КОММУНИКАТИВНОЕ ПИСЬМО КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКАМ
COMMUNICATIVE WRITING AS MEANS OF TEACHING LANGUAGES
Ф. А. Теучеж
В статье рассмотрены основы формирования коммуникативного письма как вида речевой деятельности. Основной дидактической единицей при обучении письму является текст, обеспечивающий синтаксическую основу изучения всех явлений языка и речи.
Ключевые слова: язык, речь, текст, речевая деятельность, коммуникативное письмо.
Формирование и совершенствование коммуникативно-речевых умений в письменной речи -это одно из важнейших условий языкового поликультурного образования. Несмотря на это письмо долгое время выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, как средство, позволяющее обучающимся лишь усвоить программный языковой материал, и средство контроля сформированности речевых навыков и умений обучаемых.
В настоящее время отношение к письму изменилось, и развитие коммуникативно-речевых умений в письменной речи как цель обучения присутствует на всех этапах языкового образования.
Возрастание роли письма в учебном процессе связано с выделением такого подхода к языковым явлениям, при котором лингвистические единицы рассматриваются в плане их взаимной связи, контекстуальной обусловленности и текстообразующей специфики. Единицей, которая объединяет все элементы языка в определенную стройную систему, является текст, основная единица речи, высшая единица синтаксического уровня [1, с. 266].
Выбор текста в качестве дидактической единицы, обеспечивающей синтаксическую основу изучения всех явлений языка и речи, требует рассмотрения круга вопросов, связанных с характеристикой текста, его признаках.
В лингвистике текста различаются два основных объекта: 1) макротекст - текст в широком смысле этого слова - законченное произведение, подчиняющееся определенным законам строения и характеризующееся определенным набором специфических текстовых признаков -категорий (И. Р. Гальперин); 2) микротекст - текст в узком смысле слова, - когда предметом изучения становится сверхфразовое единство (Н. Д. Зарубина, О. И. Москаль-ская, Г. Я. Солганик) [2, с. 406].
Микротексты - это синтаксические единицы, они относятся к синтаксическим явлениям. Макротексты - понятие, которое не поддается определению в рамках грамматики. Как представляется, такое выделение микро- и макротекстов еще раз подтверждает положение о том, что
F. A. Teuchezh
The article covers the basics of communicative writing as a kind of speech activity. A text is the main didactic unit in writing training that provides a syntactic basis for the studying of all the phenomena of language and speech.
Keywords: language, speech, text, speech activity, communicative writing.
текст является синтаксической структурой, что позволяет его считать единицей языка и речевым произведением.
Важным моментом для нашего исследования является тот факт, что микротексты легко моделируются. Объяснить модель микроструктуры можно правилами грамматики. Все это позволяет рассмотреть (проанализировать) микроструктуру текста, абстрагируясь от условий коммуникации, что имеет значение для формирования у обучающихся коммуникативно-речевых умений. В основе создания и анализа макротекстов лежат закономерности обусловленные коммуникативными принципами, которые зависят от конкретной деятельностной ситуации.
Микротексты и макротексты обладают всеми признаками и категориями единого текста-произведения. Более того, макротекст - это всегда совокупность микротекстов, расположенных в виде иерархически организованной линейной последовательности.
Общепринятыми признаками текста лингвисты признают целостность и связность текста (И. Р. Гальперин, О. И. Москальская), считая другие признаки текста либо само собой разумеющимися (информативность, ситуативность, интенциональность), либо необязательными (интертекстуальность - соотнесенность текста с другими текстами).
Целостность и связность текста обеспечиваются целым рядом лексико-грамматических и синтаксических средств. Семантическая целостность текста обеспечивается единой темой, являющейся смысловым ядром текста. Коммуникативная целостность текста проявляется в том, что все предложения в тексте в коммуникативном плане опираются друг на друга, образуя темарематические цепочки. Структурная целостность текста заключается в наличии так называемых сигналов связи между предложениями, которыми могут быть местоимения и местоименные наречия, форма артикля (определенный/неопределенный), употребление времен и т. д. [3, с. 110].
По утверждению О. И. Москальской, текст как продукт письма обладает следующими особенностями: 1) композиционно-структурной завершенностью и логико-смысловой структурой; 2) единством начала, централь-
ного коммуникативного блока и заключительной части; 3) соотнесенностью заголовка с содержанием; 4) индуктивной или дедуктивной формой изложения, которая облегчает вероятностное прогнозирование самого пишущего и реципиента; 5) предметным содержанием; 6) коммуникативными качествами; 7) монообъектными или полиобъектными связями [3, с. 154].
Текст реализует определенную коммуникативную интенцию (намерение, задачу): 1) сообщить, констатировать (описание); 2) рассказать, изобразить (повествование); 3) сравнить, резюмировать, обобщить (определение, объяснение); 4) обосновать, доказать, опровергнуть, разоблачить (аргументация, рассуждение); 5) побудить, просить, приказать (инструктаж) [4, с. 77].
Смысловая связь между предложениями в тексте обеспечивается соответствующими лексико-грамматическими средствами. Чаще всего предложения в тексте связываются цепной или параллельной связью. Цепная связь реализуется посредством повторения в том или ином виде какого-либо члена предыдущего предложения, развертывания части его структуры в последующем предложении. Повтор в данном случае выражает структурную соотнесенность предложений, их теснейшую связь [5, с. 230].
Каждый из названных видов связи реализуется с помощью соответствующих средств языка. Так, для соединения частей текста, групп предложений используются союзы, частицы, вводные слова, вопросительные предложения и др. «Для реализации цепной связи между отдельными предложениями в ССЦ (СФЕ) применяются синтаксические повторы, синонимы, местоимения, слова с временным и пространственным значением и т.п. Для осуществления параллельной связи уместно такое средство, как параллелизм построения предложений, выражающийся в использовании глаголов с единым временным планом, одинакового порядка слов и т. п.» [5, с. 237]. Сущность синтаксического параллелизма заключается в повторении одной и той же синтаксической модели предложений и симметричности расположения основных членов предложения.
Таким образом, текст обладает определенной структурой, выражающейся во взаимосвязи отдельных предложений и частей текста. Всякий текст имеет соответствующую композиционную оформленность. Это характерно не только для законченных речевых произведений (макротекстов), но и для ССЦ (микротекстов). Как уже было отмечено ранее, композиция макротекста представлена иерархически организованной последовательностью микротекстов, обусловленной типом речи, жанром произведения и пр. Структура микротекста также поддается моделированию, однако его классической формой признан монотематичный трехчастный абзац, состоящий из зачина, основной (средней) части и концовки.
Вопрос о роли зачина текста и способах его выражения - один из актуальных вопросов современной филологии, являющийся не менее важным и для методики обучения коммуникативному письму.
Несмотря на разницу в подходах исследователей, основной функцией зачина текста признана моделирую-
щая функция, в соответствии с которой начало текста предопределяет не только его содержание, но и тип речи и стиль изложения. С синтаксической точки зрения, зачин - обычно наиболее самостоятельное предложение, которое для многих текстов является смысловым и синтаксическим центром, организующим текст [5, с. 229].
Роль зачина текста может выполнять как одно предложение, так и группа предложений. С точки зрения структуры, предложение, выступающее в роли зачина, должно являться независимым от контекста коммуникативно-сильным, или автосемантичным, предложением, не содержащим в себе значений координации, инкомпле-тивности, инверсионности и прономинальности, в которых реализуется текстовая категория последовательности; его содержание должно быть понятно без обращения к соседним высказываниям.
Существенным моментом является мысль о том, что «идеальное» начальное предложение текста должно быть двусоставным, причем желательно, чтобы грамматическая основа предложения образовывала актуально нечленимое ядро: препозиция сказуемого по отношению к подлежащему. Предложение-зачин должно содержать в себе детерминирующий член - обстоятельство времени или места, который предшествует грамматической основе или находится в интерпозиции, например: На свете есть разные люди. Ночью выпал снег.
В качестве сказуемых в предложениях-зачинах могут выступать глаголы со значением бытия, появления (быть, существовать, жить, появляться, рождаться и т. д.) или означающих нахождение героя в определенном месте, его вхождение в область реального мира, обозначенную детерминантом, вхождение в поле восприятия повествователя, а также способы существования, проявления героев.
Основная (средняя) часть текста содержит развитие темы, намеченной зачином. Это группа предложений, соединенных с зачином и между собой цепной, параллельной или присоединительной связью. Важнейшим признаком синтаксической связи между частями текста является модальность, то есть указание словами, определенными формами грамматики на отношение к действительности. В качестве средств выражения модальности для оформления переходов от начала к развитию и завершению мысли используются личные местоимения (я, мы, они), личные глаголы, модальные частицы и слова. В текстах-повествованиях переход от зачина часто осуществляется словом когда, обозначающим завязку действия, указывающим на быстротечность события, происшедшего в прошлом. Такими же свойствами обладают слова вдруг, внезапно и другие [5, с. 229].
Современная теория текста располагает сведениями о функциях концовок, их типах, структуре, элементах и приемах сопряжения с основной частью высказывания. Выделяются следующие функциональные типы концовок: 1) концовка как формальный «завершитель» внутренней незавершенности; 2) финал-обобщение; 3) финал-оценка; 4) «ложный конец», когда текст замыкается, например,
описанием природы (то есть переключается с одной картины на другую, как, например, смена повествовательного описания оценочным).
Помимо перечисленных функциональных типов концовок, в современных исследованиях текста также выделяются концовка - проблемный вопрос, концовка - риторический вопрос, концовка - прогноз.
Несмотря на объективно существующую функциональную разницу между зачинами и концовками, и начальные, и конечные предложения во многом сходны между собой по значению и структуре: зачины и концовки текста представляют собой устойчивые структурно-семантические модели предложений. Это объясняется общей организующей ролью начальных и конечных предложений в определении границ ССЦ как смыслового целого.
Подводя итог, отметим, что обучение коммуникативному письму зависит от: 1) правильного определения основополагающих лингвистических понятий; 2) анализа языковых единиц, их грамматических особенностей, способствующих не только взаимосвязи изучения единиц
языка разных уровней, но и позволяющих дать характеристику тексту, его признакам; 3) последовательной подачи материала.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Филиппов К. А. Лингвистика текста. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 336 с.
2. Уракова Ф.К. Текст как средство обучения русскому языку в национальной школе // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2008. № 53. С. 406-411.
3. Москальская О. И. Проблемы системного описания синтаксиса. М.: Высш. шк., 1981. 154 с.
4. Валгина Н. С. Теория текста: учеб. пособие. М.: Логос, 2004. 280 с.
5. Уракова Ф. К. Сквозные и опорные понятия, способствующие обучению построению текста // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология. 2007. № 3. С. 229-237.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-СОСТЯЗАТЕЛЬНАЯ ИГРА КАК ФОРМА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
COGNITIVE-COMPETING GAME AS THE FORM OF STUDENTS' CREATIVE WORK
Г. С. Климова, Н. В. Малинин, Е. А. Светова
Данная статья рассматривает возможности использования такой формы внеаудиторной работы, как познавательно-состязательная игра в рамках компетентностной модели обучения. Авторы полагают, что такая форма образовательного процесса позволяет решить целый комплекс задач, стоящих перед преподавателем, реализующим государственные стандарты третьего поколения. В статье приведены варианты заданий и организационные рекомендации для проведения игры (на основе междисциплинарного синтеза истории и английского языка).
G. S. Klimova, N. V. Malinin, E. A. Svetova
This article examines the opportunities of such form of the extracurricular work as cognitive-competing game within the competence-based education. The authors consider that this form of the educational process can solve the complex of problems arising in front of the teacher working with the third-generation state standards. The article includes variants of tasks and recommendations for the game holding (on the basement of interdisciplinary synthesis of History and English).
Ключевые слова: познавательно-состязательная игра, компетентностная модель обучения, творческая работа, внеаудиторная работа.
Keywords: cognitive-competing game, competence-based education model, creative work, extracurricular work.
В быстро меняющемся мире XXI в., как признают мировые специалисты в области образования, традиционная модель обучения, основанная на академических принципах и отвечающая запросам индустриального общества, все чаще не соответствует по-
требностям современной общественной жизни. Подспудно главной целью образования считается экономическое назначение: снабжать студентов необходимыми навыками, которые помогут им зарабатывать на жизнь. Отсюда - характерное стремление к более высокому