Научная статья на тему 'Коммуникативная подготовка выпускника вуза как субъекта социума'

Коммуникативная подготовка выпускника вуза как субъекта социума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ЭТИКА / КОММУНИКАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / TRANSFER EXPERT / COMMUNICATIVE TRAINING / COMMUNICATIVE EDUCATION / GLOBAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Храмцова Анна Борисовна

Актуальность проблемы коммуникативной подготовки студентов обусловлена демократическими тенденциями общественного развития, задающими новую парадигму образования; изменением критериев оценки качества современного образования, среди которых значимой является готовность к межкультурному взаимодействию. Возникает необходимость организации коммуникативного образования для подготовки трансферного специалиста. Определяется суть двух инновационных для профессиональной педагогики категорий: «коммуникативное обучение» и «коммуникативное образование». В области дидактики высшей школы уточнена стратегия профессиональной подготовки студентов в вузе с установкой на формирование социальной компетенции; апробированные в ходе исследования техники общения могут применяться преподавателями иностранного языка для развития способностей к профессиональному самовыражению в поликультурной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative training of the university graduate as of a society subject

Urgency of students’ communicative training issue is caused by democratic tendencies of social development setting a new paradigm of education; change of criteria for evaluation of modern education quality among which readiness to cross-cultural interaction is significant. There is a need of communicative education organization for transfer expert training. The essence of two categories, innovative for professional pedagogics, is defined: "communicative and "communicative education". In the field of higher school didactics the strategy of students’ vocational training in higher education institution with setting on formation of social competence is specified; approved during the research communication technologies can be applied by teachers of foreign language for development of abilities to professional self- expression in multicultural environment.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная подготовка выпускника вуза как субъекта социума»

УДК 378

Б01: 10.17673^^^.2019.3.14

КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКА ВУЗА КАК СУБЪЕКТА СОЦИУМА

А.Б. Храмцова1

Самарский национальный исследовательский университет

имени академика С.П. Королёва

Россия, 443011, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1

Аннотация

Актуальность проблемы коммуникативной подготовки студентов обусловлена демократическими тенденциями общественного развития, задающими новую парадигму образования; изменением критериев оценки качества современного образования, среди которых значимойявляется готовность к межкультурному взаимодействию. Возникает необходимость организации коммуникативного образования для подготовки транс-ферного специалиста. Определяется суть двух инновационных для профессиональной педагогики категорий: «коммуникативное обучение» и «коммуникативное образование». В области дидактики высшей школыуточнена стратегия профессиональной подготовки студентов в вузе с установкой на формирование социальной компетенции; апробированные в ходе исследования техники общения могут применяться преподавателями иностранного языка для развития способностей к профессиональному самовыражению в поликультурной среде.

Ключевые слова: коммуникативная этика, коммуникативное обучение, коммуникативное образование, профессиональная подготовка, глобализационный процесс.

Введение

Становление личности как «созидателя и носителя социального» [7] обусловлено глобализационными процессами, что дает возможность определить тип выпускника вуза как «специалиста нового века», коммуникативная оснащенность которого должна соответствовать демократическим тенденциям общественного развития. Профессионализм характеризуется проявлением коммуникативной этики. Основным отличием современной коммуникативной этики является то, что нравственные нормы воспринимаются как результат процесса коммуникации, а не как его условие [1]. Реальное общение становится основой нравственных норм; в свою очередь, основой профессионального общения является сложное сочетание интеллектуальных и психологических составляющих, направленное на развитие и поддержание взаимоотношений между людьми. Огромное значение приобретает развитие у будущих специалистов способностей к саморегуляции поведения в процессе межличностного взаимодействия, что требует разрешения противоречия между когнитивным и духовно-нравственным аспектами профессиональной готовности средствами межкультурного общения.

1 Храмцова Анна Борисовна, доцент кафедры «Иностранные языки и деловые коммуникации».

1. Обзор литературы

Анализ литературы по теме исследования показал, что вопросы профессиональной подготовки студентов к специальной сфере деятельности отражены в работах многих исследователей (Асмолов А.Г., Дьяченко В.К., Байденко В.И., Печер-ская Э.П., Нестеренко В.М., Сластенин В.А., Талызина Н.Ф., Юдина О.В. и др.). Особой областью исследований являются работы, рассматривающие отдельные аспекты обучения иностранному языку в высшей школе: так, Борозенец Г.К., Зимина Е.А., Тенищева В.Ф. и другие авторы уделяют внимание возможностям иностранного языка как средства профессиональной подготовки. Зимняя И.А., Кашина Е.Г., Тер-Минасова С.Г. и др. рассматривают иностранный язык как средство развития профессионально значимых свойств. Савченко Г.П., Смирнова О.О., Юхне-ко Л.В. и другие исследователи описывают иностранный язык как средство обучения профессионально ориентированному иноязычному общению. Калмыкова Е.И., Метел ева Л.А., Гез Н.И. и другие ученые рассматривают иностранный язык с точки зрения его возможностей для развития коммуникативной компетентности.

Однако нами не обнаружено значительных исследований, авторы которых интегрировали бы профессиональную компетентность с моделью языковой личности специалиста. Мы считаем, что подобная интеграция будет способствовать уточнению характеристик языковых компетенций специалиста в любой сфере.

Образовательный процесс в вузе должен быть коммуникативным, обучающим общению [6]. Развитие готовности к эффективной коммуникации является целью современного образования, которое, базируясь на коммуникативном подходе, стимулирует реальную коммуникацию. Исследователи отмечают, что в современном мире получение знаний происходит не через жизненный опыт, а в процессе коммуникации [9]. Основой данного направления в философии, социологии и педагогике являются труды Ю. Хабермаса, который полагал, что коммуникативная социальная практика является основой познания и неотделима от него. В связи с этим выдвигается необходимость владения коммуникативной компетенцией, главными характеристиками которой являются «отсутствие внешнего принуждения, равноправие для всех участников коммуникации в выполнении ими их диалогических ролей» [10].

Коммуникативная этика и коммуникативная компетенция в целом приобретают значимость только при обращении к реальным речевым ситуациям, живому общению. В этом аспекте коммуникативное обучение выполняет мотивирующую функцию: у обучаемого появляется стремление использовать иностранный язык в реальных условиях взаимодействия с представителями другой культуры. Придерживаемся точки зрения, что коммуникативное обучение скорее является методологическим подходом, чем методом обучения, так как оно базируется на совокупности следующих принципов: корректность, проблемность, содержательность, функциональность, ситуативность, контактность. В итоге создается языковое пространство, обеспечивающее формирование в вузе специалиста как языковой личности.

2. Материалы и методы

В отличие от имеющихся исследований мы рассматриваем коммуникативное обучение средствами иностранного языка как одну из возможных технологий ком -муникативного образования, под которым мы понимаем процесс коммуникативной подготовки личности к межкультурному, межнациональному, международному об-

щению, приобретения опыта участия в демократических преобразованиях (приобретение так называемой коммуникативной оснащенности) в моделируемых ситуациях межкультурного типа. Спрос на коммуникативные умения представителей профессий, отвечающих современным вызовам, может быть удовлетворен организацией коммуникативного образования, обусловленного процессами глобализации, которые сопровождаются взаимовлиянием и взаимопроникновением культур [11].

Для осуществления зарубежного туризма, миграционных процессов, форумов и профессиональных контактов с зарубежными коллегами от специалиста требуется кросс-культурная грамотность, гражданская активность и ответственность в системе жизненных отношений, а также способность управлять ситуацией с позиций профессиональной и коммуникативной этики. Необходимо формирование коммуникативной компетенции в трех аспектах: лингвистическом, социолингвистическом и прагматическом [2]. Лингвистическая компетенция подразумевает знание фонетики, лексики и грамматики иностранного языка, а также соответствующие умения и навыки анализа аутентичного языкового материала. Хотя формированием данной части коммуникативной компетенции в первую очередь занимается средняя школа, в вузе происходит наращение профессионально ориентированного лексического минимума, работа над деловым иностранным языком в определенной профессиональной сфере.

Развитие социолингвистической и прагматической компетенций как компонентов коммуникативной компетентности будущего специалиста - задача высшей школы. Социолингвистическая компетенция предполагает способность человека гибко делать выбор необходимых и достаточных в конкретной ситуации общения языковых форм, эффективно применять их в контексте речевой ситуации. Прагматическая компетенция оценивает эффективность выбора языковых средств в конкретных функциональных целях. Так, специалист (выпускник вуза) должен обладать компетенцией в области организации взаимодействия людей, уметь налаживать эмоциональный контакт с коммуникативными партнерами, добиваться от них адекватного восприятия когнитивной и эмоциональной информации, а также прогнозировать их речевое поведение, достигать запланированного результата - т. е. обладать компетенцией эффективной коммуникации.

Мы считаем, что основой успешного формирования коммуникативной компетенции выступает фактор понимания. Понимание связано с особенностями диалогового общения, владения языковыми нормами, восприятия, передачи и контроля эмоциональной нагруженности речи, а также с владением профессиональным ролевым репертуаром.

Для успешного формирования профессионально ориентированной коммуникативной компетенции как основной цели процесса обучения в высшей школе необходимо перестраивать образовательное пространство университета в культурное пространство, создавать особую среду, позволяющую моделировать множество условий для погружения в реальное языковое пространство. Мы убеждены, что конструирование учебного процесса, ориентированного на формирование профессиональной компетентности в современном поликультурном контексте, расширяющего требования к коммуникативной грамотности будущего специалиста, можно рассматривать как выигрышную стратегию.

Результаты коммуникативного образования обусловлены требованиями, предъявляемыми в деловом сообществе к успешному представителю любой профессии. Субъект коммуникативного процесса владеет: 1) базовыми коммуникативными умениями (ясно выражает свои мысли, внимательно слушает и отвечает на вопросы, не вызывая конфликтов); 2) межличностными коммуникативными умениями (выстраивает конструктивные рабочие отношения, работает в команде, уважает культурное разнообразие, компетентен, управляет конфликтом); 3) аналитико-коммуникативными умениями (анализирует ситуации, принимает адекватные решения). Концептуальную логику нашего исследования можно представить в виде схемы:

Коммуникативное образование (приобретение коммуникативной оснащенности для интеграции в разные виды сообщества)

Необходимо подчеркнуть, что коммуникативное образование предполагает не только освоение курсов коммуникативного характера, но в большей степени подразумевает развитие личностных качеств, позволяющих осуществлять понимание -своеобразный «перевод» высказываний с социального (внешнего) языка на ментальный (внутренний). Это возможно только при развитии гибкого мышления будущего специалиста, способного видеть перспективы обучения и самостоятельно приобретать знания для успешной адаптации в современных условиях.

Развитию мотивированной самостоятельной работы по развитию коммуникативной компетенции способствует и опора на принцип профессиональной направленности. Данный принцип подразумевает обязательное использование профессионально ориентированного учебного материала, а также его реализацию за счет использования методов и приемов, которые приближают учебный процесс к будущей профессиональной деятельности (имитируют ее). Таким образом, обучение деловому общению на иностранном языке должно опираться на коммуникативные акты, типичные для конкретной профессиональной сферы.

3. Результаты исследования

В ходе исследования предпринята попытка определения результативных характеристик процессов обучения и образования. Качество коммуникативного обучения определяется уровнем сформированное™ коммуникативной компетентности (навыков эффективной коммуникации). Качество коммуникативного образования определяется социо-профессиональной компетентностью (способностью решать профессиональные проблемы, создавать и реализовывать сценарии поведения). Поскольку в обоих результатах преобладает коммуникативный аспект социального взаимодействия, мы принимаем за результат коммуникативного образования сформированную у выпускника вуза социальную компетентность.

Таким образом, стратегия профессиональной подготовки студентов в вузе должна выражаться установкой на формирование объемной социальной компетенции, в структуре которой одним из компонентов является коммуникативная компетентность. Это позволяет выделить основание для определения основного средства

Образовательный процесс (принцип коммуникативности)

Взаимодействие (принцип кросс-

культурности)

Коммуникативное обучение (технология организации языкового пространства)

формирования коммуникативной компетенции - учебную дисциплину «Иностранный язык» [6]. В данном процессе требуется опора на коммуникативный и компе-тентностный подходы.

В результате исследования была выявлена определенная логика реализации коммуникативного образования. На основе теоретической разработки проблемы смоделирована система коммуникативного обучения студентов. Спроектированы и апробированы адаптирующие к новым жизненным реалиям формы организации учебных занятий со студентами различных профилей обучения с целью формирования социальной компетентности средствами иностранного языка (видео "FIFA World Cup Russia 2018. Samara. Jacques and Karl"); для развития коммуникативных способностей студентов в учебном процессе применяются коммуникативно ориентированные техники (механизмы) [3; 8] (см. рисунок).

Рис. 1 Логика формирования результативной характеристики

Апробация данной модели показала высокие стабильные результаты формирования коммуникативной компетенции будущих специалистов. Результаты исследования и статистические данные (на выборке 198 человек) представлены в монографии [8]. Считаем возможным утверждать, что иностранный язык становится значимым дидактическим условием становления и развития коммуникативной компетентности как важнейшей профессиональной характеристики будущего специалиста, а вто же время и средством развития языковой личности, способной к эффективному речевому общению в поликультурном пространстве.

4.Обсуждение и заключение

Коммуникативная подготовка выпускника вуза приобретает особую значимость в связи с современной образовательной парадигмой [3]. Социальная активность специалиста становится одной из определяющих профессиональных характеристик. Коммуникативная этика личности востребована демократическими тенденциями развития общества, что в высшей степени актуализирует проблему коммуникативного образования. Конкурентоспособность в профессиональном социуме обеспечивается готовностью к межличностному общению в поликультурной среде, а это, в свою очередь, ставит новые задачи перед преподавателями вузов [5]. Нами предпринимается попытка разработки дидактических основ коммуникативного обучения, создающего языковое пространство, которое обеспечивает формирование социальной компетенции субъекта социального процесса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Беляева Е.В. Коммуникативная этика и этика общения // Коммуникация в социально-гуманитарном знании, экономике, образовании: Мат-лы III междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 2012). - Минск, 2012. - С. 203-204.

2. Горлова Е.А., Журавлева О.В. Формирование эвристического мышления студентов технического вуза на занятиях по русскому языку и культуре речи как основа коммуникативной компетентности // Вестник гуманитарного образования. - 2015. - № 3. - С. 6-9.

3. Козырева М.П. Активные методы обучения иностранному языку как средство формирования готовности к профессиональному межличностному общению будущих менеджеров // Образование в современном мире: роль вузов в социально-экономическом развитии региона: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. (Самара, 18 марта 2014 г.). -Самара: Самарский университет, 2014. - С. 326-329.

4. Купавцев А.В. Концепция современной образовательной парадигмы // Alma mater. -2017. - № 6. - С. 10-15.

5. Руднева Т.И. Педагогическая деятельность в современном социальном контексте // Вестник Самарского государственного университета. - 2015. - № 7(129). - С. 191-195.

6. Руднева Т.И., Храмцова А.Б. Воспитательная функция иноязычного образования в контексте национальной идентичности // Известия Самарского научного центра РАН. Т. 20.

- № 1(58). - С. 23-26.

7. Фелъдштейн Д.И. Психология становления личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 190 с.

8. Храмцова А.Б. Формирование коммуникативной компетентности студентов - будущих юристов // Вестник Самарского государственного университета. - 2008. - № 1(60). - С. 259-266.

9. Чекушкина Е.Н. Коммуникативная теория Ю. Хабермаса и культура информационного общества // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 1. - С. 25-27.

10. Чубукова Е.И. Коммуникативно-прагматическая концепция истины в философии языка Ю. Хабермаса // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. - Вып. 12.

- СПб., 2001. - С. 255-258.

11. Янкова НА. Лингвосоциокультурные угрозы современному обществу в контексте актуальных социальных процессов // Alma mater. - 2017. - № 3. - С. 117-119.

Поступила в редакцию 08.08.2019 В окончательном варианте 15.09.2019

UDC 378

COMMUNICATIVE TRAINING OF THE UNIVERSITY GRADUATE AS OF A SOCIETY SUBJECT

A.B. KHramtsova1

Samara State National Research University named after S.P. Korolev 1, Akademik Pavlov st., Samara, 443011, Russia E-mail: ash-wave@yandex.ru

Abstract

Urgency of students' communicative training issue is caused by democratic tendencies of social development setting a new paradigm of education; change of criteria for evaluation of modern education quality among which readiness to cross-cultural interaction is significant. There is a need of communicative education organization for transfer expert training. The es-

1 Anna B. Khramtsova, Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Foreign Languages Department.

179

sence of two categories, innovative for professional pedagogics, is defined: "communicative training" and "communicative education". In the field of higher school didactics the strategy of students' vocational training in higher education institution with setting on formation of social competence is specified; approved during the research communication technologies can be applied by teachers of foreign language for development of abilities to professional self-expression in multicultural environment.

Key words: transfer expert, communicative training, communicative education, global process.

REFERENCES

1. Belyayeva E.V. Kommunikativnaya etika i etika obshcheniya [Ethics of communication]. Kommunikatsiya v sotsial 'no-gumanitarnom znanii, ekonomike, obrazovanii: Mat-ly III mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Minsk, 2012). Minsk, 2012. Pp. 203-204.

2. Gorlova E.A., ZHuravleva O.V. Formirovaniye evristicheskogo myshleniya studentov tekhnicheskogo vuza na zanyatiyakh po russkomu yazyku i kul'ture rechi kak osnova kommu-nikativnoy kompetentnosti [Development of technical students heuristic thinking at Russian language classes as the bases of communication competency]. Vestnik gumanitarnogo obra-zovaniya. 2015. No. 3. Pp. 6-9.

3. Kozyreva M.P. Aktivnyye metody obucheniya inostrannomu yazyku kak sredstvo formiro-vaniya gotovnosti k professional'nomu mezhlichnostnomu obshcheniyu budushchikh menedzherov [Active methods of teaching foreign languages as a means of development of managers' professional communication]. Obrazovaniye v sovremennom mire: rol' vuzov v sot-sial'no-ekonomicheskom razvitii regiona: sb. nauch. tr. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Samara, 18 marta 2014 g.). Samara: Samarskiy universitet, 2014. Pp. 326-329.

4. Kupavtsev A. V. Kontseptsiya sovremennoy obrazovatel'noy paradigmy [Concept of modern educational paradigm]. Alma mater. 2017. No. 6. Pp. 10-15.

5. Rudneva T.I. Pedagogicheskaya deyatel'nost' v sovremennom sotsial'nom kontekste [Pedagogy performance in modern social context]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universi-teta. 2015. No. 7(129). Pp. 191-195.

6. Rudneva T.I., KHramtsova A.B. Vospitatel'naya funktsiya inoyazychnogo obrazovaniya v kontekste natsional'noy identichnosti [Educational role of foreign language learning in the national identity context]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN. Vol. 20. No. 1(58). Pp. 23-26.

7. Fel'dshtein D.I. Psikhologiya stanovleniya lichnosti [Psychology of personality development]. Moscow: Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya, 1994. 190 p.

8. KHramtsova A.B. Formirovaniye kommunikativnoy kompetentnosti studentov - budushchikh yuristov [Development of law students communicative competence]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008. No. 1(60). Pp. 259-266.

9. CHekushkina E.N. Kommunikativnaya teoriya YU. KHabermasa i kul'tura informatsionnogo obshchestva [Communication theory of Yu. Khabermas and information society culture]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2014. No. 1. Pp. 25-27.

10. CHubukova E.I. Kommunikativno-pragmaticheskaya kontseptsiya istiny v filosofii yazyka YU. KHabermasa [Communication-pragmatical concept of truth in Yu. Khabermas' language philosophy]. Metodologiya gumanitarnogo znaniya v perspektive XXI veka. No. 12. Saint Petersburg, 2001. Pp. 255-258.

11. YAnkova N.A. Lingvosotsiokul'turnyye ugrozy sovremennomu obshchestvu v kontekste ak-tual'nykh sotsial'nykh protsessov [Linguosociocultural hazards for the modern society in the context of relevant social processes]. Alma mater. 2017. No. 3. Pp. 117-119.

Original article submitted 08.08.2019 Revision submitted 15.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.