Л.Х.-Д. Лайпанова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА КАК ФАКТОР КОНСТРУИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Дошкольное детство является психологически уникальным возрастом, в период которого происходит становление представлений ребенка о возможных способах общения со взрослыми и сверстниками, усваиваются основные правила и средства передачи информации другому о своих потребностях, желаниях и отношении к нему, себе и ситуации взаимодействия.
Здесь особую роль играет способность взрослого организовать со-бытий-ную общность с ребенком, способствующую его прогрессивному развитию. Успешность этого взаимодействия во многом определяется психологической готовностью взрослого к конструктивному взаимодействию и уровнем развития его коммуникативной компетентности. В дошкольном детстве, попадая в условия детского сада, ребенок впервые оказывается один на один со сложными психологическими проблемами, возникающими в ходе общения. Анализ наблюдений за детьми 3-6 лет показывает, что эти проблемы можно объединить в следующие группы: самопре-зентация и завоевание определенного «желаемого» места в кругу общения; затруднения в оформлении речевых высказываний на вербальном и невербальном уровне; сложности ориентации в многообразии различных сигналов, поступающих от взрослых и сверстников в ситуации общения; затруднения в согласованности своего поведения и требований ситуации взаимодействия.
Напряжение, возникающее у ребенка в ситуациях общения, может порождать целый ряд негативных реакций, таких как агрессивность, упрямство, конфликтность, замкнутость, избегание ситуации взаимодействие с конкретными партнерами, вплоть до детского мутизма и логонервоза.
В качестве причин, порождающих затруднения ребенка в общении могут выступать как психофизиологические факторы, так и психологические, и социально-психологические. Вместе с тем именно взрослый играет ведущую, корректирующую роль в общении с ребенком, поэтому коммуникативная компетентность воспитателя позволяет в полной мере использовать потенциал ситуации взаимодействия для оптимального психологического развития ребенка.
Коммуникативная компетентность человека как субъекта профессиональной деятельности сегодня исследуется в психологии в различных аспектах, вместе с тем, существует дефицит работ, рассматривающих специфику содержания коммуникативной компетентности воспитателя детских дошкольных учреждений. Это порождает противоречие между востребованостью программ подготовки воспитателей в данном направлении и уровнем изученности коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетентность рассматривается как подсистема общей психологической компетентности.
Анализ теоретических и эмпирических исследований в области коммуникативной компетентности позволяет рассматривать ее как значимый фактор формирования здоровьесберегающей среды развития ребенка. Одной из главных задач педагогов дошкольных образовательных учреждений является сохранение, поддержка и развитие психологического здоровья ребенка. Воспитатель несет социальную ответственность за содержание, характер и психологическую цену тех новообразований, которые приобретает ребенок в период дошкольного детства. Как показывают исследования психологов, существует определенная связь между психологическим здоровьем человека и развитием способности позитивно решать проблемы межличност-
Раздел III. Прикладные вопросы психологии и педагогики
ного взаимодействия, быть успешным в общении (А.Г. Асмолов, А.С. Кондратьева, Т.Н.. Щербакова [1; 2; 3]). Однако компетентность ребенка развивается при взаимодействии с компетентным взрослым, который транслирует соответствующие паттерны коммуникативного поведения в ситуациях совместной деятельности и общении.
Компетентный взрослый транслирует ребенку психологически целесообразные способы разрешения конфликтных ситуации; позитивное отношение к себе; способы самоуправления и самоконтроля эмоциональных состояний; толерантность; эмпатийность и ассертивность; способы психологической поддержки партнера. Более того, компетентный взрослы, актуализирует мотивацию роста ребенка, его желание и интерес вступать в контакт, обеспечивает безопасность в общении, организует пространство взаимодействия, в котором каждый может свободно самовыражаться, одновременно обучаясь оптимальным способам общения в группе.
В конечном итоге психологически компетентное взаимодействие взрослого с ребенком обеспечивает сохранение и развитие психологического здоровья последнего, поддерживая его доверие к себе, другим и миру. К показателям психологического здоровья ребенка в современной психологии относят: стабильную адекватную самооценку; низкий уровень тревожности и фрустрированности; конструктивность; наличие выраженного познавательного и исследовательского интереса; открытость новой информации и новым контактом; удовлетворенность взаимодействием с окружающими и миром предметов, сопровождаемые чувством радости и удовольствия; готовность к сотрудничеству; позитивный образ будущего; способность самостоятельно оказать психологическую поддержку себе в ситуациях затруднения.
Вместе с тем на основании анализа проводимых нами исследований можно выделить ряд затруднений, которые испытывают воспитатели детских садов в профессиональном общении; к их числу относятся: низкий самоконтроль эмоциональных и функциональных состояний в общении; затруднения в оптимизации коммуникативного поведения детей с нестандартными реакциями: гиперактивность, агрессивность, заторможенность, замкнутость; неспособность подержания позитивного эмоционального тона на всем протяжении взаимодействия с ребенком; стереотипизация педагогических воздействий; недостаточно глубокое знание психологических особенностей данной возрастной группы; психологические манипуляции, наличие профессиональных масок в общении.
Результаты анкетирования воспитателей, родителей, администрации и бесед с детьми на предмет моделирования психологического портрета компетентного воспитателя, показывают, что существует определенный набор, типично выделенный всеми респондентами. К таким характеристикам относятся: открытость; эмоциональность; образность речи; толерантность; желание слушать и понимать ребенка; радость от общения с детьми; выдержка и терпеливость; доброта; честность; способность оказывать поддержку и увлекать за собой; способность легко и конструктивно разрешать конфликты; гибкость; справедливость; умение правильно использовать механизм педагогической оценки.
Дети в качестве приоритетных называют такие характеристики как доброта, открытость, желание поддержать, справедливость, красота речи, хорошее настроение, желание прийти на помощь. Очевидно, развитие именно этих качеств может быть положено в основу развивающих программ, направленных на становление коммуникативной компетентности воспитателей.
Более того, как показывают исследования кафедры психологии РО ИПК и ПРО к основным особенностям психологически безопасной здоровьесберегающей образовательной среды можно отнести: устойчивый позитивный эмоциональный тон взаимодействия, обеспечение возможности самовыражения ребенка; отсутствие манипуляций, психологического давления; минимизация авторитарных методов воздейст-
вия на фоне соблюдения четких правил; структурированность пространства и времени общения; минимизация действия фрустрирующих факторов и стрессоров; актуализация творческого потенциала ребенка; развернутость психологической поддержки.
Эффектное развитие коммуникативной компетентности воспитателя возможно в результате ее комплексного моделирования в рамках соответствующих коррекционно-развивающих программ в условиях повышения квалификации. Здесь, прежде всего, необходимо учитывать содержание ее составляющих.
В качестве содержательных компонентов выделяются (Т.Н. Щербакова [3]): специфические психологические знания. К ним относятся основы психологии общения и социальной перцепции; методов психологического воздействия и условий эффективной коммуникации; психологические умения: коммуникативные, социально-перцептивные, интерактивные, преобразовательные; профессионально-значимые коммуникативные качества: коммуникабельность, обаяние, эмпатийность, ас-сертивность, гибкость, инициативность, открытость, конгруэнтность, тактичность; система субъективного контроля: стратегического, тактического и операционального; компетентный стиль педагогического общения.
Учитывая обозначенные позиции, была разработана программа развития коммуникативной компетентности воспитателя, построенная по модульному типу и в качестве конечного результата предполагающая формирования компетентного индивидуального стиля. Программа включает ценностно-смысловой, мотивационный, диагностический, обучающий, рефлексивный, проективный и контрольный модули.
На первом этапе происходит формирования ценностно-смыслового отношения к коммуникативной компетентности как фактору профессиональной успешности. Мотивационный блок включает актуализацию мотивации компетентности и формирование личностного смысла участия в программе. Диагностический этап ориентирован на конструирование индивидуальной карты психологических затруднений в общении и выработку индивидуальной траектории развития. Обучающий этап включает спецкурс, коммуникативный тренинг, творческие задания. Рефлексивный блок нацелен на отработку саморефлексии и коррекцию программы саморазвития. Проективный этап связан с разработкой индивидуальных проектов реализации компетентного стиля в ситуации взаимодействия с конкретными группами детей. Контрольный блок посвящен проведению контролирующего эксперимента на оценку эффективности программы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1989. - С.206-220.
2. Кондратьева А.С. Связь когнитивной компетентности с проявлением внушаемости и ригидности в социальной перцепции // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1979. - №2.
3. Щербакова Т.Н. психологическая компетентность учителя: содержание, механизмы и условия развития. - Ростов н/Д, 2005.
М.В. Картавенко
КАЧЕСТВЕННАЯ СПЕЦИФИКА ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СЛОЕВ ОБРАЗА МИРА
Одним из основных объектов, который прямо или опосредованно изучает психология, является сознание человека. Знание о том, как устроено сознание - его