Научная статья на тему 'Коммуникативно-прагматические особенности дискурса ток-шоу на примере телепередач США'

Коммуникативно-прагматические особенности дискурса ток-шоу на примере телепередач США Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1252
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / КОММУНИКАТИВНЫЙ УСПЕХ / ТОК-ШОУ / COMMUNICATIVE AND PRAGMATIC PECULIARITIES / COMMUNICATIVE SUCCESS / TALK SHOW

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Салихов Александр Юрьевич

Рассматриваются коммуникативно-прагматические особенности дискурса ток-шоу США. Ток-шоу известный феномен современного общества, оказывающий значительное влияние на мировоззрение многих людей. Важно определить причину популярности ток-шоу и развить коммуникативные компетенции для анализа преподносимой информации. Представлен анализ методов достижения коммуникативного успеха на примере выдержек из ток-шоу США (например, «Шоу Опры Уинфри»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative and pragmatic peculiarities of talk show discourse as exemplified by US TV programs

The article is dedicated to communicative and pragmatic peculiarities of the US talk-show discourse. Talk shows are a popular phenomenon of the modern society considerably affecting worldview of many people. It is important to determine the basis of popularity of talk shows and develop communicative competencies in order to analyze the information given therein. The article presents an analysis of methods of achieving communicative success by listing extracts from US talk shows (e.g., The Oprah Show).

Текст научной работы на тему «Коммуникативно-прагматические особенности дискурса ток-шоу на примере телепередач США»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 6 (335). Филология. Искусствоведение. Вып. 88. С. 78-81.

А. Ю. Салихов

КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДИСКУРСА ТОК-ШОУ НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ США

Рассматриваются коммуникативно-прагматические особенности дискурса ток-шоу США. Ток-шоу - известный феномен современного общества, оказывающий значительное влияние на мировоззрение многих людей. Важно определить причину популярности ток-шоу и развить коммуникативные компетенции для анализа преподносимой информации. Представлен анализ методов достижения коммуникативного успеха на примере выдержек из ток-шоу США (например, «Шоу Опры Уинфри»).

Ключевые слова: коммуникативно-прагматические особенности, коммуникативный успех, ток-шоу.

Как известно, коммуникация - целенаправленная деятельность, выражаемая при помощи языковых средств (например, речи, текста) -подразделяется на два основных типа: информативную и регулятивную коммуникацию. Информативная коммуникация заключается в простой передаче информации; регулятивная же коммуникация направлена на имплицитное или эксплицитное воздействие на сознание и поведение адресата с целью принятия тем определенной социальной роли (например, принятие роли «подчиненный» по отношению к начальнику), вызова желаемой ответной реакции (например, при желании установить контакт) и так далее. Итогом коммуникации может стать коммуникативный успех или коммуникативная неудача - в зависимости от того, насколько полно была реализована интенция адресанта или адресантов. Именно достижением коммуникативного успеха и анализом коммуникативных неудач занимается коммуникативно-прагматический метод - междисциплинарная интеграция методик, приемов и процедур, используемых для изучения употребления языка говорящими в процессе коммуникации в единстве с прагматическими свойствами языковых единиц в связи с ситуацией общения для достижения успешности коммуникации и регулирования коммуникативного (речевого) поведения людей с целью координации все усложняющейся человеческой деятельности [3. С. 67].

Успех коммуникации зависит от многих факторов - как внутренних, так и внешних; как от речевых стратегий и тактик коммуникантов, так и от реальных условий коммуникации, таких как место, время и так далее. Говоря о дискурсе ток-шоу, мы понимаем, что ток-шоу - отнюдь не спонтанная ситуация общения. Безус-

ловно, здесь можно возразить, что речь участников ток-шоу спонтанна, и это будет верно, но лишь отчасти; на самом деле, проведенные нами исследования показывают, что в ток-шоу имеют место и импровизация, и подготовленность. Не стоит забывать и о том, что над каждым ток-шоу работает команда сценаристов, продюсеры, режиссер, дизайнеры - именно они задают внешние параметры общения. Ведущий же, в отличие от приглашенных гостей и зрителей студии, является работником телеканала, соответственно, его первоочередной задачей является проведение ток-шоу таким образом, чтобы оно было интересно зрителям, динамично и, желательно, выводило единственно «верную» точку зрения. Следовательно, цель ведущего и ток-шоу в целом - сугубо прагматическая.

Результаты исследования Мы проанализировали более 60 часов видео 6 американских ток- шоу (Around the Horn («Разминка»), Larry King Live («Шоу Лар-ри Кинга»), Late Show with David Letterman («Позднее шоу с Дэвидом Леттерманом»), The Best Damn Show Sports Period («Самое лучшее спортивное шоу»), The Jerry Springer Show («Шоу Джерри Спрингера»), а также The Oprah Show (Шоу Опры Уинфри)) и выделили ряд коммуникативно-прагматических особенностей, присущих каждому из них:

1. Направленность не только на коммуникацию, но и на терапию, заключающаяся в предложении как минимум промежуточного решения. В The Jerry Springer Show оно даже выделено в отдельный блок Final Thought (Заключительная мысль): You can also wind up shutting your family and friends; you have to make a heck a lot of money to ever make that worth it (Можно докатиться и до того, что твои семья и

друзья не захотят с тобой общаться; нужно зарабатывать очень много денег, чтобы оно того стоило). В конце каждого выпуска Late Show with David Letterman мы неизменно в течение нескольких секунд видим заставку There is no offposition on the genius switch (На пульте гения нет кнопки «Выключить») - в большинстве случаев именно она подытоживает все вышесказанное. Также можно привести в пример финальные слова Опры Уинфри в выпуске The Oprah Show с Леди Гагой: It's not just about hair or make-up excess, it's about what you feel and are able to express being comfortable with yourself (Дело не просто в прическе или куче косметике

- дело в том, как ты себя чувствуешь и ведешь при этом, оставаясь в ладах со своим «Я»).

Наличие как минимум промежуточного решения в любой ситуации в конечном итоге приводит к реализации скрытых целей ток-шоу

- поднятию рейтинга и продвижению идей в массы, благодаря тому, что вера во «всемогущество» ток-шоу делает людей более доверчивыми и восприимчивыми к идеям и поведению участников ток-шоу и повышает рейтинги.

2. Режим включенности аудитории в беседу. Может выражаться тремя путями:

2.1. Звонки в студию. Это, например, звонок в студию The Oprah Show во время беседы Опры Уинфри со Сьюзен Бойл: We love you Susan, you are a living proof that miracles can yet happen, thank you! (Мы любим тебя, Сьюзен, ты - живое доказательства, что чудеса все еще случаются, спасибо тебе!) Или звонок в студию Late Show with David Letterman в выпуске с участием Джонни Деппа: Wow! It's fantastic, you got me right on, I like that! (Вау! Фантастика, как вы меня четко подловили! Мне это нравится!)

2.2. Вопросы из зала. Это, например, вопрос из зала во время выпуска ток-шоу The Jerry Springer Show с участием Тэба Хантера: As someone who has lived a double life in Hollywood and show business, how do you feel the political and social climate of being gay in Hollywood or music industry is? (Как человек, который жил двойной жизнью в Голливуде и шоу-бизнесе, каким вы ощущаете политический и общественный климат для геев в Голливуде или музыкальном бизнесе?) Или выкрик из зала во время выпуска того же ток-шоу с участием Джулии Бонд: I just want my Jerry beads (Я просто хочу свои Джерри-бусы (карнавальные бисерные ожерелья, которые получает каждый, кто в прямом эфире The Jerry Springer

Show покажет свои неприкрытые грудь или ягодицы)). Это также может быть и признание, как, например, в ток-шоу The Oprah Show: Hi! I would like to say that I'm 53 years old and I'm gay (Привет! Я бы хотел сказать, что мне 53 года и я - гей).

2.3. Обращение к «народу». Это может быть как обращение за поддержкой: Our tremendous audience is willing to say something! (Нашим блистательным зрителям в студии не терпится высказаться!) (The Oprah Show с Леди Гагой), так и простое ожидание вопросов от аудитории: Questions... Where do we find them?.. (Вопросы... Откуда нам их взять?..) (The Jerry Springer Show с Джулией Бонд).

Подобная включенность создает определенную доверительность как зрителей в студии, так и у экранов телевизоров, убеждает их в возможности принять участие в серьезном проекте, высказать свое мнение на всю страну, повлиять на ход событий на телеэкране.

3. Склонность к преуменьшению серьезности вопроса, четкому противопоставлению «добра» и «зла». Хорошим примером этой особенности мы считаем выпуск Late Show with David Letterman про Муаммара Каддафи. Это и открытое пренебрежение к источнику информации: Now this is a nurse talking about Muammar Gaddafi to Newsweek Magazine (Теперь у нас медсестры рассказывают журналу «Ньюсвик» о Муаммаре Каддафи), и сарказм: Gaddafi often liked to pretend he was the nurse and she was the corrupt dictator! (Каддафи часто нравилось играть в игру, когда он притворялся медсестрой, а она - коррумпированным диктатором!).

Ток-шоу настолько динамично, настолько быстро разворачиваются его события, что зачастую зрителям бывает трудно сконцентрироваться на обсуждаемой проблеме и в конечном итоге они примыкают к одному (чаще всего к тому, что продвигается) из двух мнений, пребывая в полной уверенности, что это их собственное мнение, либо это мнение полностью совпадает с их. Это происходит в связи с тем, что у любой проблемы изначально есть 2 максимально удаленных друг от друга объективных полюса - совершенно противоположные мнения на предмет, а для того, чтобы прийти к какому-то срединному мнению, необходимо время на размышление, которого формат ток-шоу своим зрителям не дает.

Так, каждое The Jerry Springer Show заканчивается длительной «заключительной мыс-

80

А. Ю. Салихов

лью» ведущего, которую, по замыслу режиссера, зрителям нужно просто впитать. Здесь нет места дискуссии; это целенаправленное продавливание нужного мнения о чем угодно в массы: You know, being a prostitute fails whatever moral test we apply to life and then turning around and handing all your money to a pimp fails any test of logic. Or does it? In most of these cases young women or girls turned to prostitution, because the situation has put them out in the street. They either ran away or are forced out and now they are alone and survival becomes the first requisite. Well, selling their body appears as the easiest way to make quick money. It's not moral, or legal, or safe of a feeling, but it does feed their stomachs and perhaps their habit that they've picked up along the way, so they do it. It's wrong, but they are not thinking right or wrong, they are thinking survival, and on a cold night alone on the streets they don't see a lot of other choices. But even if desperation chases them down this road, why the pimp? From the outside, this is obviously a horrible decision, but you can see why young girls fall for it. They've lost their real family, they are alone and scared and so a pimp suddenly appears to fill the void. He becomes her new family, he allegedly protects her, takes care of her, pretends to love her; it's a place to live, to eat - all she has to do is give him all money. "It's stupid", we say, "she's a slave!" Of course. But, believe, all the tough talk is simply a cry for a family. Misdirected andfoolish, but clearly sincere. (Знаете, проституция находится за гранью любой моральной планки, которую можно применить к жизни, а когда проститутки все деньги отдают своему своднику - это находится за гранью логики. Или нет? В большинстве случаев, девушки или девочки становятся проститутками только потому, что жизнь выкинула их на улицу. Они либо сбежали из дома, либо их оттуда выгнали, но теперь они одни, и их первоочередная потребность - выжить. А торговать своим телом кажется им простейшим путем быстро заработать денег. Это аморально, нелегально и небезопасно, зато они не голодны; к тому же, проституция может стать привычкой, поэтому они продолжают этим заниматься. Это неправильно, но они не думают, что правильно, а что - нет; они думают о выживании, а холодными ночами на улице, в одиночестве, выбора у них немного. Но даже если ситуация настолько тяжела, зачем им сводник? Со стороны, сводник - ужаснейшая мерзость; однако причина, по которой девуш-

ки работают со сводниками, очевидна. Они потеряли свою семью, им одиноко и страшно, и тут неожиданно появляется сводник, чтоб заполнить пустоту. Он становится ее новой семьей, теоретически защищает ее, забоится о ней, притворяется, что любит; дает жилье, еду - все, что ей нужно делать - это отдавать ему все заработанные деньги. «Это глупо», говорим мы, «она - рабыня». Безусловно. Но, поверьте мне, эти действия суть не что иное, как желание обрести семью. И хоть человек ищет не в том направлении, ищет глупо, но абсолютно искренне)

4. Нагнетание драматизма - черта, присущая всем без исключения ток-шоу. Так, в выпуске Late Show with DavidLetterman с Алеком Болдуином мы слышим следующие слова Дэвида Леттермана: There's no official government shutdown, but according to Alec, you wouldn't notice any difference in the Senate (Официально, правительство продолжает работать. Однако, по словам Алека, в случае чего разницы в Сенате мы не заметим). В другом выпуске того же ток-шоу, с участием Кармело Энтони, нагнетание драматизма происходит уже в начальном провокационном вопросе: What are the New York Knicks chances in the NBA playoffs? And does he attend practice? (Каковы шансы «Нью-Йорк Никс» в плей-офф НБА? И ходит ли он на тренировки?)

Эта черта, на наш взгляд, лучше всего характеризует максимализм и субъективизм суждений, высказываемых в ходе ток-шоу. Как уже было сказано выше, формат ток-шоу не подразумевает времени на размышление для зрителей, поэтому любое утверждение, взывающее к эмоциям, найдет живой отклик среди зрителей и, скорее всего, они к нему присоединятся.

Практически полностью на драматизме построено The Jerry Springer Show. Так, в одном только выпуске с участием Джи-Джи Эллином мы слышим подряд следующие реплики: And what do you do with your conscience?, Do you think it's perfectly okay to take a woman out of the audience and rape her?, Do you have a mother? - Yes. - And it's perfectly okay if somebody takes your mother and rapes her? (У вас есть совесть?, По-вашему это абсолютно нормально, взять сейчас девушку из студии и изнасиловать ее?, У вас мать есть? - Да. - По-вашему, это абсолютно нормально, если кто-то возьмет и изнасилует ее) и так далее.

5. Речь участников ток-шоу отличается как импровизацией, так и подготовленностью, что

очень хорошо видно в выпуске The Oprah Show с Леди Гагой. В ряде моментов Леди Гага воспроизводит информацию будто наизусть - уверенно и без запинок: 24/7 you can also go onto ladygaga.com if you are not going to the Monster Ball and buy any merchandise on the web-site! (если вы не идете на the Monster Ball, то можете зайти на сайт ladygaga. com в любое время дня и ночи и приобрести все сопутствующие товары); в ряде других моментов она теряется в поисках ответа, например, после следующего вопроса Oprah Winfrey: - You were eating fried chicken already this morning? -Mmm... Yes... I... I was... I mean... But it was so, I kinda. Mmm... I always have, you know, very tiring weeks in terms of, you know, my physical schedule... (Вы ели сегодня с утра жареного цыпленка? - Ммм... Да... Я... Я была... То есть... Но это было так, что я типа... Ммм... У меня всегда, вы знаете, очень изматывающая неделя в плане, знаете, физическом.)

Подобное можно проследить и в речи Эммы Уотсон в Late Show with David Letterman: Well, I hope not... I think that really would be... um... um... very depressive... yeah... yeah. and also I think... I think it. quite, you know... kind of millions, millions offans who... (Ну, надеюсь, что нет... Думаю, это было бы действительно... ммм. ммм. очень депрессивно. да. да. я также думаю. думаю. ну, вы знаете, типа. миллионы и миллионы фанатов, которые.) Ее положительное отличие от Леди Гаги в данном случае - полностью неподготовленная речь в формате реального времени. Следует также отметить, что это было не единственное ее интервью в те дни (Эмма Уотсон также приняла участие в The Tonight Show with Conan O'Brien в Нью-Йорке), и речь в обоих шоу шла о предстоящей премьере фильма «Гарри Поттер и Орден Феникса», и Эмма Уот-сон сумела быстро ответить на однотипные вопросы (Is it number 4, number 5?, It's number 5, isn 't it? (Четвертый или пятый? Пятый, да?), не выказав никакого раздражения.

Эта особенность дискурса ток-шоу доказывает, что он отличен от, скажем, дискурса беседы тем, что не является полностью импровизированным. В связи с этим вероятность, что что-то пойдет не так во время ток-шоу (например, политическая игра, непредвиденные и неожиданные вопросы и так далее) крайне мала.

Подводя итог данному пункту, мы бы хотели сказать, что чем искушеннее оратор, тем незаметнее его (возможная) подготовленность к шоу, как и отсутствие таковой. Так, речь Барака Обамы на Late Show with David Letterman не производит впечатления подготовленной, хотя и запинок тоже не случается - это говорит лишь о его высоких ораторских качествах, и не более того.

Появившись более 40 лет назад, в 1967 г., в Соединенных Штатах Америки благодаря случаю, ток-шоу, несколько видоизменившись, стали одним из наиболее известных феноменов современного, информационно-медийного, общества и, как и любое другое средство массовой информации и коммуникации, оказывают значительное влияние на формирование мировоззрения большого количества людей, в том числе детей, в особенности на их родине, где количество подобных шоу уже давно перевалило за сотню. Именно поэтому сейчас столь важно определить, на чем построена популярность ток-шоу, и развить коммуникативные компетенции максимального числа людей, чтобы они были готовы анализировать поступающую с телеэкранов информацию, а не впитывать ее благодаря имплицитным тактикам продюсеров и режиссеров СМИ.

Список литературы

1. Карасик, В. И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград, 2000. С. 5-20.

2. Карасик, В. И. Структура институционального дискурса // Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2000. С. 25-33.

3. Комарова, З. И. Коммуникативно-прагматическая парадигма в дисциплинарно-методологическом пространстве современной лингвистики // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2013. № 1 (292). С. 66-71.

4. Late Show with David Letterman [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbs.com/ late_night/late_show.

5. The Jerry Springer Show [Электронный ресурс]. URL: http://www.jerryspringertv.com.

6. The Oprah Show [Электронный ресурс]. URL: http://www.oprah.com/index.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.