Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность воспитателя детского сада как фактор конструирования здоровьесберегающей среды развития ребенка'

Коммуникативная компетентность воспитателя детского сада как фактор конструирования здоровьесберегающей среды развития ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
514
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лайпанова Л.Х.-Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность воспитателя детского сада как фактор конструирования здоровьесберегающей среды развития ребенка»

Л.Х.-Д. Лайпанова

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА КАК ФАКТОР КОНСТРУИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Дошкольное детство является психологически уникальным возрастом, в период которого происходит становление представлений ребенка о возможных способах общения со взрослыми и сверстниками, усваиваются основные правила и средства передачи информации другому о своих потребностях, желаниях и отношении к нему, себе и ситуации взаимодействия.

Здесь особую роль играет способность взрослого организовать со-бытий-ную общность с ребенком, способствующую его прогрессивному развитию. Успешность этого взаимодействия во многом определяется психологической готовностью взрослого к конструктивному взаимодействию и уровнем развития его коммуникативной компетентности. В дошкольном детстве, попадая в условия детского сада, ребенок впервые оказывается один на один со сложными психологическими проблемами, возникающими в ходе общения. Анализ наблюдений за детьми 3-6 лет показывает, что эти проблемы можно объединить в следующие группы: самопре-зентация и завоевание определенного «желаемого» места в кругу общения; затруднения в оформлении речевых высказываний на вербальном и невербальном уровне; сложности ориентации в многообразии различных сигналов, поступающих от взрослых и сверстников в ситуации общения; затруднения в согласованности своего поведения и требований ситуации взаимодействия.

Напряжение, возникающее у ребенка в ситуациях общения, может порождать целый ряд негативных реакций, таких как агрессивность, упрямство, конфликтность, замкнутость, избегание ситуации взаимодействие с конкретными партнерами, вплоть до детского мутизма и логонервоза.

В качестве причин, порождающих затруднения ребенка в общении могут выступать как психофизиологические факторы, так и психологические, и социально-психологические. Вместе с тем именно взрослый играет ведущую, корректирующую роль в общении с ребенком, поэтому коммуникативная компетентность воспитателя позволяет в полной мере использовать потенциал ситуации взаимодействия для оптимального психологического развития ребенка.

Коммуникативная компетентность человека как субъекта профессиональной деятельности сегодня исследуется в психологии в различных аспектах, вместе с тем, существует дефицит работ, рассматривающих специфику содержания коммуникативной компетентности воспитателя детских дошкольных учреждений. Это порождает противоречие между востребованостью программ подготовки воспитателей в данном направлении и уровнем изученности коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность рассматривается как подсистема общей психологической компетентности.

Анализ теоретических и эмпирических исследований в области коммуникативной компетентности позволяет рассматривать ее как значимый фактор формирования здоровьесберегающей среды развития ребенка. Одной из главных задач педагогов дошкольных образовательных учреждений является сохранение, поддержка и развитие психологического здоровья ребенка. Воспитатель несет социальную ответственность за содержание, характер и психологическую цену тех новообразований, которые приобретает ребенок в период дошкольного детства. Как показывают исследования психологов, существует определенная связь между психологическим здоровьем человека и развитием способности позитивно решать проблемы межличност-

Раздел III. Прикладные вопросы психологии и педагогики

ного взаимодействия, быть успешным в общении (А.Г. Асмолов, А.С. Кондратьева, Т.Н.. Щербакова [1; 2; 3]). Однако компетентность ребенка развивается при взаимодействии с компетентным взрослым, который транслирует соответствующие паттерны коммуникативного поведения в ситуациях совместной деятельности и общении.

Компетентный взрослый транслирует ребенку психологически целесообразные способы разрешения конфликтных ситуации; позитивное отношение к себе; способы самоуправления и самоконтроля эмоциональных состояний; толерантность; эмпатийность и ассертивность; способы психологической поддержки партнера. Более того, компетентный взрослы, актуализирует мотивацию роста ребенка, его желание и интерес вступать в контакт, обеспечивает безопасность в общении, организует пространство взаимодействия, в котором каждый может свободно самовыражаться, одновременно обучаясь оптимальным способам общения в группе.

В конечном итоге психологически компетентное взаимодействие взрослого с ребенком обеспечивает сохранение и развитие психологического здоровья последнего, поддерживая его доверие к себе, другим и миру. К показателям психологического здоровья ребенка в современной психологии относят: стабильную адекватную самооценку; низкий уровень тревожности и фрустрированности; конструктивность; наличие выраженного познавательного и исследовательского интереса; открытость новой информации и новым контактом; удовлетворенность взаимодействием с окружающими и миром предметов, сопровождаемые чувством радости и удовольствия; готовность к сотрудничеству; позитивный образ будущего; способность самостоятельно оказать психологическую поддержку себе в ситуациях затруднения.

Вместе с тем на основании анализа проводимых нами исследований можно выделить ряд затруднений, которые испытывают воспитатели детских садов в профессиональном общении; к их числу относятся: низкий самоконтроль эмоциональных и функциональных состояний в общении; затруднения в оптимизации коммуникативного поведения детей с нестандартными реакциями: гиперактивность, агрессивность, заторможенность, замкнутость; неспособность подержания позитивного эмоционального тона на всем протяжении взаимодействия с ребенком; стереотипизация педагогических воздействий; недостаточно глубокое знание психологических особенностей данной возрастной группы; психологические манипуляции, наличие профессиональных масок в общении.

Результаты анкетирования воспитателей, родителей, администрации и бесед с детьми на предмет моделирования психологического портрета компетентного воспитателя, показывают, что существует определенный набор, типично выделенный всеми респондентами. К таким характеристикам относятся: открытость; эмоциональность; образность речи; толерантность; желание слушать и понимать ребенка; радость от общения с детьми; выдержка и терпеливость; доброта; честность; способность оказывать поддержку и увлекать за собой; способность легко и конструктивно разрешать конфликты; гибкость; справедливость; умение правильно использовать механизм педагогической оценки.

Дети в качестве приоритетных называют такие характеристики как доброта, открытость, желание поддержать, справедливость, красота речи, хорошее настроение, желание прийти на помощь. Очевидно, развитие именно этих качеств может быть положено в основу развивающих программ, направленных на становление коммуникативной компетентности воспитателей.

Более того, как показывают исследования кафедры психологии РО ИПК и ПРО к основным особенностям психологически безопасной здоровьесберегающей образовательной среды можно отнести: устойчивый позитивный эмоциональный тон взаимодействия, обеспечение возможности самовыражения ребенка; отсутствие манипуляций, психологического давления; минимизация авторитарных методов воздейст-

вия на фоне соблюдения четких правил; структурированность пространства и времени общения; минимизация действия фрустрирующих факторов и стрессоров; актуализация творческого потенциала ребенка; развернутость психологической поддержки.

Эффектное развитие коммуникативной компетентности воспитателя возможно в результате ее комплексного моделирования в рамках соответствующих коррекционно-развивающих программ в условиях повышения квалификации. Здесь, прежде всего, необходимо учитывать содержание ее составляющих.

В качестве содержательных компонентов выделяются (Т.Н. Щербакова [3]): специфические психологические знания. К ним относятся основы психологии общения и социальной перцепции; методов психологического воздействия и условий эффективной коммуникации; психологические умения: коммуникативные, социально-перцептивные, интерактивные, преобразовательные; профессионально-значимые коммуникативные качества: коммуникабельность, обаяние, эмпатийность, ас-сертивность, гибкость, инициативность, открытость, конгруэнтность, тактичность; система субъективного контроля: стратегического, тактического и операционального; компетентный стиль педагогического общения.

Учитывая обозначенные позиции, была разработана программа развития коммуникативной компетентности воспитателя, построенная по модульному типу и в качестве конечного результата предполагающая формирования компетентного индивидуального стиля. Программа включает ценностно-смысловой, мотивационный, диагностический, обучающий, рефлексивный, проективный и контрольный модули.

На первом этапе происходит формирования ценностно-смыслового отношения к коммуникативной компетентности как фактору профессиональной успешности. Мотивационный блок включает актуализацию мотивации компетентности и формирование личностного смысла участия в программе. Диагностический этап ориентирован на конструирование индивидуальной карты психологических затруднений в общении и выработку индивидуальной траектории развития. Обучающий этап включает спецкурс, коммуникативный тренинг, творческие задания. Рефлексивный блок нацелен на отработку саморефлексии и коррекцию программы саморазвития. Проективный этап связан с разработкой индивидуальных проектов реализации компетентного стиля в ситуации взаимодействия с конкретными группами детей. Контрольный блок посвящен проведению контролирующего эксперимента на оценку эффективности программы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1989. - С.206-220.

2. Кондратьева А.С. Связь когнитивной компетентности с проявлением внушаемости и ригидности в социальной перцепции // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1979. - №2.

3. Щербакова Т.Н. психологическая компетентность учителя: содержание, механизмы и условия развития. - Ростов н/Д, 2005.

М.В. Картавенко

КАЧЕСТВЕННАЯ СПЕЦИФИКА ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СЛОЕВ ОБРАЗА МИРА

Одним из основных объектов, который прямо или опосредованно изучает психология, является сознание человека. Знание о том, как устроено сознание - его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.