УДК 323.2
Оригинальная научная статья
DOI: 10.22394/2071-2367-2024-19-5-43-63
CC BY-NC 4.0
КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ВЫБОРОВ 2024 ГОДА И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В НОВОМ ЭЛЕКТОРАЛЬНОМ ЦИКЛЕ
И.И. Назаров >,
e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-3233-9282, SPlN-код: 6726-3166, AuthorlD: 626746, Research ID: AlD-7371-2022
C.A. Никоненко г,
e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-5856-8086, SPlN-код: 6310-8965, AuthorlD: 631370, Research lD: AEF-7589-2022
Поступила в
редакцию
16.04.2024
Поступила
после рецензирования
15.10.2024
Принята к публикации 29.10.2024
1 Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина; адрес: 392036, Российская Федерация, г. Тамбов,ул. Интернациональная, 33
Аннотация. Цель статьи - представить результаты исследования, нацеленного на анализ коммуникативных аспектов и тенденций в партийно-политическом поле на фоне избирательных кампаний 2024 г.; оценить перспективы политических партий на предстоящих выборах. Объект исследования - коммуникативные аспекты выборов 2024 г. Предмет исследования - влияние итогов выборов Президента России и ЕДГ-2024 на партогенез.
В результате исследования, носящего экспертно-аналитический характер, авторы смоделировали электоральные этапы в России, сосредоточив внимание на научном прогнозе партогенеза накануне выборов в Государственную Думу IX созыва в 2026 г.
Постановка проблемы: 1. Выборы Президента России задают вектор развития партийно-политический спектра. Технологии политической коммуникации трансформируются под влиянием запросов общества. Архаичные модели воздействия на избирателей через идеологию теряют свою эффективность. 2. Электоральный успех партий невозможен без «погружения» в регионы, обусловлен наличием программы, отвечающей запросам социума, а также лидеров общественного мнения в рядах партии. 3. Предложенная в статье модель электоральных циклов, основанная на совокупности факторов и тенденций социально-политического развития и динамике общественных настроений, может быть использована в процессе политического прогнозирования.
Ключевые слова: Единый день голосования, политические партии, политическая система России, электоральные циклы, выборы, коммуникативные аспекты электоральных процессов
Информация о финансировании: исследование выполнено авторами без привлечения внешнего финансирования.
Цит.: Назаров И.И., Никоненко С.А. Коммуникативные аспекты выборов 2024 года и перспективы политических партий в новом электоральном цикле//Среднерусский вестник общественных наук. 2024. - Том 19. - №5. - С. 43-63. - Б01:10.22394/2071-2367-2024-19-5-43-63, ЕБИ: ЬББМЬС
© Назаров И.И., Никоненко С.А., 2024 г.
ПОЛИТОЛОГИЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
Original article
COMMUNICATION ASPECTS OF THE2024 ELECTIONS AND THE PROSPECTS OF POLITICAL PARTIES IN THE NEW ELECTORAL CYCLE
1.1. Nazarov1,
e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-3233-9282, SPIN: 6726-3166, AuthorlD: 626746, Research ID: AlD-7371-2022
S. A. Nikonenko
e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-5856-8086, SPIN: 6310-8965, AuthorlD: 631370, Research ID: AEF-7589-2022,
11 Tambov State University named after G.R. Derzhavin (Russian Federa tion, Tambov)
Received 16.04.2024
Revised 15.10.2024
Accepted 29.10.2024
Abstract. The purpose of the article: to present the results of the study aimed at analyzing the communicative aspects and trends in the party-political field against the background of the 2024 election campaigns; to assess the prospects of political parties in the upcoming elections. The object of the study: communicative aspects of the 2024 elections. The subject of the study: the impact of the results of the Russian presidential elections and the 2024 United Voting Day on party genesis.
As a result of the study, which is of an expert and analytical nature, the authors modeled the electoral stages in Russia, focusing on the scientific forecast of party genesis on the eve of the elections to the State Duma of the IX convocation in 2026.
Problem statement: 1. The elections of the President of Russia set the vector of development of the party-political spectrum. Technologies of political communication are transformed under the influence of the demands of society. Archaic models of influencing voters through ideology are losing their effectiveness. 2. Electoral success of parties is impossible without "immersion" in the regions, due to the presence of a program that meets the demands of society, as well as public opinion leaders in the ranks of the party. 3. The model of electoral cycles proposed in the article, based on a set of factors and trends in socio-political development and the dynamics of public sentiment, can be used in the process of political forecasting.
Keywords: single voting day, political parties, the political system of Russia, electoral cycles, elections, communicative aspects of electoral processes.
Funding information: the study was done by the authors without external funding.
For citations: Nazarov I.I., Nikonenko S. A (2024) Communication aspects of the 2024 elections and the prospects of political parties in the new electoral cycle. Central Russian Journal of Social Sciences. Vol. 19, no. 5, p.43-63. DOI: 10.22394/2071-2367-2024-19-5-43-63. EDN LDSMLC
ВВЕДЕНИЕ
Роль политических партий, общественных движений и организаций в построении государства и гражданского общества растёт. Отмечается повышение интереса научного сообщества к анализу природы взаимодействия данных институтов в определённые временные отрезки. Провозглашение первой в истории СССР некоммунистической партии «Демократический союз» можно обозначить точкой отсчёта в развитии партийной системы России [Никоненко, 2011, С. 36-64). В свою очередь, президентские выборы 17 марта 1991 г. в РСФСР дали возможность рассматривать электоральные циклы в современной истории России. Определяющая роль в политических процессах принадлежит политическим партиям, общественным движениям и организациям, а также относительно молодому (по зарубежным меркам) российскому гражданскому обществу.
Полагаем, что партийно-политическая система сегодня находится на периферии нового электорального цикла. Выборы Президента России и единый день голосования в ряде регионов в 2024 г. показали сплочение общества вокруг действующей власти. Партии как акторы развития избирательной системы и гражданского общества находятся в точке бифуркации. Несмотря на признаки внутриполитического консенсуса, внешнеполитическая реальность неустойчива, что во многом обусловлено гибридной войной Запада против России.
В стране сохраняется опасность разжигания межнациональных конфликтов извне с целью активизации внутриполитических брожений в обществе. Создаются предпосылки построения прогностических моделей развития электоральной ситуации накануне выборов в Государственную Думу 2026 г. Неопределённость политического процесса, его непредсказуемость требуют системного анализа программных и электоральных перспектив политических партий, коммуникативных инструментов воздействия на социальные предпочтения граждан.
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Авторы рассматривают в качестве методологии исследования концепты трёх моделей, которые используются при выделении того или иного электорального периода.
Первая модель - на основе трансформационных процессов в партийной среде, что характеризует изменения на законодательном уровне в области деятельности политических партий, или
«привязывается» к конкретным избирательным кампаниям. Например, принятие поправок к Федеральному закону «О политических партиях», что стало новым этапом их деятельности.
Вторая модель - на основе ротации элит на федеральном и региональном уровне. Например, появление в 1999 г. на политической авансцене В. В. Путина и последующее его избрание в 2000 г. ознаменовало начало новой политической эпохи в истории России. При этом самих электоральных циклов может быть несколько и проходить они могут одновременно. Так, региональные и муниципальные кампании предлагается рассматривать как самостоятельные этапы.
Третья модель - на основе зависимости электоральных кампаний от президентских выборов. Важно то, что рассматриваемые электоральные периоды развивались в переплетении федеральных кампаний с региональными. Авторы исследования делают акцент на данном подходе.
Выборы 2024 г. обозначили начало нового электорального витка в условиях сложной международной геополитической обстановки.
На основе методов сравнения и наблюдения за политическими событиями электорального характера, были сделаны ряд эксперт-но-аналитических обобщений и выводов. Политический и системный анализ позвололи структурировать электоральные циклы.
В современной истории России таких периодов насчитывается восемь.
Первый электоральный цикл (1991-1995 гг.). Основные репер-ные точки: 17 марта 1991 г. в РСФСР проведено голосование по вопросу учреждения поста президента республики (за - 9,85 %); 12 июня 1991 г. - выборы Президента РСФСР. Победа Б. Н. Ельцина -57,3 %; 1993 г. - выборы в Государственную Думу I созыва и в Совет Федерации; 1995 г. - выборы в Государственную Думу II созыва.
Второй электоральный цикл (1996-1999 гг.). Основные события периода: 1996 г. - выборы Президента РФ. Победа Б. Н. Ельцина
- 53,82 %; 1999 г. - выборы в Государственную Думу III созыва.
Третий электоральный цикл (2000-2003 гг.). Основные репер-ные точки: 2000 г. - выборы Президента РФ. Победа В. В. Путина -52,94 %; 2001 г. - принятие ФЗ «О политических партиях»; 2003 г. -выборы в Государственную Думу IV созыва.
Четвертый электоральный цикл (2004-2007 гг.). Основные ре-перные точки: 2004 г. - выборы Президента РФ. Победа В. В. Путина
- 71,31 %; 2004 г. - отмена прямых губернаторских выборов; 2005 г.
- два равноправных единых дня голосования на региональных и местных выборах; 2007 г. - выборы в Государственную Думу V созыва.
Пятый электоральный цикл (2008-2011 гг.). Основные события периода: 2008 г. - выборы Президента РФ. Победа Д. А. Медведева -70,28 %; 2011 г. - выборы в Государственную Думу VI созыва: реакция в Москве и ряде регионов на результаты; законодательные новеллы, включающие увеличение каденции президента до шести лет, Государственной Думы - до пяти лет.
Шестой электоральный цикл (2012-2017 гг.). Основные репер-ные точки: 2012 г. - выборы Президента РФ. Победа В. В. Путина -63,6 %; 2016 г. - выборы в Государственную Думу VII созыва.
Седьмой электоральный цикл (2018-2023 гг.). Основные ре-перные точки: 2018 г. - выборы Президента РФ. Победа В. В. Путина
- 76,7 %; 2020 г. - общероссийское голосование за поправки к Конституции РФ. Применена практика голосования в течение нескольких дней. Поддержано 206 изменений, затрагивающих главы 3-8 (о федеративном устройстве, президенте, парламенте, правительстве, судебной власти и прокуратуре, местном самоуправлении); 2021 г. -выборы в Государственную Думу VIII созыва: убедительная победа партии «Единая Россия».
Восьмой электоральный цикл (с 2024 г.). Основные реперные точки: 2024 г. - выборы Президента РФ. Победа В. В. Путина -87,28 %; 2026 г. - выборы в Государственную Думу IX созыва.
Помимо этого, исследователи соблюдали принципы объективности и системности, рассматривая эволюцию исследуемых процессов.
Отметим, что анализ электоральных циклов рассматривались в разные годы рядом авторов: В. Я. Гельманом [Гельман, 2008, С. 190), Г. В. Голосовым [Голосов, 2006, С. 31), С. Е. Заславским [Заславский, 2007, С. 241), З. М. Зотовой [Зотова, 2001, С. 6), Б. А. Исаевым [Исаев, 2007, С. 256-263), Ю. Г. Коргунюком [Коргунюк, 2007, С. 67), В. В. Лапаевой [Лапаева, 1995, С. 4-5), А. В. Иванченко и А. Е. Любаревым [Иванченко, Любарев, 2007, С. 14) .
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ
Вопрос о начале первого электорального цикла (1991-1995 гг.) остаётся спорным, так как выборы Президента РСФСР проходили де-юре в другом государстве, в условиях иной политико-правовой системы. Но с точки зрения формирования отечественных избирательных традиций можно рассматривать это как некий протопери-од, начало формирования законодательных основ при распаде СССР,
появления новых политических организаций в условиях функционирования КПСС. Считаем возможным срок избрания Президента РСФСР засчитывать в современной России.
Ключевым законодательным актом этого периода стало принятие Конституции России на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г., что стало триггером электоральных процессов, базой законодательных новелл в избирательном праве. Тогда же прошли выборы в Государственную Думу I созыва и в Совет Федерации, которые в историю вошли как учредительные. Парламент работал всего два года. Демократические партии в период 1991-1993 гг. пользовались наивысшим влиянием, что отразилось на составе нижней палаты парламента. КПРФ как оппозиция власти тогда не смогла в условиях декларирования либеральных идей предложить избирателям популярную альтернативную повестку.
Рассматриваемый период стал временем партстроительства в России. Тогда в публицистику вошло выражение «диванные партии», что отражало их малочисленность и маловлиятельность на политическую повестку. При этом качество партии (лидеры, идеология, история, электоральная база, структура) находилось на начальном уровне. Можно предположить, что на исход выборов в Государственную Думу II созыва оказало воздействие разочарование избирателей экономическими реформами в формате «шоковой терапии», проведенными правительством «младореформаторов» и поддерживающих их партиями либерального и демократического спектра.
Второй электоральный цикл ознаменован расколом, который грозил распадом страны. Рост протестных настроений в обществе, разочарование ходом реформ, слабость федеральной власти, стремление регионов к обособлению, наконец, проблемы со здоровьем президента Б. Н. Ельцина привели к ностальгии у части электората по временам СССР и росту популярности оппозиции в лице КПРФ. В 1996 г. политтехнологи выстроили президентскую кампанию под лозунгом «Голосуй или проиграешь!», в политической коммуникации сделали ставку на обращение к той части избирателей, которая поддержала демократические преобразования. Итогом стала победа Б. Н. Ельцина во втором туре над кандидатом от КПРФ Г. А. Зюгановым.
Противостояние на думских выборах 1999 г. наметилось между значительно усилившими свои позиции «левыми» и, теряющими влияние на избирателей, право-либеральными партиями. Комму-
никативным инструментом политики становится административный ресурс, в результате чего политические силы, ориентированные на поддержку Б. Ельцина и его команды за счет массированной поддержки ряда СМИ и широкого распространения заимствованных западных PR-технологий сохраняют видимость влияния на население. В 1996-1999 гг. смогли полноценно пройти федеральные, региональные и местные выборы. Этот факт позволяет утверждать, что страна (в отличие от протопериода) прошла целый электоральный цикл, который начался с выборов Президента России в 1996 г. и закончился думской кампанией 1999 г.
Лейтмотив третьего электорального цикла - смена элит во властной вертикали. С поста Президента РФ ушел Б. Н. Ельцин, уступив дорогу В. В. Путину, который в 2000 г. с результатом 52,94 % выиграл выборы в первом туре. Отметим, что это самый низкий электоральный результат ныне действующего президента, что было связано с комплексом экономических и политических проблем, неопределённостью модели и ресурсов развития, наличием «красного пояса», где были сильны позиции КПРФ.
Трендом 2000-2003 гг. стало ослабление дихотомических политических тенденций 1990-х гг. - «коммунисты - антикоммунисты». Происходит усиление и зарождение партии власти в лице «Единой России» как ведущей политической силы страны.
Принятие нового Закона «О политических партиях» в дальнейшем привело к значительному укрупнению и активизации роли партий в политической жизни страны. Одним из итогов третьего цикла стало вытеснение из реальной политики мелких партий и протопартийных структур. Этап заканчивается выборами в Государственную Думу IV созыва, в ряде регионов происходит отказ от традиционных электоральных настроений. Голосование за кандидатов от КПРФ сменяется укреплением позиций «Единой России», партийно-политическая система обретает черты упорядоченности.
Четвёртый электоральный цикл, начавшийся безоговорочной победой В. В. Путина в первом туре президентских выборов в 2004 г. (71,31 %), укрепил вектор на централизацию политической системы и доминирование партии власти. В этот период отменены прямые губернаторские выборы (2004 г.) и устанавливается два равноправных единых дня голосования на региональных и местных выборах (2005 г.). Законодательным изменениям подверглась избирательная система: повышен барьер с 5 % до 7 % для прохождения в Государственную Думу, установлено избрание депутатов по пар-
тийным спискам, исключена графа «против всех». Законодательные новеллы повлияли на партогенез, что привело к сокращению числа партий с 46 (январь 2006 г.) до 15 (сентябрь 2007 г.)1. В достаточно жёстких законодательных условиях политические партии стали играть ведущую роль в избирательном процессе России.
Пятый электоральный цикл - попытка либерализации партийно-политического пространства и социально-экономической сферы в период президентства Д. А. Медведева. Одной из тенденций 20082011 гг. стало стремление к диалогу между центром и политическими силами страны, влияющими на общественные настроения, к проведению регулярных встреч и консультаций. Экспертное сообщество констатировало, что российское гражданское общество не организовано и не структурировано по причине правового нигилизма части населения. Попытка обсудить состояние и перспективы развития партийно-политической системы в России была предпринята на заседании Государственного Совета 22 января 2010 г.
Одновременно происходит рост протестной активности в связи с решением В. В. Путина выдвинуть свою кандидатуру на выборах Президента России 2012 г. События в Москве и ряде регионов по итогам думских выборов 2011 г., где с результатом 49,39 % победила «Единая Россия», подвигли федеральный центр на проведение масштабных партийно-политических реформ. Появились законодательные новеллы: каденция Президента - 6 лет, Государственной Думы - 5 лет, либерализация ФЗ «О политических партиях» в части создания и деятельности партий.
Шестой электоральный цикл, начавшийся с уверенного возращения В. В. Путина на пост Президента России (победа в первом туре с результатом 63,6 %). Новым коммуникативным приёмом в полит-технологической модели стало общение кандидата с электоратом через публикации статей с изложением программы построения эффективной демократии участия.
Особенностью периода стало возвращение в 2013 г. смешанной системы выборов в нижнюю палату парламента. Смягчение ФЗ «О политических партиях» привело к увеличению количества партий. По данным Минюста (март 2013 г.) в России было зарегистрировано 62 политические партии2. Подготовка к выборам в Государственную Думу 2016 г. активизировала в регионах России политическую
1 Список зарегистрированных политических партий. - URL: http://www.minjust.ru/nko/gosreg/partii/spisok (дата обращения: 01.12.2023).
2 Список зарегистрированных политических партий. - URL: http://www.minjust.ru/nko/gosreg/partii/spisok (дата обращения: 01.04.2023).
конкуренцию. 14 политических партий в ходе думской кампании 2016 г. сформировали свои списки. Примечательно, что при удвоении числа участвовавших в выборах партий (14 партий в 2016 г. против семи в 2011 г.) перестановок политических сил в Государственной Думе и региональных парламентах не произошло. Можно утверждать, что либерализация законодательства о партиях не привела к автоматическому росту числа их сторонников. Итог этого периода видится в укреплении традиционных партий, в победе пропрезидентских сил, имевших в арсенале надёжный коммуникативный ресурс влияния на ядерный электорат.
Седьмой электоральный цикл, начавшийся с победы в первом туре В. В. Путина на выборах Президента России (76,7 %), можно охарактеризовать как период социально-экономических реформ и трансформации партийно-политической системы. Период характеризуется непростыми для власти электоральными процедурами 2020 г. (общероссийское голосование по поправкам к Конституции РФ и региональные избирательные кампании) в условиях пандемии COVID-19 и давления со стороны несистемной оппозиции. Партийно-политическая система оказалась тогда под влиянием возрастающей социально-экономической нестабильности:
1) усиления и углубления действия западных экономических санкций начиная с 2014 г. по настоящее время и усиливается давление после событий 2022 года;
2) распространения коронавирусной инфекции;
3) снижения рыночных цен на углеводородное сырьё;
4) падения курса рубля по отношению к иностранным валютам;
5) принятия вынужденных и непопулярных реформ в социально-экономическом блоке (пенсионная реформа, повышение ставки НДС и отдельных видов налогов, «мусорная» реформа и т. д.).
Ответной реакцией в ряде регионов в 2018 г. стали акции несогласных с пенсионной реформой, что повлияло на рост протестного голосования и поставило под вопрос электоральные перспективы «Единой России». В ЕДГ 13 сентября 2020 г., несмотря на наличие протестных настроений, «Единая Россия» сохранила относительное большинство в заксобраниях регионов, в основном подтвердив легитимность «своих» губернаторов.
Тренд продолжился по итогам выборов в Госдуму 2021 г.: «Единая Россия» получила 324 мандата, КПРФ - 57 мандатов, «Справедливая Россия - Патриоты - За правду» - 27, ЛДПР - 21, «Новые люди» - 13. По одному - «Гражданская платформа», «Родина» и «Пар-
тия роста»1. Позиции пропрезидентских сил не претерпели изменений. Отметим успех партии «Новые люди», которой удалось сформировать фракцию в Госдуме, выстроить работу в регионах. После выборов 2021 г. тенденция на появление новых партий упрочилась - к концу 2023 г. в России Минюстом официально зарегистрировано 25 политических партий2.
Особенностью общественно-политического процесса рассматриваемого периода стало принятие поправок к Конституции РФ на общероссийском голосовании. В Послании Президента России Федеральному Собранию в 2020 г. В. В. Путин направил обществу ряд месседжей, одним из которых стало преобразование Конституции 1993 г. Среди 206 поправок ключевыми стали: усиление полномочий парламента и возможность действующему президенту принять участие в выборах 2024 г., юридическое закрепление понятия «публичная политика».
В отличие от предыдущих, восьмой электоральный цикл начался в ещё более жёстких условиях. Санкционное давление со стороны Запада и усложнившаяся геополитическая ситуация дали импульс к сближению позиций политических партий.
Новый электоральный цикл начался с беспрецедентной победы в первом туре на выборах Президента РФ В. В. Путина (87,28 %). В марте 2024 г. было подтверждено согласие людей на масштабные перемены, на обновление базиса экономической, социальной, идейно-нравственной и партийно-политической устойчивости. Выборы имели референдумный характер, показали способность политической системы к формированию в стране устойчивого ядерного электората первого лица государства.
Помимо итогового результата В. В. Путина, характер и ведение избирательной кампании обозначили ряд вопросов. Рассмотрим их.
Во-первых, явка. Степень вовлеченности граждан в избирательный процесс - значимый маркер доверия к результатам выборов. Безусловно, 2024 г. войдёт в историю как период расцвета политической культуры. Свой гражданский долг осуществили 87,6 млн избирателей (77,49 %). До этого 70-процентная отметка была превышена лишь однажды - в 1991 г. Отметим концентрацию патриотического электората вокруг В. В. Путина, что трактуется как одобре-
1 ЦИК назвала, сколько мандатов в Госдуме получила каждая партия. - URL: https://www.rbc.ru/politics/24/09/2021/614d88279a7947a70da2d0c1 (дата обращения: 11.03.2024).
2 Список зарегистрированных политических партий. - URL:
http://www.minjust.ru/nko/gosreg/partii/spisok (дата обращения: 01.12.2023).
ние курса действующего президента.
Во-вторых, значимость второго места по итогам выборов. Не секрет, что партии используют все доступные механизмы для политической борьбы. Прошедшие президентские выборы - это не только индикатор настроений электората, но и возможность настроить работу штабов в полевых условиях, укрепить взаимодействие с регионами, оценить перспективы будущих кампаний, провести работу над ошибками.
Напомним, что в избирательной кампании 2024 г. приняли участие В. А. Даванков от «Новых людей» (результат - 3,85 %), Л. Э. Слуцкий от ЛДПР (результат - 3,20 %), Н. М. Харитонов от КПРФ (результат - 4,31 %). «Справедливая Россия - Патриоты - За правду» официально отказалась от борьбы в 2023 г., поддержав выдвижение В. В. Путина.
Прошедшая избирательная кампания в коммуникативном и технологическом её содержании отмечена вялотекущей конкуренцией В. В. Путину со стороны парламентских партий, которые выдвинули своих кандидатов. Кандидаты от КПРФ, ЛДПР и партии «Новые люди», по нашим оценкам, до последнего момента (фактически до конца декабря 2023 г.) не начинали серьезных действий по подготовке и проведению предварительной работы с электоратом, особенно в интернет-пространстве.
Если победа В. В. Путина не вызывала сомнений у экспертов, «превращая» избирательный процесс в «референдум о доверии», то социологические опросы по второму месту до последнего момента не отмечали явного предпочтения среди оппонирующих кандидатов (рисунок 1). Так, социологические центры ВЦИОМ, ФОМ и ИН-СОМАР в разные периоды времени не давали твёрдого второго места кандидатам Н. Харитонову (рейтинг от 5,7 % до 6,3 %) и В. Даванкову (от 4,6 % до 6 %)1.
Думается, что для КПРФ результат выборов - это относительный успех. Н. М. Харитонову с броским слоганом «Поиграли в капитализм - и хватит» удалось занять второе место (результат - 4,31 % голосов). Партия подтвердила статус оппонента власти. Однако проседание электорального рейтинга от уровня 2004 г. внушительное - минус 13,7 % голосов.
«Новые люди» ориентировались на молодёжный сегмент. Не слу-
1 Составлено авторами статьи на основе: Выборы Президента: финальные прогнозы. -URL: https://asafov.ru/avtor/vybory-prezidenta-finalnye-prognozy (дата обращения: 11.03.2024).
чаен и лозунг «Да - переменам!». Однако цель партии, как видится, была в выстраивании работы региональных ячеек для предстоящего осеннего ЕДГ-2024. Об этом говорят и суммы затраченных денежных средств - 368 млн рублей1. Результат В. А. Даванкова 3,85 %, полагаем, для молодой партии означает относительный успех, так как удалось обойти кандидата от ЛДПР и подготовить почву для дальнейшей борьбы за электорат.
Олицетворение кандидата от ЛДПР Л. Э. Слуцкого с личностью покойного В. В. Жириновского не принесло явных электоральных дивидендов. Политтехнологический шаг, который должен был заставить избирателя поверить в лозунг «Дело Жириновского живёт», не сработал, что отразилось на результате (3,20 %) и повлекло негативную оценку действий избирательного штаба партии.
В-третьих, провокации и внешнее вмешательство. В гибридной войне Запада против России используются средства для раскачивания ситуации в стране, в том числе неявное вмешательство в избирательный процесс. По крайней мере, выявлено несколько направлений подрыва выборов:
1. Разжигание межнациональной розни. Пока, на наш взгляд, это самая тонкая и уязвимая государственная материя, по которой совершаются удары. Государство в настоящее время вырабатывает механизмы противодействия. Проанализируем кейсы раскачивания ситуации.
Первый: 29 октября 2023 г. в Дагестане начались массовые беспорядки. Тысячи протестующих прорвали ограждение летного поля и окружили самолет, прибывший в Махачкалу из Тель-Авива. Агрессивно настроенная толпа попыталась проникнуть в салон самолета, а также останавливала машины и людей, разыскивая евреев. К бунту призывал телеграм-канал «Утро Дагестана» под контролем сбежавшего из России И. Пономарёва2.
Второй: 17 января 2024 г. Баймакский районный суд Республики Башкортостан вынес обвинительный приговор в отношении 37-летнего Ф. Алчинова, обвинённого в совершении действий, направленных на унижение достоинства по признакам расы, что послужило поводом к началу массовых беспорядков возле здания суда в Баймаке.
1 Три проигравших на выборах кандидата «отбили» траты на избирательные кампании. -URL: https://www.dp.ru/a/2024/03/20/tri-proigravshih-na-viborah (дата обращения: 20.03.2024).
2 Росфинмониторинг включил И. Пономарёва (признан иноагентом в 2014 г. по решению
Минюста) в перечень террористов и экстремистов.
Оба случая купированы, ведутся следственные действия.
2. Попытка регистрации «альтернативного кандидата» Б. Надеждина от партии «Гражданская инициатива». Предпринят шаг разыграть тему с локальными протестами (экология, зооза-щитники, здравоохранение, градозащитная тематика и др.) преимущественно в регионах. 8 февраля 2024 г. ЦИК РФ отказал в регистрации на выборах Б. Надеждину из-за высокого процента «брака» в сданных подписях. Предпринимались попытки после отказа в регистрации разыграть в информпространстве тему отлучения оппозиционеров от участия в избирательном процессе.
3. Смерть А. Навального,1 событие педалирующиеся западными СМИ в информационном пространстве.
4. Атака беспилотников, артиллерии и диверсантов на приграничные регионы России. С 12 марта 2024 г. ВСУ предпринимали активные попытки прорваться на территорию Белгородской и Курской областей. Все атаки на тот момент были отражены. В. В. Путин в интервью заявил, что цель украинских атак на российские регионы - помешать нормальному процессу волеизъявления граждан2. Тем самым предпринимались эскалационные шаги по срыву волеизъявления граждан, что привело к обратному эффекту.
5. Порча бюллетеней и попытки поджога избирательных участков. В двух десятках регионов злоумышленники пытались испортить ящики с бюллетенями, включая их заливку жидкостями, на как минимум восьми из них пытались поджечь урны. По словам председателя Центризбиркома Э. А. Памфиловой, указания провокаторам шли из кол-центров с территории Украины и некоторых стран Ев-ропы3. Зарегистрированы факты призыва через соцсети к противоправным действиям за денежное вознаграждение.
6. Кибератаки. На российскую избирательную систему было совершено более 12 млн кибератак с начала президентской кампании. Организаторами выборов было заблокировано свыше 320 тыс. атак на ресурсы ДЭГ4. Среди атакующих ресурсы ДЭГ или ГАС «Выборы» по воле мошенников оказались и российские граждане, которые не понимали, почему их телефоны с установленным VPN-сервисом начали греться или «тормозить».
1 Росфинмониторинг включил А. Навального в перечень террористов и экстремистов.
2 Путин объяснил, зачем Украина пытается атаковать регионы России. - URL: https://ria.ru/20240313/ukraina-1932639277.html (дата обращения: 13.03.2024).
3 Памфилова заявила, что указания портить бюллетени шли с Украины и из стран Европы. - URL: https://tass.ru/politika/20252637 (дата обращения: 13.03.2024).
4 Там же.
7. Акции активного массового участия. Провокаторы объявили акцию «Полдень против», которая прошла в последний день голосования на выборах Президента России 17 марта 2024 г. в 12 часов. Смысл провокации заключался в том, что инициаторы предлагали людям, выступающим за смену власти, прийти 17 марта в полдень на избирательные участки. По задумке организаторов, акция должна показать оппозиционно настроенный электорат, который придёт в условленное время. Как результат, прирост явки и очередей на избирательные участки за рубежом.
8. Фейковые атаки. Например, украинские телеграм-каналы распространяли фейк о якобы протестах в Чите 17 марта 2024 г. Опубликованы якобы видео с интервью жителей. На самом деле этот фрагмент видео вырезали из ролика, снятого в 2014 г. в Алчевске (ЛНР), а не в Чите. Ранее были опровергнуты фейковые сообщения о массовых акциях 17 марта во Владивостоке и на Сахалине. В обоих этих случаях фейкоделы также взяли видеокадры прошлых лет с голосования в Москве и Витебске.
В-четвёртых, международная реакция на итоги. Страны англосаксонской коалиции пытались противостоять итогам выборов Президента России через заблаговременное непризнание итогов. Лидеры Германии и Франции заявили, что не будут поздравлять В. В. Путина с победой. В итоге Евросоюз признал выборы Президента России на всех территориях, кроме Крыма и субъектов, вошедших в состав РФ в сентябре 2022 г. В США заявили, что будут работать исходя из реальности того, что Путин - Президент России, но поздравлять его с победой не будут.
Оценивая итоги выборов Президента России 2024 г., отметим неприятие основной частью населения страны западного давления на избирательную систему с использованием механизмов коммуникативного влияния на общественные настроения. В социуме наметился тренд на завершение этапа тревожности и определённой социальной депрессии на протяжении последних двух лет, на переориентацию настроений на состояние надежды и уверенности.
Полагаем, государство определило на ближайшую перспективу векторы своего развития как ответ на гибридную войну Запада:
1. Обратная связь с населением. Без понимания существующих проблем людей, без реакции на данные проблемы не будет развития.
2. Сервисное государство. Первоочередным и многообещающим термином станет «служение» интересам людей через дальнейшее развитие электронных сервисов.
3. Сбалансированная внутренняя политика. Соблюдение равновесия, прежде всего, в экономическом развитии. Ставка сделана на 19 национальных проектов развития.
4. Межэтническое согласие. Одна из первоочередных целей государства - эффективное противодействие межэтническим и межконфессиональным конфликтам.
5. Образ России. Государство в поиске определяющей концепции. Первый шаг был обозначен в 2022 г. в Указе Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»1.
Единый день голосования 2024 г. продолжил тенденции, заложенные президентской кампанией. Партии опробовали свои силы на региональных и местных выборах в рамках ЕДГ: из 23 российских партий 15 получили мандаты разных уровней, что подтверждает агрегацию и артикуляцию партиями интересов различных сегментов общества. Выборы во всех регионах признаны конкурентными, честными и демократичными.
Среди основных итогов выделим минимум нарушений и высочайший уровень легитимности. ЕДГ-2024 показал высокий уровень доверия населения к провластным высшим должностным лицам субъектов Федерации и кандидатам от «Единой России», что подтверждает постэффект президентской кампании и объединения общественных настроений вокруг власти перед вызовами времени.
«Единая Россия» подтвердила статус ведущей политической силы страны, партии электорального большинства и опоры президента в его действиях. На выборах-2024 «Единая Россия» в 13 регионах получила 545 из 659 мандатов в заксобраниях регионов. На выборах в думы административных центров из 610 мандатов, 516 -за партией власти. Партия победила в Хабаровском крае и в Марий Эл, которые пять лет назад были для неё проблемными. Успехом можно считать победу на выборах в Мосгордуму, где из 45 мандатов «Единой России» удалось взять 382.
Представительство других парламентских партий более скром-
1 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061 (дата обращения: 13.03.2024).
2 Кандидаты от «Единой России» получили в Мосгордуме 38 мест из 45. - URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2024/09/08/1060901-kandidati-edinoi-rossii-poluchili
(дата обращения: 09.09.2024).
ное. Оппоненты «Единой России» демонстрировали креативный подход, ориентированный на потребность избирателей в нестандартных идеях. Выборы показали, что от избранных политиков ожидают высокую степень эмпатии и честности, а также умение говорить порой жёсткую правду.
Вместе с тем отметим, что по ряду причин с выборов сняты кандидаты от оппозиционных партий. К примеру, в регионах, где традиционно высокая поддержка КПРФ, кандидатов от этой партии не допустили до выборов, включив муниципальный фильтр, в частности, в Санкт-Петербурге и Республике Алтай. На выборах в 13 региональных парламентов КПРФ удалось в семи кампаниях показать второй результат, в четырёх - стать третьими и в одной - занять четвёртое место. Показатели КПРФ значительно снизились к уровню прошлых лет, тогда как ЛДПР и «Новые люди» демонстрируют рост поддержки в ряде регионов, что может в перспективе ударить по электоральным перспективам «второй партии» на выборах в Государственную Думу IX созыва в 2026 г. Одна из причин падения рейтингов КПРФ видится в отсутствии обновления руководства на протяжении 30 лет.
ЛДПР обошла другие оппозиционные силы по числу выдвинутых кандидатов - около 11 тыс. человек. Партия стала второй силой в шести региональных парламентах. ЛДПР, несмотря на прогнозы о ликвидации после ухода В. В. Жириновского, активно использует современные избирательные технологии, привлекает искусственный интеллект и показывает стабильные результаты, догоняя КПРФ.
На выборах в региональные парламенты партия «Справедливая Россия - Патриоты - За правду», заняв четвёртое место, получила 22 мандата. Относительным успехом партии можно считать второе место на выборах в думы столиц субъектов РФ. Всего избраны 22 депутата (12 - по партийным спискам и 10 - по одномандатным округам). Ситуация в СРПЗП схожа с КПРФ. Эсеры явно стагнируют, находясь в тени «Единой России».
ЕДГ-2024 можно считать успешным для «Новых людей». Партия взяла восемь мандатов на выборах в региональные парламенты. Плюс один мандат в Мосгордуме. В 2025 г. «Новые люди» намерены пойти на выборы в те регионы, где впервые выдвигались в 2020 году.
«Зелёные», «Партия пенсионеров» и «Гражданская платформа» прошли по спискам каждая в один региональный парламент, что в целом оставляет их на периферии политической борьбы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Авторы констатируют, что сейчас активно идёт мобилизация партийно-политических сил к выборам в Государственную Думу IX созыва, намечаемым на 2026 г. Выборы 2024 г. показали поддержку пропрезидентских сил. 15 партиям из 20 удалось зарегистрировать своих кандидатов, что говорит о поступательном развитии парто-генеза.
Проведённое исследование позволяет сделать ряд выводов в части перспектив партогенеза и коммуникативных ресурсов.
Во-первых, партийно-политический спектр, коммуникативные инструменты меняются вместе с обществом. Инерционные модели работы с избирателями, основанные на идеологии, всё больше показывают свою неэффективность. Три парламентские партии (КПРФ, ЛДПР, СРПЗП) переживают кризис и кадровый дефицит, что может стать угрозой их успеху на думских выборах IX созыва. Отметим, что в настоящий момент конкуренты оспаривают право КПРФ на второе место в российской партийно-политической системе, которое раньше было бесспорным.
Во-вторых, схема успеха политической партии по-прежнему определяется тремя факторами. Первый - наличие сети первичных организаций и устойчивой социальной базы, что характерно для «Единой России», КПРФ, «Справедливой России - Патриоты - За правду», ЛДПР. «Новым людям» ещё предстоит отладить региональные первичные структуры. Второй - наличие программы, отвечающей общественным запросам, агрегирующей и артикулирующей реальные потребности групп населения. У партий созданы платформы, с которых они обращаются к электорату. Очевидно, что политический тяжеловес в лице «Единой России» выстраивает свою «Народную программу», с которой партия шла на федеральные выборы в 2021 г., с учетом реалий ЕДГ-2024. На подходе система оценок деятельности депутатов от ЕР, которая определит критерии внутрипартийной конкуренции. Третий - наличие лидеров общественного мнения в списках партий. Трендом голосования 2024 г. стало привлечение военных, участвоваших в боевых действиях в современный период. Эта тенденция впервые проявилась в политической практике в ЕДГ-2022. В 2024 г. больше всего военнослужащих приняло участие в праймериз в Москве, Крыму, Севастополе и Туве. КПРФ выдвинула кандидатами на выборах разных уровней более 40 участников боевых действиях в современный период. Этот вектор, полагаем, будет аллоцирован и в ходе федеральной кампа-
нии 2026 г. Одновременно идёт выстраивание эффективных коммуникативных моделей общения по линии «партия - избиратель».
В-третьих, авторы предложили обновлённую модель электоральных циклов, учитывающую меняющиеся условия общественно-политического развития. История современной избирательной системы России показывает разнообразие событий и аспектов, которые необходимо учитывать. Уверенно можно выделить такие тенденции в изучении теории электоральных циклов, как учёт политико-правовых новаций в области избирательного законодательства; появление и миграция социально-экономических интересов в обществе; смена истеблишмента в государственном управлении; появление новых ведущих партийно-политических сил.
В-четвёртых, в условиях развития информационных технологий, превращения фейковых сообщений в коммуникативные инструменты реальной политики возрастает значимость противодействия и разоблачения ложной и манипулятивной информации, а также общественного контроля как способа повышения легитимности электоральных процессов в России.
Список литературы:
1. Голосов Г.В. Российская партийная система и региональная политика, 1993-2003. - СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге,
2006. 300 с. ISBN 5-94380-050-6.
2. Евдокимов, Н. А. Современные тенденции изучения политических партий и политического лидерства (по итогам VIII Всероссийского конгресса политологов РАПН) / Н. А. Евдокимов, А. М. Шаях-метов // Экономика и управление: научно-практический журнал. -2019. - № 1(145). - С. 120-124. - EDN VTRLEM.
3. Егоров К.Ю. К вопросу о роли политических партий в условиях современных трансформаций в России. М.: POLITICS. 2022. С. 22-26.
4. Зотова З.М. Политические партии и избирательный процесс. М.: РЦОИТ, 2002. 173 с. ISBN 5-93639-029-2.
5. Иванченко А.В., Любарев А.Е. Российские выборы от перестройки до суверенной демократии. 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс,
2007. 232 с. ISBN: 978-5-7567-0482-2.
6. Исаев Б.А. Теория партий и партийных систем: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2020. 361 с.
7. Коргунюк Ю.Г. Становление партийной системы в современной России. М.: Фонд ИНДЕМ, 2007. 544 с. ISBN 5-902204-23-2.
8. Лапаева В.В. Становление многопартийности в России (социально-правовой анализ) // Государство и право. 1995. № 8. С. 4-9. EDN WPOEQX.
9. Медведев Н.П. К вопросу о современных политических партиях // Вопросы политологии. Том. 14. 2024. № 2 (102). С. 768-774.
10. Мелешкина Е.Ю. Политические партии как политические институты в сравнительном ракурсе // Политическая компаративистика. Гаман-Голутвина О.В., Бусыгина И.М., Веретевская А.В., Воскресенский А.Д., Гудошников Л.М., Сергеева В.А., Ильин М.В., Кудря-шова И.В., Лунев С.И., Малинова О.Ю., Мелешкина Е.Ю., Осколков П.В., Пономарева Е.Г., Сергеев В.М., Харитонова О.Г., Хенкин С.М., Чугров С.В. Учебное издание. Под. ред. О. В. Гаман-Голутвиной. Москва. 2020. С. 265-286.
11. Никоненко, С. А. Политические партии как институт политической организации гражданского общества / С. А. Никоненко // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. -2011. - № 10(102). - С. 278-282. - EDN OIFQAL.
12. Основы теории политических партий: учеб. пособие / под. ред. С. Е. Заславского. М.: Европа, 2007. 264 с.
13. Ромашов Р. А., Виноградов О. В., Рыбкина М. В. Избирательная система России: от думских выборов 1906 г. к президентским 2024 г. // Ленинградский юридический журнал. 2024. № 1 (75). С. 174-197
14. Теория партий и партийных систем: хрестоматия / сост. Б. А. Исаев. М.: Аспект Пресс, 2008. 453 с. ISBN 978-5-7567-0506-5.
Сведения об автрах:
Назаров Иван Иванович1, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии, социологии и международных процессов, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-3233-9282,eLibrary SPlN-код: 6726-3166, AuthorlD: 626746, Research ID: AlD-7371-2022.
Никоненко Сергей Андреевич1, кандидат политических наук, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-5856-8086, eLibrary SPlN-код: 63108965, AuthorlD: 631370, Research ID: AEF-7589-2022.
1 Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина; адрес: 392036, Российская Федерация, г. Тамбов,ул. Интернациональная, 33
References:
1. Golosov, G.V. (2006) Russian party system and regional policy, 19932003. St. Petersburg: Publishing house of the European University in St. Petersburg, 300 p. ISBN 5-94380-050-6. (In Russ.).
2. Evdokimov, N.A., Shayakhmetov, A.M. (2019) Modern trends in the study of political parties and political leadership (based on the results of the VIII All-Russian Congress of Political Scientists of the Russian Academy of Political Sciences). Economy and Management: scientific and practical journal. no. 1 (145), P. 120-124. - EDN VTRLEM. (In Russ.).
3. Egorov, K.Yu. (2022) On the Role of Political Parties in the Context of Modern Transformations in Russia. Moscow: POLITICS. pp. 22-26.
4. Zotova, Z.M. (2002) Political Parties and the Electoral Process. Moscow: RCOT, 173 p. ISBN 5-93639-029-2.
5. Ivanchenko, A.V., Lyubarev, A.E. (2007) Russian Elections from Perestroika to Sovereign Democracy. 2nd ed., corrected and expanded. Moscow: Aspect Press, 232 p. ISBN: 978-5-7567-0482-2.
6. Isaev. B.A. (2020) Theory of Parties and Party Systems: a textbook for universities. 2nd ed., corrected and expanded. Moscow: Yurait, 361 p. ISBN 9785534074864.
7. Korgunyuk, Yu.G. (2007) Formation of the party system in modern Russia. Moscow: INDEM Foundation, 544 p. ISBN 5-902204-23-2.
8. Lapaeva, V.V.(1995) Formation of a multi-party system in Russia (social and legal analysis). State and Law. no. 8. pp. 4-9. EDN WPOEQX.
9. Medvedev, N.P. (2024) On the issue of modern political parties. Questions of political science. Volume. 14. no. 2 (102). pp. 768-774.
10. Meleshkina, E.Yu. (2020) Political parties as political institutions from a comparative perspective. Political comparative studies. Gaman-Golutvina O.V., Busygina I.M., Veretevskaya A.V., Voskresensky A.D., Gudoshnikov L.M., Sergeeva V.A., Ilyin M.V., Kudryashova I.V., Lunev S.I., Malinova O.Yu., Meleshkina E.Yu., Oskolkov P.V., Ponomareva E.G., Ser-geev V.M., Kharitonova O.G., Henkin S.M., Chugrov S.V. Educational edition. Under. Ed. O. V. Gaman-Golutvina. Moscow. 2020. Pp. 265-286.
11. Nikonenko, S. A. (2011) Politicheskie partii kak institut politich-eskoi organizatsii grazhdanskogo obshchestva.Vestnik Tambovskogo uni-versiteta. Seriia: Gumanitarnye nauki. no. 10(102). p. 278-282. - EDN OIFQAL.(In Russ.).
12. Fundamentals of the theory of political parties: textbook. ed. S. E. Zas-lavsky. M.: Evropa, 2007. 264 p. ISBN 978-5-9739-0099-1. (In Russ.).
13. Romashov, R. A., Vinogradov, O. V., Rybkina, M. V. (2024) Electoral system of Russia: from the Duma elections of 1906 to the presidential elections of 2024. Leningrad Law Journal. no. 1 (75). p. 174-197 (In Russ.).
14. Theory of parties and party systems: anthology / compiled by B. A. Isaev. Moscow: Aspect Press, 2008. 453 p. ISBN 978-5-7567-0506-5. (In Russ.).
The autors:
Ivan I. Nazarov1, Candidate of Political Sciences, Associate Professor of the Department of Political Science, Sociology and International, Processes, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-3233-9282,eLibrary SPIN-код: 6726-3166, AuthorlD: 626746,Research ID: AID-7371-2022.
Sergey A. Nikonenko 1, Candidate of Political Sciences, Associate Professor of the Department of Journalism, Advertising and Public Relations, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-5856-8086,eLibrary SPIN-код: 6310-8965, AuthorID: 631370,Research ID: AEF-7589-2022.
1Tambov State University named after G.R. Derzhavin (Russian Federation, Tambov)
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Вклад авторов: все авторы внесли существенный вклад в проведение исследования и написание статьи, Все авторы - утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
The authors declare no conflict of interest.
Authors' contribution: all authors made an equal contribution to the research and writing of the article. All authors - approval of the final version of the article, responsibility for the integrity of all parts of the article.
© Назаров И.И., Никоненко С.А.,2024 г