Научная статья на тему 'Коммуникативно-прагматический потенциал оценки в речи радиоведущего'

Коммуникативно-прагматический потенциал оценки в речи радиоведущего Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
522
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИОДИСКУРС / ОЦЕНКА / РАДИОВЕДУЩИЙ / RADIO DISCOURSE / EVALUATION / RADIO PRESENTER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нестерова Наталья Георгиевна

Статья посвящена специфике реализации оценки в спонтанном радиодискурсе. Оценка рассматривается как единица коммуникативного уровня, акцент делается на оценке радиоведущим прагматических факторов, составляющих коммуникативную ситуацию. Выявляются объекты оценивания и интерпретации, типы оценок, средства языкового выражения позитивной и негативной оценок, характерных для информационно-аналитического и развлекательного радиодискурса. Целеустановка спонтанного радиодискурса на позитивную оценку связывается с его ориентацией на кооперативное общение участников коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative-pragmatic potential of evaluation in radio presenters speech

The choice of radio discourse is explained by the topicality of the study of the speech interaction problems in oral public communication. The change of the informative orientation for the communicative orientation in public discourse actualised the communicative-pragmatic approach of linguistic investigations and attention to the units of the communicative level, for example, evaluative expressive means, which are very important. The article is devoted to finding out the specific character of the evaluation realization in the spontaneous radio discourse. Evaluation is considered to be a means of the communicative level. An emphasis is made on the radio presenter's evaluation of pragmatic factors, which form the communicative situation. The author finds out evaluation and interpretation objects, evaluation types, expressive means of positive and negative evaluation and shows the dominating of the positive evaluative component. The positive evaluation objects are real studio guests, calling radio listeners, virtual participants of the radio communication (performers of the musical compositions presented on the airwaves), artefacts (events, reputable sources in educational programs, and so on). Negative evaluation can be given to the objective situation connected with the results of the radio listener's participation in the game, competition, and so on, and to the information discussed in the transmission. The author emphasizes the situations reflecting the so-called negative politeness based on the increase of the addressee's or presenter's status by the abjection of one's own position. This communicative behaviour is considered to be a manipulative method. The realization of the intentional orientation on the opinion and evaluation explication in different genres of the spontaneous radio discourse is characterized by different expressive means. The absolute advantage belongs to the axiological vocabulary, in the core of which are adjectives and adverbs. A constant feature of this discourse type is its permanent opinion and evaluation expressing with an emphasis on the personal position that is marked by a personal pronoun, definite personal construction with the verb in the 1st person singular, special parentheses or constructions. The communicative function of the evaluative sentence in the radio discourse is concretised as regulating, stimulating and didactic functions. In the realization and perception of the positive or negative evaluation in the oral speech text a great role belongs to the voice, the intonation and the logical stress. The purpose orientation of the spontaneous radio discourse to the positive evaluation is connected with its orientation to the cooperative communication. As the evaluation nature reflects the inner world of the person, the domination of the positive evaluation in the spontaneous radio discourse allows classifying it as communicatively oriented to the harmonious interaction of the communication participants.

Текст научной работы на тему «Коммуникативно-прагматический потенциал оценки в речи радиоведущего»

Н.Г. Нестерова

КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОЦЕНКИ

В РЕЧИ РАДИОВЕДУЩЕГО

Статья посвящена специфике реализации оценки в спонтанном радиодискурсе. Оценка рассматривается как единица коммуникативного уровня, акцент делается на оценке радиоведущим прагматических факторов, составляющих коммуникативную ситуацию. Выявляются объекты оценивания и интерпретации, типы оценок, средства языкового выражения позитивной и негативной оценок, характерных для информационно-аналитического и развлекательного радиодискурса. Целеустановка спонтанного радиодискурса на позитивную оценку связывается с его ориентацией на кооперативное общение участников коммуникации.

Ключевые слова: радиодискурс; оценка; радиоведущий.

Развитие лингвистической науки в качестве одной из приоритетных выдвинуло проблему речевого взаимодействия в устной публичной коммуникации, «поскольку доминирующим информационным каналом становятся электронные СМИ» [1. С. 564]. В основе порождения текстов СМИ находится авторская интенция, вследствие чего они характеризуются яркой модусной семантикой [2. С. 558]. Взаимодействие модального и иллокутивного компонента отчетливо проявляется в радиодискурсе разговорного радио. Структуру последнего составляют информационно-аналитический дискурс и собственно разговорный дискурс, который функционирует в эфире развлекательных радиостанций.

Оценочно-интерпретирующая деятельность субъекта речи относится к сфере модуса как прагматического аспекта высказывания. Для коммуникативно-прагматического исследования важно дифференцировать номинативный и коммуникативный уровни языка [3, 4]. Номинативный уровень служит для передачи информации о действительности, преломленной через призму языкового сознания говорящего, коммуникативный уровень отражает соотношение позиции говорящего, слушающего и ситуации общения. Система коммуникативного уровня характеризуется своим набором средств выражения и собственной семантикой, которая базируется на трех основных составляющих: позиции говорящего, позиции слушающего, а также оцениваемой и квалифицируемой ими ситуации. Позиция говорящего и слушающего проявляется в физических, ментальных, коммуникативных действиях участников общения. Под ситуацией подразумеваются обстоятельства, которые воспринимаются говорящим и слушающим, осознаются и оцениваются ими, облекаясь в те или иные формы языковой репрезентации. Ядерной единицей системы коммуникативного уровня является коммуникативный тип целеустановки, т. е. выраженный в языковой форме способ воздействия говорящего на слушающего, говорящего на говорящего, говорящего на ситуацию. В спонтанном радиодискурсе в качестве средств коммуникативного уровня выступают единицы лексики, грамматики, фонетики. Языковыми средствами выражения становятся разного рода этикетные формулы, порядок слов, интонация, средства фонетического членения звучащего текста; глаголы в формах всех наклонений, частицы, междометия; широкий арсенал средств категорий экспрессивности, эмоциональности, оценочности. В современной радиокоммуникации функцию единиц коммуникативного уровня активно выполняют и невербальные средства: разного рода звуки, шумы, музыкальные заставки. С развитием коммуникационных возможностей определенный сег-

мент в радиодискурсе заняли средства письменной речи в виде СМС и электронных посланий, которые, будучи арсеналом электронной коммуникации, в радио -речи становятся активной формой обратной связи.

В рамках данной публикации оценочно-интерпрети-рующая деятельность участников радиокоммуникации становится той призмой, через которую осуществляется взгляд на коммуникативно-прагматическое своеобразие современного радиодискурса. «Специфика радиообщения проявляется в том, что участники не преследуют цель аргументировать выдвигаемый тезис; фокус тематически организуемой коммуникации смещается в сторону самовыражения, выражения мнения и оценки» [5. С. 129], что определяет заметное положение средств оценки среди единиц коммуникативного уровня. Актуальность проведенного исследования связана с тем, что категория оценки является одним из способов отражения системы ценностей в языковой семантике [6]. Оценочно-интерпретирующая деятельность участников радиодискурса является демонстрацией современной коммуникативной ситуации в сфере устного публичного общения, с одной стороны, и отражает некоторые аспекты, связанные с системой ценностей современного российского социума - с другой.

Материалом для анализа послужили расшифровки записей передач радио «Эхо Москвы» (программы «Говорим по-русски», «Кредит доверия», «Большой дозор»), радиостанции «Маяк» (утреннее шоу «Сергей Стиллавин и его друзья») и записей, сделанных на информационно -развлекательных ГЫ-радиостанциях.

Анализ текстов демонстрирует, что продуцентами оценки могут быть все участники ситуации. Учитывая обусловленную диалогом мену ролей, конкретизируем роли участников рассматриваемого типа дискурса номинациями радиоведущий / ведущий и радиослушатель. Субъектами оценки в радиодискурсе становятся радиоведущий, радиослушатель / радиослушатели, гости студии, непосредственно участвующие в передаче. Объектами оценки являются все субъекты коммуникации (радиоведущий, радиослушатель / радиослушатели, гости студии, непосредственно участвующие в передаче), а также все и все, что связано с ситуацией радиообщения: «виртуальные» участники (исполнители музыкальных композиций, в том числе говорящие в эфир в записи), обстоятельства, в которых осуществляется радиокоммуникация (место, время), предмет обсуждения / игры, анонсируемые программы и события, в которые вовлекаются радиослушатели, и т. п. В рамках данной статьи рассматривается оценка, продуцируемая радиоведущим.

Для лингвопрагматического исследования значимы модусы ментального плана, так как именно они «связа-

ны с выражением коммуникативной перспективы высказывания» [7]. Из модусов ментального плана в спонтанном радиодискурсе центральное положение занимают модусы общей и частной аксиологической оценки, а также модусы полагания (мнения).

В анализируемом материале заметно преобладание положительно-оценочного сегмента. Позитивная оценка соответствует установке спонтанного радиодискурса на позитив, на обеспечение гармоничного взаимодействия: хорошее предложение, хороший вопрос, хорошее окружение друзей, хороший преподаватель.

Исходящая от радиоведущего и адресованная радиослушателю позитивная оценка зафиксирована в диапазоне от одобрительной до восхитительной: Молодец Елена. Чуть-чуть сбой произошел, но нестрашно; Вы, как мудрый человек, Настя, решили отоспаться. Кому приветы?; Вы гений! А что же это за песня?

Совмещение в высказывании номинативной и прагматической функций не всегда позволяет выделить сегменты, актуализирующие прямую оценку: наряду с прямой оценкой весьма активно реализуется косвенная. Высокой активностью характеризуется использование косвенной оценки в передаче «Говорим по-русски»: оценивание интеллектуального уровня радиослушателя (интеллектуальная оценка) осуществляется подчеркиванием актуальности, обоснованности, оригинальности, неожиданности задаваемого радиослушателем вопроса, предложенной к обсуждению темы: Резонный вопрос; Правда, он своеобразный; Ну что ж, это интересная тема, можно будет ее обсудить; Хороший вопрос. Он был у нас; Сложный вопрос; Какой сложный вопрос; А можно я отвечу на вопрос про пигалицу? Прелестное слово и замечательный вопрос; Про смешное слово «катавасия» еще хочу сказать; Но было одно предложение, которое сначала нам с тобой показалось неожиданным, а потом очень меня заинтересовало; Например, меня спрашивали про потрясающее совершенно слово, а для этого хорошо было бы знать истоки языка.

Объектом позитивной оценки становятся участники передачи. Под участником передачи подразумеваются прежде всего реальные гости студии, а также дозвонив -шиеся радиослушатели. Ср. оценочные высказывания ведущего в адрес приглашенных в студию «Маяка» солистов музыкальной группы (контактная коммуникация): Сначала были диски. Я послушал, думаю, какой замечательный слог, какая замечательная музыка и, с другой стороны, какой тонкий юмор, не побоюсь этого слова и... Вы же не выступали нигде, да?; в адрес дозвонившегося собеседника (дистантная коммуникация): Я думаю, что все так и будет! Потому что у него есть такой чудесный друг, как Вадим, с таким душещипательным поздравлением, который сейчас у нас был в эфире.

В качестве виртуальных участников радиокоммуникации выступают исполнители музыкальных композиций, включенных в эфир. Оценка исполнителя музыкальной композиции призвана подчеркнуть либо высокий уровень исполнения, либо своеобразие, оригинальность, либо сильное эмоциональное воздействие. При этом реализуются два типа оценки - эмоциональная разновидность психологической оценки и эстетическая оценка: Импровизация вышла просто отличная, вызвала шквал аплодисментов, потому что мощная энергетика Линды и Хоббита привели к восторгу просто

весь зал; Тоже вполне себе инопланетная барышня, солистка группы « Чили» с необычным голосом; Весело и задорно! Это Blak Eyed Piece на «Радио Сибирь».

Характер взаимодействия участников коммуникации оценивается довольно редко и может характеризоваться этической оценкой: - Но шутка, как мне кажется, не злая и не вредная. - И не обидная, и не оскорбительная.

Позитивная оценка артефактов весьма частотна в передаче «Говорим по-русски», где ведущие квалифицируют рекомендуемые источники, к которым адресуют радиослушателей. При этом реализуется широкий спектр оценок. Посредством утилитарных оценок осуществляется указание на полезность рекомендуемого источника, на такие его качества, как универсальность, простота и удобство в использовании: - И такой вот, не могу сказать, что главный, но очень хороший приз -«Большой толковый словарь русских глаголов», который вышел в серии фундаментальных словарей «Словари 21-го века» в рамках совместного проекта издательской компании «АСТ-Пресс» и Института русского языка РАН. - Им пользоваться очень просто. - Это вообще словарь уникальный, я таких у нас еще не видела. - То есть абсолютно универсальный словарь, которым могут пользоваться очень и очень многие. - Он действительно полезный. Утилитарная оценка способствует расширению представлений радиослушателей о современных возможностях поиска информации: Например, некоторые правила оформления деловых писем можно найти в очень полезном разделе «Письмовник» на портале «Грамота.ру».

Утилитарная оценка, как правило, совмещается с эмоциональной: Это суперзамечательный словарь, потому что в нем совершенно нет исключений. -В нем все очень логично представлено. Эмоциональная оценка может сопровождать эстетическую: Красивый какой (словарь), смотри! Давай откроем; Это будет замечательный, хороший закон, благодаря которому мы сможем нашу карту изучать, как историю России, как историю родного города.

Квалификация результата участия радиослушателя в передаче реализуется совмещением интеллектуальной, эмоциональной и телеологической оценок: О. СЕВЕРСКАЯ: Вы сможете выиграть книгу Михаила Горбаневского «Москва. Кольца столетий. Из истории названий местностей и районов, улиц и переулков столицы». М. ГОРБАНЕВСКИЙ: С автографом автора. И с пожеланиями добра и благополучия. О. СЕВЕРСКАЯ: И с автографом! И с пожеланиями! Это будет совершенно замечательно!; Вы можете, славно потрудившись, получить совершенно замечательный словарь. Этот тип оценки выполняет, по существу, функцию воздействия, конкретно проявляющуюся в косвенном побуждении.

Подобного рода речевые ситуации частотны на музыкально-развлекательных радиостанциях, в дискурсе которых доминантной является позитивная оценка предстоящих музыкальных событий. Такого рода оценку в анонсе, по-видимому, можно квалифицировать как телеологическую, так как она, выполняя рекламную функцию, по существу, указывает на целесообразность участия в данном событии: Радио и финал конкурса «Алло! Мы ищем таланты»! Это будет зажигательное

шоу! Лучшие конкурсанты и мы, диджеи «Радио Сибирь», встретимся 7 мая на сцене ночного клуба «Метро». Позитивная оценка событий часто, являясь эмоциональной, носит характер установки на перспективу: Хочется верить, что у всех ребят, которые там появятся, светлое и творческое будущее. Частотностью на информационно-развлекательных радиостанциях отличается анонс программ, составляющих эфирный час, при этом обращается внимание на их необычность, оригинальность: Это «Радио Сибирь», «Новое утро», сегодня оно слегка инопланетное утро.

Разговорное радио содержит оценку обсуждаемых событий. Потому что прошлое было замечательное, им можно гордиться, мы все реально им гордимся, это невероятно круто, что мы запустили человека в космос.

Целеустановка на позитивную оценку в радиодискурсе является одной из важнейших тактик удержания внимания аудитории.

Что в радиодискурсе получает негативную оценку? Объективная ситуация, связанная с результатами участия радиослушателей в игре, конкурсе и т.п., обсуждаемая в передаче информация, реже - отдельные особенности организации передачи; ср.: (1) Нет, к сожалению, ответ неверный; (2) Я подумала, когда песню слушала в исполнении Сергея Никитина, что Москва может, к сожалению, разрушаться; (3) Ну что, мы все разыграли. Только на вопросы сегодня, к сожалению, мало отвечали. Вводная конструкция к сожалению, адресованная собеседнику (1), призвана смягчить общую негативную оценку, содержащуюся в высказывании (нормативная оценка), продемонстрировать заинтересованность в успехе радиослушателя; оценка, высказанная относительно обсуждаемой темы (2), может выражать гражданскую позицию; адресованная же себе (3), звучит как признание ведущим недостаточной удовлетворенности проведенной передачей.

Отдельного внимания заслуживают ситуации, отражающие так называемую отрицательную вежливость, суть которой заключается в повышении статуса адресата или соведущего посредством уничижения собственного положения [8]. Такой коммуникативный ход, представляется, можно расценить как «заигрывание» с радиослушателями, как своего рода манипуля-тивный прием: Скажите, пожалуйста, я со всеми советуюсь, у меня есть такое не очень хорошее качество, я дезорганизованна; Я уверен, что многие слушатели сейчас говорят: «Вот дурак!»; Почему у меня не так много эмоций, скажем так, феерических эмоций, которые есть у Анны Штаничевой?

Материал демонстрирует, что реализация интен-циональной установки на выражение мнения и оценки в разных жанрах спонтанного разговорного радиодискурса находит разнообразные средства выражения. При этом, независимо от жанра и типа передачи, абсолютное преимущество остается за аксиологической лексикой, ядро которой составляют прилагательные: интересный, своеобразный, потрясающий, замечательный, неожиданный, чудесный, потрясающий, уникальный, светлый, творческий, хороший, лучший, уникальный, универсальный, полезный, отличный, необычный и др.; большая часть приведенного списка отличается частотностью в использовании. Наречия: замечательно, интересно, здорово, правильно, поразительно, круто (боль-

шая часть приведенного списка функционирует в качестве предикативных единиц); невероятно, чрезвычайно, очень, безусловно, весело, задорно (чаще употребляются в сочетании с прилагательными, усиливая оценку); реже используются существительные (восторг, энергетика, добро), глаголы (заинтересовать, понравиться), слово молодец в значении сказуемого.

Закономерностью исследуемого типа дискурса является регулярность выражения мнения-оценки, причем с ярко выраженным акцентом на личную позицию, что маркируется личным местоимением, определенноличной конструкцией с глаголом в форме первого лица единственного числа, специальными вводными словами и конструкциями: я думаю, мне кажется, я (так) понимаю, по-моему, на мой взгляд, насколько я знаю, если я не ошибаюсь, у меня такое впечатление, думаю, наверное, я не уверен: По-моему, это замечательно. Другое дело, что вся эта шумиха вокруг списка, на мой взгляд, чрезвычайно полезна. Демонстрация личной позиции по конкретному вопросу как частного мнения позволяет дифференцировать субъективное отношение ведущего и объективную значимость обсуждаемых проблем; смягчая категоричность выводов, ведущий позволяет собеседнику иметь свое мнение по обсуждаемым вопросам.

Косвенное выражение оценки осуществляется высказываниями, указывающими на солидаризацию с собеседниками по обсуждаемым вопросам или, напротив, на сомнение в целесообразности обсуждаемых действий. Если солидарность имеет регулярную форму языкового воплощения (согласен, да, да-да, понятно, конечно), то в выражении противоположной оценки задействовано больше ситуативных средств выражения, чем регулярных (в числе последних обращает на себя внимание отрицательная частица не. Ср: Согласна с вами, потому что, мне кажется, что уличный мат, именно такой бытовой уличный мат, это как грязь на улице, это правда; Но мне кажется, что сегодня в нашем обществе авторитетными будут только две рекомендации - не институтов отдельных, не Министерства, а либо Академии наук, либо правительства.

Способы и средства выражения модусного значения мнения избираются в соответствии с интенциональной установкой автора и соответствуют «тому взгляду на событие, который хочет сформировать автор у аудитории» [7]. Я прекрасно понимаю, что ни один здравомыслящий человек этот словарь в качестве словаря, который должен регулировать твою речь и твою жизнь в русском языке, ни один человек его не возьмет.

В соответствии с правилами этикета, выражая несогласие при условии институционального типа общения, ведущий «делает реверанс», прежде чем высказать его. Еще раз повторяю, очень хорошо, что такое внимание было привлечено и к словарям, и к русскому языку, что это так эмоционально обсуждалось, но существует, на мой взгляд, некая странная связь между обществом и лингвистом и отношением общества к лингвисту. Смягчению категоричности служит апелляция к собеседнику, к его мнению (правда?): Ну, это, мне кажется, что-то другое, правда? Когда парк какой-нибудь в городе называют...

Для передач аналитического типа характерно сдержанное выражение мнения-оценки ведущим, акцент делается на актуальности, значимости вопроса, адре-

суемого участникам ситуации: Л. ГУЛЬКО: Угу. Еще один вопрос. Он такой, глобального характера.

Не менее важным способом вербализации различного рода мнений является обращение к авторитетному источнику (лицу или артефакту), который в рамках передачи или ее фрагмента становится ключевым словом, мотивирующим мнение ведущего. «Ключевые слова приобретают функцию символов, формируют стереотипность мышления» [2. С. 558], и, как представляется, стериотип-модель обращения к авторитетному источнику как раз способствует выработке навыков осмысленного поиска информации.

Система оценок спонтанного радиодискурса располагает своим набором средств выражения оценочности, обусловленным коммуникативным типом целеустанов-ки, определяемым форматом радиостанции и жанровотематической спецификой передачи. Каждому коммуникативному типу целеустановки соответствует вариативный ряд языковых конструкций, представленных в речи конкретными высказываниями. Конструкции в пределах ряда различаются оттенками значения, соотношением коммуникативных средств разных уровней языка, сферой и регистром общения.

Коммуникативная функция оценочного высказывания в радиодискурсе конкретизируется в виде регулирующей, стимулирующей, дидактической функций. Регулирующая функция оценки проявляется в том, что в аналитических передачах она обеспечивает развитие темы, в передачах-играх определяет ход игры, фиксируя завершение конкурса / его этапа или его продолжение. Стимулирующая функция оценки связана с подбадриванием, с похвалой, что задает коммуникативную перспективу на эффективность взаимодействия между коммуникантами: Вы счастливый человек! У Вас все впереди. Стимулирующая функция нередко сопровождает нормативную оценку: Вы правильно думаете, Владимир. Вы получите книжку Марины Королевой «Говорим по-русски правильно», а дамское население вашей семьи будет счастливо разные модные идеи воспринять вместе с этой книгой. Дидактическая функция реализуется прежде всего в формировании у радиослушателей системы ценностно-этических и ценностно-эстетических представлений: Это у вас, Галина, хороший преподаватель, между прочим. Строгий; В общем, я думаю, Маша, при вашей тяге к знаниям вы очень здорово с этим всем разберетесь.

Исследуемый материал свидетельствует, что из известных в науке частнооценочных значений [9] в радиодискурсе большая часть реализуется. Психологические оценки представлены интеллектуальными (доминирующее положение в исследуемом материале занимают передачи о русском языке) и эмоциональными оценками (актуализируются прежде всего в дискурсе развлекательного радио). Эстетические, этические, утилитарные, нормативные и телеологические оценки реализуются во всех разновидностях исследуемого дискурса. В радиодискурсе представлены прямые и косвенные оценки, как правило, узуального характера. Для демонстрации окказионального способа выражения негативной оценки можно привести следующее оценочное высказывание: Я думаю, что они не понимали, какой будет реакция, и действовали в своей обычной чиновничьей манере - делать все тихо, никому ничего не объяснять, в котором обращает на себя внимание словосочетание чиновничья манера.

В реализации и восприятии позитивной или негативной оценки не последнюю роль играют голос, интонация, логическое ударение. К примеру, в представлении двух музыкальных групп С. Стиллавин, не используя языковых единиц с оценочной семантикой, лишь средствами интонации формирует позитивную оценку участников: У нас сегодня «Сибирские грибы» и группа «Бакенбарды»! Вероятно, позитивная оценка эмоционального типа адекватна истинной, в противном случае приглашение групп к участию в программе-конкурсе было бы немотивированным.

Анализ показал, что в информационно-аналитическом типе радиодискурса наиболее ярко реализуется интерпретационная деятельность субъектов коммуникации, что находит выражение в различных способах толкования того или иного события, в выражении своего мнения по обсуждаемым вопросам [9. С. 86], в дискурсе развлекательного радио, как и ожидалось, приоритетное положение занимает эмоциональная оценоч-ность, доля которой также весьма высока в речи ведущих передачи «Говорим по-русски».

Так как природа оценки по своей сути отвечает внутреннему миру человека, преобладание позитивной оценки в спонтанном радиодискурсе дает основание квалифицировать его как коммуникативно-ориентированный на гармоничное взаимодействие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Веселовская Т.М. Аксиологические стратегии газетно-публицистического текста и типы сложноподчиненных предложений // Русский язык:

исторические судьбы и современность: IV Междунар. конгресс исследователей русского языка (Москва, 20-23 марта 2010 г.) : тр. и материалы / сост. М. Л. Ремнёва, А.А. Поликарпов. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2010. С. 564-565.

2. Байгарина Г.П. О модусно-оценочном характере информационно-аналитического дискурса СМИ // IV Международный конгресс исследова-

телей русского языка (Москва, 20-23 марта 2010 г.) : труды и материалы / сост. М.Л. Ремнёва, А.А. Поликарпов. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2010. С. 558.

3. Безяева М.Г. Семантика коммуникативного уровня звучащего языка: Волеизъявление и выражение желания говорящего в русском диалоге.

М. : Изд-во Моск. ун-та, 2002. 752 с.

4. Коростелёва А.А. Функциональная роль средств коммуникативного уровня русского языка в интерпретации переводного фильма : автореф.

дис. ... канд. филол. наук. М., 2008. 24 с.

5. Картины русского мира: современный медиадискурс / З.И. Резанова, Л.И. Ермоленкина, Е.А. Костяшина и др. ; под ред. З.И. Резановой.

Томск : ИД СК, 2011. 288 с.

6. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1988. 215 с.

7. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М. : Языки русской культуры, 1999. 896 с.

8. Дрига С.С. Социальный дейксис дискурса массовой коммуникации : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2008. 16 с.

9. Добросклонская Т.Г. Лингвистические способы выражения идеологической модальности в медиатекстах // Вестник Московского универси-

тета. Сер. 19. Лингвистическая и межкультурная коммуникация. 2009. N° 2. С. 85-94.

Статья представлена научной редакцией «Филология» 20 октября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.