Коммуникативные исследования. 2014. № 1. С. 233-240.
УДК 82.3(2)
А.Ф. Балашова Москва, Россия
КОММУНИКАТИВНАЯ ПРИРОДА НАРОДНЫХ РАССКАЗОВ НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В НЕБЕСНЫХ ЗНАМЕНИЯХ
Исследуется фольклорная символика и коммуникативная структура устных рассказов о начале Великой Отечественной войны с ключевым мотивом небесных предзнаменований. Демонстрируется устойчивый характер описания небесных знаков при существенной разнице в толковании увиденного рассказчиками.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, война в фольклорной традиции, знамения, вещие сны.
Во второй половине XX в. изучение народной прозы о Великой Отечественной войне велось преимущественно в виде собирания рассказов ветеранов войны - участников боевых действий и тружеников тыла, с одной стороны, и «детей войны», росших в бедственные военные и трудные послевоенные годы - с другой. В начале XXI в. в исследованиях устных нарративов о Великой Отечественной войне появились такие новые аспекты, как социальная философия войны, политика памяти, механизмы устной истории. Вместе с тем актуальными и недостаточно разработанными остаются вопросы коммуникативной природы народных рассказов о войне, в частности, реализация в структуре нарративов позиции участника событий и точка зрения современного рассказчика. Особый интерес в этом плане представляют рассказы о знамениях, предполагающие яркие визуальные образы, увиденные глазами свидетелей и изначально описанные их собственными словами, но, несомненно, претерпевшими и значительную трансформацию словесной ткани при многократной передаче из уст в уста. С другой стороны, всякое знамение обретает в рассказе о нем определенную интерпретацию, однако в последующих пересказах исходное толкование может входить в противоречие с убеждениями слушателей и последующих рассказчиков. Выявление такого рода конфликтов интерпретаций позволит отчетливее увидеть те ключевые - не вызывающие сомнений и кривотолков - знаки и их стереотипные значения, составляющие константы фольклорного мировидения и народной исторической памяти.
© А.Ф. Балашова, 2014
234
Раздел IV. Лингвистические исследования: история и современность
Начало и конец войны в сознании народа предварялись видениями и знаками, такими как вещие сны; небесные знамения, т. е. видения на небесах; мироточение икон; предсказания праведных людей, юродивых, колдунов и прорицателей; неожиданные знаменательные слова обычных людей. Приметы могли быть связаны с внезапным изменением местоположения предметов (слетевшими на пол гирями всех часов; тонущими в колодцах вёдрами]; особым поведением животных (воем собак, криками филина, миграцией диких животных в другие районы]. «Как любому критическому событию, войне сопутствует мифологическое прогнозирование. Существуют более или менее распространённые приметы... Рассказы также содержат различные мотивы предзнаменований, которые опосредованы семейным опытом» [Разумова 2005: 83]. Приметы связаны с непривычным поведением людей (слишком много веселились, пели, плясали, пили, дрались]; с необычными природными явлениями, изобилием, которое впоследствии обернётся недостачей (рождение большого количества мальчиков, обильные урожаи]; с явлением путникам странных существ (женщины в белом, старичка с крыльями, лешего или русалки, монахинь Тобольского кремля]. В качестве предзнаменования могут выступать предметы с легко угадываемым символическим значением (мешок с хлебом, ведро с кровью, гроб и т. п.].
Начало войны, согласно народным представлениям, предвещают и астрономические знамения. Они рождают ассоциации с аналогичными явлениями перед другими войнами. В различных источниках (преданиях, легендах, воспоминаниях и т. п.] упоминается кровавое зарево, которое многие видели незадолго до начала войны. Русским воинам Богоматерь не раз помогала одерживать победы на Руси. В одной легенде она явилась Тамерлану, из-за чего он развернул свои войска и ушёл от Москвы. В наших материалах есть легенды и о явлении Богородицы в годы Великой Отечественной войны.
Источниками настоящей статьи послужили газетные публикации, мемуары, статьи в Интернете, устные рассказы, в том числе записанные автором в полевых условиях. Весь этот, казалось бы, разнородный материал объединяется единством ключевых образов, мотивов и сюжетов, что говорит о типичности знамений бедствий, катастроф, войн, свойственных народному сознанию. «Если прагматическая функция примет-прогнозов - прогностическая, т. е. сообщение информации о будущем, то приметы-толкования предоставляют человеку информацию о настоящем или недавнем прошлом» [Христофорова а].
Накануне войны многие наяву и во сне видели необычные природные явления: алые шары (кометы], красное зарево или столб на небе, что воспринимали как предвестие беды. Зарево могло трансформироваться в красную корову с длинным языком, огненного всадника, крест или четыре креста (по числу лет войны], лик Богородицы и т. п. Такие видения характерны не только для Великой Отечественной войны, но, по-видимо-
А.Ф. Балашова
235
му, для всех войн вообще. «У человека никогда не ослабевал, а в последнее время, пожалуй, даже усилился интерес к архаической стадии истории человечества - архаическим формам сознания, социальной организации, материальной и духовной культуры» [Христофорова b].
Незадолго до начала Великой Отечественной войны советские люди запомнили необычный кроваво-красный закат, дальние грозы, сполохи. В день подписания пакта о ненападении Германии на СССР в августе 1939 г. сам Гитлер увидел облака красного и чёрного цвета, посчитав это плохим знаком (Урал-Космопоиск]. Из туч, облаков за несколько месяцев до начала войны появляются фигуры креста, свастики, столба, костра: Майским днём 1941 г. учителя и ученики школы д. Новопавловка Врадиев-ского района Одесской области увидели, как на небе показались две тучи, принимающие форму фигур. Тучка на востоке постепенно стала похожей по форме на крыло птицы, остриём своим обращённое к солнцу. На конце её вырисовывался пылающий костёр с тремя языками пламени (как на зажиме к пионерскому галстуку, который скреплял его концы). Западная тучка приобрела овальную форму дымчатого цвета с различной плотностью. Тёмные части облака образовали знак свастики! Нерукотворное чудо это длилось минут 15-20, а потом растаяло. «Не к добру это», - заговорили взрослые. И верно: через три-четыре недели началась война, а в августе в наше село вошли немецкие войска (Куприянова 2011: 87]. Свастика на небе символизируют вражескую армию. Стенающее небо, содрогающаяся земля и свастика - образы, увиденные в вещем сне накануне войны (Ушаков].
Комментарии к коммуникативной структуре текстов касаются прежде всего аутентичных рассказов, характеризуемых обилием деталей, прямой речи, полифонией голосов и точек зрения (учителя и ученики, взрослые]. В них действующие лица - очевидцы, их слушатель - собеседник-фольклорист (журналист].
В следующем сюжете 22 июня 1941 г. «в Котельниче (Кировская область] произошло следующее: после объявления от Советского информбюро над городским шпилем появилось белое облачко, которое постепенно стало вытягиваться и разглаживаться и в итоге стало похожим на блюдце, причем не пустое, а с сюрпризом. По воспоминаниям очевидцев, на блюдце красовалась отрубленная голова Адольфа Гитлера, именно так народ интерпретировал видение (Урал-Космопоиск]. Голова на блюде, с одной стороны, ассоциируется с головой поверженного завоевателя Олоферна, с другой стороны, - с головой Иоанна Крестителя. Возникает контаминация двух сюжетов.
В рассказах о небесных знамениях войны распространены кресты на небе [Бекетова 1994: 9-10; Запорожец 2005: 17].
Крест над Москвой в августе 1941 г.: Августовским утром сорок первого знамение в виде креста появилось над Москвой. Крест блестел в
236
Раздел IV. Лингвистические исследования: история и современность
лучах восходящего солнца, как будто бы его поверхность была из алюминия. Люди, наблюдавшие явление, подумали, что это происки фашистов, уже поставивших «крест» на Москве, но москвичи ошиблись, крест был поставлен над фашизмом. Как известно, именно после боев за Москву начался обратный отсчет времени, отмеренного гитлеровской Германии (Урал-Космопоиск). Сборная статья в газете или популярном сборнике (в отличие от ранее рассмотренных аутентичных текстов) представляет собой монолог газетчика-компилятора, сохраняет минимум деталей (только символические образы и без подробностей), даёт весьма сжатый (если есть) пересказ, эмоции-толкования свидетелей, а также рациональновыстроенное изложение толкований.
В сочетании со столбами солдатский сапог становится символом службы в армии. Май 1941 г. ознаменовался для жителей Октябрьского района (Челябинская область) необычным явлением, они увидели в небе два пограничных столба, а между ними солдатский сапог. Сомнений не осталось ни у кого: это был дурной знак, а через месяц началась война (Урал-Космопоиск).
Может появиться столб над солнцем: ...От солнца стоял красный столб, и вот старые-то люди сказали: «Война будет. Перед войной». Это в 41-м году [Запорожец 2005: 17].
Всадники на лошадях - символ сражающихся армий. События на земле словно проигрываются в небесном варианте. В древности перед сражением двух армий выходили на битву два богатыря (Челобей с Пере-светом в Куликовской битве). Вот что рассказала А. В. Ушакова из города Прокопьевска Кемеровской области: «В детстве перед Великой Отечественной войной я видела «бой на небесах». Вечером, в 10 часов, мы шли с тетей из бани. Я взглянула на небо и вскрикнула от испуга: там рубили друг друга саблями всадники на гигантских лошадях. Страшная схватка проходила в полной тишине и как бы при замедленной съемке» (Феномены Великой Отечественной).
О грядущих бедах свидетельствует также образ небесного всадника. «Я всё это тебе расскажу, как мне моя мама рассказывала. Моей маме 78 лет (1932 г. р.). Она мне рассказывала, что перед самой войной вечером играла на улице. Мужчины занимались своим делом, женщины своим делом. Мы же жили под Польшей. Там ещё не было советской власти. К вечеру бабушка и другие заметили: на небе красное зарево; образовались из зарева лошадь и всадник. Бабушка кричит: «Бегите в дом!», - чтоб не испугались дети. Мама такая была - чтоб посмотреть! Осталась - и видела. Говорили: это к войне. Это было явление перед войной. Это не только в нашей местности. Это Белоруссия, Новогрудок. Многие видели. Точнее - не скажу. Меня-то тогда ещё не было» (Некраш).
Образ всадника может восприниматься как образ Георгия Победоносца (Силецкая). Но, возможно, появление всадников связано и с Апока-
А.Ф. Балашова
237
липсисом. Появляющиеся друг за другом всадники наделены силой сеять хаос и разрушение в мире. Принято считать, что они символизируют чуму, войну, голод и смерть.
И конь, и всадник символически связаны с темой войны, битвы. Грядущие сражения проигрываются на небе во сне и наяву. В европейских преданиях на месте сражений также появляются фантомы, например, в виде миража повторилась схватка между войсками Оливера Кромвеля и сторонников короля (Extrasens portal].
Часто небесные видения и вещие сны пересекаются: человек видит сон о небесном явлении. Иногда вместо коня на небе появляется корова, машущая огненным языком. Вспоминается вещий сон, который моя мама видела и рассказывала в 1939 году. «Небо на западе почернело. На фоне черного неба идет с запада на восток гигантских размеров красная корова и длинным огненным языком, машет налево и направо. А в это же время за рекой Вагой, в деревне Заборье, напротив нашего села Устьваги, отчаянно громко ревела женщина, бесконечно повторяя: «Дети наши пали!» Я посмотрела в ту сторону и увидела: на том берегу Ваги рядами на длинных вешалах висят люди вниз головой. Обезумевшая от горя женщина, крича и плача, ползала по земле между рядами повешенных» (Кузнецов].
Битва птиц на небе соотносится с преданием о битве богатырей перед войсками и с гаданием на птицах (обычно на петухах: красный петух символизирует коммунизм, белый - фашизм]. Цвет птиц символичен. «Известный донор выступала, старенькая женщина. Она накануне 22 июня увидела сон. Два ястреба сцепились: чёрный и белый. Чёрный - это неприятельская сила, а белый - наша. И чёрный упал» (Меркушева].
О грядущей страшной катастрофе люди узнают не только с помощью гаданий о судьбе, по ряду примет, но и благодаря небесным знамениям, вещим снам, в которых накануне Великой Отечественной войны были явлены многочисленные знаки не только большой беды, но и детали военной жизни (разрушенные дома, свастика, повешенные]. В целом комплекс примет, предваряющих начало Великой Отечественной войны, имеет аналогии в традиционном фольклоре в текстах о грядущих бедствиях (войнах, неурожае, раскулачивании и т. п.). Об этом можно заявить, воспользовавшись сопоставительным методом при работе с текстами.
Предложенный в статье анализ фольклорной составляющей текстов о Великой Отечественной войне помогает проследить реализацию и изменение традиционных представлений русского народа в 40-х гг. XX в.
Кроме того, в последнее время устные рассказы исследуются с различных точек зрения. Большую роль в их восприятии слушателем играют наряду с вербальными невербальные составляющие (мимика, жесты]. В рассмотренных нами текстах более ярко, образно и детально переданы события не в подвергшихся литературной обработке (в данном случае
238
Раздел IV. Лингвистические исследования: история и современность
сказ мы не рассматриваем] воспоминаниях, а в аутентичных рассказах, за счёт чего они лучше воспринимаются и запоминаются, поскольку воздействуют и на эмоции.
Таким образом, рассказы о небесных знамениях встраиваются в жанровую парадигму сюжетной фольклорной прозы (преданий, быличек, легенд], с одной стороны, и в парадигму народных герменевтических форм (примет, видений, снотолкований), с другой стороны. Важным остаётся коммуникативный посыл из прошлого в современность, от одного поколения к другому. Сохраняется связь и взаимная переводимость мирови-дений старшего поколения с традиционным видением мира современного (подвергшегося влиянию газет, телевидения, Интернета, массовой культуры) человека, но интерпетирующего мир с помощью той же образной и понятийной сетки.
Список литературы
1. Бекетова В.Н. Спустя полвека. Народные рассказы о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Курган: Парус-м, 1994. 96 с.
2. Запорожец В.В. Знамения войны // Живая старина. 2005. № 2. С. 17.
3. Разумова И.А. Семейные военные рассказы // Фольклор Великой Отечественной войны: сборник научных трудов / 60-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается; под ред. О.Е. Лебедевой и М.В. Строганова. Тверь: Золотая буква, 2005. 159 с.
4. Токарев С.А. Приметы и гадания // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983.
С. 55-67.
5. Христофорова О.Б. К вопросу о структуре приметы // Arbor mundi = Мировое дерево. Вып. 6. М., 1998. С. 30-47. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/ hristoforova2.htm.
6. Христофорова О.Б. Логика толкований. URL: http://www.ruthenia.ru/ folklore/hristoforova7.htm.
Источники
1. ЛАБ - Личный архив А.Ф. Балашовой.
2. Кузнецов. URL: http://s-dolzhenko.narod.ru/Dream_comes_true.html (дата обращения: 4.06.2013).
3. Куприянова Т. [Нерукотворное чудо] // Чудеса и приключения. 2011. № 10. С. 87.
4. Меркушева Марина Александровна, 1988 г. р. Менеджер. Смоленск. ЛАБ.
5. Некраш Анна Иосифовна, 1959 г. р., библиотекарь Смоленской областной универсальной библиотеки им. А.Т. Твардовского. Смоленск. ЛАБ.
6. Силецкая Галина Петровна. Дежурная 7 этажа студенческого общежития ДСВ. Москва. ЛАБ.
7. Урал-Космопоиск. URL: http://www.uralkosmo.ru/mdex.php/2009-11-04-07-50-32/nashi-stati/222-mistyka-na-pole-boya (дата обращения: 25.07.2013).
8. Ушаков Ю.И. Вещий сон. URL: http://y-ushakov.ru/8.html (дата обращения: 16.09.2013).
А.Ф. Балашова
239
9. Феномены Великой Отечественной. Предчувствия и видения. URL: http://www.mytriller.ru/ (дата обращения: 6.08.2013).
10. Extrasens portal. URL: http://extrasenstop.ru/9/2670-drevnie-vsadniki-
proneslis-v-vide-smercha.html (дата обращения: 4.09.2013).
References
1. Beketova V.N. Spustya polveka. Narodnye rasskazy o Velikoy Otechestvennoy voyne 1941-1945 gg. [Half a century later. Folk stories about the Great Patriotic War 1941-1945]. Kurgan, Parus-m, 1994. 96 p.
2. Zaporozhets V.V. Signs of war [Znameniya voyny]. Zhivaya starina - Live antiquity, 2005, no. 2, p. 17.
3. Razumova I.A. Military family stories [Semeynye voennyie rasskazy]. Folklor Velikoy Otechestvennoy voynyi: Sbornik nauchnykh trudov / 60-letiyu Pobedy v Velikoy Otechestvennoy voyne posvyashchaetsya [Folklore of the Great Patriotic War: Collection of scientific works devoted to the 60th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War], ed. by O.E. Lebedeva and M.V. Stroganov. Tver, Zolotaja bukva, 2005. 159 p.
4. Tokarev S.A. Signs and fortune-telling [Primety i gadaniya]. Kalendarnye obychai i obryady v strakakh zarubezhnoi Evropy. Istoricheskie korni i razvitie oby-chaev [Customs ans rites in Europe. Historical background and development of customs]. Moscow, 1983, pp. 55-67.
5. Khristoforova O.B. About sing structure [K voprosu o stukture primety]. Arbor mundi, 1998, vol. 6, pp. 30-47, available at: http://www.mthenia.ru/folklore/hristo-forova2.htm.
6. Khristoforova O.B. Logika tolkovanii [Logic of interpritation], available at: http ://www.ruthenia.ru/folklore/hristoforova7. htm.
Sources
1. LAB - Personal archive of A.F. Balashova.
2. Kuznetsov, available at: http://s-dolzhenko.narod.ru/Dream_comes_true.html (4.06.2013).
3. Kupriyanova T. Heavenly miracle [Nerukotvornoe chudo]. Chudesa i prikljuchenija - Miracles and adventures, 2011, no. 10, p. 87.
4. Merkusheva Marina Aleksandrovna, 1988, manager. Smolensk. LAB.
5. Nekrash Anna Iosifovna, 1959, librarian of the Smolensk regional University library named after A.T. Twardowski. Smolensk. LAB.
6. Sileckay Galina Petrovna. Woman on duty at the 7th floor of a student hostel. Moscow. LAB.
7. Ural-Kosmopoisk, available at: http://www.uralkosmo.ru/ (25.07.2013).
8. Ushakov Yu.I. Veschiy son [Prophetic dream], available at: http://y-usha-kov.ru/8.html (16.09.2013).
9. Fenomenyi Velikoy Otechestvennoy. Predchuvstviya i videniya [The Phenomena Of The Great Patriotic War. Premonitions and visions], available at: http://www. mytriller.ru/ (6.08.2013).
10. Extrasens portal, available at:URL: http://extrasenstop.ru (4.09.2013).
240
Раздел IV. Лингвистические исследования: история и современность
A.F. Balashova Moscow, Russia
THE COMMUNICATIVE NATURE OF FOLK TALES ON THE EXAMPLE OF TEXTS ABOUT THE GREAT PATRIOTIC WAR THROUGH THE HEAVENLY SIGNS
The article is devoted to the study of folklore symbols and communicative patterns of storytelling about the beginning of the Great Patriotic War with the key motive of heavenly signs. The auther demonstrated sustained descriptions with considerable difference in interpretation of heavenly signs seen by the storytellers.
Key words: the Great Patriotic War, the war in the folklore tradition, signs, prophetic dream.
Сведения об авторе:
Балашова Александра Федоровна,
соискатель ученой степени кандидата филологических наук
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова 119991, Россия, Москва, Ленинские горы, 1, стр. 51 E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи 28.06.2014
About the author:
Balashova Aleksandra Fedorovna, an
applicant for the degree of the Candicate of Philological Scienties
Lomonosow Moscow State University 1/51 Leninsky gory, Moskow, 119991, Russia
E-mail: [email protected]