philological sciences
УДК 82.42
КОММУНИКАТИВНАЯ ТЕОРИЯ ТЕКСТА И ТЕКСТОВЫЙ АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
© 2017
Кудашова Нина Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры глобалистики факультета глобальных процессов Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (119991, Россия, Москва, ул. Ленинские Горы, 1, e-mail: [email protected])
Аннотация. В данной статье рассматривается текст как речевой элемент коммуникативного акта. Коммуникация при этом рассматривается как деятельность, и текст, с одной стороны, трактуется как продукт деятельности адресанта, а, с другой стороны - как объект деятельности адресата. Автор отмечает, что в современных исследованиях зачастую текст квалифицируется как форма коммуникации, характеризующаяся определенным набором признаков и факторов, в т.ч.: 1) текстовая деятельность позволяет передавать информацию, выражать чувства, осуществлять взаимодействие между людьми; 2) описывать реалии окружающей действительности, сознания и языка; 3) тексты обладают целым рядом функций (информативной, социальной, эмотивной, эстетической, коммуникативной и др.) и т.д. Основной акцент в статье делается на исследовании художественной коммуникации и художественной информации в современной литературе. Так, художественная коммуникация рассматривается как функционирование искусства в обществе, когда искусство выступает как специфическая эстетическая деятельность и средство общения. При этом автор обращает внимание на собственно антропоцентрический фактор, присущий эстетической деятельности людей в социуме. В ходе такой деятельности люди посредством искусства присваивают художественные и культурные ценности, формируют эстетические идеалы. Отмечается, что художественная коммуникация содержит в себе восприятие не только смысла художественных произведений, но и их ценности, которая раскрывает себя как значение произведений для человечества, а также как авторская свобода (мастерство) владения техническими средствами и нормами искусства, как свобода воплощения замысла в произведениях. Автор приходит к выводу, что тексты художественной коммуникации альтернативны, взаимодополняемы и не вытесняют друг друга. Именно поэтому понятие макротекста так естественно ложится на понятия художественного текста и художественной коммуникации.
Ключевые слова: текстовый антропоцентризм, художественный текст, современная лингвистика, коммуникативная ситуация, теория текста, языковая картина мира, коммуникативный акт, художественная коммуникация, художественная информация, антропоцентрический фактор.
COMMUNICATIVE THEORY OF TEXT AND TEXT ANTROPOCENTRISM
© 2017
Kudashova Nina Nikolaevna, PhD, philology, candidate of Science, philology, Associate professor,
faculty of global studies Lomonosov Moscow State University (119991, Russia, Moscow , St. Leninskie Gory, 1, e-mail: [email protected])
Abstract. This article considers the text as a speech element of a communicative act. Communication is considered as activity, and the text, on the one hand, is treated as a product of the addressee's activity, and, on the other hand, as an object of the addressee's activity. The author notes that in modern studies often the text is qualified as a form of communication, characterized by a certain set of signs and factors, including: 1) text activity allows you to convey information, express feelings, to carry out interaction between people; 2) describe the realities of the surrounding reality, consciousness and language; 3) texts have a number of functions (informative, social, emotive, aesthetic, communicative, etc.); etc. The main emphasis in the article is on the study of artistic communication and artistic information in contemporary literature. Thus, artistic communication is seen as the functioning of art in society, when art appears as a specific aesthetic activity and a means of communication. At the same time, the author draws attention to the actual anthropocentric factor inherent in aesthetic activity of people in society. In the course of such activities, people through art assign art and cultural values, form aesthetic ideals. It is noted that artistic communication contains the perception not only of the meaning of artistic works, but also of their value, which reveals itself as the value of works for humanity, as well as the author's freedom of mastering technical means and norms of art, as freedom of embodiment in the works . The author comes to the conclusion that the texts of artistic communication are alternative, mutually complementary and do not displace each other. That is why the concept of macrotext so naturally falls on the concepts of artistic text and artistic communication.
Keywords: Text anthropocentrism, artistic text, modern linguistics, communicative situation, text theory, language picture of the world, communicative act, artistic communication, artistic information, anthropocentric factor
В современной лингвистике уже давно является общепризнанным тот факт, что текст представляет собой речевой элемент коммуникативного акта, в частности, и коммуникативной ситуации в целом. Коммуникативная ситуация трактуется обычно в формате известной триады «адресат-текст-адресант». Иногда она принимает несколько иной вид «говорящий-текст-слушающий». Коммуникация при этом рассматривается как деятельность, и текст, с одной стороны, трактуется как продукт деятельности адресанта, а, с другой стороны - как объект деятельности адресата [5].
В несколько иной формулировке текст квалифицируется как форма коммуникации. В разнообразных исследованиях, так или иначе касающихся коммуникативных параметров текста, приводятся уточняющие признаки и факторы этой формулировки «текст-форма коммуникации». Отметим некоторые из них:
1) за счет текстовой деятельности (в частности, порождения, восприятия и интерпретации текста) может передаваться информация, выражаться чувства, осу-
ществляться взаимодействие между людьми;
2) могут описываться реалии окружающей действительности, сознания и языка;
3) тексты обладают целым рядом функций (в т.ч.: информативной, социальной, эмотивной, эстетической, коммуникативной, контактоустанавливающей, прагматической, метаязыковой);
4) текст представляет собой продукт первичной коммуникативной деятельности автора (который говорит, пишет) и объект вторичной коммуникативной деятельности адресата (читателя или слушателя);
5) для взаимодействия автора и адресата через текст нужны знания языка (кода), иными словами, совокупность концептуальной и языковой картины мира у коммуникантов, а также наличие каналов связи [2].
Известная работа О.Л. Каменской исходит именно из обобщающих установок трактовки текста и коммуникации, делая акцент на процессе передачи информации. Согласно ее точке зрения, процесс передачи информационных сообщений получил название коммуникация,
а совокупность средств, которая предназначена для данной цели, является средством (системой) коммуникации. Коммуникации характеризуют собой общественные явления с позиции ее появления, сути, условий ее реализации. Основные цели коммуникации социальны и подвержены общественному влиянию. Другими словами, коммуникативное поведение - это поведение общественного порядка. Этим обуславливается специфика межличностной коммуникации [3].
В данных обобщающих трактовках не всегда делается акцент на специфику коммуникации, которая способна вносить известные коррективы в перечисленные выше признаки и факторы. Если мы имеем в виду художественную коммуникацию и, соответственно, художественный текст, то следует уточнить, прежде всего, такие моменты, как:
- передаваемая информация,
- выражаемые чувства (автором, адресантом) и испытываемые чувства (читателем, адресатом),
- контакт между ними (отдаленный во времени),
- приоритет функций, выполняемых текстом (из которых главенствующими следует признать эмотивную и эстетическую),
- описание реалий,
- знание языка (кода), как совокупности концептуальной и языковой картины мира, а также наличие каналов связи, каковыми в художественной коммуникации в традиционном формате являются книги.
Остановимся на трактовке художественной коммуникации и художественной информации в современной литературе. Отметим, что вопросы художественной коммуникации изучены лучше в общегуманитарном аспекте, чем в собственно лингвистическом.
Художественная коммуникация (от лат. Соттитсо -связываю, общаюсь) рассматривается как функционирование искусства в обществе, когда искусство выступает как специфическая эстетическая деятельность и средство общения. Обращает на себя внимание собственно антропоцентрический фактор, присущий эстетической деятельности людей в социуме. В ходе такой деятельности люди посредством искусства присваивают художественные и культурные ценности, формируют эстетические идеалы. Данный процесс обладает следующими особенностями:
1) индивид способен сам формировать свое мышление, эстетический вкус, усваивать определенные наборы художественных ценностей, которые, в свою очередь, передаются обществом;
2) каждый член общества, осуществляя ту или иную деятельность, тем самым, оказывает определенное влияние на прочих индивидов и через них на все общество [1].
Трактуя высказанные выше сведения в лингвистическом ключе, нельзя не признать, что общая схема художественной коммуникации тем или иным образом преломляется в художественном текстопостроении и влияет на его конечный продукт - художественный текст, рассматриваемый в целом как явление, а также каждый конкретный текст в отдельности, тиражирующий данное явление в индивидуальном аспекте. В этой формуле, в сущности, и заключаются коммуникативные параметры коммуникативных параметров текстового антропоцентризма.
Представляется исключительно емким и исчерпывающим определение художественной коммуникации, даваемое В.Е. Черниковой. Так, по ее мнению, художественная коммуникация - это коммуникация между творцом и аудиторией, которая представляет собой большую нравственно-эстетическую ценность. Она обусловливает собой потребность в эстетическом созерцании и в нравственном совершенствовании, кроме того, относится к числу важных духовных потребностей человека [9].
В этой связи исключительно показательными пред-
ставляются слова А.Н.Толстого. А.Н.Толстой однажды описал такую воображаемую ситуацию: «Вас, писателя, выбросило на необитаемый остров. Вы, предположим, уверены, что до конца дней не увидите человеческого существа и то, что вы оставите миру, никогда не увидит света. Стали бы вы писать романы, драмы, стихи? Конечно, - нет... Для потока творчества нужен второй полюс, - вниматель, сопереживатель: круг читателей, класс, народ, человечество» [8]. Многие существенные стороны художественной коммуникации раскрываются в этой экспериментальной ситуации. С другой стороны, однако, художественная коммуникация обнаруживает глубокие антропоцентрические корни.
В филологических и философских работах по художественной коммуникации особо подчеркивается роль информации. В частности, В.Е. Черникова отмечает, что под художественной коммуникацией следует понимать процесс реализации интеллектуально-творческих взаимодействий автора и реципиента, в котором осуществляется передача реципиенту художественной информации (формирующей определенное отношение к окружающей действительности), художественные концепции, устойчивую ценностную ориентацию. Связующим звеном данной передачи являются художественные произведения, а в исполнительских искусствах (в т.ч.: музыка, театр) еще и исполнители. В процессе художественной коммуникации адресант (художник) способствует появлению трех типов взаимоотношений:
- автор - действительность;
- автор - реципиент;
- автор - художественный процесс.
Кроме того, В.Е. Черникова, заявляет, что художественная коммуникация проявляется за счет того, что в произведение автор вкладывает познавательную информацию, которая, в свою очередь, выражает определенное эмоционально-оценочное отношение, характеризуется способностью «несбывшееся - воплотить», доставить эстетическое наслаждение, развлечь и зарядить творческой энергией [9]. Все эти функциональные значения характеризуют содержательную сторону художественной коммуникации и ее ценностных аспектов. Так, Л.Н. Столович, рассматривая структуру искусства, а также его эстетическую ценность, отмечал, что художественная коммуникация определяется единством объективной и субъективной сторон эстетического отношения человека к миру [7], которое (единство), в свою очередь, формирует идеи эстетической ценности.
Художественная коммуникация содержит в себе восприятие не только смысла художественных произведений, но и их ценности, которая раскрывает себя как значение произведений для человечества, а также как авторская свобода (мастерство) владения техническими средствами и нормами искусства, как свобода воплощения замысла в произведениях.
Надо заметить, что филологический подход к изучению коммуникативных параметров текста мало чем отличается от философского. Текст художественных произведений также может быть рассмотрен как форма коммуникаций с точки зрения диалога автора и читателя. Филологи при этом также апеллируют к художественным произведениям в большей мере, нежели к художественному тексту. Основной задачей художественного творчества провозглашается создание художественных произведений, способных повлиять на того, кто его читает. При этом коммуникативная функция художественного творчества образно трактуется как «мост» от одного человека к другому.
Помимо филологического и философского изучения художественной коммуникации следует отметить и ее рассмотрение с позиции семиотики. Было заявлено, что коммуникативная функция напрямую связана со знаковыми, семиотическими аспектами искусства, благодаря которым оно и является средством общения. Семиотические исследования по художественной ком-
Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20)
63
philological sciences
муникации также обращают внимание на информацию, которая при этом может уточняться как художественная информация. Создавая и воспринимая художественные произведения, человек, тем самым, передает, приобретает и хранит особую художественную информацию, которую невозможно отделить от структурных особенностей художественного текста ровно также, как невозможно отделить мысль от материальной структуры мозга. Целью семиотических исследований в этом направлении является рассмотрение структурных особенностей художественного языка и его отношений к структуре художественного текста, их сходства и различия от подобных лингвистических категорий. Иными словами, необходимо объяснить, каким образом художественный текст становится носителем той или иной мысли - идеи, а также как структура текста взаимодействует со структурой данной идеи [4].
Г.Г. Почепцов, говоря о масс-медиа, отмечал ее характерную особенность: а именно порождение символической реальности, так как из миллиона вариантов событий на страницы журналов, газет или на телеэкраны попадают лишь некоторые. Взятая в данном случае для контраста масс-медиа, особенно наглядно покажет сближающие и подчеркивающие различия характеристик двух вариантов порождения символической реальности - художественной коммуникации и масс-медиа.
К примеру, масс-медиа порождает так называемые «краткоживущие тексты», а художественная литература и культура - «долгоживущие». Это связано, прежде всего, с особенностями их функционирования, а именно: тексты масс-медиа в определенной степени вытесняют друг друга, завтрашний рассказ для человека будет важнее, нежели рассказ вчерашний. Кроме того, художественная коммуникация порождает тексты альтернативного порядка, а не вытесняющего. В ее поле сосуществуют тексты различного вида, в то время как в поле масс-медиа тексты могут «взаимоуничтожать» друг друга. Косвенно это может быть связано еще и с тем, что тексты масс-медиа, сменяя друг друга, зачастую рассказывают об одном и том же. Художественные же тексты повествуют о различных вещах, объектах, ситуациях, в связи с этим понятие такого рода конкуренции в данном случае становится неприемлемым [6].
Эти выводы весьма полезны для уточнения природы художественной коммуникации: тексты художественной коммуникации альтернативны, а лучше сказать -взаимодополняемы и не вытесняют друг друга. Именно поэтому понятие макротекста так естественно ложится на понятия художественного текста и художественной коммуникации. Однако необходимо подчеркнуть, что художественная коммуникация - это не только триада автор-текст-читатель или диада автор-читатель. Это еще и отраженная в тексте коммуникация (точнее, общение персонажей, воспроизводяших реальную коммуникацию в человеческом социуме). Поэтому художественный текст с коммуникативной точки зрения можно исследовать в формате денотации, т.е. с позиции того, как отражается общение людей средствами художественного текстопостроения. Антропоцентрическим фактором здесь явится коммуницирующий человек в плане разнообразных коммуникативных потоков художественного текста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Беляева А.А. и др. (ред.). Эстетика: Словарь. М.: Политиздат, 1989. 447 с.
2. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов (5-е изд., испр. и доп.). Назрань: «Пилигрим», 2010. 486 с.
3. Каменская О.Л. Текст и коммуникация // Учебн. пособ. для инстит. и факул. иностр. язык. М.: Высш. шк., 1990. 152 с.
4. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Об искусстве. СПб.: «Искусство - СПБ», 1998. С. 14285.
5. Панченко Н.В., Качесова И.Ю., Комиссарова Л.М., Чувакин А.А., Земская Ю.Н. Теория текста: учебное пособие. М.: Наука, 2010. 132 с.
6. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации //socioline. m/.../pocheptsov-gg-teoriya-kommumkatsii
7. Столович Л.Н. Жизнь - творчество - человек // Функции худож. деятельн. М.: Политиздат, 1985. С. 415.
8. Толстой А.Н. Собр. соч. В 10-ти т. Т. 10. М., 1961. С. 63.
9. Черникова Е.В. Художественная коммуникация как объект философского исследования: на материале зарубежных теорий ХХ в. // Диссер. .. .доктор. философ. наук. Харьков, 1998. С. 360.
Статья поступила в редакцию 02.08.2017.
Статья принята к публикации 23.09.2017.