Sharkov F. I. Integrated communications: Mass communications and media planning / F. I. Sharkov, V. N. Buzin; under the general editorship of Prof. F. I. Sharkov. M.: Dashkov and Co., 2018. 486 p. (In Rus.).
Sharkov F.I. (2020). Integrated communications: advertising, public relations, branding / F.I. Sharkov. M.: Dashkov and Co. 322 p. (In Rus.).
Sharkov F.I., Komarova L.V. (2016). Business communications. Moscow: KnoRus, (In Rus.).
Smolina V. SMM from scratch. Secrets of promotion in social networks [Text] / V. Smolina. M.: Infra-Engineering. 2019. 252 p. (In Rus.).
Zakharova T. I. (2001). Technologies of conducting socio-political campaigns / T. I. Zakharova. Khabarovsk: DVAGS. P.24. (In Rus.).
■ ■ ■ Коммуникативные факторы устойчивого развития городов России (на примере г. Москва)
Сеничкина М. И
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Российская Федерация
Аннотация. В статье поднимаются вопросы применения принципов устойчивого развития в городах России на примере г. Москва и рассмотрены примеры коммуникативных факторов устойчивого развития Московского региона. Дано определение понятия, проанализированы 17 важнейших целей ООН до 2030 г. Выделены и рассмотрены основные принципы устойчивого развития города. Освещена тема социальной инфраструктуры, дана оценка внедрению цифровизации и системы «умный город». Показана активная реализация общественно-технологических инициатив в виде строительства технопарков, формирования бизнес- и территориальных сообществ для интеллектуального и творческого развития молодежи. Изучены экономическая активность, инвестиционная привлекательность столицы на примере «зеленого строительства» и внедрения ГОСТ на конструирование и устройство озелененных эксплуатируемых кровель. Москва является центром постоянно развивающихся мегаполисов мира, меняется на глазах - как экстенсивно, так и интенсивно. Столица обладает особым ритмом жизни, поэтому властям приходится непрерывно заниматься совершенствованием ее инфраструктуры. Автор статьи также затрагивает вопрос о территориальном устройстве Московской агломерации, учитывая высокую плотность проживающего населения. В заключении сформулированы выводы по направлениям устойчивого развития города и предложены некоторые решения. Рассмотрены примеры коммуникативных факторов устойчивого развития Московского региона.
Ключевые слова: устойчивое развитие, устойчивое развитие городов, коммуникативные факторы, окружающая среда, градостроительство, природопользование.
Для цитирования: Сеничкина М.И. Коммуникативные факторы устойчивого развития в городах России (на примере г. Москва) // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 7. №1. 2022. С. 106-120. Сведения об авторе: Сеничкина Маргарита Ильинична, магистрант Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Адрес: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82, стр. 1. E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию: 28.01.2022. Принята к печати: 20.03.2022.
Введение
Глобальная и отечественная экономики подвержены вызовам, связанными с изменениями геополитических условий, энергетическими и экологическими проблемами в связи с активным развитием промышленности, инфраструктуры. Некоторые из этих вызовов пока не имеют решений, приводят к спаду экономического развития, ухудшению состояния окружающей среды, росту заболеваемости населения по разным причинам. В условиях системной нестабильности, неопределенности сценариев будущего изучение и анализ применения принципов устойчивого развития городов целесообразны, так как могут существенно повлиять на качество жизни людей.
Очевидно, что благополучие городов прямо влияет на формирование целых регионов и территорий устойчивого развития, на экономику страны в целом. Чтобы государство занимало лидирующие позиции по производству, уровню жизни населения, демографии, необходимо грамотно применять принципы устойчивого развития в городах, так как от их гармоничного, комфортного устройства зависит, в конечном итоге, статус страны на мировой арене. Анализ применения принципов устойчивого развития в г. Москва позволит понять, в каком направлении развивается город, и как это в общем эквиваленте влияет на формирование статуса страны [Вагин, Шеина, Чубарова: 9].
Концепция устойчивого развития городов
Концепция устойчивого развития впервые появилась в ХХ веке, а точнее в 1980-х в США и Европе. К сожалению, первые шаги новой тенденции были неудачными, так как еще отсутствовала системность для осуществления подобного плана. Наблюдался общий тренд модернизации городских пространств с целью улучшения качества жизни населения, возникший с момента упадка американской и европейской промышленности. Кризис 80-х годов имел семь основных этапов, где каждый вытекал из исторического прошлого [Никоноров, Папенов: 296]:
1. Ликвидация производств.
2. Спад рабочих мест вследствие потери доходов у государства из-за нехватки налогов.
3. Многократное увеличение безработицы в стране.
4. Ухудшение развития инфраструктуры.
5. Закрытие рынка услуг из-за значительного снижения доходов людей.
6. Миграция населения в другую страну из-за нестабильной атмосферы в государстве.
7. Серьезный рост депрессивного состояния у общественности.
Данный кризис коснулся и Российской Федерации, но больше всего
- моногородов. В нашей стране их 313, и они подразделяются на три класса: моногород с устойчивым социально-экономическим состоянием, моногород с небольшими рисками социально-экономических ситуаций и моногород тяжелым социально-экономическим положением.
В настоящее время в России существуют два типа стратегии устойчивого развития городов - «сверху-вниз» и «снизу-вверх». Первая стратегия подразумевает развитие социально-экономической инфраструктуры усилиями властей. Здесь предполагается плановое строительство жилых помещений, офисов, мест рекреаций, парков, спортивных объектов, стадионов и т.д. Вторая стратегия направлена на развитие местных проектов, связанных с формированием общественных пространств. В типе стратегии «снизу-вверх» проекты имеют небольшой объем и незначительный характер в сравнении со стратегией «сверху вниз». Главная отличительная особенность двух стратегий в том, что первая финансируется государством, а вторая - с помощью местных ресурсов [Князева: 688].
В ст.1 Градостроительного кодекса РФ от 2004 г. дано определение понятия «устойчивое развитие территорий»1. Это: «обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений». Данное определение объясняет тот факт, что устойчивое развитие направлено, в первую очередь, на развитие социально-экономических отношений путем внедрения безопасности при градостроительной деятельности и грамотного распределения ресурсов.
Принцип устойчивого развития городов
1 Статья 1 ГрК РФ. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе // Градостроительный кодекс РФ 2021. [Электронный ресурс]. URL:
https://grkodeksrf.ru/gl-1/st-1 -grk-rf
Отметим, что принцип устойчивого развития городов, прежде всего, опирается на экономические показатели. Так, от качества жизни человека зависит его работоспособность, которая, в свою очередь, способствует повышению личного дохода, и одновременно приносит прибыль предприятию на территории страны, в широком смысле - приносит доход стране. При современном технологическом уровне жизни принципы устойчивого развития позволяют повышать эффективность экономики и, в глобальном плане, сопровождают развитие прогресса.
В 2015 г. на конференции ООН была принята «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», явившаяся базисом для широкого распространения концепции развития городов. Изложенные там семнадцать целей были приняты всеми членами-государствами, ведь выполнение этих целей, по мнению инициаторов, приведет к улучшению качества жизни каждого человека на планете. К данным целям относятся [Томаков В., Томаков М.: 16]:
1) ликвидация нищеты во всех государствах;
2) устранение голода;
3) формирование здорового образа жизни;
4) обеспечение качественным образованием каждого человека;
5) искоренение гендерного неравенства;
6) предоставление чистой воды и санитарии;
7) предоставление современных и надежных источников энергии;
8) обеспечение работой каждого человека;
9) формирование инновационный инфраструктуры;
10) ликвидация неравенства между людьми;
11) обеспечение устойчивого развития городов и населенных пунктов;
12) ответственное потребление и производство;
13) борьба с изменением климатических условий;
14) сохранение морской экосистемы;
15) сбережение экосистем суши;
16) создания миролюбивого общества;
17) партнерство стран друг с другом в целях устойчивого развития.
13
&
и.
о -
й 3
н к я
го -
О
с
о я
я р
>ы о н
л и к я я в а, к
я к я о и
и
О
Экономические
Социальные
Градостроительные
\
Экологические
Стимулирование развития экологически безопасных производств, инвестиции в человечески капитал, формирование местной экономики, обеспечение самоокупаемости и самодостаточности территорий
Обеспечение стабильности социальных и культурных систем, социальная защита граждан, экологизация образования, культуры, искусства, техники, улучшение качества жизни
Ограничение этажности зданий, обеспечение
транспортной доступности мест работы и
предприятий сферы обслуживания, обеспечение
энергоэффективности зданий, внедрение энергосберегающих технологий
Охрана окружающей среды, ограничение негативных последствий от промышленных предприятий, рекультивация земель, развитие безотходных технологий
Рис. 1. Принципы устойчивого развития городов [составлено автором на основе анализа литературы Вагин, Шеина, Чубарова: 9].
Стоит отметить, что каждая цель имеет свои показатели и подцели, которые планируется реализовать в течение 15 лет. Что касается столицы Российской Федерации - Москвы, то здесь постепенно внедряют цели устойчивого развития, причем некоторые из них уже достигнуты. Администрация столицы стремится сбалансировать городское развитие, уделяя внимание всем аспектам жизнедеятельности. В 2019 г. Москва также вступила в проект международной организации экономического сотрудничества и развития, именуемый как «Территориальный подход в достижении целей устойчивого развития». На сегодняшний день, по мнению экспертов, освоено шесть из семнадцати поставленных ООН целей:
• борьба с изменением климатических условий;
• формирование инновационный инфраструктуры;
• обеспечение работой каждого человека;
• предоставление современных и надежных источников энергии;
• качественное образование;
• искоренение гендерного неравенства.
Как известно, в столице большое внимание уделяется социальным программам, например, продвижению здорового образа жизни. Внедрен проект «Московское долголетие», инициированный в 2018 г. Для москвичей старшего возраста предлагают физкультурно-оздоровительные тренировки, подходящие практически каждому. Население старше 50 лет нивелирует мифы о возрасте, занимаясь разными видами спорта,
активностями. Главное преимущество проекта в его доступности и всеохватности, так как он бесплатен для участников и проходит во всех районах города [Корнилова: 25].
«Зеленые технологии» жизнедеятельности
С каждым годом набирает популярность «зеленое строительство» -технология формирования зданий с минимальным воздействием на окружающую среду путем заранее спланированного использования определенных материалов, энергии, а также с использованием экологических принципов [Ь. У. Л1ехапёгоуа, О. Б. К1гееуа...]. Забота об экологии становится не только темой обсуждений политиков, а острой необходимостью для полноценной, здоровой жизни современного горожанина. Строительство зданий сегодня предусматривает сооружение целой системы жизнедеятельности с учетом таких аспектов, как безопасность, комфорт и энергосбережение [Тускаева, Гергаулова: 18].
Стоит отметить, что строительство «зеленой инфраструктуры» не является дорогостоящей инвестицией, так как высокие затраты довольно быстро компенсируются вниманием общественности и большой вовлеченностью людей.
По данным портала Mos.ru [Зеленое строительство: создание комфортной, безопасной и здоровой среды], президент НИУ МГСУ Валерий Ткаченко утверждает, что присутствует три уровня интереса к проекту «зеленой инфраструктуры». Во-первых, руководство города заинтересовано в строительстве подобных зданий, чтобы сделать город не только благосостоятельным, но и привлекательным для туризма и инвестиций. Во-вторых, население готово вкладываться в высококачественное жилье, которое будет иметь жилую экосистему. И, в-третьих, при высокой активности отрасли может наблюдаться рост «зеленого строительства» и совершенствование рынка недвижимости. Так как люди хотят жить и создавать семьи в наилучших условиях, строительные организации начнут возводить больше зданий, тем самым помогая росту демографии. В целом, все это скажется на инвестиционной привлекательности города, ведь активные вложения средств будут способствовать увеличению прибыли из-за массового приобретения подобного жилья.
Президент НИУ МГСУ упомянул, что профессиональное сообщество пока не готово использовать вышеперечисленные технологии. Чтобы планы по «зеленому строительству» пришли к масштабной реализации необходимо целевое финансирование государства, а также использование программы реновации, которая подразумевает модернизацию домов без каких-либо серьезных изменений с постепенным расселением жильцов в новые дома. В 2017 г. мэр Москвы Сергей Собянин утвердил программу реновации, согласно которой в домах делают качественный ремонт высокого класса, а переселение осуществляется в пределах тех же районов
проживания. В связи с этим у граждан появляется возможность получить деньги от предоставляемой квартиры, фактически не переезжая в нее.
Необходимо подчеркнуть, что в Москве на базе НИУ МГСУ и Фонда инфраструктурных и образовательных программ ГК «РОСНАНО» в сентябре 2016 г. был создан Технический комитет по стандартизации «Зеленые» технологии среды жизнедеятельности и «зеленая» инновационная продукция» (ТК 366). Комитет разработал первые «зеленые стандарты» в Российской Федерации. А с 1 июня 2020 г. также начал действовать ГОСТ на конструирование и устройство озелененных и эксплуатируемых кровель. Стоит учесть, что это первый стандарт на отечественном рынке, содержащий нормативный документ о зеленых крышах на сооружаемых зданиях. Подобные крыши будут способствовать созданию здоровой среды, так как в их изготовлении планируется использовать высококачественные материалы, позволяющие учитывать все необходимые технические и экологические характеристики.
Ресурсы «умного города» - развитию человеческого капитала
Прорывом для столицы стало получение международного сертификата «умного города». Москва входит в число самых технологичных городов мира, внедряя с каждым годом передовые цифровые технологии для населения. Городское здравоохранение имеет «Единую медицинскую информационно-аналитическую систему» (ЕМИАС). Москвичам доступен портал «Электронное правительство», включая сайты «Активный гражданин» и «Электронный дом». Приложение для отслеживания успеваемости у школьников «Московская электронная школа» полезно родителям. Что касается культурной части, то существует несколько интересных цифровых решений, например: приложение для экскурсий «Иду в музей», портал с трансляциями событий «Окно в город», площадка с виртуальными выставками «Музейная Москва онлайн».
Отметим, что в столице в каждом инфраструктурном направлении имеются точки роста, которые как раз и помогают городу стать одним из прогрессивных мегаполисов мира. На официальном сайте мэра Москвы для граждан имеется более 300 государственных услуг, пользуясь которыми житель может, не выходя из дома онлайн оплачивать счета, записываться на прием к врачу, наблюдать успеваемость своего ребенка [Шарков, Юдина].
Департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы проводит различные мероприятия, направленные на развитие человеческого капитала. Вот некоторые из них:
1. «Техноград» - инновационно-образовательный комплекс, предлагающий новый формат профориентации, обучение малого и среднего бизнеса в очном и дистанционном формате. Созданный при нем
центр развития карьеры помогает гражданам определиться с направлениями профессионального роста.
2. «Бизнес-уикенд» - проект по развитию предпринимательских навыков для студентов и школьников старших классов.
3. «День без турникетов» - профориентационный проект по ознакомлению населения с инновационными площадками столицы в формате экскурсий и видео- экскурсий, которые проводят крупные компании с целью раскрыть потенциал и показать особенности современных профессий.
4. «Детские технопарки» - система детских клубов, чья деятельность направлена на знакомство детей, подростков с робототехникой, нанотехнологиями, 1Т-системами, промышленным дизайном.
5. «Добровольный квалификационный экзамен» - совместный проект Рособрнадзора и Правительства Москвы, направленный на оценивание студентов для отбора в московские вузы по требованиям работодателей с целью дальнейшего трудоустройства на профессиональные позиции в столице.
6. «Детский технопарк равных возможностей» - программа Российского государственного социального университета (РГСУ) по поддержке создания школьниками различных проектов в области инжиниринговых и информационных технологий.
Каждый год в столице строятся новые спортивные комплексы, школьные и медицинские учреждения. К примеру, недавно открылась международная школа-пансион «Летово» на 2100 мест, а в 2020 г. была достроена сама большая школа в России с кванториумом на 2,5 тыс. учеников - корпус ЗИЛАРТ ГАОУ «Школа № 548 «Царицыно».
В 2018 г. в Москве запущена первая канатная дорога протяженностью более 700 м, ставшая связующим звеном между «Лужниками» и «Воробьевыми горами». По нагрузке «канатка» может перевозить до 1 600 человек в час. В 2020 г. торжественно открыт «Остров мечты» - тематический парк развлечений, созданный с целью семейного отдыха со множеством аттракционов, шоу-программ, кинотеатров и спортивных площадок. В столице идет активное строительство ледового дворца «Кристалл» в Лужниках площадью 24,5 тыс. кв. м, который будет включать две ледовые арены, зал боевых искусств, трибуны для болельщиков, тренажерный зал, бассейн.
В 2019 г. в рейтинге устойчивого развития городов России Москва заняла первое место среди других городов мира, лидируя по таким показателям как [Афанасьева, Артамонова: 56]: демография и население; социальная инфраструктура; городская инфраструктура; экономическое развитие; экологическая ситуация. В данном рейтинге в пятерку лучших городов страны вошли Краснодар, Тюмень, Санкт-Петербург, Калининград. Важно отметить, что столица на протяжении нескольких
последних лет продолжает удерживать лидирующее положение среди всех крупных городов России.
Система местного самоуправления г. Москвы
Органы управления г. Москвы немалое значение уделяют вопросу межселенческого расселения. Зачастую место трудовой деятельности человека может находиться в черте города, а живет он за его чертой. Оценивая миграционные процессы как тенденцию, следует упомянуть ежедневные миграции со стороны людей, вынужденных совершать поездки для выполнения своего трудового долга. Для решения данного вопроса мэрия Москвы тесно сотрудничает с администрацией губернатора Московской области. На сегодняшний день созданы линии МЦД (Московского центрального диаметра), соединяющие в единую транспортную инфраструктуру Московский регион, объединяя формат пригородных электричек и столичного метро. Проект МЦД прямо влияет на развитие всей экономики региона.
С присоединением новых округов к столице и с освоением новых территорий, перед обществом, научными, политическими, общественными институциями встает тема реформирования системы местного самоуправления. О том, что этот вопрос, действительно, важен, и на него обращают внимание, свидетельствует прошедшее в январе 2020 г. в Московской городской думе заседание круглого стола по теме: «Расширение полномочий органов местного самоуправления в городе Москва» [Законодательная инициатива направлена на расширение полномочий местных органов власти]. На мероприятии были сформулированы цели, которые законопроект должен достигнуть: «расширение полномочий местного самоуправления (МСУ), передача имущества на муниципальный уровень, увеличение финансирования местного самоуправления».
Анализируя итоги обсуждения законодательной инициативы по расширению функций и полномочий органов местного самоуправления, можно заметить, что все участники круглого стола отметили недостаточность интеграции местного управления в общий контур по распоряжению и управлению городским хозяйством. Более того, многие спикеры констатировали, что муниципальные власти нельзя назвать самостоятельным уровнем публичной власти. Глава муниципального округа Якиманка Андрей Морев заявил: «Мы хотим максимально управлять «на земле» существующими районными проблемами, не затрагивая общность городского хозяйства Москвы». Это высказывание демонстрирует, что на данный момент местные власти существенно ограничены в решении проблем территорий и зависимы от органов государственной власти. Приемлемым вариантом для успешного реформирования управления на уровне местных властей в крупном мегаполисе может стать использование опыта зарубежных городов,
обладающих схожим статусом с Москвой. И первым шагом будет принятие Московской городской думой законодательной инициативы по расширению полномочий местных органов власти и решение задач, которые выделили инициаторы законопроекта.
Опираясь на мировой опыт в организации управления и самоуправления в крупнейших зарубежных городах, выполняющих функции столицы, можно выделить три группы в управлении городами, которые имеют государственный статус:
1. Столица как административно-территориальное образование, являющееся составной частью субъекта федерации (как правило, его административным центром) и находящееся в подчинении его властных структур. Такой статус наблюдается у столиц Микронезии (Палинир), Танзании (Додома) и ряда других стран [Мусинова, Соколова, Шапошников].
2. Главный город государства является самостоятельным субъектом федерации, наделенным всеми полномочиями, нормативными актами государства и договорами о разграничении полномочий. Например, это Вена, Брюссель, Берлин и другие европейские столицы. В эту классификацию входит и Москва.
3. Столица подотчетна лишь федеральному центру, что выливается в прямые назначения на высшие должности в структуре управления городом. Данный статус имеют столицы большинства современных федеративных государств: США, Бразилия, Индия и некоторые другие государства.
Таким образом, рассмотрев различные варианты зарубежного опыта, можно прийти к выводам. Опыт Микронезии, Танзании и других государств, составляющих первую группу, нельзя назвать подходящим для столицы Российской Федерации, так как местное самоуправление в нашем государстве обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а, значит, муниципальному образованию нельзя находиться в подчинении у властных силовых структур субъекта федерации. Опыт европейских государств также не вписывается в отечественные реалии, поскольку это прямое противоречие Конституции Российской Федерации. Следовательно, столичному мегаполису больше подходит третий вариант управления, при котором в единый комплекс объединяются город, пригород и центр федерального значения. Это дает возможности для перехода на двухуровневую модель государственного управления в городе Москва и расширяет полномочия местного самоуправления.
Также, возвращаясь к решению об экстенсивном развитии Москвы, напрашивается вывод, что обозначенные в законопроекте Московской городской думы цели, скорее предназначены для реализации на переходном этапе управления городом. На сегодняшний день перед Россией стоят амбициозные экономические цели, сформулированные до
2030 г. Несомненно, драйверами и катализаторами процессов развития экономики будут крупнейшие города. А чтобы города нормально функционировали, развивались и влияли на достижение национальных целей, необходимы эффективные преобразования в административно-территориальных аспектах.
Важно подчеркнуть, что территориальное расширение г. Москвы создает возможности для того, чтобы столица могла занимать лидирующие позиции в мире по многим параметрам. Но этот процесс требует стратегического подхода для реализации в полной мере. В будущем это положительно скажется на уровне и качестве жизни людей, проживающих на данной территории, поскольку будет построена эффективная система государственного и муниципального управления.
Коммуникативные аспекты в устойчивом развитии города являются важным элементом, поэтому их формирование должно быть первоочередным. Степень развития экономических, социальных, экологических и градостроительных принципов показывают хорошо ли развит город, а также в каком направлении стоит двигаться дальше. К коммуникативным факторам стоит отнести зеленую инфраструктуру и человеческий капитал, которые позволяют городу быть более технологичным и экологически безопасным [Шарков, Комарова].
Выводы
Анализируя опыт зарубежных стран, стоит отметить, что мировыми лидерами чаще всего становятся те страны, у которых уровень образования, здравоохранения и культуры находятся на высоком уровне, поэтому необходимо активно инвестировать в человеческий капитал. Следовательно, для успешного устойчивого развития нашей страны прогресс в области коммуникативных навыков должен быть у городов России на первом месте.
Таким образом, Москва - постоянно растущий, быстроразвивающийся город, в котором уже реализуется «зеленое строительство», развивается социальная инфраструктура благодаря строительству новых школ, медучреждений, зон отдыха, спортивных и развлекательных центров. На конференции ООН поставлены цели устойчивого развития до 2030 г., и столица достигла уже более трети из них. Это свидетельствует о способности властей доводить градообразующие проекты до результатов, видеть их перспективность. Очевидно, что устойчивое развитие опирается на градостроительство, развитие социальной инфраструктуры, общественные инициативы и экологию. Без развития одной сферы нельзя в полной мере ожидать развития другой, так как они тесно взаимосвязаны. Наконец, благоприятное устойчивое развитие Москвы невозможно без реформирования системы самоуправления с целью достижения
полноценной интеграции местного управления в общий контур по управлению городским хозяйством.
Источники
Афанасьева М. Ф., Артамонова Т. С. (2020). Анализ рейтинга устойчивого развития городов России по качеству жизни // Качество в производственных и социально-экономических системах. С. 56-62.
Вагин В. С., Шеина С. Г., Чубарова К. В. (2015). Принципы и факторы устойчивого развития городских территорий //Вестник евразийской науки. Т. 7. №. 3 (28). С. 9.
Законодательная инициатива направлена на расширение полномочий местных органов власти // Московская городская дума [Электронный ресурс]. URL: https://duma.mos.ru/ru/0/news/novostifraktsiy/zakonodatelnaya-initsiativa-napravlena-narasshirenie-polnomochiy-mestnyih-organovvlasti?tryMobile=1
Зеленое строительство: создание комфортной, безопасной и здоровой среды // Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы [Электронный ресурс]. URL: https://stroi.mos.ru/articles/zielienoie-stroitiel-stvo-sozdaniie-komfortnoi-biezopasnoi-i-zdorovoi-sriedy
Как Москва внедряет цели устойчивого развития в частном секторе // Esquire.ru [Электронный ресурс]. URL: https://esquire.ru/articles/303023-chto-takoe-celi-
ustoychivogo-razvitiya-i-kak-moskva-vnedryaet-ih-v-chastnyy-sektor/
Князева Г. А. (2020). Формирование стратегии экономического обновления Арктических (Северных) моногородов // Россия: тенденции и перспективы развития. №. 15-1. С. 688-690.
Комфортный город: как развивается социальная, спортивная и культурная инфраструктура Москвы // Mos.ru. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.mos.ru/mayor/themes/4299/5397050/
Корнилова М. В. (2020). Реализация государственной программы «Московское долголетие» как способ минимизации рисков пожилых //Общество: социология, психология, педагогика. №. 9. С. 25-30.
Москве присвоили статус умного устойчивого города // Mos.ru [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru/news/item/63176073/
Мусинова Н. Н., Соколова С. В., Шапошников С. В. (2012). Проблемы территориальной организации столичного мегаполиса и пути их решения // Вестник университета. №. 4.
Никоноров С. М., Папенов К. В. (2016). Стратегии устойчивого развития городов России //Экономика устойчивого развития. Т. 27. №. 3. С. 296.
Развитие человеческого капитала Москвы // Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru/dpir/function/napravlenie-deyatelnosti-dpir/razvitie-chelovecheskogo-kapitala/
Силкин В.В. Информационно-коммуникативные управленческие процессы в политическом пространстве общества // Коммуникология. 2017. Том 5. № 6. С.15-30.
Томаков В. И., Томаков М. В. (2017). Зелёное строительство в концепции устойчивого развития Российских городов // Известия Юго-Западного государственного университета. Т. 21. №. 2. С. 16-31.
Тускаева З. Р., Гергаулова Р. Б. (2018). Зеленое строительство //Евразийский Союз Ученых. №. 5-1 (50). С. 18-19.
Шарков Ф.И., Комарова Л.В. (2014). Коммуникация: деловое общение, коммуникативные техники и технологии//Коммуникология. Т. 6. № 4. С. 13-26.
Шарков Ф.И., Юдина Е.Н. (2013). Регулирование отношений в современном медиапространстве//Коммуникология. Т. 1. № 1. С. 36-43.
Approaches to solving the existing problems in green logistics (2021). L. Y. Alexandrova, O. F. Kireeva, S. V. Timofeev [et al.]. In: Frontier Information Technology and Systems Research in Cooperative Economics. Heidelberg: Springer International Publishing. P. 857-868. - DOI 10.1007/978-3-030-57831-2_92. - EDN ZLVUKW.
■ ■ ■ Communicative factors of sustainable development in Russian cities with Moscow as an example.
Senichkina M.I.
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation
Abstract: The article presents the principles of sustainable development in Russian cities with Moscow as an example and considers examples of communicative factors of sustainable development of the Moscow region. This work shows the concept definition and analyzes 17 the most important UN goals until 2030. The basic principles of sustainable city development are highlighted and considered. The topic of social infrastructure is covered, also the implementation of digitalization and the "smart city" system is evaluated. The article shows active realization of social and technological initiatives in the form of technopark construction, formation of business and territorial communities for the intellectual and creative development of young people. The economic activity and investment attractiveness of the capital are studied on the example of «green construction» and the introduction of the state standard for the design and installation of green-operated roofs. Moscow is the center of constantly developing megacities of the world, it is drastically changing — both extensively and intensively. The capital has a special rhythm of life, so the authorities have to improve its infrastructure continuously. The author of the article also touches upon the question of the territorial structure of the Moscow agglomeration, given the high density of the living population. There are inferences on the sustainable development of the city and some solutions are proposed in the conclusion.
Keywords: sustainable development, sustainable urban development, communicative factors, environment, urban planning, nature management.
For citation: Senichkina M.I. Communicative factors of sustainable development in Russian cities (on the example of Moscow). In: Communicologiya: Electronic Scientific Journal. Vol. 7. No. 1. 2022, pp. 106-120.
Inf. about the author: Senichkina Margarita Ilyinichna, master's student, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation". Address: 82 Vernadsky Avenue, p. 1, Moscow, 119571. E-mail: [email protected]
Received: 28.01.2022. Accepted: 20.03.2022. References
Approaches to solving the existing problems in green logistics (2021). L. Y. Alexandrova, O. F. Kireeva, S. V. Timofeev [et al.]. In: Frontier Information Technology and Systems Research in Cooperative Economics. Heidelberg: Springer International Publishing. P. 857-868. - DOI 10.1007/978-3-030-57831-2_92. - EDN ZLVUKW.
Afanasyeva M. F., Artamonova T. S. (2020). Analysis of the rating of sustainable development of Russian cities by quality of life. In: Quality in production and socio-economic systems, pp 56-62. (In Rus.).
Comfortable city: how the social, sports and cultural infrastructure of Moscow is developing. In: Mos.ru . [Electronic resource]. URL:
https://www.mos.ru/mayor/themes/4299/5397050/ (In Rus.).
Development of Moscow's human capital // Department of Entrepreneurship and Innovative Development of the City of Moscow [Electronic resource]. URL: https://www.mos.ru/dpir/function/napravlenie-deyatelnosti-dpir/razvitie-chelovecheskogo-kapitala / (In Rus.).
From June 1, 2020, the standard for the installation of green roofs comes into force. In: Mos.ru . [Electronic resource]. URL: https://www.mos.ru/news/item/74947073/ (In Rus.).
Green construction: creating a comfortable, safe and healthy environment . In: Complex of urban planning policy and construction of the city of Moscow [Electronic resource]. URL: https://stroi.mos.ru/articles/zielienoie-stroitiel-stvo-sozdaniie-komfortnoi-biezopasnoi-i-zdorovoi-sriedy (In Rus.).
How Moscow implements the Sustainable Development Goals in the private sector // Esquire.ru [Electronic resource]. URL: https://esquire.ru/articles/303023-chto-takoe-celi-ustoychivogo-razvitiya-i-kak-moskva-vnedryaet-ih-v-chastnyy-sektor/ (In Rus.).
Knyazeva G. A. (2020). Formation of the strategy of economic renewal of Arctic (Northern) single-industry towns. In: Russia: trends and prospects of development. No. 15-1. pp. 688-690. (In Rus.).
Kornilova M. V. (2020). Implementation of the state program «Moscow Longevity» as a way to minimize the risks of the elderly. In: Society: Sociology, psychology, pedagogy. No. 9, pp. 25-30. (In Rus.).
Moscow was awarded the status of a smart sustainable city. In: Mos.ru [Electronic resource]. URL: https://www.mos.ru/news/item/63176073/ (In Rus.).
Musinova N. N., Sokolova S. V., Shaposhnikov S. V. (2012). Problems of the territorial organization of the metropolitan metropolis and ways to solve them. In: Bulletin of the University. №. 4. (In Rus.).
Nikonorov S. M., Papenov K. V. (2016). Strategies for sustainable development of Russian cities. In: Economics of sustainable development. Vol. 27. No 3. P. 296. (In Rus.).
Sharkov F.I., Komarova L.V. (2014). Communication: business communication, communication techniques and technologies. In: Communicology. Vol. 6. No. 4, pp. 13-26. (In Rus.).
Sharkov F.I., Yudina E.N. (2013). Regulation of relations in the modern media space//Communicology. Vol. 1. No. 1, pp. 36-43. (In Rus.).
Silkin V.V. (2017). Information and communication management processes in the political space of society. In: Communicology. Vol. 5. No. 6, pp.15-30. (In Rus).
The legislative initiative is aimed at expanding the powers of local authorities // Moscow City Duma [Electronic resource]. URL:
https://duma.mos.ru/ru/0/news/novostifraktsiy/zakonodatelnaya-initsiativa-napravlena-narasshirenie-polnomochiy-mestnyih-organovvlasti?tryMobile=1 (In Rus.).
Tomakov V. I., Tomakov M. V. (2017). Green construction in the concept of sustainable development of Russian cities. In: Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Vol. 21. No. 2, pp. 16-31. (In Rus.).
Tuskayeva Z. R., Gergaulova R. B. (2018). Green construction //Eurasian Union of Scientists. No. 5-1 (50), pp. 18-19. (In Rus.).
Vagin V. S., Sheina S. G., Chubarova K. V. (2015). Principles and factors of sustainable development of urban areas. In: Bulletin of Eurasian Science. Vol. 7. No. 3 (28). P. 9. (In Rus).