та обращения: 22 января 2021).
REFERENCES
1. Ilyin, E.P. (2016), Sport psychology, Peter, St. Petersburg.
2. Loginov, O.N., Volobuev, A.L., Karpov, V.Yu. and Romanova, A.V. (2015), "Physical culture and sport in formation of psychological stability of students to extreme situations", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 144-149.
3. Namazov, A.K. and Olennikova, M.V. (2016), "Psychological resilience in sports", Health -the base of human potential: problems and ways to solve them, Proceedings of XI annual all-Russian research and practical conference with international participation, Vol. 11, No. 1, pp. 426-429.
4. Namazov, A.K., Shamraj, L.V., Nguyen, K.Z. and Namazov, K.A. (2020), "Psycho-regulatory training for athletes", Physical Culture and Sports in Vocational Education: Interuniversity Collection of Scientific and Methodological Works, St. Petersburg, pp. 52-55.
5. Pavlenko, A.V., Namazov, A.K.O., Oleinikova, M.V. and Namazov, K.A. (2019), "Coping strategies of an individual style of competitive activity among combatants with different experience of competitive activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 171 No. 5, pp. 446-449.
6. Namazov, A.K., Ignatov, V.G., Shamraj, L.V. and Yaitchnikov, I.K. (December 2018), "Cognitive coaching under university educational technologies ", The European proceedings of social and behavioral sciences, Conference: 18th PCSF 2018 - Professional С^Ыт of the Specialist of the Future, available at www.europeanproceedings.com/files/data/article/95/4173/article_95_4173_pdf_100.pdf. (accessed 22 January 2021)
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.10.2021
УДК 159.9
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФИТНЕС ТРЕНЕРА
Константин Юрьевич Москаленко, преподаватель, Кубанский Государственный университет физической культуры, спорта и туризма
Аннотация
Исследование посвящено роли коммуникативной компетентности в осознании тренерами по фитнесу своей профессиональной состоятельности, критерием которой служили показатели самоэффективности. Общая выборка, включающая 102 фитнес тренера, при помощи кластерного анализа по Уорду была разделена на два кластера. Первый кластер состоит из 41 человека (71% женщин, 29% мужчин), второй кластер составили 61 человек (36% женщин и 64% мужчин). Для первого кластера эффективность деятельности и межличностного общения связана с руководством клиентами, предпринимательскими интересами в общении, преодолением возникающих трудностей. Для второго кластера критерием успешности выполнения деятельности является установление эмоционального контакта, «чувствование» клиента, подстройка под него. При этом самоэффективность как в предметной деятельности, так и в межличностном общении выше во втором кластере. Результаты исследования дополняют и детализируют установленные ранее данные, указывающие на значимость коммуникативных способностей в формировании представлений тренеров по фитнесу о собственной профессиональной состоятельности в реализации задач карьерного развития.
Ключевые слова: фитнес клуб; тренер по фитнесу; самоэффективность; навыки коммуникации; взаимоотношения; успешность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p460-464
COMMUNICATIVE INDICATORS OF THE FITNESS TRAINER'S ACTIVITY
SUCCESS
Konstantin Yurievich Moskalenko, the teacher, Kuban State University of Physical Culture,
Sports and Tourism
Abstract
The study continues to research the role of communicative competence in the awareness and confidence of fitness trainers in their professional competence, the criterion of which was self-efficacy indicators. The total sample consisted of 102 fitness trainers and was divided into two clusters by using Ward cluster analysis. The first cluster consists of 41 people (71% women, 29% men), the second cluster consisted of 61 people (36% women and 64% men).For the first cluster, the effectiveness of activities and interpersonal communication is associated with the management of clients, entrepreneurial interests in communication, overcoming difficulties that arise. For the second, the criterion for the success of the performance is the establishment of emotional contact, the "feeling" of the client, adjustment to him. At the same time, self-efficacy both in the subject activity and in the interpersonal communication is higher in the second cluster. These studies continue to point to the importance of communication skills in the formation of the ideas of fitness instructors about their own professional competence in the implementation of career development tasks.
Keywords: fitness club, fitness instructor, self-efficacy, communication skills, relationships, success.
ВВЕДЕНИЕ
В исследованиях, посвященных проблематике различных областей фитнеса, справедливо указывается, что одной из ключевых проблем данной отрасли является эффективное взаимодействие с потребителем данных услуг. [4] Что в свою очередь накладывает определенные критерии подготовки тренеров по фитнесу [2]. Анализ проблемы выбора критерия успешности изложен в статьях Бирюковой [1]. Несмотря на широкое освещение данной проблемы различными учеными, такими как Ю.М. Орлов, С.В. Ковалева, В.Д. Шадриков которые рассматривали критерий успешности в различных видах деятельности, остается дискуссионным вопрос критериев успешности фитнес тренера. В рамках исследований Т.М. Лебедихиной были попытки сформировать профессиональные компетенции для фитнес тренеров.
Данная статья продолжает изложение исследования, посвященного роли коммуникативной компетентности тренеров по фитнесу и осознанию ими своей профессиональной пригодности, критерием которой служат показатели самоэффективности.
Одним из выводов первого этапа исследований стало доказательство роли способности устанавливать с клиентом эмоциональный контакт как необходимого условия для повышения эффективности деятельности тренеров по фитнесу [3]. Если ранее речь шла больше о эмпатических способностях и их взаимосвязях с карьерными ориентациями и эмоциональной стабильностью, то в данной статье представлены результаты исследования взаимосвязи выше указанных показателей с показателями самоэффективности в сфере профессиональной деятельности и в сфере общения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для реализации цели были использованы следующие психодиагностические методики: методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В. А. Чикер, В.Э. Винокурова), методика диагностики направленности личности Б. Басса (опросник Смекала-Кучера), методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко, методика диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко, тест определения уровня самоэффективности Дж. Маддукс и М. Шеер.
Методы статистической обработки данных: кластерный анализ по Уорду, корреляционный анализ по Пирсону.
Проведенный кластерный анализ показал, что тренеры по фитнесу, обладающие высокими показателями самоэффективности как в предметной деятельности, так и в сфере общения проявляют большую эмоциональную открытость, гибкость поведения, меньше коммуникативных барьеров, способны управлять своим эмоциональным состоянием, устанавливать доверительные отношения с окружающими. В то же время, в группе ре-
спондентов с более низкими параметрами самоэффективности наблюдаются более высокие значения коммуникативных барьеров. Таким образом, способность устанавливать с клиентом эмоциональный контакт является необходимым условием для повышения эффективности деятельности фитнес тренеров.
Далее был проведен корреляционный анализ данных с целью выяснить каким образом самоэффективность связана с другими изучаемыми параметрами в пределах каждого кластера. Результаты, полученные в первом кластере, представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Корреляционные взаимосвязи показателей самоэффективности с параметрами ценностных ориентаций и эмпатических способностей в первом кластере (п=41)_
Параметры Менеджмент Стабильность места жительства Вызов Предпринимательство Рациональный канал эмпатии Суммарный балл эмпатических способностей
Самоэффективность в предметной деятельности 0,084 -0,359 0,123 0,210 -0,306 -0,330
Самоэффективность в сфере межличностного общения 0,500* -0,251 0,365 0,581* 0,302 0,117
Примечание. Полужирным шрифтом выделены коэффициенты корреляции, достоверные при р<0,05. Полужирным шрифтом и знаком * выделены коэффициенты корреляции, достоверные при р<0,01.
Самоэффективность в предметной деятельности отрицательно коррелирует с ориентацией на стабильность места жительства (г=-0,359), что свидетельствует о необходимости проявления большей гибкости в поведении, готовности к переездам и командировкам для наиболее полной реализации собственных возможностей в профессиональной деятельности. Отрицательные корреляционные взаимосвязи самоэффективности в предметной деятельности с рациональным каналом эмпатии (г=-0,306) и суммарным баллом эмпатических способностей (г=-0,330) свидетельствуют о том, что с умеренно выраженными эмпатическими способностями самоэффективность в предметной деятельности растет. Но при очень высоких показателях эмпатии наблюдается обратная тенденция: излишняя концентрация на поведенческих реакциях клиента, а так же высокий уровень эмоциональной чувствительности фитнес тренера сопровождается снижением эффективности выполнения профессиональной задачи. Самоэффективность в сфере межличностного общения положительно коррелирует с параметрами карьерных ориентаций «Менеджмент» (г=0,500), «Вызов» (г=0,365) и «Предпринимательство» (г=0,581). Фитнес тренеры первого кластера воспринимают общение с окружающими людьми как источник выгоды, часть бизнеса, в котором участвуют. Успешность общения для них определяется степенью их влияния и руководства, а также возможностью решать сложные задачи. Другими словами, респонденты первого кластера воспринимают работу с клиентами в первую очередь с позиции собственной выгоды и возможности руководить.
Во втором кластере корреляционный анализ показал несколько иные результаты (таблица 2). В отличие от представителей первого кластера, тренеры данной группы ориентированы на «чувствование» клиента, подстройку под его состояние, установление эмоционального контакта с ним. Об этом свидетельствуют положительные корреляции самоэффективности в предметной деятельности с интуитивным каналом эмпатии (г=0,320). Фитнес тренеры высоко оценивают результаты своей деятельности в том случае, когда могут предугадывать поведение клиента, его реакции и устанавливать с ним эффективный контакт в условиях ограниченной информации о нем. Положительная корреляционная взаимосвязь предметной самоэффективности с параметром «Неадекватное проявление эмоций» (г=0,356) обусловлена тем, что эффективность работы тренеров зависит от их способности быть доброжелательными и оптимистичными, несмотря на те эмоции, которые они испытывают на самом деле. В данном случае неадекватное выражение эмоций может служить на пользу, поскольку позволяет эффективно выполнять про-
фессиональные задачи. Отрицательная корреляционная взаимосвязь самоэффективности в предметной деятельности с параметром «Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций» (г=-0,310) свидетельствует о необходимости адекватного эмоционального реагирования и эмоциональной «живости» в общении с клиентами для эффективного выполнения профессиональной деятельности.
Таблица 2 - Корреляционные взаимосвязи показателей самоэффективности с параметрами ценностных ориентаций и эмпатических способностей во втором кластере (п=61)_
Параметры Интеграция стилей жизни Интуитивный канал эмпатии Проникающая способность в эм-патии Идентификация в эм-патии Суммарный балл эмпа-тических способностей Неадекватное проявление эмоций Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций
Самоэффективность в предметной деятельности 0,080 0,320 0,078 0,165 0,066 0,356* -0,310
Самоэффективность в сфере межличностного общения 0,283 0,337* 0,310 0,393* 0,332* 0,336* -0,453*
Примечание. Полужирным шрифтом выделены коэффициенты корреляции, достоверные при р<0,05. Полужирным шрифтом и знаком * выделены коэффициенты корреляции, достоверные при р<0,01.
Самоэффективность в сфере межличностного общения обнаружила положительные корреляционные взаимосвязи с параметрами «Интуитивный канал эмпатии» (г=0,337), «Проникающая способность в эмпатии» (г=0,310), «Идентификация в эмпатии» (г=0,393) и «Суммарный балл эмпатических способностей» (г=0,332). Таким образом, фитнес тренеры второго кластера устанавливают эффективные коммуникативные контакты с клиентами через ощущение их настроения, «улавливания» их эмоционального состояния через невербальные проявления, создание атмосферы доверия и доброжелательности. Самоэффективность в общении положительно коррелирует с параметром «Неадекватное проявление эмоций» (г=0,336) и отрицательно - с показателем «Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций» (г=-0,453). Выявленные взаимосвязи свидетельствуют о том, что эффективность межличностного контакта зависит от способности фитнес тренеров проявлять эмоции, желательные для клиента, но иногда не совпадающие с личным состоянием, а также от их эмоциональной выразительности и гибкости.
Таким образом, выявлена принципиально разная ориентация фитнес-тренеров из разных кластеров в межличностном общении. Для первого кластера эффективность деятельности и межличностного общения связана с руководством клиентами, предпринимательскими интересами в общении, преодолением возникающих трудностей. Для второго критерием успешности выполнения деятельности является установление эмоционального контакта, «чувствование» клиента, подстройка под него. При этом самоэффективность как в предметной деятельности, так и в межличностном общении выше во втором кластере.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, исследование продолжает убеждать нас, что деятельность фитнес тренера, в значительной степени, связана с установлением коммуникативных контактов.
Разделение на кластеры показало, что показатели самоэффективности выше у тех респондентов у кого выше развита коммуникативная компетентность.
В то же время был выявлен ряд особенностей, таких как установленные в первом кластере отрицательные корреляционные взаимосвязи самоэффективности в предметной деятельности с рациональным каналом эмпатии и суммарным баллом эмпатических спо-
собностей, свидетельствующие о том, что при очень высоких показателях эмпатии наблюдается излишняя концентрация на поведенческих реакциях клиента. а Показано также, что высокий уровень эмоциональной чувствительности фитнес тренера сопровождается снижением эффективности выполнения профессиональной задачи.
Во втором кластере, самоэффективность в сфере межличностного общения положительно коррелирует с такими показателями как «Проникающая способность в эмпатии», «Интуитивный канал эмпатии», «Идентификация в эмпатии» и «Суммарный балл эмпатических способностей». Следовательно, эмпатия позволяет фитнес тренерам второго кластера через невербальные сигналы «чувствовать» настроение клиента, выстраивая при этом отношения доброжелательности и доверия, проявляя при этом про активный подход
Полученные данные позволяют говорить о значимости не только самоэффективности в целом, для выполнения задач профессионального развития, но и позволяют разобраться в ее специфике. Так для одних тренеров коммуникация выстраивается с точки зрения управления клиентом, а для других главным оказывается подстраивание под клиента с целью добиться выполнения реализуемых тренеров по фитнесу задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Факторы профессиональной успешности фитнес-инструктора / Г.М. Бирюкова, А.Н. Кутейников, Д.Ю. Поляков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта- 2018. - № 7 (161). - С. 300-304.
2. Бородин, П.В. Информатизация в решении задач повышения уровня психофизического состояния и профессионально-прикладной подготовленности будущих специалистов медицинского профиля / П.В. Бородин, В.Г. Тютюков, А.В. Захаров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 54-59.
3. Москаленко, К.Ю. Коммуникативные предпосылки успешной деятельности фитнес инструктора / К.Ю. Москаленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 12 (190). - С. 350-355.
4. Смирнов, С.И. Исследование некоторых критериев сферы фитнес-услуг / С.И. Смирнов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 170-173.
REFERENCES
1. Biryukova, G.M., Kuteinikov, A.N., and Polyakov, D.Yu. ( 2018), "Factors of professional success of a fitness instructor", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (161). pp. 300304.
2. Borodin, P.V., Tyutyukov, V.G. and Zakharov, A.V. (2018), "Informatization in solving problems of increasing the level of psychophysical state and professional and applied preparedness of future medical specialists", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp 59-63
3. Moskalenko, K.Yu. (2020), "Communicative background of successful fitness instructor activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 190, No. 12, pp. 350-355
4. Smirnov, S. I. (2011), "Research of some criteria of the sphere of fitness services", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 11, pp. 170-173.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.10.2021
УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ПОЛУЧАЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Марина Владимировна Науменко, кандидат социологических наук, доцент, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону; Елизавета Анатольевна Воронина, директор, Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей Ступени успеха,