Научная статья на тему 'Коммуникативная модель корпоративной культуры вуза'

Коммуникативная модель корпоративной культуры вуза Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
454
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Селютин Андрей Анатольевич

Автор статьи рассматривает коммуникативную модель корпоративной культуры вуза в сравнении с коммуникативной моделью корпоративной культуры иной организации, выделяет элементы, обусловленные спецификой образовательного процесса, и формирует понятие «корпоративная культура вуза».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The communicative model of the corporate culture of University

The author of the article explores the communicative model of the corporate culture of University in comparison with the communicative model of the corporate culture of a different organization, outlines the elements, provided by the specification of the educational process, and forms the notion "corporate culture of University".

Текст научной работы на тему «Коммуникативная модель корпоративной культуры вуза»

УДК401

ББКШ 10,000.21

А. А. Селютин

КОММУНИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА

Корпоративная культура по своей структуре вторична и во многом искусственна по отношению к мировой культуре, культуре национальной. В большинстве своем ее составляющие заимствуются из готовых систем межличностного взаимодействия, каковьми являются, например, семейные, дружеские, деловые отношения, проявляющие себя, в частности, в различной структурной организации частных фирм и предприятий: так называемый семейный бизнес (глава семьи—руководитель, дети—на исполнительных должностях); партнерский бизнес (несколько друзей распределяют в равной степени обязанности и решения принимают совместно). Вместе с тем, для всех систем (в том числе и для корпоративной культуры) характерен один и тот же набор сущностных компонентов: совокупность формы и содержания, материального и духовного.

Наличие материального и духовного планов предполагает, что корпоративная культура представляет собой лишь часть большого комплекса, включающего в себя несколько типов культур, которые непосредственно воздействуют на корпоративную культуру, подвергаясь и обратному влиянию.

В центре любой культуры находится человек, который является, в свою очередь, связующим звеном и фактором влияния различных культур. Один и тот же человек может совмещать в себе различные культурные типы. Причем влияние может осуществляться не только горизонтально (одна культура на дру-

одно поколение на другое (этот процесс не обязательно должен осуществляться последовательно, влияние может оказываться и через поколения). В сущности, корпоративная культура, как и всякая культура, не осознается, а выражается через те типовые решения, которые .люди принимают. Эти решения остаются как некие ритуалы: «у нас так принято...»

Все существующие организации уникальны. Каждая имеет свою собственную историю, организационную структуру, виды коммуникации, системы и процедуры постановки задач, внутриорганиза-ционные ритуалы и мифы, которые в своей совокупности и образуют уникальную корпоративную культуру. Большинство корпоративных культур можно представить в виде универсальной коммуникативной модели, поскольку коммуникация, по сути, определяет и формирует организацию, ее подразделения и функции (рис. 1). Модель — тот субъективный набор представлений, который, являясь продуктом сознания человека, позволяет ему’ ориентироваться в мире, прогнозировать поведение свое и других, а также развитие ситуаций и принимать решения. «Когда цель моделирования — изучение общих закономерностей вербального/невербального взаимодействия, имеет смысл говорить о гипотетической коммуникативной модели, в реализации шторой задействован определенный набор механизмов, а также определенные элементарные составляющие» [2, с. 43].

гую), но и вертикально (в рамках одной культуры) -

Коммуникативная модель корпоративной культуры Коммуникация

§

К

и

(=г

&

о

и

Формальная Неформальная

Внутренняя производственная Внешняя производственная

Вертикальная Г оризонтальная

Формальная коммуникация — это основные каналы организационного общения, по которым поступает вся информация, имеющая отношение к деятельности организации: отчеты, меморандумы и документы внутри организации, приказы, распоряжения, и сообщения вниз по иерархической лестнице и т. п.

Неформальная коммуникация — личная коммуникация.

Внутренняя производственная — все виды коммуникации, обусловленные работой в компании.

Рис. 1

Внешняя производственная—все виды общения компании с внешним миром.

Вертикальная коммуникация — направлена «сверху вниз» (приказы, распоряжения, оценка работы и т. п.) и «снизу вверх» (сообщения подчиненных о ходе работы, проблемах, идеях и т. п.).

Горизонтальная коммуникация—обмен деловой информацией между сотрудниками, занимающими равное положение в организации, как внутри одного отдела, так и между отделами [1, с. 118 —126].

Данная коммуникативная модель представлена

А. А. Селютин

Коммуникативная модель корпоративной культуры вуза

общими элементами, характерными для любой орга- имеет ряд отличий, заметных при сравнении с ком-

низации, в том числе и для вуза. Тем не менее, ком- муникативноймоделью иной организации (табл. 1).

муникативная модель корпоративной культуры вуза

Таблица 1

Сравнительные характеристики коммуникативная модели корпоративной культуры _____________ с коммуникативной моделью иной организации._______________________________

Вуз Иная организация

Сфера коммуникации Внешняя, внутренняя Внешняя, внутренняя

Направление коммуникации Вертикальное, горизонтальное Вертикальное,горизонтальное

Виды коммуникации Формальная, межличностная Формальная, межличностная

Ситуации коммуникации 1). Деловые: совещания, заседания ученых советов, кафедр и т.п. 2). Межличн.: личные беседы. 3). Учебно-воспитательного характера: лекции, семинары, коллоквиумы, лабораторные, консультации и т.п. 4). Научные: конференции и т.п. 1).Деловые: совещания, заседания, консультации и т.п. 2).Межличн.: личные беседы.

Способы коммуникации Деловая документация, устный обмен сообщениями, Учебная (конспекты и т.п), научная (статьи, доклады) СМИ, рекламные буклеты В основном, деловая документация, устный обмен сообщениями, а также СМИ, рекламные буклеты

Участники коммуникации Сотрудники, преподаватели, студенты Сотрудники

В ходе сравнительного анализа коммуникативных особенностей вуза и иной организации мы ввели в таблицу еще три компонента коммуникации: ситуации коммуникации, способы коммуникации, участники коммуникации. Это позволило установить специфику коммуникативной модели вуза, по сравнению с коммуникативной моделью иной организации, заключающуюся в следующем:

1) участники коммуникации (обучаемые — обу-

2) наличие особых ситуаций коммуникации (учебные лекции, семинары, практические занятия, коллоквиумы и т. п., научные доклады, конференции ИТ. п.),

3) наличие специфичных способов коммуникации (учебно-дидактические, научные);

4) пересечение вертикальных и горизонтальных направлений коммуникации, обусловленное характером учебно-воспитательного процесса.

чающие);

Структура коммуникативной модели корпоративной культуры вуза

Коммуникация

8

5

ё

§

ч

с Й К £(

к ^ и о к

а

е£

н

о

о

Формальная Неформальная

Внутренняя производственная Внешняя производственная Внутренняя

Вертикальная Горизонтальная Смешанная Горизонтальная

Ситуации коммуникации (учебные лекции, семинары, практические занятия, коллоквиумы и т. п

Рис. 2

Корпоративная культура вуза как мультикультур-ное пространство включает элементы разных профессиональных культур и субкультур факультетов. Однако учебно-научная специфика вуза диктует определенные условия сосуществования этих культур, когда на первом месте стоит образовательная деятельность и формирование будущего специалиста. Это приводит к появлению определенной модели мира обусловленной языковыми средствами, отражающими приоритетное культурное направление. Этот факт подтверждается наличием общих для специалистов всех областей знания, работающих в одном вузе, легенд, мифов, ритуалов и т. п. В этом отношении корпоративная культура вуза является интегрирующей силой, позволяющей успешно осуще-

ствлять межкультурную коммуникацию и формировать языковую картину мира.

Мы выделяем корпоративную культуру вуза из общего смыслового поля корпоративной культуры организаций и считаем, что она должна рассматриваться отдельно, поскольку обладает набором признаков, характерных исключительно для нее:

1) и студенты, и преподаватели, и сотрудники испытывают воздействие общей корпоративной культуры вуза;

2) вузовская корпоративная культура складывается из уникального набора культур и субкультур, характерного исключительно для высшего учебного заведения: молодежная культура, профессорско-преподавательская профессиональная культура, студен-

Серия «Социально-гуманитарные науки», выпуск 6

163

Актуальные вопросы коммуникации

ческая культура, национальная культура;

3) если сравнить вуз и иную организацию, то студентов можно соотнести с клиентами и выделить ряд особенностей, характерных для вуза: у студентов есть ряд обязательств по отношению к организации, которые диктуются руководством вуза и закреплены в официальном документе — уставе. Вот, например, выдержка из устава ЮУрГУ:

«Студенты Университета обязаны:

' выполнять положения Устава, правил внутреннего распорядка Университета и правил проживания в общежитии;

• выполнять за время обучения требования образовательной программы высшего профессионального образования по избранной специальности;

' сдавать зачеты и экзамены в установленные сроки, ликвидировать академическую задолженность в сроки, установленные деканатом;

■ постоянно стремиться к повышению общей культуры, нравственному и физическому совершенству;

' хранить и приумножать лучшие традиции Университета;

' бережно относиться к учебному и другому имуществу;

' посещать все занятия, предусмотренные расписанием; свободное посещение занятий допускается только при наличии индивидуального плана обучения, предоставленного по решению проректора по учебной работе или декана» [Устав ЮУрГУ, §4.2.],

В корпоративной культуре вуза закрепляются субъект-субьектные отношения между участниками образовательного процесса. То есть студенты частично уравниваются в правах с преподавателями, что также отражено в уставе университета:

«Студенты Университета имеют право:

■ участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности Университета, в том числе через общественные организации и органы управления Университета;

‘ бесплатно пользоваться библиотекой, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений Университета;

’ принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, представлять к публикагщи свои работы, в том числе в изданиях Университета;

' обжаловать приказы и распоряжения администрации Университета в установленном порядке;

Преподаватели Университета имеют право:

• участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности Университета, в том числе через общественные организации;

’ пользоваться бесплатно услугами библиотеки, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых, лечебных и других структурных подразделений Университета в соответствии с коллективным договором;

' обжаловать приказы и распоряжения администрации Университета в порядке, установленном законодательством Российской Федерацией;

■ участвовать в научных конференциях, симпозиумах, дискуссиях, семинарах» [УставЮУрГУ, § 4.2.].

4) внутрикорпоративные СМИ имеют ярко выраженную ориентацию на студентов, поскольку они являются основным источником и потребителем информации и т. п.

Таким образом, исходя из анализа специфики функционирования образовательного учреждения, мы определяем корпоративную культуру высшего учебного заведения как систему материальных и духовных ценностей, объединяющую обучающих и обучаемых с целью получения и закрепления научно-профессионального опыта в письменных и устных текстах и передачи его новым членам коллектива в качестве нормативной системы.

Литература

1. Корпоративная культура делового общения / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов.—М.: ACT; Минск.: Хар-вест,2005.—608 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Привалова, И. В. Разнообразие подходов в развитии теоретических основ межкультурного общения // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2004,—№3. —С. 85 — 97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.