Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНАЯ ПЕРСОННАЯ СТРАТЕГИЯ В КОММЕНТАРИЯХ К ПОСТАМ НЕМЕЦКОЙ ПАРТИИ «АЛЬТЕРНАТИВА ДЛЯ ГЕРМАНИИ» В ТВИТТЕРЕ'

КОММУНИКАТИВНАЯ ПЕРСОННАЯ СТРАТЕГИЯ В КОММЕНТАРИЯХ К ПОСТАМ НЕМЕЦКОЙ ПАРТИИ «АЛЬТЕРНАТИВА ДЛЯ ГЕРМАНИИ» В ТВИТТЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМЕЦКИЙ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТВИТТИНГ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ / ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кучина Д. Д.

В статье рассматриваются лингвостилистические особенности Twitter-коммуникации как средства речевого воздействия в политическом медиадискурсе. Для языкового анализа коммуникация, происходящая в социальной сети Twitter представляет интерес как достаточно новая дискурсивная практика. Материалом для исследования послужила выборка из более чем 200 комментариев на немецком языке как последователей, так и оппонентов «АдГ» к постам партии в социальной сети Twitter во время подготовки и проведения парламентских выборов 2021 года в ФРГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE PERSONAL STRATEGY IN THE COMMENTS TO THE POSTS OF THE GERMAN PARTY “ALTERNATIVE FüR DEUTSCHLAND” ON TWITTER

The article examines the linguistic and stylistic features of Twitter communication as a means of speech influence in the political media discourse. For language analysis, the communication taking place on the social network “Twitter” is of interest as a fairly new discursive practice. The material for the study was a sample of more than 200 comments in German by both followers and opponents of the german party “Alternative für Deutschland” to the party’s posts on the social network “Twitter” during the preparation and holding of the parliamentary elections of 2021 in Germany.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНАЯ ПЕРСОННАЯ СТРАТЕГИЯ В КОММЕНТАРИЯХ К ПОСТАМ НЕМЕЦКОЙ ПАРТИИ «АЛЬТЕРНАТИВА ДЛЯ ГЕРМАНИИ» В ТВИТТЕРЕ»

Научная статья УДК 811.11-112, 81-114.2 DOI10.52070/2542-2197_2022_7_862_56

Коммуникативная персонная стратегия в комментариях к постам немецкой партии «Альтернатива для Германии» в Твиттере

Д. Д. Кучина

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

dariakutschina@yandex.by

st079864@student.spbu.ru

Аннотация. В статье рассматриваются лингвостилистические особенности Twitter-коммуникации как сред-

ства речевого воздействия в политическом медиадискурсе. Для языкового анализа коммуникация, происходящая в социальной сети Twitter представляет интерес как достаточно новая дискурсивная практика. Материалом для исследования послужила выборка из более чем 200 комментариев на немецком языке как последователей, так и оппонентов «АдГ» к постам партии в социальной сети Twitter во время подготовки и проведения парламентских выборов 2021 года в ФРГ.

Ключевые слова: немецкий интернет-дискурс, политический твиттинг, коммуникативные стратегии и тактики, виртуальная коммуникация

Для цитирования: Кучина Д. Д. Коммуникативная персонная стратегия в комментариях к постам немецкой партии «Альтернатива для Германии» в Твиттере // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2022. Вып. 7 (862). С. 56-63. DOI 10.52070/2542-2197_2022_7_862_56

Original Article

Communicative Personal Strategy

in the Comments to the Posts of the German Party

"Alternative für Deutschland" on Twitter

Daria D. Kuchina

St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia

dariakutschina@yandex.by

Abstract. The article examines the linguistic and stylistic features of Twitter communication as a means of

speech influence in the political media discourse. For language analysis, the communication taking place on the social network "Twitter" is of interest as a fairly new discursive practice. The material for the study was a sample of more than 200 comments in German by both followers and opponents of the german party "Alternative für Deutschland" to the party's posts on the social network "Twitter" during the preparation and holding of the parliamentary elections of 2021 in Germany.

Keywords: German internet discourse, political twitting, communication strategies and tactics, virtual communication

For citation: Kuchina, D. D. (2022). Communicative personal strategy in the comments to the posts of the Ger-

man party «Alternative für Deutschland» on Twitter. Vestnik of Moscow State Linguistic University, Humanities, 7(862), 56-63. 10.52070/2542-2197_2022_7_862_56

ВВЕДЕНИЕ

Коммуникативная персонная стратегия и ее тактики исследуются в статье в контексте лингводискур-сивного анализа [Wiedemann, 2019] комментариев, оставленных немецкоязычными пользователями к постам партии «Альтернатива для Германии» (Alternative für Deutschland) (далее - АдГ) [PfahL-Traughber, 2019] в социальной сети Twitter в 2021 г. Основанная в 2013 году партия «АдГ» стала третьей по численности партией в Бундестаге в 2017-м, а в 2019 году партия была заподозрена в экстремистской деятельности [Wolf, 2019]. В 2021 году были проведены парламентские выборы в ФРГ, в результате которых партия получила 10,3% голосов и оказалась на пятом месте среди партий, входящих в правительство Бундестага.

Развитие информационных технологий и формирование интернета радикально повлияли на традиционную массовую коммуникацию на немецком языке. Интернет, как специфическое коммуникативное пространство, привлекает особое внимание лингвистов. Формируются специальные направления исследований, включающие изучение немецкого интернет-дискурса, речевых жанров, мульти-модальности интернет-коммуникации и т. д.

Интернет-текст - это особый тип медиатекста, который отличается от других типов медиатек-стов гипертекстуальностью, мультимодальностью, интерактивностью, нелинейностью и неполно-той1. Особенности интернет-коммуникации также влияют на систему жанров СМИ, трансформируя ее в соответствии со своими правилами или расширяя ее за счет формирования новых жанров: форумы, блоги, комментарии, чаты и т. д. В данной работе речь пойдет об исследовании стратегий и тактик в комментариях пользователей.

В статье рассматриваются лингвостилистичес-кие особенности Twitter-коммуникации как средства речевого воздействия в политическом медиадискур-се. Для языкового анализа коммуникация, происходящая в социальной сети Twitter представляет интерес как достаточно новая дискурсивная практика2.

Материалом для исследования послужила выборка из более чем 200 комментариев на немецком языке как последователей, так и оппонентов «АдГ» к постам партии в социальной сети Twitter во время подготовки и проведения парламентских выборов 2021 года в ФРГ

1 URL: https://cyberteninka.ru/artide/n/setevye-zhanry-novost-i-kom-mentariy-v-prostranstve-interneta/viewer

2 URL: https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-658-25186-4?error=cookies_not_supported&code=8f4e9bb7-7e42-4e72-af83-d462ac28c6f9

Выбор социальной сети объясняется тем, что Twitter является не только источником, где пользователи могут почерпнуть информацию, но и выступает для некоторых членов общества каналом для осуществления коммуникации. Производится она посредством размещения публикаций, оставления лайков в виде идеограмм, репостов и вербальных (а также индексных) комментариев к основным постам. Таким образом, тема, затронутая автором поста, порождает мнения, разного рода воззрения, новые аспекты и подробности освещенного в публикации события. Благодаря комментариям можно проследить, как пользователи, не связанные прямо или косвенно с политикой, относятся к идеям и наблюдениям, высказанным в постах политической партии.

Согласно мнению Б. Г. Вульфовича, за каждым высказыванием, опубликованным в интернет-пространстве, стоит сознательная или бессознательная интенция [Вульфович, 2020]. Не всегда комментатор ставит своей целью вызвать реакцию у других читателей, скорее, виртуальное пространство, подаренное веком технологий, используется в качестве самовыражения. Тем не менее, если комментирующий и не преследует цели затронуть мировоззрения современников, оставленный комментарий уже имеет подсознательный смысл [Атя-гина, 2012].

А. А. Селютин исследует различные формы вовлеченности в интернет-коммуникацию. Так, он делит пользователей на две группы. Первая характеризуется пассивной формой восприятия: поиск информации и ее потребление. Вторая отличается большей активностью. На первый план выходит не столько поиск самой информации, сколько создание собственного контента: будь то комментирование постов на разного рода интернет-платформах или же ведение собственного блога в социальных сетях [Селютин, 2009].

Коммуникативная ситуация, разворачивающаяся в интернет-пространстве, реализует особую проксемику в виду отсутствия перцептивного аспекта коммуникации [Попова, 2015 ]: пространство для общения, где отсутствует анализ внешней стороны поведения партнера по коммуникации, обусловлено дистанцированностью в виртуальном пространстве. Здесь отметим свободу самовыражения, анонимность коммуникантов, в том числе за счет употребления ими псевдонимов. В связи с этим можно говорить об ином, отличающемся от прямого межперсонального общения, речевом способе взаимодействия, где личность проявляет себя несколько иначе. Посредством самовыражения себя в комментариях формируется «сетевая идентичность». С появлением и распространением

интернет-площадок, предназначенных для коммуникаций, в связи с анонимностью, появился такой феномен, как речевая агрессия ^сЬшгЬ^п, 2018]. Потому ежечасно можно наблюдать стремление к осуждению, критике, дискредитации других лиц, участвующих в виртуальном диалоговом общении по определенной тематике. Подобные негативные проявления по отношению к другим обусловлены в первую очередь тем, что участвующие в виртуальном коммуникативном пространстве скрыты от наблюдения, вследствие этого невозможно нанести ущерб идентичности, находящейся вне интернет-пространства.

С. Н. Плотникова полагает, что интернет-общение носит стратегический характер: осознанно управляемая коммуникация уступает бессознательному выбору стратегий, которые также интуитивно складываются в цепочку определенных действий [Плотникова, 2011].

анализтипологий

коммуникативных тактик и стратегий интернет-коммуникации

В языкознании принято выделять следующие определения относительно тактик и стратегий:

Коммуникативная стратегия - определенный план действий, направленный на реализацию коммуникативного намерения [Чернявская, 2021]. В. Е. Чернявская предлагает двухаспектное рассмотрение стратегии: 1. планирование, прогнозирование; 2. реализация плана [там же].

Коммуникативно-речевая тактика - отдельный инструмент реализации общей стратегии, который осуществляется на основе лингвистических средств, соответствующих инвентарю определенной тактики [там же]. В случае «стратегии» подразумевается видение коммуникантом окончательного результата, который возможен благодаря четкому следованию заранее запланированным «тактикам», осуществляющимся в речевых актах.

На сегодняшний день отсутствует единообразная классификация тактик и стратегий коммуникантов в интернет-дискурсе, поэтому была предпринята попытка анализа и систематизации существующих типологий, которым следуют языковеды при проведении исследований. В том числе отечественные языковеды посвящали работы исследованиям политического интернет-дискурса [Ергалиева, 2018; Иссерс, 2003; Манерова, 2018; Михалева, 2009; Паршина, 2004; Плотникова, 2011; Савельева, 2013; Чернявская, 2021 и др.] Например, О. С. Иссерс проводит анализ стратегий и тактик, ориентируясь на типологию: семантическую

(уговаривание, дискредитация), прагматическую (комплимент, самопрезентация), диалоговую (контроль над инициативой) и др. [Иссерс, 2003]

С. Ж. Ергалиева в своих работах предлагает двухуровневую классификацию стратегий и тактик, где различаются персонный и текстовый уровни взаимодействия. Персонный уровень предполагает, что составитель комментария, в ущерб объективности, высказывает сугубо личное мнение, которое носит ассоциативный характер и не относится напрямую к содержанию опубликованного поста. Тактики, относящиеся к данному уровню имеют следующие отличительные особенности: уже упомянутая нами ассоциативность (создание комментария вызвано ассоциацией, возникающей при ознакомлении с текстом поста), домысливание (как правило, связано с тактикой ассоциативности, предполагает дополнение исходного текста новой информацией) и эмоциональность (используя средства стилистической выразительности, автор комментария выражает свою точку зрения относительно текста публикации).

Стратегия текстопорождения подразумевает составление комментария на основе исходного текста, который служит отправной точкой для дальнейших рассуждений, порождаемых другими авторами, не являющимися специалистами в данной тематике. Присущие данной стратегии тактики наделены следующими чертами: копиальность формы - копирование автором фрагмента исходного текста или интертекстуальность, копиальность содержания и обращение к ключевым словам [Ергалиева, 2018].

Все вышеперечисленные тактики и стратегии являются взаимодополняющими. И могут сосуществовать в одном пространстве. В последующем анализе мы будем придерживаться классификации, предложенной С. Ж. Ергалиевой, так как она представляется наиболее подходящей для анализа интернет-комментариев в Twitter.

анализ персонной стратегии текстообразования И сопутствующих Ей ТАКТИК

Среди более 200 проанализированных нами комментариев на немецком языке в социальной сети Twitter пользователей к постам партии «АдГ» была выявлена тенденция к применению персонной стратегии текстообразования. Здесь имеют место тактики ассоциативности, домысливания и эмоциональности, выраженной как в положительной, так и в отрицательной формах. Ниже приводятся результаты анализа выбранных

примеров - комментариев пользователей социальной сети Twitter - с последующим толкованием.

В комментариях к публикации в Twitter, где говорится о том, что партия набрала двадцать один процент голосов и заняла, таким образом, второе место в списке лидеров, можно наблюдать значительное количество тактик эмоциональности и ассоциативности.

1. Тактики ассоциативности

Alternative für Deutschland

@AfD

Genial! Die Prognose zur #BTW21 sieht die #AfD bei

21 % und somit als zweitstärkste Kraft im Osten!

#abernormal #Volkspartei1

(1) @xXbyS4mXx 27 сент. 2021 г. В ответ @AfD

...das erinnert mich an meinen Geschichtsunterricht. Wie meine Lehrerin sagte: Die Deutschen haben damals ihren Untergangs selbst gewählt.. Sie haben SEINE Partei gewählt. Afd ist doch nur ein billiger Abklatsch SEINER Partei. Da denkt man Menschen lernen aus ihren Fehlern.2 -«...это напоминает мне мои уроки истории. Как сказала моя учительница: немцы тогда сами выбрали свою гибель.. Они выбрали ЕГО партию. АдГ - это всего лишь жалкое подобие ЕГО партии. А принято считать, что люди учатся на своих ошибках».

Комментарий представляет тактику ассоциативности по отношению к исходному тексту публикации. Его содержание значительно расходится с контекстом, в котором он был создан. Считаем обоснованным привлечь для анализа комментариев теорию Г. П. Грайса: в соответствии с коммуникативными максимами, сформулированными Г. П. Грайсом [Грайс, 1985], не все смыслы могут быть извлечены адресатом, с опорой лишь на поверхностную структуру текста. Некоторая информация декодируется с привлечением фоновых знаний по затрагиваемой адресантом теме. Г. П. Грайс ввел в «Теорию речевых актов» максимы кооперации, лежащие в основе межличностных отношений. Выделяют: 1. максима качества информации;

2. максима релевантности; 3. максима ясности. Сопоставляя опубликованный пост с комментарием,

1 URL: https://twitter.com/afd/status/1442191249780318210 (дата обращения: 08.02.2022).

2 URL: https://twitter.com/xXbyS4mXx/status/1442234774001750016 (дата обращения: 08.01.2022).

оставленным пользователем социальной сети Twitter, с позиции коммуникативного кодекса Грайса можно предположить, что в данном случае нарушается максима релевантности, так как в самом посте заключена информация только о промежуточных результатах выборов в ФРГ, что противоположно теме, затронутой автором комментария в ответ на вышеуказанную новость.

Персонная стратегия в данном комментарии обнаруживает себя в том, что акцент делается не на смысловом содержимом исходного поста, а на персонализированном личном опыте, о чем свидетельствует упомянутый в данном предложении немецкий возвратный глагол sich erinnern3 в форме сказуемого 3-го лица ед. ч. и дополнением, выраженным личным местоимением ich в аккузативе (mich), обладающий значением «восстанавливать в сознании события, относящиеся к прошлому», а также вводное предложение «Wie meine Lehrerin sagte». Комментарий можно рассмотреть также с точки зрения имплицитного смысла. В. Е. Чернявская понимает под имплицитным смыслом значение, не выраженное вербально в высказывании, но подразумеваемое [Чернявская, 2021]. Она полагает, что наличие скрытых смыслов позволяет разгрузить семантическую структуру высказывания, облегчить ее и обеспечить эффективность и экономичность речевых усилий. Интерпретация скрытых смыслов в данном случае осуществляется на основе своей языковой компетенции, фоновых и энциклопедических знаний о мире. Таким образом, можно предположить, что комментатор, используя притяжательное местоимение SEINE в вышеуказанном предложении, проводит историческую параллель с лидером «Национал-социалистической немецкой рабочей партии» Германии. На эту связь указывает немецкое наречие времени damals - использующееся в качестве указания на область прошедшего времени. Существительное Untergang4 (разрушение, исчезновение, но не мгновенное, как при катастрофе, а медленное, малозаметное, но абсолютно неизбежное) в данном контексте, очевидно, должно актуализировать связь с общественно-политическими событиями прошлого Германии времен Третьего рейха. Название труда Шпенглера «Der Untergang des Abendlandes» стало в немецком языке крылатым выражением. Таким образом, можно предположить, что данное слово привязано к культурно-историческому дискурсу национал-социалистического прошлого Германии. Будучи распространенным в социальных процессах и дискуссиях того временного отрезка, оно входит в тексты и становится их

3 URL: https://www.dwds.de/wb/erinnern (дата обращения: 22.09.2022).

4 URL: https://www.dwds.de/wb/Untergang (дата обращения: 22.09.2022).

структурно-семантическим элементом, участвующим в прагматическом фокусировании нужных отправителю комментария смыслов.

Обесценивающий характер сообщения актуализируется использованием лексических средств с пейоративной семантикой, например, номинации billiger Abklatsch (дешевая копия). Следует различать буквальное значение и дополнительный скрытый смысл, выводимый из контекстуальных знаний и коммуникативного кодекса П. Грайса. Так, учитывая контекст комментария, выражение Da denkt man Menschen lernen aus ihren Fehlern нарушает максиму качества и содержит непрямую импликатуру: На своих ошибках не учатся, выраженную в качестве противопоставления по отношению к поверхностной структуре высказывания.

2. Тактики эмоциональности

(2) @derTiiger 26 сент. 2021 г. В ответ @AfD

Spricht nicht für den Intellekt im Osten...1 -«Не говорит об интеллекте на Востоке»

(3) @SparklyMoon6 27 сент. 2021 г. В ответ @AfD

Im Osten... Da könnt ihr gern bleiben.2 -«На Востоке ... там вы можете остаться»

(4) @medimusicus 26 сент. 2021 г. В ответ @AfD

Nur Leute, die Rechtsextreme gut finden, wählen #rechtsextreme, antidemokratische #Parteien wie die #AfD! Oder sehr dumme Menschen! Andere Begründungen kann es nicht geben! Deutschland wäre ohne die #noAfD ein besserer Ort! #btw213 - «Только люди, которые находят крайне правых хорошими, выбирают #крайне правые, антидемократические #партии, такие как #AfD! Или очень глупые люди! Других обоснований быть не может! Германия была бы лучшим местом без #noAfD!»

(4) @MarkusSiebert5 26 сент. 2021 г.

1 URL: https://twitter.com/derTiiger/status/1442200196608311296 (дата обращения: 09.01.2022)

2 URL: https://twitter.com/SparklyMoon6/status/1442358632079835141 (дата обращения: 09.01.2022)

3 URL: https://twitter.com/medimusicus/status/1442021083146637312 (дата обращения: 09.01.2022)

В ответ @AfD

Die Hand, welche das Kreuz bei der ideologischen Nachfolgepartei der NSDAP macht, soll verdorren.4 - «Рука, делающая крестное знамение идеологической партии, являющейся преемницей НСДАП, должна отсохнуть»

(6) @chindogu_io 26 сент. 2021 г.

В ответ @AfD: Zu einem normalen Deutschland gehören (mittlerweile) keine Nazis!5 - «Нормальная Германия (в настоящее время) не включает нацистов»

Представленные выше примеры ясно свидетельствуют, что для конфронтационной риторики и речевой агрессии в комментариях характерным является их эмоциональность и оценочность, выражающаяся в использовании пейоративной лексики, например, идеологических ярлыков: #rechtsextreme, antidemokratische #Parteien wie die #AfD!. Так, в шестом примере партию называют преемницей «Национал-социалистической немецкой рабочей партии»6, обозначают посредством соответствующего ярлыка: Nachfolgepartei der NSDAP. Во втором и четвертом примерах авторами комментариев используется оценочная лексика, служащая обозначением любых действий субъектов, не входящих в группу «свои»: Nur Leute, die Rechtsextreme gut finden, wählen #rechtsextreme, antidemokratische #Parteien wie die #AfD! Здесь имеет место логическая импликатура, которая может быть выделена из языковой семантики единиц, составляющих высказывание: деление на мы, кто находится на Западе, и чужие, находящиеся на Востоке Im Osten... Da könnt ihr gern bleiben. (аллюзия на большое количество последователей «АдГ» в Восточной Германии). Одним из приемов дискредитирующей риторики являются инвективы - нанесение оскорбления, любое резкое выступление, выпад против оппонента: sehr dumme Menschen!; Spricht nicht für den Intellekt im Osten. Для четвертого комментария также характерно расставление хештегов (ключевых слов), по которым затем его можно было бы найти в целой цепочке подобных комментариев, связанных с этой микротемой.

4 URL: https://twitter.com/MarkusSiebert5/ status/1442025074421166086 (дата обращения: 10.01.2022)

5 URL: https://twitter.com/chindogu_io/status/1442025043794350081 (дата обращения: 10.01.2022)

6 Единственная законная партия в нацистской Германии (1933-1945), чья идеология была признана одной из главных причин Второй мировой войны

3. Тактики домысливания

Alternative für Deutschland ретвитнул(а)

Alice Weidel @Alice_Weidel 23 сент. 2021 г.

Das mit der „heißen Phase des Wahlkampfs" haben @Tino_Chrupalla

und ich heute wörtlich genommen: Wir haben uns die „Keulahütte" angesehen, eine Gießerei in #Görlitz. Die Politik muss sich endlich wieder am Wohl der Arbeitnehmer und am Interesse unserer #Wirtschaft ausrichten.#AfD1

@Nordstern1965 23 сент. 2021 г.

В ответ @Alice_Weidel и @Tino_Chrupalla War sicher interessant. Da wird kein Roter oder Grüner sich sehen lassen, weil Arbeiter für diese Genossen es nicht Wert sind!!2 - «Было, конечно, интересно. Там не будет ни одного красного или зеленого, потому что рабочие для этих товарищей не стоят их присутствия».

Комментарий относится к событию, посвященному посещению литейной мастерской в Германии, где говорится о возвращении к той политике, которая была бы направлена на благополучие рабочих. Для тактики домысливания характерным является добавление к комментарию оттенков, которые не были выражены в самом тексте поста. Данный пример это наглядно иллюстрирует. Автор оставленного комментария, прибегая к средствам гиперболизации kein Roter oder Grüner, добавляет от себя, что для некоторых партий рабочий класс не столь важен. Кроме того, здесь имеет место принцип бинарности, характеризующий конфронтационную риторику и позволяющий очертить круг «своих» и «чужих». В данном случае проводится граница между партиями, заинтересованными в будущем благополучии рабочих, и теми, кто в этом не заинтересован, а именно партиями «СПДГ» (партийный цвет - красный) и «Партия зеленых / Союз 90» (партийный цвет - зеленый).

1 URL: https://twitter.com/Alice_Weidel/status/1441020203731755012 (дата обращения: 10.01.2022)

2 URL: https://twitter.com/Nordstern1965/status/1441021588451864577 (дата обращения: 10.01.2022)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный первичный лингвистический анализ более чем 200 комментариев немецкой социальной сети Twitter позволяет сделать следующие выводы.

Пользователи немецкой социальной сети Twitter в основном прибегают к персонной стратегии комментирования политических постов, реализация которой стала возможна благодаря тактикам ассоциативности, домысливания и эмоциональности. Что свидетельствует об антропоцентрической направленности комментариев, где центральной фигурой является человек и его индивидуальное мышление с присущими только ему одному коммуникативными средствами выражения.

В целом при использовании тактик ассоциативности явно прослеживается тенденция к нарушению максимы релевантности и качества. Содержание исходного текста поста может учитываться лишь отчасти или вовсе не учитываться пользователями Twitter. Тактики, используемые комментаторами, имеют смешанный характер, то есть в одном комментарии может наблюдаться сочетание нескольких тактик, относящихся к вышеупомянутой стратегии. Например, тактике ассоциативности присуще дополнение информации новыми фактами, исходящими из личного опыта комментирующих. Из этого следует, что она может сочетаться с тактиками домысливания или эмоциональности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лингвостилистическими особенностями Twitter-коммуникации, осуществляющейся в комментариях к постам немецкой партии «АдГ», являются: использование лексических средств с пейоративной семантикой, одним из приемов дискредитирующей риторики являются инвективы - нанесение оскорбления; любые резкие проявления против оппонента. Имплицитные смыслы, так же как и логические импликатуры, содержащиеся в текстах-комментариях, используются с целью разгрузить семантическую и синтаксическую структуру высказывания.

Перспективы дальнейшего исследования немецкого политического медиадискурса в Твиттере мы видим в более подробном изучении его рече-жанровой специфики и рассмотрении дискурсо-образующих признаков: графического, лексического, синтаксического и семантического уровней.

СПИСОКИСТОЧНИКОВ

1. Wiedemann T. Diskursanalyse für die Kommunikationswissenschaft. Wiesbaden: Springer VS. 2019.

2. Pfahl-Traughber A. Die Afd und der Rechtsextremismus. Wiesbaden: Springer VS. 2019.

3. Wolf T. Rechtsextreme und rechtspopulistische Parteien in Europa. Wiesbaden: Springer VS. 2019.

4. Вульфович Б. Г. Особенности социальной сети «Twitter» // Филология в контексте коммуникации и современной литературы: сборник трудов конференции Кубанского государственного университета. 2020. С. 56-61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44150834

5. Атягина А. П. Твиттер как новая дискурсивная практика в сети Интернет // Вестник Омского университета. 2012. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tvitter-kak-novaya-diskursivnaya-praktika-v-seti-internet

6. Селютин А. А. Жанры как форма коммуникативного выражения онлайновой личности // Вестник Челябинского гоударственного университета. 2009. Вып. 37. С. 138-141. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13075763

7. Попова Д. А. Стратегия позиционирования как способ реализации субъектности во французском межперсональном интернет-дискурсе в жанре комментария // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2015. Вып. 21 (732). С. 82-92. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39246409

8. Scharloth J. Sprachliche Gewalt. Wiesbaden: Springer-Verlag, 2018.

9. Плотникова С. Н. Дискурсивные технологии и дискурсивное оружие как реалии современной информационной эпохи. Иркутск: Издательство Иркутского государственного лингвистического университета, 2011. С. 6-43.

10. Чернявская В. Е., Молодыченко Е. Н. Речевое воздействие в политическом рекламном и интернет-дискурсе. М.: Едиториал УРСС, 2021. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29040005

11. Ергалиева С. Ж. Политический дискурс в текстодериватологическом аспекте (на материале российских и казахстанских интернет-сайтов): дис. ... канд. филол. наук. Кемерово, 2018.

12. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: Едиториал УРСС, 2003.

13. Манерова К. В. О развитии лексемы Sanktionen как ключевого слова политически-правового рестриктив-ного дискурса в немецком языке // Журнал Уральского государственного педагогического университета: Политическая лингвистика. 2018. № 5 (71). С. 81-89.

14. Михалева О. Л. Политический дискурс. Специфика манипулятивного воздействия. М.: Либроном, 2009.

15. Паршина О. Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России. Астрахань: Издательство АГТУ, 2004.

16. Савельева И. В. Вариативность стратегий текстовосприятия и текстопорождения: лингвоперсонологический аспект: дис. ... канд. филол. наук. Кемерово, 2013.

17. Grice P. Logic and Conversation. Speech acts. New York: Academic Press, 1975.

18. Spengler O. Der Untergang des Abendlandes. München: C. H. Beck, 1920.

REFERENCES

1. Wiedemann, T. (2019). Diskursanalyse für die Kommunikationswissenschaft. Wiesbaden: Springer VS.

2. Pfahl-Traughber, A. (2019). Die Afd und der Rechtsextremismus. Wiesbaden: Springer VS.

3. Wolf, T. (2019). Rechtsextreme und rechtspopulistische Parteien in Europa. Wiesbaden: Springer VS.

4. Wulfowitch, B. G. (2020). Osobennosti sozialnoj seti "Twitter" = Features of the social network "Twitter". Philologia v kontekste kommunikazii i sovremennoj literaturi: The digest of articles of the Kuban State University. P. 56-61. (In Russ.) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44150834

5. Atyagina, A.P. (2012) Tvitter kak novaya diskursivnaya praktika v seti Internet.Vestnik Omskogo universiteta. https://cyberleninka.ru/article/n/tvitter-kak-novaya-diskursivnaya-praktika-v-seti-internet

6. Selutin, A. A. (2009). Zhanri kak forma kommunikativnogo virazhenia online-novoi lichnosti = Genres as a form of communicative expression of an online new personality. Vestnik of Chelyabinsk State University, 35(173), 138-141. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13075763 (In Russ.).

7. Popova, D. A. (2015). Strategija pozicionirovanija kak sposob realizacii sub#ektnosti vo francuzskom mezh-personal'nom internet-diskurse v zhanre kommentarija = Positioning strategy as a way of the subjectness realisation in the interpersonal French discourse in the genre of comment. Vestnik of Moscow State Linguistic University, 21(732), 82-92. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39246409 (In Russ.).

8. Scharloth, J. (2018). Sprachliche Gewalt. Wiesbaden: Springer-Verlag.

9. Plotnikova, S. N. (2011). Diskursivnie technologii I diskursivnoe oruzhie kak realii sovremennoi informazionnoi epochi = Discursive technologies and discursive Weapons as realities of the Modern Information age (pp. 6-43). Irkutsk: Publishing House of Irkutsk State Linguistic University. (In Russ.)

10 Chernjavskaya, V. E. (2021). Rechevoe vosdeistvie v politicheskom reklamnom i internet-diskurse = Speech impact in political advertising and Internet discourse. Moscow: Editorial URSS. (In Russ.)

11. ErgaLieva, S. Zh. (2018). PoLiticheskiy diskurs v technoderivatologicheskom aspekte (na materials rossiyskich i kasachstanskich internet-saitov = Political discourse in the textual-pedagogical aspect (based on the material of Russian and Kazakh Internet sites): PhD in Philology. Kemerovo. (In Russ.)

12. Issers, O. S. (2003). Kommunikativnie strategii i taktiki russkoi rechi = Communicative strategies and tactics of Russian speech. Moscow: Editorial URSS. (In Russ.)

13. Manerova, K. V. (2018). O rasvitii lexemi Sanktionen kak klychevogo slova politicheski- pravovogo restriktivnogo diskursa v nemetskom yazike = On the development of the Sanktionen lexeme as a key word of the political and legal restrictive discourse in the German language. Journal of the Ural State Pedagogical University: Political Linguistics, 5(71), 81-89. (In Russ.)

14. Michaleva, O. L. (2009). Politicheskiy diskurs. Spezifika manipuljativnogo vosdeystvia = Political discourse. The specifics of manipulative influence. Moscow: Libronom. (in Russ.)

15. Parshina, O. Ch. (2004). Strategii i taktiki rechevogo povedenia sovremennoi politicheskoi eliti Rossii = Strategies and tactics of speech behavior of the modern political elite of Russia. Astrakhan: Publishing House of Astrakhan State Technological University. (In Russ.)

16. Saveljeva, I. V. (2013). Variativnost strategiy tekstovosprijatia i tekstoporozhdenia: lingvopersonologicheskiy aspekt = Variability of strategies of text perception and text generation: linguopersonological aspect: PhD in Philology. Kemerovo. (In Russ.)

17. Grice, P. (1975). Logic and Conversation. Speech acts. New York: Academic Press.

18. Spengler, O. (1920). Der Untergang des Abendlandes. München: C. H. Beck.

информация об авторе

Кучина Дарья Дмитриевна

аспирантка кафедры немецкой филологии Санкт-Петербургского государственного университета

information about the author Kuchina Daria Dmitrievna

postgraduate student of the Department of German Philology, St. Petersburg State University

Статья поступила в редакцию 28.04.2022 одобрена после рецензирования 20.05.2022 принята к публикации 01.06.2022

The article was submitted 28.04.2022 approved after reviewing 20.05.2022 accepted for publication 01.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.