Научная статья на тему 'Коммуникативно-познавательная деятельность как фактор формирования рефлексивных умений студентов'

Коммуникативно-познавательная деятельность как фактор формирования рефлексивных умений студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2034
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рефлексия / рефлексивные умения / формирование рефлексивных умений / развитие личности / коммуникативно-познавательная деятельность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопарева М. А.

В статье раскрывается сущность рефлексивных умений, их значимость для развития личности, обосновывается педагогический потенциал коммуникативно-познавательной деятельности, формулируются условия формирования рефлексивных умений студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article uncovers the nature of the reflective abilities and their importance for the personality development. The author substantiates the pedagogical potential of communicative and cognitive activities and states the conditions for students" reflective abilities forming.

Текст научной работы на тему «Коммуникативно-познавательная деятельность как фактор формирования рефлексивных умений студентов»

М. Л. Лопарёва

КОММУНИКАТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ

Работа представлена кафедрой общей педагогики Оренбургского государственного педагогического университета. Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Т. Б. Старостина

В статье раскрывается сущность рефлексивных умений, их значимость для развития личности, обосновывается педагогический потенциал коммуникативно-познавательной деятельности, формулируются условия формирования рефлексивных умений студентов.

The article uncovers the nature of the reflective abilities and their importance for the personality development. The author substantiates the pedagogical potential of communicative and cognitive activities and states the conditions for students' reflective abilities forming.

В настоящее время отечественная система образования претерпевает серьезные изменения. Эти изменения предполагают переход от знаниевой модели специалиста к компетентностной, которая подразумевает овладение интегративными умениями разрешать проблемы, возникающие при решении междисциплинарных практических задач будущей профессиональной деятельности. И. А. Зимняя в качестве ведущих компетенций, относящихся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения, выделяет компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной реф-1

лексии .

Основой становления рефлексии являются рефлексивные умения, которые влияют на успешную самореализацию личности. Формирование рефлексивных умений необходимо начинать в период обучения, когда закладываются основы личностных и профессиональных качеств человека.

В науке к настоящему времени имеются определенные теоретические предпосылки для решения исследуемой проблемы. Это

труды в области философии (М. М. Бахтин, М. Мамардашвили, В. А. Лекторский и др.), методологии (О. С. Анисимов, К. Я. Ва-зина, Г. П. Щедровицкий), психологии (Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, В. П. Зин-ченко), педагогики (К. А. Абульханова-Славская, Г. И. Щукина, Г. А. Цукерман, А. А. Вербицкий). Тематика диссертационных исследований последнего десятилетия свидетельствует о значительном интересе к проблемам формирования рефлексии и умений в различных видах деятельности.

Для определения сущности понятия «рефлексивные умения» мы обратились к исследованию категорий «рефлексия» и «умения». Исходя из того, что рефлексия есть обращение личности на себя, способность человека к анализу своих качеств и деятельности, а умения - это система осознанных действий, направленных на достижение какой-либо цели, под рефлексивными умениями будем понимать систему осознанных действий и операций, направленных на понимание, осмысление и оценку субъектом собственного «Я», своей деятельности и поведения. Рефлексивные умения особо

значимы для познавательного процесса, поскольку они формируют объективную самооценку субъектом личностных свойств, поведения, деятельности и обеспечивают не только успешность протекания процесса обучения, но и самореализацию личности. Дифференциация рефлексии по направленности на интеллектуальную (деятельност-ную), личностную и поведенческую дает нам основание для выделения групп рефлексивных умений: рефлексивные умения, направленные на самопознание; на собственную деятельность; на анализ и оценку собственного поведения.

Среди рефлексивных умений, направленных на собственную деятельность, считаем необходимым выделить следующие:

• оценить сформулированную цель собственной деятельности и соответствующие задачи;

• наметить основные этапы выполнения деятельности;

• оценить выполнение каждого этапа;

• оценить результат деятельности, соотнести его с целью и сделать вывод о результативности деятельности.

Функциями рефлексивных умений в этом случае являются: осознание оснований и средств выполнения деятельности, контролирование и регулирование действий и операций, преодоление противоречий в содержании деятельности и возникающих в процессе разрешения проблемной ситуации личностных конфликтов. Рефлексивные умения подразумевают исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения ее эффективности в дальнейшем.

Рефлексивные умения, направленные на самопознание, предполагают прежде всего умение обнаружить, зафиксировать и оценить собственное изменение; направленные на собственное поведение находят свое проявление в коммуникации и кооперации. К ним относятся умения различить и оценить собственную позицию во взаимодействии

и позицию партнеров по общению, а также соотнести собственное понимание себя с тем, как тебя понимают и воспринимают другие.

Специфика рефлексивных умений проявляется прежде всего в их функциях. Рефлексивные умения выполняют интегративную функцию, так как являются результатом коммуникативно-познавательной деятельности, основой формирования субъектной позиции, инструментом субъектной реализации личности; обеспечивают совершенствование и успешность любой деятельности, т. е. выполняют преобразующую функцию.

Рефлексивные умения могут быть основой любых видов деятельности учащихся в процессе обучения: чтения текста, слушания материала, анализа и решения задачи и т. д. Они носят обобщенный интегративный характер. Механизмы формирования могут быть как общими, так и индивидуальными для каждого человека. Задачей нашего исследование было выявить наиболее общие принципы, методы, формы, средства их формирования, а также сформулировать и проверить основные условия успешного протекания процесса формирования рефлексивных умений. Мы понимаем формирование как целенаправленный процесс взаимной деятельности педагога и студента, результатом которого являются изменения в личности.

Формирование рефлексивных умений происходит в деятельности. Основным видом деятельности студента является познавательная деятельность, которая обеспечивает усвоение определенного опыта, формирование субъектной позиции, воспитание и развитие личности. При этом познавательная деятельность по своей природе коммуникативна. Несмотря на то что познавательная и коммуникативная деятельность рассматриваются как два разных вида деятельности, анализ исследований показал, что связь между ними объективна.

По мнению В. В. Давыдова, познавательная деятельность отдельного человека,

опирающаяся на образы и понятия, формируется на основе развернутых взаимоотношений между людьми, использующими материальные и идеальные средства организации своего общения и обмена опытом, так как «...при взаимодействии происходит регулирование отношений на основе общих целей, формируются нравственные отношения, коммуникативные свойства личнос-

2 V

ти» . Коммуникация выступает как одно из важнейших условий объединения людей для любого вида деятельности: «...любая познавательная деятельность по принципиальным механизмам своего существования носит социально-опосредованный характер, а значит, всегда содержит потенцию комму-цирования, т. е. как бы осуществляется не только для меня, но и для всякого другого

человека, включенного в данную систему

3

социально-культурных нормативов» .

Коммуникативная деятельность в процессе познания позволяет всматриваться в другого человека и при помощи этого оценивать собственные мотивы, устремления, человеческие качества, результаты деятельности. Иными словами, коммуникативная деятельность побуждает к самопознанию, результатом которого является рефлексия собственной деятельности.

Следовательно, мы можем рассматривать познавательную деятельность в сочетании с коммуникативной как коммуникативно-познавательную. Под коммуникативно-познавательной деятельностью будем понимать такую деятельность, которая обеспечивает познание студентом объекта (природы, техники, общества, себя) на основе коммуникации и результатом которой являются достижение целей обучения, воспитания и развития личности, включая готовность к само- и взаимооценке участников деятельности.

Рефлексивные умения невозможно сформировать вне диалога личности как с самой собой, так и с другими. Так как подлинная жизнь личности, по М. М. Бахтину, доступна только диалогическому проник-

новению в нее, которому она сама ответно и свободно открывает себя. Диалог - особый мир общения свободных личностей, некая общечеловеческая реальность. С одной стороны, он предпосылка, изначальное условие человеческого сознания и самосознания, с другой - основная форма его реа-4

лизации . Переход внешнего диалога с другими во внутренний (с самим собой) обеспечивает коммуникативно-познавательная деятельность. Она обладает всеми сущностными свойствами деятельности и выполняет мотивационную и мобилизационную функции; обеспечивает создание когнитивной основы для познания и самопознания в процессе коммуникативной деятельности; формирует операциональный компонент рефлексивных умений.

Анализ сущности и педагогического потенциала коммуникативно-познавательной деятельности позволил нам сформулировать следующие условия формирования рефлексивных умений в коммуникативно-познавательной деятельности:

1)актуализация рефлексивных задач коммуникативно-познавательной деятельности;

2) развитие положительной мотивации, обеспечивающей формирование ценностного отношения к познанию себя, своей деятельности, поведения;

3) обеспечение усложнения познавательной деятельности и активного субъект-субъектного взаимодействия участников коммуникативно-познавательной деятельности;

4) создание ситуаций взаимо- и самооценки, побуждающих участников к осуществлению рефлексивных действий и обеспечивающие запуск механизмов рефлексии.

Реализация этих условий позволяет формировать направленность субъекта на самопознание и готовность к познанию себя; способствует осознанию необходимости само- и взаимоанализа, создает операцио-нально-деятельностную основу для формирования рефлексивных умений.

Коммуникативно-познавательная деятельность является основой формирования рефлексивных умений, так как в ней происходит:

• соотнесение личных планов, познания себя во взаимодействии с другими участниками процесса с внешней и внутренней самооценкой;

• создание рефлексивной основы самооценки, обеспечивающей преодоление трудностей и решение текущих задач взаимодействия, на основе рефлексии себя, своей деятельности, участников взаимодействия;

• запуск механизмов рефлексии и, как следствие, осознание самодвижения и самореализации в познавательной деятельности через выражение важных для каждого смыслов образования.

В нашем эксперименте для формирования мотивационной,когнитивной и операциональной основы рефлексивных умений мы использовали экстенсивный путь (спецкурс), предполагающий достижение результата за счет дополнительного времени, на

этапах совершенствования и применения рефлексивных умений - интенсивный путь (потенциал учебных предметов).

Средствами формирования рефлексивных умений студентов выступали:

• содержание спецкурса, а также курса физики, математики, информатики в медицинской академии;

• традиционные (лекции, семинары, практические занятия и консультации) и нетрадиционные (проблемные лекции и семинары, дискуссии, ролевые игры, практические занятия в виде тренинга) формы организации обучения;

• системы заданий, реализующие принципы непрерывности, усложнения деятельности, активного взаимодействия, субъектности, позволяющие формировать мотивационную основу и собственно рефлексивные умения.

Сформулированные условия экспериментально проверялись на базе Оренбургской государственной медицинской академии и Оренбургского государственного педагогического университета.

ПРИМЕЧАНИЯ

' Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

Давыдов В. В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности //Вопросы психологии. 2003. № 2. С.42-49.

3

Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М.: Наука,1980. С.179. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. М.,1994. С. 56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.