деятельности выступают важным компонентом профессиональной направленности и выступают самостоятельной проблемой нашего исследования.
Профессиональное воспитание студентов решает ряд задач - «...усиление профессиональной направленности среды вуза, формирование ценностей и идеалов будущих специалистов. Обогащение нравственно-эстетического кругозора студентов, их духовных потребностей и интересов и др.» [2, с. 97]. Очевидно, что ценностные представления личности о профессиональной деятельности - это переживание индивидуальных состояний в тот или иной период жизни, которые интегрируются с той или иной профессией. Воспитание позволяет корректировать неправильно интерпретированный индивидуальный опыт, впечатления и пр. «Однако, если воспитание не привносит в человеческие чувства и влечения эстетическую утонченность, изящность, одухотворенность, то они становятся отправной точкой для самых разрушительных и самоуничтожающих деяний личности. Гарантией против этого саморазрушения, грубых и необдуманных действий могут быть только хороший вкус, чистота помыслов, высота и благородство поступков. Они коррелируют с главным, что определяет содержание и характер отношений человека с внешним миром, с его ценностными ориентациями и идеалами» [2, с. 84-85]. Авторы подчеркивают главную идею, которая определяет важность и смысл представлений личности о будущей профессиональной деятельности - ценности личности. «Если в сферу личностно-значимых ориентаций будущего профессионала попали профессиональные ценности и идеалы, студент неизбежно должен соотносить с ними свои
Библиографический список
действия, «просчитывая» возможные их последствия, прогнозируя их и возможный результат» [2, с. 85]. Несомненно, что в процессе профессионального обучения студент должен осваивать «нравственный кодекс педагога-психолога», в который включаются психолого-педагогическая культура, этические аспекты деятельности, умения эмпатийного взаимодействия, человеколюбие. Кроме этого, следует сказать и о личностных качествах будущего специалиста - его эмпатии, толерантности, доброте.
Таким образом, в процессе профессиональной подготовки у студентов педагогов-психологов важным условием выступает воспитание у личности реалистического отношения к выбранной специальности и целенаправленное формирование системы значимых ценностных представлений о ней в виде образа, опыта и действия. Ценностные представления о профессиональной деятельности формируются в процессе внутреннего осознания личностью ответственного отношения к проблемам другого человека.
Изучение целей подготовки студентов в вузе позволяет подчеркнуть необходимость профессионального воспитания как деятельности по целенаправленному формированию ценностных представлений личности о будущей специальности через различные формы социально-психологического тренинга, в процессе специально организованной деятельности. Отсюда выявленные противоречия и способы их разрешения позволяют утверждать мысль о необходимости формирования ценностных представлений о профессии на протяжении всего времени обучения студента в вузе.
1. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 2010.
2. Педагогика профессионального образования / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под ред. В.А. Сластенина. - М., 2008.
Bibliography
1. Smirnov, S.D. Pedagogika i psikhologiya vihsshego obrazovaniya: ot deyateljnosti k lichnosti. - M., 2010.
2. Pedagogika professionaljnogo obrazovaniya / E.P. Belozercev, A.D. Goneev, A.G. Pashkov i dr.; pod red. V.A. Slastenina. - M., 2008.
Статья поступила в редакцию 17.01.14
УДК 37.02
Stepanova N.V. COMMUNICATIVE-DEVELOPING POSSIBILITIES OF THE PIANO ENSEMBLE GENRE IN THE PROCESS OFA MUSICIAN-PERFORMER'S PROFESSIONAL TRAINING. The author explains the necessity to foreground the communicative recourses of educational activity during the performing classes of musical educational institutions (colleges, universities). The author also dwells upon the use of the communicative educational possibilities of the piano ensemble genre.
Key words: the piano ensemble genre, communicative qualities of a musician-performer, the communicative opportunities of musical education, piano studying.
Н.В. Степанова, канд. пед. наук, доц. Южно-Уральского гос. института искусств им. П.И. Чайковского,
г. Челябинск, Е-mail: [email protected]
КОММУНИКАТИВНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЖАНРА ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ
Автор обосновывает необходимость актуализации коммуникативных ресурсов учебно-образовательной деятельности в исполнительских классах музыкальных учебных заведений (колледжей и вузов), используя коммуникативно-развивающие возможности жанра фортепианного ансамбля.
Ключевые слова: жанр фортепианного ансамбля, коммуникативные качества музыканта-исполнителя, коммуникативные возможности музыкального обучения, курс фортепиано.
Современные требования к подготовке специалиста в области музыкального искусства диктуются условиями его будущей профессиональной деятельности. Как правило, кроме фундаментальных знаний и исполнительских навыков музыканту необходимо владение широким арсеналом коммуникативно-личностных качеств, позволяющих ему полноценно функционировать в системе социальных, профессиональных, межличностных взаимоотношений. Это в свою очередь определяет актуа-
лизацию коммуникативных ресурсов музыкально-образовательного процесса и поиск путей реализации коммуникативного потенциала учебных дисциплин в колледжах и вузах.
Несмотря на широкое освещение в психолого-педагогичес-ких исследованиях коммуникативных аспектов образовательной деятельности (И.А. Зимняя, А.П. Панфилова, А.М. Столяренко и др.) и обоснование важности развития коммуникативных умений и навыков учащихся (О.Г. Абрамкина, О.О. Киселева и др.),
в музыкальной педагогике данные проблемы рассмотрены, главным образом, применительно к коллективной творческой деятельности и связаны с подготовкой музыкантов-хормейстеров, не затрагивая подготовку музыкантов-исполнителей (Л.Г. Лези-на, О.Г Сафронова, Е.Ю. Юлпатова и др.).
Между тем, реальная педагогическая практика показывает, что исполнительская подготовка, в частности фортепианное ансамблевое музицирование, обладает значительными коммуникативными возможностями и способно оптимизировать межличностное взаимодействие музыкантов в процессе исполнительской деятельности, что, в конечном счете, обеспечивает не только качество творческих контактов, но и качество музыкальной интерпретации.
В этой связи для нашего исследования представляет интерес концепция формирования профессионально важных качеств специалиста (Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, В.А. Толочек, Б.А. Федоришин и др.). Ученые обосновывают комплексную природу данного явления и подчеркивают, что в число профессионально важных качеств специалиста обязательно входят коммуникативные качества, определяемые спецификой его профессиональной деятельности и особенностями взаимоотношений в профессиональной среде (Е.П. Ильин, В.Д. Шадриков).
Экстраполируя положения данной концепции на музыкально-исполнительскую деятельность, можно выделить комплекс профессионально важных качеств специалиста-музыканта. Отметим, что музыкально-исполнительскую деятельность ученые относят к сфере коммуникативно-ориентированных специальностей, так как она предполагает умение воспринимать, верно истолковывать и передавать художественную информацию от композитора к слушателям (Л.Л. Бочкарев, В.И. Петрушин и др.). Следовательно, комплекс профессионально важных качеств специалиста-музыканта должен включать не только развитые исполнительские умения и навыки, но и коммуникативные качества, способные обеспечить эффективную реализацию информационного обмена и организацию конструктивного межличностного взаимодействия в процессе творческой деятельности.
Изучив особенности музыкально-исполнительской деятельности и опираясь на концепцию профессионально важных качеств специалиста, мы установили, что профессионально важные коммуникативные качества музыканта-исполнителя включают: контактность (открытость к общению и взаимодействию); конструктивность (направленность на разрешение проблем и конфликтов); эмоциональный интеллект (интеллектуальное управление эмоциями); ассертивность (корректное и доброжелательное убеждение); ситуативную креативность (творческое решение нестандартных ситуаций) [1, с. 9]. Учитывая то, что эти качества формируются на основе коммуникативных способностей, развивающихся в музыкально-исполнительской деятельности, определяются спецификой этой деятельности, проявляются в процессе ее реализации и обеспечивают эффективность коммуникативного взаимодействия музыкантов, мы назвали данные качества коммуникативно-исполнительскими [1]. Отличительной особенностью данных качеств является их универсальность, поскольку они не ограничены рамками определенного вида музыкальной деятельности (вокальной, инструментальной, хоровой, оркестровой и пр.). Специалист-музыкант, обладающий подобными коммуникативно-исполнительскими качествами, также универсален и способен проявлять себя во многих сферах творчества.
В блоке исполнительских дисциплин системы среднего и высшего музыкального образования выделяется курс «Фортепиано» (ранее этот курс назывался «Общее фортепиано»), который направлен на формирование комплекса «музыкальной грамотности» будущего специалиста, включающего широкий спектр знаний, умений и навыков владения фортепиано (чтение с листа, аккомпанирование, транспонирование, подбор аккомпанемента и т.д.). При этом курс «Фортепиано» обладает универсальными возможностями для развития коммуникативноисполнительских качеств обучаемых.
Специфика данного курса состоит в том, что он, в отличие от других исполнительских дисциплин, не имеет жесткой целевой направленности на концертное сценическое исполнение подготовленной программы, а потому менее регламентирован в отношении использования форм музыкального исполнительства. Применение в обучении разнообразных ансамблевых форм музыкального исполнительства обеспечивает сбалансированную подготовку специалиста, органично сочетающую педагогические возможности, как сольного, так и ансамблевого исполнительства.
Широкое использование ансамблевых видов деятельности позволяет решать многие педагогические проблемы. Прежде всего, это выход за рамки узконаправленной базовой специальности, ориентированной на решение «локальных узкопианистических, узкоскрипичных, узковиолончельных» [2, с. 312] задач сольного исполнительства. Именно игра в ансамбле дает возможность сольному исполнителю приобрести опыт совместного музицирования, благодаря чему позволяет преодолеть выработанную годами категоричность доминирующего солиста. Как показывает наша многолетняя педагогическая практика, использование в учебном процессе ансамблевых форм исполнительства оптимизирует развитие коммуникативного потенциала музыканта.
Наиболее эффективной формой ансамблевого исполнительства, ориентированной на развитие коммуникативно-исполнительских качеств музыканта, на наш взгляд, является жанр фортепианного ансамбля, который можно рассматривать как форму совместной творческой деятельности, обладающую рядом особенностей.
Во-первых, для возникновения тесного личностно-психологического контакта и функционирования коммуникативного канала информационного обмена нужно наличие двух или более контактирующих субъектов музыкально-исполнительской деятельности, объединенных общими целевыми ориентирами и задачами деятельности. Фортепианный ансамбль как раз предоставляет такую возможность, объединяя музыкантов единой исполнительской целью, достижение которой зависит от качества межличностных контактов и слаженности исполнительских действий. Более того, жанр фортепианного ансамбля сам по себе разнообразен по формам взаимодействия внутри коллектива: четырехручный дуэт - единственный род ансамбля, когда два исполнителя музицируют за одним инструментом, и фортепианный ансамбль - игра на двух фортепиано. Данные формы музицирования также предполагают различные модели исполнительского взаимодействия, что открывает новые возможности для развития коммуникативно-исполнительских качеств партнеров.
Во-вторых, необходимо единое информационно-предметное поле взаимодействия субъектов музыкально-исполнительской деятельности, определяющее общую «систему координат», а также формы и виды операций и действий, осуществляемых субъектами. Данный фактор также реализуется в условиях совместной фортепианно-ансамблевой деятельности, которая развертывается в едином поле звуковой музыкальной информации, транслируемой обоими музыкантами, определяющей условия «звуковой жизни» музыкального произведения и способы исполнительских действий по ее воплощению.
В-третьих, субъекты должны быть включены в систему субъект-субъектных - равных партнерских отношений, предполагающих взаимообмен информацией и наличие прямой и обратной связи. Данный фактор, как мы уже отмечали, полноценно реализуется только в условиях совместной фортепианно-ансамблевой деятельности, где партнеры выступают как равные субъекты музыкального творчества, в равной степени ответственные за его результат.
И, наконец, в-четвертых, ансамблевые партнеры должны иметь систему совместных коммуникативных действий, обусловленных реализацией информационного обмена в конкретной ситуации творческого сотрудничества. Данное условие также осуществляется в условиях фортепианно-ансамблевой деятельности, где музыканты изначально поставлены в ситуацию сотрудничества (иначе не будет ансамбля как такового) и вынуждены искать пути взаимодействия и формы выражения информации, понятные им обоим, для достижения положительного результата совместной творческой деятельности.
Таким образом, коммуникативно-развивающими факторами жанра фортепианного ансамбля являются: несколько контактирующих субъектов деятельности, находящихся в системе субъект-субъектных отношений, осуществляющие совместные исполнительские действия в едином информационно-предметном поле музыкально-исполнительской деятельности и реализующие скоординированные коммуникативные действия в ситуации сотрудничества.
Рассмотрим эволюцию жанра фортепианного ансамбля с точки зрения становления и преобразования коммуникативных связей музыкантов-исполнителей.
Жанр фортепианного ансамбля представляет собой самостоятельную исторически сложившуюся форму камерно-инст-
рументального музицирования, которая относится к монотемб-ровым (однородным) инструментальным ансамблям. Соответственно, многообразие фортепианно-ансамблевых исполнительских составов классифицируется по жанровой принадлежности и по форме участия в совместном исполнительском процессе, подразделяясь, в свою очередь, на четырехручный дуэт и фортепианный ансамбль. Этот жанр эволюционировал, отражая эстетические идеалы различных исторических эпох, пройдя путь от традиций совместного домашнего музицирования, представленного четырехручным фортепианным дуэтом, привлекавшим своей простотой и доступностью, не требующим от исполнителей углубленной профессиональной подготовки, до его выхода на концертную эстраду.
Эстетика виртуозности первой половины XIX столетия вывела на сцену фортепианный ансамбль концертного типа. Главенствующим для него стала приоритетность интерпретаторс-кого начала, усиление личностной значимости концертного исполнителя. С эволюцией жанра фортепианного ансамбля эволюционировали и отношения партнеров внутри данного коллектива, в первую очередь зависящие от смены целевой ориентации совместной творческой деятельности. Как уже отмечалось выше, домашнее, салонное музицирование, являясь культурным атрибутом эпохи, было ориентировано на атмосферу «доверительной интимности» [3, с. 190], которую можно характеризовать как «чистое общение» [4, с. 250], носившее форму досуга.
Профессионализация жанра фортепианного ансамбля имеет своей целью, прежде всего, трансляцию музыкальной информации, закодированной в произведении, от композитора к слушателю. При этом совместный объективируемый исполнительский замысел призван реализовывать миссию искусства - воздействие на слушателей посредством воплощения авторского музыкального текста, облеченного в художественную исполнительскую идею, т.е. создание художественного продукта, называемого музыкальной интерпретацией. У исполнителей появляется определенная ответственность, как перед композитором, так и перед слушателем за творческий результат своей профессиональной деятельности. Данный аспект актуализирует установление особого рода взаимоотношений между участниками коммуникативной ситуации, где важнейшее значение приобретает межличностный контакт музыкантов. Подобное коммуникативное взаимодействие, в отличие от любительского ансамблевого музицирования в четырехручном дуэте, характеризуется как особая функция общения высшего порядка, предусматривающая взаимодействие музыкантов в ходе совместной творческой деятельности и характеризующаяся наличием психологической обратной связи.
Резюмируем вышеизложенное. Жанр фортепианного ансамбля во всем многообразии его форм является не только носителем культурных традиций, но также выполняет важную коммуникативную функцию - общение посредством музыки. Ансамблевые исполнители выступают как единый художествен-
Библиографический список
ный коллектив, в котором все действия партнеров находятся в тесном и неразрывном единстве, при этом, исполнители осознанно ориентированы друг на друга как на равноправных партнеров, поскольку объединены общей целью - интерпретацией закодированной музыкально-смысловой информации, заложенной в музыкальном произведении, и передачей ее от композитора к слушателю.
В процессе исполнения музыкального произведения между музыкантами устанавливаются коммуникативные отношения, связанные с обменом субъективным музыкальным и профессиональным опытом. Коммуникативное поле взаимодействия партнеров обуславливается, с одной стороны, эмоционально-личностным контактом, определяющим их «человеческое созвучие», с другой - персонифицированными исполнительскими ролевыми взаимоотношениями. Фактор межличностного взаимодействия является движущей силой, который координирует и интенсифицирует совместные творческие процессы, протекающие как внутри ансамблевого коллектива, так и во взаимодействии со слушателем, осуществляя опосредованную связь между слушательской аудиторией и композитором. Сонаправленность, сотрудничество, совместимость, сопереживание, согласованность действий - это те созидательные компоненты, которые Со-единяют ансамблевых исполнителей в единый функционирующий организм, обеспечивающий плодотворность взаимодействия, т.е. способность творить. Именно поэтому в музыкальной психологии ансамбль называют «высшей формой человеческой деятельности» [5, с. 129], представляющей собой своеобразный исполнительский «микрокосмос».
Необходимо отметить, что жанр фортепианного ансамбля осваивают в процессе профессиональной подготовки музыканты различных исполнительских специальностей. У некоторых из них (например, у вокалистов) уже сформирована психология доминирующего солиста, а у некоторых, наоборот, преобладает психология оркестранта, подчиненного воле дирижера, поэтому для многих студентов игра в фортепианном ансамбле - единственный способ научиться выстраивать паритетные взаимоотношения с партнерами-музыкантами и раскрыть себя в новой ипостаси. В этом состоит уникальность фортепианно-ансамблевого музицирования, что и обусловливает важность активного использования данной формы исполнительства в обучении специалиста-музыканта.
Таким образом, реализация в музыкально-образовательном процессе коммуникативно-развивающих возможностей жанра фортепианного ансамбля необычайно актуальна и перспективна. Переориентация целевого использования академических форм фортепианного музицирования позволяет активно развивать коммуникативный потенциал музыканта-исполнителя, который инициирует процесс вхождения в ситуацию творческого общения и налаживания контактов, способствует установлению целенаправленных взаимоотношений профессионального характера и выработке определенной системы коммуникативных действий.
1. Степанова, Н.В. Развитие коммуникативно-исполнительских качеств у студентов музыкального колледжа в классе фортепиано: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2011.
2. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М., 2008.
3. Сорокина, Е.Г. Фортепианный дуэт. История жанра. - М., 1988.
4. Леонтьев, А.А. Психология общения. - М., 1999.
5. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология. - М., 1993.
Bibliography
1. Stepanova, N.V. Razvitie kommunikativno-ispolniteljskikh kachestv u studentov muzihkaljnogo kolledzha v klasse fortepiano: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Ekaterinburg, 2011.
2. Bochkarev, L.L. Psikhologiya muzihkaljnoyj deyateljnosti. - M., 2008.
3. Sorokina, E.G. Fortepiannihyj dueht. Istoriya zhanra. - M., 1988.
4. Leontjev, A.A. Psikhologiya obtheniya. - M., 1999.
5. Gotsdiner, A.L. Muzihkaljnaya psikhologiya. - M., 1993.
Статья поступила в редакцию 26.01.14