Communicative development of elementary school learners by means of problem-solving situations Golomolzina E.
Коммуникативное развитие младших школьников посредством проблемных ситуаций Голомолзина Е. Ю.
Голомолзина Екатерина Юрьевна / Golomolzina Ekaterina - магистрант, кафедра раннего изучения иностранных языков, Институт иностранных языков, Московский городской педагогический университет, г. Москва
Аннотация: в статье раскрывается эффективность использования проблемных ситуаций на уроках иностранного языка (английского языка) с целью коммуникативного развития младших школьников. Abstract: the article discloses the effectiveness of using problem-solving situations at the foreign language lessons (English) to develop communicative skills of young learners.
Ключевые слова: начальная школа, младшие школьники, коммуникативное развитие, проблемные ситуации, английский язык, межкультурное и межличностное общение.
Keywords: elementary school, elementary school learners, communicative development, problem-solving situations, English language, intercultural and interpersonal communicating.
«Хорошо выраженная мысль звучит умно на всех языках»
Д. Драйден
Изменения в нашей стране, переосмысление ценностей и формирование новых, актуализуют значимость личности. Особое значение приобретают взаимоотношения людей, способ взаимодействия и форма выражения отношений в обществе.
Иностранный язык обладает большим потенциалом развития коммуникативных способностей младших школьников естественным путем, используя проблемные ситуации. Тем самым ученики включаются в процесс коммуникации непринужденно и сами того не замечая. У учащихся появляется интенция и желание общаться на иностранном языке, не получая при этом знания в готовом виде.
Как определили еще 1980 году Canale и Swan, коммуникативная сторона включает в себя грамматическую, социолингвистическую, дискурсивную и стратегическую компетенции [8, с. 2]. Проблемные ситуации способны развивать вышеперечисленные компетенции одновременно.
В процессе развития коммуникативной стороны детей, при обучении иностранному языку на основе создания проблемных ситуаций, необходимо учитывать личностно-деятельностный подход (Зимняя И. А.), который предполагает, как считает Шкрабалюк И. В., учитель начальных классов, «воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты», в обучении иностранным языкам. Также личностно-деятельностный подход отвечает тенденциям современной парадигмы в образовании - личностно ориентированной, ставя в центр обучения самого обучающегося, его мотивы и цели [1].
Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса. Она будет возможна при наличии речемыслительной активности учащихся, которая главным образом характеризует деятельность младшего школьника [2].
Обязательным требованием ФГОС НОО является формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Формирование коммуникативных УУД является приоритетной целью в обучении английскому языку [7]. Стандарт предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур и уважения многонационального общества, т.е. учащимся необходимо уметь общаться, слушать собеседника и вести диалог.
Согласно ФГОС НОО элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной формах.
Для реализации практических целей обучения английскому языку, необходимо создать условия для активного речевого взаимодействия обучаемых друг с другом и активизации их речемыслительной деятельности [6].
Е. С. Полат определяет проблемную ситуацию как «совокупность условий (речевых и неречевых), необходимых для возникновения проблемы и стимулирующих обучающихся на решение проблемной задачи». Определены компоненты проблемной ситуации: проблема в виде речемыслительной задачи,
имеющей практическое или теоретическое значение; процесс решения; субъект (обучаемого), осуществляющий этот процесс; потребность и возможность обучаемого решить проблемную задачу. Е. И. Пассов рассматривал «конфликт» в качестве движущей силы развития речевого действия.
Проблемная направленность обучения в русле личностно-деятельностного и коммуникативного (Пассов Е. И.) подходов предполагает умение вести диалог на разных уровнях. Если возникает проблемная ситуация, возникает потребность искать способы выхода из неё. Решение проблемных задач в ходе коллективного обсуждения является одним из наиболее естественных и эффективных способов коммуникативного развития учащихся [5].
Важно, что в процессе использования проблемных ситуаций на уроках иностранного языка, учитель выступает в роли помощника, тьютора, советчика, т.е. фасилитатора (Ромашина С. Я.), ценность которого заключается «в его таланте быть, а не казаться реальным помощником, используя свой человеческий потенциал и профессиональный опыт». Младшие школьники ощущают собственную ценность и важность, осознают, что они являются главным субъектом на уроке, тем самым, учитель дает возможность понять ученикам, что они - лидеры. Следовательно, мы избегаем догматизма, где центральной фигурой становится учитель [4, с.4].
«Психическое, особенно интеллектуальное, развитие человека осуществляется только в условиях преодоления «препятствий», интеллектуальных трудностей. Нужда, потребность - главный источник психического развития человека» [6, с.320].
Для того чтобы успешно использовать проблемные ситуации на уроках иностранного языка, необходимо учитывать возрастные, психологические, психические особенности учащихся; важно правильно подбирать средства создания проблемных ситуаций и выбирать наиболее актуальные; исключительное значение имеет личность педагога и его мастерство. Огромную роль играет выбор УМК, содержащий задания, которые обладают потенциалом инициирования проблемных ситуаций. На мой взгляд, учебно-методический комплекс З. Н. Никитенко «English», одной из главных целей которого является пробудить интерес детей к новому языку и общению на этом языке. УМК учитывает психолингвистические закономерности овладения детьми языком и формирует у младших школьников способность к творческой речи на английском языке. Данный УМК отвечает запросам социума и требованиям ФГОС НОО [7]:
1. приоритет развития личности ученика, его творческого мышления, внимания, воображения;
2. дети овладевают языком осознанно, а не на основе имитации — ученики всегда понимают, что и зачем они делают;
3. происходит формирование способности к общению на английском языке в рамках диалога культур;
4. создаются мотивы всех речевых и неречевых действий детей.
В заключение отмечу, что технология использования проблемных ситуаций на уроках позволяет ученикам использовать собственный опыт, опираться на него, интегрировать знания других предметов, - это делает процесс обучения иностранному языку легче и интереснее. Появляется естественная потребность решить проблему, используя при этом иностранный язык. Проблемные ситуации способствует развитию способности к прогнозированию и творческого воображения учащихся.
Необходимо методически грамотно подходить к выбору заданий проблемного характера: учитывать уровень владения языком, возраст и психологические особенности младших школьников.
Таким образом, использование проблемных ситуаций на уроках иностранного языка являются средством развития коммуникативной компетенции младших школьников и способны придать речи обучающихся характер естественной речевой коммуникации.
Литература
1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. С. 384.
2. Иванова Н. В. Методика драматизации сказки как средство развития коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку.: Дисс. ... канд. пед. наук. Москва, 2007. С. 18.
3. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991. С. 223.
4. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: Коллективная монография: в 3 кн. под ред. Е. В. Ковалевской. Нижневартовск: Издательство Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. С. 301.
5. Ромашина С. .Я.Личностно-профессиональный портрет личности педагога-фасилитатора. [Электронный ресурс]: С. Я. Ромашина, А. А. Майер // Педагогические науки: Проблемы подготовки специалистов, 2003. URL: http://www.rusnauka.com/29_NIOXXI_2012/Pedagogica/2_118 735.doc.htm. (дата обращения: 6.04.2016).
6. Соболева А. В. Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении устно-речевому иноязычному общению // Молодой ученый. 2009. № 11. С 320-323.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]: URL: М1р://минобрнауки.рф/1оситеПз/922. (дата обращения: 28.03.2016).
8. Marianne Celce Murcia Communicative Competence: A Pedagogically Motivated Model with Content Specifications. Los-Angeles: University of California, 1995. P. 35.
^a^d^nstics of quality management model of preschool educational institution
Bender A.
Характеристики модели управления качеством дошкольного образовательного учреждения Бендер А. Л.
Бендер Анна Леонидовна / Bender Anna — студент, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал), Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, г. Ялта, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад "Розочка", с. Крымская Роза, Белогорский район, Республика Крым
Аннотация: в данной статье предлагается один из путей решения поставленной задачи. Рассматривается проблема «управление качеством образования в дошкольном учреждении». Abstract: this article suggests one way to solve this problem. The problem of «quality management éducation in preschool» is considered.
Ключевые слова: управление качеством, комплексная оценка, стимулирование сотрудников, многокритериальные задачи.
Keywords: quality Management, Complex comments, staff incentives, multicriteria problem. Введение
Образование - общественная проблема, решаемая на уровне государства. Качественное образование - должно стать основой современной России. В Крыму в ДОУ сегодня кардинально поменялись приоритеты, на основе которых проектируется процесс воспитания и обучения дошкольника [4].
Качественное образование — это не только соответствие ФГОС, но и благополучное функционирование ДОУ, а также напряженная работа каждого педагога и заведующего в направлении обеспечения развития.
Управление качественным образованием — алгоритм манипуляций, направленные на улучшение, оперативный и плановый контроль качества образования. Улучшение качества — процесс и результат приближения имеющихся параметров образовательной деятельности к целям и задачам.
Формулировка цели статьи. Выявить сущностные характеристики модели управления качеством дошкольного образовательного учреждения, определить роль управления качеством в развитии системы образования.
Изложение основного материала статьи.
Предложенная модель воздействий управления качеством по достижению поставленных целей, четко формируя задачи, мотивируя работников образовательной организации, поддерживая профессионализм и ставя перед необходимостью к самоанализу и самоусовершенствованию. Управление качеством, позволяет сформулировать долгосрочные взгляды вперед и способствовать качественным изменениям в прогрессе ДОУ.
Предлагаем проверить эффективность управления дошкольным образовательным учреждением на основе реализации и апробации модели эффективного управления ДОУ. Создавая модель эффективного управления, разрабатываем критерии и показатели, характеризующие уровень эффективности управления ДОУ. Модель управления качеством образования включает цели, содержание, организацию, педагогические подходы. Однако для внедрения данной модели в ДОУ необходимо дополнить ее системным и процессным подходами в управлении.