроме того, активное выяснение врачом мнения пациента о предлагаемом плане лечебных и диагностических мероприятий, определение того, насколько пациент их понимает и согласен на них, позволяет значительно уменьшить риск судебных исков в отношении врача [5].

Активное участие пациента в диалоге снижает риск неправильного понимания им сделанных врачом назначений. Во всех зарегистрированных случаях ошибочного понимания пациентом врачебных назначений пациент был слабо вовлечен в обсуждение планирующихся диагностических или лечебных мероприятий [6].

Специальными исследованиями показано, что улучшение коммуникативных навыков пациента положительно сказывается на результатах лечения. Один из эффективных

инструментов обучения пациентов — памятки, раздаваемые перед приемом врача [7—9].

Памятка может содержать минимум необходимой информации, помогающей пациенту структурировать информацию, которую он хочет донести до врача, а также сфокусировать его внимание на важных аспектах возникновения и течения заболевания. В долгосрочной перспективе использование приведенной ниже памятки позволит пациенту повысить эффективность своего участия в процессе обмена информацией и свою вовлеченность в лечебный процесс.

Получение пациентом такой памятки до врачебного приема демонстрирует открытость врача и его желание сделать процесс лечения максимально понятным для пациента, что, конечно, самым положительным образом скажется на отношении пациента к нему.

Вся информация помещается на 1 листке, для ее прочтения достаточно 1—2 мин. Можно распечатать какое-то количество памяток и разложить их на виду у ожидающих приема пациентов в доступных для них местах или разместить памятку на официальном сайте поликлиники в Интернете.

От врача требуется привлечь внимание пациента к существованию данной памятки и предложить подготовиться к консультации с ее помощью.

ПАМЯТКА ПАЦИЕНТУ

Перед консультацией:

• мысленно сформулируйте свою главную проблему со здоровьем;

• приготовьтесь подробно описать имеющиеся у Вас симптомы;

• максимально подробно вспомните предшествующий опыт наблюдения у врачей и получаемое лечение.

Во время консультации:

• запишите в заранее приготовленный блокнот или попросите врача напечатать заполненную им форму со следующей информацией:

— основные данные (температура тела, АД, частота сердечных сокращений);

— поставленный Вам диагноз;

— возможный прогноз;

— план лечения и рекомендации врача по Вашему поведению в случае резкого ухудшения самочувствия.

Если Вам назначено лечение или обследование, запишите:

• как официально называется рекомендуемый Вам лекарственный препарат или метод обследования;

• в чем заключается необходимость его назначения;

• каков риск, связанный с применением лекарства или проведением обследования;

• если лечение платное, какова его стоимость;

• существует ли альтернативное лекарство или альтернативный метод лечения;

• что может случиться, если Вы не выполните рекомендаций врача;

• как нужно принимать лекарство;

• как подготовиться к обследованию.

В заключение консультации узнайте:

• когда будут готовы результаты обследования;

• какие проявления Вашего заболевания требуют немедленного вмешательства врача;

• что еще Вы должны знать о Вашем заболевании;

• когда Вам нужно прийти на следующую консультацию.

52016 ВРАЧ 8

Литература

1. Little P., Everitt H., Williamson I. et al. Preferences of patients for patient centred approach to consultation in primary care: observational study // BMJ. -2001; 322: 1-7.

2. Stewart M. Towards a global definition of patient centred care // BMJ. -2001; 322: 444-5.

3. Bardes C. Defining «Patient-Centered Medicine» // N. Engl. J. Med. - 2012; 366: 782-3.

4. Barry M., Edgman-Levitan S. Shared Decision Making - The Pinnacle of Patient-Centered Care // N. Engl. J. Med. - 2012; 366: 780-1.

5. Levinson W., Roter D., Mullooly J. et al. Physician-patient communication. The relationship with malpractice claims among primary care physicians and surgeons // J. Am. Med. Assoc. - 1997; 277: 553-9.

6. Britten N., Stevenson F., Barry C. et al. Misunderstandings in prescribing decisions in general practice: qualitative study // BMJ. - 2000; 320: 484-8.

7. Post D., Cegala D., Miser W. The Other Half of the Whole: Teaching Patients to Communicate With Physicians // Family Medicine. - 2002; 34 (5): 344-52.

8. Jacobson T., Thomas D., Morton F. et al. Use of a low literacy patient education tool to enhance pneumococcal vaccination rates: a randomized controlled trial // JAMA. - 1999; 282: 646-50.

9. McCann S., Weinman J. Empowering the patient in the consultation: a pilot study // Patient Educ. Couns. - 1996; 27: 227-34.

COMMUNICATING SKILLS. TRAINING OF PATIENTS

A. Reze, Candidate of Medical Sciences

I.M. Sechenov First Moscow State Medical University

It is necessary to stimulate a patient to more actively participate in the dialogue during information exchange between a physician and a patient within the medical reception. Recommendations assisting the physician to improve patients' communicative skills are given.

Key words: communicating skills, physician-patient relationships.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.