Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ'

КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативное пространство / дистанционное обучение / онлайн-коммуникации / очное обучение / студенты и преподаватели / communicative space / distance learning / online communication / face-to-face training / students and teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Н.В.

Статья посвящена изучению специфики организации дистанционного обучения в вузе, созданию коммуникативного онлайн-пространства. Развитие цифровой экономики, пандемия вызвали изменения в образовании, в том числе и в высшей школе. Вынужденный переход на дистанционную форму позволил выявить специфику организации онлайн-образования. Совершенствование и трансформация коммуникативного пространства происходит за счет активного освоения информационных коммуникационных технологий. Анализ научных исследований позволяет определить некоторые положительные и отрицательные стороны дистанционного получения знаний и формирования профессиональных компетенций студентов, выделить необходимость исследования смешанной формы с сочетанием онлайн и офлайн форм обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMMUNICATIVE SPACE OF DISTANCE LEARNING AT THE UNIVERSITY: PROS AND CONS

The article is devoted to the study of the specifics of the organization of distance learning at a university, the creation of a communicative online space. The development of the digital economy and the pandemic have caused changes in education, including in higher education. The forced transition to a remote form allowed us to identify the specifics of the organization of online education. The improvement and transformation of the communicative space is due to the active development of information and communication technologies. The analysis of scientific research allows us to identify some positive and negative aspects of distance learning and the formation of professional competencies of students, to highlight the need for mixed-form research with a combination of online and offline forms of education.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ»

КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Лебедева Н.В.(Москва, МГЛУ) Lebedeva1512@yandex.ru

Аннотация: статья посвящена изучению специфики организации дистанционного обучения в вузе, созданию коммуникативного онлайн-пространства. Развитие цифровой экономики, пандемия вызвали изменения в образовании, в том числе и в высшей школе. Вынужденный переход на дистанционную форму позволил выявить специфику организации онлайн-образования. Совершенствование и трансформация коммуникативного пространства происходит за счет активного освоения информационных коммуникационных технологий. Анализ научных исследований позволяет определить некоторые положительные и отрицательные стороны дистанционного получения знаний и формирования профессиональных компетенций студентов, выделить необходимость исследования смешанной формы с сочетанием онлайн- и офлайн форм обучения.

Ключевые слова: коммуникативное пространство, дистанционное обучение, он-лайн-коммуникации, очное обучение, студенты и преподаватели.

THE COMMUNICATIVE SPACE OF DISTANCE LEARNING AT THE UNIVERSITY: PROS AND CONS Lebedeva N. V. (Moscow, MGLU) Lebedeva1512@yandex.ru

Abstracht: the article is devoted to the study of the specifics of the organization of distance learning at a university, the creation of a communicative online space. The development of the digital economy and the pandemic have caused changes in education, including in higher education. The forced transition to a remote form allowed us to identify the specifics of the organization of online education. The improvement and transformation of the communicative space is due to the active development of information and communication technologies. The analysis of scientific research allows us to identify some positive and negative aspects of distance learning and the formation of professional competencies of students, to highlight the need for mixed-form research with a combination of online and offline forms of education.

Keywords: communicative space, distance learning, online communication, face-to-face training, students and teachers

Стремительное развитие мирового информационного пространства, связанного с внедрением инновационных информационных технологий и сложившейся эпидемиологической обстановкой, трансформирует способы взаимодействия индивидов между собой, приводит к глубоким изменениям в фундаментальных общественных институтах, в том числе в системе высшего образования.

Связь образовательного процесса и коммуникации неоднократно подчеркивалась в работах Л.В. Занкова, И.Я. Лернера и др. Обучение рассматривается как организованный процесс общения учеными В.К. Дьяченко, Н.Д. Никадровым и др. А.В. Мудрик, В.А. Сла-стенин отмечают единство познания и общения в обучении (Висторобская, 2017).

Коммуникативное пространство является одной из основных составляющих образовательного пространства, обеспечивая передачу информации, социально-перцептивные и интерактивные процессы между субъектами коммуникаций - студентами и преподавателями.

Понятие коммуникативного пространства носит обобщенный характер и может быть использовано для анализа процесса коммуникаций в условиях дистанционного обучения при пандемии. От того каким образом организовано коммуникативное простран-

ство во многом зависит эффективность образовательного процесса в дистанционном формате. Отсутствие конструктивной коммуникации в режиме диалога при использовании дистанционных технологий обусловливает у студентов сложности в усвоения знаний (Авдеева, 2021).

Вынужденный переход на онлайн-технологии проведения занятий в вузах вызвал дискуссию, в том числе негативного характера.

Дистанционное обучение в мире развивается на протяжении нескольких столетий. В Швеции еще в 1833 г. предлагалось получить знания посредством почты. В Англии в 1840 г. предлагалось обучать стенографическим навыкам через почтовую переписку. Проверка навыков осуществлялась тестированием. В США в конце 40-х гг. XX в. Активно использовались возможности радио, что способствовало продвижению американского образования на 20 лет вперед. Активное использование обучения на расстоянии связано с развитием спутниковых технологий в начале 60-х гг. XX в. В 1980 г. данная технология стала экономически эффективной и развивалось обучение посредством спутниковой связи. В 1987 г. в США появилась Американская ассоциация дистанционного обучения, ориентированная на людей с физическими недостатками. В начале 1990-х гг. развитие волоконно-оптической связи дало возможность расширить дистанционное обучение до двухстороннего, высококачественного аудио-и видеообмена(Файзализода, 2016).

В настоящее время бурное развитие массовых онлайн-курсов, общедоступных образовательных интернет-платформ преобразовало дистанционное обучение в международную индустрию.

Сегодня исследователи отмечают как преимущества дистанционного формата обучения, так и недостатки. К положительным эффектам относят гибкий график обучения, непрерывность, модульность, возможность экономии средств и времени на дорогу до места обучения. Студент может самостоятельно выбирать и определять собственную образовательную траекторию. Многие обучающиеся отмечают, что чувствуют себя более уверенно в общении с преподавателем, так как обучение проходит в привычной для них обстановке. Онлайн-коммуникации позволяют вузам охватить более широкую аудиторию, независимо от места нахождения студента.

Необходимо отметить, что «вынужденное» освоение информационного образовательного пространства диктует необходимость развития таких качеств как самоорганизация, самостоятельность, ответственность за собственное образование, одновременно это и предоставляет возможность профессионального и личностного развития и саморазвития, как для студентов, так и для преподавателей. Данные условия позволяют формировать способность и готовность к самопознанию, самовыражению, открытости новому опыту, умению работать с информацией.

Однако, несмотря на преимущества дистанционного образования, существует и ряд проблем, одна из которых: студенты - это представители нового поколения, уже обладающие цифровым мышлением и компетенциями, а обучающие - это в большинстве своем представители другого поколения, которые вынуждены адаптироваться к цифровой среде.

Главным недостатком онлайн-коммуникации выступает отсутствие непосредственного контакта преподавателя со студентами, а также студентов друг с другом, обмена энергетикой, невозможностью трансляции социально-эмоциональных компетенций. Личность преподавателя, его харизму, энергию сложно передавать в онлайн-пространстве, а ведь именно это и является одним из ценных составляющих образования (Черкасова, 2021).

К недостаткам современного онлайн-образования стоит отнести и дублирование традиционных методик преподавания, тогда как новый канал передачи информации требует иного подхода.

Согласно исследованию В.Ф. Габдулхакова и А.Ф. Зиннуровой, «опыт дистанционного взаимодействия в марте-октябре 2020 г. показал, что на дистанционных занятиях существенно снизились факторы педагогического сотрудничества, креативности, про-

блемности, дискуссионности, творческой направленности (преобладал объяснительно-иллюстративный и регламентирующий формат общения), а значит необходимы технологии активизации когнитивных функций обучаемых (интеллекта, памяти, мышления, речи и т.д.)» (Габдулхаков, 2020).

Результаты опросов, проведенных РАНХиГС по итогам завершения 2019-2020 учебного года, когда российские вузы вынуждены были перейти в дистанционный формат обучения, демонстрируют, что мнения опрошенных преподавателей и студентов относительно эффектов данного обучения разделились. Неудобной данную форму назвали 47,7% студентов и 53,8% преподавателей (Шамахов, 2020). 35,8% студентов полагают, что он-лайн-режим неудобен для преподавателей. Очный формат признали лучшим, чем дистанционный, 88% преподавателей, а улучшением качества обучения отметили только 15% (Цыгалов, 2020).

Необходимо обратить внимание и скрытые угрозы и риски, которые в настоящее время в российской практике пока не исследованы. Полезными для оценки последствий дистанционного обучения являются материалы М.А. Кириченко (Кириченко, 2020), демонстрирующие результаты удаленного обучения в Японии. Сегодня Япония имеет целью развивать «образование, которое воспитывает способность жить, но не является ни комфортным, ни насаждающим знания». При этом отмечается рост числа учеников с низкой успеваемостью, снижение уровня знаний, ухудшение ментального состояния обучающихся. Увеличивается время, проводимое обучающимися за компьютерными играми (более 3 часов в день), нарастают социальные проблемы. Все перечисленные проблемы характерны и для российского дистанционного образования.

В дистанционном формате процесс коммуникации носит опосредованный характер, при этом его сложнее организовывать, контролировать, и преподавателям труднее удержать внимание студентов. В коммуникативном пространстве дистанционного обучения труднее формируются социальные связи между студентами и преподавателями.

Для успешной организации коммуникативного пространства при использовании дистанционного обучения значение имеют и коммуникативные компетенции преподавателя. Мотивирование студентов, их вовлеченность в образовательный процесс зависит от эмпатии преподавателя, его коммуникативных навыков, владения технологиями интернет-общения. Для эффективности усвоения материала студентами в условиях дистанционного обучения значимым является и готовность преподавателя пробовать новые методы и формы работы онлайн, не ограничиваясь только почтовыми сервисами (Авдеева, 2021).

Сегодня многие передовые университеты рассматривают студентов как партнеров или соавторов в образовательном процессе: предоставляют им возможность участвовать при формировании учебного плана; реализуют программы взаимного обучения или проводят учебные занятия, на которых мотивируют активность студентов. Ключевыми становятся принципы андрагогики, когда партнерское взаимодействие составляет основу коммуникаций (Лебедева, 2018).

Анализируя исследования ученых по вопросам эффектов и рисков дистанционного обучения, следует отметить, что наиболее результативным является смешанный форма обучения. Потенциал синтеза «классических» аудиторных форм преподавания и дистанционных форм приобретения знаний еще предстоит исследовать, однако, уже в настоящее время данный формат смешанного обучения демонстрирует адекватность его применения.

Литература

1. Авдеева А.П., Сафонова Ю.А. Коммуникативное пространство дистанционного обучения студентов вуза //Вестник университета. 2021. № 3. С. 162-167.

2. Висторобская В.Д. К вопросу об учебной коммуникации в педагогическом взаимодействии участников образовательного процесса// Молодой ученый. 2017. № 15(149). С. 556-560. URL: https://moluch/ru/archve/149/42061/ (дата обращения: 11.08.2021).

3. Габдулхаков В.Ф. О педагогических детерминантах повышения эффективности высшего профессионального образования в условиях пандемии коронавируса / В.Ф. Габдулхаков, А.Ф. Зиннурова // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. URL:https://science-education.ru/ru/article/view?id=30250 (дата обращения: 11.08.2021).

4. Кириченко М.А. Японское образование: дистанционное обучение и другие вызовы современности// Восточная Азия: факты и аналитика. 2020. № 2. С. 51-65.

5. Лебедева Н.В. Диверсификация моделей обучения специалистов социальной сферы в условиях дополнительного профессионального образования на основе андрагоги-ческого подхода: автореф.дис. ... д-ра пед. наук. Ульяновск, 2018. 50 с.

6. Файзализода Б.Ф. История развития дистанционного обучения и современные направления в образовании// Вестник Таджикского национального университета. 2019. № 6. С. 196-203.

7. Цыгалов Ю.М. Эффекты и риски дистанционного образования в высшей школе// Управленческое консультирование. 2020. № 10. С. 61-73.

8. Черкасова В.Ю. Онлайн-коммуникация преподавателей и студентов в системе высшего образования: проблемы и перспективы// Педагогическое образование в России. 2021. № 21. С. 132-143.

9. Шамахов В.А. Старые вызовы новых форм обучения: Уроки первой половины 2020 года// Управленческое консультирование. 2020. № 6. С. 8-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.