Научная статья на тему 'Коммуникативная культура профессиональной подготовки будущих специалистов'

Коммуникативная культура профессиональной подготовки будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / КУЛЬТУРА / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / РЕЧЬ / РАЗВИТИЯ / ОБЩЕНИЯ / СПЕЦИАЛИСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухамеджанова Ситорабегим Джамалитдиновна, Шериерова Мукаррам Амановна

В статье рассматривается важная задача современного образовательного процесса формирование коммуникативной культуры студентов, образовательного процесса обучающихся в техническом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная культура профессиональной подготовки будущих специалистов»

КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

1 2 Мухамеджанова С.Д. , Шериерова М.А.

1Мухамеджанова Ситорабегим Джамалитдиновна. - преподаватель, кафедра английского языка, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара;

2Шериерова Мукаррам Амановна - учитель английского языка 2 степени, Школа № 21, г. Пахтачи, Самаркандская обл., Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается важная задача современного образовательного процесса - формирование коммуникативной культуры студентов, образовательного процесса обучающихся в техническом вузе.

Ключевые слова: коммуникация, культура, коммуникативная культура, речь, развития, общения, специалист.

Коммуникативная культура - определяющее свойство человека XXI века, естественное явление и процесс. Она имеет уникальный всеобъемлющий характер, являясь феноменом планетарного масштаба. Без определения закономерностей и особенностей развития коммуникативной культуры личности эволюция общего и профессионального образования невозможна.

В связи с этим перед образованием ставится проблема повышения качества коммуникативной подготовки современных специалистов.

Эффективность профессиональной деятельности зависит от многих факторов, а среди них особое место занимает успешная коммуникативная деятельность специалиста как основа продуктивных взаимоотношений, достижения взаимопонимания и реализации целей и задач профессиональной деятельности и всей жизнедеятельности, как способ самосовершенствования, самореализации и преодоления личностных кризисов. Становится очевидной необходимость специального, методологически обоснованного подхода к современным идеалам общественных отношений, исходя из глубокого и всестороннего анализа современного реального бытия людей, образа и конкретных социокультурных условий их жизни, в которых складывается характер, качество этих отношений -коммуникативная культура.

Целостному, концептуально построенному осмыслению коммуникативной культуры предшествовали исследования педагогов, психологов, социологов, философов, посвященные изучению разных слагаемых культуры личности и коммуникативно-информационного подхода к данной категории. Научное понятие «коммуникативная культура» еще не нашло своего раскрытия ни в педагогических словарях, ни в педагогической энциклопедии. Несмотря на это, нельзя сказать о слабой теоретико-методической проработке данного феномена. В современном научно-педагогическом информационном поле представлены различные подходы к трактовке данного понятия: методологический, мировоззренческий, психологический, социологический, лингвистический, искусствоведческий, адаптивный, духовный, что объяснимо взаимопроникновением научных знаний из одной области в другую [2].

Коммуникация (лат.соттипюайо) — акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Коммуникативный — то же, что и коммуникабельный.

Коммуникабельный — склонный, способный к коммуникации, установлению контактов и связей, легко устанавливающий их. Если обратится к энциклопедическому словарю, философской энциклопедии, словарям,

использованным выше, то во всех перечисленных источниках термин «коммуникация» истолковывается как «путь сообщения, общения». Последовательно можно проанализировать два последних понятия. Понятия «сообщение» и «коммуникация» не разделяются в научных исследованиях. Анализ научной литературы позволил обнаружить противоречие. Нет единства в понимании терминов «общение» и «коммуникация». «Коммуникация» — чрезвычайно широкое и емкое понятие, ибо это осознанная и неосознанная связь, передача и прием информации, она наблюдается повсюду и всегда. Коммуникация в процессе общения предусматривает, что преподаватель и студент в ходе совместной деятельности обмениваются различными представлениями, идеями, чувствами, настроениями и пр., т.е. информация не просто передается, а формируется, уточняется, развивается.

Коммуникативная функция общения между людьми имеет свою специфику. Во-первых, общение — это не просто обмен или движение информации. Здесь имеется в виду отношения двух индивидов, каждый из которых выступает активным субъектом. Во-вторых, обмен информацией предусматривает взаимовлияние субъектов, предполагает психологическое воздействие на поведение партнера с целью его изменения. В-третьих, коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда субъекты обладают единой или сходной системой кодирования и декодирования (т.е. говорят на одном языке), когда знаки и закрепленные за ними значения известны всем. В-четвертых, для общения характерны коммуникативные барьеры, носящие социальный или психологический характер. С одной стороны, это различное мироощущение, миропонимание, порождающее разную интерпретацию одних и тех же понятий. [1] Коммуникативная культура — это позиция личности, проявляющаяся в потребности взаимодействия с другими субъектами, целостности и индивидуальности, творческом потенциале человека и его способности поддерживать «мажорный характер» (Г.В. Звездунова) коммуникации, доброжелательное отношение к окружающим субъектам. Культура (лат. cultura) — уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знания или деятельности (культура труда, культура речи и т.д.). Формирование коммуникативной культуры студентов выступает одним из основных условий процесса воспитания. Исходя из того, что коммуникативная культура характеризует качество коммуникативной деятельности, нужно уделить особое внимание этому процессу в системе становления специалиста. Подготовка к профессиональной деятельности предполагает формирование структурных компонентов коммуникативной культуры в разных аспектах: мотивационно-ценностном, содержательном и практическом.

В основе коммуникативных способностей лежат отношения. Можно предположить, что получение информации о собственных коммуникативных способностях, а также усвоение учебной информации о коммуникативных качествах, необходимых для развития коммуникативной культуры, на основе сравнения и анализа ведет к осознанию будущим специалистом необходимости развития собственной коммуникативной культуры. Понятие «коммуникативная культура» восходит к родовым понятиям «культура» и «коммуникация». Современные исследователи рассматривают культуру в трёх аспектах: аксиологическом, деятельностном и личностном. Культура рассматривается как специфический (культурный) способ деятельности, как качественная характеристика способов жизнедеятельности человека — как общественной, так и индивидуальной. Личностный подход состоит в рассмотрении культуры как среды, растящей и питающей развитие личности. Учитывая все эти три подхода к определению культуры, можно выделить те её составляющие, которые необходимы для определения понятия «коммуникативная культура будущего специалиста»:

1. духовные и нравственные ценности, идеалы и нормы;

2. знания, умения и навыки осуществления профессиональной деятельности; личностные качества, способности и отношения человека к природе, себе, другому [3].

Исходя из актуальности проблемы формирования основ коммуникативной культуры личности, можно сделать вывод что, коммуникативная культура является основой деятельности будущего специалиста и определяет его успешность.

Список литературы

1. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2011.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Р-н-Д, 1997.

3. Попова Е.А. Культурологическая направленность профессионально -педагогической подготовки студентов: Дис. канд. пед. наук. Ростов на Дону, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.